Научная статья на тему 'О древности Русского государства. Русичи в эпоху палеолита'

О древности Русского государства. Русичи в эпоху палеолита Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1233
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О древности Русского государства. Русичи в эпоху палеолита»

ную основу для возрождения этой деятельности в современных условиях, когда процесс глобализации всё более охватывает пространство жизнедеятельности человека.

kuzibaeva@inbox.ru

О. Ф. Дубовская

О ДРЕВНОСТИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСИЧИ В ЭПОХУ ПАЛЕОЛИТА

Петровская Академия Наук и Искусств, Санкт-Петербург

На Русской равнине сформированы богатейшие природные условия для благополучной жизни человека. Нам сейчас предстоит рассмотреть то людское племя, которое не одну тысячу лет проживало на этой земле и осваивало её богатства. Учёные: археологи, антропологи и лингвисты утверждают, что с первозданных, ещё мифологических времён, этим племенем были славяне-русичи.

Мы считаем, что Русичи закрепили своё пребывание с древнейших времён на огромных пространствах Русской равнины тем, что они присвоили рекам, озёрам, горам, растительному и животному миру исконно славянские названия.

Отметим, что имена большинства географических объектов Русской равнины остаются неизменными в течение тысячелетий, что, в свою очередь, даёт основание предполагать и о неизменном этническом составе этого населения. Ведь если бы, на данной территории славянский этнос оказался бы вдруг заменённым другим, например, франками или германцами, то имена рек, озёр, гор и пр., безусловно, звучали бы уже не по-славянски, а по-французски или же по-немецки. Но, к счастью, этого не происходит. Материалом для исследования нам послужат данные многих археологических экспедиций, в которых участвовали учёные России, Белоруссии и Украины. Итак, славянский этнос - коренное население Русской равнины, с многотысячелетней историей её освоения.

Эпоха мамонтов и русичи.

Как отмечают летописи, в 1-м тысячелетии н.э. на этой богатейшей земле жили славянские племена радимичей, кривичей, словен, полочан, дреговичей, а также некоторая часть полян и сиверян.

Кто же населял эту землю ранее: во 2-м, 3-ем, 30-м, 50-м тысячелетии до н.э.? Кто жил в этих краях до так называемого, Валдайского оледенения - в эпоху палеолита?

И вот исследователи земных пластов преподнесли нам сенсацию. Археологические раскопки за последние сто лет на территории Русской равнины показали, что человек современного типа сформировался около 50 тысяч лет назад и имел свой язык. Это был «проторус».

Наиболее ранним палеолитическим населением на территории Бело-

руссии являются Бердыжское и Подлужское местонахождения. Находки относят к верхнепалеолитической эпохе, предшествующей Валдайскому оледенению! Раскопки в Бердыже начаты в 1926 г. «Здесь найдены остатки жилища. Вблизи от них обнаружены ямы-хранилища (аналог современных погребов в сельской местности - ред.), перекрытые бивнями мамонта. Много кремневого инвентаря», - читаем мы в труде «Древности Белоруссии» (6). Далее учёные добавляют: «Культура в Бердыже та же, что и в Костён-ках».

А теперь поспешим вслед за белорусскими археологами к стоянке, открытой в Елисеевичах в 1963 г. Здесь они обнаружили массовое применение костей мамонта в качестве строительного материала. Из кости мамонта сделаны топоры для работы по дереву. (Топором можно срубить дерево, обтесать его и изготовить различные предметы быта. Следовательно, человек эпохи палеолита был плотником).

Из рёбер мамонта обнаружены такие изделия, как землекопалки. (Зем-лекопалки - это, проще говоря, «лопаты». Лопатой, как нам хорошо известно, вскапывают землю. Значит, человек эпохи мамонта занимался земледелием).

В Елисеевичах также найдено очень много игл и шил. (Иглы, как мы знаем, используются в портняжном деле для сшивания отдельных деталей раскроенного материала в единое цельное изделие. Очевидно, человек эпохи мамонта шил себе одежду. Он владел портновским делом).

Отметим также, что на этой палеолитической стоянке найдено множество пластин из бивня мамонта, с очень сложным геометрическим орнаментом, воспроизводящим чешую рыбы. А на некоторых пластинах можно различить наброски плана местности с изображением жилищ и изгородей! (Что это? Карта территории общины?) Кроме того, обнаружены фигуры рыб, вырезанные из бивня мамонта. Здесь же найдена женская статуэтка, вырезанная из кости мамонта, похожая на статуэтки, найденные на стоянке в Костёнках. (Статуэтки свидетельствуют о том, что человек эпохи палеолита был прекрасным скульптором! Для отправления культа или же для украшения своего жилища были изготовлены эти статуэтки, но так или иначе, их наличие на палеолитических стоянках говорит о творческой деятельности людей древней эпохи и развитии их духовной сферы).

Похожие элементы орнамента с Елисеевичскими (геометризация, че-шуйчатость, зигзаг) обнаружены в соответствующей эпохе, то есть, в эпохе палеолита, в Мезине и Супоневе, что находятся в бассейне р. Десны. Археологи делают вывод, что Белорусская Елисеевичская культура аналогична Костёнковской, расположенной на р. Дон.

Мамонтовый городок.

Особенно интересной является стоянка человека верхнего палеолита, открытая в посёлке Юдиново на берегу р. Судость (правый приток Десны). Вот что пишут учёные: «Жилище сложено крупными костями мамонта. Оно состоит из 6 секций. Стены жилища опираются на черепа мамонтов. Черепа

ставились на некотором расстоянии от края углубления.Массовое применение лопаток, тазовых и других трубчатых костей мамонта с искусственно пробитыми отверстиями. Они служили в качестве опор, в которых укреплялись деревянные стойки, поддерживающие кровлю жилища. Кости мамонтов были прекрасным изолятором, предохраняющим основание стойки от гниения. Найден очаг размером 2 на 2 м.». (6).

Обратим внимание на то, что кости мамонтов, которые служили фундаментом для домов палеолитического человека, пролежали в земле десятки тысяч лет и прекрасно сохранились, не разрушились от времени. Очевидно, что человек эпохи палеолита строил дома не на один день, а на длительное проживание в нём. Следовательно, люди, проживающие в таких домах, вели оседлый образ жизни.

Но самое главное, люди этой древней эпохи строили дома. Это были искусственные, долговременные постройки. Строили из очень прочного материала: из костей мамонтов; из материала, который не подвергается гниению и разрушению в течение тысячелетий.

Вероятно, нам придётся расстаться с устоявшимся мнением о человеке эпохи палеолита, как о диком и неразумном существе. Основным аргументом в этом опровержении является существование архитектурных объектов в районе палеолитических стоянок. Необходимо присвоить название стиля архитектуры принадлежащей эпохе палеолита. Пожалуй, весьма уместно будет назвать этот стиль мамонтовой архитектурой.

Далее археологи рассказывают, что рядом с этим большим жилищем в Юди-ново, что находится на берегу р. Судость, найден целый комплекс домов, но чуть меньших размерами. Здесь же обнаружены ямы различного хозяйственного назначения, скребки, наконечники копий, молотки из рога оленя, шилья и кинжалы, а также орудия для плетения рыболовных сетей.

Обнаруженный орнамент на различных изделиях характеризуется ромбами, зигзагами, изображениями рыб и ромбовидными изображениями, напоминающими движущуюся змею. Предметы украшения представлены прекрасным набором просверленных раковин.

Итак, перед нами предстаёт самый настоящий городок, население которого занималось земледелием, рыболовством, охотой. Люди этого городка строили дома, изготавливали из костей мамонтов топоры, молотки, лопаты, иглы, шилья, произведения искусства (статуэтки людей, рыб), кинжалы, орудия для плетения сетей и другие вещи. Как можно судить по найденным предметам, жители этих древних поселений имели многовековой традиционный быт: они были землепашцами, рыболовами, охотниками, скорняками, ювелирами, художниками, портными и строителями.

Нам известно, что признаком населённого пункта является постоянство его использования из года в год, из века в век. Следовательно, стоянки на Белорусской земле эпохи верхнего палеолита представляют собой ни более и ни менее, как населённые пункты! Отметим, что племена эпохи палеолита вели оседлый образ жизни.

Культурные слои стоянок Белоруссии свидетельствуют о том, что племена, оставившие здесь многочисленные памятники в верхнепалеолитическую эпоху, развивались на основе местных культурных традиций, сложившихся в предшествующее им время, то есть, сохранялась преемственность во всех сферах деятельности человека.

Очевидно, обнаруженные элементы материально-хозяйственной культуры эпохи палеолита практически ничем не отличаются от современных средств. Различие современных средств от древних состоит только лишь в используемом материале: сегодня топоры, иглы, молотки делают из железа, а в палеолите материалом служили кости мамонтов, по крепости, не уступающие железу, а по долговечности - превосходящие железо.

Таким образом, нам необходимо признать, что интеллект населения, проживавшего на территории современной Белоруссии в эпоху палеолита, ничем не отличался от интеллекта современного человека. Если изъять из нынешней жизни холодильники, электричество, самолёты, поезда и пр. технические достижения, то, безусловно, орудия хозяйствования и способ жизни современного человека будут тождественны образу жизни человека эпохи палеолита.

Древнекаменный век и р. Дон

Настало время навестить родичей, живущих в эпоху палеолита по берегам реки Дон. «Дон» на праславянском языке означает «дно», «русло реки». Исток Дона расположен на северных склонах Среднерусской возвышенности и вытекает река из озера Иван. Пройдя путь длиною в 1870 км, Дон впадает в Азовское море.

Учёные гидрографы относят Дон к древнейшим рекам Русской равнины: его возраст исчисляется сотнями тысяч лет.

Наименования рек Донского бассейна, как, впрочем, и остальных рек Русской равнины, остаются постоянными в течение тысячелетий. Ведь мы не можем отрицать того факта, что народ, ведя оседлый образ жизни, передаёт следующему поколению не только опыт материально-хозяйственной культуры, круг почитаемых богов, но также и наименования географических объектов, сохраняя топонимику места своего обитания неизменной на протяжении тысячелетий. Поскольку возраст Дона исчисляется сотнями тысяч лет, то и люди, населяющие его берега в течение тысячелетий, называли эту реку «Дон». Ведь не было никакой причины изменять имя реки.

Мы сейчас находимся на правом берегу Дона, на одной из древнейших стоянок Русской равнины. Это - Костёнки (Маркина гора), что примерно в 40 км от г. Воронежа. Возраст стоянки определён в 38-35 тысяч лет до н.э. Вот что пишет наш учёный А. Н. Рогачёв об археологических находках в Костён-ках: «Найден скелет старика в круглом жилище. Стенки жилища построены с использованием трубчатых и плоских костей мамонта)».

Значит и здесь, на Дону, в эпоху верхнего палеолита существовала мамонтовая архитектура.

Далее учёный продолжает: «Наконечники метательных орудий выре-

заны из бивня мамонта. Костяной нож, вырезан из трубчатой кости мамонта, с плоским расширяющимся и утончающимся лезвием, с круглой рукояткой.

Найден головной убор, на котором было прикреплено свыше 150 просверленных зубов песца» (9).

Борисковский П. И., участвовавший в археологических раскопках в Костён-ках, сообщает нам: «Основным элементом скопления являлись крупные кости, зубы и бивни мамонтов, носившие явные признаки сортировки рукой человека.

Ряд костей был вертикально вкопан и они образовывали каркас жилища». Затем Борисковский П. И. добавляет: «Это было долговременное, прочное, зимнее, общинное жилище» (2).

Таким образом, общинное жилище в Костёнках представляет собой весьма похожее по архитектуре и материалу строение палеолитических людей, найденных на территории Древней Белоруссии. Дома такие же прочные, сделанные из костей мамонта, и рассчитанные на проживание в них длительное время.

Кроме того, в Костёнках найдены кремневые наконечники дротиков, ножи, скребки, резцы, тщательно отполированные и просверленные каменные орудия, шилья, а также произведения искусства. Обнаружено множество скульптурных изображений животных: это были скульптурки мамонтов, медведей, пещерного льва. Также найдено 42 женские обнажённые статуэтки, которые вырезаны из бивня мамонта. По количеству женских статуэток стоянка в Костёнках занимает первое место в мире. (Б. С. Э. Т.23) (3). «Женский торс из Костёнок является первой палеолитической скульптурой, обнаруженной на территории Русской равнины» - пишет Э. Е. Фрадкин в статье «Полиэйконическая скульптура из верхнепалеолитической стоянки Костёнки» (15). Далее учёный продолжает: «Скульптура обнажённой женщины вырезана из бивня мамонта... Кроме того, на куске мергеля серого цвета изображены три головы животных: овцы, кабана, собаки. Второй камень - с изображением лица человека в профиль».

Чтобы сохранить уникальную культуру людей эпохи палеолита, прямо над одной из костёнковских стоянок, возраст которой равен 20 тысяч лет, построили музей (1979 г.). Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окружённое пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи. В 2001 г. была найдена статуэтка из бивня мамонта, изображающая голову человека. Её возраст определён в 42 тысячи лет! Эта статуэтка является древнейшим изображением человека эпохи палеолита в Европе.

Отметим также, что на Костёнко-Боршевских стоянках найдены костяные пластины, украшенные узором в виде...свастики!!!, солярного знака, то есть, печати Даждьбога!!! В таком случае, мы можем утверждать, что в период 42-12 тысяч лет до н.э., племена, населяющие Костёнко-Боршевские стоянки, почитали бога Солнца - Даждьбога и это были русичи.

Количество археологических памятников эпохи палеолита на Русской равнине представлено более 20 тысячами селений. И все они обладают схожими между собой культурами.

Способ жизни человека эпохи палеолита, как отмечают учёные, на Русской равнине был общинный.

Точно такие же изображения из костей мамонта, что и на территории Русской равнины, найдены в Сибири. В середине июля 1928 г. под селом Мальта, что находится в 80 км от Иркутска, на реке Белой (левый приток Ангары) обнаружен целый посёлок ледниковой эпохи.

«Мальтийские мадонны поражали своеобразием. Все они изготовлены из бивня мамонта, лишь одна - из рога северного оленя. У большинства из них показаны черты лица... Вторая яркая особенность статуэток Мальты состояла в том, что все они были украшены орнаментом» - пишет исследователь культуры Древней Сибири Б. А. Фролов (14).

М.М. Герасимов сделал два важных заключения относительно Сибирских мадонн: «все статуэтки представляют собой портретные изображения женщин, живших в эпоху палеолита» (14). Художественная коллекция Мальты потрясла специалистов всего мира. Неожиданно женский образ эпохи палеолита связал Западную, Восточную Европу и Сибирь в одно культурное пространство.

Археологи обнаружили существенный признак, связывающий находки в Сибири, с находками на территории Русской равнины и древними стоянками в Западной Европе. Речь идёт о том, что всюду, рядом с палеолитическими фигурками, находилась красная охра, которой древние скульптуры раскрашивали женские изображения.

Женские фигурки на палеолитических стоянках Белоруссии (белорусские мадонны) и России (русские мадонны) аналогичны женским фигуркам, найденным в Сибири (сибирским мадоннам). Ранее нами было установлено, что народ эпохи палеолита, населявший территории Белоруссии и России - это русичи. Следовательно, население эпохи палеолита Сибири, создававшее женские скульптурные фигурки, аналогичные скульптурным изображениям на территории Белоруссии и России, имеет также принадлежность к народу русичей.

Но поскольку изобразительное искусство эпохи палеолита в Западной Европе аналогично культуре Сибири и Восточной Европы, то мы имеем все основания утверждать, что население эпохи палеолита в Западной Европе также принадлежит к народу русичей.

Язык человека эпохи палеолита.

На каком же языке говорили, общались между собой племена эпохи палеолита, проживавшие на территории Русской равнины?

«Существуют ли исторически обусловленные совпадения между языком и антропологическим типом? Полагаем, что да, поскольку речь идёт о языковых семьях и основных антропологических типах.

Так индоевропейские языки сложились среди населения европеоидного

типа; китайский, тибетский, монгольский - среди монголоидов; банту, суа-хели и другие - среди негроидов. Даже более мелкие языковые образования характеризуются господством определённых антропологических типов» -пишет П. Н. Третьяков (10).

Итак, язык теснейшим образом связан с антропологическим типом населения. В таком случае, напрашивается следующий вопрос: в тот момент, когда славяне-русичи эпохи палеолита охотились, занимались рыбалкой, строили дома, изготавливали скульптуры человека и животных из костей мамонта, а также разнообразный хозяйственный инвентарь, то на каком языке они общались между собой? На банту - языке негроидов? А может быть на тибетском или китайском языках - языке монголоидов? Но славяне по антропологическому типу не относятся ни к негроидам, ни монголоидам: славяне -представители европеоидного типа. Это - непреложная истина. Следовательно, славяне являются носителями одного из семейств индоевропейского языка.

Семья индоевропейских языков насчитывает 12 ветвей. Среди них выделена в особую, независимую от других, славянская ветвь языка. На славянском языке говорили и говорят сегодня Восточные, Южные и Западные славяне.

Поскольку нами установлено, что с доледникового периода и во времена оледенения (в эпоху верхнего палеолита) на территории Русской равнины жили славяне-русичи (европеоиды), то, естественно, язык общения у них мог быть только и только славянский. Третьего, в данном случае, не дано.

Таким образом, палеолитические стоянки, на которых жили племена славян-русичей, покрывали всю территорию Русской равнины. Всё население русичей в эпоху палеолита жило в едином этнокультурном пространстве.

Для населения русичей Русской равнины эпохи палеолита характерен общинный способ ведения хозяйства, т.е. у них был общинногосударственный строй, а не рабовладельческий.

Очевидно, проторусы, обладавшие равными с нами интеллектуальными способностями, создали на территории Русской равнины уникальную и неповторимую палеолитическую цивилизацию.

О древности Русских городов Мы очертим круг наших изысканий только теми землями Русской равнины, на которых проживали и проживают Восточные славяне. Поскольку большая часть одной из величайших равнин планеты принадлежит Восточным славянам, то эту территорию, на которой создавалась нашими предками материально-хозяйственная и духовная культура, мы будем называть Русской равниной.

Мы не будем также разделять древний и современный народ русичей на белорусов, русских и украинцев. Это - единое славянское племя. Произошедшее в конце 20-го в. территориальное разделение и обособление украин-

цев, белорусов и русских в независимые государства - временное явление. Пройдёт совсем немного времени (5 - 7 лет) и Восточные славяне будут опять жить, как и встарь, в едином государстве, в родном Отечестве, имя которому «Россия».

Происхождение имён русских городов и деревень.

Оседлый образ жизни предполагает раскрытие в человеке его всесторонних возможностей. В таком случае, и это бесспорно, кочевой образ жизни не может способствовать обнаружению в человеке его многих созидательных начал.

Во второй книге «История для Русского юношества. Созидатели» в разделе «География проживания древних славян», опираясь на археологические, исторические, этнографические, антропологические и лингвистические исследования, мы определили, что, живя в любой эпохе, в разных местах планеты, древние славяне предпочитали вести оседлый образ жизни. Без сомнения, именно этот фактор обуславливал их необычайно высокий уровень материально-хозяйственной и духовной культуры по сравнению с соседними, кочевыми народами.

Серпы, найденные на многих древних стоянках русичей, есть свидетельство такого основного и характерного для славянского этноса вида занятий, как земледелие. Земледелие, как мы знаем, есть главное условие оседлого образа жизни народа.

«Выбор места проживания определялся многими факторами. При этом решающее значение имело наличие «угодий» - пашен, сенокосов, выгонов, лесных участков, мест ловли рыбы и т.п.» - пишет В. С. Бузин (1). Далее учёный продолжает: «От удачности выбора места поселения зависела его долговременность, благодаря этому многие русские населённые пункты насчитывают многовековую историю».

Способствовала развитию высокой культуры, естественно, и общинноэкономическая формация славян. Она предполагала социальное равенство между всеми членами общины. Иначе говоря, каждый член общины мог развивать свои способности в любой сфере деятельности. Но главное, при этом, оставалось умение трудиться на земле. Ведь славяне - арии, т.е. землепашцы.

В Части 3. второй книги «История для Русского юношества. Созидатели», «Палеолитические и более поздние стоянки древних русичей», мы определили, что многие древние культуры на территории Белоруссии, Украины и России обладают преемственностью. Поселившись тысячелетия назад в какой-либо местности, русичи, как правило, обживали эти места из поколения в поколение. Это была их Родина. Многие названия городов и деревень русичи связывали с географическими особенностями их расположения: Заболотье, Подберёза, Осиновка, Заречье, Ягодново, Прудники, Загатье, Чёрный бор и др. (Белоруссия).

Очень часто населённые пункты Древней Руси носили имена первопоселенцев или родоначальников: Словенск (Великий Новгород), Выборг, Из-

борск, Ярославль, Владимирец, Макаровичи, Родионовка, Сидоровка, Ва-сильевка и др.

Иногда деревни и города получали имена от рода занятий жителей: Пильня, Лопатичи, Железники, Щитковичи, Соломовиевка, Глинное, Горни-ки, Мельники, Рудня и др. (Белоруссия). Такие же наименования присущи русским и украинским поселениям.

Порой населённые пункты получали имена от обитателей лесов и рек: Ворони, Журавок, Малиновка, Орлянка, Мышицы, Бобры, Заужавье, Окуни-ново, Козловщина, Ерши, Зубры, Лосевка, Барановичи, Дятловичи и др. (Белоруссия). Подобные наименования свойственны также русским и украинским городам и деревням.

По всей Русской равнине, не только на земле древних белорусов, мы обнаруживаем наименования городов и деревень, связанные с основателями славянских племён (родоначальниками), географическими особенностями местности, а также родом занятий русичей. Так проявляли русичи свою любовь и уважение к природе, к своему ремеслу, к родоначальникам: их имена оказались запечатленными на века в названиях тех городов и деревень, в которых они жили из поколения в поколение много-много сотен лет.

Город Руса и грек Пифей.

В 1075 г. выходит в свет труд Адама Бременского «Деяния священников Гамбургской церкви» (4). Из этой книги мы узнаём, что у Славян насчитывалось до 4 000 тысяч городов. В этот перечень входили города Западных, Южных и Восточных славян.

Но ещё до А. Бременского мы находим известие о русских городах у грека Пифея. В 320 г. до н.э. в поисках таинственного острова Туле (Фуле) Пифей на корабле заходит в город Руса. Город Руса располагался в устье р. Неман, на правом его притоке - Русе, вблизи Венедийского (Балтийского) моря. «Историки Скимн Хиосский и Холкокондила называют этот город Новой Русой» - пишет Е.П. Савельев (13).

Вместе с тем, нам хорошо известен город Старая Русса, расположенный у озера Ильмень. По легенде Старая Русса основана князем Русом: «Князь Рус, младший из братьев вместе с женой Порусией и дочерью Поли-стой оседает на землях близ озера Ильмень и строит город в своё имя - Руса» - читаем в славянской легенде (летопись Иоакима) (12). Старая Русса, (более древнее название города - «Старая Русь»), была богатейшим промышленным центром: славяне снабжали всю Западную Европу солью, которая необычайно ценилась на древних чужеземных рынках, а также драгоценными мехами.

Но поскольку Новая Руса уже в 320 г. до н.э. описывается Пифеем как цветущий торговый город, то, следовательно, Старая Русса (Старая Русь), основанная князем Русом, должна быть намного древнее Новой Русы. Возможно, время основания Старой Руссы совпадает с периодом потепления климата в Северо-Западной части Русской равнины, произошедшего после предыдущего оледенения планеты. В таком случае, можно предположить,

что князья Словен и Рус со своими родами появились здесь около 10-12 тысяч лет назад.

Мы думаем, что, продолжая древнюю традицию называть города в честь начальника рода, внуки и правнуки легендарного князя Руса, наименовали город в устье Немана, что на Балтийском (Венедийском) побережье, в честь своего предка - Русой. Но в отличие от Старой Руссы (Старой Руси), ей присвоили эпитет «Новой Русы».

Так или иначе, но нам необходимо признать, что города Старую Руссу (Старую Русь), также как и Новую Русу населяли потомки родословной ветви, произрастающей из родового ствола князя Руса.

Бесспорно одно, основание Старой Руссы (Старой Руси) на берегу озера Ильмень, также как и Новой Русы в устье р. Неман, произошло за несколько сотен, а может и тысяч лет до н.э., и иноземцы к их строительству не имеют никакого отношения.

Великий Новгород и род Иванов.

Что касается Новгорода, то время его основания относят к 216 г. до н.э. Греческий историк Птолемей в труде «Руководство по географии» пишет, что «славянское племя Венетов, теснимое Готами, уступили им янтарные берега и подвинулись на северо-восток на берега о. Ильмень и р. Ловать. Здесь они основали города Новгород и Псков» (16).

Это историческое свидетельство подтверждает и славянская легенда: «Князь Словен, который родил сына Бастарна и Волхова, оставил Бастарна править на землях по Дунаю, а сам с другим сыном, Волховом, уходит на север и строит там Великий город. Словен нарекает город своим именем -Словенск» (12).

Вместе с тем мы знаем, что древнейшее название Новгорода - Словенск. Очевидно, племя Венетов (Венеты-Ваны-Иваны - слова синонимы. (см. книга вторая, Часть 4. «Западные и Южные славяне в Древнем мире». Глава 2, п. 15), теснимое германцами со своих коренных земель на побережье Балтийского (Венедийского) моря, нашло радушный прием у своих родичей, потомков князя Словена. Венеты (Иваны), поселились в новом для себя городе - Словенске. С течением времени новое местожительство Иванов (Венетов) было превращено в название самого города: Новый город, т.е. Новгород.

Но еще до прихода Иванов (Венетов), Словенск именовали также Ве-лице град, т.е. Великий город. Читаем в летописи Иоакима: «По устроении Великого града умре Словен князь, а после него владели сыновья его и внуки много сот лет». И еще одно важное упоминание о Словенске, как Великом городе: «А Вандал разгневался на них (князей Гордорика и Гунигара), все земли их от моря до моря себе покори и сыновьям своим вдаде. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построен по единому граду, и в их имя нарече и всю землю им разделил, сам пребывал во Велице граде лета много. В старости глубокой умер, а град Великий и братьев во власть передал Избору»- читаем в летописи Иоакима (12).

Надо полагать, что через некоторое время наименования «Великий город» и «Новгород» слились и образовали единый топонимический элемент: «Великий Новгород».

Вероятно, дата основания Великого Новгорода, также как и Старой Руссы (Старой Руси) может быть отнесена ко времени появления на этих землях легендарного князя Словена, брата Руса. Очевидно, Великий Новгород (Велице град-Словенск) возводили русские зодчие, поскольку, как мы установили по археологическим и историческим свидетельствам, коренным населением Северо-запада Русской равнины еще со времен палеолита были племенные союзы русичей.

Такова история одного из древнейших городов нашего Отечества - Великого Новгорода.

Город Бельск и Средняя Азия.

А теперь мы остановимся в поселке Бельске, что находится на берегу р. Вор-склы, притоке Днепра. В этом поселке археологи открыли древний город, площадь которого является самой большой среди других древних городищ Европы (около 5 000 кв. км). Имя этому древнему городу - Гелонь. Именно этот город Славян ещё за 500 лет до н.э. описывает Геродот в своей знаменитой «Истории» (11).

Геродот пишет: «Будины - большое и многочисленное племя. Все они светлоглазые и рыжие. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища» (5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Археологи в Гелоне нашли много кузниц, а также мастерские бронзолитей-щиков, ювелиров и гончаров, святилища. Совершенно очевидно, что уже во времена Геродота, т.е. 500 лет до н.э., Гелон был процветающим городом с высокой материально-хозяйственной культурой.

В таком случае, когда же он был создан? Может быть его строительство связано со временем прибытия на эти земли легендарного князя Скифа? Ведь многие зарубежные хронисты древности территорию от Русского (Черного) моря до Скифского (Балтийского) называли «Великой Скифией»!

По этому поводу Е. И. Классен, наш русский историк, пишет: «Если в то время Гелонь был уже славный, то построение его должно отнести, по всему вероятно, по крайней мере, к одному времени с Римом, если не ранее» (8). Настала пора вспомнить о том, что культура Бельского городища (Гелон) сходна с древней культурой Бактрии, расположенной за тысячи километров от Бельского поселка, реки Ворсклы и Днепра. Бактрия находится в Средней Азии. Ученые археологи, открывшие древнюю Бактрию, пишут: «Если оставить в стороне несколько большую грубость Бельской керамики по сравнению с джиты-асарской, то и форма, и фактура, и технологические особенности, и система орнаментации сосудов...поражает технологической и стилистической близостью (с Бактрийской), вопреки огромному расстоянию» (7).

Бактрийская культура датируется 2 000 годом до н.э. Нам известно, что когда-то здесь жило племя Венедов (Ванов), вытесненное затем тюркскими племенами на север. Поскольку культура Бельского городища. (Полтавщина, Украина) по исследованиям ученых тождественна культуре Бактрийского (Среднеазиатского) городища, то, очевидно, и возраст этих двух славянских городов можно отнести к одному периоду.

В таком случае, город Гелонь существовал еще в 2 000 году до н.э. Значит, Гелонь (Бельск, Украина) является древнейшим городом восточной части Русской равнины и его возраст задокументирован историками и археологами. Древность Киева и других городов русичей.

Киев, когда его в 839 г. осаждали хазары, оказывается, был уже укрепленным городом. «Некоторые Византийские историки говорят, что Киев построен в 430 году, другие же утверждают, что он построен до Р. Х.» -пишет Е. И. Классен (8).

Отметим также, что армянский историк Зенобий Глак описывает Киев в 7-м в., как цветущий ремесленный город, существовавший уже много столетий.

Как мы знаем, легендарные князья Словен, Скиф и Рус строили города, называя их в свое имя, или же именами сыновей. А теперь необходимо вспомнить, что легендарный князь Скиф имел четыре сына: Кия, Хорева, Щека и Щита. Мы полагаем, что город Киев был построен князем Скифом и назван им в честь старшего сына - Кия - Киевом.

Из славянской легенды о родословии славян мы знаем, что строительством городов занимались многие русские князья. Так князь Вандал построил города в честь сыновей Избора, Владимира и Столпосвята. Древний Изборск и поныне красуется на берегу Городищенского озера. К сожалению, города в честь Владимира и Столпосвята сегодня не удается точно определить на географической карте Руси.

Город Бярмы, в котором скрывался и потом умер князь Буривой, очевидно, был построен им самим.

Выборг был построен князем Гостомыслом: «Гостомысл, победив варяг, град во имя старшего сына своего Выбора при мори построил, учинил с варягами мир и была тишина по всей земле» - читаем в летописи Иоакима.

Надо сказать, что строительство городов на Руси русскими князьями являлось делом самым обычным. Для своего рода князья строили не только дома, где бы они могли жить со своими семьями, но и большие города. Как правило, это были города-крепости. В центре древнего города располагался кремль. Здесь же находилась башня-вежа, которая была последним прибежищем для горожан и посадских людей, а также выполнявшей функции обсерватории.

Традиция легендарных князей строить на Европейской части Русской равнины города существовала всегда. Вот и Петр Великий является строителем одного из красивейших городов мира: Санкт-Петербурга. В его сиянии и славе померкла известность старинных русских городов Выборга, Пскова,

Изборска, Ладоги, Новгорода, Старой Русы. Но в те, далёкие от нас времена, эти города были неприступными крепостями, крупными административными, торговыми и ремесленными центрами, известными всему миру.

Отметим, что в первой русской столице Ладоге культурный слой, вскрытый археологами, датируется 770 годом. Это значит, что к 770 г. Ладога, несущая на себе имя славянской богини Лады, уже являлась одним из развитых культурных центров Восточных славян.

Бесспорно, к таким же городам, древним и значимым, необходимо отнести и другие города. Многие из старинных городов упоминаются в «Повести временных лет» под 907 годом.

Изучение названий древних русских городов убедительно свидетельствует об их принадлежности к славянскому языку. Перечислим некоторые из них: Белгород, Белоозеро, Вышгород, Коростень, Волынь, Новгород, Перемышль, Киев, Любеч, Полоцк, Переяславль, Псков, Руса, Смоленск, Чернигов, Ладога, Ростов, Туров, Выборг, Изборск и многие другие города.

Как видим, среди городов Руси мы не встретим их наименований на арабском, немецком, шведском, английском, французском, греческом, хазарском и прочих иностранных языках.

Очевидно, этот топонимический феномен свидетельствует о том, что строительство городов на Руси осуществлялось исключительно русскими зодчими, коренными жителями Европейской части Русской равнины, без какого-либо участия со стороны иноземцев. Русичи из поколения в поколение жили на одних и тех же местах. Тысячелетиями оставались неизменными названия рек, озёр и, конечно же, деревенек и тех городов, в которых жили-поживали наши предки.

Знаменитая своими древностями Волосовская культура, прослеживаемая археологами от р. Волхов до Камы, характеризуется своим главным строительным элементом: большими деревянными домами. Поселения, состоящие из нескольких десятков деревянных домов, были обнесены оборонительными сооружениями. Такие защитные строительные гнёзда поселений, археологи называют городами. В древних городах Волосовской культуры найдены многочисленные изделия из дерева: лодки, вёсла, ложки, ковши, лопаты, луки. Здесь жили русичи.

Возраст Волосовской культуры археологи относят к 2 870 - 2 770 годам до н.э.

Следовательно, громадное пространство в направлении с северо-запада от р. Волхов на юго-восток до р. Камы в 2 870 г. до н.э. Русская равнина была застроена многочисленными деревянными городами.

Следует обратить внимание на то, что древний город Гелонь (Бельск, Украина), в описании Геродота, по архитектурному стилю имеет полное сходство с городами Волосовской культуры.

В таком случае, мы полагаем, территорию Русской равнины, заселённой славянами-русичами, уже в 2 870 г. до н.э. можно было называть «Страной деревянных городов».

Нашу Русскую землю чужеземцы так и называли: «Царством городов», что по- скандинавски звучит как «ОааМапкт» (Оаагёа - города, пкг - царство). Множество городов и деревень, острогов (сторожевых крепостей), укреплённых и многолюдных, защищённых оборонительными рвами и валами, вызывали неизменное удивление соседей русичей: скандинавов, германцев, греков, арабов, татар, половцев. Причина изумления заключалась в том, что свои земли, чужеземцы не могли назвать «Царством городов», поскольку в их странах таковых было мало или же и вовсе не существовало. Так германский историк Тацит (60-й год н.э.) говорит, что «...германцы не знают ещё городов; Славяне же строят прочные деревянные дома и укреплённые города для обороны от неприятелей» (11).

Историк Е. И. Классен приводит интересные данные о городах русичей. Он пишет: «Бужане имели 231 город, Воляне 70 городов, Нареване 78 городов и Оуличи 318 городов» (8).

По-видимому, не напрасно Древнюю Русь называли «Царством городов»: наши предки действительно были непревзойдёнными мастерами при возведении многочисленных городов на обширных пространствах Европейской части Русской равнины.

Нами выяснено, что, ведя оседлый образ жизни, древние племена славян в 5 - 3 тысячелетии до н.э. в Сибири тоже строили деревянные дома. В таких же срубных домах предпочитали жить и древние Западные славяне. Разумеется, основным видом жилья у древних Южных славян были также деревянные жилища. Восточные славяне, как мы определили, не отставали от своих родичей в искусстве деревянного зодчества.

«Мы от рода русского...»

В природе вещей существует один документ, который в письменном виде зарегистрировал древнюю дату существования Русского государства. Речь идёт о Договоре Вещего Олега с греками 911 г.

Договор между Централизованным Федеративным Русским государством и Византией 911 (6419 г.) является древнейшим и единственным в мире дипломатическим, юридическим и литературным документом русичей, существующим в оригинале, а не в копии (как, к примеру, текст «Слова о полку Игореве», датируемый 12 в.). Договор засвидетельствовал наличие Международного, Гражданского и Уголовного права, действующего во всех без исключения славянских племенных союзах и на всей территории Русского государства. Автором Договора 911 (6419 г.) являлось общинное сообщество Русского государства: предки нынешних белорусов, русичей и украинцев. Статьи Договора свидетельствуют о самобытности, древности и абсолютной независимости юридических законов, принадлежащих исключительно русичам.

Этот замечательный документ официально зарегистрировал жизнь нашего государства в течение нескольких тысячелетий. Договор подписан «Месяца сентября 2, в лето создания мира в 6419 г.». Таким образом, уже к

911 г. Русское государство прошло путь своего развития, измеряемый 6 419 годами: 6 419 лет осознания себя как централизованного, с развитой системой судебного и международного права, государством.

Сейчас Россия живёт в 2010 г., иначе говоря, мы живём в 7 518 г. от создания мира. Нашей любимой Родине исполнилось 7518 лет, то есть русичи живут в древнейшем государстве мира!

Выводы.

1. Данные археологии устанавливают существование городов на Русской равнине в 2 870 г. до н.э. (Волосовская культура), располагавшихся на пространстве от р. Волхов до р. Камы.

2. Одним из древнейших городов Руси является Гелонь, существовавший ещё в 2 000 году до н.э. (Исторические и археологические свидетельства). На его территории и поныне живут русичи, потомки древних гелонцев (Бельск, Украина).

3. Жизнь и расцвет Великого Новгорода, Пскова, Старой Русы, Новой Русы относится к периоду 2-й половины 1-го тысячелетия до н.э.

4. Есть все основания отнести к вышеуказанному периоду и строительство города Киева.

5. Старейшие города Руси вырастали на основе предшествовавших им укреплённых поселений славян.

6. Города Русской равнины являлись центрами русской государственности и культуры.

Бесстрастный язык научных данных говорит о том, что ещё со времён палеолита на Русской равнине жил и продолжает жить народ русичей, из века в век, не покладая рук, создающий культурные ценности.

На Русской равнине, как свидетельствуют документы, уже 7 518 лет существует одна из древнейших цивилизаций мира: Русская цивилизация.

Как известно, Русская равнина находится на самой древней геологической платформе Земли - Русской плите (её возраст - 3, 5 млрд. лет). Русская плита обладает бесценным геологическим качеством - геологической стабильностью. Мы полагаем, что такой же вечностью и неизменной устойчивостью, как геологическая Русская плита, обладает и наше государство Русская земля, народ которого (Русичи) уверенно прокладывает дорогу в будущее Общинное государство для всего человечества.

Использованная литература.

1.Бузин В. С. «Этнография русских» (СПб, 2007 г.)

2. Борисковский П. И. «Советская этнография» вып. 1. (М., 1955 г.).

3. Б. С. Э. Т. 23 (М., 1953 г.)

4. Адам Бременский (В кн. Свердлова М. Б. «Латиноязычные источники по истории Древней Руси» М., - Л., 1989 г.).

5. Геродот «История» (М., 1888 г.).

6. «Древности Белоруссии» (Минск, 1969 г.).

7. «История материальной культуры Узбекистана» (Уз. ССР, 1969 г.)

8. Классен Е. И. «Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюри-ковского времени» (М., 2008 г.)

9. Рогачёв П. Н. «Погребения древнекаменного века на стоянке Костёнки» («Советская этнография» вып. 1. М., 1955 г.)

10. Рогачёв П. Н. «Восточнославянские племена» (М., 1953 г.).

11. Тацит «О происхождении германцев и местоположении Германии» (М., 1969 г.)

12. Татищев В. Н. «История Российская» (СПб, 1768 г.)

13. Савельев Е. П. «История. Казаки» (Новочеркасск, 1915 г.)

14. Фролов Б. А. «О чём рассказала Сибирская мадонна» (М., 1981 г.).

15. Фрадкин Э. Е. «Полиэйконическая скульптура из верхнепалеолитической стоянки Костёнки» («Советская этнография» № 1. М., 1968 г.)

16. «Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г.» (Казань, 2004 г.).

В.В. Ложко

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ

Санкт-Петербургский институт управления развитием человеческих ресурсов

Сегодня наиболее важно использовать глубинный механизм целевого оциально-сэкономического развития, который может быть заложен в формирование состояния нации через создание нового качества и количества человеческого капитала, величина которого пока преобладает в составе национального богатства России. Очевидными характеристиками его реального состояния и основополагающими приоритетами стратегического развития являются качество жизни и здоровье населения страны. Повышение этих характеристик и представляет собой главную стратегическую цель, как государственного управления, так и социальноэкономического развития страны и ее регионов, является безальтернативным путем выхода России из демографической катастрофы. Современные новые знания и применение системного подхода позволяют сформулировать базисный инновационный приоритет «создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения»35 как стратегическую основу формирования нового качества и количества человеческого

35 Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России.// Инновации, 2007, № 1, с. 41.; Ложко В.В. Факторы стратегического развития социально-экономической системы региона. // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России. Сборник докладов и тезисов межрегиональной научно-практической конференции. - СПб., 2007. С. 96 - 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.