Научная статья на тему 'О философии образования новой России и не только'

О философии образования новой России и не только Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / СОЦИУМ / SOCIETY / РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RUSSIAN CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисов Сергей Валентинович

В статье дается краткий обзор и излагается содержание докладов научного симпозиума «Философия образования новой России: уроки прошлого и стратегии будущего», который проходил в Челябинске 31 октября 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Philosophy of Education in New Russia and not Only

The article gives a short review and represents the contents of reports of scientific symposium «Philosophy of education in new Russia: Lessons of the Past and Future Strategy» which took place in Chelyabinsk on October 31, 2012.

Текст научной работы на тему «О философии образования новой России и не только»

О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОЙ РОССИИ И НЕ ТОЛЬКО...

УДК 304.444

Кафедре философии Челябинского государственного педагогического университета исполнилось 60 лет! Хороший философский возраст. К юбилею кафедры был приурочен Междисциплинарный научный симпозиум «Философия образования новой России: уроки прошлого и стратегии будущего», состоявшийся 31 октября 2012 г. в Челябинске. Ученые из разных регионов страны собрались, чтобы обсудить современные проблемы образования в контексте формирования новой российской цивилизации, определить те приоритеты и тенденции изменений в жизни российского социума, которые формируют запрос на модернизацию системы образования, а также отношение к ним гражданского общества России и региона.

Участники симпозиума попытались проанализировать и дать прогноз качественным изменениям в российской цивилизационной матрице, их влиянию на организацию жизнедеятельности общества и государства, культурный потенциал российского общества, образовательную политику. Глубокий и всесторонний анализ решения этих проблем позволил бы определить возможные стратегии гражданского общества, реализация которых позволяет рассчитывать на относительно бесконфликтное решение задач развития России и региона, преодолеть предрассудки и вымыслы, с которыми сталкивается общественное сознание, что позволит выработать разумное и ответственное отношение к нормам и ценностям современного общества. Круг проблем, которые предстояло обсудить на симпозиуме, был весьма широк. Все они носили острый и отчасти, пожалуй, провокационный характер. Вот главные из них.

Как известно, в XXI веке футурологи прогнозируют вступление мира в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции и модернизации. Предполагается развитие высочайшей степени ответственности, принятие каждым человеком на себя груза личных и общечеловеческих проблем - как единственного пути выживания и дальнейшего совершенствования человека. Справится ли с этим вызовом традиционная российская цивилизация? Есть ли адекватные ответы на эти

С. В. БОРИСОВ

новые вызовы у российской образовательной системы? Или для этого нужна принципиально новая Россия и принципиально новая школа и система высшего образования?

Логика постиндустриального развития мира, вступление его в «третью волну» (информационное общество) для каждой локальной цивилизации будет рождать свои препятствия и заставлять ее искать особенные пути их преодоления. Найдутся ли в российской цивилизации интеллектуальные и духовные силы, способные предложить возможности решения проблем своей дальнейшей эволюции? Или Россия не способна воспроизводиться как самостоятельная цивилизация в новой конкурентной среде других культур? Какой культурно-исторический тип воспитания и образования может стать той оптимальной моделью, которая обеспечит воспроизводство российской цивилизации в новых условиях? Какие пути и ресурсы адаптации к жизни обеспечивает современная российская образовательная система?

Существует мнение, что Россия сходит с исторической арены и является угрожающей локальной цивилизацией. Какова альтернатива гибели российской цивилизации? Либо на российских пространствах произойдет новый цивилизационный синтез и родится качественно новая цивилизационная модель, либо эта территория попадет в цивили-зационные круги социально-культурного тяготения, заданные иной, неимманентной для местного населения логикой развития? Возможна ли трансформация ментальных оснований российской культуры? Какими должны быть идеалы и ценности современного образования, способствующие формированию нового российского менталитета? Способно ли современное российское образование обеспечить поиск и воспроизведение национальной идентичности российского социума?

Организаторами этого симпозиума были не только преподаватели кафедры философии ЧГПУ (В. И. Липский, И. А. Жуков, В. О. Богданова и др.) и друзья кафедры (С. В. Алабжин, А. Н. Звягин, Д. Е. Филиппов и др.). Огромную поддержку в проведении этого мероприятия оказал Челябинский филиал Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и лично его директор, доктор политических наук, профессор С. Г. Зырянов. Симпозиум прошел при информационной поддержке и научном сопровождении двух солидных журналов по проблемам социальной философии -«Личность. Культура. Общество» и «Социум и власть».

Большой вклад в организацию симпозиума внес действующий при кафедре философии ЧГПУ Центр социальной теории и проблем гражданской культуры (директор Центра - заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, доцент С. В. Борисов, помощник директора - М. Я. Соболь), учрежденный в 2009 г. при содействии журнала «Личность. Культура. Общество» и Общественной палаты Челябинской области. Целью деятельности Центра является выработка концептуальных основ развития гражданского общества, стратегии действий всех заинтересованных в его построении социальных субъектов.

От появления самой идеи научного симпозиума до ее реализации прошел почти год. Философское сообщество Челябинска является весьма неоднородным, и рассчитывать на его постоянную активность и заинтересованность не приходится. Во многом данное сообщество представляет собой сумму локальных «кухонных» сообществ, научная и общественная жизнь которых не выходит за пределы кафедр или диссертационных советов и практически полностью поглощается и растворяется в учебном процессе. Однако чем сложнее задачи, чем более непредсказуемы их решения, тем интереснее. На мой взгляд, усилия организаторов не пропали даром. Мероприятие получилось, научные дискуссии и споры пробудили челябинских философов от интеллектуальной и догматической спячки.

«Заводилами» этого процесса были коллеги из Москвы. Первым среди докладчиков выступил известный политик и государственный деятель первого этапа реформ российского государства в начале 90-х годов прошлого века Геннадий Эдуардович Бурбулис, ныне профессор, проректор по инновационному развитию Международного университета в Москве, основатель Школы политософии «Достоинство», президент Молодежного форума модернизаторов «Моя Россия». Тема его доклада: «Россия в поисках себя: университет как субъект культурно-образовательного пространства». В докладе

он выразил свою точку зрения на будущее университетов и российскую систему образования. Г. Э. Бурбулис отметил, что в современных условиях особая миссия ложится именно на педагогические университеты, потому что главной задачей этих университетов становится подготовка учителей новой формации. Школа должна служить целям будущего, а не представлять собой «социальный хоспис». С позиции своей особой методологии («политософии») Бурбулис предложил своего рода проект социокультурной педагогики, где мировоззренческая борьба перекодируется в толерантно-ответственный диалог, а конкуренция доктрин - в политософский, то есть мудрый и практически значимый синтез. Социокультурная педагогика, на первый взгляд, - перегруженная формула. В ней сопрягаются классическая педагогика как специализированная система деятельности по образованию и воспитанию, социальная история как самотворящаяся - с представлением о человеке как актере, зрителе и режиссере той драмы, которую люди создают на «пересечении» своих интересов, потребностей, способностей и своих форм жизнедеятельности, и наконец - культура как процесс наполнения смыслом человеческого бытия. Все это включается в одну жизненную программу. И когда эта программа сформируется, может быть, новое звучание приобретут и сложнейшая проблема отношений теории и практики, науки и государственно-политического управления, и неотложный вопрос о том, возможно ли сегодня, в условиях жесткой специализации и актуализации прагматической целесообразности, предложить культуру целостного, гармоничного, внутренне согласованного образа жизни.

Следующий доклад сделал Юрий Михайлович Резник, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заместитель директора по научной работе РИК, заведующий кафедрой философии РАНХиГС при Президенте РФ, шеф-редактор журнала «Личность. Культура. Общество» на тему «Трансперсонализм как методологическая программа философии образования». Ю. М. Резник предложил слушателям собственный антропологический проект философии образования. Докладчик проанализировал ряд актуальных проблем, связанных с построением моделей жизнетворчества и разработкой концепции и типологии жизненных стратегий личности. Как известно, жизненный мир определяется в феноменологической традиции как мир

непосредственной коммуникации, представляющий собой целостную структуру человеческой практики, определяющую горизонт всех мыслимых и немыслимых целей и проектов. Это мир непосредственного общения людей (семья, дружеские компании, группы сверстников и пр.), в основе которого лежит стремление к взаимопониманию. В связи с этим, трансперсонализм - это способ жизнедеятельности, в основе которого лежит творческое, сознательное отношение человека к жизни и другим личностям, его стремление выйти за пределы обыденного и рутинного в сферу «высшей реальности» в процессе коммуникации. Докладчик отметил, что жизненный мир современного российского человека характеризуется такими особенностями, как: (1) системная деформация жизненного пространства человека; (2) искусственная дефрагментация («расколотость») и дифференциация жизненного мира человека; (3) бюрократизация и бюрократическая формализация отношений; (4) коммерциализация и корпоративная регламентация жизненного мира; (5) неразвитость институтов гражданского общества, способных защитить жизненный мир человека от агрессивного вторжения бюрократии и корпоративных структур. Стратегия транспесонализма как методологии философии образования способна, по словам докладчика, преодолеть эти негативные установки, господствующие в российском социуме.

Живой отклик у слушателей вызвал доклад Игоря Григорьевича Яковенко, доктора философских наук, культуролога, историка и политолога, профессора кафедры истории и теории культуры РГГУ «Цивилиза-ционное измерение философии образования». Как справедливо отметил докладчик, тезисом Российское общество переживает кризис сегодня трудно кого-либо удивить. В солидной аналитике рассуждения о кризисе давно стали общим местом. Проблема состоит в том, чтобы перейти от констатации к осмыслению. Речь не о том, что Россия утратила статус сверхдержавы, а наша элита лишилась сознания силы, определяющей судьбы человечества. И слава Богу. Средний россиянин наконец получил право жить не ради величия державы, а ради своих близких. Жить -самореализуясь, выстраивая приватное пространство, постигая бесконечную диалектику свободы и ответственности. Речь совсем о другом. Российское общество переживает системный кризис. На ранних этапах кризис фиксируют люди, особо чувствительные

к тенденциям исторического развития. Никто не изменяется от «хорошей жизни». На этом этапе еще можно попытаться что-то сделать. Когда кризис становится очевиден для подавляющего большинства, делать что бы то ни было, как правило, уже поздно. Здесь наблюдается интересная закономерность: в момент глубокого кризиса доминирует тотальная неадекватность поведения общества сложившейся ситуации. На формальнологическом уровне спасительные решения существуют. Но общество (и элита, и широкие народные массы) категорически не готово принять эти решения. И. Г. Яковенко подтвердил эту мысль многочисленными историческими примерами. Выводы докладчика относительно судьбы России неутешительны. Он констатирует кризис культурной системы России, которая находится в драматических отношениях с реальностью, историческим императивом, задачами и перспективами модернизации. Кризисы пугают и подавляют, однако они открывают окно возможностям качественных трансформаций. И чем глубже кризис, тем шире это окно. Масштаб кризиса, который переживает Россия, еще не осознан. Его прячет в подсознание слабая человеческая психика, маскирует идеология, затушевывает благоприятная конъюнктура цен на энергоносители. Реально же Россия как цивилизационный драйвер сходит с мировой исторической арены.

После перерыва эстафету пленарных докладов симпозиума подхватили челябинские ораторы. С докладом на тему «Информационное общество и новое качество высшего профессионального образования» выступил Сергей Григорьевич Зырянов, доктор политических наук, профессор, директор Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, действительный член РАЕН, председатель бюро Челябинского областного отделения Российского общества социологов, член Общественной палаты Челябинской области. С. Г. Зырянов дал содержательную картину состояния системы образования и оценки его качества на основе данных опроса, проведенного специалистами лаборатории прикладной политологии и социологии РАНХиГС при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ по теме «Социокультурный портрет Челябинской области» (№ проекта 1 1-03-00655 а). Как свидетельствуют результаты опроса (июль-август 2011 и 2012 годов, на всей территории Челябинской области), большинство респондентов дают низкую оценку качества

подготовки специалистов в образовательных учреждениях всех уровней. В связи с изменениями, произошедшими в системе высшего профессионального образования, для большинства респондентов в ближайшем будущем оказываются предпочтительными следующие сценарии: интенсивное развитие международного сотрудничества вузов, которое возможно при условии двуязычности подготовки студентов, повышение качества образования и оптимизации сокращения количества вузов. Угрозы же, связанные с этим, видятся в снижении доступности образования, в дефиците квалифицированных специалистов и снижении уровня профессиональной грамотности. Исходя из анализа этих данных, докладчик в качестве положительного примера образовательной практики приводит работу, организованную в Челябинском филиале РАНХиГС, адекватную духу времени и требованиям современного информационного общества. Докладчик обратил внимание слушателей на проблему, связанную с умением правильно расставить акценты в выборе приоритетов образовательной политики, чтобы требования современности находили разумное применение в образовательной практике, не снижая уровень глубины и качества профессионального образования (например, тестирование - это не столько инструмент внешней оценки, сколько - самооценки студента и работы преподавателя).

Замкнул этот интеллектуальный марафон доклад Сергея Валентиновича Борисова, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии ЧГПУ, директора Межрегионального центра социальной теории и проблем гражданской культуры Челябинска на тему «Гуманизм и просвещение: обретение гармонии или углубление конфликта?» С. В. Борисов с горечью отметил, что, пожалуй, нет таких понятий, которые настолько дискредитировали себя, как понятия «гуманизм» и «просвещение». Имея некогда почти революционный смысл и окруженные ореолом святости, эти понятия превратились впоследствии в пустые клише - «крапленые карты», которые ловко достают из рукава разные демагоги и словесные шулеры от политики и образования. Например, какой изощренный смысл можно придать слову «гуманизм» для нынешних политических лозунгов после всех глобальных потрясений XX в. и тревожных событий начала XXI в., когда человеческая жизнь и достоинство настолько падали в цене, что само желание жить воспринималось как подвиг, а возможность радостной

жизни - как несбыточное счастье? Докладчик отметил, что когда речь идет о гуманизации образования, то подразумевается, что в любой образовательной траектории коренятся те или иные антропологические схемы. Важнейшим субстанциальным отличием индивидуальной образовательной траектории от процессуальных моделей образования в прежние эпохи является то, что сущность образовательной траектории может быть соотнесена лишь с индивидуальным человеческим бытием, а не исторической (процессуальной) закономерностью. Кроме того, индивидуальная образовательная траектория не имеет никакой априорной формы «личностного развития», она зависит от постоянной внутренней изменчивости человеческого бытия. Если рассматривать индивидуальную образовательную траекторию в онтологическом ключе, то ее единицей становится не проектируемое и организуемое образовательное взаимодействие, а индивидуальный бытийный опыт и жизненный мир как среда реализации этого опыта.

В заключение этого краткого обзора «интеллектуального пиршества» (как известно, слово «симпозиум» и происходит от греческого БутроБюп - пиршество), которое было устроено по поводу 60-летия кафедры философии ЧГПУ, хотелось бы отметь особую творческую атмосферу, которая царила на этом научном мероприятии. Все доклады вызвали острую дискуссию и полемику, которая дала пищу новым плодотворным идеям и критическому философскому анализу современной российской действительности. По результатам работы симпозиума журналом «Социум и власть» планируется издание ряда статей, подготовленных его участниками.

Как сказал в интервью по поводу этого события ректор ЧГПУ Владимир Витальевич Садырин, «этот симпозиум - школа для всех кафедр философии нашего города». Исследовать фундаментальные процессы - вот главная задача ученых-философов. Цивили-зационные изменения, глобализация и локализация, модели и перспективы культурного развития общества - настолько широкие, сложные и насыщенные глубоким смыслом темы поднимаются только в этой науке. Ученые уверены - роль философской экспертизы глобальных процессов в последнее время недооценивается, но будем думать, что не везде и не всеми. Данный симпозиум тому свидетельство.

С. В. Борисов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.