Научная статья на тему 'Социальная идентификация женщин: к постановке проблемы'

Социальная идентификация женщин: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
34
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / ЖЕНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛ / ГЕНДЕР / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭССЕНЦИАЛИЗМ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ФЕМИННОСТЬ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / SOCIALITY / FEMALE IDENTITY / SEX / GENDER / BIOLOGICAL ESSENTIALISM / SEX-ROLE CONCEPTIONS / FEMININITY / LIBERAL FEMINISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Светлана Викторовна, Хозяева Наталия Петровна

В статье рассматривается проблема женской идентичности в современных условиях, определенных мировоззрением постмодерна. Процесс идентификации носит многовекторный характер, зависящий от тех сфер деятельности, в которых наиболее полно проявляется творческий потенциал женщины. Однозначно сказать, что та или иная концепция женской идентичности является единственно истинной, невозможно. Это связано с тем, что культура, в которой формируется представление об образе женской идентичности, противоречива как в своем содержании, так и в способах его воплощения.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалева Светлана Викторовна, Хозяева Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the problem of female identity in the modern context determined by the worldview of postmodernism. The process of identification is multidirectional, it depends on those spheres of activity, where creative potential of women is fulfilled to the fullest extent possible. It is beyond argument that one or another conception of female identity cannot be the only true, due to the fact that the culture forming the idea about the image of female identity is contradictory both in its content and the ways of its implementation.

Текст научной работы на тему «Социальная идентификация женщин: к постановке проблемы»

УДК 316.347.2-055.2

Ковалева Светлана Викторовна

Kovaleva Svetlana Viktorovna

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций Костромского государственного университета

Хозяева Наталия Петровна

D.Phil. in Philosophy, Professor, Philosophy, Cultural Studies and Social Communication Department, Kostroma State University

Khaziayeva Natalia Petrovna

директор общественного объединения «Сотрудничество деловых и творческих женщин», г. Минск

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИН: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Director, Public Association "Women's Business & Art Cooperation",

Minsk

FEMALE SOCIAL IDENTITY: PROBLEM STATEMENT

Аннотация:

В статье рассматривается проблема женской идентичности в современных условиях, определенных мировоззрением постмодерна. Процесс идентификации носит многовекторный характер, зависящий от тех сфер деятельности, в которых наиболее полно проявляется творческий потенциал женщины. Однозначно сказать, что та или иная концепция женской идентичности является единственно истинной, невозможно. Это связано с тем, что культура, в которой формируется представление об образе женской идентичности, противоречива как в своем содержании, так и в способах его воплощения.

Ключевые слова:

социальность, женская идентичность, пол, ген-дер, биологический эссенциализм, полоролевые концепции, феминность, либеральный феминизм.

Summary:

The article discusses the problem of female identity in the modern context determined by the worldview of postmodernism. The process of identification is multidirectional, it depends on those spheres of activity, where creative potential of women is fulfilled to the fullest extent possible. It is beyond argument that one or another conception of female identity cannot be the only true, due to the fact that the culture forming the idea about the image of female identity is contradictory both in its content and the ways of its implementation.

Keywords:

sociality, female identity, sex, gender, biological essen-tialism, sex-role conceptions, femininity, liberal feminism.

Традиционный, биологически детерминированный подход к проблеме женской идентичности опирается на концепцию существования базовой биологической дихотомии «мужчина - женщина» (теории полового диморфизма). Такой подход принято называть биологическим детерминизмом, или биологическим эссенциализмом. Согласно положениям этой концепции, формирование женской идентичности предопределено биологическим, от природы данным полом, главное качество которого выражено способностью к репродукции. В таком контексте женская идентичность определялась на основе тех ожиданий, которые характеризовали женщину в том или ином обществе с точки зрения материально-биологических факторов. В патриархатном обществе, детерминированном мужскими ценностями, быть женщиной означает не только внешне соответствовать собственной природе, но и, что особенно важно, проецировать свои биологические качества на модель поведения, востребованную в данной общественной сфере, то есть быть мягкой, отзывчивой, пассивной, поглощенной материнством, заботливой, эмоциональной и т. п. Такие характеристики составляют суть традиционной женственности, или фемининности (феминности) [1, с. 223].

Представителем данного подхода является З. Фрейд, труды которого основаны на анализе бессознательного в человеческой натуре. Этот ученый впервые заявил о том, что человек представляет собой существо неоднозначное, но имеющее множество векторов развития, относительно которых складывается его многогранность. Украинская исследовательница И. Жереб-кина, анализируя концепцию психоанализа как составляющую теории гендера, отмечает вклад З. Фрейда в экспликацию понимания женского. Женское начало у З. Фрейда ассоциируется с бессознательным, а женскую субъективность он определяет через референцию к эдипову комплексу. По мнению И. Жеребкиной, «основная заслуга Фрейда, в отличие от других ученых, в конце XIX в. занимавшихся проблемой бессознательного, состоит в том, что его структуру ученый обозначил как гетерогенную, множественную и прерывистую, соотношение образов и компонентов которой лишено последовательности, но именно эти качества бессознательного позволяют приблизиться к пониманию феномена женского в культуре» [2, с. 347].

Основатели структурного фундаментализма социологи Т. Парсонс и Р. Бейлз обосновывают зависимую роль женщин, опираясь на теории социального взаимодействия и социальной системы. В процессе социального взаимодействия люди лучше усваивают нормы и ценности, стремятся им соответствовать, тем самым закрепляя образцы поведения как общественные нормы. При этом мужчинам они отводят исполнение инструментальной главенствующей роли, роли кормильца, женщинам - сопровождающей, второстепенной. По мнению ученых, проявление в поведении женщины таких качеств, как экспрессивность и эмоциональность, не приветствуется на рабочем месте и сказывается на отношении к ней как к идеальному работнику. В результате в трудовой сфере формируется дифференциация профессий на мужские и женские. При этом женские профессии, как правило, имеют более низкий трудовой статус. Феминистские критики теории структурного фундаментализма видят в данном положении женщины истоки ее дискриминации в трудовой сфере и гендерного неравенства. По мнению Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, исходным основанием полоролевого подхода является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, отсылающего к фрейдистскому представлению о врожденном мужском и женском начале [3, с. 16].

Американский антрополог М. Мид, изучая племена на островах Новой Гвинеи, пришла к выводу о значимости влияния культурного окружения на формирование образцов женского и мужского поведения [4, с. 127]. Исследования половых ролей, характерных для представителей трех племен Новой Гвинеи, наглядно показали несостоятельность убеждений, будто один пол больше приспособлен для выполнения определенной роли, чем другой. А.А. Бородуля замечает, что в каждом из исследованных М. Мид племен гендерные роли не соответствовали тем стандартам, которые приняты в западном обществе [5, с. 43]. Выводы М. Мид позволяют усомниться в том, будто мужчины и женщины «от природы созданы для определенных ролей» [6, с. 357]. Таким образом, полоролевой подход основан на теории, суть которой состоит в построении гендерных образцов, учитывающих социальные ожидания, определяющие поведение женщин и мужчин.

Важную роль в становлении новых понятий идентичности сыграла философия постмодерна, опирающаяся на труды французских философов психоаналитического направления. Ключевой проблемой этой философии стало изучение нового способа выражения смысла, нового видения, проблема текста и языка. Философско-культурологическое течение, порожденное постмодерном, - постструктурализм - поставил во главу угла идею различия и множественности, проблему хаоса в структуре, каузально нетипичного и единичного.

В трудах французских ученых Ж. Лакана и М. Фуко разработана символическая теория пола. В концепции Ж. Лакана человек - это дифференцированный субъект, представленный образами, которые в каждый следующий момент рассказывания в психоаналитическом сеансе могут меняться и всякий раз по-разному определять структуру субъективности. Причиной этому исследователь считает существование бессознательного как основы психики любого человека. Используя психоаналитический аппарат для исследования структуры бессознательного, Ж. Лакан анализирует нелингвистические аспекты данной структуры и показатели воображаемого в субъективности. Его вывод касается важности символических интерпретаций эпизодов жизни человека, содержащих особенности функционирования языка и социального включения человека в пространство жизни. По мнению Ж. Лакана, сущность человека, представленная актом эго или «я», невозможно зафиксировать, охарактеризовать однозначно, поскольку человек всегда находится в поисках самого себя. Процесс поиска идентичности не может привести к стабильному варианту, то есть субъективность не может обрести устойчивую идентичность.

Психоаналитический подход Ж. Лакана к структуре субъективности является основанием для пересмотра фрейдовской теории маскулинного и феминного. Исследуя самые ранние этапы осознания человеком своей субъективности, Ж. Лакан выделил так называемую стадию зеркала, при которой происходит символический отрыв от первоначального слияния с матерью, обусловленного их биологическим симбиозом при рождении [7, с. 7]. Замечая свое отражение в сознании матери как в зеркале, ребенок начинает осознавать свое отдельное от нее существование, или, как говорит Ж. Лакан, свою «друговость». В силу этого структура его внутреннего мира уже включает другое, что эксплицирует наличие двойственности в сознании его зарождающейся субъективности. Вывод Ж. Лакана более широк: «друговость» (инаковость) в структуре бессознательного находится изначально как второй полюс своего «я» в каждом человеке и под влиянием социальных факторов последующей жизни не имеет и не может иметь стабильной я-идентичности. Поскольку, по мнению Ж. Лакана, маскулинность и феминность - это также символические параметры субъективности, возникающие на стадии ее социально-практической идентификации, то их параметры могут меняться в структуре бессознательного в зависимости от желаний «другого». Вывод ученого однозначен: «другой» не только всегда присутствует в женской субъективности, но и, по сути, определяет ее.

Французский философ М. Фуко в своих работах провел генеалогический анализ власти как фактора, влияющего на формирование идентичности человека, будь то мужчина или женщина. М. Фуко осуществлял ретроспективный анализ разрозненных исторических событий, явлений, человеческих судеб, то есть от такой точки отсчета, которая позволяет заглянуть не «из глубины истории», а «вглубь» ее. В результате он сделал вывод о взаимосвязи власти и ее дискурсивного продукта - знания. Кроме того, им были выявлены способы поиска легитимации того или иного режима власти, которые дискурсивно поддерживаются и обновляются. Власть, с точки зрения М. Фуко, является самостоятельным механизмом, действующим в значительной степени независимо от тех, кто находится в позиции социального доминирования, определяя для всех остальных граждан языковую речь, с помощью которой осуществляется общение, и информативные знания, транслирующиеся в обществе.

По мысли М. Фуко, формирование современного типа общества связано с проблематиза-цией феномена удовольствия и включения этого фактора в нормативно-правовой дискурс, регулирующий брак и сферу межличностных отношений. В своем трехтомном труде «История сексуальности» философ обращается к анализу истоков возникновения представлений о связи удовольствия, телесности и брака в древности и их роли в процессе развития европейской цивилизации [8]. По мнению М. Фуко, сегодня власть уже не имеет контроля над институтом брака, который, согласно результатам многочисленных социологических опросов, стремительно теряет свою ценность. Институт брака уступает место гендерной свободе, разнообразию выражений сексуальности, ориентации на получение удовольствий и денег как средства их достижения. Таким образом, с проблемой пола и дискурса о поле оказывается сопряжена еще одна тема - тема власти. М. Фуко исследует власть не только в ее функции, направленной на реализацию негативных механизмов (подчинения, наказания) регулирования общественной сферы, но и в качестве социального института, который планирует осуществление функций позитивных, побуждающих, разрешающих, направляющих познание и создающих систему удовольствий.

Феминистский проект в философии появился как результат социально-экономических и культурных трансформаций современного общества, позволивший сделать видимыми женские проблемы. По мнению белорусского философа Е.И. Янчук, историко-философский дискурс в феминизме опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это «мужская перспектива» традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, опыт выдающихся женщин не учтен и не оценен в культуре [9, с. 1156]. В основе данной теории лежит феминистская методология, которая, согласно Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, представляет собой «совокупность теоретических и эмпирических методов изучения пола/гендера с целью практического преобразования мира на началах справедливости и равенства» [10, с. 120]. Феминизм как теория освободительного движения женщин развивается в рамках отдельных направлений.

Либеральный феминизм (феминизм первой волны) ассоциируется с политическим движением за права женщин наравне с мужчинами (права на получение образования, участие в политической жизни, равную оплату труда и т. п.). Во второй половине XIX - начале XX в. активно создавались женские организации, лозунгами которых было равенство полов, изменение законов и политики, дискриминирующих женщин. Однако требования радикального изменения структуры патриархатного общества пока не возникало. Во многих странах были приняты законы, формально констатирующие юридическое равноправие мужчин и женщин. Женщины могли получать образование и работать вне дома, однако ценности окружающего мужского мира и культуры исключали возможность реального равноправия. Дискриминация на рабочих местах, разрыв в заработной плате, преобладание гендерных стереотипов, сексизм, сохранение за женщиной обязанностей по уходу за домом и детьми усложнили положение женщин. В начале 1960-х гг. в рамках концепции «эгалитарного либерализма», или неофеминизма (феминизм второй волны), появились лозунги с требованием равенства возможностей при реализации прав, изложенных в законах о равенстве избирательных прав, а также о предоставлении женщинам преимущественных прав (позитивная дискриминация).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая волна феминизма связана с появлением социальной теории пола, раскрывающей взаимосвязь пола и социума и анализирующей характер противоречий между полами. Французский философ С. де Бовуар в книге «Второй пол» констатировала наличие центрированной женской субъективности, инаковости, вынужденной оставаться вторичным и зависимым явлением в мире патриархатной культуры [11]. Идея равенства в трактовке С. де Бовуар сводилась к тому, что мужчины и женщины должны взаимно признавать друг друга в качестве равных и трактовка женщин как второстепенного пола должна быть устранена. Отсюда ее убеждение, что женщина может реализовать себя по тем же схемам, образцам, какие пока были доступны только мужчинам.

Такая интерпретация женских ролей и идентичностей С. де Бовуар соответствовала концепции эссенциалистского подхода, в рамках которого мужское и женское являются биполярными понятиями с атрибутами асимметрии и подавления женского мужским. Концепция инаково-

сти С. де Бовуар не предполагала особой женской субъективности, в которой есть место различным желаниям и ощущениям. Такая позиция вызывала споры и возражения, которые привели к появлению феминизма различий, или постмодернистского феминизма. Главным отличием данного направления феминистской концепции является другая интерпретация инаковости, которую характеризует не подавляемый «второй пол», а иной способ бытия и мышления, допускающий разнообразие и различие.

В заключение можно сказать, что проблема женской идентичности в условиях современной реальности, определенной мировоззрением постмодерна, носит многовекторный характер, зависящий от тех сфер деятельности, в которых женщина активно проявляет свой потенциал. Однозначно сказать, что та или иная концепция является единственно истинной, а в силу этого и возможной, нельзя, так как культура, в лоне которой формируется представление об образе женской идентичности, противоречива как в своем содержании, так и в способах его воплощения.

Ссылки:

1. Фемининность // Словарь тендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

2. Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования : учебник : в 3 ч. / под ред. И. Жереб-киной. Ч. 1 : учеб. пособие / Е. Ярская-Смирнова [и др.]. Харьков ; СПб., 2001.

3. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 15-23.

4. Мид М. Пол и темперамент // Мид М. Исследование полового вопроса в меняющемся мире : пер. с англ. М., 2004. С. 127-139.

5. Бородуля А.А. Социально-философские основания феномена гендерной идентичности : дис. ... канд. филос. наук. Минск, 2005.

6. Там же. С. 357.

7. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции «я» // Лакан Ж. Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда / пер. с фр. А.К. Черноглазова, М.А. Титовой. М., 1997.

8. Фуко М. История сексуальности-III: забота о себе / пер. с фр. Т.Н. Титовой, О.И. Хомы. Киев, 1998.

9. Янчук Е.И. Феминизм // Новейший социологический словарь: понятия и персоналии, направления и школы, тексты и их анализ, методы сбора и анализа данных : ок. 1300 аналит. ст. / сост.: А.А. Грицанов [и др.] ; редкол.: А.А. Грицанов (предисл.) [и др.]. Минск, 2010.

10. Хрестоматия феминистских текстов : переводы / под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. СПб., 2000.

11. Бовуар С. де. Второй пол / пер. с фр. А. Сабашниковой [и др.] ; общ. ред. С. Айвазова. М. ; СПб., 1997.