10 (10) - 2008
От первого лица
О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
(интервью с заместителем главы Правительства, министром финансов Республики Марий Эл Е.Д. Рыжаковым)
В сборнике «Финансовая аналитика: проблемы и решения» регулярно публикуются материалы, посвященные ускоренному росту экономики регионов России. Среди субъектов Федерации Приволжского федерального округа в последние годы одним из лидеров по социально-экономическим показателям развития стала Республика Марий Эл. Сегодня о причинах поступательного движения экономики республики и финансовой составляющей этого процесса корреспонденты редакции журнала беседуют с заместителем главы Правительства, министром финансов Республики Марий Эл Евгением Дмитриевичем Рыжаковым.
- Евгений Дмитриевич, последние несколько лет в Республике Марий Эл отмечается заметный рост экономики. Три последних года республика занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе по темпам роста выпуска промышленной продукции, является лидером по другим показателям среди регионов России. Чем обусловлено такое успешное развитие республики?
- В последние годы Республика Марий Эл вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Одним из примеров подтверждения этого является тот факт, что республика, по итогам 2006 г., стала победителем VI Всероссийского конкурса социально-экономического развития России «Золотой рубль» в номинации «Лучший субъект Российской Федерации по социально-экономическим показателям развития» в Приволжском федеральном округе.
Итоги социально-экономического развития последних лет свидетельствуют о положительной динамике развития республики.
По оценке, за 2007 г. объем валового регионального продукта по сравнению с 2006 г. возрос на 11 % и составил 53,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах в 1,5 раза. По оценке, в 2008 г. объем валового регионального продукта в республике составит не менее 69 млрд руб.
Индекс объема промышленного производства увеличился со 103,4 % в 2000 г. до 121 % за 2007 г., за январь — август 2008 г. он сложился на уровне 117 %. По темпам роста физического объема промышленного производства Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа четвертый год подряд занимает 1-е место, по Российской Федерации за 2007 г. — 6-е место, за 8 мес. текущего года — 4-е место.
С 2001 г., в республике наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За 7 лет и 8 мес. текущего года на развитие экономики республики направлено свыше 62 млрд руб. инвестиций. По темпам роста инвестиций в основной капитал Республика Марий Эл среди регионов
Приволжского федерального округа за 2007 г. заняла 1-е место. Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал сохраняются и в текущем году, так, за январь — август 2008 г. рост инвестиций в основной капитал составил 121,5 % к аналогичному периоду 2007 г..
Правительство Республики Марий Эл ведет постоянную, целенаправленную работу по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения, роста производства продукции и развития предпринимательства.
Для достижения конкретных значимых целей в республике разработана Программа экономического и социального развития республики на 2002 - 2004 гг. и на период до 2008 г.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепления экономической базы развития социальной сферы, выделения зон хозяйственной активности и точек приоритетного развития республики разработана и утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 г. Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического и социального развития республики, отдельных отраслей и секторов рынка, другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного управления Республики Марий Эл в части анализа социально-экономической ситуации, упорядочения процедур установления целей, планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 сентября 2002 г. № 295 «О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл» основным методом государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Марий Эл утверждена система индикативного управления.
Для каждой цели органа исполнительной власти определяются тактические задачи, решение которых обеспечит достижение поставленной перед ними цели, и показатели, отражающие уровень ее достижения в предстоящем периоде.
Комплекс стратегических целей и задач развития республики и сформированные органами
исполнительной власти цели, задачи и индикаторы представляют единую систему взаимоувязанных направлений деятельности всех уровней власти республики, ориентированную на получение конечных общественно значимых результатов.
Для сохранения положительной динамики развития промышленности в республике разработан и успешно реализуется механизм государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленного производства.
С начала реализации данного механизма государственная поддержка за счет средств республиканского бюджета в виде субсидирования части процентных расходов по привлекаемым кредитам и части лизинговых платежей оказана 60 инвестиционным проектам на общую сумму 162,9 млн руб. Это позволило предприятиям привлечь около 2 млрд руб. кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое перевооружение, создать более 2 тыс. новых рабочих мест, освоить новые виды конкурентоспособной продукции, увеличить поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Все эти меры, предпринимаемые Правительством Республики Марий Эл, способствуют росту экономики республики, повышению уровня и качества жизни населения.
- В связи с этим не ставится ли руководством республики задача на перспективу по превращению ее из дотационного региона в самодостаточную территорию страны?
- Да, действительно, рост доходов бюджета способствует увеличению бюджетной обеспеченности в регионе. Бюджетная обеспеченность в республике (налоговые и неналоговые доходы на одного жителя) за 2007 г. составила 10,8 тыс. руб., или возросла к уровню 2001 г. в 5 раз.
За последние 5 лет доля федеральных средств без учета субвенций в доходах консолидированного бюджета республики сократилась с 49,7 до 38 %. Доля финансовой помощи из федерального бюджета без учета субвенций и субсидий в 2007 г. составила 28 %.
Таким образом, из года в год повышается уровень самодостаточности региона, и снижается дотационность.
- Евгений Дмитриевич, какие отрасли экономики Республики Марий Эл являются приоритетными и
как они способствуют пополняемости республиканского бюджета?
- Основную долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и бюджет республики, обеспечивают предприятия промышленности. Приоритетными по основным видам экономической деятельности являются такие отрасли, как строительство (удельный вес поступлений от налогов, сборов и платежей с территории республики в бюджетную систему Российской Федерации в общем объеме поступлений составляет 9,3 %), производство пищевых продуктов, включая напитки, (9,0 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,9 %), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий (8,1 %), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (7,1 %), транспорт и связь (6,6 %). Поступления налогов, сборов и платежей по данным видам экономической деятельности обеспечивают более 60 %. Налогоплательщиками указанных отраслей обеспечено поступление налога на прибыль более 50 %, региональных налогов — более 40 %.
Правительство республики оказывает всестороннюю поддержку предприятиям через программы, стимулирует привлечение инвестиций и рост прибыльности предприятий. На эти цели бюджетом республики предусматриваются финансовые средства, в том числе на субсидирование процентных расходов субъектов инвестиционной деятельности при реализации перспективных бизнес-проектов.
- Одной из важнейших задач Министерства финансов является обеспечение проведения единой бюджетной политики республики. Какие принципиальные изменения в бюджетной политике республики на 2009 — 2011 гг. Вы могли бы отметить по сравнению с текущим годом?
- Формирование бюджетной политики в республике на предстоящий трехлетний период осуществлялось в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 — 2011 годах» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с законодательно установленным принципом «скользящей трехлетки» проект республиканского бюджета на 2009 — 2011 гг. впервые составлен на 3 года с использованием новых
передовых технологий планирования бюджетных ассигнований.
Республика начала реформирование бюджетного процесса раньше на несколько лет, чем это стало требованием Бюджетного кодекса Российской Федерации. Теоретические основы новых подходов бюджетного планирования с учетом бюджетирования, ориентированного на результат, и среднесрочного финансового планирования были заложены в рамках участия республики в конкурсе на получение субсидий из федерального фонда реформирования государственных и муниципальных финансов.
Именно в рамках реализации Программы реформирования государственных и муниципальных финансов были введены новые понятия — программно-целевой метод планирования, бюджетные услуги, БОР, ДРОНД.
Раньше на 1 год в практику планирования бюджета были внедрены обоснования бюджетных ассигнований, подготовленные субъектами бюджетного планирования.
В настоящее время в бюджетный процесс в республике внедрен весь комплекс новых механизмов управления финансами, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации: реестры расходных обязательств, обоснования бюджетных ассигнований, раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, выделение отдельной строкой публичных обязательств.
- Евгений Дмитриевич, а как меняется структура доходной части бюджета Республики Марий Эл? Растет ли удельный вес собственных доходов бюджета?
- За сравнительно короткий промежуток времени с 2000 г. доходная база бюджета республики существенно увеличилась в объеме — с 2 млрд руб. в 2000 г. до 13,1 млрд руб. в 2007 г., или в 6 раз. Собственные доходы бюджета республики от налоговых и неналоговых платежей составили 7,7 млрд руб. в 2007 г. против 1,3 млрд руб. в 2000 г. Устойчивая тенденция к росту имела место в течение всего этого периода.
В общем объеме доходов собственные налоговые и неналоговые доходы составили в 2007 г. 58,6 %, а в 2008 г. они составят порядка 66 %.
Собственная доходная база бюджета республики формируется в основном за счет поступлений налога на доходы физических лиц — его доля 40,6 %. Доля налога на прибыль организаций составила
19 % против 13,8 % в 2000 г., объем налоговых поступлений от прибыли увеличился за этот период более чем в 8 раз.
Хочу также отметить рост такой составляющей доходов бюджета, как неналоговые доходы. Их удельный вес — порядка 8 %. Основной объем неналоговых доходов складывается за счет поступлений от использования имущества, которые в значительной степени характеризуют эффективность деятельности органов власти республики и органов местного самоуправления, а также за счет поступлений от отчуждения собственности, которая несвойственна для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таких результатов республика достигла благодаря проводимым мероприятиям по содействию структурной перестройке экономики, стимулированию устойчивого развития приоритетных отраслей и видов деятельности, а также повышению качества республиканской нормативной правовой базы по налогообложению.
Касаясь вопроса о доходной базе бюджета, хотелось бы обратить внимание на острую проблему наличия большого количества льгот по региональным и местным налогам, принятым на федеральном уровне. Это приводит к существенному уменьшению налоговой составляющей как бюджета республики, так и в целом бюджетов субъектов Российской Федерации. Потери бюджета республики от федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам составили более 400 млн руб. и могли бы увеличить поступления по этим налогам. Поэтому считаю необходимым проведение федеральным законодателем реальной работы по пересмотру и инвентаризации имеющихся налоговых льгот.
Другая немаловажная проблема для бюджета республики — это стоимость налоговых новаций в 2009 г. Самые большие потери доходов ожидаются от налога на доходы физических лиц в связи с инвестициями в человеческий капитал. Предстоит проделать немалую работу, чтобы перекрыть потери бюджета и сохранить сложившиеся темпы роста собственной доходной базы бюджета республики.
- А имеются ли в настоящее время или планируются ли к разработке методики оценки эффективности работы самого Министерства финансов?
- Министерство финансов наряду с другими органами исполнительной власти республики
ежегодно осуществляет подготовку Доклада о результатах и основных направлениях деятельности. Цели и задачи министерства, а также индикаторы эффективности деятельности определены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 июня 2007 г. № 146 «О стратегических целях и задачах органов исполнительной власти Республики Марий Эл на период до 2010 года».
Кроме того, за Министерством финансов закреплены показатели эффективности деятельности в рамках распоряжения Президента Республики Марий Эл от 19 октября 2007 г. № 260-рп «О планируемых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл».
Одним из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл, утвержденных данным распоряжением во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», является «доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл».
Данный показатель как раз является индикатором внедрения в бюджетный процесс передовых методов планирования расходных обязательств, повышения эффективности расходования бюджетных средств, позволяет обеспечить увязку результатов деятельности бюджетополучателей и суммы выделяемых средств.
- Президент России в недавнем Бюджетном послании отметил важность еще одной задачи — обеспечение полноценной финансовой обеспеченности взаимоотношений, взаимодействия между субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Евгений Дмитриевич, учитывая то, что Республика Марий Эл является флагманом в проведении бюджетной реформы и регионом получены гранты на проведение реформы муниципальных финансов, не могли бы Вы поделиться, как осуществляется реформирование муниципальных финансов в республике?
- На территории Республики Марий Эл в полном объеме с 1 января 2006 г. введен в действие Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С этого времени на территории республики
образованы и действуют 173 муниципальных образования, в том числе 14 муниципальных районов, 3 городских округа, 16 городских и 140 сельских поселений и каждый имеет свой бюджет. Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями строятся на формализованной законодательно закрепленной основе.
Первые шаги в стимулировании местных бюджетов по реформированию муниципальных финансов были предприняты еще в рамках участия республики в конкурсе на получение федеральных субсидий. Дважды в республике проводился конкурс муниципальных программ реформирования финансов, по результатам которых победителям были распределены средства из республиканского бюджета. Участие в конкурсе позволило поднять на более высокий уровень качество управления муниципальными финансами. В текущем году столица республики г. Йошкар-Ола успешно прошла отбор на участие в конкурсе на получение субсидий из федерального фонда реформирования государственных и муниципальных финансов.
В настоящее время республика является пилотным регионом проекта «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне», реализуемого Правительством Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития. Поэтому мы не останавливаемся на достигнутом, и наша задача на предстоящий период — продолжить внедрение новых подходов и передовых принципов бюджетного планирования и управления финансами не только на региональном, но и на муниципальном уровне.
- Евгений Дмитриевич, среди стратегических целей социально-экономического развития республики обозначено создание инновационной системы. В настоящее время во многих регионах России финансовая составляющая инновационного потенциала субъекта Федерации называется как одна из наиболее слабых его компонентов. Не могли бы Вы дать оценку этой составляющей в Республике Марий Эл.
- Оценивая текущее состояние инфраструктуры инновационной деятельности, можно отметить, что в Республике Марий Эл уже функционируют отдельные элементы инновационной системы. В частности имеются: 6 вузов, в том числе 2 государственных, отраслевые НИИ, технопарк (на базе МарГТУ), Республиканский бизнес-инкубатор, инновационный центр механико-машиностроительного факультета МарГТУ и др.
Возможности инновационного развития республики во многом базируются на стабильности экономического роста, заинтересованности Правительства Республики Марий Эл в росте инвестиционной привлекательности республики, развитии процессов межрегионального сотрудничества, формировании эффективной нормативной правовой базы, наличии вузовской науки, промышленном комплексе, обладающем высокими технологиями, а также на интеллектуальном и кадровом потенциале республики.
В соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 г.) на первом этапе ее реализации будут создаваться системные условия, необходимые для перевода республиканской экономики в режим инновационного развития, включающие формирование высококонкурентной институциональной среды, развитие инновационной системы, снятие инфраструктурных ограничений роста, реализацию неотложных мер в сфере образования и здоровья.
В Республике Марий Эл приняты республиканские целевые программы «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл» и «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл», направленные на повышение инновационной активности, развитие научно-технической инфраструктуры, государственную поддержку предприятий и проектов, в том числе инновационно ориентированных, а также подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
В 2006 г. в республике введен в эксплуатацию Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл. Размещение субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе проводится на конкурсной основе. При отборе субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубатор приоритет на размещение и бизнес-инкубирование предоставляется хозяйствующим субъектам, работающим в высокотехнологичных инновационно ориентированных отраслях экономики, а также отраслях с высокой добавленной стоимостью производимого продукта.
С целью сохранения положительной динамики развития реального сектора экономики, достигнутой в последние годы, и стимулирования инвестиционной и инновационной активности в Республике Марий Эл принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную и инновационную деятельность.
Правительство Республики Марий Эл ежегодно оказывает содействие в формировании кол-
лективных экспозиций Республики Марий Эл на различных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Основной целью таких экспозиций является привлечение внимания к товаропроизводителям Республики Марий Эл, установление и расширение деловых контактов как внутри страны, так и за рубежом, содействие продвижению продукции, товаров и услуг предприятий Республики Марий Эл на рынки субъектов Российской Федерации и стран СНГ, привлечение венчурных инвестиций.
Начиная с 2004 г. предприятия и организации республики ежегодно принимают участие в выставочных мероприятиях инновационной направленности, проводимых в Москве, субъектах Приволжского федерального округа и других регионах России.
В результате предприятия и организации Республики Марий Эл, в том числе хозяйствующие субъекты малого предпринимательства, смогли представить выпускаемую продукцию (оказываемые услуги) потенциальным потребителям. В рамках выставочных мероприятий, проводимых при поддержке Правительства Республики Марий Эл, также были представлены инновационные разработки и наукоемкая продукция, производимая в республике.
В республике ежегодно организуются и проводятся публичные мероприятия — конференции, семинары и другие по вопросам содействия развитию инновационной системы, обсуждению актуальных проблем инновационного развития региона.
В частности, в ноябре 2008 г. при поддержке Правительства республики и Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл на базе Марийского государственного технического университета будет проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные разработки вузовской науки — российской экономике». Цель данной конференции — интеграция науки и производства Республики Марий Эл для ускоренного развития инновационной экономики региона. На конференции планируется, в частности, обсудить вопросы внедрения инновационных разработок вузов, привлечения молодых специалистов в науку и инновационный бизнес, вопросы внедрения нано — и биотехнологий и др.
В республике ведется и постоянно обновляется реестр организаций, осуществляющих деятельность в высокотехнологичных наукоемких отраслях экономики. Указанная информация систематизируется и по мере необходимости представляется заинтересованным организациям.
- Заметное внимание в Республике Марий Эл уделяется улучшению ситуации в сельском хозяйстве. Евгений Дмитриевич, на страницах печати Вы убедительно показали преимущества кластерных стратегий развития региона, выделяя в качестве одного из возможных кластеров Республики Марий Эл агропромышленный комплекс. Каким, на Ваш взгляд, может быть наиболее оптимальным финансовый механизм реализации кластерного развития АПК региона?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что механизмы поддержки кластерных проектов включают в себя в основном косвенные методы стимулирования, так как кластер является саморазвивающейся структурой и не предполагает прямого директивного вмешательства «сверху».
Однако очевидна необходимость повышения эффективности использования потенциала развития территориальных производственных кластеров как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики с помощью государственной поддержки.
Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса основана на инвестициях в конкурентоспособные отрасли АПК, обеспечивающие мультипликативный эффект целого комплекса взаимосвязанных отраслей.
Финансовый механизм кластерного развития АПК нацелен в первую очередь на финансирование тех отраслей, где уже в ближайшем будущем может производиться конкурентоспособная продукция.
В Республике Марий Эл к таким перспективным отраслям относятся птицеводство и животноводство мясомолочного направления.
Так, ЗАО «Марийское» входит в рейтинг 100 наиболее эффективных предприятий России по производству мяса птицы, а ГУП Республики Марий Эл «Птицефабрика "Волжская"» — по производству яиц.
Мясомолочное направление животноводства традиционно составляет основу сельского хозяйства республики и является его базовым кластером. Из различных источников происходит ускоренное обновление основных фондов, закупается высокопродуктивный скот.
Кластерные структуры обладают большой инвестиционной емкостью, так как включают в себя малые и средние предприятия, которые, в отличие от крупных, часто имеют больше возможностей для того, чтобы воспринять новые идеи и разработки и пойти на инвестиционный риск.
- Евгений Дмитриевич, сегодня ускоренный экономический рост и решение социальных проблем возможны только при тесном взаимодействии органов власти, представителей бизнеса и общественности. Не могли бы Вы привести примеры наиболее значимых проектов государственно-частного партнерства в республике?
- Одной из основных задач, определенных Стратегией долгосрочного социально-экономического развития республики, является задача повышения конкурентоспособности экономики, что невозможно без развития частно-государственного партнерства.
Принцип совместного участия предпринимательского сообщества и государства предполагает социальную ответственность бизнеса перед населением региона и в связи с этим — совместное финансирование за счет бюджетных средств и вложений бизнес-сообщества социально-ориентированных проектов.
Одним из примеров частно-государственного партнерства в Республике Марий Эл является проводимая ежегодно, начиная с 2002 г., ярмарка социальных и культурных проектов. За счет частных средств, привлекаемых в рамках ярмарки, в республике реализуются ряд социально ориентированных проектов, направленных на поддержку творчества молодежи, адаптацию к рыночным условиям и профессиональное обучение социально незащищенной категории граждан, реализацию предпринимательских инициатив молодежи и др.
Примером государственно-частного партнерства в экономике можно назвать проекты по строительству инженерной инфраструктуры, которые осуществлялись с привлечением средств предприятий.
Например, строительство тепловых магистралей и сетей для обеспечения ввода в эксплуатацию жилых домов, детского дома, поликлиники и других объектов социальной сферы в г. Йошкар-Оле, газификация, освещение, благоустройство городов и районов республики.
Другим примером реализации в республике принципа частно-государственных партнерств является стимулирование за счет средств республиканского бюджета развития производственного комплекса Республики Марий Эл, которое осуществляется путем государственной поддержки инвестиционных проектов развития и расширения производства путем субсидирования части процентных расходов и лизинговых платежей. Таким образом, государство помогает эффективным собственникам увеличить свое присутствие на рынке.
Со стороны организаций республики в свою очередь обеспечивается формирование и развитие новых производств, освоение новых видов конкурентоспособной продукции, обеспечение достойных условий труда и уровня заработной платы, а также социального пакета работающих, участие в благоустройстве и развитии инфраструктуры территорий населенных пунктов республики.
Благодарим Вас за интервью.
вниманию кредитных организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru
7х"
69