Научная статья на тему 'О духовно-нравственном воспитании. Обоснование, цель и основные задачи'

О духовно-нравственном воспитании. Обоснование, цель и основные задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1769
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев В.

Автор обосновывает необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в частности необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учебных заведениях. Рассмотрен ряд понятий, проблем, даны общие методические рекомендации в области работы педагога по духовно-нравственному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О духовно-нравственном воспитании. Обоснование, цель и основные задачи»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 1. С. 107-126

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ. Обоснование, цель и основные задачи

Протоиерей Виктор Дорофеев

Канд. богословия, настоятель Покровской церкви с. Кудиново Ногинского района Московской области

Автор обосновывает необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в частности необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учебных заведениях. Рассмотрен ряд понятий, проблем, даны общие методические рекомендации в области работы педагога по духовно-нравственному воспитанию.

О необходимости духовно-нравственного воспитания

Один из заметных вопросов, обсуждаемых сегодня россиянами, — это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» (ОПК) в общеобразовательных учебных заведениях.

Мировоззрение большинства современных людей характеризуется в среднем направленностью на чисто материальные, земные цели, устремленностью к непрекращающемуся потоку удовольствий и комфорту. При этом отсутствует созидательный труд, утрачиваются нравственные ориентиры, игнорируются духовные основы жизни, что приводит к постепенному опустошению человеческой души и ее болезненному состоянию. Человек утрачивает смысл жизни, теряет настоящую радость бытия, у него нет жертвенной любви, и ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего в его жизни не изменят. И здесь без особенно углубленных рассуждений очевидно, что духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодежи приобретает в нашем обществе чрезвычайную значимость.

В детстве каждый из нас ощущал чистую радость бытия, любовь ко всему окружающему, радость познания мира. Это свойственно чистой детской душе. Здоровое состояние души порождает светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творчес-

кого труда. Но проходит время, человек все более погружается в окружающий его страстный мир, и душа, как правило, переходит в иное, противоположное, состояние1.

Является ли такое изменение души естественным следствием взросления человека, его жизни в этом мире? Конечно, нет. В истории немало примеров, когда люди не только сохранили в своей душе детскую чистоту, любовь, радость бытия. Одному из величайших святых христианства преподобному Серафиму Саровскому столь радостно было служить Богу и людям, что он, будучи молодым монахом, сожалел о том, что человек не может обходиться без сна. Позже, через десятки лет подвижнической жизни, когда к нему за советом и благословением стали приходить тысячи людей, он каждого из них встречал с неизменной радостью и любовью: «Радость моя, Христос вос-кресе!» Святые столь преумножали в себе эти качества, что их жизнеописания порой кажутся фантастическими.

Любовь и радость бытия — один из главных стимулов для рождения и воспитания детей2. Это простая разгадка того, почему родители многодетных семей берут на себя столь нелегкий крест воспитания многих детей. Причем труд этот бывает на пределе физических возможностей человека3. Таким образом, состояние души человека — это следствие мировоззрения человека, его образа жизни, его духовной ра бо ты над со бой.

Становление и развитие Российского государства неразрывно связано с христианизацией нашей страны, оно было движущей силой зарождения и формирования русской государственности. За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека, поэтому именно православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно

1 Замечено, что иногда матери преступников вопреки очевидной логике оправдывают своих детей, на совести которых порой не одно тяжкое преступление. И дело тут не всегда только в слепой материнской любви. Каждая мать помнит младенческую душу своего ребенка, а потому знает — это и есть ее настоящее дитя. Но сейчас с ним произошла трагедия, в его душу вошло нечто, не свойственное ей, вообще не присущее человеческой природе. Поэтому, хотя ее сын и совершил преступление, он, по ее мнению, лишь жертва обстоятельств.

2 Одна многодетная мама, наша современница, рассказывала: «Родился первый ребенок — как свеча зажглась, в семье стало светлее и теплее. Родился второй ребенок — и эта свеча не погасла, и другая зажглась. Так с каждым ребенком в доме умножаются свет, тепло, радость, любовь».

3 В районном центре Саракташ Оренбургской области протоиерей Николай Стремской и его матушка (супруга) Галина воспитывают 60 приемных детей, взятых из детских домов многих городов России.

здорового русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести. И прошедшее столетие не смогло изменить этого мироощущения.

Но и сегодня у нас в школах по-прежнему в основу образовательного процесса положена безальтернативная материалистическая (атеистическая) идеология, и дети лишены возможности приобретать существенные реальные знания об истории своего Отечества, учиться устойчивым навыкам обладания родным языком4 — главному предмету в любом национальном образовании.

Как фактор, препятствующий введению предмета ОПК в общеобразовательных учебных заведениях, называют обычно светский характер нашей системы образования. Это мнение — следствие путаницы, смешения понятий «светский» и «атеистический». «Учебный предмет „православная культура” представляет собой реализацию религиозно-культурологического образования как форму преподавания знаний о религии. Данный учебный предмет, являясь по форме реализации светским образованием, не предполагает и не включает в себя обучение религиозной практике и саму такую практику — проведение богослужений, религиозных обрядов или церемоний, не направлен на привлечение обучаемого в религиозное объединение. <...> Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что гарантировано как российским законодательством, так и международными актами о правах человека. Обеспечение учащимся такой возможности является обязанностью государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений»5.

Требование полного запрещения преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях противозаконно и противоречит нормам части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося

4 При этом дети вынуждены неоправданно долго и тщательно изучать, например, устройство примитивных членистоногих, множество сложных химических формул.

5 Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных учреждениях в вопросах и ответах // Православная культура и современное образование. Иркутск, 2003. С. 17—21.

адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование этого общества.

Еще один аргумент противников курса — введение предмета может привести к межнациональным и межрелигиозным конфликтам среди учащихся. Лучшая проверка теоретических предположений — практика. К настоящему времени в десятках регионов России накоплен немалый опыт преподавания предмета «православная культура», который показывает на практике, что высказанные выше опасения безосновательны6. Многовековая история нашей страны подтверждает это, и можно назвать немало имен выдающихся патриотов и граждан России других национальностей, например, поэт Державин, адмирал Лазарев, князь Багратион, адмирал Нахимов, генерал Корнилов и т.д. Думается, каждый культурный, уважающий себя человек, к какой бы вере он ни принадлежал, должен знать основы культуры страны, в которой он живет.

Накопленный в регионах опыт показывает, что и учащиеся, и родители положительно оценивают инициативу введения предмета «православная культура» в общеобразовательных учебных заведениях и желают, чтобы преподавание велось и в дальнейшем. Но главный аргумент в пользу востребованности предмета — мнение подавляющего большинства граждан нашей страны.

Так, в Курской области много лет ежегодно проводится анкетный опрос по итогам изучения предмета «Основы православной культуры» среди детей, родителей, преподавателей православной культуры, директоров школ. Во время одного из них было опрошено 309 директоров, 210 преподавателей, 2740 детей и 2008 родителей. На вопрос: «Считаете ли нужным изучение православной культуры?» 93% родителей ответили «да» и только 5% — «нет», 2% написали «не знаю». А на вопрос: «Сколько лет должно продолжаться обучение основам православной культуры?» около 80% родителей высказались за постоянное изучение, остальные предложили разные сроки, и только 11 человек, то есть менее 0,5%, не назвали точного срока. Фактически даже 5% противников изучения православия считают, что в какой-то мере изучение этого курса необходимо 7.

6 См. по этому вопросу также «Вестник ПСТГУ. 1У:3. Педагогика. Психология». 2006. С. 5—17.

7 Рождественские чтения. М., 2002. С. 47—48.

Основные задачи программы по духовно-нравственному

воспитанию

1. Для получения положительного результата в деле духовнонравственного воспитания подрастающего поколения необходима разработка на государственном уровне комплексной программы такого воспитания, которая, во-первых, давала бы возможность ознакомления с основами православной культуры (то есть с национальными основами истории своего Отечества), во-вторых, предусматривала бы возможность работы в сфере социальной педагогики, в армии и т.д. Хочется еще раз подчеркнуть: речь идет о культурологическом курсе, а не принудительном религиозном образовании.

Атеистическая политика нашего государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений русских классиков, следовательно, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались с примитивно-материалистических позиций. Примеров того, что без знания основ православной культуры невозможно понять не только нашу, но и европейскую культуру, можно найти множество. Приведем несколько из наиболее характерных.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева — величайшее произведение мировой культуры, но понять ее глубинную суть, не зная догмата о единосущии Божием, о пришествии Спасителя на землю, невозможно. Эта икона — зримое выражение Символа веры всех христиан. Что же сможет увидеть в ней человек, не знающий самых простых постулатов христианской веры?

В области русской литературы наиболее очевидный пример — роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Человек, совершивший тяжкий грех убийства, духовно убивает и себя самого, то есть принимает тяжелейший двойной грех — грех убийства человека и грех самоубийства духовного. Именно об этом говорит Соня, узнав о преступлении Раскольникова: «Что вы, что вы над собой сделали!» Соня понимает, что это тяжелейший грех, что он приводит к духовной смерти человека. В романе также неоднократно проводится параллель между судьбой главного героя и евангельским повествованием о воскрешении Лазаря, а это требует совершенно определенных знаний. Таким образом, пренебрежение к пониманию духовной составляющей произведения ведет к искаженному пониманию его смысла.

Еще один пример — «Ревизор» Н.В. Гоголя. В этом произведении помимо истории о провинциальных чиновниках есть и другой смысл. В конце пьесы все ее герои празднуют мнимую победу: «Одним каза-

лось, что поданы важные просьбы о помощи и заступничестве; другим — что отведена угроза разоблачения и наказания; третьим (семейству городничего) — что к тому же удалось урвать лакомый кус. И вот, когда „желанный предмет” близок, — вдруг „неожиданное открытие” ... В тот момент, когда движение к цели казалось законченным, выяснилось, что оно даже и не начиналось. Все расчеты персонажей были не то чтобы ошибочными — они просто строились на пустом месте. Отсюда — появление настоящего ревизора. Гоголь, безусловно, связывал с этой сценой мотив наказания и высшей справедливости (правительственной, а затем и религиозной)»8. Сам автор пьесы писал об этом так: «Что ни говори, но страшен этот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повелению он послан и возвестит о нем тогда, когда и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса поднимется волос. Лучше бы сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей!»9.

В стихотворении А.С. Пушкина «Отцы пустынники.» отразился духовный опыт переживания поэтом великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Эта молитва обрела особое значение в его жизни: «Всех чаще мне она приходит на уста // И падшего крепит неведомою силой.» Много ли найдется в наше время людей, которые могли бы объяснить, где и какую молитву читает священник во время Великого поста, что такое подвиг пустынножительства? П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков и другие великие композиторы писали прекрасную богослужебную музыку, понять, вникнуть в духовную красоту которой может только образованный человек, знающий, что такое православное богослужение, антифоны, знаменные распевы.

Таким образом, первая задача программы по основам православной культуры — ознакомление учащихся с основными религиозными поняти-

8 Манн Ю.В. Примечания / Н.В. Гоголь. Собр. соч.: В 7 т. М., 1977. Т. 4. С. 423.

9 Гоголь Н.В. Письмо от 6 декабря 1849 г. / Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1937—1952. Т. 14. С.52.

ями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.

2. В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения людей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в обществе, детско-подрост-ковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием названных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ богатства, физической силы, получение удовольствия здесь и сейчас и любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни граждан России заключаются в незнании ими истинного смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности.

Программа курса по основам православной культуры призвана заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, ознакомить с системой нравственных норм православия, на котором на протяжении всей истории Российского государства строилось мировоззрение русского общества. Это вторая задача.

3. Служителями Православной Церкви и представителями правоохранительных органов к настоящему времени накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь нет свободы религиозного выбора человека, но есть сознательное воздействие на людей для использования их в своих преступных целях. Задача программы по основам православной культуры — дать духовную оценку деятельности таких организаций и отдельных личностей и таким образом предотвращать тот вред, который они наносят людям, попадающим под их влияние. Что касается других вероисповеданий, то при реализации программы с позиции православной веры должно быть объяснено различие разных вер, изложена точка зрения других вероисповеданий на те или иные вопросы. Это третья задача программы.

Реализация перечисленных задач позволит гражданам нашей страны стать духовно, душевно и телесно более здоровыми, сформировать гражданское самосознание, что, в свою очередь, поможет взрастить любовь к своему Отечеству и уважение к своему народу.

Православное и светское понимание терминов «духовность» и «нравственность»

Православное и мирское понимание духовности, нравственности (терминов, связанных с образованием и воспитанием) имеют существенные различия. Поэтому необходимо уточнить смысл использующейся в этой области терминологии.

В светском определении духовность обычно отождествляется с понятием невещественного начала — «сознанием»; в более узком смысле духовность однозначна понятию «мышление». То есть духовность отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний. Воспитание — это «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду»10.

Какова в этом случае роль школы? К чему должен привести учащегося педагог? Очевидно, что при таком понимании духовно-нравственного воспитания конечной целью учебного процесса является учащийся, усвоивший необходимые в жизни знания, навыки, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и производительно трудиться. Другими словами — это человек, приспособленный к условиям земного бытия и производящий духовные с точки зрения общества и/или материальные ценности.

В настоящее время общеобразовательные учебные заведения в основном занимаются только обучением детей. Воспитание же стоит на втором плане. По крайней мере школа с задачей воспитания явно не справляется. Таким образом, в рамках светского понимания духовно образованным человеком считается тот, кто получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие в собственной жизни.

Очевидно, что такое понимание духовности не только не полно, но и в корне неверно.

С одной стороны, человек, воспитанный по таким принципам, при изменившихся внешних обстоятельствах может легко менять свои убеждения, весьма своеобразно их трактовать, например нормы морали, так что они могут не только не совпасть с общепринятыми,

10 Психологический словарь. М., 1990.

но и привести к социально опасному поведению. И если даже в каких-то конкретных случаях получен достаточно явный положительный результат, нельзя быть уверенным в том, что этот результат будет долговременным.

Как понимается духовно-нравственное воспитание с православных позиций? Одно из основных положений христианства — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различных состояниях: здоровой, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру; но душа может быть и бессильной, изъеденной пороками, наполненной озлобленностью и унынием. Это два противоположных полюса состояния души. Человек в зависимости от своей духовной направленности приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания (заповедей Божиих) и направленных действий (молитвы, участия в таинствах, богослужениях, добродела-ния) для стяжания11 Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляется душа и совесть, в человеке взращиваются высшие нравственные качества.

Таким образом, с позиций православной веры духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной благодати душа достигла определенной чистоты и силы. (Понимать и уважать такие основополагающие принципы христианства должен каждый человек вне зависимости от того, верующий он или нет.)

Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от современного его значения. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет помимо других значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию, и этот образ присутствует в каждом человеке и неуничтожим, какую бы порочную жизнь тот ни вел. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе этот образ Божий. Осуществляется такая задача собственными усилиями человека. В чинах святых есть преподобные, то есть те святые, которые достигли высокого подобия Бога. В этом и есть цель воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в се-

11 В терминологии православных подвижников — получение, усвоение.

бе (получить «образование»), достигнуть высоты подобия. Задача воспитателя — создать условия для роста души, то есть дать необходимые знания в духовно-нравственной области, ознакомить с практическими навыками духовного делания, по возможности оградить от негативных влияний.

Коренное отличие светского (мирского) воспитания от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, а во втором — реализуются (раскрываются, взращиваются) уже заложенные в душе человека нравственные принципы. Этим и объясняется удивительная стойкость в испытаниях христианских подвижников.

Цель православного педагога гораздо выше, чем цели, декларируемые в настоящее время в системе образования. Преподаватель основ православной культуры дает ребенку необходимый минимум знаний в духовной области, чтобы возжечь в его сердце искорку желания добродетельной жизни, духовного совершенствования, и делает все возможное, чтобы помочь ему на этом пути. Не обучение, а нравственное улучшение — вот истинная цель педагога. Это знали и об этом говорили христианские подвижники еще в начале нашей эры. Решение этой главной задачи позволяет избежать многих ныне существующих негативных явлений и гораздо более эффективно решать педагогические и любые другие задачи, возникающие в жизни каждого конкретного человека и в обществе в целом.

Морально-этическая жизнь мирского человека в прошлые века регламентировалась нормами десяти заповедей Божиих. Если человек преступал эти нормы, он знал, что вредит себе, собственной душе. С другой стороны, сам сложившийся распорядок жизни предполагал участие любого мирянина в таинствах, домашней и церковной молитве и т.д., через это очищалась, одухотворялась душа.

Однако начиная с XVI—XVII вв. в систему образования начинает проникать схоластика, а вместе с ней абсолютизирование человеческого интеллекта. Это привело к постепенному уклонению целей образования от духовно-нравственного становления личности, к усвоению как можно большего объема знаний, то есть становились ценными не столько духовные качества человека, сколько его интеллект и обширность знаний. Это не могло не сказаться отрицательным образом на духовно-нравственном состоянии общества в целом. Дух холодности и неверия проникал даже в стены духовных школ. Поэтому при реализации конкретных шагов по духовно-нравственному воспитанию мы должны обращать особое внимание на то, что систему духовно-нравственного воспитания необходимо разрабатывать в рам-

ках не мирского понимания целей образования, а духовного опыта именно православия. При этом необходимо учитывать негативный опыт в области духовно-нравственного воспитания.

Современная школа

Главная задача современной школы — как можно больше загрузить ум школьника самыми разнообразными знаниями. Причем качество и количество этой «загрузки» порой превышает все разумные пределы.

Для примера можно привести небольшой отрывок текста из учебника по природоведению для 5-го класса. Сам по себе предмет как нельзя лучше способствует непоседливому и любознательному возрасту пятиклассников. Что же предлагает учебник?

«Магматические горные породы — гранит, базальт и другие — составляют до 60% объема земной коры. Они образовались в результате остывания магмы. Осадочные горные породы формируются при накоплении обломков других горных пород или остатков организмов на поверхности суши или на дне океана. К ним относятся: песок, глина, мел, известняк. Метаморфические горные породы образуются из магматических и осадочных горных пород, подвергшихся воздействию высоких температур и давления (мрамор, кварцит, гнейс и другие)»12.

Трудно судить здесь о том, насколько нужны такого рода знания пятиклассникам. Изложенный предмет не только не будет способствовать духовному становлению учащихся, но отношение ученика к природе, к своему родному краю, очевидно, не возвысится до высот любви. В этом контексте уже нет необходимости говорить о заинтересованности учащегося в получении знаний.

Вернемся к вопросу о том, как влияет интенсивная загрузка ума наших школьников на их духовное состояние. Очевидно, что для нормального духовно-нравственного развития необходимо гармоничное сочетание интеллектуального знания и духовной практики. Перекос в любую сторону приводит к негативным последствиям. Следствием такого перекоса являются не только проблемы духовного плана, но и существенное ухудшение здоровья учащихся. Общеизвестно, что почти 90% школьников Москвы, согласно медицинским исследованиям, испытывают перегрузки и нервное истощение, которые способствуют развитию у детей разного рода болезней. По сло-

12 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5-й класс. М., 2000. Рекомендовано Министерством образования РФ. (Заметим в скобках, что учебник выпущен неплохим издательством «Дрофа».)

вам директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольги Шараповой, «здоровье российских школьников за последние десять лет значительно ухудшилось из-за загруженности школьной программы», особенно резко ухудшилось психическое здоровье. Если раньше патологии регистрировались у трех из десяти обследуемых первоклассников, то сейчас 50% школьников имеют патологию желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы, а заканчивая школу, «ученик имеет по два-три заболевания»13.

Требования к преподавателям

Как было сказано выше, для того чтобы произошло духовно-нравственное становление человека так, как понимается это в православии, необходимо свободное, искреннее желание человека строить свою жизнь в соответствии с духовными законами, положенными Богом в основание мироздания.

Очевидно, что применить такой опыт воспитания при введении курса ОПК в общеобразовательных учебных заведениях не представляется возможным по многим причинам, и основная из них та, что духовное совершенствование — дело свободного выбора каждого человека, и любое «подталкивание» в этом направлении может не только не дать результатов, но и вызвать негативную реакцию.

Поэтому задачей курса ОПК является раскрытие духовной сути православной веры, ознакомление учащихся с русской культурой, возросшей на благодатной почве православия, предостережение от лжедуховности. Это даст им возможность сделать мировоззренческий выбор, определиться, по каким морально-этическим нормам они будут строить свою жизнь.

Столь высокие цели православной педагогики предполагают и особые качества преподавателя. Несомненно, преподаватель должен быть не только человеком верующим, но и воцерковленным. Духовно-нравственное воспитание — это не передача интеллектуальных знаний, а возжигание души ребенка. А это может происходить только от сердца к сердцу, как свеча может возгореться только от другой свечи. Преподаватель должен знать изнутри то, о чем он говорит, быть свидетелем христианских истин и учить детей не только словами, но и собственными поступками, образом жизни, отношением к окружающим. Что сможет ответить педагог на вопрос учащегося: «А почему

13 Православная газета для простых людей. 2004. № 3. С. 8.

вы не живете по тем нормам, о которых говорите?» и какой будет результат уроков в противном случае?

Кроме того, преподаватель должен иметь достаточную богословскую и методическую подготовку. Краткосрочных курсов для этого явно недостаточно. Как показывает опыт, собственные богословские знания педагогов невелики. Если учесть, что эти знания черпаются порой из достаточно сомнительных источников, очевидно, что без серьезной подготовки не обойтись. Здесь могут быть следующие пути:

— обучение на длительных курсах повышения квалификации;

— получение второго высшего образования на религиоведческих и теологических факультетах высших учебных заведений страны.

Одним из немаловажных факторов эффективности курса по основам православной культуры является общественное мнение. Негативное отношение к предмету со стороны коллег-педагогов, родителей может существенно понизить результативность обучения, а то и свести на «нет» усилия педагога. Опросы родителей и детей, учащихся в школах, например Ногинского района Московской области, показали, что отрицательное мнение о предмете в школах, где этот предмет не ведется, втрое выше, чем там, где основы православной культуры введены. Очевиден вывод: негативное отношение нередко бывает следствием неинформированности, стереотипности отношения к этому предмету, унаследованной еще с атеистических времен. Поэтому педагогам, родителям необходимо постараться донести смысл предмета, его важность через средства массовой информации, конференции, беседы, другие мероприятия.

Выбор программы

Отсутствие единой программы приводит преподавателей к необходимости разработки собственных программ. Многие из них, по словам разработчиков, дают хорошие результаты — дети по ним учатся с удовольствием. Однако это не может быть главным критерием доброкачественности программы. Необходимо, учитывая специфику предмета, продумать основные принципы ее построения, позволяющие в результате изучения предмета достигнуть цели: духовно-нравственного становления учащихся.

1. Главный из этих принципов — христоцентричность. Одной из проблем, возникающих при введении предмета православная культура, является нежелание руководителей системы образования разрешить преподавание по слишком богословской, по их мнению, программе, или, как говорят, программе «Закона Божьего». Подход к

оценке у них простой — если есть темы, затрагивающие жизнь Иисуса Христа, — это Закон Божий, если большинство тем — о храмах, прикладном искусстве и т.п., то это программа культурологическая. Хотелось бы обратить внимание на очевидную несостоятельность такого подхода.

Исток, фундамент нашей культуры — христианство. Поэтому совершенно очевидно, что невозможно изучать культуру, производное от религии, основательно не изучив ее источника. Библия относится к сокровищам общечеловеческого культурного достояния, с основными положениями которой должен быть знаком каждый образованный человек, и каким бы ни был уклон в преподавании курса — культурологическим, историческим либо другим, базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это основная образовательная линия.

2. Концентричность. Основная образовательная линия на всех образовательных ступенях должна вестись по концентрическому принципу. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним с углублением понимания их смысла.

3. В Библии представлены два уровня нравственности: нижний — уровень жесткого закона («десяти заповедей») и верхний — уровень любви (нравственность Нового Завета). Очевидно, что для каждого человека, в зависимости от того, на какой ступеньке нравственности он стоит, нужны и разные средства воспитания. Для кого-то это закон десяти заповедей, для другого — заповедь о любви. Поэтому в программе должны быть представлены достаточно полно два уровня нравственности, с особым вниманием к учению Иисуса Христа о любви.

4. Учет возрастных особенностей детей. Существует три уровня в восприятии детьми нравственных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии. Первый — уровень принятия морали авторитета: а) принятие морали родителей; б) принятие морали учителя. Второй — уровень принятия морали социума: а) принятие морали сверстников; б) принятие морали общества. Третий уровень — уровень автономной совести. Это: а) сомнение в существующих нравственных ценностях; б) самостоятельный выбор системы ценностной иерархии14.

Существование этих уровней очень понятно с точки зрения христианской антропологии.

14 См.: Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 2004. С. 34.

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг начинает все отвергать и сомневается во всем. Но такой кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек отодвигает от себя все, что предлагалось ему ранее, и формирует свой собственный взгляд на мир15.

Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15—16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста.

В связи с этими возрастными особенностями предлагается строить программы следующим образом.

Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное Писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.

В средней школе подросток нуждается в движении, в жизни «сообща». Поэтому намного возрастает необходимость внеклассной работы, желательны краеведение, исторический материал, героические примеры. Также в силу эгоцентричности подросткового возраста желателен курс по христианской этике, обращенный на подростка.

В старшем школьном возрасте — возрасте выбора, личность педагога должна отойти в сторону, и на первое место встает проблема, формулируемая на уроке. Соответственно стиль преподавания должен стать не историческим, а литературно-философским.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то что подавляющее большинство школьников верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых подавляющее количество фактов свидетельствует о несостоятельности этой теории. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира, в том числе и религиозную.

15 См.: Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Указ. соч.

Современные школьники, как правило, мыслят в чисто земных категориях и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно'-нравственных позиций. Поэтому в курсе ОПК необходимо предложить по возможности всесторонний обзор современных жизненных проблем с их духовно-нравственной оценкой.

Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами православия, но порой и прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.

7. Учет интересов современного школьника. Как показывает практика преподавания курса ОПК в общеобразовательных школах, дети всех возрастных групп изучают его с интересом. Однако для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях. Уклонение курса в углубленно-богословскую, культурологическую либо другую сторону может привести к потере актуальности и интереса к этим темам и, следовательно, к снижению эффективности курса. Таким образом, обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся помимо прочего на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы.

8. Учет содержания существующих в настоящее время школьных программ. Он необходим для того, чтобы исключить повторение изучаемого материала, поскольку некоторые темы православной культуры в определенной степени даются в общеобразовательной программе.

Общие методические рекомендации

Требования к учебно-методическим пособиям по предмету ОПК те же, что и к обычным, но с условием, что они должны формировать радостное, светлое мировосприятие.

В качестве заданий учащимся нередко дают кроссворды. Думается, не следует в кроссвордах давать имена Бога, Богородицы, догматические определения, это принижает значимость святых понятий. По этим же причинам нецелесообразно в раскрасках использовать изображения святых.

Как и в любом другом уроке, при преподавании предмета «Основы православной культуры» используются общеизвестные формы и методы работы с учащимися. Хотелось бы обратить внимание лишь на две формы работы.

Экскурсионно-паломнические поездки. Практика показывает, что живое, наглядное знакомство с внутренней жизнью храма или монастыря, святынями, храмовой архитектурой, иконами, фресками и росписями оставляет неизгладимое впечатление в душах детей. Некоторые преподаватели считают, что одна такая поездка по своему значению и воздействию на детей приравнивается к нескольким урокам, проведенным в стенах школы. Желательно, чтобы к поездке дети были подготовлены — предварительно изучили историю монастыря или храма, в который предполагается поездка, ознакомились с его святынями, архитектурными особенностями, иконами и росписями. Возможно проведение урока (по согласованию с настоятелем) на территории монастыря или храма (например, урока о монашестве, смысле жизни, храмовой архитектуре и т.п.). Детям нужно рассказать о положенной форме одежды, а также о правилах внешнего благочестия на территории монастыря или прихода, не обязывая их при этом все выполнять (например, креститься, заходя в храм, или прикладываться к иконам). Следует обратить особое внимание на разъяснение необходимых правил (соблюдение тишины, прекращение посторонних разговоров, осознание святости места, запрещение заходить в неположенные места и т.д.). Хорошо заранее договориться об экскурсии, встрече со священником или одним из насельников монастыря. Можно предложить детям заранее приготовить интересующие их вопросы или подготовить детей к тематической беседе. По окончании поездки, особенно если она дальняя, хорошо организовать трапезу на природе.

Весьма полезной может быть и работа на краеведческом материале. Здесь возможны классные занятия по изучению истории монастырей, храмов, часовен (в том числе и уничтоженных), святых источников родного края; жизнеописаний местных святых и подвижников благочестия, составление исторических справок, альбомов на основании имеющейся литературы, по возможности архивных материалов, рассказов старожилов и очевидцев тех или иных событий.

Можно организовать добровольные трудовые отряды, занимающиеся благоустройством территории у святых мест, источников, установкой памятных крестов (по согласованию со священноначалием) на местах разрушенных монастырей, храмов, часовен, на местах подвигов, мученичества подвижников и мучеников.

Практика выявила и ряд наиболее характерных ошибок при преподавании предмета по основам православной культуры. Иногда встречается мнение, особенно у преподавателей из церковной среды, что значимость материала предмета столь высока, что для детей он будет интересен и значим в любой форме изложения, даже лекционной. Это совсем не так. Значимость материала, конечно, весьма высока, но и эти уроки, как и любые другие, должны строиться по всем основным принципам педагогической науки, с привлечением всех возможных методических средств. Более того, думается, что именно значимость материала должна подвигать преподавателя готовиться особенно тщательно к уроку, чтобы дети усвоили материал глубоко, без искажений, с интересом.

Одна из обязательных сторон воспитания и образования в православных учебных заведениях (гимназиях, воскресных школах) — молитва перед началом и по окончании уроков, участие детей в богослужении. Иногда преподаватели сетуют, что в светских учебных заведениях из-за существующих юридических норм этого сделать невозможно. Думается, это нецелесообразно. Молитва лишь тогда приносит плод, когда человек читает ее сознательно, добровольно, с верой. «Невольник — не богомольник» — гласит народная поговорка. Весьма вероятно и то, что в классе будут дети, не верящие в Бога, не говоря уже о детях иных вероисповеданий, но с согласия родителей изучающие православную культуру. В таком случае будет более уместным рассказ о молитве, ее значимости, глубине, силе, о правилах общественной молитвы.

Каждый преподаватель имеет наиболее близкую себе, изученную им область знаний. Эти знания нередко используются им при преподавании курса «Основы православной культуры» (например, в области истории, культурологии). Само по себе это хорошо, но здесь возникает опасность освещения, пусть и очень профессионального, лишь одной стороны предмета. Такой подход обычно оправдывается тем, что дети к предмету проявляют большой интерес. Это, однако, вовсе не означает, что достигается главная цель преподавания — духовно-нравственное воспитание детей. В результате у детей может сложиться впечатление, что православие — это, например, только архитектурные памятники, шедевры иконописи (если курс преподается с культурологическим уклоном), либо просто Церковь, то есть организация, определенным образом реагирующая на исторические события (если курс с историческим уклоном). Конечно, в курсе могут преимущественно освещаться те или иные темы, однако в целом он должен дать достаточное представление обо всех основных сторонах изучаемого предмета.

Для лучшего усвоения материала учителя нередко задают детям объемные домашние задания. Не следует забывать, что дети в настоящее время перегружены школьной программой. Поэтому предмет ОПК при неумеренном усердии преподавателя может для ребенка превратиться в дополнительную обузу. Практика показала, что достаточно благополучные дети иногда отказываются от посещения уроков опк из-за того только, что им не хватает времени сделать домашнее задание, а без его выполнения они не желают идти на урок. Представляется целесообразным все задания делать в течение самого урока, а если и давать домашние задания, то небольшие и по возможности творческого характера.

В настоящее время существует множество программ, по которым уже в течение ряда лет работают преподаватели. Несмотря на достоинства многих из них, все они имеют экспериментальный характер, а потому можно предложить преподавателям самим подумать над совершенствованием той или иной программы, исходя из собственного практического опыта.

Оценка знаний учащихся

По этому поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что для предмета, ставящего целью духовно-нравственное воспитание, оценивание знаний учащихся может сыграть негативную роль. По мнению других, система оценивания в данном случае не должна отличаться от обычной. Обе точки зрения можно понять. Действительно, можно ли ставить низкую оценку ученику, если он забыл главную заповедь о любви? С другой стороны, как показывает опыт, дети сами хотят, чтобы их труд был оценен, да и оценка, как правило, стимулирует учебный процесс.

Россия имеет многовековой опыт преподавания духовных дисциплин. Приобщимся к этому опыту.

«Ты преподаешь детям Закон Божий. Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит — в ребенке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбирать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступить с речами о евангельских словах к детям и вызвать у них ответы — для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифирные отметки за ответ на вопросы, иногда неловкие и непонятые ребенком, вызывая волнение и слезы, — грех принимают себе на душу экзаме-

наторы — и можно сказать о них: не ведают, что творят с душою ребенка»16.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский преподавал Закон Божий в реальном училище много лет. Он спрашивал только тех, кто хотел отвечать. Тех, у кого не было такого желания, он никогда не принуждал и не стыдил. Отвечающим же ставил только четверки и пятерки.

Какой смысл такой системы?

Главное — вложить в душу ребенка любовь и с помощью этой системы оценивания, очевидно, реализовать эту задачу как можно более эффективно. Таким образом, система оценивания должна быть применена, но целью ее должно быть не столько оценка знаний, сколько возжигание любви в сердцах детей и стремления к дальнейшему познанию духовных истин.

About the spiritual-moral education. Substantiation, purpose and primary goals

Archpriest Victor (Dorofeyev)

The author proves the necessity of spiritual-moral education for the rising generation, in particular, the necessity of studying the orthodox culture in the general educational institutions. In the article a number of concepts and problems are considered. The general methodical recommendations to the teachers of the spiritual-moral education are given.

16 Победоносцев К.П. Ученье и учитель. Педагогические заметки / К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки 1866—1895. Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 2001. С. 459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.