БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ
МЕЖПИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Шалагин Павел Александрович
Соискатель кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: burevestnik9@mail.ru
В статье рассматривается реализация принципов Нового направления в творчестве Виктора Калинникова, приводится анализ его 38 духовных сочинений,
отмечается связь между деятельностью композитора в Синодальном училище и сочинением им духовной музыки.
Ключевые слова:
Новое направление, Калинников, духовная музыка, Синодальное училище
По справедливому наблюдению М. П. Рахмановой, «имя Виктора Калинникова всегда прочно связывалось с Новым направлением и обычно называлось в "первой пятерке" после "корифеев" — Кастальского и Гречанинова, вместе с П. Чесноковым и А. Никольским» [7, с. 13].
При всем жанровом разнообразии творческого наследия Виктора Калинникова, первым серьезным сочинением которого стала Концертная увертюра1 (1896), духовные произведения занимают в нем особое место.
Виктор Сергеевич Калинников писал не богослужебные циклы, а только отдельные хоры — «песнопения малых
О духовном творчестве Виктора Сергеевича Калинникова (к 150-летию со дня рождения композитора)
W
форм, входящих в более крупные циклы» [1, 102] (наиболее важные части Всенощного бдения и Литургии). Калинников передавал в печать свои опусы лишь после того, как их исполнит Синодальный хор. В процессе сочинения Виктор Сергеевич, как и другие московские композиторы, опирался на «Обиход киевского распева» (Синодальный обиход)2.
К сожалению, точные даты появления каждого песнопения установить не представляется возможным, однако мы наметили их по издательским каталогам фирмы П. И. Юргенсона [10].
Первые двенадцать номеров Литургии, в том числе и Херувимская № 1, были изданы в фирме П. И. Юргенсона в период с конца 1904 по 1911 год. Из них девять («Достойно есть» (№ 1), Херувимская (монастырская), «Тебе поем» (№ 1), «Во Царствии Твоем», «Милость мира», «Отче наш», «Слава», «Единородный Сыне», «Верую», «Тебе поем» (№ 2)), были сразу включены в программу концертов Синодального хора.
Затем в творческой деятельности композитора наступил двухлетний перерыв до октября 1913 года (в это время в программы концертов Синодального хора его произведения не включались, лишь П. И. Юрген-сон опубликовал переложения пяти номеров Литургии3).
Во всех духовных сочинениях Виктора Сергеевича воплощены основные художественно-эстетические принципы Нового направления, особенности которого сформулировали в сво-
их работах С. В. Смоленский и протоирей М. А. Лисицын. Эти принципы можно свести к трем главным тезисам4:
• пристальное внимание к древним и обиходным церковным распевам;
• поиск форм многоголосной их обработки, соответствующих содержанию коренного русского пения, и форм свободного творчества на этой основе;
• переосмысление опыта светской народной и профессиональной музыки в приложении к церковной композиции.
Важнейшей особенностью нового стиля стал синтез приемов церковно-музыкальной композиции и опыта национальной композиторской школы. Примеры такого синтеза есть в большинстве сочинений Калинникова. Так, в «Херувимской песне» № 1 известный московский критик Иван Ли-паев отметил сходство некоторых фрагментов с Херувимской Н. А. Римского-Корсакова, которая представляет собой обработку «обычного» (или «придворного») распева. Тема, взятая В. С. Калинниковым за основу, подобна монастырскому многоголосию (терцовые параллелизмы, подвижный бас), и напоминает сразу несколько Херувимских, но не является точным заимствованием.
Сходство рождало впечатление «знакомой» музыки, которое поразило М. Липаева, очень точно передавшего одну из характерных особенностей всего творчества Виктора Сергеевича: «Херувимская г-на Калинни-
ШАЛАГИН П. А. О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНП РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)
кова, хотя некоторыми своими приемами письма и напоминает что-то давно знакомое, например, переходом к forte в "Яко да Царя", тем не менее, она становится дорогой слушателю за свою искренность» [5, 411-412].
Более полно эти черты раскрываются в зрелых сочинениях автора:
• в хоре «Милость мира» (публикация 1906 года) басовая тема подобна распеву «Достойно» литургии Василия Великого, опубликованной в Синодальном обиходе;
• «Приидите, поклонимся» (издан в 1908 году) схож с греческим распевом (Синодальный обиход). Древний распев мог быть не
только по-иному гармонизован композиторами Нового направления, но нередко обретал новое качество — становился музыкальной темой, лежащей в основе свободной формы. Примером такого сочинения является «Достойно есть» № 1 В. С. Калинникова (1904). Путевой распев в основе хора гармонизован прозрачно, с преобладанием плагальных созвучий.
Другая черта, типичная для композиторов Нового направления и также представленная в творчестве В. С. Калинникова, — особого рода цитирование, когда используется фрагмент распева популярного песнопения (чаще всего, его характерной попевки). Подобный принцип лежит в основе хора «Единородный Сыне», который А. В. Никольский назвал композицией «в духе старинных церковных напевов с чрезвычайно удавшимся подражанием их стилю» [11, 25]. Тематизм сочинения напоминает старинное песнопение — тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф» болгарского распева, который появляется не сразу, а после вступления. Первое про-
ведение темы, оригинальным ритм которой точно сохранен, проходит в октавной дублиров-ке (такты 4-9). Затем множество подголосков, имитирующих тематический материал, наслаивается на выдержанные органные пункты-исоны — квинтовые и октавные.
В обработке распевов раскрывается индивидуальный стиль музыкального языка Калинникова. Так, в хоре «Приидите, поклонимся» насыщенная полифоническими приемами фактура наполнена мягкими диссонирующими созвучиями, возникающими в процессе разработки голосов. Во втором разделе на первый план выходят плагальность, красочные сопоставления мажорных и минорных трезвучий, в кульминации («Спаси нас, Сыне Божий») появляются полигармонические созвучия.
В духовном концерте В. С. Калинникова «Камо пойду» воплощены черты «зрелого стиля Нового направления» [6, 489], характерные для сочинений А. Д. Кастальского («Чертог Твой» и «Разбойника благоразумнаго»), А. Т. Гречанинова (Всенощная ор. 59), Н. Н. Черепнина (песнопения Вечерни) и С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощная). Гармония и полифонические приемы в нем усложняются, сочетаясь при этом со «свободным изложением» и текучестью, свойственной народной музыке.
Музыкальный язык духовных сочинений второго периода, созданных В. С. Калинниковым после 1915 года («Величит душа моя Господа», «Благослови, душе моя, Господа»), отличает лаконизм и прозрачность фактуры. Композитор скрупулезно подходит к прочтению богослужебных текстов, однако текст, чаще всего, воплощается в музыкальной ткани гибко, ли-
рически, проникновенно. Тем самым, явно обозначается тенденция к упрощению, наметившаяся в это время у композиторов Нового направления как в Москве, так и в Петербурге.
Несомненен вклад, внесенный Виктором Сергеевичем в творческое наследие композиторов Нового направления. Для нашего поколения его духовные сочинения важны, в первую очередь, как примеры духовной музыки Новой московской школы эпохи русского духовного ренессанса — эпохи, в которую русская духовная музыка приобрела яркие национальные черты, избавившись от влияния западноевропейской культуры.
Примечания
1 Сочинение было написано на выпуск из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
2 Вообще, в Москве и Петербурге использовались различные обиходы. В Петербурге использовали «Обиход Бахметьева» (Придворный обиход), поэтому изменяемые песнопения различались (мелодико-ритмиче-ские, фактурно-гармонические особенности), разнился и подход к репертуарному музыкально-стилистическому содержанию неизменяемых песнопений (это влияло на протяженность церковной службы) [3, 83].
3 «Господи, спаси Трисвятое», «Милость мира», «Тебе поем» № 2, «Достойно есть» знаменного распева, «Отче наш».
4 Артемова Е. Г. в своей диссертации «Петербургская ветвь в Новом направлении», Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко приводит следующую формулировку:
• звукоряд;
• аккордово-гармоническая основа;
• формы современных духовных композиций не должны
39
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
40
уподобляться классическим схемам, а произрастать из особенностей древнерусской монодии, быть обусловленными ее ладовой структурой и спецификой тексто-музы-кальных связей. 5 Русский духовный ренессанс конца XIX - начала XX века — беспрецедентное в истории мировой философии явление, когда за считанные годы было создано необъятное, исчисляемое сотнями томов, количество религиозно-философских произведений, во многом предвосхитивших дальнейшее развитие мировой философской мысли. У истоков русского духовного ренессанса стоял Владимир Соловьев (18531900) — крупнейший русский религиозный философ и мистик, предпринявший наиболее грандиозную в истории мировой религиозной философии попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм.
Литература 1. Артемова Е. Г. Жанр и форма богослужебных песнопений в авторском творчестве Нового направления //
Вестник славянских культур. 2013. № 1 (XXVII). С.102-108.
2. Борисова Е. Ю., Погорело-ва Н. Ю. Виктор Сергеевич Калинников — яркий представитель московской школы хорового пения конца XIX -начала XX в. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. № 1. С. 39.
3. Казачков С. А. Два стиля, две традиции // Советская музыка. 1971. № 2. С. 83.
4. Калинников В. С. Полное собрание духовных песнопений: для смешанного хора без сопровождения: Вступительная статья и комментарии М. П. Рахмановой. М.: Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник», 2017. 144 с.
5. Липаев И. В. [Рец.] // РМГ. 1903. № 14/15. Стлб. С. 411-412.
6. Рахманова М. П. Калинников
B. С. // Православная энци-клопедия.М.: Православная энциклопедия, 2012. Т. 29.
C. 488-489.
7. Рахманова М. П. Полное собрание духовных песнопений: для смешанного хора без сопровождения. Виктор Сергеевич Калинников.
М.: Живоносный источник, 2017. С. 13.
8. Русская духовная музыка в документах и материалах / сост., вступ. ст. и коммент. А. А. Наумова, М. П. Рахмановой, С. Г. Зверев. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. II. Кн. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика. 680 с.
9. Русская духовная музыка в документах и материалах / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы. 640 с.
10.Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой П. Юргенсон в Москве в 1874-1918 годах / ред. А. А. Наумова; вступ. ст. А. А. Семенюк. М.: Жи-воносный источник, 2011. 121 с.
11.Никольский А. Духовные концерты любительского хора церкви Троицы на Грязях // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 25-26.