Научная статья на тему 'О двух парадигмах в философии, или является ли философия наукой'

О двух парадигмах в философии, или является ли философия наукой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
971
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О двух парадигмах в философии, или является ли философия наукой»

фффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффф

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

##################

Философия

О ДВУХ ПАРАДИГМАХ В ФИЛОСОФИИ, ИЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ

Н. С. САВКИН, доктор философских наук

Термин „парадигма" (гр. paradeig-та — пример, образец) — не новый в науке. Его употреблял еще древне-греческий философ Платон (427 — 347 до н. э.), но широкое распространение он приобрел лишь после опубликования работ американского философа, историка науки Томаса Сэмюэла Куна (1922. Цинциннати, США).' Он означает теорию, или модель, постановки проблем, принятую в качестве образца решения исследовательской задачи. Парадигма в целом шире теории и представляет собой систему общепринятых научным сообщество^ обобщений, правил, терминов, задающих способ видения объекта исследования. Смена парадигм представляет собой революцию в данной науке, полное или почти полное изменение элементов дисциплинарной матрицы, поворот в направлении научно-исследователь-ских задач.

Начиная с 1991 года в нашей стране

перед социально-гуманитарными науками остро встал вопрос о смене парадигм, в связи с чем в философии вновь разгорелся спор, имеющий длительную историю, о научности философии: является ли философия наукой или это особая форма знания, имеющая некое сходство с наукой, но тяготеющая больше к идеологии, особой форме мировоззрения.

Спор стал приобретать несколько

схоластический характер, так как ни одна из сторон не могла убедить другую и других людей, и был таковым до тех пор, пока участники дискуссии не вспомнили о давно сложившихся в истории человеческой культуры двух различных способах философского мышления, по сути дела — о двух разных философиях: рефлективной и валюативной. И тогда ответ на вопрос о научности философии обрел достаточно убедительный, аргументированный характер.

Что это за философии? Начнем со второй. Валюативная философия (от итальянского valuta — цена, стоимость) имеет своим предметом основную проблему смысла бытия:

— в чем смысл жизни человека, зачем он живе? в этом мире, стоит

или не стоит жить;

— для чего существует мир и что» есть благо в этом мире, каким должен быть человек в этом мире — господствовать над ним или быть смиренным;

— что такое счастье в жизни, должен ли человек быть счастливым и наслаждаться жизнью или он должен страдать и страданием, одиночеством, аскетизмом достичь свободы духа и бессмертия.

Ответы на эти и подобные вопросы образуют валюативную, или, по-дру-гому, экзистенциальную (от лат.

© Н. С. Савкин, 1998

existentia — существование), философию. В рамках этой парадигмы выделяются две разновидности валюатив-ной философии в зависимости от того, как отвечают философы на перечисленные вопросы: гедонистическая и аскетическая.

Представители первой — гедонистической — считают, что целью жизни человека является наслаждение. Так, основатель киренской школы древнегреческий философ Аристипп (нач. IV в. до н. э., умер около 366 до н. э.) утверждал, что высшее благо — в достижении чувственного удовольствия. Подобным же образом размышлял и другой древнегреческий философ — Эпикур (341 — 270 до н. э.), только он высшим наслаждением считал отсутствие страданий и безмятежное состояние духа, поэтому человек, по Эпикуру, должен избегать тревог и опасностей, чтобы достичь состояния атараксии (гр. ataraxia — невозмутимость, душевный покой).

Представители второй — аскетической — полагали, что человек рожден, чтобы страдать. Он должен быть „нагим и одиноким", замкнуться и свернуться, чтобы защитить свою человеческую сущность (Диоген, умер около 330 — 320 до н. э.). Нужно отказываться от достижений цивилизации, отвергать всякие материальные блага, чтобы остаться свободным. Это не просто философия, это образ жизни (юродивые, блаженные, отшельники, скитальцы и т. д.).

Итак, первой особенностью валюа-тивной философии является то, что своим предметом она имеет не мир сам по себе как объект, а отношение человека к миру, значение этого мира для человека, т. е. взаимосвязь объекта и субъекта, и представляет собой систему ценностных суждений о смысле и бессмысленности человеческого существования, о разумном и неразумном в жизни. По своему содержанию она ближе к искусству, предметом которого также является не мир и не человек сами по себе, а отношение человека к миру, т. е. объективная реальность, преломленная в духовном

мире художника, или духовный мир художника, отражающий объективную реальность, иначе — духовное содержание социального бытия человека.

Но валюативная философия — не искусство. Последнему присущи художественно-образное отражение действительности, метафоричность, раскрытие (показ) общего, типического через единичное, индивидуальное. Художественный образ носит конкретно-чувственный характер.. Валюативная же философия, как и философия в целом, существует в виде систематизированных суждений, состоящих из понятий, категорий, умозаключений, формируется с использованием универсальных приемов теоретизирования, понятийного мышления, т. е. представляет собой рассудочную, логико-рациональную форму знания. И это отличает ее от искусства, религии, морали и сближает с наукой. Но она не претендует на объективную истину и поэтому не претендует называться наукой (хотя Эпикур, Сенека (римский философ, поэт и государственный деятель, около 4 до н. э. — 65 н. э.) и другие не сомневались в истинности своих суждений). Ее содержание составляет не сумма (совокупность) истин, законов,

а система ценностных суждении, хотя вполне правомерна постановка вопроса об истинности или ложности ценностного выбора или суждения.

Вторая особенность валюативной философии заключается в том, что ее положения как система ценностных суждений трудно опровергаемы и столь же трудно доказуемы. Они не подлежат опытной, экспериментальной провер-, ке и, следовательно, подтверждению. „Красота спасет мир", — сказал Достоевский (это одно из наиболее по-

KJ

и^ляудых суждении валюативного характера). Так это или не так? Ни доказать, ни опровергнуть подобное суждение невозможно. Оно звучит как призыв, как лозунг: „Не разрушай, а

созидай красоту, и мир будет спасен".

Третья особенность валюативной

философии заключается в том, что она

носит всецело человекоцентристскии характер, т. е. вся ее проблематика связана с вопросами существования человека: смысла, предназначения, цели. „Быть или не быть?" — таков основной вопрос. И если „быть", то каким, для чего, как.

Эта философия возникла в глубокой древности. Более того, первоначально именно в таком виде преимущественно и существовала вся философия. В наше время ее часто называют „философствованием", Она представлена кроме названных выше Аристиппа, Эпикура, Диогена, Сенеки такими выдающимися мыслителями, как датский теолог и философ Серен Кьеркегор (1813 — 1855),

немецкий философ и поэт Фридрих

Ницше (1844 — 1900), русские религиозные философы Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900), Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) и др.

Рефлективная философия ориентирована на постижение сути мира, бытия, на выявление, раскрытие и объяснение устройства этого мира, всеобщих принципов и законов его функционирования, универсальных связей в природе, обществе, мышлении, т. е. рассматривает мир сам по себе как объект. Она и человека изучает как объект, т. е. его природу, сущность, место в этом мире. В этом плане уместно напомнить слова нидерландского философа Бенедикта Спинозы (1632 — 1677), который говорил, что задача философа не плакать и не смеяться над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других нефилософских наук. Именно эта философия отвечает на вопросы, имеющие отношение ко всем наукам, всякому познающему субъекту: что такое мир, является ли он порождением трансцендентного духа или несотворимой, неуничтожимой, вечно развивающейся материи; имеет ли он начало или бесконечен и безграничен во времени и в пространстве; что такое истина, может ли человек постичь сущность вещей или мир непознаваем; существуют ли универсальные всеобщие законы

движения природы, общества и познания; почему „все течет, все изменяется", каковы причины, импульсы, источники этих вечных изменений.

Ответы на эти и подобные вопросы образуют рефлективную философию, которая через свои законы, принципы, категории формирует интегральный взгляд на мир, философию как науку. Ее содержание составляют: онтология (учение о бытии, природе, материи), гносеология (теория познания, эпистемология), социальная философия (наука о всеобщих законах развития общества) , философская антропология (учение о сущности человека), методология (наиболее общая теория метода) , философия науки (философские проблемы физики, химии, математики, биологии, философия истории, политики, права, культуры, религии, техники и т. д.). В совокупности своих дисциплин рефлективная философия дает целостное понимание мира, способна постичь всеобщие основания бытия.

Эта парадигма представлена такими известными учеными, как французский философ, физик и математик Ре-

не Декарт (1596 — 1650), названный выше философ Бенедикт Спиноза, английский эмпирик Джон Локк (1632 — 1704), французские материалисты XVIII в. Дени Дидро (1713 — 1784), Клод Гельвеций (1715 — 1771), Поль Анри Гольбах (1723 — 1789), немецкие философы Иммануил Кант (1724 — 1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831), Карл Генрих Маркс (1818 — 1883), Фридрих Энгельс (1820 — 1895) и др. В рамках этой парадигмы работают несколько философских школ и течений: английский рационализм и эмпиризм, французский материализм, немецкая классическая философия, марксистская философия, логический позитивизм и постпозитивизм и др.

Это традиционная классическая философия, опирающаяся в своих выводах на анализ, интеллект, рассудок, на достижения естественных, технических и общественных наук. В свою очередь она вырабатывает наиболее общие методологические подходы к изучению

мира, в которых нуждаются и естественник и гуманитарий. Эта философия претендует называться наукой и является таковой.

Ит*ак, существуют две относительно самостоятельные ветви философского знания, две различные парадигмы — валюативная и рефлективная, каждая из которых пытается по-своему интерпретировать основную философскую проблему: „человек и мир". Обе имеют право на существование, выполняя разные функции, задачи, удовлетворяя разные человеческие потребности. Первая помогает ориентироваться в социальном мире, в мире ценностей культуры и цивилизации, отличать целесообразные способы поведения от нецелесообразных, тем самым выступает как важнейшее средство практического выживания в мире. Вторая через свои законы, принципы, категории формирует общую методологию познания, научно обоснованное мировоззрение, критический, аналитический подход, все подвергающий сомнению.

Разумеется, эти две философии не отгорожены друг от друга китайской стеной, наоборот, они связаны между

собой. Во-первых, их объединяет в единую дисциплину основная проблема (вопрос) философии: „что такое человек в этом мире и что такое мир для человека". Во-вторых, правильное решенное некоторых философских проблем невозможно без их „стыковки4 , взаимодействия, так как они оказываются проблемами обеих философий. Например, проблемы смысла жизни, предназначения человека, смысла истории: невозможно глубоко, основательно объяснить смысл истории без научного изучения исторического процесса; невозможно подняться над обыденным морализированием, банальными рассуждениями о смысле индивидуальной жизни без применения ряда положений рефлективной философии — закона возвышения потребностей, закона отрицания отрицания

и др.

Какая же философия изучается в вузах? Этот вопрос Государственным образовательным стандартом решен в пользу рефлективной философии: ее содержание составляют четыре раздела — онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.

щ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИММЕТРИИ

В. А. АБРАМОВ, кандидат философских наук

В эволюции современной научной картины мира категориальные формы выполняют функцию обобщения, теоретического сжатия существующих взглядов и представлений относительно всего многообразия порядков и уровней какого-либо аспекта реальности. Кате-гориальный синтез определяет не только переход к сущностям более глубокого порядка, но и направление, поиск и обоснование внутренних детермина-

ций и зависимостей всей концептуальной сферы.

Симметрия-асимметрия — общенаучная категориальная пара, следствие, результат восприятия, осмысления и постижения объективного мира, составляющая основу системного учения о развитии. В рамках общей теории систем симметрийные связи доведены до уровня закона системных преобразований. Вплетение этих связей в об-

© В. А. Абрамов, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.