Научная статья на тему 'О духовности, культуре и обществе в педагогическом наследии Е. И. И Н. К. Рерихов'

О духовности, культуре и обществе в педагогическом наследии Е. И. И Н. К. Рерихов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВАЯ ЭТИКА / МИР / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ОБЩИНА-СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА / КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пушкина И.М.

В статье раскрываются педагогические идеи философского творчества Рерихов в контексте необходимости развития духовности и культуры современного общества, говорится о воспитании сердца и развитии космического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О духовности, культуре и обществе в педагогическом наследии Е. И. И Н. К. Рерихов»

но и всю свою любовь, теплоту сердца и свет души. Увидеть лучшее, что в нем есть, помогая ему самому это лучшее в себе увидеть. Раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Учить слышать и видеть, думать и понимать, мыслить и осуществлять. Поддерживать, направлять и советовать.

Список литературы:

1. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. -М., 1982.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 169 с.

3. Полонский В.В. Методика работы с хореографическим коллективом: учебное пособие для средних специальных и высших учебных заведений. -Смоленск, 2002.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976. - 304 с.

5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

6. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Ма-тюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

7. Тарасов Н.И. Классический танец. - М.: Лань, 1971. - 384 с.

8. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М.: Просвещение, 1993. -С. 103.

О ДУХОВНОСТИ, КУЛЬТУРЕ И ОБЩЕСТВЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Е.И. И Н.К. РЕРИХОВ

© Пушкина И.М.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье раскрываются педагогические идеи философского творчества Рерихов в контексте необходимости развития духовности и культуры современного общества, говорится о воспитании сердца и развитии космического сознания.

Ключевые слова: Живая Этика, Мир, Человек, человечество, духовность, Культура, община-сотрудничество, воспитание сердца, космическое сознание.

* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук.

«Свет с тем, кто его хочет».

Н.К. Рерих

Высказывания великих мыслителей становятся общим достоянием и, подобно натуральному жемчугу, живут века. Философское творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, безусловно, тому подтверждение. В их педагогическом наследии мы сегодня находим ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Высший смысл эволюции человека, утверждали Е.И. и Н.К. Рерихи, -сознательный рост духовности. «Ведь духовность - есть цель нашего существования». «Человечество должно одухотворить себя» [1, с. 69]. «Главная цель педагогики - развитие духовности человека. Школьные программы, лишенные духовности, - обречены». А без духовности, считали они, человечество «погрязнет в неслыханных преступлениях и разврате, будет медленно разлагаться, гибнуть от поврежденных им бедствий» [2, с. 413]. Духовность, по мнению Рерихов, означает сознательно-чувственно-волевую закономерность человеческой жизни, выраженную в качестве истины, добра, красоты и любви.

Самое главное, указывали Е.И. и Н.К. Рерихи, - это «возжжение духа». «Насилие в любых его проявлениях - запрещено!». «Задача школы - одухотворение чувств, высшее из которых - любовь». Рерихи полагали, что эти проблемы можно решить на основе интегральных воспитательно-образовательных программ, предусматривающих целостное развитие человека: его социальной и космической природы; духа, души и тела; мышления, чувства и воли; сердца и «чувствознания». «Главное - говорите о духовном». «Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь». «Самоусовершенствование, прежде всего, заключается в сознании проявления духовности...» [3, с. 51-53]. Как видим, с позиции Рерихов, педагогика в первую очередь должна быть духовно-развивающей.

В контексте выше изложенного подчеркнем, что в педагогическом наследии Е.И. и Н.К. Рерихов серьезное внимание уделялось нравственности. Так, в книге под названием «Сердце» пишется: «Нельзя образовать мозг без утончения сердца.»; «Не мысливший о сердце не преуспевает и в сознании.»; «Нужно воспитывать сердце!»; «Примем любовь как двигатель расширения сознания»; «Нужно создать особый предмет - «Сердцеведение», где будет говориться о милосердии, сострадании, сожалении, любви, обо всех благих устремлениях.» [4, с. 147, 151, 158, 161-163]. «Важно очистить свое сердце», «... сейчас время сердца.» [1, с. 34-35]. «Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца.». «Чистота сердца есть самая нужная собственность.». «Любовь, подвиг, труд, творчество -эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. И над всем этим воинством благих ценностей водительствует

сердце» [4, с. 105, 111, 118, 120, 161, 165, 177]. Итак, педагогика, согласно Рерихам, - это «воспитание сердца».

Рерихи Е.И. и Н.К. были также убеждены в том, что образованию должно предшествовать воспитание. «Воспитание имеет великое значение, так как оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Ни одно образование еще не восполнит воспитания» [5, с. 56]. Данные мысли, высказанные выше, подтверждаются образом жизни самих Е.И. и Н.К. Рерихов. Заметим, у духовно-нравственных родителей выросли и состоялись не только как личности, творческие индивидуальности, но и в первую очередь, духовно-нравственные сыновья - Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Кстати, 2014 год для семьи Рерихов - знаменательный. Исполнилось 140 лет со дня рождения Николаю Константиновичу, 130 лет Елене Ивановне и 110 лет Юрию Николаевичу.

Имеет особую значимость вопрос о культуре, который поставили Рерихи еще в начале XX века. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобщие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки», - так актуально звучат сегодня слова выдающегося художника, философа, археолога, путешественника, писателя и общественного деятеля Н.К. Рериха [6, с. 69]. Защита и утверждение Культуры, Знания, Красоты - вот путь, по мнению мыслителя, к неразделимости, гармонии Человека и Мира.

Напомним, Пакт Рериха был важнейшим эволюционным действием, направленным на сохранение и укрепление культуры нашей планеты. Подчеркнем, что идея пакта была предложена Николаем Константиновичем еще до первой мировой войны. В начале 30-х гг. прошлого века, за несколько лет до второй мировой войны, возникло движение, которое увенчалось юридическим документом, получившим название Пакта Рериха. Целью его была защита культурного наследия планеты и в мирное время, и во время войны. Без прошлого нет будущего, утверждал Н.К.Рерих. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их позитивную энергетику, мы уничтожаем свое будущее. Пакт Рериха работает на наше будущее. И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия, о сохранении исторической памяти. Прошлое с будущим связывает наше настоящее, в котором мы живем, работаем, творим и боремся во имя нашего будущего. «Если мы перестанем все это делать, мы убьем наше будущее. Пакт Рериха - это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир» [7, с. 41]. Отсюда можно сделать выводы о том, что только противостояние людей невежеству, понимающих, что такое культура, красота и культурное наследие, даст возможность со-

хранить бесценные сокровища планеты в целом и нашей страны в частности. Что нравственные начала добра, любви и красоты должны быть ведущими и определяющими будущее. Что общечеловеческие принципы нравственности одинаковы и едины для всех народов Земли, независимо от нации, расы и религии.

«Культура есть утончение духа» [3, с. 52]. Культура рождается из природных качеств, из образования и воспитания, полагали Е.И. и Н.К.Рерихи. Они были уверены в том, что знакомство детей со своей родиной, осознание ее ценности и значения среди других народов неразрывно связано с народным творчеством и изучением всех видов искусств. Искусство должно воспитывать, считали Рерихи. «Пора понять, что народное творчество будет вдохновенным утверждением достоинства. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть досуг наполнится творчеством и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии». «Школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять красоту явления искусства. Было бы ошибкой, если лишь известный класс художников станет творить и плоды их будут механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества. Ибо Марафон творчества выше Марафона бегунов» [5, с. 155]. Выделим особо, в основе эстетических взглядов Рерихов на жизнь лежит философское учение о преобразующей силе искусства. «Искусство объединяет человечество» (Н.К. Рерих). И эта формула обрела статус фундаментальной и культурной деятельности всей семьи Рерихов.

На наш взгляд, именно Культура поможет решить многие современные проблемы, в том числе и воссоединить вновь два братских народа Украины и России. К тому же добавим, что не случайно у Рерихов в книге «Братство» пишется о милосердии, сострадании, гуманности, самоотвержении, мужестве, которые куются в жизни и обязательно в школе [8, с. 9, 14, 31-32, 115-120].

«Человечество образовалось не для несчастий» [9, с. 146]. Поэтому особый интерес представляет для нас книга «Община», в которой показано, что основой общиной жизни является чистое и прекрасное чувство - духовность, а также просвещенное и расширенное сознание. Община-сотрудничество, по мнению Рерихов, есть единый эволюционно-разумный способ человеческой жизни. «Община не должна быть навязана извне, но принята духом...». «Против общины будет говорить лишь тот, кто начал двигаться назад, входя в состав космического сора...». «Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения - труд без границ и принятие задач без отказа.». Напомним о свойствах, с точки зрения Рерихов, совершенно недопустимых в общине. Это: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение, сквернословие и др. «А если кто не может вместить всех условий, тот пусть лишается всех воз-

можностей кооперации. Пусть походит по-звериному, пока не почует тягу к человекообразию.». «Для начала не лгите, не бойтесь и учитесь каждый день.». «Начинайте строить общину как дом знания и красоты.». «Качество сознания должно быть напряженной заботой общинников.». «Зачем вы живете? Чтоб познавать и совершенствоваться..». «Община есть вместилище всех возможностей и всех накоплений.». «Жизнь будет крепнуть не механикой, но идеями общежития» [9, с. 217, 222, 223, 225, 227, 228, 249, 266, 270, 274, 285].

«Мир становится менее безопасным., растут риски., происходит разрастание глобального хаоса.» (В.В. Путин). Поэтому «очень важно - считать Мировую Общину как необходимость эволюции» [9, с. 197]. Мы должны осознать, что «община есть единственный разумный способ человеческого сожития» [9, с. 157]. «Знание мы полагаем в основу общины, не ограничивая его». Также, рассуждали Рерихи, основу общины должны составлять опыт и доброжелательство. Мыслители утверждали, что «сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство ведет к тирании. Наследование является компромиссом и вносит гниение в основы» [9, с. 9].

Наряду с преподаванием предметов, расширяющих сознание учащихся, Рерихи дали совет, что «эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов. Нужно следить, чтобы великие пути народов не искажались в угоду невежества» [10, с. 24].

Таким образом, если человеческий род действительно желает стать человеческой цивилизацией, современное общество действительно хочет стать мировым сообществом, необходимо взять на вооружение принципы, заложенные в Учении Живой Этики и рассмотренные в книге «Община». Заметим, что Живую Этику Рерихов называют не только Агни Йогой, Учением Огня, Учением Света, Учением Сердца, Наукой Жизни, Учением Духа, но и космической педагогикой, которая представляет собой совокупность их идей и взглядов на воспитание и образование человека. Эти блестки мудрости как звезды в Космосе рассыпаны по всем книгам Живой Этики. Поэтому перечислим названия книг Учения: «Листы сада Мория» в 2 частях - «Зов» и «Озарение»; «Община»; «Агни Йога», «Беспредельность» (в 2 ч.), «Иерархия», «Мир Огненный» (в 3 ч.), «АУМ», «Братство» и «Надземное». Краеугольными понятиями Учения Живой Этики являются: Новый Мир, Общее Благо, Мировая Община, Мировое Сотрудничество и др. Задача книг Живой Этики, писала в своих письмах Е.И.Рерих, состоит в том, чтобы «всемерно расширить сознание. Новый мир идет, и лишь обновленным сознанием может быть он воспринят» [1, с. 151].

Обновленное, «расширенное» сознание последователи Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов назвали космическим сознанием. Космическое сознание - это осознание человеком своей взаимосвязи с человечеством, природой и Космосом, потребность научного осмысления своего места в общей эволюции Вселенной, целостной подход к пониманию Мира, экологический и этический подходы в изучении и освоении Космоса. Космическое сознание - это система мышления и образ жизни Человека, который вырабатывает привычку жить согласно космическим законам.

В целом, педагогическое наследие Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов актуально в современной общественно-педагогической практике России, так как их идеи ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на воспитание нравственных качеств человека.

Список литературы:

1. Письма Елены Рерих: 1932-1935 гг. - Новосибирск, 1993. - 367 с.

2. Письма Елены Рерих: 1929-1938 гг. - Новосибирск, 1993. - 413 с.

3. Мурашов В.И. Космическая педагогика Эпохи Огня. - М.: «Школа», 1997. - 72 с.

4. Сердце // Агни Йога. Т. 3. - 240 с.

5. Надземное // Агни Йога. Т. 6. - 156 с.

6. Рерих Н.К. Знамя Мира. - М.: МЦР, 1995. - 230 с.

7. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сборник докладов. -М.: МЦР, 2011. - 346 с. ^

8. Братство // Агни Йога: Т. 5. - 190 с.

9. Община - М.: МЦР, 2004. - 304 с.

10. Мир Огненный. Ч. 2 // Агни йога. Т. 4. - 320 с.

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

© Слесарь М.В.*

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», Республика Казахстан, г. Костанай

Обоснована актуальность проблемы развития полиэтнической культуры, дано её определение. Описано понятие диалога, данное Сократом.

* Директор, профессор Российской академии естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.