Научная статья на тему 'О философских основах музейной экспозиции'

О философских основах музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
540
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МИССИЯ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / МЕТАКУЛЬТУРА / ФИЛОСОФСКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫСТАВКИ / АКТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / PHILOSOPHY OF MUSEUM WORK / MISSION / MUSEUM EXHIBITION / METACULTURE / PHILOSOPHICAL AND CONCEPTUAL BASIS OF THE EXHIBITION / MUSEUM ACTIVITIES / CULTURAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кавецкая В. В.

Философско-концептуальная деятельность является основополагающей для современного музея как на уровне осмысления его институционального предназначения, так и на уровне создания экспозиций и выставок. На примере ряда выставок, созданных в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева в 2006–2010 гг. на основе принципов философской концепции метакультуры, автор показывает приложение научных философских, культурологических теорий и концепций к актуальным музейным практикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About philosophical bases of a museum exposition

The article defines philosophical and conceptual activity as fundamental for a modern museum, both at the level of understanding of museum institutional mission and at the level of exposition and exhibition work. The author persists on the application of scientific philosophical and cultural theories and concepts to the museum activities. As a positive example of such experience, the author recalls a number of the exhibitions presented in Primorsky State Museum named after V.K. Arseniev in 2006–2010 based on the principles of philosophical concept of metaculture.

Текст научной работы на тему «О философских основах музейной экспозиции»

УДК 069.01 В. В. Кавецкая

о философских основах музейной экспозиции

Философско-концептуальная деятельность является основополагающей для современного музея как на уровне осмысления его институционального предназначения, так и на уровне создания экспозиций и выставок. На примере ряда выставок, созданных в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева в 2006-2010 гг. на основе принципов философской концепции метакультуры, автор показывает приложение научных философских, культурологических теорий и концепций к актуальным музейным практикам.

Ключевые слова: философия музейной деятельности, миссия, музейная экспозиция, метакультура, философско-концептуальные основы выставки, актуальные музейные практики, культуротворче-ство.

About philosophical bases of a museum exposition. VERA V. KAVETSKAYA (Primorsky State Museum named after V.K. Arseniev, Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article defines philosophical and conceptual activity as fundamental for a modern museum, both at the level of understanding of museum institutional mission and at the level of exposition and exhibition work. The author persists on the application of scientific philosophical and cultural theories and concepts to the museum activities. As a positive example of such experience, the author recalls a number of the exhibitions presented in Primorsky State Museum named after V.K. Arseniev in 2006-2010 based on the principles of philosophical concept of metaculture.

Key words: philosophy of museum work, mission, museum exhibition, metaculture, philosophical and conceptual basis of the exhibition, museum activities, cultural creativity.

Текучесть современного мира требует от институциональных структур изрядной гибкости, чтобы выполнять свое предназначение, достигать поставленных целей и, наконец, просто сохранять востребованность и жизнеспособность. В такой ситуации культурным учреждениям важно не трансформироваться в нечто отличное или даже противоположное своей природе. Поэтому философский вопрос о смысле существования становится реальным стержнем организации всей жизнедеятельности любой социокультурной институции и музея - в первую очередь.

Философское осмысление деятельности в музеях происходит на различных уровнях и находит отражение в текстах разного рода: от концепции развития музея до конкретных методик реализации основных направлений музейной работы. Но, так или иначе, музей сегодня не может претендовать на авторитетную позицию в социальном окружении, если он не определился со своими философскими основаниями - в плане ответа на самые насущные вопросы: в чем высший смысл Музея вообще (как институции) и конкретно нашего музейного учреждения? Ответ определяет базовые принципы всех

взаимоотношений в музейной и околомузейной среде, а также позволяет качественно выстроить и стратегию развития учреждения, и концепцию выставки.

Подобные вопросы в управлении музеями до недавнего времени рассматривались по преимуществу вне его стен, и смысловые ответы исходили в качестве идеологических установок от музейных владельцев (государства, ведомства или частных лиц). Российское музейное сообщество заговорило о миссии и социальном назначении музея на рубеже тысячелетий, в период трансформаций государственно-политической и социально-экономической сфер жизни страны. Тогда многие музеи действовали по наитию, не рефлексивно. Заявленные же миссии нередко оставались чисто декларативным документом, поскольку не получали дальнейшего концептуального развития. При разработке миссии ориентировались по большей части на социальное предназначение музея, без учета того, что миссия -это одновременно и понимание желаемого состояния (собственной идеальной функции) самого музея, и высшая стратегическая нацеленность его деятельности (смысл существования).

КАВЕЦКАЯ Вера Вячеславовна, научный сотрудник отдела исследований (Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток), старший преподаватель Школы экономики и менеджмента (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: veravmuseum@mail.ru © Кавецкая В.В., 2013

о философских основах музейной экспозиции

В. В. КАВЕЦКАЯ

Сегодня, когда музеи обрели статус автономности, вопрос о философско-концептуальном контексте деятельности предстает одним из определяющих дальнейшую судьбу каждого конкретного музейного учреждения. Разрабатывать и концепцию развития всего учреждения, и концептуальные основы конкретной музейной экспозиции современный музей призван с учетом историкокультурной значимости сохраняемых им объектов исторической памяти, с осознанием собственного назначения и пониманием закономерностей развития музейной потребности. Термин «музейная потребность» введен в обращение З. Странским, он означает «стремление к приобретению и сохранению, несмотря на естественную тенденцию изменения и исчезновения, истинных ценностей, сохранение и использование которых создает и умножает гуманистический и культурный облик человека» [Цит. по: 2, с. 10]. О.С. Сапанжа рассматривает «музейную потребность» наряду с возникшими позднее терминами «музеальность», «музейность» через призму культурологического подхода [2].

По утверждению Л.С. Именновой, сегодня «насущной необходимостью становится осмысление музейной реальности в контексте современной социокультурной ситуации, специфическое приложение философских, культурологических теорий и концепций, научных предположений и гипотез к актуальным музейным практикам» [1, с. 9].

В данном ракурсе уникальным экспозиционным опытом апробации принципов философской метакультурной концепции [4] в выставочной работе обладает творческий коллектив Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева (ПГОМ). За последние семь лет в музее состоялся целый ряд выставок метакультурной философской направленности: «Магия клинка: по ту сторону империи» (2006), «Русская Америка: за океаном и облаками» (2007), «Элеонора Прей. Письма из Владивостока» (2008), «Путь губернатора» (2009),«Прощание с Тартарией: исследование Приморья в XVIII веке» (2010) и др.

В настоящее время в музейном пространстве продолжают действовать две из вышеназванных выставок: «Магия клинка: по ту сторону империи» и «Элеонора Прей: письма из Владивостока». В первой дискурс разворачивается вокруг клинка как символа границы между жизнью и смертью; как силы, способной вершить судьбу и человека, и территории. Экспозиция не только позволяет познакомиться с коллекцией холодного оружия музея, насладиться его эстетикой, но и взглянуть с позиций различных соседствующих друг с другом культур на многообразие идеалов мужественности,

воочию представить всех участников территориального сообщества Азиатско-Тихоокеанского региона, осмыслить опыт силового противостояния. Выставка «Элеонора Прей» повествует о личности и судьбе «владивостокской» американки на основании писем и фотографий, созданных ею за 36 лет жизни в нашем городе. Знакомит с особым типом людей, формирующимся в поликультурном городском пространстве; с непростым взаимодействием географического, исторического, культурного и личностного факторов в судьбе каждого человека. Обе выставки прошли испытание временем: они продолжают привлекать в свои пространства музейных посетителей, способствуя удовлетворению их потребности во встрече с Иным, о чем свидетельствуют оставленные письменные отзывы об экспозициях.

В чем же действенность положенного в основу их создания философского подхода? Прежде всего в качественно новом содержательном пространстве для удовлетворения музейной потребности посетителя. Метакультурный подход нацеливает на поиск особого места для совместного творческого развития людей разных культур и субкультур, реализующегося в рефлексивном личностном общении на принципах дара (творческого бескорыстного вклада в развитие культуры) [4, с. 256]. Это пространство на стыке культур должно способствовать выходу человека в позицию «вненаходимости» по отношению к собственной культуре и экстатической соотнесенности с Иным.

Иное, как нечто отличное от нас самих, изначально является условием созидания человека на всех этапах его жизни. Интересное соображение о том, что привлекает человека в музей «именно любопытство к Иному», «любопытство увидеть нечто необычное по сравнению с обыденностью», высказал Б.Г. Соколов, рассматривая его как мощнейший импульс к развитию [3, с. 296]. Уникальность или инаковость привлекала и привлекает в музейные залы людей, ищущих возможности экзистенциального выхода за собственные пределы в поисках своей самости. Одна из актуальных социальных функций музея как раз и заключается в поиске средств помощи людям в культурной самоидентификации и адаптации в бесконечно и быстро меняющемся социокультурном пространстве современного мира.

В этом плане обе вышеназванные выставки неизбежно ставят посетителя в рефлексивную позицию, когда знакомство с другой культурой делает зримым сокрытое в родной культуре человека. Они несут в себе стимул к переосмыслению исторической, социокультурной и личностной значимости пространства Владивостока, а также возможных

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

вариантов выстраивания отношений с этой землей: по мужскому (завоевание) и женскому (вживание и обустройство) типу. Выставка «Магия клинка» позволяет человеку соотнести свое представление с иными национальными трактовками мужественности, оценить нюансы отношения к жизни и смерти, узреть взаимосвязь клинка и земли в их совместном бытовании в историческом времени. Это своего рода осмысление мужского взгляда на территорию с позиции силы, имеющей разные культурные трактовки. Экспозиция «Элеонора Прей...» видится олицетворением женского подхода с позиции приятия и любви. Она открывает возможность свежего взгляда на привычное городское пространство, обретающее в новом ракурсе уникальность и ценность повседневной жизни.

Метакультурная концепция особо подчеркивает роль событийности, особенно на границах меж-культурного взаимодействия. Поэтому все созданные на ее основе выставки дают новый взгляд на, казалось бы, известные события, что превращает само посещение этих выставок в со-бытие частной жизни посетителей. В основу обеих выставок положен личностный принцип, определивший преимущественно индивидуальную форму знакомства с ними, рассчитанную в первую очередь на диалог с вдумчивой личностью. По тому же принципу выстроено и само экспозиционное пространство. Только в «Магии клинка» в общение с посетителем вступают некие обобщенные национальные черты воинов взаимодействующих культур сопредельных территорий, рождая ощущение совокупной мужской силы, порождаемой этим географическим пространством. А «Элеонора Прей.» обращена к одной конкретной женской личности, знакомство с которой идет в контексте жизни Владивостока в периоды знаковых исторических событий, происходящих на его территории. Посетитель попадает в напряженный непрекращающийся диалог Личности и Города, живущих интенсивной совместной жизнью, и невольно становится его участником и продолжателем. А это, в свою очередь, способствует реализации чрезвычайно актуальной на сегодняшний день музейной функции - служить важным ресурсом развития территории (города, региона, страны).

Поскольку метакультура - это культура, осознающая и познающая в процессе взаимодейст-

вия не только иную культуру, но и самое себя, она альтернативна культуре унифицированных зрелищ и неизбежно ведет к формированию круга людей, объединенных общими ценностными установками. Деятельность таких неформальных объединений способствует процессу совместного познания и развития мировых культур в зонах их активного взаимодействия, к которым по праву относится и Владивосток. Знаменательно, что само создание названных выставок сопровождалось работой при ПГОМ Центра метакультурного регионострои-тельства, объединившего усилия представителей разных областей гуманитарного знания. Благодаря чему выставки обрели неисчерпаемый личностно созидающий потенциал.

Становится очевидным, что музейная практика в тесном единстве с современной наукой призвана обретать новые горизонты и заниматься не только сохранением культуры, но и культуротворчеством разного масштаба и уровня. Региональным музеям необходимо дополнять существующие экспериментальные музейно-педагогические площадки музейными исследовательскими проектами по внедрению в экспозиционную практику философско-методологических научных концепций и реализовывать их силами межмузейного и околомузейного партнерства, превращая музей в своего рода инкубатор эпистемических сообществ. Это не только поднимет культурно-образовательный уровень экспозиционной деятельности, но также повысит уровень «культуры участия» у населения города и региона, укрепит авторитет музея и усилит его реальный вклад в развитие территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Именнова Л.С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2011. 40 с.

2. Сапанжа О.С. Культурологическое измерение музея: морфология музейности // Вопросы музеологии. 2011. N° 2 (4). С. 3-13.

3. Соколов Б.Г Ве(ч)щный рай. Прирученное Иное // Собор лиц: сб. ст. / под ред. М.Б. Пиотровского, А.А. Никоновой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006, С. 289-308.

4. Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Владивосток: Дальна-ука, 2010. 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.