Научная статья на тему 'О формально-грамматической классификации остранненного знака'

О формально-грамматической классификации остранненного знака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова Марина Львовна

Остраннение интерпретируется как основной исходный прием конструирования художественного текста. В статье представлены некоторые принципы формального анализа изучение механизма остранненного знака, предлагаются общие принципы структурной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A formal and grammatical classification of different types of ostranneniye

The scientific novelty of this article lies in the fact that ostrannenniye is a universal law of creation. The research is concentrated on methods of language manifestations of such conceptual areas as a formal and grammatical classification of different types of ostranneniye.

Текст научной работы на тему «О формально-грамматической классификации остранненного знака»

О ФОРМАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОСТРАННЕННОГО ЗНАКА

М. Л. НОВИКОВА

Кафедра русского языка основных факультетов Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Остраннение интерпретируется как основной исходный прием конструирования художественного текста. В статье представлены некоторые принципы формального анализа - изучение механизма остранненного знака, предлагаются общие принципы структурной классификации.

Одной из самых фундаментальных идей в области художественной речи является остраннение В.Б. Шкловского - прием описания, с помощью которого предмет, событие и т. п. изображаются как бы впервые, по-новому увиденным (Шкловский, 1983, 73). Остраннение, провозглашенное русской формальной школой всеобщим и универсальным законом словесного искусства, к сожалению, осталось как конструктивный прием только в границах литературоведения. Вопрос о собственно языковом аспекте остраннения как филологического приема остается почти не исследованным.

Понятие остраннения использовалось и до сих пор используется главным образом в теории литературы как важнейший композиционный прием. Однако такая его интерпретация представляется слишком узкой, не затрагивающей языка как материала словесного искусства и не охватывающей всех сторон литературнословесного образа. В статье предпринята попытка интерпретировать остраннение как основной исходный прием и закон конструирования художественного текста, и, в частности, формально-грамматическая классификация остранненного знака.

По своей структуре остранненный знак - это сочетание двух или более знаменательных свойств, которые, однако, соединены между собой нестандартно и поэтому представляют особый тип производно-номинативного образного значения. Остранненный знак может и должен быть подвергнут предварительному анализу со стороны его формы.

Особенность синтагматики составляющих остранненного знака - в сознательном нарушении сочетаемостных показателей слов, основанных на принадлежности к определенному ряду. Как известно, синтагматические отношения - это отношения сосуществования и последовательности единиц, основанные на линейном характере текста. «Язык может быть определен как парадигматика, чьи парадигмы манифестируются любым материалом, а текст - соответственно, как синтагматика, цепи которой, если они распространены бесконечно, манифестируются любым материалом» (Ельмслев, 1960, 364). Структурный анализ остранненного знака систематизирует формальные особенности его синтагматики.

По существу, с точки зрения структуры, законов синтаксиса, он составлен правильно. Необычность отклонения от нормы выявляется в нестандартном соединении (в пределах данной конструкции) слов, которые обычно не соединяются. Ост-

ранненный знак объединяет в художественном тексте то, что не может быть объединено в обычном обиходном словоупотреблении.

Принцип формального анализа - изучение механизма остранненного знака, а не его эстетической ценности. При формальном анализе учитывается лишь то обстоятельство, что остранненный знак - это конструкция, сочетание слов, одно из которых является зависимым, а другое - главным, т. е. не анализируются ни индивидуальное значение, ни семантическое и стилистическое приращение остранненного знака. Здесь оказывается существенным учет зависимого слова, выявляющего остранненный знак как таковой. Изучение остранненного знака как конструкции предполагает внимание как к главному (остранненному), так и к зависимому (свободному) компоненту конструкции. По зависимому компоненту можно судить о сочетаемости остранненных знаков и о направлениях развития этой сочетаемости.

Необходимо прежде всего исследовать синтаксические структуры, лежащие в основе остранненных знаков.

Характер остранненного знака, его место и роль в тексте во многом зависят от грамматической природы его составляющих, синтаксических функций его в тексте и структурно-семантической иерархии их компонентов. Последовательное рассмотрение этих вопросов является необходимой предпосылкой для изучения семантических и экспрессивно-стилистических свойств остранненного знака и его роли в тексте. Кроме того, эти вопросы существенны и для выработки объективного метода анализа структуры и семантики остранненного знака как нестандартного сочетания слов, а также определения центра в комбинации слов - компонентов знака.

В структурном отношении остранненный знак представляет собой понимаемое широко сочетание слов простой, усложненной и сложной структуры, поэтому его классификация подчиняется законам систематизации сочетаний слов, хотя и имеет в то же время свою специфику. Изучение структуры предполагает определенное отвлечение от его конкретных лексико-семантических характеристик. Возможны различные подходы к анализу формальной структуры. Намеченные ниже типы систематизации формальных типов остранненных знаков - первый шаг анализа их структуры.

Формально-грамматическая классификация остранненных знаков и описание соответствующих типов конструкций важны для понимания взаимодействия остранненного знака и текста: выделение формально-грамматических типов существенно для установления парадигмы остранненных знаков, одной из характеристик которой является форма. Кроме того, это дает возможность характеризовать степень распространенности разных тропов, указать их наиболее типичные конструкции, определить частоту «остраннения различных частей речи», а также само направление остраннения.

Наиболее распространенными типами являются глагольные и субстантивные остранненные знаки, характеризующиеся специфическими особенностями из-за широты морфологических классов имени и глагола, имеющих значение предметности и процессуальности, в значительной степени определяются грамматической принадлежностью остранненного слова к той или иной части речи, его категориально-грамматической принадлежностью. Разделение слов по частям речи с присущими им категориями (семантическими и грамматическими) имеет огромное значение и для понимания процесса остраннения. В основу формально-грамматической классификации кладется грамматическая природа остранненного слова, связанного с соотвествующим зависимым словом: формально-грамматический тип определяется по этому господствующему, стержневому слову.

В зависимости от грамматической принадлежности стержневого (остранненного) слова конструкции делятся на:

1) глагольные (стержневое слово глагол): беседа порвалась, (А. Малышкин), тьма обрушилась, (М. Булгаков/ жизнь тает, штиблеты заволновались, (Л. Леонов), шляпа вздрогнула, (Б. Лавренев), Перо его местию дышит (А.К. Толстой);

2) субстантивные (стержневое слово - существительное): ладонь площади (Б. Лавренев), царапанье дождя (Л. Леонов), иглы (= глаза - М.Н.) кольнув, разбежались, один пикейный жилет обратился к другому пикейному жилету (И. Ильф, Е. Петров), Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой (Ф. Достоевский); ваш шпиц, прелестный шпиц не более наперстка (А. Грибоедов), мальчик с пальчик (Ш. Перро), мужичок с ноготок (Н. Некрасов), тоненькие, узенькие талии, никак не толще булыточной шейки,... от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось бы прелестнейшее произведение природы и искусства (Н. Гоголь);

3) адъективные остранненные знаки представляют собой сочетание прилагательного и существительного, метафорические эпитеты', был грузный закат (Б. Лавренев), скомканные мысли (М. Булгаков), золотое невозвратное девичье время, и метонимические эпитеты: шум торопливый, радостный и влажный (С. Маршак; Л. Толстой);

4) наречные остранненные знаки характеризуют обстоятельства действия или состояние, продолжая и расширяя остраннение глагола: упруго и кругло всплывает орудийный удар, (А. Серафимович) Красно и тонко улыбнулась кровь... (М. Горький). Слова различных частей речи обладают различной силой остраннения, например, существительное активно остранняет глагол, но само остранняется им слабо: для этого требуется анализ предшествующего контекста.

Функционально-грамматическая классификация остранненных знаков дает представление о том, в каких синтаксических функциях они употребляется в тексте, раскрывая основную синтаксическую и связанную с ней семантическую роль остранненного знака как изобразительного средства. Этот аспект тесно связан с формально-грамматической классификацией, так как глагольные, субстантивные, адъективные и наречные остраненные знаки выполняют в тексте соответствующие, свойственные им функции. Анализ системы функций, выполняемых остраненными знаками в тексте, то есть динамический подход к исследованию их роли в создании образности, служит основанием для выделения функционального аспекта рассмотрения остранненного знака как конструктивного компонента художественного текста. Характер предикативной, атрибутивной, объектной и обстоятельственных функций остранненных знаков определяется прежде всего функцией стержневого остранненного слова. Это обстоятельство и дает основание для подобной классификации.

Важнейшей функцией остранненного образа в тексте является предикативная. Предикативные остранненные знаки (глагольные и субстантивные) играют важнейшую роль в формировании образной предикативной основы предложения, так как высказывание, как целостную единицу организуют прежде всего синтаксические отношения между субъектом и предикатом. Синтаксические функции остранненных знаков тесно связаны с их семантическими функциями в тексте.

Остраннение предикативной основы предложения - главной, координационной его связи - создает общий план остраннения, который конкретизируется разными способами, продолжается и развивается не только в частях данного высказывания, но и в смежных с ним предложениях текста, образующих единую композиционную структуру и развивающих образный смысл текста. Это важнейшая функция предикативных остранненных знаков. Такое остраннение имеет глобальный семантический характер. Обратимся к конкретному примеру:

«На нижней палубе под спардеком волны отвязали бочку с сельдью, бочка пляшет, вертится волчком в зеленой пене на палубе, помощник капитана в рупор кричит на кубрик, и трое бегут с арканами - ловить ожившую бочку; бочка пляшет, как пьяный швед; матросы крепят конец каната и с другим концом идут на палубу к веселью волн и бочки, вода летит над головами, и бочка бегает от матросов, толкаясь у фальшбортов, в холодном свете прожектора...» (Б. Пильняк. «8регаша»).

Глагольный остранненный знак бочка пляшет, выполняющий в тексте предикативную функцию, влечет за собой остранненние всего высказывания, создавая его пространный образный план. Повтор тропа с поддерживающими его сравнениями веритится волчком, как пьяный швед, приводит к тому, что предикат, распространяясь на широкий круг предметов, объединенных иногда далекими ассоциативными связями, служит созданию сложной структуры остранненного компонента текста, поддерживаемой тропами других формальных типов (ожившая бочка, веселье бочки и др.) Общий план остраннения развивается и конкретизируется структурно подчиненными компонентами. Предикативная основа создает предпосылки для появления других иерархически зависимых компонентов не только в данном предложении, но и за его пределами, в более протяженном тексте. Создание слитного плана остраннения не бывает ограничено изолированными друг от друга компонентами. В предложении, взятом отдельно, так же как и в более значительном по протяженности отрывке текста, остранненные сочетания предстают в синтаксических связях и отношениях, организующих целостную единицу, тесно связанную с другими предложениями. Предикативные сочетания, включающие в себя глагольные и субстантивные знаки, остранняются непосредственно, что влечет за собой опосредованное остраннение других формально грамматических типов, что приводит к их экспансии на все предложение, а затем и на широкий контекст.

Общий план остраннения развивается и конкретизируется структурно подчиненными компонентами, предикативная основа создает предпосылки для появления других иерархически зависимых компонентов не только в данном предложении, но и за его пределами, в более протяженном тексте. Более сложная по своему характеру функция предикативного остранненного знака - его семантическая трансформация в тексте в соответствии с обозначаемой ситуацией. Обозначения субъекта при этом могут оставаться формально тождественными (хотя и имеют различные денотаты), обозначение же предиката, функционально связываясь с определенной ситуацией, образно трансформируется. Ненавистное имя Петлюра в «Белой гвардии» М. Булгакова, написанное «лесенкой» как бы прыгает со стены, капает в кофе, портя его, гуляет по языкам, стучит в телеграфных аппаратах:

«Слово...- Петлюра! - запрыгало со стен, с серых телеграфных сводок. Утром с газетных листков оно капало в кофе, и божественный тропический напиток немедленно превращался во рту в неприятнейшие помои. Оно загуляло по языкам и застучало в аппаратах Морзе у телеграфистов под пальцами» (М. Булгаков. «Белая гвардия»).

Полупредикативные остранненные знаки представлены причастием или деепричастием, соответственно в причастных и деепричастных оборотах, а также существительным в функции приложения. Обособление содержит дополнительное сообщение, сопутствующее главному, содержащемуся в основной части высказывания. Они характеризуются наряду с относительной информативной самостоятельность, тесной смысловой связью с текстом, развивающим образную семантику этих остранненных знаков:

«...Тонкие семафоры в светящихся зеленых очках щепетильно проносятся мимо, глядя поверх поездов» (И. Ильф, Е. Петров).

«Тонкая веселая синеглазая речка, прошедшая мимо этих лесистых пригорков, даже не взглянув на них, отвернувшись к далеким приисковым деревням... И вдруг целый ряд стволов, пригвожденных к стене, падает на колени, сломанный пополам, обессиленный, в холодном поту всепроникающей воды» (Л. Рейснер).

Атрибутивные остранненные знаки выражают в тексте различного рода атрибутивные отношения, выступая в функции образного определения. Говоря о функциях остранненных знаков, следует иметь в виду, что это функции обобщенные, текстовые: в них реализуется смысл протяженного текста, поэтому такие функции надо понимать более широко, чем простую синтаксическую и семантическую функцию какого-либо члена предложения. Такая функция распространяется на значительные участки текста, реализуя его идейно-эстетический смысл. Остранненный знак имеет не только конкретное словесное значение, но и является средством выражения общего «слитного» группового смысла (Тынянов, 1965, 228). Например, атрибутивная функция обычно выражается не отдельным остранненным знаком, а их системой во взаимодействии с другими средствами. Основная функция атрибутивных сочетаний - выражение многопланового образного определения. Эта функция свойственна прилагательным и причастиям, иногда она основывается на непосредственном остраннении, но чаще - опосредованно.

«Был грузный закат, багровый, заливал все кровяным блеском. С поезда из города приехал отец. В руке газета, сам взволнован. Сказал одно только слово, но в этом слове была мертвая тяжесть. ...Война. Ужасное было слово, кровяное, как закат» (Б. Лавренев. «Сорок первый»).

Текст насыщен атрибутивными цветовыми остраннеными знаками. Красный цвет неба во время заката, психологическое предчувствие кровавых событий войны выявляет внутренний смысл и глубокую емкость остранненных образов. Атрибутивная функция реализует идейно-эстетический смысл текста, выдвигая на первый план образное уподобление красного цвета как символа кровавых военных событий.

Насыщение текста атрибутивными остранненными образами одной лексикосемантической группы создает цельный многоплановый образ:

«Он [Пастернак - М.Н.] стоял в дверях. Все поплыло предо мной. На меня глядело удивленное удлиненно-смуглое пламя лица. Какая-то оплывшая стеариновая кофта обтягивала его крепкую фигуру. Ветер шевелил челку. Не случайно он потом для своего автопортрета изберет горящую свечку. Он стоял на сквозняке двери» (А. Вознесенский. «Мне четырнадцать лет»).

Развитие остранненных знаков в единую систему происходит на базе субстантивной конструкции пламя лица. Это, в свою очередь, является как бы «мостиком» для развития образа оплывшая стеариновая кофта - образа человека-свечи. Развитие поддерживается в тексте атрибутивным сочетанием горящая свечка и указанием на то, что человек стоит на сквозняке, там, где ветер. Интересно отметить, что слова одной лексико-семантической группы находят свое дальнейшее развитие в тексте. Атрибутивные остраненные знаки влекут за собой остранненные знаки других формально-грамматических типов:

«Затихали. Пастернак садился за стол. На нем была легкая серебристая куртка.

... Лицо вытягивалось, худело. И отсвета белой ночи была куртка на нем. ... Под-

держка его мне была в самой его жизни, которая светилась рядом.... Сначала он стоял в группе, окруженной темными костюмами и платьями, его серый проглядывал сквозь них, как смущенный просвет северного неба сквозь стволы. Его выдавало сиянье» (А. Вознесенский. «Мне четырнадцать лет»).

Так создается в микротексте общее атрибутивное поле текста, основой которого являются остранненные определения.

Объектные остранненные знаки выполняют функцию образно-переносного обозначения объекта. Образная номинация объекта - одна из существенных характеристик общего образного строя текста. Наиболее показательны так называемые вещные номинации, характеризующие явление или предмет и выражаются субстантивными конструкциями:

«Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет... Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин...»(М. Булгаков. «Белая гвардия»).

Объектный остранненный образ зубы пианино поддерживается далее прямым обозначением клавиши, связываясь с последующим текстом. Смешение в одном ряду номинативного и образного словоупотребления, делает объектные остранненные знаки очень выразительными, так как при этом подчеркивается каламбурная соотнесенность прямого и переносного употребления слов в тексте:

«Катаока поднял со дна Средиземного моря, из глубины двухсотметров - три миллиона рублей и мировое водолазное имя» (Б. Пильняк. «Синее море»).

«С террасы в Волгу можно было бросить камнем и выкинуть тоску» (Б. Пильняк. «Старый дом»).

Обстоятельственные остранненные знаки образно характеризуют условия, обстоятельства осуществления чего-либо (место, причину, способ, степень действия и т. д.). Из-за отсутствия иногда строгих критериев разграничения некоторых разновидностей обстоятельства, дополнения и определения, соответственно, возможно двоякое толкование функции остранненного знака. В некоторых случаях они выполняют как обстоятельственную, так и другие функции:

«В густом тумане было видно только - товарищ справа, да товарищ слева... в зыбком молоке» (А. Толстой. «Хождение по мукам»),

«Будь это прежнее время... крикнул бы, плюнул бы словами в это лицо...» (А. Малышкин. «Севастополь»).

«Поезд из Дербента в Баку ушел... люди в котором, в коробках жестких вагонов, висли, как овощи в зеленных лавках ...Из коробки вагона, из зеленной лавки человеческих лиц, вышел юноша» (Б. Пильняк. «Город ветров»).

Функционально-грамматическая классификация остраненных знаков дает возможность понять различную их роль в тексте: создание остранненной основы всего предложения и более пространного текста, образного атрибутивного поля, эстетически воздейстующих объективных и обстоятельственных рядов. Функции остран-ненных образов оказываются шире и подвижнее, чем простые синтаксические и семантические функции составляющих предложения: в отличие от последних они обнаруживают активную образную экспансию в текст, обладая способностью образно заражать его.

Структурно-компонентная классификация раскрывает природу самого остран-ненного знака как структурной иерархии его компонентов, объясняя, что именно является цементирующим единством компонентов остранненного знака в составе целого. Для понимания остранненного знака как явления поэтической речи и различного характера его связи с текстом необходимо изучить саму его структуру путем последовательного выделения в нем синтаксических связей и зависимых компонентов.

В основе такого подхода лежит учет количества и характера связей слов - компонентов, которые могут находиться в отношениях как непосредственной, так и опосредованной связи. Непосредственная связь - это прямая связь остранненного и зависимого слова, находящихся в подчинительных отношениях, являющихся непосредственными составляющими (НС) одного уровня. Например: порвать тишину, подкова бровей, гнилые сумерки, где слова порвать, подкова, гнилые, непосредственно остранняются существительными тишина, брови, сумерки. Их отношения можно представить как [1]:

порвать тишину

подкова бровей

гнилые сумерки

Образный характер связи отчетливо выступает здесь при их проекции на обычные: ср. резко и неожиданно нарушить тишину; изгиб бровей, сырые, дождливые сумерки.

Опосредованная связь - это непрямая связь остранняемого и остранняющего слов, когда они не являются непосредственно составляющими (НС) и принадлежат иерархически разным уровням. Один из компонентов связан здесь с целым остра-ненным сочетанием (НС) более низкого уровня, а не непосредственно с каждым компонентом такого сочетания.

Рассмотрим иерархическую зависимость компонентов в микротексте: «Но самое главное - выплюнуть ... в лицо кровавый сгусток ненависти» (А. Толстой. Хождение по мукам). Компоненты сгусток ненависти связаны между собой непосредственной метафорической связью. Кровавый и сгусток такой связи не имеют; их простое соединение (например, кровавый сгусток слюны) не дает образности; кровавый и ненависть также не обнаруживают здесь непосредственной связи - ни синтаксической, ни смысловой (кровавая ненависть - нечто совсем другое). Связь остранненного слова - прилагательного кровавый с другими компонентами остраняющего сочетания сгусток ненависти представлена здесь как опосредованная:

Кровавый сгусток ненависти

Взятые отвлеченно связи кровавый - сгусток и кровавый - ненависть не являются остраненными. В рассматриваемом же микротексте прилагательное кровавый остранняется, соотносясь иерархически с «вершиной» НС сгусток ненависти. Опосредованная связь может быть условно представлена двумя отрезками, которые обозначают соответственно обычные (отдельно взятые - необразные, неостранненные) плюс образные (остранненные отношения)---------+ —•. Каждая опосредованная

несмотря на ее условно «составной» «гетерогенный» характер, приравнивается к единой гомогенной непосредственной.

Иерархия компонентов развернутого остранненного образа, исходящая из остранненного центра, хорошо демонстрирует связь тропа с текстом, его экспансию в текст (или, с другой стороны, его подготовку в тексте): языковой образ кровавый сгусток ненависти «притягивает» к себе и тем самым остранняет глагол выплюнуть (или в ином плане «притягивается» к нему). При отдельно взятой стандартности и обычности сочетания выплюнуть кровавый сгусток, в которое входит глагол, в рассматриваемом предложении он воспримается опосредованно уже в значительной степни как остранненный, так как сочетание выплюнуть ненависть (сгустком) лишено прямого номинативного значения:

Выплюнуть (кровавый (сгусток ненависти))

Остранненные знаки могут быть:

1) простыми (имеющими одну непосредственную образную связь: (шум прижался к мостовой, косогор народу, гора тел, ощетиненные улицы,), это НС одного иерархического уровня. Их компоненты тесно связаны прямой непосредственной связью и находятся в подчинительных отношениях:

обрывки непогоды

2) простыми осложненными, которые кроме наличия одной непосредственной остранненной связи, еще дополнительными связями с компонентами, восполняющими структурную и/или семантическую недостаточность основных компонентов, (тишина проползла по его спине холодной змеей (Б. Лавренев) веселая злоба хлестала из него через края, с пеной (А. Малышкин), Степины мысли побежали уже по двойному рельсовому пути, но как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону. Ср.:

Проливался мерными каплями голос поручика (Б. Лавренев. «Сорок первый»).

Голос проливался - основная структурная часть простого остранненного знака, который в силу своей семантической неполноты неизбежно дополняется другими компонентами, создающими полный образный смысл ('голос (мерно) капал '):

Голос проливался [(мерными) каплями]

Распространение основной части осложненного остранненного знак заключено в квадратные скобки;

3) простой составной остранненный знак - конструкция с несколькими однородными членами. В нем обнаруживается также одна непосредственная связь, но одновременно несколько однородных остранненных компонентов (глагольных, субстантивных и адъективных): «Бор на противоположным берегу реки помутнел, размазался и растворился» (М. Булгаков); «Отжившие, пораненные, исковерканные формы [железа - М.Н.] растворяются в огне, чтобы выйти из него для новых воплощений» (Л. Рейснер). В другой разновидности простых остранненных знаков, наоборот, рядом однородных членов остранняется стержневое слово: «Ровное поле голов, ленточек, белых донышков фуражек» (А. Малышкин).

Дни (зацветали, цвели, отцветали, перецветали);

4) сложный остранненный знак представляет собой конструкцию с рядом (т. е. с двумя и более) непосредственных (и опосредованных) связей их компонентов. Он представляет собой сложную структуру, которая может быть в результате анализа сведена к нескольким простым. Они могут быть различными по своему грамматическому составу и обнаруживают в этом отношении те же типы, что и простые.

Сложный остранненный образ дает наглядное представление о том, как его образный центр распространяется в тексте, захватывая его разные участки, в том числе периферийные. Он представляет собой структурный механизм «внедрения» остранненного образа в текст; в другом плане - механизм подготовки, реализации и развития остранненного знака (образа) / системы остранненых образов в тексте. Поэтому анализ структуры сложного остранненного знака (как иерархии простых), опирающейся на закономерные синтаксические и семантические связи и отношения компонентов, помогает наглядно представить ядро остранненного образа и его периферию, а также закономерности его расширения и развития, экспансии в микро- и макротекст.

Сложный остранненный знак может быть представлен как взаимодействие (объединение) двух или более элементарных структур (сочетаний):

«В похолодевшей перед утром степи захлопали кнутами еще ленивые выстрелы, торжественно прокатился орудийный гул» (А. Толстой. «Хождение по мукам»).

(ленивые выстрелы) (захлопали кнутами)

Но такое представление - чисто аналитическое; оно условно: на самом деле это единая сложная структура с двумя непосредственными образными связями компонентов. В самом деле, если исключить из состава первой элементарной структуры существительное выстрелы, образность второй элементарной структуры, воспринимаемой на фоне целого, исчезает (ср. захлопали кнутами - например, о пастухах). Это свидетельствует о семантической целостности и единстве всей структуры, сложного остранненного образа.

Сложные остранненные структуры хорошо иллюстрируют зависимость их компонентов внутри единого целого, объясняют логику построения образа, пронизывающего весь микротекст:

«Он, будто дирижер гигантского оркестра натягивал нити музыки начинающейся битвы» (А. Толстой. «Хождение по мукам»).

Структуру этого сложного остранненного знака можно представить так:

Он натягивал нити музыки битвы

(будто дирижер)

Образный центр (музыка битва) находится в конце предложения: это своеобразная загадка, требующая разгадки, которая приходит в результате челночнообразного движения мысли сначала вперед, потом обратно:

а) образная загадка (движение вперед);

б) образная разгадка (движение назад: битва музыки —>■ нити управления ею —* натягивать нити, то есть способ управления «битвой музыки» —► тот, кто умело делает, как дирижер, руководитель).

Структура остранненного знака, отражая закономерные связи ее компонентов, выступает, таким образом, как конструктивный элемент текста, образно организуя его. Строгий учет формального строения остранненного знака, его функций, внутреннего компонентного строения позволяет путем последовательных шагов объективно подойти к раскрытию его сложного смысла, обнаружить «звенья» остранне-ния и их взаимосвязь в тексте.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Непосредственная связь обозначается жирной чертой, опосредованная - обычной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып. 1. - М., 1960.

2. Тынянов ЮН. Проблема стихотворного языка: Статьи.-М., 1965.

3. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М., 1983.

A FORMAL AND GRAMMATICAL CLASSIFICATION OF DIFFERENT TYPES OF OSTRANNENIYE

M.L. NOVIKOVA

Russian Language Department of Main Faculties Russian University of People’s Friendship Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The scientific novelty of this article lies in the fact that ostrannenniye is a universal law of creation. The research is concentrated on methods of language manifestations of such conceptual areas as a formal and grammatical classification of different types of ostranneniye.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.