Раздел V
ДИСКУССИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. РЕЦЕНЗИИ
УДК 730; 688.783.5
К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ (ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ВОСТОЧНЫХ, ШУМЕРСКИХ, ДРЕВНЕРИМСКИХ И ДР. ТЕЧЕНИЙ)
А. А. ТЮНЯЕВ*
Первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens появляются в верхнем палеолите. В некоторых источниках их привязывают к культуре Ориньяк (современная Франция), существовавшей около 40-30 тыс. лет назад [1].
Однако ориньякская культура не сменила мустьерскую культуру «французского» архантропа и не обнаруживает с ней генетических связей. П.И. Борисковский утверждает, что оринь-якская культура «не возникла в Западной Европе, а принесена сюда извне» [2]. Отсюда очевидно: существует всего два пути привнесения искусства в области Франции - с территории более древне- и густонаселённой людьми европеоидного типа Русской равнины или с территории Северной Африки.
В [3] мы определили место возникновения и первоначального (50-30 тыс. лет назад) расселения европеоидной расы. Это место - территория современной европейской части России, целиком расположенная на древнейшей Русской равнине.
Для того чтобы европеоид зародился в Африке и оттуда пришёл во Францию образовывать ориньякскую культуру одной фантазии историков-пропагандистов явно маловато. Нужны ещё археологические, лингвистические, расовые и другие доказательства. Таких доказательств нет. Зато существует великое множество доказательств тому, что европеоиды (проторусы) пришли 30 тысяч лет назад во Францию с территории Руси (Русской равнины). Эти доказательства известны специалистам. Например, археологи знают все стоянки проторусского человека, возникшие 50, 40, 30 тысяч лет назад. Эти стоянки являются мировыми археологическими памятниками. Обилие археологического материала, его возраст, его уже установленные генетические связи - всё это даёт прямое указание, что именно территория Руси (Русской равнины) является источником не только самого русского (европеоидного) народа, но и религии, культуры -славянской (языческой). Поэтому понятно утверждение П. И. Борисковского, что оринькскую культуру создавали не в Оринья-ке, а привнесли её в это знаменитое теперь место.
Именно поэтому М. П. Нейман связывает «возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе» территориально
- «в палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в Советском Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин» [2]. Бори-сковский П. И. приводит памятники, на которых найдены скульптурные изображения женщин, с территории Руси - «Костенки 1, Авдеевская стоянка, Гагарино, Дольни-Вестонице и др.» [2].
Цитированные статьи были написаны в самом начале 50-х годов 20-го века, когда на многих археологических памятниках палеолита России работы ещё были не закончены, только начинались или не начались вовсе. По этой причине мы не видим в перечне перечисленных памятников ни Сунгиря, ни Зарайска, ни многих других палеолитических стоянок Русской равнины.
Вначале остановимся на этимологии самого термина -скульптура. В Толковом словаре русского языка Ушакова, а также в Большой советской энциклопедии и в ряде других источников принято считать, что термин «скульптура» латинского происхождения и означает - резьба, ваяние. Однако в работе «Языки мира» ([4], а также в [2, 5] и др.) мы находим, что латинский язык, язык латинов, обнаруживает прямые генетические связи с русским языком образца 15-13 веков до н.э. То есть латинский происходит из русского [4]. В ряде современных языков европейского региона, произошедших во 2-1 тыс. до н.э. и в 1 тыс. н.э. (например, английский и немецкий) из русского языка, мы находим подтверждения сказанному. Слово «скульптура» в англ. - sculpture, в немец. - Skulptur, во франц. - sculpture. Но в более древнем, итальянском буква «P» не присутствует, и мы уже читаем - scultura. Аналогично в испанском - escultura. Итальянский и испанский языки - потомки латинского.
С (со, су) - древний предлог, пишущийся вместе и означающий расположение или вхождение одного предмета, явления в, рядом, около другого [6]. Отсюда становится понятен смысл термина «скульптура» - со + культура, то, что является сопутствующим культу или производным культа: ср. со+путник = спут-
* Академия фундаментальных наук
ник (сопутствовать); сукровица (сокровище), сумерки (смеркаться), состав и т.д. Рассмотрение термина «культ» нас приводит к пониманию сакральной сути скульптуры. По неправильной европейской привычке многие источники указывают происхождение и этого термина - культ - из латинского языка. Приведём несколько примеров. «Культ (лат., почитание): а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения» [7]. Культ (лат. «уход, почитание») - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму культа как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т. п.); средства культа - материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа - характер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия, военный культ, промысловый культ и др.; субъект культа - индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал культ как важнейший элемент религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как отдельной формы общественного сознания [8].
С. А. Токарев в статье «Культ» [2], производя слово «культ» от латинского cultus - почитание, поклонение, выводит cultus от colo - возделываю, почитаю. А сам культ трактует как «исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.)». Естественно, в виду их общего происхождения из русского языка, в языках европейских мы находим в отношении термина «культ» редкостное единодушие словотворения - англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto и т.д. С итальянского (латинский) colo переводится как - решето, сито. Которые являются реперами символизма славянской Макоши (подробнее см. [3, гл. VI п. 5.2.4. Славянский символ «Макошь» и его значение). С русского слово «культ» буквально переводится: «К» - Макошь - «судьба», «Л» -Лада - «ливень, поток», «Т» - Троян - «теять, творить» - получаем: культ = Макошь, изливающая творение [9].
Эта расшифровка прекрасно подтверждается археологическими данными, поскольку первым религиозно-магическим изображением являются скульптуры славянской Макоши (неправильно названные палеолитическими «Венерами»), идущие к нам из 50 - 40-тысячелетней исторической глубины. Протославян-ской глубины, археологически привязанной к территории исторической и современной Руси. Добавим также, буква «К» является личной монограммой славянской богини Макоши - матери Коша (судьбы, жребия). Более того, исторически Макошь является зачинательницей и установительницей религиозного воззрения. Поэтому назвать искусство, выращенное из культа Макоши, скульптурой является абсолютно правильным исторически.
Таким образом, приходим к заключению, что термин «скульптура» буквально обозначает «культ, сопутствующий Макоши», «культ, установленный Макошью».
Скульптурные изображения женщин — славянских прародительниц рода руссов. Кроме пещерной живописи и рисунка, памятниками палеолитического искусства являются различные виды скульптуры, которые в относительном обилии дошли до нас. Основным видом являются «палеолитические Венеры — женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины» [10], а также из смеси костной золы с глиной [1].
Применение и цель создания этих женских статуэток стали понятны учёным ещё в середине 20-го века. Например, М.П. Найман чётко обозначил религиозное их назначение - «непосредственно связано с магическими верованиями». Более того, он указал на славянскую принадлежность этих «магических верований» - «скульптурные изображения женщин - прародительниц рода» [2, ст. Скульптура]. С ним солидарен П.И. Борисковский, утверждающий, что «палеолитическое искусство связано с женскими культами эпохи материнского рода, с охотничьей магией и тотемизмом» [2, ст. Каменный век], и
А.Б. Зубов, считающий, что скульптурные изображения женщин являются проявлением религиозного культа [11]. Безусловный авторитет в этой области, археолог академик Б.А. Рыбаков, отмеченный именно за изучение славянства Государственной премией СССР (Россия), также солидарен с мнением коллег: «Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические «Венеры»)» [12]. И именно в
силу такого единства мнений, например, Брянский краеведческий музей на своём официальном сайте называет женские фигурки -«скульптуры богини-матери».
При таком, весьма чётко обозначенном и сплочённом единстве учёных в трактовке образа, запечатлённого в женских статуэтках, нам остаётся только добавить, что с его развитием «у земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а с другой - как Мать-Земля, Мать-сыра-земля и в силу этого - покровительница урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши - единственного женского божества, включенного Владимиром в свой дохристианский пантеон» [ 12, Заключение] (про славянскую богиню Макошь см. [3, гл. VI, п. 3.6.. ст. Макошь - этимология имени] и её символизм см. [3, гл. VI, п. 5.2.5.2.4., ст. Славянский символ Макошь и его значение]).
В подтверждение авторитетных мнений приведём археологические доказательства. Рельефное изображение женщины, поименованное П.И. Борисковским как «рельефы на камне — женщина с рогом» [2, ст. Каменный век], является прекрасным палеолитическим изображением славянской богини Макоши, найденным в пещере Лоссель, во Франции. Мы видим аналогичный «рог изобилия (в античном искусстве обычно наполненный плодами) в руке Макоши на Збручском идоле» [12], а также в руке другого скульптурного изображения женщины (Малые гирлы).
Рис. 1. Макоши с рогом.
1 - Рельеф на камне «женщина с рогом». Лоссель. Франция. Высота 43 см
[2, ст. Каменный век]. 2 - «скифское» изваяние. 7 - 3 вв. до н.э.
3 - Макошь. Одна грань Сбручского идола
Положительный результат нашего сравнения говорит о том, что культ Макоши возник 40 - 30 тысяч лет назад (что подтверждают многие, см. выше) и прошёл сквозь тысячелетия, дойдя не только до пантеона Владимира, но и до наших дней. Славян, до сих пор почитающих Макошь, чрезвычайно много. Более того, Макошь, видимо, единственный религиозный персонаж, относительно которого практически нет каких-либо споров.
Около сотни фигурок Макоши всего было найдено. География - от Франции до Сибири. Но особенно много на верхнепалеолитических стоянках в Костёнках, Гагарино и Авдеево. Они были изготовлены 27 - 20 тыс. лет назад и почти все характеризуются материнской зрелостью форм. Нередко женщины изображаются беременными или в позе роженицы.
В.Д. Косарев утверждает, что, «несмотря на колоссальные разрывы во времени, не может быть сомнений в преемственном развитии мистического женского образа на протяжении более миллиона лет». Однако, по «непонятной» причине игнорируя славянский куст цивилизаций, он, тем не менее, подтверждает дальнейшие наши выводы о распространении культа Макоши в другие территории: «Эту линию можно провести далее через неолит, бронзовый и железный века, в крито-микенскую, ближневосточную и греко-римскую античность» [13].
Палеолитические изображения Макоши являются одним из наиболее ярких феноменов палеолитического искусства. Мера условности женских статуэток колеблется от образов почти реалистических (статуэтки из Костенок, фрагмент торса из Брас-семпуи) до крайне стилизованной (Трезимено) и почти знаковой формы (две подвески из Дольни Вестонице).
Происхождение и назначение идолов. Известно великое множество идолов - славянских средств культа. «Идол, материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Он изображал (замещал) или вмещал божество» [2, ст. Идол]. Этот же источник говорит, что «культ идолов возник в глубокой древности», и называет его «идолопоклонство», очевидно, делая упор на то, что древние славяне поклонялись идолу, как богу. Это, как мы покажем ниже, совершенно неверно - упор следует делать на то, что идолопоклонничество является обычной религией с обычными средствами отправления культа, которыми служат и идолы - «образы, подобия» божеств [2, ст. Идол].
Защищая буддизм от возможных обвинений в идолопоклонстве, источник [14, ст. Изображения и образы божеств] о применении изображений и образов божеств говорит следующее:
«В буддизме - предметы культа, весьма распространенные в храмах, жилищах, в специальных ритуальных комнатах и помещениях для медитации. Это не идолопоклонничество, по-
скольку изображения и образы божеств считаются не являющимися первичными источниками силы и благ, но лишь проводниками Божественного промысла. Согласно буддизму, использование изображений и образов божеств может усилить разум, а их символика - расширить глубину понимания Божественного» [14].
Очевидно, буддизм не есть единственный пользователь изображений и образов божеств. Этим «грешат» все без исключения религии и веры. Например, в христианстве «идолы продолжают бытовать в форме икон, распятий и т.п.» [2, ст. Идол]. В иудаизме и исламе идолами являются Библия (Ветхий завет) и Коран соответственно. Библия - как вмещающее в себя, по крайней мере, слово божье и его прямые высказывания (хотя нет никаких оснований считать, что Бог говорит вообще и изъясняется на т. н. еврейском языке). Коран - как запись того, что сообщил бог Мухаммеду (в этом случае, уже на арабском языке?!). Более того, у иудеев есть ещё идолы - «ковчег завета», «храм Соломона», «печать Соломона» и т.д., в большинстве своём им не принадлежащие (как, например, «печать Соломона»
- это славянская Звезда Велеса, да и сам иудейский Господь - это славянский Велес (см. [3, гл. VI, п. 4.5.1.З., ст. Звезда Велеса -славянский религиозный символ])), но являющиеся «исконно еврейскими» объектами идолопоклонничества. У арабов - идолопоклоннические мечети, исчерченные славянским орнаментом, чётки, Кааба и т. д. В политеистическом христианстве идолопоклонничество является основой всего культа - вера в то, что Иисус Христос (идол) в человеческом теле вмещал бога. Одновременно являясь и сыном бога. Теперь становится понятным вывод Б.А. Рыбакова: «абсолютный монотеизм даже в великих религиях мира является фикцией» [12].
Очевидно, идолопоклонническая форма была выработана намного раньше - славянством. И развилась до современного уровня, начиная с палеолитических статуэток Макоши.
Большинство источников указывают языком происхождения слова «идол» греческий язык - eidolon. Однако т.н. «греческий» язык» не есть язык какого-либо этноса, но является обозначением конгломерата перемешанных разнообразных языков. Среди которых есть языки карийцев, ахейцев, дорийцев, ионийцев и т.д. - кавказоидного пришлого населения Греции, завоевавшего ранее славянскую Грецию и ввергнувшего её в «тёмные века» (как позже и Египет, см. далее). До приходов кавказоидов Грецию населяли славянские племена пеласгов, фракийцев и др., говорившие на русском языке (см. [4]). Поэтому в позднем «Слове от Св. Евангелия» упоминаются «еллинские кощуны» (см. [3, гл. VI, п. 3.6.3., ст. Общеславянский характер имени Макошь]) -как наследие культа Макоши. Так что корень слова «идол» следует искать в русских (большинство европейских) языках.
В русском языке слово «идол» буквально означает: «I» -Индра - «внутри»; «Д» - Дый - «дею, делаю»; «Л» - Лада -«ливень, лой (жир, достаток, богатство)». В итоге получаем: идол
- «вместилище того, что делает богатство» [9] (буквально - бог). Слово «богатство» в других русских языках обозначается либо по первой половине своего синонима «роскошь» [15] - (ро-) словами с корнем «ri, re, ro, er и т.д.», от имени общеславянского бога Ра -например, англ. riches, richness, немец. Reichtum, франц. richesse, итал. ricchezza, исп. riqueza и т.д. (см. [3, гл. VI, п. 3.5.2., ст. Откуда Ра взял свое имя]). Либо по второй половине - (-кошь), от имени общеславянской богини Макоши - франц. fortune, исп. fortuna и т.д. (см. [3, гл. VI, п. 3.6.1., ст. Макошь, этимология имени]). Слово «роскошь» в русском означает ро + со + кошь = «бог (Ра) со счастьем (Макошь)». В русских языках [4] слово «идол» имеет практически одинаковое написание: англ. idol, немец. Idol, франц. idole, итал. idolo, исп. ídolo (ср. греч. éidolon).
Слово «идол» в английском языке употребляется для обозначения бога - idol. Буква «i» в английском означает «внутренний, собственный». Слог «dol» - буквально обозначает одну из спутниц Макоши славянскую богиню достатка и доли Долю (dol
- например, франц. «умысел»). Счастье (Доля) - англ. fortune, итал. fortuna, исп. fortuna - это имя римской богини счастья, удачи Фортуны, местного позднего аналога славянской Макоши
- богини судьбы, промысла, умысла. В английском слово «судьба» наряду с fortune обозначается также словом fate (от имени богини Фатум - местного и более позднего аналога Макоши). Во французском языке значение слов «счастье, удача» восходят к общеславянскому богу Ра - древний корень «r» в слове heur (h, e
- протезы). Один из редких памятников славянского культа, скульптура 10-го века Збручский идол был найден у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Збручский идол представляет собой четырёхгранный столб из серого известняка высотой 2,67 м, с тремя ярусами рельефов: в нижнем изображено подземное божество, в среднем - земля и люди, в верхнем - небо и боги. Одна и них богиня Макошь, изображённая с рогом и унаследовавшая этот рог у палеолитической своей предшественницы. После оккупации Руси иудохристианством идол был сброшен христианами в воду (подобно идолам Перуна в Киеве и Новгороде). Сейчас хранится в Краковском музее; копия в натуральную величину - в Историческом музее в Москве [16].
Таким образом, в славянстве (язычестве) и др. религиях (индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, христианство) идол - это объект культа, не являющийся богом и не замещающий его.
Посредством идола совершается ритуал. Исторически восходит к палеолитическим скульптурным изображения Макоши.
Древнейшие находки скульптурных изображений славянской богини Макоши. Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Руси - Русской равнине, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири [1]. Обнаружены во многих палеолитических стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лос-сель (Франция). И в России - Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.
Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России. Откуда палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) - «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино» [1]. На территории Франции найден рельеф - «женщина с рогом из Лосселя» [1, ст. Палеолитическое искусство] (рис. 1.).
В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. до н.э. (Костёнки XIV). Возраст Костёнок XII - более 50 тыс. лет. К культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 [17] (21 - 20 тыс. до н.э.) [18], где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля [19, 20]. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке. В ходе раскопок 2005 г. в Подмосковье Зарайской палеолитической стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них -завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.
Рис. 2. Слева направо: Макоши из Леспюг, Виллендорфа, Гагарино (верхний Дон, Воронежская обл.), Костёнок
Рис. 3. Костёнки. Женские фигурки. 23 - 21 тыс. Дон, Воронежская область
Рис. 4. Зарайск. Женская фигурка. 20 тыс. до н.э. Бивень мамонта. Размеры: высота - 16,6 см; ширина у плеч - 4 см, у пояса - 5,1 см, у бедер - 5,5 см; толщина у плеч - 3 см, у пояса - 4.3 см, у бедер - 4.4 см. Соотношение длины туловища к длине ног 8,6/7,6 см [21]. Справа: вид статуэтки в яме и в культурном слое
Первая, представленная на рисунке 4, датируется временем около 20 тыс. до н.э. [21]. Фигурка полностью соответствует общим канонам антропоморфной скульптуры малых форм, типичной костенковско-виллендорфской культурной общности. А более узко соответствует авдеевскому стилю. Учёные полагают, что статуэтка намеренно была уложена в яму, служившую первоначально вместительной кладовой для хранения утвари, материалов и припасов. Сохранность фигурки плохая, но голова и ноги сохранились лучше. На них имеется залощённость, характерная для поверхностей большинства костяных изделий из палеолитических стоянок и свидетельствующая о том, что последней операцией в технологии изготовления статуэтки было лощение поверхности мягким материалом. Оформление головы женской фигурки такое же, как у палеолитического поселения Костенки 1. В культурном отношении Зарайск входит в круг памятников: Костенки 1, Авдеево, Гагарино, Хотылево. Своеобразие Зарайского памятника заключается в наличии фигуративной гравировки и использования техники сверления [21].
Скульптуры палеолитической Макоши распространены в приледниковой области и не заходят далеко на юг. Некоторые связывают это со сменой двух сезонов года: летнего - охотничьего, «мужской», и зимнего - осёдлого, «женский»; чем устойчивее осёдлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг неё. А.Д. Столяр приводит ещё несколько стоянок, в которых были обнаружены женские статуэтки, и сообщает следующее: «Древнейшие, во многом неотчетливые антропоморфные воплощения скупо передаются малой скульптурой самого начала верхнего палеолита. Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. Документально же сейчас с культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»..., и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (от 25 000 до 20 000 лет назад, вероятно, принадлежит статуэтки Виллендорфа. в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в ФРГ, Дольни Вестонице..., Петрж-ковице и Павлова в Чехословакии и, возможно, Костенок, Гагарино., Авдеево и Елесеевичей. в европейской части СССР. Следовательно, и при этой выверке объемные женские фигурки приурочиваются в основном к первой половине верхнего палеолита, указывая на первичность малой скульптуры среди сюжетных решений антропоморфной темы» [22].
В период времени, к которому относятся изображения Ма-коши, - 30 - 20 тыс. до н.э. - существовала только европеоидная (русская) раса, говорившая исключительно на проторусском языке см. [4]) и исповедовавшая исключительно протославян-скую религию. Ареал обитания проторусов был ограничен областями Русской равнины. В это время на территориях «юга» белого населения не было, следовательно, не было и носителей языка, искусства, культуры, религии. Возникновение смешанных рас -кавказоидных, монголоидных и др. - началось только после 15 -13 тыс. до н.э. (см. [3, гл. III, п. 9.2.1., ст. Возникновение рас]) по мере того, как европеоидное русское население Русской Равнины начало расселяться в южном и восточном направлениях.
Наши выводы подтверждаются археологическими данными. Например, источник [1, ст. Стиль] свидетельствует, что женские статуэтки были распространены «в период с 27-го по 19е тысячелетие от Пиренеев до Урала». Поселения славян русов были распространены по всей территории Русской равнины. В конце этого периода, в 21 - 19 тыс. до н.э., валдайский ледник достиг максимума, и началось движение русов на юг (см. [3, гл. IV, п. 4.1., ст. Оледенения, межледниковья и расселение человека]). Именно поэтому только с 7 - 6-го тыс. до н.э. вместе со славянскими европеоидными переселенцами культ Макоши проникает в Месопотамию. Глиняные женские статуэтки найдены в поселениях Хассунской культуры (близ Мосула, Ирак), распространённой в Северной Месопотамии. Здесь же найдены сосуды со славянской геометрической росписью, резным ёлочным узором, каменные печати. Наиболее изученный памятник -поселение Ярым-Тепе 1 [23, 24; о распространении языка см. 4].
Далее, в 5 - 4 тыс. до н.э., культ славянской Макоши унаследовали земледельцы Эль-обейдской культуры Месопотамии, где найдены глиняные соответствующие женские статуэтки, а также расписная (крашеная) керамика с традиционной геометрической, монохромной росписью.
«На основании Эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера» [25], поэтому разнообразные изображения идолов нашли широкое отображение в шумерской религии.
У шумерской богини, представленной на рисунке 6, мы видим две косы, аналогичные косам у женских статуэток из Намаз-га-Тепе, а также линейный орнамент, аналогичный орнаменту статуэток из Бешеново, Анатолии и др. Более того, сама шумерская богиня чрезвычайно похожа лицом на Макошь из Авдеево.
Богиней земли у шумеров являлась Ки. С ней был неразрывно связан бог неба Ану [2], имя которого мы находим в названии Апа^1е - Анатолии (Ан + Доля, спутница Макоши см. ниже). Наследование имени богини Ки мы находим в имени фригийской Великой матери богов - Кибелы, КуЬе1е [7] - Ку + Ье1е, красавица, великая от Велес/Бе1еБ (русск. или любой др.
язык). Напомним, Кибела - это римский, более поздний аналог славянской Макоши - Великой матери (см. [3, гл. VI, п. 3.6.2., ст. Макошь - космическая Мать-Земля]).
Рис. 5. Слева - религиозная церемониальная фигура Шумерского божества приблизительно 3 тыс. до н.э., в Телл Асмосе, провинциальном Шумерском городе. Синие глаза - выполнены камнем лазуритом. Справа -шумерская богиня
Рис. 6. Макоши - Великие матери - из Авдеево (Россия), Шумера, Намазга V (Туркмения).
Неразрывность мужского начала - Ану и женского - Ки мы находим в изображении трипольской Макоши: уж, мужское начало, расположенный на груди статуэтки (женское начало), и символ «Засеянное поле», указывающий на оплодотворение.
Шумеры антропологически относились к европеоидной расе [26], а по данным языкознания [4], ко времени прихода шумеров в Шумер европеоидная раса состояла исключительно из протославянских племён, первоначально расположенных на территории Русской равнины [3, гл. III, п. 9.2.1., ст. Возникновение рас]. Поэтому шумеров можно с высокой долей соответствия назвать потомками проторусичей, тем более что им приписываются изобретения колеса, гончарного круга и керамики, уже на 500 - 1000 лет раньше сделанные проторусичами на Русской равнине. Как раз время, достаточное для такой миграции.
В одно время с Эль-обейдской культурой протошумеров на Среднем Урале и в Зауралье существовала Шигирская культура (5 - 4-е тыс. до н.э.), на селищах которой также найдены деревянные идолы и носители которой, по предположению А.Я. Брюсова, заселили Прибалтику [27]. И в это же время по верхнему течению реки Ока (район Белев - Серпухов) существовала Белёвская культура (4 - 2-м тыс. до н.э.), древнейшая стоянка которой - Гремячевская, против устья реки Жиздра (русск. жизнь здравая) - относится ко времени перехода от мезолита к неолиту, а керамика была украшена типичным славянским орнаментом из символов Макоши - шахматным узором из ромбических вдавлений [28]. Одновременно также развивалась и трипольская славянская культура. Так что шумеры были совсем не одиноки. Напротив, существовала огромная масса славянских культур, использующих как сам культ богини Матери-Макоши, так культ её изображений-фигурок и сопровождающий мифологический материал, а также славянский религиозный орнамент.
Поэтому, возвращаясь немного назад, чтобы заполнить сделанный нами пробел между 19-м и 7-м тыс. до н.э., обратим внимание на Мёзинское поселение 15 - 8-го тыс. до н.э., расположенное на правом берегу реки Десны в селе Мезин в Черниговской области Украины. О присутствии славянского культа Мате-ри-Макоши свидетельствуют найденные здесь статуэтки женщин из бивня мамонта, а также браслеты из бивня с хорошо идентифицируемым славянским геометрическим орнаментом [29].
Мадленская культура, к которой относится Мезинская стоянка, распространялась не только на территории Русской равнины до Приуралья, но и на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии [20]. Что свидетельствует о широчайшем распространении славян русов в 15 - 8-м тыс. до н.э. в результате миграций, направленных в разные стороны из центра Русской равнины. Шумеров - «прародителей цивилизации» -этим славянским племенам пришлось ждать ещё целых 10 тысяч лет. Данные языкознания говорят о существовании в 15-м тыс. до н.э. на территории Руси, всей Европы и Передней и Центральной Азии проторусского языка. Который к 8-му тыс. до н.э. начал смешиваться с монголоидными и негро-монголоидными языками [4] (см. [3, гл. VI, п. 4., ст. Анализ ареалов расселения народов,
племен, наций]). Данные расообразования подтверждают наши выводы (см. [3, гл. III, п. 9.2.1., ст. Возникновение рас]). Подробнее об археологических культурах и народах см. [3, гл. IV].
Символы и письмена на палеолитических скульптурах Макоши. На некоторых скульптурных изображениях Макоши присутствуют символы, знаки и даже письмена.
Сверху: увеличенный фрагмент «надписи», присутствующей на спине Макоши. Снизу слева: фрагмент орнамента с груди Макоши и его идентификация со славянскими Свастическими символами «Макошь» и «Незасеянное поле». Справа: 1-я колонка
- укрупнённые изображения «букв» со спины Макоши (ок. 40 тыс. до н.э.); 2-я колонка - насечки с докитайской керамики 5 - 3го тыс. до н.э., найденной на территории современного Китая (см. [3, гл. III, п. 1.1., ст. Происхождение термина «семиты» и его реальное наполнение]); 3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э. (см. [3, гл. XI п. 4.1., ст. Цивилизации, унаследовавшие славянский, русский свастический алфавит]); 5-я колонка -буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.
\ М М Э
и. ^ Ц/ * *
^ ® ®
І (і. «г
Д 7 П 7 Г
£ О ООО О
Рис. 7. Символы и письмена на палеолитических скульптурах Макоши.
На груди фигурки из Костёнок (44-34 тыс. лет) виден орнамент, который можно уверенно идентифицировать как многократное повторение символа «Незасеянное поле», являющегося символическим атрибутом Макоши. На спине фигурки мы видим надпись, состоящую, очевидно, из букв. Из-за плохого качества изображения прочитать её не представляется возможным. Но даже в таком виде отчётливо различимы буквы, аналогичные современным. Подробно рассмотрим надпись в [3, гл. VI, п. 4., ст. Языки]. Здесь мы только отметим, что первый сверху ряд весьма уверенном может быть идентифицируем с буквой Е или эпсилон, второй - с К или каппой, третий - с В или бетой, четвёртый - с Н или этой, пятый - с Т или теттой, шестой - с 8 или сигмой, седьмой - с Р или пи, восьмой - с О или омикрон (буквы даны в латинском написании). Поэтому утверждать, что знаки на Мако-ши из Костёнок являются буквами, представляется возможным.
' • ¿‘-¿¿в-I і
! алла^! . ?:У
Рис. 8. На чёрно-белом изображении представлено фото палеолитической Макоши из Бешеново. Для сравнения на цветной врезке - элемент русского полотенца
На чёрно-белом изображении (рис. 8) представлено фото палеолитической Макоши из Бешеново с нанесённым на живот статуэтки славянским свастическим символом «Дерево жизни».
Для сравнения на цветной врезке - элемент русского полотенца, на котором вышит аналогичный символ «Дерево жизни». Справа вверху на фото дан образец «Дерева жизни» с участком Макоши из Бешеново, идентифицируемым как Дерево жизни. А также представлена эмблема Сбербанка России, являющаяся стилизованным изображением Дерева жизни (без центрального ствола). На реке Сейм располагается палеолитическая Авдеевская стоянка (21 - 20 тыс. до н.э.). Фигурки Макоши вырезаны из кости и, как правило, сделаны по единому художественному канону - обнаженная женщина со слегка склоненной к груди головой, непропорционально тонкими, сложенными на животе руками и слегка согнутыми ногами, с гладкими, без проработки, лицами. Однако в 1977 г. учёные нашли в Авдеево статуэтку, имевшую лицо, фигура справа [30]). Древний мастер тщательно вырезал у фигурки глаза, щеки, нос, уши, прическу - спереди
небольшая челка, уши открыты, а волосы забраны назад и опущены на шею. Изображённая женщина имеет явно европеоидные черты и достаточно юный возраст.
По мнению некоторых ученых, скульптуры Макоши пользовались «особым вниманием обитателей стоянок каменного века и, вероятно, использовались во время проведения религиозных церемоний» [30]. По особенностям культуры Авдеевская стоянка очень близка к Костёнкам I (верхний слой) [17-18, 31].
Начиная с 6 - 5 тыс. до н.э., мы можем проследить распространение культа Макоши, рассеивающего вслед за передвижением славянских переселенцев.
В трипольское время (6 - 4 тыс. до н.э., между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем, а также на территории Румынии) славянское религиозное искусство приобрело более отчётливые формы, совмещённые со славянским религиозным свастическим символизмом. Мы видим и «ёлочный» орнамент, и лист с прожилками, символизирующий Дерево жизни, и расположенный на животе фигурки символ «засеянное поле», означающие беременность, зарождение новой жизни.
Рис. 9. Трипольские Макоши с изображениями свастических символов «Дерево жизни» и «Засеянное поле»
На груди одной из трипольских Макошей имеется змея, пояснения которой находим у Б.А. Рыбакова: «Земледельцы энеолита 4 - 3-го тысячелетий до н.э. (в их числе были и языковые предки славян) выработали свою систему представлений, которая во многом передалась будущим поколениям. Земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине (или деве), «понёсшей во чреве своем». Дождь олицетворялся грудью женщины или ужом, выползающим во время дождя» [12]. На месте Авдеевской палеолитической стоянки существовала тшинецкая культура, распространённая от реки Варта на западе до реки Сейм (Семь [7]), левый приток Десны, на востоке [32].
На предметах славянской тшинецкой культуры мы обнаруживаем все признаки устоявшегося культа Макоши: сосуды с четырьмя грудями, сам символ «Новая жизнь» и свернувшегося двойной спиралью «Ужа». А также находим этому подтверждение у Б.А. Рыбакова: «Наиболее частым оформлением двух рожениц в энеолитическом искусстве Центральной и Восточной Европы является изображение четырёх женских грудей, неразрывно связанных с символикой питающей влаги, т.е. опять-таки с дождем. Эта символика доживает в орнаментике посуды до середины бронзового века, встречаясь у праславян (тшинецкая культура 15 - 12 вв. до н.э.)» [12]. Ёлочный славянский орнамент распространился в другие местах расселения протославян [12]. В частности, до кавказоидно-греческого вторжения он присутствует на женских статуэтках из Анатолии (3 тыс. до н.э.), и такие же культовые предметы обнаружены и на территории микенской Греции, на Крите. Прослеживается идентичность орнамента анатолийской Макоши и Макоши из сербского села Бешеново.
Рис. 10. Предметы тшинецкой культуры
Интересно в данном контексте рассмотреть происхождение названия «Анатолия». В тур. Anadolu, где ana- по-азербайджански - мать. А -dolu означает славянскую богиню Долю, спутницу и благое проявление Макоши (см. [3, гл. VI, п. 5.3.3.I.I., ст. Происхождение и назначение идолов]) и является корнем слова идол. То есть мы получаем: Анатолия - Мать Богиня - Мать Макошь. Анатолия географически срединная часть Турции, выступающая в море на юге мысом Анамур и горами
Тавра, на севере - Западно-понтийскими горами. Что при соответствующем воображении позволяет соотнести эту местность с пышными формами беременной женщины, а в соответствии с традицией производить гидронимы и топонимы от имён славянских богов - топоним, произведённый от богини Матери счастливой судьбы Доли, выглядит вполне уместным и естественным.
Рис. 11. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. Чёрно-белые - Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке - даны
славянские свастические символы - «опознаватели» - Макоши
Расселяясь в восточном направлении, славянские племена отмечали местные варианты культур общеславянским культом Макоши. В культуре Намазга-Тепе 2-й половины 5-го - начала 4го тыс. до н.э., расположенной на территории Туркмении [2], найдены фигурки женщин, аналогичные палеолитическим изображением Макоши. Причём у статуэтки времени Намазга V отчетливо виден на животе колос, символизирующий плодородие (беременность), и две косы, спускающиеся на шею и грудь. Колос, изображённый на животе фигурки из Намазга, идентичен колосу, изображённому на животе трипольской Макоши.
Рис. 12. Макоши из Намазга-Тепе (Туркмения). Слева вверху - Макошь из слоя 2-й половины 5-го - начала 4-го тыс. до н. э. [2]. В центре - Макошь времени Намазга V с изображением Дерева жизни на животе [2, Бронзовый век]. Справа - статуэтка богини-матери (Туркмения) [2, ст. Туркмения].
Слева внизу - Макошь из Триполья с таким же изображением Дерева жизни на животе. Цветом дан славянский свастический символ «Дерево жизни»
Наивысший расцвет культуры Намазга-Тепе пришёлся на конец 3-го - начало 2-го тыс. до н.э. - как раз того времени, когда сюда добрались славянские переселенцы из районов Триполья [12]. Поэтому статуэтки богини-матери Макоши трипольцев и туркмен времени 3 - 2 тыс. до н.э. так схожи. В середине и 2-й половине 2-го тыс. до н.э. наблюдается упадок культуры, который учёные связывают с перемещениями племён [33]. Что подтверждается и данными языков [4]: через Парфию, Бактрию, Согд славяне европеоиды (туркмены - европеоиды с незначительной монголоидной примесью [2]) пришли в Иран и принесли авестийский язык [2]. «По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе» [2, ст. Славяне].
На основе которой в 15 - 12 вв. до н.э. предки славян создали комаровскую культуру, существовавшую в Прикарпатье, Западной Подолии, на Волыни, в Среднем Побужье, частично на правобережье Среднего Приднепровья, в Западном Прикарпатье
- до 8-начала 7 вв. до н.э. [34]. С 13-го в. до н.э. на основе шнуровой керамики культуры образовалась лужицкая культура, распространённая на территории от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни [35]. В изображениях предметов лужицкой культуры мы находим символ, идентичный двойной спирали, выгравированной точками на амулете из зуба мамонта со стоянки Сунгирь (ок. 27 тыс. до н.э.).
Очевидна полная тождественность этого символа аналогичным символам трипольских, лужицких и др. славян. В лужицкой и трипольской культурах находим и сосуды с грудями рожениц. И лужицкие заколки идентичны заколам со стоянки Сун-гирь. Этот же символ находим в фатьяновской культуре 2-го тыс. до н.э., распространённой в Ярославской области.
Интересен погребальный обряд, который предусматривал захоронения в ямах со скоплениями угля и иногда охры. Что также аналогично захоронениям в Сунгири.
Фатьяновская культура, по мнению учёных, принадлежит к общности культур шнуровой керамики и боевых топоров и распространяется на территории, занятой волосовскими племенами -конца 3-го - 1-й половины 2-го тыс. до н.э., распространённой в бассейне реки Ока, ниже города Рязань и в низовьях реки Клязьма [36]. Костяные и каменные статуэтки волосовской культуры имеют сходные черты со статуэтками Макоши.
Рис. 13. Сосуды с четырьмя грудями и спиральные символы в славянских культурах. Слева верху - лужицкая культура. Справа вверху (цв.) - фатья-
новская культура. Слева внизу - тшинецкая культура. Справа внизу -трипольская культура. Скульптурное изображение - девочка с поселения Сунгирь (30 тыс. лет), использующая заколку, аналогичную лужицкой и тшинецкой культурам
Волосовская культура принадлежит к кругу ямочногребенчатой керамики культуры (конец 4 - середина 2-го тыс. до н.э.), распространённой в лесной полосе Восточной Европы из Волго-Окского междуречья на север до Финляндии и Белого моря, на юг - до рек Воронеж и Дон. Весьма показательны находки статуэток Макоши из Караново (Южная Болгария) и Трои.
Нижний слой Караново датирован 6 - 5 тыс. до н.э. и содержит керамику с белой росписью по красному фону, а также остатки больших прямоугольных жилищ с печами (культура Караново I). Третий слой оставлен культурой Веселиново середины 5-го тыс. до н.э.) и характеризуется чёрной и серой лощёной керамикой и сосудами на 4 ножках. Пятый слой оставлен культурой Марица начала 4-го тыс. до н. э. и имеет серую керамику с углублённым орнаментом, заполненным белой пастой. Шестой слой принадлежит к болгарскому варианту культуры Гумель-ница середины 4-го тыс. до н. э. и представлен домами с печами, запасами зерна и керамикой, украшенной графитной росписью. Седьмой слой относится к 3 тыс. до н.э. и содержит дома с апсидами, чёрную и коричневую керамику со шнуровым орнаментом [38]. Среди находок слоёв Караново III (сер. 5-го тыс. до н.э.) и Караново VI (сер. 4-го тыс. до н.э.), как и в Трое, мы отмечаем присутствие женских статуэток, идентичных палеолитическим фигурками Макоши, найденным на Русской равнине, и трипольским статуэткам Макоши. Видим также славянский орнамент.
Рис. 14. Волосовская культура. Костяные и каменные фигурки, изображения утки. Человек волосовской культуры (реконструкция М.М.Гера-симова) [2]
Как и всё славянское, Караново поименовано просто -«холм с остатками древних поселений» [2, Титов В.С., ст. Кара-ново]. Однако практически полная идентичность находок со всеми воспетой Троей должна была заставить археологов дать «холму» более достойное наименование - Караново возраста 5 тыс. до н.э. аналогично по уровню мастерства с Троей возраста 3
- 2-го тыс. до н.э.! Статуэтки Макоши и грузики от ткацких станков (культ Макоши-пряхи) найдены также в старчево культуре 5 - 4-го тыс. до н.э. близ Белграда [39].
Рис. 15. В левой половине таблицы - предметы из Караново и родственных памятников Нижнего Подунавья, в правой - их аналоги из Трои и других памятников Эгейского мира (Крит, Киклады, Эллада). Нижний «этаж» -соответствует периоду Караново I - II, второй - Караново III, третий -Караново V, четвертый - Караново VI [37]. Увеличено представлены фигурки Макошей
Можно ещё подробнее представить археологические данные, свидетельствующие о широчайшем распространении общеславянского культа Великой матери Макоши, и все они будут говорить о зарождении и становлении этого культа на территории Русской равнины и последующем его распространении славянскими переселенцами в территории их расселений - Месопотамию, Азию, Египет.
Литература
1. Энциклопедия «Кругосвет».- М., 2001.- 2007.
2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия.- в 30 тт.- 1969-1978.
3. Тюняев А. А. История возникновения мировой цивилизации.- М.: «Organizmica» .- 2006-2007.
4. Тюняев А.А. Языки мира (уч. пособие). - М.: Ин, 2007.
5. Kramers J. H. Iranian Fire-Worship / В кн.: Analecta Orien-talia.-Vol. 1.- Leiden, 1954.
6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- 1863 и 1902.
7. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.-М.: Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон, 1890-1907.
8. Религия: Энциклопедия /Под ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило.- Мн.: Книжный Дом, 2007.
9. Тюняев А.А. Книга Ра.- М.: Organizmica.- 2005.- № 4.-
С. 43-48.
10. Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру.- 20002006.
11. Зубов А.Б. История религий.- Т. 1: Доисторические и внеисторические религии: Курс лекций.- М.: Планета детей, 1997
- 344 с., ил.
12. Рыбаков Б.Язычество древних славян.- М.: Наука, 1981.
13. Косарев В.Д. Из тьмы к огню, или Власть очага // Краеведческий бюллетень.- 2004.- № 3.- Южно-Сахалинск.
14. Эзотеризм: Энциклопедия.- Минск.: Интерпрессервис; Книжный Дом .-2002.- 1040 с.
15. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, 1890.
16. Гуревич Ф.Д. Збручский идол, в сборнике: Материалы и исследования по археологии СССР, № 6, М.- Л., 1941.
17. Воеводский М.В. Новая палеолитическая стоянка на р. Сейм // Бюллетень Комиссии по изучению четвертичного периода» .- 1949.- № 14.
18. Береговая НА. Палеолитические местонахождения СССР / В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР.-№ 81.- 1960.- М.- Л.
19. Ефименко П.П. Костенки I, М.- Л., 1958.
20. Ефименко П.П. Первобытное общество.- Киев, 1953.
21. Амирханов Х.А. Лев С.Ю. Палеолитическая Венера из Зарайской стоянки.- М.: Природа, 2006.- № 7.
22. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.- М.: Искусство, 1985.
23. Мерперт Н.Я. Мунчаев Р.М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии // Сов. археология.- 1971.-№ 3.
24. Lloyd S. S., F. Tell Hassuna // J of Near Eastern Studies.-1945.- Vol. 4, № 4.
25. Массон В.Средняя Азия и Древний Восток.-М.-Л., 1964.
26. Дьяконов ИМ. Народы древней Передней Азии / В кн.: Переднеазиатский этнографический сборник.- М., 1956.
27. Раушенбах В.М. Среднее Зауралье в эпоху неолита и бронзы // Тр. Гос. исторического музея.- Вып. 29.- 1956.
28. Брюсов А.Я. Белевская неолитическая культура, в сборнике: Кр. сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры.- 1947.-Вып. 16.- М.-Л.
29. ШовкоплясИ.Г. Мезинская стоянка.- Киев, 1965.
30. Каменный век (100 000-5 000 лет назад), официальный сервер Администрации Курской области, www.rkursk.ru, 2007.
31. Гвоздовер М.Д. Авдеевская стоянка // Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия.- 30 тт.- 1969-1978.
32. Березанская С.С. Средний период бронзового века в Северной Украине.- Киев, 1972.
33. Литвинский Б.А. // Советская этнография.-1952.- № 4.
34. Swiesznikow J. Kultura komarowska / В кн.: Archeilogia Polski.- T. 12, zesz. 1.- Wroclaw - Warsz.- Krakow.- 1967.
35. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена.- 2 изд.-М., 1953.
36. Цветкова И.К. Волосовские неолитические племена / В сб.: Труды Государственного исторического музея.- вып. 22.- М. 1953.
37. Клейн Л.С. Археология спорит с физикой // Природа-1966.- № 2-3.
38. Миков В. Культура неолита, энеолита и бронзы в Болгарии // Советская археология.- 1958.- № 1.
39. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век.- М. 1973.
РЕЦЕНЗИЯ
НА МОНОГРАФИЮ ПРОФЕССОРА ЗУСМАНОВСКОГО АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА «ЭВОЛЮЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИОЛОГА» (УЛЬЯНОВСК, 2006. - 388 С.)
Признателен Издательству, обратившемуся ко мне с предложением написать рецензию на новую книгу проф. А.Г.Зусмановского. Во-первых, мне хорошо известны предыдущие работы, в том числе монографии Александра Григорьевича; во-вторых, я в последние годы также активно работаю - «Со стороны» биофизики - в части теории эволюции; в частности, в конце этого года в московском издательстве «УРСС - Эдиториал» выходит в свет моя трехтомная монография «Живая материя (теоретическая биология и физика живого». То есть могу достаточно квалифицированно оценить труд проф. А.Г.Зусмановского.
Совершенно справедливо пишет автор о затянувшейся почти на век дискуссии между дарвинистами (неодарвинистами) и сторонниками номогенеза Берга. Как нам представляется, эта дискуссия малоплодотворна и - в рамках действенности теоремы Гёделя о неполноте - заранее обречена на неуспех. То есть необходимо новое видение проблематики. Такое новое решение предлагает автор, а именно - теорию ПИТЭ - потребност-но-информационной теории эволюции, объяснительная база которой основана на основных (адекватных современному знанию) постулатах дарвинизма и номогенеза. Выход за пределы этих теорий, то есть положительное решение теоремы Гёделя, автор видит в принципиально новых положениях теории ПИТЭ, которая явно противоречит принятым утверждениям, а именно: возможность самозарождения биологических объектов из физических структур, а также вероятность лабораторного синтеза живого вещества из физического субстрата, как доказательства подобной возможности; исходят из приоритета формы относительно функции; считают возможным образование фенотипических структур, не несущих необходимых организмам функций; допускают разновременность образования новых типов белков и воспринимающих их рецепторов; исключают возможность одновременной генерации потенциально направленных вариантов изменчивости всеми особями, выжившими после воздействия на популяцию стрессогенных факторов; исключают способность организмов самостоятельно оценивать функциональное значение вновь образуемых вариантов изменчивости и принимать решение о передаче полезных признаков своим потомкам; исключают из числа эволюционно значимых факторов жизненно важные потребности, снимая тем самым с обсуждения неразрывно связанную с потребностями проблему информационности организмов, их избирательного отношения к среде и саморегуляцию функций и процессов на основе принципа обратной связи.
Таким образом, в состав эволюционно значимых факторов оказались не включенными наиболее фундаментальные признаки биологических объектов, которые их принципиально отличают от абиогенных объектов. При всех достоинствах, как дарвинизма, так и номогенеза, все более очевидной становится ограниченность их объяснительной базы, что тормозит развитие науки и является причиной бесплодных дискуссий на протяжении ряда десятков лет. Этому способствуют: во-первых, крайне недостаточное использование возможностей информатики, генетики, физиологии, биофизики и других, смежных с ними наук; во-вторых, укоренившиеся в сознании эволюционистов представления, связывающие эволюцию, в первую очередь, с изменениями форм, но не функций, хотя именно функции реально определяют необходимость образования новых исполнительных структур - новых фенотипических форм организмов и реализуют их физиологическое назначение. Поиску объяснения эволюции биологических объектов посвящена ПИТЭ, объяснительная база которой основана на важнейших положениях классического дарвинизма и номоге-
неза, а также, в меру ограниченных возможностей автора, расширена включением в нее материалов, заимствованных из физиологии, генетики, палеонтологии, эмбриологии, биоинформатики и биофизики.
Суть положений ПИТЭ в следующем. Жизнь представляет собой информационный способ существования материи (вещества и энергии), который реализуется в многообразии рядов иерархически самоорганизующихся и саморазвивающихся объектов, целесообразно организованных в процессе овеществления их индивидуальных информационных программ. Живая природа самобытна, а ее прогрессивная эволюция замкнута на самой себе, не оказывая влияния на законы развития физической природы. Относительная закрытость организмов обеспечивается их избирательной адаптацией к внешней среде, а также приспособлением к своим потребностям внешней среды в форме биосферы. Фундаментальной особенностью живых систем является неразрывная связь двух фундаментальных потребностей: «существовать», чтобы «размножаться» и «размножаться», чтобы «существовать». Эти, и производные от них потребности, определяют самосогласованность всех внутренних функций и процессов, образующих основу целостности и автономности организмов. Потребности - это имманентные только организмом свойства информационного отражения изменения их состояний в зависимости от согласованности жизненных функций, поддержания их автономности и избирательного отношения с окружающей средой. Потребности инициируют запоминание в форме биоинформации признаков окружающих объектов, актуальных для организмов. Информация предстает в виде биологического способа отражения (познания) внешних объектов, путем кодирования на ДНК их параметрических характеристик излучения, ассоциируя эти параметры с определенными, не безразличными организмам, объектами.
Абиогенные объекты не обладают потребностями «существовать» и «размножаться». Их самоорганизация осуществляется взаимодействием формообразующих физических сил и вещества, без участия информации и принципа обратной связи. Отсюда вытекает несводимость биологических законов к физическим и необоснованность физикализма.
Преодолению неопределенности способствует направленность генетического поиска, определяемая координатами ЭМ поля актуализированной потребности. Характеристические значения координат задаются возбужденными рецепторами, которые отражают состояние функциональных структур, испытывающих нужду в определенных факторах. Снятие состояния возбужденности рецепторов означает удовлетворение потребности и получение положительного «подкрепления», как ключевого фактора обратной связи. Множественность факторов актуализации потребностей и возможных способов их удовлетворения является основой разнообразия форм жизни и способов их эволюции. Прямая зависимость между сложностью организмов, многообразием их потребностей, информационностью и способностью к избирательному накоплению все новой информации создает основу для неисчерпаемости эволюционного прогресса биосистем.
Генетический поиск слагается из двух органично связанных процессов: ориентировочно-исследовательского контроля среды ее регулярным зондированием полиморфными признаками, как потенциальными преадап-тациями. Их варианты превращаются в реальные адаптивные признаки, а связанный сними процесс развития принимает характер градуалистическо-го; внезапное воздействие на организмы внешних дестабилизирующих (стрессогенных) факторов инициирует геномы на конструирование новых способов удовлетворения актуализированных потребностей и их исполнительных структур на основе ранее приобретенной и дополнительно полученной (в ходе зондирования среды) информации. Такой процесс развития определяется как номогенез; актуализация потребности внутренней упорядоченности, обусловленная гетерохрониями и запредельным мозаицизмом фенотипов, инициирует, на основе конструктивного морфогенетического ресурса информации (КМРИ), конструирование геномами новых типов организмов, образуемых способом сальтаций.
Новые эволюционно значимые признаки возникают не как «случайные», а как вероятностные, потенциально направленные по следующей схеме: генерация избыточности потенциально направленных вариантов изменчивости - выбора необходимого организму варианта посредством физиологического подкрепления и механизма обратной связи.
Движущей силой эволюции, на уровне индивидуумов, является борьба за удовлетворение потребностей существовать и размножаться; на межвидовом уровне эта борьба принимает формы элиминации особей или же их симбиоза, образования разных вариантов социальных сообществ; на уровне биоты борьба за существование направлена на преобразование физической природы в биосферу. Развитие организмов осуществляется трехфазно: эмбриогенез, онтогенез, филогенез. Каждая следующая за эмбриогенезом фаза характеризуется расширением избирательности организмов к среде на основе образования все новых закономерностей развития. В связи с этим, известные науке варианты биогенетических законов не охватывают всего многообразия путей развития живой природы. Понятие «естественный отбор» является метафорическим. Оно включает различные абиогенные и биогенные дестабилизирующие факторы, действие которых на организмы и сообщества, начиная с популяционного, ставят их перед необходимостью синтеза и накопления информации, обеспечивающей возможность изменяться таким образом, чтобы осваивать для обитания потомков все новые экологические среды. Естественный отбор - единственный фактор избирательной концентрации информации в активных точках развития филумов и на вершине информационной пирамиды биоты, определяя ее развитие и излучение в космос жизнетворной биоинформации, насыщая ею космические биоинформационные поля.