УДК 392.34
Е. В. Колчина, Л. М. Лойко
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В СОБРАНИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ)
Российский этнографический музей (РЭМ) является обладателем уникального наследия в сфере народной культуры. В результате многолетней экспедиционно-собирательской работы в РЭМ образовалась разноплановая коллекция этнографических предметов и фотоматериалов, характеризующих различные стороны традиционной культуры народа Волго-Уральского региона: коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, мордвы, марийцев, чувашей, башкир, татар. Коллекции по этнографии финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья является крупнейшим в Российской Федерации. Всего насчитывается порядка 25 тыс. предметов, большая часть которых по времени бытования относится к периоду от второй половины XIX до середины ХХ в. Основы коллекции отдела Поволжья и Приуралья были заложены в 1902-1914 гг., благодаря экспедиционно-собирательской деятельности, как сотрудников музея, так и его корреспондентов. Работа по комплектованию фондов отдела продолжается и в настоящее время. Экспонаты, собранные в течение более чем 100 лет, являются уникальной источниковедческой базой для исследователей, а также имеют большую востребованность в выставочной, методической, просветительной деятельности Российского этнографического музея.
Ключевые слова: Российский этнографический музей, этнографические коллекции, музейный предмет, этнокультурное наследие, традиционная культура.
Российский этнографический музей - один из крупнейших музеев мира, в собрании которого хранится более полумиллиона экспонатов, характеризующих традиционно-бытовую культуру более 150 народов Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Центральной Азии. Музей прошел несколько этапов своего развития, начиная от Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ), который был учрежден императором Николаем II Именным высочайшим указом от 13 апреля 1895 г. во исполнение воли и в память его отца императора Александра III.
В 1934 г. этнографический отдел получил статус самостоятельного музея и наименование Государственный музей этнографии. С 1977 г. музей становится научно-исследовательским учреждением, а с 1979 г. - научно-методиче-
ским центром этнографического музееведения. В 1991 г. - музей включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, с 1992 г. - музей носит название Российский этнографический музей (РЭМ).
Несколько поколений музейных сотрудников продолжают осуществлять основные задачи, заложенные в программу при создании музея: «Служить общему образованию путем наглядного обозрения собранных предметов».
В собрании РЭМ коллекции по этнографии финно-угорских и тюркских народов Поволжья и При-уралья являются одними из наиболее полных и разноплановых, большая часть экспонатов по времени бытования относится к периоду со второй половины XIX до середины ХХ в. В целом данное собрание является крупнейшим в Российской Федерации.
Среднее Поволжье и Приуралье - уникальный регион. Многовековые связи проживающих здесь народов привели к формированию у них общего регионального слоя культуры, который в разной степени охватил хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. В то же время этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их самобытных национальных культур. Следует отметить, что большинство собирателей приобретали предметы быта сразу у нескольких народов, что давало возможность сопоставления собранных экспонатов и их анализа. Эта плеяда исследователей посвятила большую часть своей жизни делу изучения культуры и быта народов одного из самых многонациональных регионов России.
В результате многолетней экспедиционно-со-бирательской работы в РЭМ образовалась разноплановая коллекция этнографических предметов и фотоматериалов, характеризующих различные стороны традиционной культуры народа Волго-Уральского региона: коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, мордвы, марийцев, чувашей, башкир, татар. Широкий географический и тематический охват материалов фондов, значительные хронологические рамки коллекций дают возможность выявить локальные варианты этнических групп представленных этносов.
Основы коллекции отдела Поволжья и Приуралья были заложены в 1902-1914 гг. Следует отметить, что в дореволюционный период в ЭО РМ не существовало выделенного отдела народов Поволжья и Приуралья, поэтому, зачастую региональные этнографические памятники приобретались бессистемно и входили в состав сборных коллекций. Среди первых сотрудников музея, приобретавших начале ХХ в. бытовые предметы у народов Волго-Уральского региона был заведующий Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III востоковед А. А. Миллер.
Появлением в фондах экспонатов, характеризующих культуру касимовских и уфимских татар, музей обязан сотруднику ЭО А. К. Сержпутов-скому. В 1915 г. в Рязанской губернии им было обследовано около 10 сел, в которых проживали касимовские татары, в 1917 г. исследователь работал в селах Бирского уезда Уфимской губернии. Им были собраны разнообразные предметы: одежда для взрослых и детей, утварь, атрибуты, связанные с религиозными верованиями.
Комплектование коллекций в дореволюционный период производилось и иными путями. Ряд памятников был передан в музей после экспонирования на различных выставках, например, Парижской всемирной (1900 г.), Всероссийской кустарной (1902 г.) и проч. Следует отметить, что часть предметов, демонстрировавшихся на Первой этнографической выставке в Москве (1867 г.), а также на Кустарно-промышленной выставке (1925 г.) также были переданы в Государственный музей этнографии народов СССР в 1948 г. из расформированного Музея народов СССР.
Довольно многочисленный пласт собрания представляют экспонаты, поступившие в ЭО РМ от коллекционеров-любителей. Зачастую, коллекции выкупались у владельцев. В 1900 г. у коллекционера К. Д. Долматова музеем было выкуплено значительное количество образцов чувашской, марийской, удмуртской вышивки.
Многочисленные украшения (татарские, чувашские, башкирские) поступили в музейный фонд в начале ХХ в. от известных коллекционеров И. Абдурашидова (владельца «Магазина редкостей и древностей» в Казани) и Ф. М. Плюшкина (купца первой гильдии, почетного гражданина и члена городской управы Пскова).
Особого внимания заслуживают экспонаты, собранные коллекционерами Шабельскими. Большая часть коллекции была выкуплена императором Николаем II и поступила в качестве дара в ЭО РМ в 1906 г. Относящиеся к культуре разных народов региона традиционные украшения, образцы вышивки, одежда и головные уборы являются одними из наиболее ранних по времени бытования экспонатов собрания.
В 1905 г. в музей поступают коллекции от В. П. Шнейдер - художницы, искусствоведа, собирателя памятников народного искусства, корреспондента ЭО РМ. В их составе - образцы женской одежды, головных уборов, украшений, обуви (мордва, чуваши, татары).
Отдельные предметы, характеризующие традиционную культуру коми, были приобретены также у коллекционеров-собирателей в 1904-1914 гг. В числе дарителей были такие известные деятели культуры и науки как литератор и философ К. Ф. Жаков, финский исследователь У. Т. Сирели-ус, руководитель Печорской Естественно-исторической станции при Императорской Академии наук в с. Усть-Цыльма (Печорский уезд Архангельской губернии) А. В. Журавский.
К сожалению, экспонаты, поступившие от коллекционеров, не ставивших перед собой исследовательских целей, были достаточно слабо аннотированы, что осложняло последующую научную работу с данными памятниками.
Поскольку в первые годы существования ЭО РМ его штат состоял из четырех человек, возникла необходимость привлекать к работе по комплектованию региональных фондов корреспондентов -учителей, священнослужителей, топографов, военных, мещан, купцов, крестьян, ремесленников. Особую роль в сборе коллекций сыграли ученые -знатоки поволжской этнографии, осуществлявшие работу в регионе по Программе сбора предметов старины, составленной учредителями музея.
Большую лепту в формирование фондов отдела Поволжья и Приуралья внес профессор Казанского университета, корреспондент Этнографического Отдела Русского музея императора Александра III, член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете И. Н. Смирнов. С 1902 по 1904 г. он приобрел для музея 7 коллекций, которые охватывают широкий спектр этнографических тем, давая представительную характеристику традиционной культуры различных финно-угорских и тюркских народов Волго-Камского региона как на основных территориях их проживания, включая контактные зоны, так и за их пределами.
Предметы костюмного комплекса, украшения, утварь, орудия труда, музыкальные инструменты, а также чрезвычайно ценная часть собрания - культовые атрибуты поступили в музей в 1906-1912 гг. в составе коллекций С. И. Руденко - известного ученого, археолога, этнографа, антрополога (впоследствии - профессора кафедры географии и антропологии Томского государственного университета, доктора технических наук, главу лаборатории археологической технологии Института истории материальной культуры, также возглавлявшего Отделение этнографии Географического общества СССР при АН СССР (до 1938 - РГО), являясь его членом с 1911 г.). Поступившие в музей памятники характеризуют разные аспекты материальной и духовной культуры башкир, чувашей, мордвы, марийцев, зауральских коми.
Г. Н. Ахмаров (историк, этнограф, педагог, общественный деятель, член Общества учителей Казанской губернии, член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете) в 1906-1907 гг. приобрел для ЭО РМ 5 зна-
чительных коллекций, предметы которых демонстрировали самобытную культуру казанских татар.
Появление в фондах музея в 1906-1908 гг. памятников культуры костромских татар связано с собирательской деятельностью краеведа-этнографа, члена Костромского общества краеведения Н. Н. Виноградова.
К числу корреспондентов музея относился и И. К. Зеленов - краевед, народный учитель из села Шаркан Сарапульского уезда Вятской губернии (впоследствии - сотрудник Пермского научно-промышленного музея, преподаватель кафедры этнографии Нижегородского университета). Среди многочисленных и разнообразных экспонатов его коллекций особый интерес представляют материалы, характеризующие культуру вотяков (удмуртов). Начиная с 1904 г., им было приобретено для
30 РМ 10 коллекций, в которые входили детали костюма, образцы вышивки и ткачества, утварь, культовые атрибуты, а также чрезвычайно ценные для музея предметы детского комплекса.
С 1908 г. в тесном контакте с ЭО РМ работал М. Е. Евсевьев, преподаватель инородческой учительской семинарии в Казани, первый исследователь и просветитель мордовского народа. Собранные им на территории Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Саратовской губерний этнографические коллекции, содержат, в основном, предметы одежды, среди которых есть раритетные вещи, бытовавшие в период ранее XIX в. и представляющие реликтовые явления в истории развития одежды. Всего для музея им приобретена
31 коллекция.
Собирателем-подвижником, ставшим корреспондентом музея со студенческой скамьи (как и С. И. Руденко), был С. И. Сергель. Он собрал для музея 7 полноценных коллекций, достаточно полно характеризующих различные стороны традиционной культуры коми-зырян. Приобретенные памятники составили костяк дореволюционного собрания по этнографии этого народа.
Одним из известных собирателей музея был художник В. А. Плотников. Результатом его поездки в Соликамский и Чердынский уезды Пермской губ. 1908 г. стала большая коллекция предметов, относящихся к культуре и быту коми-пермяков. Кроме экспонатов и фотографий А. В. Плотниковым в фонды музея были переданы акварельные рисунки этнографического характера, выполненные им во время его экспедиционных поездок.
В 1926 г. по заданию ЭО командировку в Усть-Куломский район Коми Автономной области (в современном административном делении - Троицко-Печорский районы Республики Коми) совершил сотрудник музея Л. Л. Капица. В ходе экспедиции была собрана разнообразная по составу коллекция предметов быта и материальной культуры коми-зырян: предметы охоты, рыболовства, скотоводства, промыслов, народной медицины, в том числе, связанных с культурой и бытом коми старообрядцев-беспоповцев.
В числе собирателей следует назвать и имя известного исследователя чувашской культуры, историка, этнографа, фольклориста, профессора Казанского университета Н. В. Никольского. Им были собраны и переданы в музей три коллекции, в которых представлен обширный материал по традиционному костюму, а также культовые атрибуты.
В 1930-е гг. в отечественном музееведении и этнографии формируется новая концепция комплектования фондов и собирательской работы. Если в 1920-х гг. сбор экспонатов для музейных собраний проводился с целью сохранения выдающихся этнографических артефактов, а также документирования процесса развития этнической культуры, то, спустя десятилетие, основной задачей стал сбор вещей для вновь строящихся экспозиций и выставок. Такой подход нашел отражение и на составе приобретаемых коллекций этнографических предметов. Целенаправленное комплектование фонда памятников традиционной культуры народов Волго-Уральского региона стало возможным после создания в 1938 г. секции «Народов Поволжья» Государственного музея этнографии народов СССР. В 1940 г. секция была официально переименована в отдел. Его работу возглавил Г. А. Никитин, а впоследствии - его супруга и сподвижница Т. А. Крюкова. Они внесли огромный вклад в дело дальнейшего формирования коллекционного фонда отдела и восполнения лакун в собрании. Т. А.Крюкова, будучи известным исследователем культуры марийского народа, занималась изучением и других народов региона. Всего за свою многолетнюю научно-собирательскую деятельность Т. А. Крюкова (часто совместно с другими сотрудниками отдела М. А. Браун, Е. Н. Котовой и др.) пополнила фонды отдела 68 коллекциями.
Как уже отмечалось выше, в 1948 г. музею были переданы многочисленные разнообразные экспона-
тов из Государственного музея народов СССР (г. Москва), сформированного в свое время на основе Дашковского и Румянцевского музеев. В 1920-30-е гг. его сотрудники очень успешно занимались экспедиционно-собирательской работой. Были сформированы и работали такие крупнейшие экспедиции как Восточно-Финская (1925-1926 гг.), руководимая Б. М. Соколовым и Вотская (1930-33 гг.) во главе с М. М. Маркеловым. К сожалению, ряд экспонатов, поступивших в Государственный музей этнографии, утратил подробные аннотации, поскольку в ходе передачи составлялись зачастую формальные описания, снижающие научную ценность этнографических памятников. Однако данное поступление в собрание музея значительно пополнило коллекции фондов Поволжья и Приуралья.
Толчок целенаправленному и планомерному экспедиционному обследованию территорий Вол-го-Уральского региона дало Всесоюзное этнографическое совещание 1956 г., на котором вновь был поставлен вопрос о необходимости систематического изучения всей территории Советского Союза [Резолюция, 1956, с. 138-141]. Наряду с другими этнографическими учреждениями в осуществление этой задачи включился и Государственный музей этнографии. Семилетним планом работы музея были предусмотрены экспедиции в первую очередь в те районы, которые не были исследованы этнографами ранее. Существенные пробелы отмечались и в ряде региональных коллекций. В 1958 г. в плане отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, которым руководила с 1944 г. Т. А. Крюкова, появляется пункт о необходимости полевого обследования всех районов расселения народов коми (зыряне, ижемцы, пермяки), башкир, удмуртов.
Следует заметить, что особенностью комплектования музейных коллекций с 1930-х по 1970-е гг. была жесткая привязка к работе по строительству новых экспозиций музея. Одним из главных направлений в деятельности музеев в тот период стало «документирование современности, понимаемой как сиюминутная действительность», поэтому собирателей ориентировали на «сбор экспонатов, характеризовавших урбанизированные формы современной культуры» [Шангина, 1992, с. 139-143].
С этой задачей блестяще справлялся отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья. В конце 1950-х гг. возобновилась после длительно-
го перерыва собирательская и исследовательская деятельность сотрудников музея на территории Коми АССР и Коми-Пермяцкого национального округа. В основном, целенаправленное комплектование фонда этнографических памятников народов коми с этого времени связано с именем М. А. Браун. Благодаря её экспедиционно-собирательской деятельности в десяти районах Автономной республики Коми, четырех районах Коми-пермяцкого национального округа и в Афанасьевском районе Кировской области у зюздинских коми-пермяков музейный фонд за 1959-1968 гг. увеличился почти на тысячу экспонатов (14 коллекций).
В 1960-80 гг. коллекции отдела пополнялись благодаря экспедиционным сборам его сотрудников С. А. Авижанской, Е. Н. Котовой, Л. Л. Добра-чевой, А. Ю. Заднепровской. Предметы убранства жилища, хозяйственные и промысловые орудия, атрибуты культов, элементы костюма, приобретенные исследователями у удмуртов, башкир, мордвы, марийцев, татар, чувашей позволяют установить хронологию изменений в историко-бытовом комплексе этих народов с конца XIX и на протяжении ХХ вв. С 1970-х гг. и вплоть до настоящего времени работа по комплектованию собрания и изучению этнографии народов региона (преимущественно, в контактных зонах) продолжается благодаря ведущему научному сотруднику РЭМ, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Л. М. Лойко.
Начиная с 1965 г. сотрудники отдела планировали экспедиционные поездки не только с учетом необходимости заполнения лакун в собрании отдела, а также для приобретения предметов ДПИ и изделий легкой промышленности, имеющих выраженные этнические черты. Следует заметить, что в советский период разработка основных технологических стандартов для швейной промышленности осуществлялась моделирующими организациями - центральным и республиканскими Домами моделей. Однако в каждом регионе предприятия и объединения, выпускающие одежду массового спроса по нормативам ГОСТов, создавали наряды, в декоре которых, как правило, использовали самобытные художественные приемы. В автономных республиках, национальных округах существовали швейные фабрики, производственные ресурсы которых были ориентированы на создание своеобразных костюмов, отражающих художественную выразительность традиционного
наряда. Это достигалось за счет использования тканей особых фактур, а также вышитого, тканого или аппликативного декора с элементами народной орнаментики. В ряде объединений существовали специализированные цеха, ориентированные на воссоздание традиционной вышивки. Для этой работы часто привлекали мастериц из сельской местности, где самобытное ремесло еще сохранялись. Художественные советы на производстве, разрабатывая декор, обращались к первоисточнику - народному костюму для выявления наиболее характерных этнических мотивов. В 1960-1980 гг. большим спросом пользовалась одежда массового спроса строче-вышивальной фабрики «Труженица» (Марийская АССР), объединение художественных промыслов «Паха-Тере» (Чувашская АССР), фабрики «Мордовские узоры» (Мордовская АССР), изделия художественно-производственного объединения «Агидель» (Башкирская АССР). Мастера производственного объединения национальной обуви в г. Арске и артели «Тукай» (Татарская АССР) изготавливали из узорной кожи красочную обувь, сумки, перчатки, воспроизводя традиционные художественные мотивы. Пластическое и художественное своеобразие отличало изделия экспериментальных цехов и комбинатов народных промыслов, творчески интерпретирующих народный стиль через использование современных материалов и технологий. Например, мастера Сыктывкарского экспериментального объединения художественных промыслов (Коми АССР) создавали на основе старинных образцов рукавицы, перчатки, носки, а производственное объединение «Бисеринка» (Мордовская АССР) - украшения из бисера, традиционно используемого в народном костюме. В собрании музея имеется большой пласт изделий, выпускаемых различными комбинатами региона в 1950-1980 гг. Со второй половины ХХ в. для пополнения фондов отдела народов Поволжья и Приуралья начинают активно приобретаться изделия народных мастеров, которые творчески используют в своих произведениях традиционные мотивы и технологические приемы.
К настоящему времени экспонаты фондов отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья представляют собой полноценную источниковую базу, эти материалы в значительной степени обобщены и типологизированы. Однако экспеди-ционно-собирательское направление продолжает оставаться одним из приоритетных и в исследо-
вательской деятельности отдела, и в работе по комплектованию его коллекций. Это обусловлено, с одной стороны, стремлением зафиксировать этносоциальные процессы, которые происходят в регионе в настоящее время, а с другой стороны -потребностями музея в постоянном пополнении его коллекций, как памятниками традиционной культуры, так и экспонатами, отражающими этническую специфику современной культуры.
Особенностью полевой работы последнего десятилетия является ее исследовательская направленность, которая реализуется в рамках следующих направлений: «Финно-угорская регионалистика», «Тюркская регионалистика», «Территории контактного проживания финно-угорского и тюркского населения», Этноконфессиональные группы (старообрядцы).
Исследовательская, а так же взаимосвязанная с ней экспедиционно-собирательская деятельность сотрудников отдела определяется утвержденными индивидуальными научными темами «Христианство и народная культура» (Чувьюров А. А.), «Ислам как образ жизни» (Лойко Л. М.), «Финно-угорские и тюркские этнокультурные связи» (Лойко Л. М., Мишуринская О. В.), «Особенности социализации детей у народов Поволжья и Приуралья», «Традиционная система питания» (Колчина Е. В.), «Текстиль в традиционной культуре татарского народа» (Мишуринская Л. И.), «Обряды жизненного цикла марийцев» (Песецкая (Кирсанова) А. А.), «Традиционный чувашский костюм» (Кашпар Н. Ю.).
Однако данная тематика не ограничивает участников экспедиций в плане сбора вещевого материала, поскольку с каждым годом количество памятников музейного значения в регионе сокращается. Зачастую план комплектования фондов оказывается не выполненным, однако отсутствие желаемых вещей компенсируется иными приобретениями. Не вызывает сомнения необходимость приобретения артефактов, изготовленных до середины ХХ в., которые призваны восполнить лакуны в собрании музея. Это относится, прежде всего, к артефактам, бытовавшим в культуре локальных этнографических групп, неохваченных или слабо исследованных собирателями прошлых лет.
Следует заметить, что в последние годы сбор полевого материала ведется также с учетом возможности активного его использования в научно-методической работе. В рамках ежегодных стажировок РЭМ неизменный интерес вызывают
лекции, сопровождаемые практическими занятиями по различным видам домашних ремесел и женского рукоделия: вышивке, ткачеству, лоскутному шитью и проч. Занятия по овладению различными традиционными технологиями проводятся на основании образцов из фондов Российского этнографического музея. Для подготовки и проведения мастер-классов сотрудники музея в полевых условиях зачастую приобретают вещи, представляющие интерес именно с этой точки зрения: заготовки для создания различных изделий (из дерева, ткани, кожи), материалы (например, нити растительного и животного происхождения) и сырье.
В последние десятилетия пополнение фондов происходит также как и при создании музея благодаря поступлениям даров от представителей национальных сообщества Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Перми. Таким образом, обеспечивается преемственность между современными фондообразователями и теми, кто более сотни лет назад заложил основы музейного собрания.
В настоящее время в фондах отдела имеется порядка 25 тысяч единиц хранения. Памятники традиционной культуры народов региона в собрании музея представлены, прежде всего, костюмными комплексами, в которые входят одежда, головные уборы, украшения, обувь. Эти предметы отражают эволюцию традиционных форм в одежде на протяжении без малого 200 лет вплоть до настоящего времени. Значительный пласт собрания - образцы вышивки и головных уборов, поступивших в музей в начале ХХ в. Данные экспонаты наглядно демонстрируют типологические ряды этнографических памятников конца ХК - начала ХХ вв.
Часть собрания представлена музейными предметами, демонстрирующими особенности традиционного жилища (стационарного и кочевого), его внешнего и внутреннего убранства. Это мебель, интерьерный текстиль, утварь из кожи, металла, глины и дерева, использовавшейся для приготовления и хранения пищи.
Сельскохозяйственные и скотоводческие орудия дают полное представление о хозяйственно-культурных типах финно-угорских и тюркских народов региона. Музейные экспонаты позволяют раскрыть такие этнографические темы, как «Пивоварение», «Бортничество» и проч. Атрибуты охоты и рыбной ловли, характеризуют особенности промыслового инвентаря (коми, марийцев, башкир, чувашей) в конце Х!Х - середине ХХ вв.
Ремесла, традиционно распространенные в регионе - деревообработка, кулеткачество, вой-локоваляние, узорное ткачество, узорное вязание, набойка, лоскутное шитье и прочие, достаточно полно раскрываются благодаря экспонатам фондов. Этнографические памятники позволяют продемонстрировать как вещеведческий, так как технологический аспекты данных видов деятельности.
Атрибуты православия и ислама, а также предметы языческих культов представляют собой уникальную часть собрания. Большинство памятников, поступивших в музей, датируются ХК - начала ХХ вв. Приобрести культовые памятники всегда представлялось чрезвычайно сложной задачей и наличие таковых в фонах РЭМ подчеркивает высокий уровень профессионализма музейных собирателей. Около сотни экспонатов, характеризующих народные верования удмуртов, чувашей, марийцев, уникальны.
В собрании имеется небольшая, но чрезвычайно ценная коллекция моделей хозяйственных построек, орудий труда и промыслов, по времени изготовления относящихся к середине ХК - началу ХХ вв.
Предметы, объединенные темой «Традиционное воспитание детей у народов Поволжья и Приуралья» (игрушки для детей разных возрастов, приспособления для переноски детей и обучению ходьбе, колыбели), раскрывают различные аспекты социализации детей у народов региона.
Хранящиеся в собрании музея исторические фотографии, выполненные, прежде всего, в ходе экспедиций, документируют различные аспекты традиционной культуры в контексте конкретного этнического пространства. На них запечатлены различные стороны жизни и быта народов Вол-го-Уральского региона, общий вид поселений, хозяйственные занятия, жилище, антропологические типы, жанровые сцены и проч.
Уникальное этнокультурное наследие народов Поволжья и Приуралья в собрании РЭМ создавалось несколькими поколениями собирателей. Экспонаты, собранные в течение более чем 100 лет, являются уникальной источниковедческой базой для исследователей, а также имеют большую востребованность в выставочной, методической, просветительной деятельности Российского этнографического музея.
ЛИТЕРАТУРА
Резолюция, 1956 - Резолюция этнографического совещания 1956 года // Советская этнография. 1956. № 3. С. 138-141.
Шангина, 1992 - Шангина И.И. Концепция комплектования собраний этнографических музеев (30-50 годы ХХ в.) // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (ХК-ХХ вв.): Сб. научн. трудов. СПб.: Гос. музей этнографии, 1992. 228 с.
REFERENCES
Rezolyuciya, 1956 - Rezolyuciya etnograficheskogo soveshchaniya 1956 goda // Sovetskaya etnografiya. 1956. № 3. S. 138-141. (in Russian)
Shangina, 1992 - Shangina I. I. Koncepciya kom-plektovaniya sobranij etnograficheskih muzeev (30-50 gody ХХ v.) // Iz istorii formirovaniya etnograficheskih kollekcij v muzeyah Rossii (Х1Х-ХХ vv.): Sb. nauchn. trudov. SPb.: Gos. muzej etnografii, 1992. 228 s. (in Russian)
E. V. Kolchina, L. M. Loiko
HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLES OF VOLGA AND URAL REGIONS IN THE COLLECTION OF THE RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM
(ACQUISITION HISTORY)
The Russian Ethnographic Museum (REM) is the owner of a unique heritage of folk culture. As a result of many years of expedition and gathering work in the REM, a diverse collection of ethnographic objects and photographic materials has been formed that characterize various aspects of the traditional culture of the people of the Volga Ural region: Komi-Zyryan, Komi-Permyakov, Udmurt, Besermy, Mordovians, Mari, Chuvash, Bashkir, Tatar. Ethnographic collections of the Finno-Ugric and Turkic peoples of the Volga region and the Ural region are the largest in the Russian Federation. In total, there are about 25 thousand items, most of which belong to the period from the second
half of the 19th century to the middle of the 20th century. The foundations of the collection of the Volga and Priurals department were laid in 1902-1914, thanks to the expedition and collecting activity of both the museum staff and its correspondents. Work on completing the department funds continues to this day. The exhibits, collected for more than 100 years, are a unique source study base for researchers, and also have great relevance in the exhibition, methodological, educational activities of the Russian Ethnographic Museum.
Keywords: The Russian Ethnographic Museum, museum item, ethnographic collections, ethnocultural heritage, traditional culture.
Колчина Елена Викторовна,
заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья,
Российский этнографический музей (Санкт-Петербург, Россия) [email protected]
Лойко Лидия Михайловна,
ведущий научный сотрудник, отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья, Российский этнографический музей (Санкт-Петербург, Россия) [email protected]
Kolchina Elena Viktorovna,
Head of the Department of Ethnography of the Peoples
of the Volga and Ural,
The Russian Museum of Ethnography
(St. Petersburg, Russia)
Loiko Lydia Mihajlovna,
Researcher of the Department of Ethnography of the
Peoples of the Volga and Ural,
The Russian Museum of Ethnography
(St. Petersburg, Russia)