Научная статья на тему 'О ФАКТУРНОЙ И КОМПОЗИЦИОННОЙ ФУНКЦИЯХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕМБРА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ: К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ВОКАЛИСТОВ'

О ФАКТУРНОЙ И КОМПОЗИЦИОННОЙ ФУНКЦИЯХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕМБРА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ: К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ВОКАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ / СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВОКАЛИСТОВ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕМБР / АРИИ С СОЛИРУЮЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна

Для развития тембрового слуха в качестве музыкального материала чаще всего привлекается инструментальная музыка. В статье рассматривается возможность и эффективность обращения к ариям с солирующими инструментами, которые позволяют проанализировать различные проявления фактурной и композиционной функций инструментального тембра во взаимодействии с вокальной партией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TEXTURE AND COMPOSITION FUNCTIONS OF INSTRUMENTAL TIMBRE IN VOCAL MUSIC: DEVELOPMENT OF TIMBRE HEARING IN SINGERS

Instrumental music is the most common material for developing timbre hearing. The present article considers possibility and efficiency of using arias with solo instrument for analyzing various manifestations of texture and composition functions of instrumental timbre in interaction with the vocal part.

Текст научной работы на тему «О ФАКТУРНОЙ И КОМПОЗИЦИОННОЙ ФУНКЦИЯХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕМБРА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ: К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ВОКАЛИСТОВ»

Проблемы методики и педагогики

музыкального образования

© Литвинова Т. А., 2017 УДК 784

О ФАКТУРНОЙ И КОМПОЗИЦИОННОЙ ФУНКЦИЯХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕМБРА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ: К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ВОКАЛИСТОВ

Для развития тембрового слуха в качестве музыкального материала чаще всего привлекается инструментальная музыка. В статье рассматривается возможность и эффективность обращения к ариям с солирующими инструментами, которые позволяют проанализировать различные проявления фактурной и композиционной функций инструментального тембра во взаимодействии с вокальной партией.

Ключевые слова: тембровый слух, сольфеджио для вокалистов, инструментальный тембр, арии с солирующими инструментами

Тембровый слух является одним из важнейших компонентов слухового развития музыканта. Для его совершенствования в качестве музыкального материала чаще всего привлекается инструментальная музыка. Обращение к вокальным произведениям с солирующими инструментами симфонического оркестра дает возможность сфокусировать внимание на аспекте, редко оказывающемся в поле зрения музыковедов, а именно: взаимодействии инструментального и вокального тембров. Такой ракурс изучения материала актуален прежде всего для вокалистов.

По отношению к вокальной инструментальная партия может выполнять следующие функции:

• фактурную (дублирование, соревнование в виртуозности, контрапунктирование, сопровождение вокальной партии);

• композиционную (вступление и заключение, тембровое варьирование);

• содержательную (выражение человеческих эмоций, настроений и переживаний, уточнение жанровых признаков, подчеркивание локального колорита, звукоподражание). Принцип дублирования получил широкое

распространение в ХУ1-ХУ11 веках — эпохи вхождения в практику различных музыкальных инструментов. Позже он широко применялся в так называемых «унисонных ариях». Инструментальное «подсвечивание» голоса как композиторский прием получило широкое распространение и в романтической музыке. Октавное дублирование вокальной партии — показательная черта оркестрового стиля Дж. Пуччини.

Различают колористический и подчеркивающий виды дублирования. Подчеркивающее ду-

блирование используется в случае, если необходимо выделить определенные слова и фразы. При колористическом — удвоение вокальной партии используется как средство расширения красочности звучания. Звуковой результат в таком соединении во многом зависит от избираемого композитором инструмента, а также от интервального соотношения между вокальной и инструментальной партиями.

Дублирование вокальной партии несовершенными консонансами делает звучание более мягким, напевным и поручается в первую очередь деревянным духовым. Проведение в октаву, нередко осуществляемое низкими струнными и медными инструментами, подчеркивает объемность и силу звучания. Так, в Романсе Радамеса («Аида» Верди) тема в октаву с виолончелями словно завершает линию тембрового развития от более мягкой звучности в параллельном терцовом движении у голоса с флейтой в начальном разделе — к унисону с гобоем и в дециму с виолончелью — в среднем. Дублирование голоса различными инструментами является проявлением тембровой драматургии. Чаще всего прием тембрового варьирования применяется в репризе трехчастной формы.

Дублированием в октаву может быть выделена кульминация арии или сцены. Например, в Ариозо Германа «Я имени ее не знаю» октавным проведением у скрипок отмечена наивысшая точка в выражении любовного чувства героя.

Другой тип соотношения голоса и инструмента, сформировавшийся еще в музыке композиторов барокко, — соревнование в виртуозности, концертирование. В произведения нередко включались инструментальные партии oЫigato1,

№ 2 [44] 2017

исполнение которых на указанном инструменте было обязательным в отличие от группы continuo, состав которой мог меняться. Облигатные партии были значительно более развиты по сравнению с другими и носили виртуозный характер. Вокальная мелодика в этом случае имеет, как правило, инструментальную природу. Многочисленные яркие примеры такого вокально-инструментального взаимодействия мы находим в ариях из кантат Баха и ораторий Генделя.

В арии-соревновании высшее проявление виртуозности — это каденция голоса или инструмента (как в Арии Людмилы «Ах ты, доля-долюшка») и даже двойная каденция, как в сцене сумасшествия Лючии «II dolce suono mi colpi di sua voce» («Сладкий звук его голоса поразил меня»). Соперничество вокальной и инструментальной партий в технике предполагает использование самых разнообразных приемов их взаимодействия: не только дублирование, но и имитационные переклички, диалог голоса и оркестра в изложении темы, инструментальные отыгрыши.

Следующий тип вокально-инструментального взаимодействия — контрапунктирование, противопоставление вокальной и инструментальной партий. Такая трактовка контрапунктирующей мелодической линии — отражение традиции полифонического двухголосия. Так, в Арии Марфы из оперы «Царская невеста» Рим-ский-Корсаков поручает исполнение выразительного мелодического подголоска инструменту контрастного «мужского» тембра — виолончели. При этом голос дублируется гобоем в терцию. Это сложный пример использования и приема дублирования, и полифонического соединения мелодических линий.

В этом типе вокально-инструментального взаимодействия голос и инструмент имеют возможность демонстрировать и противопоставлять свое индивидуальное звучание. Сторонником именно такого подхода стал в свое время Глинка, который писал: «...отнюдь не должно заставлять инструмент петь то же самое, что поет голос...», должно быть «соревнование» выразительности вокального и инструментального тембров в их сопоставлении и контрастности» [2, 150].

Солирующий инструмент может прозвучать лишь во вступлении и изложить тему, которая затем прозвучит в вокальной партии. Хотя такое соло может быть ограничено всего несколькими тактами, но его роль очень важна, а подчас является определяющей. Инструмент словно задает эмоциональный тон, настраивает на характер музыки, дает установку на нужный тембр голоса. Е. А. Ручьевская пишет о «подсказке темы»,

обобщении тематизма оперного номера инструментальным вступлением» [3, с. 62].

Партия сольного инструмента может представлять собой и многозначительное послесловие, являясь необходимым в смысловом отношении продолжением вокального высказывания (как партия виолончели в Ариозо Германа «Прости, небесное созданье » в опере «Пиковая дама» Чайковского). В конце Романса Вольфрама «O! Du mein holder Abend stern» («О ты, вечерняя звезда!») в опере Вагнера «Тангейзер» композитор дает ремарку «...продолжает играть на арфе», но вместо пения героя мы слышим солирующую виолончель.

Сольный инструмент может выполнять функцию сопровождения. Именно в такой роли выступает партия виолончели с остинатной фигурой в Каватине царя Берендея из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Работа над каждым из перечисленных типов вокально-инструментального взаимодействия ценна развитием важных слуховых навыков. Произведения, в которых дублируются вокальная и инструментальная партии, развивают чувство унисона. По свидетельству В. П. Морозова, «способность к слиянию тембров на основе обертонов — тренируемое свойство... При пении в унисон <.. .> достигается наибольший звуковы-сотный консонанс и ансамбль благодаря возможной максимальной частотной синхронизации не только основных тонов голоса, но и его обертоно-вого состава» [1, с. 335].

По степени слитности возможны три варианта вокально-инструментального взаимодействия:

• превалирование голоса;

• сохранение индивидуального звучания вокального и инструментального тембров;

• слияние по тембру.

При дублировании вокальной и инструментальной партий в унисон, в октаву, при параллельном движении несовершенными консонансами чаще превалирует голос, а инструмент дает «тембровую подсветку». Так, в Арии Риголетто вокальная мелодия лишь сопровождается параллельным движением английского рожка с его характерным тусклым тембром. Превалирует звучание голоса и в Романсе Радамеса, где солирующие инструменты (флейта — в первой части, гобой и фагот — в средней, виолончели — в репризе) подсвечивают вокальную партию.

Возможная тембровая дифференциация, способствующая полифонизации музыкальной ткани, нужна в случае, если партия инструмента представляет собой второй мелодический,

самостоятельный голос. Оба эти варианта звучания — превалирование какого-то голоса или контраст голосов — имеют свою шкалу выразительности, их выбор зависит от замысла композитора. Сохранение своеобразия вокального и инструментального звучания актуально и в перекличках, когда можно подчеркнуть контраст, сопоставить тембры.

Произведения, в которых голос и инструмент близки по уровню виртуозности, трудны для исполнения прежде всего в техническом отношении: вокальная партия часто бывает продолжением инструментальной, ее имитационным повторением. Материал, в котором партия инструмента является вторым мелодическим голосом, приучает слушать инструментальный голос как партнера по ансамблю. Меньшую сложность представляет исполнение арий и ариозо, в которых партия солирующего инструмента ограничивается сопровождением голоса.

Певцу необходимо уделять внимание также содержательной функции инструментального тембра, включающей следующие аспекты:

• эмоционально-выразительный (отражение эмоций человека);

• жанровый (выявление жанровых особенностей);

• стилевой (подчеркивание локального колорита);

• звукоизобразительный (подражание звукам реального мира, природы, имитация звучания музыкальных инструментов).

В художественной практике в одном и том же сольном номере могут одновременно проявляться различные вышеперечисленные аспекты. Как верно замечает В. Н. Холопова, тембровая имитация чаще всего предстает эмоционально окрашенной [4, с. 175]. Так, солирующая арфа в «Песне об иве», которую поет Дездемона в опере Россини «Отелло», помогает передать бесконечную печаль героини и в то же время создать колорит эпохи, в которой происходит действие. В Песне Надира («Искатели жемчуга» Бизе) солируют

гобой и затем арфа, играющие за сценой, что обрисовывает ситуацию: героиня издали слышит пение своего возлюбленного. С другой стороны, арфа, имитирующая аккомпанирующий инструмент, конкретизирует жанр серенады.

Оперная литература, неразрывно связанная с оркестром, изобилует вокальными номерами с солирующими инструментами. Это может быть соло одного, чередование разных или дуэт одинаковых инструментов. Различны выполняемые ими функции, неодинаково соотношение с вокальной партией, что во многом определяет особенности звучания вокального тембра. Сольная инструментальная партия может представлять собой всего несколько тактов во вступлении, а может сопровождать голос на протяжении всей арии. Разнообразны и персонифицированные «амплуа» инструментов, выявление которых помогает глубже понять авторский замысел. Слуховое освоение и осознание различных сторон взаимодействия вокального и инструментального тембров позволит почувствовать все тонкости и нюансы удивительного диалога — человеческого голоса и музыкального инструмента.

Примечания 1 Оbligatо — итал. оbligatо, от лат. оbligatus, в переводе «обязательный», «непременный».

Литература

1. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. 592 с.

2. Раабен Л. Н. Скрипка в оркестре Глинки // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1980. С. 138-152.

3. Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002. 396 с.

4. Холопова В. Н. Феномен музыки. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.