Научная статья на тему 'О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)'

О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
367
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КАЛИННИКОВ / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / СИНОДАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шалагин Павел Александрович

В статье рассматривается реализация принципов Нового направления в творчестве Виктора Калинникова, приводится анализ его духовных сочинений, отмечается связь между деятельностью композитора в Синодальном училище и сочинением им духовной музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPIRITUAL WORK OF VIKTOR SERGEEVICH KALINNIKOV (TO THE 150TH ANNIVERSARY OF THE COMPOS ER'S BIRTH)

The article examines the imple mentation of the principles of the New Direction in the work of Viktor Kalinnikov, provides an anal ysis of his spiritual works, notes the connection between the com poser's activities at the Synodal School and his composing of sa cred music

Текст научной работы на тему «О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)»

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ

МЕЖПИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Шалагин Павел Александрович

Соискатель кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: burevestnik9@mail.ru

В статье рассматривается реализация принципов Нового направления в творчестве Виктора Калинникова, приводится анализ его 38 духовных сочинений,

отмечается связь между деятельностью композитора в Синодальном училище и сочинением им духовной музыки.

Ключевые слова:

Новое направление, Калинников, духовная музыка, Синодальное училище

По справедливому наблюдению М. П. Рахмановой, «имя Виктора Калинникова всегда прочно связывалось с Новым направлением и обычно называлось в "первой пятерке" после "корифеев" — Кастальского и Гречанинова, вместе с П. Чесноковым и А. Никольским» [7, с. 13].

При всем жанровом разнообразии творческого наследия Виктора Калинникова, первым серьезным сочинением которого стала Концертная увертюра1 (1896), духовные произведения занимают в нем особое место.

Виктор Сергеевич Калинников писал не богослужебные циклы, а только отдельные хоры — «песнопения малых

О духовном творчестве Виктора Сергеевича Калинникова (к 150-летию со дня рождения композитора)

W

форм, входящих в более крупные циклы» [1, 102] (наиболее важные части Всенощного бдения и Литургии). Калинников передавал в печать свои опусы лишь после того, как их исполнит Синодальный хор. В процессе сочинения Виктор Сергеевич, как и другие московские композиторы, опирался на «Обиход киевского распева» (Синодальный обиход)2.

К сожалению, точные даты появления каждого песнопения установить не представляется возможным, однако мы наметили их по издательским каталогам фирмы П. И. Юргенсона [10].

Первые двенадцать номеров Литургии, в том числе и Херувимская № 1, были изданы в фирме П. И. Юргенсона в период с конца 1904 по 1911 год. Из них девять («Достойно есть» (№ 1), Херувимская (монастырская), «Тебе поем» (№ 1), «Во Царствии Твоем», «Милость мира», «Отче наш», «Слава», «Единородный Сыне», «Верую», «Тебе поем» (№ 2)), были сразу включены в программу концертов Синодального хора.

Затем в творческой деятельности композитора наступил двухлетний перерыв до октября 1913 года (в это время в программы концертов Синодального хора его произведения не включались, лишь П. И. Юрген-сон опубликовал переложения пяти номеров Литургии3).

Во всех духовных сочинениях Виктора Сергеевича воплощены основные художественно-эстетические принципы Нового направления, особенности которого сформулировали в сво-

их работах С. В. Смоленский и протоирей М. А. Лисицын. Эти принципы можно свести к трем главным тезисам4:

• пристальное внимание к древним и обиходным церковным распевам;

• поиск форм многоголосной их обработки, соответствующих содержанию коренного русского пения, и форм свободного творчества на этой основе;

• переосмысление опыта светской народной и профессиональной музыки в приложении к церковной композиции.

Важнейшей особенностью нового стиля стал синтез приемов церковно-музыкальной композиции и опыта национальной композиторской школы. Примеры такого синтеза есть в большинстве сочинений Калинникова. Так, в «Херувимской песне» № 1 известный московский критик Иван Ли-паев отметил сходство некоторых фрагментов с Херувимской Н. А. Римского-Корсакова, которая представляет собой обработку «обычного» (или «придворного») распева. Тема, взятая В. С. Калинниковым за основу, подобна монастырскому многоголосию (терцовые параллелизмы, подвижный бас), и напоминает сразу несколько Херувимских, но не является точным заимствованием.

Сходство рождало впечатление «знакомой» музыки, которое поразило М. Липаева, очень точно передавшего одну из характерных особенностей всего творчества Виктора Сергеевича: «Херувимская г-на Калинни-

ШАЛАГИН П. А. О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНП РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)

кова, хотя некоторыми своими приемами письма и напоминает что-то давно знакомое, например, переходом к forte в "Яко да Царя", тем не менее, она становится дорогой слушателю за свою искренность» [5, 411-412].

Более полно эти черты раскрываются в зрелых сочинениях автора:

• в хоре «Милость мира» (публикация 1906 года) басовая тема подобна распеву «Достойно» литургии Василия Великого, опубликованной в Синодальном обиходе;

• «Приидите, поклонимся» (издан в 1908 году) схож с греческим распевом (Синодальный обиход). Древний распев мог быть не

только по-иному гармонизован композиторами Нового направления, но нередко обретал новое качество — становился музыкальной темой, лежащей в основе свободной формы. Примером такого сочинения является «Достойно есть» № 1 В. С. Калинникова (1904). Путевой распев в основе хора гармонизован прозрачно, с преобладанием плагальных созвучий.

Другая черта, типичная для композиторов Нового направления и также представленная в творчестве В. С. Калинникова, — особого рода цитирование, когда используется фрагмент распева популярного песнопения (чаще всего, его характерной попевки). Подобный принцип лежит в основе хора «Единородный Сыне», который А. В. Никольский назвал композицией «в духе старинных церковных напевов с чрезвычайно удавшимся подражанием их стилю» [11, 25]. Тематизм сочинения напоминает старинное песнопение — тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф» болгарского распева, который появляется не сразу, а после вступления. Первое про-

ведение темы, оригинальным ритм которой точно сохранен, проходит в октавной дублиров-ке (такты 4-9). Затем множество подголосков, имитирующих тематический материал, наслаивается на выдержанные органные пункты-исоны — квинтовые и октавные.

В обработке распевов раскрывается индивидуальный стиль музыкального языка Калинникова. Так, в хоре «Приидите, поклонимся» насыщенная полифоническими приемами фактура наполнена мягкими диссонирующими созвучиями, возникающими в процессе разработки голосов. Во втором разделе на первый план выходят плагальность, красочные сопоставления мажорных и минорных трезвучий, в кульминации («Спаси нас, Сыне Божий») появляются полигармонические созвучия.

В духовном концерте В. С. Калинникова «Камо пойду» воплощены черты «зрелого стиля Нового направления» [6, 489], характерные для сочинений А. Д. Кастальского («Чертог Твой» и «Разбойника благоразумнаго»), А. Т. Гречанинова (Всенощная ор. 59), Н. Н. Черепнина (песнопения Вечерни) и С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощная). Гармония и полифонические приемы в нем усложняются, сочетаясь при этом со «свободным изложением» и текучестью, свойственной народной музыке.

Музыкальный язык духовных сочинений второго периода, созданных В. С. Калинниковым после 1915 года («Величит душа моя Господа», «Благослови, душе моя, Господа»), отличает лаконизм и прозрачность фактуры. Композитор скрупулезно подходит к прочтению богослужебных текстов, однако текст, чаще всего, воплощается в музыкальной ткани гибко, ли-

рически, проникновенно. Тем самым, явно обозначается тенденция к упрощению, наметившаяся в это время у композиторов Нового направления как в Москве, так и в Петербурге.

Несомненен вклад, внесенный Виктором Сергеевичем в творческое наследие композиторов Нового направления. Для нашего поколения его духовные сочинения важны, в первую очередь, как примеры духовной музыки Новой московской школы эпохи русского духовного ренессанса — эпохи, в которую русская духовная музыка приобрела яркие национальные черты, избавившись от влияния западноевропейской культуры.

Примечания

1 Сочинение было написано на выпуск из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.

2 Вообще, в Москве и Петербурге использовались различные обиходы. В Петербурге использовали «Обиход Бахметьева» (Придворный обиход), поэтому изменяемые песнопения различались (мелодико-ритмиче-ские, фактурно-гармонические особенности), разнился и подход к репертуарному музыкально-стилистическому содержанию неизменяемых песнопений (это влияло на протяженность церковной службы) [3, 83].

3 «Господи, спаси Трисвятое», «Милость мира», «Тебе поем» № 2, «Достойно есть» знаменного распева, «Отче наш».

4 Артемова Е. Г. в своей диссертации «Петербургская ветвь в Новом направлении», Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко приводит следующую формулировку:

• звукоряд;

• аккордово-гармоническая основа;

• формы современных духовных композиций не должны

39

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

40

уподобляться классическим схемам, а произрастать из особенностей древнерусской монодии, быть обусловленными ее ладовой структурой и спецификой тексто-музы-кальных связей. 5 Русский духовный ренессанс конца XIX - начала XX века — беспрецедентное в истории мировой философии явление, когда за считанные годы было создано необъятное, исчисляемое сотнями томов, количество религиозно-философских произведений, во многом предвосхитивших дальнейшее развитие мировой философской мысли. У истоков русского духовного ренессанса стоял Владимир Соловьев (18531900) — крупнейший русский религиозный философ и мистик, предпринявший наиболее грандиозную в истории мировой религиозной философии попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм.

Литература 1. Артемова Е. Г. Жанр и форма богослужебных песнопений в авторском творчестве Нового направления //

Вестник славянских культур. 2013. № 1 (XXVII). С.102-108.

2. Борисова Е. Ю., Погорело-ва Н. Ю. Виктор Сергеевич Калинников — яркий представитель московской школы хорового пения конца XIX -начала XX в. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. № 1. С. 39.

3. Казачков С. А. Два стиля, две традиции // Советская музыка. 1971. № 2. С. 83.

4. Калинников В. С. Полное собрание духовных песнопений: для смешанного хора без сопровождения: Вступительная статья и комментарии М. П. Рахмановой. М.: Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник», 2017. 144 с.

5. Липаев И. В. [Рец.] // РМГ. 1903. № 14/15. Стлб. С. 411-412.

6. Рахманова М. П. Калинников

B. С. // Православная энци-клопедия.М.: Православная энциклопедия, 2012. Т. 29.

C. 488-489.

7. Рахманова М. П. Полное собрание духовных песнопений: для смешанного хора без сопровождения. Виктор Сергеевич Калинников.

М.: Живоносный источник, 2017. С. 13.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах / сост., вступ. ст. и коммент. А. А. Наумова, М. П. Рахмановой, С. Г. Зверев. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. II. Кн. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика. 680 с.

9. Русская духовная музыка в документах и материалах / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы. 640 с.

10.Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой П. Юргенсон в Москве в 1874-1918 годах / ред. А. А. Наумова; вступ. ст. А. А. Семенюк. М.: Жи-воносный источник, 2011. 121 с.

11.Никольский А. Духовные концерты любительского хора церкви Троицы на Грязях // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 25-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.