Научная статья на тему 'О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов'

О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА НИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / HIGH EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY MONITORING / EFFECTIVE CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусева Н.Н.

Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и совершенствованием системы оценки качества образовательной деятельности в вузе, влияющей на конечный резуль тат подготовку компетентного выпускника. Анализируя традиционные элементы системы качества, автор предлагает ввести новые, которые позволяют оценить каче ство высшего образования с учетом современных требований, предъявляемых к образо вательной деятельности вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative system of evaluation of education activities and it’s results

This article discusses issues related to the development and improvement of the educational ac tivities quality assessment system at an institution of higher learning, affecting the final result, i.e. training of competent graduates. Analyzing the traditional elements of the quality system, the author proposes to introduce some new ones which make it possible to evaluate the higher education quality with due consideration of modern requirements set for educational activities of an institution of higher learning.

Текст научной работы на тему «О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов»

УДК 378.1

Н.Н. ЛАГУСЕВА

□ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и совершенствованием системы оценки качества образовательной деятельности в вузе, влияющей на конечный результат - подготовку компетентного выпускника. Анализируя традиционные элементы системы качества, автор предлагает ввести новые, которые позволяют оценить качество высшего образования с учетом современных требований, предъявляемых к образовательной деятельности вуза.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная деятельность, качество образования, мониторинг качества образования, эффективный контракт.

This article discusses issues related to the development and improvement of the educational activities quality assessment system at an institution of higher learning, affecting the final result, ie. training of competent graduates. Analyzing the traditional elements of the quality system, the author proposes to introduce some new ones -which make it possible to evaluate the higher education quality -with due consideration of modern requirements set for educational activities of an institution of higher learning.

Key -words: high education, educational activity, education quality, education quality monitoring, effective contract.

Оценка качества образовательной деятельности является основным вопросом, занимающим умы чиновников Министерства образования и науки и Рособрнадзора Российской Федерации, а также администрацию и ректорат любого вуза. Система оценки качества сложилась давно, но она подвержена корректировке в соответствии с изменениями, происходящими в сфере образования, и внедрением разного рода инноваций.

На основе изучения практики деятельности других вузов и научных источников [1-4] мы пришли к выводу, что качество образовательной деятельности оценивается, как правило, по пяти

© Лагусева Н.Н., 2016

основным глобальным критериям: качество профессорско-преподавательского состава (ППС), качество подготовки абитуриентов, качество образовательной среды вуза, качество образовательных технологий и качество государственных образовательных стандартов.

Исходя из накопленного опыта образовательной деятельности в РМАТ и современных реалий, мы добавили в лепестковую диаграмму оценки качества образовательной деятельности такие немаловажные критерии, как требования работодателей, трудоустройство выпускников, мотивацию студентов, качество проводимых мониторин-гов (рис.).

Теперь посмотрим, как мы можем повлиять на каждый из этих критери-

Рис. Лепестковая диаграмма оценки качества образовательной деятельности

ев, чтобы оценка качества образовательной деятельности была объективна и востребована.

Есть четыре критерия, на которые мы повлиять не можем или можем, но только косвенно: качество государственных образовательных стандартов, требования работодателей и трудоустройство выпускников, качество подготовки абитуриентов.

Опыт образовательной деятельности показывает, что использование в качестве критериев качества образования степени его соответствия государственным образовательным стандартам вместо степени удовлетворения потребителей не соответствует мировой практике, мешает развитию российского высшего образования, способствует его бюрократизации, приводит к ненужным затратам труда.

Так, на примере анализа федеральных государственных образователь-

ных стандартов (ФГОС) третьего поколения по ряду образовательных программ мы видим, что, несмотря на их компетентностный характер, они содержат многочисленные недоработки и неточности в формулировках как профессиональных, так и общекультурных компетентностей. В связи с отсутствием объективного инструментария проверки наличия компетент-ностей, требуемых ФГОС, возникает серьезная проблема контроля соответствия подготовки студентов требованиям ФГОС третьего поколения. Тем не менее мы должны их выполнять.

Требования работодателей могут и должны влиять на качество образовательной деятельности в вузе в том смысле, что мы не сможем подготовить конкурентоспособного специалиста, бакалавра или магистра, если не будем эти требования учитывать.

В РМАТ в той или иной мере внедрены в образовательный процесс совместно с работодателями: руководство практикой, договоры о трудоустройстве, привлечение к участию в итоговой аттестации. Предстоит внедрить руководство дипломными проектами, привлечение к подготовке основной образовательной программы, участие в мониторинге качества образования, составление заявок на разработку дипломных проектов.

Трудоустройство выпускников - этот элемент предлагаемой нами инновационной системы оценки качества образовательной деятельности в настоящее время стал критерием оценки эффективности вуза, поэтому не учитывать его в системе оценки качества образовательной деятельности РМАТ мы не можем. Сейчас мы мало знаем о своих выпускниках и еще меньше участвуем в их трудоустройстве, а это может негативно отражаться как на качестве подготовки выпускников, так и на имидже вуза.

Качество подготовки абитуриентов. Когда этот критерий ввели в мониторинг, он сразу получил негативные отзывы, поскольку логично было бы по нему проверять качество образовательной деятельности школы, а не вуза. Тем не менее, чтобы получить качественно подготовленных абитуриентов, мы можем, во-первых, повысить проходной балл ЕГЭ, что, конечно, повлияет на качество, но повлияет и на количество абитуриентов, что не в наших интересах. Во-вторых, если заниматься не просто рекламной деятельностью в школах, а действительно про-фориентационной работой (проводить занятия, формировать группы по дополнительному образованию и др.), то это может помочь в отборе и мотива-

ции абитуриентов. В-третьих, проведение олимпиад для школьников. Конечно, трудоемко, но может быть полезно.

Теперь остановимся на тех элементах, на которые мы можем влиять, изменять и повышать их уровень.

Качество профессорско-преподавательского состава. Традиционными показателями данного критерия являются «остепененность» профессорско-преподавательского состава и периодичность повышения квалификации, участие в научной работе. Мы считаем, что на качество профессорско-преподавательского состава можно повлиять, если ввести такие показатели, как рейтинг преподавателей (анкетирование «преподаватель глазами студента»), конкурс педагогического мастерства, личный кабинет преподавателя в корпоративной информационной системе (КИС) и эффективный контракт.

Немного остановлюсь на эффективном контракте. Многие как государственные, так и частные вузы страны перешли или переходят на этот вид контракта. В чем его особенность?

«Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг».

Эффективный контракт предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Такое нормирова-

ние позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого работника. Поэтому введение эффективного контракта должно повлечь за собой оптимизацию штата работников и структуры заработной платы.

Конкурс педагогического мастерства, который мы проводим в РМАТ, показывает, что это верный подход, поскольку стимулирует к повышению эффективности деятельности как педагогов, так и студентов, помогает увидеть уровень использования образовательных технологий педагогами в учебном процессе, происходит также обмен педагогическим опытом и мастерством.

Формирование личного кабинета преподавателя в системе КИС может обеспечить более высокое качество подготовки и контроля учебной деятельности студентов заочного обучения, второго высшего образования, а также будет виден уровень подготовки учебно-методического обеспечения дисциплины каждым преподавателем, его периодическое обновление и др.

Рейтинг преподавателей вуза связан и с эффективным контрактом, и с оценкой преподавателей студентами, и с имиджем каждого педагога.

Мотивация студентов. Это важный критерий, поскольку, если студент не мотивирован на учебную и на будущую профессиональную деятельность, трудно ждать от него высокого качества знаний и сформированности компетенций. Что влияет на мотивацию? Конечно, практики и зарубежные стажировки позволят студенту окунуться в профессию и понять, нужно ли это ему. Международные программы также могут быть достаточно привлекательными и мотивировать студентов к изучению языка и формированию дру-

гих компетенций. Это то, что есть в Академии.

В этом году со второго семестра мы ввели балльно-рейтинговую систему, которая позволяет кардинально изменить подходы к контролю и оценке качества образования студентов. Контроль качества знаний студентов - один из основных компонентов оценки качества образования, важнейший элемент педагогической системы и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

Введение рейтинговой системы контроля знаний позволяет повышать активность и качество работы студентов в течение семестра и всего периода обучения, более объективно оценивать уровень знаний и творческих способностей студентов в группе, потоке, на курсе и определять их дальнейший путь обучения как бакалавра, прогнозировать успеваемость студентов на последующих этапах обучения, а также развивать у них такие социально значимые качества личности, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность, стремление освоить изучаемую дисциплину.

В этом году мы включились в программу «Эразмус +» по развитию академической мобильности студентов, отправив заявки в Университет Мик-келе (Финляндия) и в Университет прикладных наук (Литва). Чем еще можно мотивировать студентов? Если мы будем реально помогать им в трудоустройстве, это будет положительно влиять на мотивацию и качество обучения, если, например, будем трудоустраивать несколько лучших студентов, имеющих самый высокий рейтинг по тому или иному направлению.

Студенты недостаточно информированы о том, что, обучаясь в Академии, они еще могут получить дополнительное образование через Центральные туристские курсы, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Качество образовательных технологий. Повышение квалификации педагога, его участие в мастер-классах и конкурсах педагогического мастерства, безусловно, содействует изменению качественного уровня преподавания и обучения. Создание личного кабинета преподавателя и работа в нем также влияют, как уже говорилось выше, на качество образовательной деятельности, да и облегчают работу педагога и его информированность о качестве подготовки студентов.

Качество мониторинга образовательной деятельности. Этот компонент складывается из внешних мони-торингов, которые проводит Министерство образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзор, и внутренних мониторингов-аудитов структурных подразделений Академии, которые проводятся в соответствии с на-

шей системой контроля качества образовательной деятельности.

Участие во внешних мониторингах позволяет выявить аспекты качества образовательной деятельности, которые у нас еще недостаточно учитываются, или развиваются, или используются их не вполне корректные оценки.

Качество образовательной среды вуза. В данном компоненте хотелось обратить внимание на внедрение и использование системы КИС для упорядочения и оптимизации работы всех структурных подразделений Академии, начиная с приемной комиссии и заканчивая выдачей европейских приложений к диплому.

Таким образом, повышение качества каждого из компонентов системы оценки качества образовательной деятельности в целом приведет к пониманию тактических и стратегических задач в области повышения качества образовательной деятельности, нацелит педагогов и студентов на активное участие в данном процессе, а значит, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, бакалавров, магистров в стенах Академии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование системы менеджмента качества вуза: монография / В.В. Андреев, Е.Р. Борисова, Ю.П. Леванов; отв. ред. Е.А. Гор-башко. Чебоксары, 2008.

2. Качество высшего образования/ под ред. МЛ. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012.

3. Трайнев В.А. Повышение качества выс-

шего образования и Болонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Дашков и К, 2007.

4. Управление качеством в высшем образовании: монография / О.А. Ганжа [и др.]. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.