Научная статья на тему 'О двухэтапной системе подготовки руководителей сельскохозяйственных предприятий'

О двухэтапной системе подготовки руководителей сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Ф. Бирман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О двухэтапной системе подготовки руководителей сельскохозяйственных предприятий»

УДК 615.15

О ДВУХЭТАПНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: подготовка руководителей, переподготовка

менеджеров, передовые хозяйства, аттестация кадров.

Анализ статистических изданий показывает, что в отечественной агроэкономике наряду с большим числом финансово неустойчивых и

неплатежеспособных предприятий

функционирует немало хозяйств, которые отличаются высокими конечными результатами. Хозяйства-лидеры получают неплохие даже по мировым меркам урожаи, достигают мировой конкурентоспособности животноводства. Эти предприятия характеризуются растущими масштабами инновационной активности. На их долю приходится заметная, иногда

преобладающая часть всей

сельскохозяйственной продукции,

производимой в стране [1].

Монографические обследования

показывают, что главным фактором, обусловливающим высокие результаты успешных предприятий, является незаурядный профессиональный уровень руководителей хозяйств-лидеров. Именно они выводят возглавляемые предприятия к высоким результатам. Об этом, например, можно судить по среднегодовой динамике результатов деятельности СЗАО "СКВО" Зерноградского района Ростовской области до и после прихода к руководству этим предприятием его бывшего главного инженера-энергетика В.М. Касьяненко, проявившего качества волевого и целеустремленного менеджера.

В. Ф. Бирман ФГОУ ВПО АЧГАА

До прихода В.М. Касьяненко к руководству хозяйством (1986-1990 гг.) рассматриваемое предприятие существенно отставало от среднерайонных показателей. Как низкорентабельному, ему направляли госдотации и субсидии. Но в первые же годы новый руководитель обеспечил получение показателей, особенно по рентабельности, на значительно более высоком уровне, чем в других хозяйствах района, которые с переходом к рынку чаще всего их вообще ухудшили. В последующие годы указанные различия между бывшим отстающим хозяйством и другими предприятиями усугубились.

В среднем за 2006-2007 гг. СЗАО "СКВО" продало товарной продукции с каждого гектара обрабатываемой пашни на 21,1 тыс. руб., тогда как в среднем по остальным хозяйствам района данный показатель был почти вдвое меньше. При этом нет других причин для объяснения таких больших различий, кроме как связанных с одним исходным фактором -качеством управленческих решений, принимаемых в хозяйстве-лидере и, наоборот, в той или иной мере не принимаемых в других хозяйствах. Указанные обстоятельства определяют актуальность проблем, связанных с подготовкой, переподготовкой,

продвижением и закреплением в сельхозпредприятиях руководителей,

обладающих высокими профессионально-личностными качествами. Структуру таких качеств можно представить в виде схемы на рисунке 1.

Качества, определяющие успешность руководителя

врожденные приобретенные

опытом образованием

Склонность к лидерству Аналитичность ума Точность оценок Решительность Целеустремленность Интуиция Способность к самообучению Хорошая память Знание традиционных технологий и организации Умение общаться с подчиненными и партнерами Координирование работы подчиненных Умение налаживать рыночные контакты с инвесторами и кредиторами, органами управления Осведомленность в инновационной сфере отрасли Углубленные знания финансов, кредита, налогов, учета, анализа, права, менеджмента, маркетинга, психологии и педагогики

и—^ ^^^

Способность генерировать и реализовывать эффективные управленческие решения, обеспечивающие устойчивый рост предприятия

Рис. 1. Качества эффективного руководителя -преимущественно врожденные и преимущественно приобретенные опытом работы и образованием

Из рисунка 1 вытекает, что совокупность профессионально-личностных качеств, определяющих успешность или, наоборот, неуспешность руководителей, можно разделить на три группы: 1) врожденные качества, приобретенные, так сказать, генетически; 2) качества, приобретенные опытом практической деятельности до и в ходе работы на руководящих постах; 3) качества, приобретенные в результате

профессионального обучения в вузе и других образовательных организациях.

К первой группе мы отнесли такие качества, как врожденная склонность к лидерству (явная или скрытая); аналитичность ума; точность оценок; решительность; воля, целеустремленность, интуиция, способность к самообучению, хорошая память.

Ко второй группе отнесены такие признаки, как уровень понимания традиционных технологий и организации

производства, умение рационально общаться с подчиненными и партнерами по бизнесу, умение регулировать и координировать работу подчиненных и других.

К третьей группе отнесены качества, почти полностью приобретенные благодаря профессиональному обучению (переобучению, самообучению). Это осведомленность об отраслевых инновациях в технологиях и других компонентах производства, знание комплекса управленческо-финансовых аспектов производства.

Третья группа качеств руководителя в преобладающей мере, как уже сказано, зависит от уровня полученного руководителем профессионального

образования. Однако развитие и укрепление качеств первой и второй групп, по нашему мнению, также зависят от уровня профессиональной подготовки руководителя. Ведь многие дисциплины

управленческого профиля направлены на углубление аналитических свойств ума человека, развитие его управленческой интуиции и других подобных признаков. Между тем статистика свидетельствует о том, что удельный вес руководителей с высшим образованием, а также доля специально обученных руководителей-резер-вистов в сельхозпредприятиях остается невысокой и проявляет тенденцию к еще большему уменьшению [2].

Принятая в октябре 2007 года государственная программа развития

сельского хозяйства и

сельскохозяйственных рынков на 20082012 гг. среди своих 49 ориентиров обозначила в качестве целевого индикатора постепенное наращивание количества руководителей хозяйств, которые в предстоящие годы должны пройти специальную переподготовку. Под номером 15 целевых индикаторов Программы приведены показатели, которые можно представить в виде таблицы 1 [3].

Таблица 1

Количество руководителей хозяйств, которые должны пройти переподготовку в соответствии с целевыми индикаторами Госпрограммы

Показатели Годы

2008 2009 2010 2011 2012

В абсолютном значении, чел. 4040 4300 4550 4800 5050

В % к числу руководителей в 2005 г. 15,6 16,6 17,6 18,6 19,5

Как видно из таблицы 1, Программа предусматривает увеличение

переподготовки руководителей хозяйств с 4040 чел.

в 2008 году до 5050 чел. в 2012 году, что по отношению к количеству руководителей, возглавлявших агропредприятия в 2005 году, может составить от 15,6 (2008 г.) до 19,5% (2012 г.).

Намеченные целевые индикаторы, если их удастся достигнуть, в большой мере могут преодолеть негативные тенденции в рассматриваемой сфере, имеющей приоритетное значение для конечных результатов агроэкономики. Частично ситуация также может быть улучшена, если, в соответствии с Нацпроектом "Развитие АПК", удастся существенно увеличить количество молодых специалистов, прежде всего выпускников аграрных вузов,

поступающих на работу в хозяйства. В этом случае в отрасли может, наконец, сложиться необходимая для ее успешного функционирования и развития двухэтапная система отбора и подготовки руководителей, способных существенно повысить результаты деятельности своих предприятий на основе принимаемых ими

более эффективных управленческих решений.

В обобщенном виде двухэтапная система подготовки и переподготовки руководителей может быть представлена в виде таблицы 2.

Из таблицы 2 видно, что к первому этапу подготовки руководителей может быть отнесена их учеба в вузе при получении высшего профессионального образования. В ходе этого этапа будущие руководители (экономисты-менеджеры, инженеры, инженеры-менеджеры и др.) должны освоить ряд гуманитарных и естественных дисциплин, основы макро- и микроэкономики, планирования, финансов, кредита, бухучета, информатики, анализа, налогов, права, менеджмента, маркетинга, основ технологии и организации аграрного производства.

Качество освоения перечисленных и некоторых других дисциплин

обучающиеся должны подтвердить в ходе сдачи текущих экзаменов и зачетов, а главное - сдачи квалификационного экзамена (госэкзамена), подготовки и публичной защиты дипломной работы (дипломного проекта).

Таблица 2

Двухэтапная система подготовки успешных руководителей

Этапы подготовки Содержание этапов подготовки Критерии подготовки

Первый (в ходе получения профобразования в вузе) Освоение основ гуманитарных и естественных наук, макро- и микроэкономики, финансов, кредита, учета, информатики, анализа, налогов, права, менеджмента, маркетинга, технологии и организации производства Успешная сдача госэкзамена, защита дипломной работы (проекта). Итог: диплом о высшем профессиональном образовании аграрной направленности

Второй (в ходе переподготовки на факультетах дополнительного образования) Углубление и актуализация знаний, полученных на 1 -м этапе. Освоение передового опыта и инноваций в сфере технологий, организации и управления производством Балльная оценка по итогам тестов - компьютерного экзамена. Защита бизнес-проекта инновационного совершенствования одной из подотраслей управления предприятием

Ко второму этапу подготовки (переподготовки) руководителей, прежде всего, следует отнести их обучение на факультетах дополнительного образования аграрных вузов и, возможно, в их магистратуре, когда она будет открыта. В ходе второго этапа подготовки (переподготовки) обучающиеся, как представляется, должны продвинуться по двум параллельным направлениям профессионального совершенствования:

1) углубление и актуализация знаний в финансово-кредитной и налоговой сфере, в информатике, экономическом анализе, праве, менеджменте и маркетинге, в психологии и педагогике управленческой деятельности;

2) освоение реального передового опыта и инновационных достижений в сфере технологий, организации и управления производственно-коммерческой деятельностью предприятий.

По первому из указанных направлений второго этапа обучающиеся, как представляется, должны быть подвергнуты итоговому тестированию с помощью компьютерных программ и специально подобранных вопросов, а по второму -публично защитить индивидуальный проект (бизнес-план) совершенствования одной из

подсистем организации и управления производством в конкретном

агропредприятии.

Основные учебно-методические аспекты обучения руководителей на втором этапе их подготовки (переподготовки) можно представить в виде таблицы 3.

В числе наиболее важных отличительных аспектов переподготовки руководителей, представленных в таблице 3, на наш взгляд, является изучение и освоение опыта примерно трех специально отобранных в каждом регионе хозяйств региона (своеобразных бизнес-школ). Этим хозяйствам должна оказываться систематизированная спецподдержка

региональных органов управления. Без этого вряд ли удастся получить согласие руководителей данных предприятий на активное участие в рассматриваемых программах переподготовки кадров. В то же время без подключения передовых хозяйств, к программам переподготовки руководителей, она вряд ли сможет преодолеть абстрактно-схоластические подходы, нередко свойственные ныне аграрно-экономическому и даже агроинженерному образованию.

Таблица 3

Учебно-методические аспекты подготовки руководителей на втором этапе

Показатели Значения или содержание показателей Примечание

Количество учебных групп в одном цикле Одна группа За год - 4-5 циклов (групп)

Количество подгрупп Три подгруппы -

Количество слушателей в подгруппе, чел. 8-9 На каждую подгруппу -куратор

Число часов обучения 144 Стандартное число часов

Из них аудиторных (включая стажировку в хозяйствах) 72 То же

Формы аудиторных занятий Лекции, собеседования, тестирование, доклады, рефераты, дискуссии С применением мультимедийных приемов

Особая форма занятий Посещение и ознакомление с работой не менее чем трех хозяйств (бизнес-школ) Лекции и беседы руководителей хозяйств

Содержание самостоятельной работы Освоение материалов учебных пособий и лекций, подготовка к экзамену и защите выпускной аттестационной работы Должны быть подготовлены пособия по 4-5 дисциплинам

Учебно-методическое обеспечение освоения передового опыта и инноваций Подготовка научно-производственных изданий о передовых хозяйствах (бизнес-школах) с акцентированием на инновационных технологиях Объем каждого издания -до 250-300 страниц с иллюстрациями

При первом приближении к решению вопроса об отборе хозяйств региона, способных играть роль школ агробизнеса в Ростовской области, мы остановились на уже упомянутом СЗАО "СКВО" Зерноградского района, а также на СПК (колхозе)

им. Шаумяна Мясниковского района (председатель Х.М. Поркшиян) и ООО "Прогресс-Агро" Песчанокопского района (директор А.И. Зубов).

Основные показатели,

характеризующие производственно-

коммерческую деятельность СЗАО "СКВО", СПК (колхоза) им. Шаумяна и ООО "Прогресс-Агро" как потенциальных бизнес-школ, представлены в таблице 4.

Данные, помещенные в таблице 4, говорят о том, что названные предприятия,

заметно отличаясь друг от друга, существенно опережают средние показатели своих районов. Они устойчиво входят

в число лучших не только в Ростовской области, но и в целом по стране.

Более глубокое изучение и освоение их опыта слушателями второго этапа подготовки руководителей, на наш взгляд, будет весьма полезным и действенным. Это относится и к обучению будущих руководителей и специалистов на первом этапе их профессиональной подготовки.

Одним из инструментариев успешного распространения опыта лучших хозяйств могли бы стать подготовка и издание необходимыми тиражами своеобразных учебных пособий, анализирующих и обобщающих как

достижения, так и нерешенные проблемы названных хозяйствующих субъектов.

Таблица 4

Показатели трех сельхозпредприятий Ростовской области, предлагаемых для придания им статуса бизнес-школ (в среднем за 2006-2007 гг.)

Хозяйства

Показатели СПК (колхоз) им. Шаумяна СЗАО "СКВО" ООО "Прогресс-Агро"

Районы местонахождения Мясниковски й Зерноградски й Песчанокопск ий

Расстояние, км: до Зернограда до областного центра 95 18 90 150 120 200

Площадь обрабатываемой пашни, га 7776 15446 12236

Энергообеспеченность, л.с./100 га пашни 297 303 186

Численность работников, чел. 458 591 307

Производство, т: зерна маслосемян сахарной свеклы прироста живой массы КРС свиней молока 17325 4642 525 6288 30671 7933 230 372 5178 17754 3937 89560 85 960 2476

Выручка, млн руб. 150,2 305,0 269,0

То же - на 1 га пашни, тыс. руб. 19,3 19,7 22,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность отдельных видов продукции, % 186,6 (подсолн.) 81,5 (пшеница) 46,2 (молоко)

Соавторами рассматриваемых изданий должны быть ведущие сотрудники вузов (НИИ) и руководители соответствующих хозяйств. Не исключено, что участие в подготовке подобных изданий должно стать поводом и основой для написания и защиты руководителями лучших хозяйств диссерта-

ций на соискание ученых степеней. На базе рассматриваемых хозяйств было бы целесообразно открывать филиалы некоторых кафедр аграрных вузов.

Примерное содержание одного из подобных научно-производственных изданий приведено ниже.

Примерное содержание научно-производственных изданий для переподготовки руководителей на примере передового хозяйства региона

1. Краткая история хозяйства.

2. Краткие биографические справки о руководителе, главных специалистах, руководителях среднего и нижнего звена хозяйства.

3. Местоположение и природно-экономические условия хозяйства.

4. Форма собственности и организационно-правовая форма хозяйства, тенденции их развития.

5. Специализация и размеры хозяйства.

6. Производственный потенциал хозяйства (земля, техника, труд и др.).

7. Организационно-производственная структура хозяйства.

8. Организация и содержание планирования производственно-финансовой

деятельности хозяйства.

9. Организация, нормирование и оплата труда в хозяйстве.

10. Структура и методы управления в хозяйстве.

11. Управление первичными подразделениями и службами.

12. Особенности технологических процессов в хозяйстве.

13. Управление качеством работ и продукции в хозяйстве.

14. Инновационная деятельность предприятия.

15. Организация бухгалтерского учета, контроля и анализа.

16. Финансовая деятельность предприятия.

17. Взаимоотношения предприятия с банками.

18. Взаимоотношения предприятия с внешними партнерами.

19. Производственные и финансовые результаты деятельности хозяйства.

20. Перспективы дальнейшего развития хозяйства.

21. Социальная сфера предприятия.

Переподготовка руководителей

хозяйств (как и руководителей среднего звена, а также специалистов), по нашему мнению, должна начинаться и завершаться на основе специально проводимой региональными органами АПК аттестации кадров. При этом следует отбросить вопросы о том, насколько правомерно проводить аттестацию и другие оценочные

г

V.

Содержание схемы на рисунке 2, на наш взгляд, с достаточной четкостью дает представление о том, что региональные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы вправе оценивать руководителей и других работников, выносить направляемые учредителям хозяйств заключения о соответствии их менеджеров занимаемым должностям, о целесообразности (а иногда

нецелесообразности) их переподготовки. Участники и формы аттестационных процедур показаны в таблице 5.

Наиболее важным компонентом

процедуры по отношению к руководителям и иным работникам предприятий, не относящихся к государственным или муниципальным формам собственности. По нашему мнению, правомерность таких оценок обусловливается действующими

законодательными нормами (рис. 2).

аттестации руководителей, представленной в таблице 5, на наш взгляд, является включение в состав аттестационных комиссий двух-трех ведущих сотрудников вузов или НИИ региона. Это позволит оценивать работу аттестуемых

руководителей и специалистов наиболее объективно.

Процедура аттестации требует тщательности и достоверности оценок, выставляемых аттестуемым руководителям и специалистам. Большое значение имеют набор оценочных показателей, способы получения и обработки исходной

Рис. 2. Законодательно-правовые нормы, обусловливающие возможность и необходимость контроля и оценки руководителей села

информации. В большой мере такие методах социологических исследований способы должны быть основаны на (анкетирование, интервьюирование и т.п.).

Таблица 5

Содержание и формы процедур аттестации руководителей и специалистов

Показатели Содержание и значение показателей

Контингент аттестуемых Руководители всех уровней, специалисты

Число членов аттестационных комиссий 5-7

Ведущие специалисты региональных органов

Состав комиссий управления АПК, муниципальных органов, руководители хозяйств, 2-3 сотрудника вузов и НИИ

Руководитель комиссии Один из руководителей регионального органа управления АПК

Периодичность аттестации Руководители и специалисты должны аттестовываться не менее 1 раза в 3 года

Охват аттестуемых 100% руководителей и специалистов

Периоды работы комиссий Постоянная работа при периодическом обновлении состава

Сотрудники вузов и НИИ работают на хоздоговорной

Мотивация членов комиссии основе, остальные - в пределах служебных полномочий и общественных обязанностей

Итоги аттестации Выдача успешно прошедшим аттестацию дипломов о переподготовке

В экспериментальном порядке оценочные баллы были выставлены одному из специалистов реального хозяйства. Они представлены в таблице 6.

Из таблицы 6 видно, что в данном случае было использовано 25 оценочных показателей. На первое место поставили комплексный показатель, отражающий уровень профессионально-правовых

знаний аттестуемого. Остальные показатели носили более частный характер. В итоге аттестуемый специалист получил относительно высокую общую оценку (63 балла из 100 возможных), позволяющую рекомендовать его перевод на

руководящую должность после

переподготовки. Подобные комплексные оценки, как представля-

ется, должны применяться как до, так и после завершения профессиональной переподготовки действующих

руководителей или специалистов, включенных в резерв на замещение их должности.

Завершающим мероприятием

переподготовки руководителей и специалистов, на наш взгляд, должна быть защита ими выпускной работы желательно в форме бизнес-плана конкретного

инновационно-инвестиционного проекта. Он должен быть направлен на существенное повышение результатов производственно-финансовой деятельности предприятия, на котором работает (или

может работать) соответствующий слушатель. Содержание такой письменной работы в схематическом виде приведено на рисунке 3.

Таблица 6

Оценочные показатели аттестуемого специалиста (пример)

Наименование и содержание показателей Баллы

0 1 2 3

1. Профессионально-правовые знания - - - +

2. Отношение к работе - - - +

3. Отношение к подчиненным - - + -

4. Требовательность - + - -

5. Принципиальность - - + -

6. Самостоятельность - - + -

7. Настойчивость - - - +

8. Отстаивание точки зрения - - + -

9. Умение разбираться в новых вопросах - - - +

10. Умение координировать и взаимодействовать - - + -

11. Умение контролировать работу - - + -

12. Поведение в напряженной ситуации - - + -

13. Отношение к порядку на работе - - - +

14. Умение устанавливать и поддерживать связи с внешними организациями - - - +

15. Отношение к критике - - + -

16. Порядочность и честность - - - +

17. Использование рабочего времени - - - +

18. Качество труда - - - +

19. Уровень культуры - - + -

20. Возраст, здоровье, работоспособность - - - +

21. Отношение к алкоголю - - - +

22. Отношение к деньгам - - - +

23. Отношение к противоположному полу - - - +

24. Опытность и помощь другим - - - +

25. Отношение к власти и полномочиям - - + -

Итого положительных оценок - 1 10 14

Итого баллов 63

Подготовленная выпускная работа должна быть публично защищена слушателем на специальном заседании аттестационной комиссии.

При защите таких работ комиссия должна возглавляться одним из высших руководителей регионального органа управления АПК.

В ряде случаев успешно защищенные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнес-планы должны служить основой

не только для традиционной выдачи дипломов о переподготовке, но и для оформления договора о банковском кредитовании соответствующих

инновационно-инвестиционных проектов при государственном субсидировании уплачиваемых процентных ставок за

использование заемных средств. При этом в выступать региональные органы власти. качестве гарантов возврата кредитов могут

Рис. 3. Структурное построение выпускной аттестационной работы руководителей и специалистов, выполняемой в форме бизнес-плана

Описанная система двухэтапной подготовки и переподготовки

руководителей сельхозпредприятий, как можно полагать, будет реально способствовать существенному повышению конечной эффективности отрасли при относительно небольших дополнительных расходах бюджетных ресурсов, связанных с возмещением соответствующих затрат образовательных учреждений и бизнес-школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рейтинги сельскохозяйственных организаций России. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2007. - 164 с.

2. Кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (2001-2005 гг.) / Под ред. В.Е. Бердышева, А.В. Козлова. - М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2006. - 184 с.

3. АПК: экономика, управление. - 2007. - № 10. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.