Научная статья на тему 'О финансово-правовом регулировании закупки для инвалидов лекарственных средств иностранного происхождения'

О финансово-правовом регулировании закупки для инвалидов лекарственных средств иностранного происхождения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
лекарственные средства / инвалиды / субвенции / закупка лекарственных препаратов / дефицит / medicines / disabled people / subventions / purchase of medicines / shortage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землянская Н.И., Лисовина О.А.

статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных проблем финансового обеспечения закупки для инвалидов лекарственных средств иностранного происхождения. Анализируется порядок планирования финансовых затрат на лекарственное обеспечение инвалидов, нуждающихся в лечении зарубежными лекарственными средствами. Целью исследования является изучение сложившегося механизма приобретения лекарственных средств для инвалидов. Задачей исследования стало выявление проблем финансирования и закупки лекарств для инвалидов. Отмечается, что лекарственное обеспечение инвалидов является одним из важнейших элементов государственной социальной политики. Сформированное правовое регулирование имеет ряд проблем, требующих внесения изменений. Обращается внимание на закупку лекарственных средств иностранного происхождения для инвалидов, определены ее специфичные особенности. В статье описаны причины возникновения дефицита бюджетных средств на закупки данных лекарственных препаратов и определены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On financial and legal regulation of procurement of medicines of foreign origin for the disabled

the article is devoted to the consideration of some urgent problems of financial support for the purchase of medicines of foreign origin for the disabled. The article analyzes the procedure for planning financial costs for the provision of medicines for disabled people mechanism of purchasing medicines for the disabled. The purpose of the study is to identify problems of financing and procurement of medicines for the disabled. It is noted that the provision of medicines for the disabled is the most important element of the state social policy. The formed legal regulation has a number of problems that require changes. Attention is drawn to the purchase of medicines of foreign origin for the disabled, its specific features are determined. The article identifies the causes of the budget deficit for the purchase of these drugs and identifies ways to solve them.

Текст научной работы на тему «О финансово-правовом регулировании закупки для инвалидов лекарственных средств иностранного происхождения»

Н. И. Землянская,

кандидат юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии

О. А. Лисовина,

аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии

N. I Zemlyanskaya,

Candidate of Low, Professor of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Academy ofLaw zemlianskay@yandex.ru

O.A. Lisovina,

Postgraduate student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Academy of Law olesya.lisovina@mail.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-157-163

ЗАКУПКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

о в

О ФИНАНСОВО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ g g

к и ^ ?

СРЕДСТВ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 3 1

£ и

а ю ! §

g г

£ 9

Аннотация: статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных проблем финансового обеспечения закупки для инвалидов лекарственных средств иностранного происхождения. Анализируется порядок планирования финансовых затрат налекар- £ о

ственное обеспечение инвалидов, нуждающихся в лечении зарубежными лекарствен- * О

5 п х и о х

О 5

■Я *

g к

ными средствами. Целью исследования является изучение сложившегося механизма приобретения лекарственных средств для инвалидов. Задачей исследования стало выявление проблем финансирования и закупки лекарств для инвалидов. Отмечается, что лекарственное обеспечение инвалидов является одним из важнейших элементов государственной социальной политики. Сформированное правовое регулирование ^ * имеет ряд проблем, требующих внесения изменений. Обращается внимание на закупку о Я лекарственных средств иностранного происхождения для инвалидов, определены ^ | ее специфичные особенности. В статье описаны причины возникновения дефицита Щ и бюджетных средств на закупки данных лекарственных препаратов и определены х пути их устранения. § п

Ключевые слова: лекарственные средства, инвалиды, субвенции, закупка лекарственных препаратов, дефицит.

157

p i

ON FINANCIAL AND LEGAL REGULATION > 3

OF PROCUREMENT OF MEDICINES OF FOREIGN ORIGIN | g FOR THE DISABLED | |

5 a

Abstract: the article is devoted to the consideration ofsome urgent problems of financial , support for the purchase ofmedicines of foreign origin for the disabled. The article analyzes the procedure forplanningfinancial costs for the provision of medicines for disabled people

in need of treatment with foreign medicines. The purpo.se of the study is to study the existing mechanism ofpurchasing medicines for the disabled. The purpose of the study is to identify problems of financing and procurement of medicines for the disabled. It is noted that the provision of medicines for the disabled is the most important element of the state social policy. The formed legal regulation has a number ofproblems that require changes. Attention is drawn to the purchase ofmedicines of foreign origin for the disabled, its specific features are determined. The article identifies the causes of the budget deficit for the purchase of these drugs and identifies ways to solve them.

Keywords: medicines, disabled people, subventions, purchase of medicines, shortage.

Государственная политика нашей страны направлена на обеспечение наиболее незащищенных категорий граждан полным набором государственных услуг, в том числе лекарственными препаратами. В целях реализации данных полномочий нормативны-„о ми правовыми актами определены способы обеспечения инвалидов го лекарственными средствами, порядок определения объема финансово вой потребности. Действующее законодательство при регламентации порядка реализации полномочий в данной сфере не затрагивает проблему финансового обеспечения закупки лекарственных средств для инвалидов, которые нуждаются в препаратах, приобретаемых у ино-2 странных производителей (поставщиков).

^ В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона РФ — от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья § граждан в Российской Федерации» [1] (далее - Закон № 323-ф3) 5 установлена обязанность медицинских работников назначать лекар-§ ственные препараты в порядке, установленном уполномоченным ^ федеральным органом исполнительной власти. На основании п. 8,9 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ О «О государственной социальной помощи» [2] (далее - Закон ^ № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помост щи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды и дети-инвалиды.

158 В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных ^ услуг (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ) включаются следующие: СЧ обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи не® обходимыми лекарственными препаратами для медицинского приме-^ нения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [3], по рецептам на лекарственные препараты; медицинскими изделиями по рецептам

на медицинские изделия; специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг определен Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» [4] (далее - Порядок). Обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться бесперебойно согласно п. 19 Порядка. Следует отметить, что зачастую из-за недостаточной организации работы уполномоченных органов по закупке лекарственных средств для инвалидов и их предоставления данным категориям граждан, нарушаются их права на лекарственное обеспечение, а также принцип бесперебойности предоставления лекарственных препаратов.

Частью 1 ст. 4.1 Закона № 178-ФЗ определено, что к «переданным ^ субъектам Российской Федерации полномочиям в области оказания | государственной социальной помощи в виде набора социальных 3 § услуг относятся полномочия по организации обеспечения граждан, 3 включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на полу- 3 § чение государственной социальной помощи, лекарственными пре- | § паратами для медицинского применения, медицинскими изделиями». ^ Такие полномочия с учетом ч. 2, 3 названной статьи реализуются за ^^ счет предоставленных субвенций из федерального бюджета, объ- 3 § ем которых определяется на основании методики, утвержденной § | Правительством РФ, исходя из численности граждан, включенных | | в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государ- § 3 ственной социальной помощи; норматива финансовых затрат в месяц 3 | на одного такого гражданина. о |

Указанные субвенции предоставляются субъектам Российской | § Федерации в соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса РФ [5] 3 | с учетом Правил предоставления субвенций из федерального бюджета | § бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги 159 по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского о ^ применения по рецептам на лекарственные препараты; медицински- ь х ми изделиями по рецептам на медицинские изделия, утвержденных 511 Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 865 [6] (да- о | лее - Правила), и методикой расчета объема средств, предусмотренных 1 | на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам -а государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Методика), утвержденной Постановлением Правительства РФ

от 29 декабря 2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» [7] (далее - Постановление).

В соответствии с п. 3 Методики объем финансового обеспечения расходов по обеспечению граждан лекарственными препаратами определяется по формуле, показателями которой являются: определенный на текущий год норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде обеспечения граждан лекарственными препаратами; прогнозный норматив финансовых затрат в месяц в году, следующим за текущим годом, на одного гражданина (определяющийся за счет норматива и коэффициента индексации, который, в свою очередь, определяется за счет индекса потребительских цен на декабрь текущего года к декабрю предыдущего года). „о Следует отметить, что по состоянию на 1 февраля 2023 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги а по обеспечению, в соответствии со стандартами медицинской помощи § по рецептам врача (фельдшера), лекарственными препаратами для со медицинского применения; медицинскими изделиями; специализиро-2 ванными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов составляет 1007,9 руб. [7]. Зачастую стоимость лекарственного препарата — не соотносима с объемом денежных средств, которые запланированы § государством для обеспечения потребности населения [8, с. 27-30]. 5 Несмотря на формальную нормативно-правовую урегулирован-§ ность вопроса определения объема софинансирования переданных ^ субъектам Российской Федерации полномочий в виде субвенций из федерального бюджета, имеется законодательный пробел.

CQ

О В настоящее время международными организациями определены g основные цели и приоритеты для надлежащей организации закупок С лекарственных средств. Для повышения эффективности закупки лекарственных средств рядом стран используются международ-160 ные торговые площадки (Международная ассоциация обеспечения ^ лекарственными средствами (International Dispensary Association), cv Глобальный механизм по обеспечению ЛС (Global Drag Facility) и т.д.), ® в рамках которых с целью минимизирования расходов бюджетов, ^ по словам А. А. Кугач и В.В. Кугач, «применяются модели разделения рисков и разделения стоимости между государством и производителем (поставщиком) лекарственных средств, из которых наиболее эффективными являются модели разделения рисков, основанные на достижении результатов лечения» [9].

По мнению Ч. М. Раззаковой, главной озабоченностью властей во всем мире в настоящее время является рост цен на лекарственные средства, что создает нагрузку на бюджеты государств [10, с. 56].

В 1999 г. Межведомственная группа по фармацевтической координации (IPC) совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом народонаселения ООН (ЮНФПА), ВОЗ и Всемирным банком определили цели и принципы при закупке лекарственных средств [11], к которым отнесли, в том числе, снижение затрат государства на данные цели и создание механизмов для обеспечения надежного финансирования закупок [12].

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 [13] утверждены стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. и план ее реализации, согласно которым одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения является ^ сбалансированность. Система лекарственного обеспечения базируется | на реальных возможностях бюджетной системы РФ и внебюджет- £ g ных источников, исходя из государственных гарантий обеспечения С 3 граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для 3 g медицинского применения. | g

В результате анализа действующего российского законодатель- С £ ства установлено, что при определении объема софинансирования £ ^ не учитываются обстоятельства приобретения лекарственных средств 3 g иностранного происхождения, связанные с изменениями внешнеэко- g | номических отношений и политической ситуации (например, стои- | | мость закупки лекарств иностранного происхождения варьируется g 3 в зависимости от курса иностранной валюты, что влечет за собой 3 | дефицит финансирования на закупку таких препаратов в текущем о g году). При определении объема софинансирования не принимается | g во внимание тот факт, что для ряда инвалидов в целях эффективного £ | лечения требуются лекарственные средства иностранного происхож- ° о

¡Q ГО

дения, не имеющие российских аналогов, закупка которых происходит

в национальной валюте, но зависит и от курса иностранной валюты, 161

определяющей себестоимость и первоначальную цену, по которой о ^

поставщики закупают у производителей лекарственные средства s s

в целях продажи в дальнейшем на российском рынке. С g

Одним из способов решения данной проблемы может служить о |

заключение долгосрочных государственных контрактов на закупку 1 |

лекарственных средств иностранного происхождения (в 2019 г. за- -а ключен контракт на три года на поставку пентавакцины и вакцины от полиомиелита [14]), что снизит нагрузку на бюджет. В случае

повышения курса валюты расходы несут сами поставщики (производители). Данный способ может быть не выгоден, если курс иностранной валюты снизится, и тогда уже зафиксированная ранее цена на поставляемые лекарственные средства будет основанием для излишних расходов бюджета.

Возможен и иной способ решения проблемы планирования бюджетных расходов на закупку лекарственных средств иностранного происхождения, а именно: необходимо разработать методику расчета расходов на приобретение таких препаратов, исходя из действующего курса иностранной валюты и возможных изменений ее курсов (например, +10 % либо исходя из анализа повышения стоимости валюты в двух предыдущих годах). В случае, если курс валюты не изменится в плановом периоде, то это никаким образом не повлияет на обеспеченность граждан иностранными препаратами. ЭС Если не учитывать возможное изменение курса валюты, образует-§ ся некий дефицит бюджетных средств на приобретение лекарственных

8 со

препаратов, в том числе иностранного происхождения, который возникает в связи с увеличением расходов на приобретение иностранных лекарств, стоимость которых увеличилась, что влечет нарушение прав

2 инвалидов на своевременную закупку лекарственных средств для ^ их последующего предоставления.

Таким образом, действующее законодательство нуждается в изменениях в части установления механизмов определения расходов ^ на закупку лекарственных средств иностранного происхождения с це-§ лью исключения фактов нарушения прав инвалидов на лекарственное ^ обеспечение и минимизации расхода бюджета на данные цели.

Список литературы:

2 1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : фе-

С деральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 48, ст. 6724.

162 2. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1999. - № 29, ст. 3699. О 3. Об обращении лекарственных средств : федеральный закон от 12 апре-

^ ля 2010 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 16, ^ ст. 1815.

4. Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан : приказ Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2023).

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3823.

6. Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 865 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 35, ст. 4779.

7. О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг : постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864.

- URL: https://base.garant.ru/12138293/ (дата обращения: 01.09.2023).

8. Герасимов, В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами / В.Н. Герасимов // Социальное и пенсионное право. - 2011.

- № 3. - С. 27-30.

9. Кугач, А.А., Кугач В.В. Механизмы организации закупок лекарственных средств: зарубежный опыт / А. А. Кугач, В. В. Кугач // Вестник фармации.

- 2022. - № 2 (96). - С. 5-17.

10. Раззакова, Ч.М. Исследование доступности лекарств в Республике | | Татарстан с использованием методологии ВО3/НА1 : учеб. пособие / Ц -о Ч.М. Раззакова, Л.Е. Зиганшина, Э.Г. Александрова. - Казань : Изд-во £ ^ Казанского ун-та, 2018. - 56 с. - URL: https://kpfu.ru/staff_ files/F_2067459536/ % О

и п

х а

о х

с и

■Я *

О в

^ 2 (D О к И

а О

« ■§

■Н а

posobie.pdf. (дата обращения: 20.08.2023).

11. Трудности и возможности, которыми сопровождается оптимизация обеспечения лекарственными средствами в Европейском регионе ВОЗ с помощью эффективных госзакупок / ВОЗ ЕРБ. - URL: https://docviewer.yandex. by/view/1120290878/ (дата обращения: 20.08.2023).

12. Operational principles for good pharmaceutical procurement. - Geneva: WHO, 1999. - 32 р. - URL: https://www.paho. org/bra/dmdocuments/who-edm-par-99-5.pdf. (дата обращения: 20.08.2023). J 5

13. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения | § Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации : при- а ю каз Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. N° 66. - Доступ jßg из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 20.08.2023). _

14. Осипов, А. Госконтракты длительного приема / А. Осипов. рр - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4879168 (дата обращения: 20.08.2023). S S

Ь З я 2 с S

Ü а к

0 s

1 *

I

s »

" I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.