Научная статья на тему 'О философских основаниях концептуализации гендерной картины мира'

О философских основаниях концептуализации гендерной картины мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орионова Вероника Валерьевна

The article looks at different aspects of the issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PHILOSOPHICAL GROUNDS FOR THE CONCEPTUALISATION OF THE GENDER VISION OF THE WORLD

The article looks at different aspects of the issue.

Текст научной работы на тему «О философских основаниях концептуализации гендерной картины мира»

О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ КАРТИНЫ МИРА

В.В. Орионова

Orionova V.V. On philosophical grounds for the conceptualisation of the gender vision of the world. The article looks at different aspects of the issue.

Ныне одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в современной гуманитарной науке и философии стали гендерные исследования. В общем случае гендер (англ.: gender - социальный пол) понимается как различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, в социологии гендер - социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним, совокупность социальных репрезентаций [1]. Понятие «гендер» нельзя свести ни к понятию «пол», поскольку гендер охватывает не только социальные грани половых различий и их природу, но и включает гендерное содержание традиций, морали, религии, политических институтов, экономики, языка, искусства и так далее. Следовательно, в системе гендера учитывается не только отличие между полами, но и то внимание, которое уделяется полу со стороны общества. Категория «гендер» первоначально появилась в узкой прикладной сфере социологии, а затем стала широко использоваться в современных научных и философских дисциплинах, обнаружив при этом громадный теоретико-методологический и эвристический потенциал. При этом наблюдается тенденция к расширению данного понятия. Так, философы предлагают рассматривать гендер как половозрастную социальную группу, являющуюся носителем специфических маскулинно-феминных ценностных ориентаций [2].

Становление специфического гендерного подхода позволяет говорить о формировании новой комплексной дисциплины - гендери-стики (гендерологии, гендергетики), которая призвана научными и философскими средствами концептуализировать гендерную картину мира. Однако прежде чем говорить о гендерной картине мира, необходимо уточнить, что такое картина мира вообще.

Картина мира - это система представлений о реальности. Ее можно выделить, описать или реконструировать в рамках любой социопсихологической единицы - от нации и этноса до какой-либо социальной и профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира их современников-монахов. В свою очередь, картина мира монахов-доминиканцев отличается от картины мира францисканцев и так далее [3]. Можно сказать, что любая картина мира - это представление о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы действуют в мире и каково в нем место и роль человека.

Понятие картины мира близко к понятию мировоззрения, то есть «воззрению на мир», но не тождественно ему. Условимся понимать под мировоззрением относительно стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся такие исторические его виды, как миф, религия и философия. Мировоззрение, следовательно, выступает как более общая система, чем философия, религия или миф. Сущность мировоззрения заключается в его интегративной направленности. Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное объединение людей [4].

Целостная картина мира, помимо мировоззренческих компонентов (мифологических, религиозных, философских), включает в себя самые разные срезы реальности (теоретические и обыденные, научные и антинаучные, традиционные и нетрадиционные). При этом термин «картина мира» понимается либо как картина мира отдельного индивида,

либо как картина мира некой группы и даже всего социума.

Человек рождается как существо мужского или женского пола. В процессе своей жизни как сознательно, так и бессознательно он непременно определяет свой социальный пол. Проявления гендера культурно детерминированы, с другой стороны, они непосредственно проявляются в духовной, культурно-символической сфере. Бинарная половая природа, таким образом, пронизывает собой как существование, так и сущность человека. Правда, применительно к социальной сфере следует говорить о неких идеальных «половых полюсах» и многомерном пространстве между ними. Культурно-символическая сфера в этом аспекте настолько многогранна и противоречива, что проведение какой-либо классификации вообще затруднительно. Являясь, следовательно, элементами сущности человека, биологические, социальные и культурно-символические составляющие его гендерной природы не могут не оказывать глубокого влияния на процессы познания и оценки окружающего мира. Иными словами, каждый конкретный человек обладает тем или иным набором, «мозаикой» теоретических представлений, через которую он познает и оценивает окружающую действительность. Но помимо уникального для каждого человека комплекса убеждений и представлений, человек обладает также некоторыми биосоциальными особенностями. Одной из наиболее специфичных особенностей является его уникальный «гендерный портрет» или, иначе, набор гендерных характеристик, черт, связанных с полом и половозрастными особенностями человека.

Если в порядке мысленного эксперимента представить двух человек с совершенно идентичным набором теоретических представлений в части мифологического, религиозного, научного и философского объяснения окружающей действительности, при этом обладающих разным биологическим полом, то становится очевидно, что их «картины мира» не будут совпадать. Два человека разного пола никогда не будут обладать идентичной «мозаикой» теоретических представлений в силу их чрезвычайного разнообразия.

Каждый из нас живет, действует, чувствует, мыслит не как некая абстрагированная

природно-социальная единица, то есть как некий человек вообще, но всегда в качестве конкретного мужчины или женщины. Именно они соотносятся с миром их окружающим, пребывают во взаимодействии с ним, и при этом их отношение к миру, их бытие в мире зависит от определяющих особенностей мужского или женского мироощущения и миропредставления. Пол является одним из важнейших атрибутов человека. И если анализ отношений в сфере производства и других сфер дает нам понятие общественной реальности, то осмысление специфики явлений, связанных с полом, в биологической, социальной, культурно-символической и, возможно, иных сферах позволяет говорить об особой гендерной реальности. Необходимо также отметить, что гендерная картина мира, с одной стороны, имеет общие черты с другими картинами реальности, а с другой -носит специфический характер.

Гендерная картина мира, в первом приближении, базируется на представлении о наличии в самых различных культурах двух начал: женского и мужского, неразрывно связанных и одновременно соперничающих между собой, взаимно дополняющих и оппонирующих друг друга. Преобладание мужского начала принято связывать с приоритетом власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и в высшем смысле человечность. Оба этих гендерных типа играют равновеликую роль в жизнедеятельности человечества, оборачиваясь в конечном итоге двумя характеристиками, имманентно присущими обществу: стремлению к изменению, инновациям, и стремлению к стабильности, устойчивости.

Примечательно, что в западной научнофилософской традиции понимание основополагающей для всего мышления значимости дихотомии «мужское - женское» пришло лишь к 60-70 годам XX века. Оно было обусловлено по преимуществу чисто внешними социально-политическими процессами - активизацией феминистского движения. Именно таким, во многом «случайным», вторжением гендерной проблематики в философскую и научную мысль обусловлен нынешний зачастую односторонний подход к рас-

смотрению гендерных вопросов (преимущественно с позиций феминизма) [5].

При более последовательной разработке данной темы становится очевидным, что философские аспекты гендера не сводятся к «женской философии» или социальному феминизму. Дело в том, что феминизм фактически уравнивает женское начало с мужским, и это не позволяет ему дать адекватное представление о бинарности (двойственности) человеческой природы. Философский подход призван устранить те крайности, которые исторически сложились в результате господства патриархатной идеологии, а позднее мощных атак на него феминистского движения.

Философская концептуализация гендерной теории призвана органически связать мужское и женское, ибо подлинная природа Человека представляет собой взаимодопол-нительное единство мужского и женского начал. Между тем в существующих гендерных картинах мира эта задача далека от своего решения. В символике многих народов «женское» начало соответствует «пассивному» принципу природы, а также «бессознательному», «эмоциональному», ответственному за отклонение историко-культурного движения от свойственной «мужскому» на-

чалу прямолинейности. Важно отметить, что «женское» олицетворяет «добродетель» и представляет собой архетипический образ высокой степени сложности. Идеи создания альтернативных «женских наук» и отдельной «женской культуры», связанные с феминистическим движением, игнорируют эти различия и по своей направленности носят чисто «мужской» характер с его прямолинейным и однозначным толкованием жизненного. Между тем никакая картина мира не может быть построена произвольным, независимым от природы вещей и социальной реальности образом.

1. Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2000. С. 224.

2. Булычев И.И., Булычева И.И. // Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы: Матер. междунар. науч.-практич. конф. Иваново, 2003. С. 101.

3. Современный философский словарь. М., 1998. С. 177-186.

4. Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1999. С. 8.

5. Ферре М.М. // Гендерные тетради. Вып. 2. С.-Пб., 1999. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.