Научная статья на тему 'О ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

О ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев Сергей Владимирович

Стратегические цели субъекта (индивида, групп индивидов, сословий, классов, нации, сообществ, государства, групп государств, общества) определены главным образом условиями, в которых он находится, его состоянием (включая традиции, мировоззрение, уровень развития и имеющиеся знания) и возможностями. Изменение даже одного из перечисленных факторов может привести к коррекции целей. В работе представлены результаты исследования движения к достижению жизненно важных целей, которые ставит общество на долгосрочный период, т. е. стратегических целей общества. При этом под целью общества понимается некоторый сформированный обществом образ (представление) результата, к достижению которого оно стремится. Оценивались скорость и характер движения к достижению составных компонент стратегических целей Российской Федерации: сохранение нации и повышение экономической мощи страны. В качестве исходной информации для расчетов взяты статистические данные Всемирного банка и Федеральной службы государственной статистики РФ за период с 1992 по 2020 г. Выполненные расчеты показали, что движение к достижению поставленных целей имело колебательный характер, и размах колебаний во времени уменьшался. Последнее указывает на замедление скорости приближения к поставленным целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ACHIEVING STRATEGIC GOALS AND ENSURING THE SECURITY OF MODERN RUSSIA*

The strategic objectives of the subject (a person, a group of individuals, an estate, a class, a nation, a community, a state, groups of states, a society) are determined mainly by the conditions in which the subject is located. It includes its specifications (including traditions, worldview, level of development, and available knowledge) by its capabilities and opportunities. Changing even one of the listed factors can cause a change in goals. The paper presents the results of a study of the movement towards achieving vital goals that society sets for the long term: society’s strategic goals. The goal of society in this study the author understood as a specific image (representation) of the result formed by society, which it strives to achieve. The author assessed the speed and nature of the movement towards achieving the constituent components of the strategic goals of the Russian Federation - preserving the nation and increasing the economic power of the country. Statistical data of the World Bank and the Federal State Statistics Service of the Russian Federation from 1992 to 2020 served as initial information for calculations. The calculations performed showed that the movement towards achieving the set goals was of an oscillatory nature, and the amplitude of fluctuations in time tended to decrease. The latter indicates a slowdown in the speed of approaching the set goals.

Текст научной работы на тему «О ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

экономическая политика / ECONOMIC POLICY

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-1-17-27 УДК 338.1(045) JEL F5

(CC) ]

BY 4.0

о достижении стратегических целей и обеспечении безопасности современной россии*

с. в. казанцев

ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», Новосибирск, Россия

аннотация

Стратегические цели субъекта (индивида, групп индивидов, сословий, классов, нации, сообществ, государства, групп государств, общества) определены главным образом условиями, в которых он находится, его состоянием (включая традиции, мировоззрение, уровень развития и имеющиеся знания) и возможностями. Изменение даже одного из перечисленных факторов может привести к коррекции целей. В работе представлены результаты исследования движения к достижению жизненно важных целей, которые ставит общество на долгосрочный период, т. е. стратегических целей общества. При этом под целью общества понимается некоторый сформированный обществом образ (представление) результата, к достижению которого оно стремится. Оценивались скорость и характер движения к достижению составных компонент стратегических целей Российской Федерации: сохранение нации и повышение экономической мощи страны. В качестве исходной информации для расчетов взяты статистические данные Всемирного банка и Федеральной службы государственной статистики РФ за период с 1992 по 2020 г. Выполненные расчеты показали, что движение к достижению поставленных целей имело колебательный характер, и размах колебаний во времени уменьшался. Последнее указывает на замедление скорости приближения к поставленным целям. Ключевые слова: стратегическая цель; Российская Федерация; численность населения; экономический рост; безопасность

Для цитирования: казанцев с. в. О достижении стратегических целей и обеспечении безопасности современной россии. Мир новой экономики. 2022;16(1):17-27. DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-1-17-27

original paper

On Achieving Strategic Goals and Ensuring the Security of Modern Russia**

S. V. Kazantsev

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia

abstract

The strategic objectives of the subject (a person, a group of individuals, an estate, a class, a nation, a community, a state, groups of states, a society) are determined mainly by the conditions in which the subject is located. It includes its specifications (including traditions, worldview, level of development, and available knowledge) by its capabilities and opportunities. Changing even one of the listed factors can cause a change in goals. The paper presents the results of a study of the movement towards achieving vital goals that society sets for the long term: society's strategic goals. The goal of society in this study the author understood as a specific image (representation) of the result formed by society, which it strives to achieve. The author assessed the speed and nature of the movement towards achieving the constituent components of the strategic goals of the Russian Federation - preserving the nation and increasing the

* Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект № 5.6.6.4. (0260-2021-0008) «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности».

** The paper present the results of work carried out according to the research plan of the IEOPP SB RAS, project No. 5.6.6.4. (02602021-0008) "Methods and models for substantiating the strategy for developing the Russian economy in the context of a changing macroeconomic reality."

© Казанцев С. В., 2022

economic power of the country. Statistical data of the World Bank and the Federal State Statistics Service of the Russian Federation from 1992 to 2020 served as initial information for calculations. The calculations performed showed that the movement towards achieving the set goals was of an oscillatory nature, and the amplitude of fluctuations in time tended to decrease. The latter indicates a slowdown in the speed of approaching the set goals. Keywords: strategic goal; Russian Federation; population; economic growth; security

For citation: Kazantsev S. V. On achieving strategic goals and ensuring the security of modern Russia. The World of the New Economy. 2022;16(l):17-27. DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-1-17-27

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

введение

Цель человеческого общества есть некоторый сформированный им образ (представление) результата, к достижению которого данное общество стремится1. Важные для социума долгосрочные цели называются национальными или стратегическими. Содержание термина «национальный» неоднозначно (и не только в русском языке). Так, словарь Ожегова дает четыре определения содержания слова «национальный». Три из них соотносят его с нацией и национальностью: 1) «относящийся к общественно-политической жизни наций, связанный с их интересами»; 2) «принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер»; 3) «относящийся к отдельной, малочисленной национальности». И в одном «национальный» отождествляется с государственным: «то же, что государственный» [1, с. 350].

Американский словарь «Webster's new collegiate dictionary» дает пять определений прилагательного «национальный» (national): «1) относящийся в нации; 2) националистический; 3) составляющий или характеризующий национальность; 4) принадлежащий федеральному правительству или поддерживаемый им; 5) относящийся к коалиционному правительству или являющийся коалиционным правительством, сформированным большинством или всеми политическими партиями»2.

У нас до 1991 г. слово «национальный» в экономической литературе употреблялось в основном в словосочетании «национальный доход». Учитывая сказанное, автор считает понятие «стратегические цели общества» более точным, чем «национальные цели».

1 . «Цель — это ожидаемый вследствие определенных действий результат, соответствующий базовым интересам устремленного». URL: https://aftershock.news/?q=node/378579&full

2 Webster's New Collegiate Dictionary. 150th Anniversary Edition; 1981. 1532 p.

Цель есть мысленное выражение необходимого, порождаемое действительностью. Недостижение необходимого (отсутствие необходимого) для общества угрожает развитию социума. Поэтому степень достижения поставленной цели (поставленных целей) может служить показателем безопасности. Неверные цели тоже таят в себе опасность, поскольку представление о необходимом может не совпадать (не полностью совпадать) с тем, что действительно необходимо.

В настоящее время общими для многих стран мира стратегическими целями выступают: сохранение населения, защита территории его проживания, обеспечение суверенитета страны, рост благосостояния населения, защита от внешних враждебных действий, обеспечение экологической безопасности, сохранение и улучшение позиций страны в мире. Недостижение этих целей угрожает безопасности общества, его членов и институтов.

Ниже представлены результаты исследования движения Российской Федерации к достижению трех стратегических целей: увеличения численности населения, повышения уровня благосостояния россиян и вхождения России в число передовых экономических держав.

численность населения

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2020 г. сказано: «Судьба России, ее историческая перспектива, зависит от того, сколько нас будет, ...от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни»3. Увеличение численности населения — задача весьма актуальная и очень важная4

3 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

4 В 2006 г. А. И. Солженицын написал: «"Сбережение народа" — и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье — высшая изо всех наших государственных задач».

Рис. 1 /Fig. 1. Изменение численности населения РФ в 1989-2020 гг., млн чел. / Dynamics of the population of the Russian Federation in 1989-2020, millions of people

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка (World Development Indicators), сайта «Численность населения стран мира в 1980-2020 гг.» и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года / ^mpiled by the author based on the date of the World Bank), of the website "The population of the countries of the world in 1980-2020", and on the data of the Unified plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and the planning period up to 2030.

[2]. Нет населения — нет ни общества, ни страны, ни государства.

И неслучайно в списке главных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., названных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», первым стоит сохранение населения, здоровье и благополучие людей5. В рамках этой цели Указ предписывает обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, которое у нас в последние годы убывает.

Первая волна депопуляции в современной России длилась 15 лет — с 1994 до 2008 г. включительно6 (рис. 1). Увеличению численности россиян

5 URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html

6 Демографы отмечают, что «население России перестало себя воспроизводить еще с 1964-1965 гг. Причем с городским населением это случилось гораздо раньше, а сельское население еще почти тридцать лет, до 1992 г. включительно, имело расширенное воспроизводство. Упавшая ниже пороговых значений рождаемость определила начало фазы латентной депопуляции. Однако благодаря накопленному потенциалу демографической структуры естественный прирост еще многие годы

в 2009-2017 гг. способствовали относительно благоприятная для воспроизводства населения возрастная структура граждан Российской Федерации, повышение уровня жизни, проводимая в стране социальная и демографическая политика. Наблюдавшийся в 2014 г. прирост населения РФ (2,6 млн чел.) произошел во многом благодаря присоединению к России Республики Крым (1,896 млн чел.) и г. Севастополя (399 тыс. чел.). Если не включать их в расчет, прирост населения РФ в 2014 г. составил 305 тыс. чел.

В 2018 г. началась вторая волна депопуляции. В репродуктивный возраст вступили родившиеся в первую волну депопуляции в постсоветской России. Уменьшение численности женщин репродуктивного возраста (возможно и с худшим, чем до 1990-х гг., состоянием здоровья), при прочих равных условиях, ведет к снижению числа новорожденных, а увеличение числа людей старше 70 лет — к росту смертности. Поэтому неслучайно Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период

оставался положительным, и численность населения продолжала по инерции расти» [3, с. 752].

< 20

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY

Таблица 1 / Table 1

Сокращение численности населения РФ в 2021-2024 гг. в материалах Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (Единый план) и Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Прогноз 2022-2024), тыс. чел. / Reduction of the population of the Russian Federation in 2021-2024 in the materials of the Unified

plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and the planning period up to 2030 and in the Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2022 and the planning period of 2023 and 2024, thousands of people

Источник/год 2021 2022 2023 2024

Единый план -536 -533 -303 -257

Прогноз 2022-2024 -600 -0,500 -0,400 -0,300

Источник/ Source: составлено автором на основе Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года; Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов / ^mpiled by the author based on the date of the World Bank), of the website "The population of the countries of the world in 1980-2020", and on the data of the Unified plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and the planning period up to 2030.

до 2024 года и на плановый период до 2030 года7, разработанный для реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предполагал, что численность населения Российской Федерации увеличится уже в 2022 г. Однако менее чем через год (сентябрь 2021 г.) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Прогноз 2022-2024) привел еще более удручающие цифры (табл. 1).

«В силу объективных демографических трендов,— отмечено в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, — в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться». Указанное в Едином плане среднегодовое сокращение численности населения Российской Федерации в 2021-2024 гг. (-407,0 тыс. чел.) существенно больше, чем, по данным Всемирного банка, произошло в 1994-2008 гг. (-379,6 тыс. чел.)8. «Очень странно в мирное время вымирать на своей земле, имея самую большую в мире тер-

7 Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 2765-р.

8 URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_

plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_ goda.html

риторию и огромное количество ресурсов для жизни» [3, с. 758].

Понятно, что сокращение числа жителей угрожает безопасности любой страны, особенно с низкой плотностью населения. В число последних традиционно входит богатая природными ископаемыми, водными ресурсами и лесами Россия. В части безопасности положение нашей страны осложняется в связи с ростом населения в сопредельных странах (в том числе с мусульманским вероисповеданием) и в США (которые являются стратегическим конкурентом) (табл. 2), а также по причине активной работы Турецкой Республики при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане по объединению тюркских народов с целью воссоздания Османской империи [4], включающей и сопредельные с Российской Федерацией государства.

Представление о том, насколько успешно идет эта работа, можно составить на примере сотрудничества Турецкой Республики и Азербайджанской Республики в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационно-идеологической областях и в сфере образования из заключенных этими странами в последние годы договоров, совместных меморандумов, подписанных протоколов9.

9 Шушинская декларация о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, 2021 г. URL: https://news.day.az/officialchronicle/1352978.html; Political relations between Turkey and Azerbaijan. Economics essay. URL: https://www.uniassignment.com/essay-samples/ economics/political-relations-between-turkey-and-azarbaijan-economics-essay.php

Таблица 2 / Table 2

Прирост (+) / убыль (-) численности населения девяти стран в 1993-2020 гг., млн чел. / Increase (+) / decrease (-) in the population of nine countries in 1993-2020, million people

Страна Прирост населения Страна Убыль населения

США 76,694 Эстонская Республика -0,232

Турецкая Республика 27,717 Республика Армения -0,542

Республика Узбекистан 12,954 Латвийская Республика -0,744

Республика Таджикистан 4,057 Республика Беларусь -0,786

Азербайджанская Республика 2,830 Литовская Республика -0,968

Казахстан 2,421 Республика Молдова -1,070

Республика Туркменистан 2,172 Республика Грузия -1,132

Киргизская Республика 2,053 Российская Федерация -1,224

Монголия 1,226 Республика Украина -10,517

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка (World Development Indicators) и сайта «Численность населения стран мира в 1980-2020 гг.» / ^mpiled by the author according to the World Bank data (World Development Indicators) and the website "The population of the countries of the world in 1980-2020".

Рис. 2/Fig 2. Компоненты сбережения населения / Components of population savings

Источник/ Source: составлено автором / ^mpiled by the author.

Итак, стоящую перед любым народом цель сохранения и увеличения своей численности Российской Федерации в краткосрочный и среднесрочный период не выполнить. Это долгосрочная, стратегическая цель, важная для обеспечения безопасности общества [5]. Одним из основных условий ее достижения является повышение уров-

ня благосостояния всех членов общества. А чтобы обеспечить и в течение длительного времени поддерживать уровень благосостояния, необходимо успешное, поступательное, устойчивое развитие экономики страны, ее административно-территориальных образований и хозяйствующих субъектов (рис. 2).

Рис 3/Fig. 3. Динамика величины ВВП на душу населения в РФ в 1989-2020 гг., тыс. долл. США 2015 г. / Dynamics of GDP per capita in the Russian Federation in 1989 2020, thousand constant 2015 US$

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка (World Development Indicators) / ^mpiled by the author according to the World Bank data (World Development Indicators).

повышение благосостояния граждан

Важным фактором сбережения народа (рост численности, укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня образования и интеллектуального развития) является рост благосостояния всех членов общества [2]. Поэтому повышение благосостояния — стратегическая цель многих стран мира, в том числе и России. В мировой практике интегральным показателем достигнутого страной уровня благосостояния служит величина приходящегося на душу населения валового внутреннего продукта (ВВП).

В декабре 1999 г. В. В. Путин, опираясь на предоставленные ему расчеты, отмечал: «Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании — стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, — нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. .Предположим, расчеты экспертов не совсем точны, нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее» [6].

Надежды на высокие темпы роста экономики РФ не оправдались (неверные расчеты — одна из причин выдвижения недостижимых целей и не-

выполнения достижимых). Среднегодовые темпы прироста российского ВВП в 2000-2014 гг. (15 лет после 1999 г.) составили -0,7%, у Португалии — +0,3%, Испании — +1,5%10.

В 2000 г. в России величина валового внутреннего продукта на душу населения была в два раза больше, чем в 1999 г., однако нам все равно не удалось выйти на показатели Испании и Португалии 1999 г. (рис. 3).

Цель повышения благосостояния не снята с повестки дня, и поставленная в 1999 г. задача ждет своего выполнения.

экономический рост

В опубликованной 30 декабря 1999 г. статье «Россия на рубеже тысячелетий» В. В. Путин отметил, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира» [6]. Почти через 10 лет в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года было записано, что «стратегическими целями обеспечения национальной безопасно-

10 Рассчитано по данным Всемирного банка. URL: https:// databank.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL/1ff4a498/Popular-Indicators#

Рис. 4/Fig. 4. Темпы роста ВВП России и мира в целом в 1999-2020 гг., % / GDP growth rates of Russia and the world in 1999-2020, %

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка (World Development Indicators)" / ^mpiled by the author according to the World Bank data (World Development Indicators). * Исходные для расчета темпов роста данные взяты в долларах США 2015 г.

сти являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах»11. В 2018 г. цель «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности» была поставлена перед правительством РФ для достижения до 2024 г.12

Такие задачи подъема экономики страны до уровня (и выше) наиболее развитых экономик мира ране ставили и В. И. Ленин: «Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически» [7, с. 199]), и И. В. Сталин: «Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, Советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма в нашей стране, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут» [8].

11 URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424

12 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/Text/0001201805070038

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выдвижение такой стратегической цели было продиктовано необходимостью выживания страны в условиях враждебного окружения и обусловлено объективной закономерностью существования в условиях враждебного окружения, когда поступательное развитие возможно только при экспансии (экономической, военной, территориальной, политической, научно-технологической, идеологической, культурной, образовательной и информационной) в глобальном мире. В прошлые века основным инструментом экспансии были войны и религия, в настоящее время — так называемая «мягкая сила» и глобальная экономическая агрессия [9].

О мощи экономики страны обычно судят по величине показателя валового внутреннего продукта. В 1999-2008, 2011-2012 гг. и в 2020 г. темпы роста ВВП Российской Федерации были выше мировых, в остальные годы — ниже (рис. 4).

Если в 1999-2008 гг. среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации были выше мировых темпов роста ВВП на 3,4 п.п., то в 2009-2020 гг.— на 2,0 п.п. ниже. Поставленная задача обеспечения темпов экономического роста выше мировых во многом выполнялась. Однако валовой внутренний продукт наиболее развитых в экономическом плане стран в рассматриваемый период рос еще быстрее, и в 2020 г. России удалось войти лишь в число тринадцати ведущих экономик мира.

Таблица 3 / Table 3

Отношение ВВП Российской Федерации к ВВП стран, занимающих 5-е и 10-е места по объему ВВП в 1989-2020 гг., % / The ratio of the GDP of the Russian Federation to the GDP of countries ranked 5th and 10th in terms of GDP in 1989-2020, %

Место/год 1989 1992 1999 2015 2018 2020

5-е 74,2 54,2 32,4 46,5 46,5 50,4

10-е 168,6 199,6 71,1 87,6 86,3 87,5

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка / ^mpiled by the author according to the World Bank data.

Рис. 5/Fig. 5. Среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения РФ в 1992-2020 гг., % / The average annual growth rate of GDP per capita in the Russian Federation in 1992-2020, %

Источник/ Source: составлено автором по данным Всемирного банка / ^mpiled by the author according to the World Bank data.

Согласно данным Всемирного банка 5-е место в мире по размеру ВВП в 1999, 2009, 2015-2020 гг. занимало Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное Королевство). В 1999 г. Российская Федерация находилась на 16-м месте (в 1989 г. — на 7-м), перед ней располагалась Республика Корея. В 2020 г. Россия перешла на 13-е место, Республика Корея — на 10-е. Отношение ВВП России к ВВП Соединенного Королевства и Республики Корея показано в табл. 3.

Таким образом, России еще предстоит работать над достижением цели вхождения в число крупнейших экономик мира.

нЕРАВноМЕРносТЬ в движении К ЦЕЛЯМ

Итак, в исследуемый период темпы приближения Российской Федерации к рассматриваемым стратегическим целям не соответствовали ожиданиям, скорость движения менялась во времени, и поэтому не везде удалось достичь желаемых результатов. Есть еще одна особенность претворения в жизнь современной Россией поставленных долгосрочных целей — это волнообразная траектория движения, чередование ускорения и замедления темпов, приближения и удаления от установленных показателей.

% 115

85 ч /

80

2000-2008 2009 2010-2014 2015 2016-2019 2020

ВВП — —Инвестиции

Рис. 6 /Fig. 6. Среднегодовые темпы роста ВВП и физического объема инвестиций в основной капитал РФ в 2000-2020 гг., % / The average annual growth rate of GDP and the physical volume of investments in fixed assets in the Russian Federation in 2000-2020, %

Источник/ Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ / ^mpiled by the author according to the Federal State Statistics Service of the Russian Federation data.

Замедление темпов и удаление от целей наиболее явно проявлялось в годы, когда хозяйство Российской Федерации несло наибольший ущерб от внешних и внутренних кризисов и потрясений. Так, воздействие кризиса 2000-2001 гг., вызванного обвальным падением биржевых индексов работавших в сети Интернет высокотехнологичных компаний, российская экономика в наибольшей мере ощутила в 2002 г., мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.— в 2009 г., последствия многочисленных антироссийских санкций — в 2015-2016 гг. [10], последствия пандемии COVID-19 — в 2020 г. Такие колебания траекторий показателей достижения целей показаны на рис. 5, 6.

Важнейшей основой наращивания экономической мощи страны являются производственные инвестиции. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), взятые темпы роста объемов ВВП и инвестиций в основной капитал в 2000-2020 гг. линейно коррелированы

= 0,9265), связь прямая, с уровнем существенности а = 0,01. Поэтому закономерно, что динамика темпов роста объема инвестиций в основной капитал, как и валового внутреннего продукта, была неустойчивой, со взлетами и падениями. При этом амплитуда колебаний, как и у ВВП, уменьшалась (рис. 6).

Такие колебания траекторий движения к показателям стратегических целей происходят под воздействием множества факторов и обстоятельств, которые могут быть как внешними, так и внутренними по отношению к субъекту целеполагания, объективными и субъективными. Так, общество может менять траекторию движения к цели в связи с изменившейся социально-политической, демографической и экологической ситуацией, новым качеством управления обществом, в результате создания новых или исчерпания ранее имевшихся ресурсов, повышения или снижения эффективности использования этих ресурсов.

Примерами внешних по отношению к данному социуму факторов, способных изменить выбранный обществом путь к цели и скорость его прохождения, являются природные и техногенные катастрофы, изменение климата, войны, мировые финансово-экономические кризисы, эпидемии и пандемии, появление новых или исчезновение ранее существовавших рынков сбыта и приобретения продукции, меры изоляции страны, ее хозяйствующих субъектов от мирового сообщества и т.д.

В случае негативного влияния внешних и (или) внутренних факторов, условий и обстоятельств приближение к цели прерывается, и происходит удаление от нее. После преодоления неблагоприятных воздействий

< 26

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY

движение к цели возобновляется. При этом, поскольку разные общества и виды деятельности в силу своего характера, внутренней организации и в зависимости от причиненного ущерба, восстанавливаются с неодинаковой скоростью, имеют неодинаковые ресурсы и возможности, сроки реализации и осуществления разных целей не обязательно совпадают и могут существенно различаться13.

В зависимости от сложившихся и ожидаемых в перспективе условий, от важности целевых установок общество может менять не только способы и темпы движения к заданным ориентирам, но и корректировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели и их значимость14.

выводы

Недостижение цели означает неудовлетворение потребностей, порождает недовольство, сомнение в своих силах, неопределенность дальнейшего плана действий; требует пересмотра целей, сроков их достижения и выделения необходимых для их реализации ресурсов. Кроме того, недостижение поставленных целей подрывает доверие общества к органам и представителям власти и политических партий, ответственным за заявленные цели и принятые решения. «Если обещать невозможное, это что означает? Это порождает ожидания, которым не суждено быть сбывшимися, обманывать людей и сеять недоверие ко всей политической системе страны, раскачивать ее изнутри, вот что это означает»15.

13 Эти объективные причины закономерно приведут к тому, что после преодоления пандемии COVID-19 экономики разных стран мира будут восстанавливаться неодинаковыми темпами — одни быстрее, другие медленнее.

14 Естественно ожидать, что уроком пандемии COVID-19 станет большее внимание общества к здравоохранению и науке.

15 Послание Президента Федеральному собранию. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/62582

Существуют как объективные, так и субъективные причины невыполнения выдвигаемых целей. Представленные в данной статье результаты исследования говорят о том, что стратегические цели в современной России не всегда достигаются. Причин может быть несколько:

• выбрана неправильная цель, ее не следовало реализовывать;

• поставлена недостижимая цель, возможности общества и внешние условия не позволяют ее осуществить;

• чрезвычайные обстоятельства и так называемые «черные лебеди» помешали достижению цели;

• исполнители неспособны выполнить поставленные перед ними задачи;

• цель не собирались выполнять [11].

Возможны также различные сочетания этих

причин.

На недостижение цели можно реагировать по-разному: продолжать работать; перенести сроки реализации; скорректировать или полностью снять количественные целевые показатели, оставив саму цель; заменить первоначальную формулировку цели на новую версию, отказаться от выполнения цели.

Цель — идеальное представление желаемого. Идеальный образ либо становится реальностью, либо продолжает оставаться идеальным, либо преобразуется в новый идеальный образ (новые идеальные образы). Так и цель: она может быть достигнута, сохранена на будущее, конкретизирована, уточнена, изменена, заменена новой целью или целями.

Реальное, в котором воплощено идеальное, воображаемое, мыслимое, не обязательно совпадает с идеальным. И эта новая реальность порождает новое идеальное, в нашем случае — новую цель или цели.

список источников

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. М.: Рус. яз.; 1984. 816 с.

2. Третьяков В. Александр Солженицын: «Сбережение народа — высшая изо всех наших государственных задач». RELIGARE. 28.04.2006. URL: http://www.religare.ru/2_29003.html

3. Соболева С. В., Смирнова Н. Е., Чудаева О. В. Особенности второго этапа депопуляции в России. Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2021;(16.Ч.1):752-758. URL: http://inion.ru/site/assets/ files/6193/2021_e_rossiia_tendentcii_i_perspektivy_razvitiia_16_1.pdf

4. Мировой А. Вернуть Турции былое величие: как Эрдоган пытается оживить Османскую империю. Федеральное агентство новостей. 18.02.2020. URL: https://riafan.ru/1251768-vernut-turrii-byloe-velichie-kak-erdogan-pytaetsya-ozhivit-osmanskuyu-imperiyu

5. Третьяков В. Бесхребетная Россия. ИНТЕЛРОС. 2005. URL: http://intelros.org/lib/statyi/tretyakov1.htm

6. Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий. Независимая газета. 30.12.1999. URL: https://www.ng.ru/ politics/1999-12-30/4_millenium.html

7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 34. М.: Политиздат; 1969. 584 с.

8. Сталин И. Сочинения. Т. 11. Произведения 1928-1929. М.: Политиздат; 1947. URL: https://ruslit. traumlibrary.net/book/stalin-pss18-11/stalin-pss18-11.html

9. Казанцев С. В. Глобальная экономическая агрессия. Новосибирск: Офсет-ТМ; 2019. 100 с.

10. Казанцев С. В. Национальные интересы, стратегические цели и долгосрочная безопасность Российской Федерации. Мир новой экономики. 2021;15(1):40-49. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-40-49

11. Казанцев С. В. Стратегические цели и безопасность Российской Федерации. Развитие и безопасность. 2021;(3):15-31. DOI: 10.46960/2713-2633_2021_3_15

REFERENCES

1. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: Approx. 57,000 words. Moscow: Russkii yazyk; 1984. 816 p. (In Russ.).

2. Tretyakov V. Alexander Solzhenitsyn: "Saving the people is the highest of all our state tasks". RELIGARE. Apr. 28, 2006. URL: http://www.religare.ru/2_29003.html (In Russ.).

3. Soboleva S. V., Smirnova N. E., Chudaeva O. V. Features of the second stage of depopulation in Russia. Rossiya: Tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. 2021;(16.Pt.1):752-758. URL: http://inion.ru/site/assets/ files/6193/2021_e_rossiia_tendentcii_i_perspektivy_razvitiia_16_1.pdf (In Russ.).

4. Mirovoi A. Return Turkey to its former greatness: How Erdogan is trying to revive the Ottoman Empire. Federal'noe agentstvo novostei. Feb. 18, 2020. URL: https://riafan.ru/1251768-vernut-turcii-byloe-velichie-kak-erdogan-pytaetsya-ozhivit-osmanskuyu-imperiyu (In Russ.).

5. Tretyakov V. Spineless Russia. INTELROS. 2005. URL: http://intelros.org/lib/statyi/tretyakov1.htm (In Russ.).

6. Putin V. V. Russia at the turn of the millennium. Nezavisimaya gazeta. Dec. 30, 1999. URL: https://www.ng.ru/ politics/1999-12-30/4_millenium.html (In Russ.).

7. Lenin V. I. Complete set of works. 5th ed. Vol. 34. Moscow: Politizdat; 1969. 584 p. (In Russ.).

8. Stalin I. Writings. Vol. 11. Works of 1928-1929. Moscow: Politizdat; 1947. URL: https://ruslit.traumlibrary.net/ book/stalin-pss18-11/stalin-pss18-11.html (In Russ.).

9. Kazantsev S. V. Global economic aggression. Novosibirsk: Offset-TM; 2019. 100 p. (In Russ.).

10. Kazantsev S. V. National interests, strategic goals and long-term security of the Russian Federation. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy. 2021;15(1):40-49. (In Russ.). DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-40-49

11. Kazantsev S. V. Strategic goals and security of the Russian Federation. Razvitie i bezopasnot'. 2021;(3):15-31. (In Russ.). DOI 10.46960/2713-2633_2021_3_15

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Сергей Владимирович Казанцев — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия

Sergey V. Kazantsev — Doctor of Economics, Chief Researcher at the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia https://orcid.org/0000-0003-4777-8840 kzn-sv@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 20.11.2021; после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 20.12.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was received on 20.11.2021; revised on 10.12.2021 and accepted for publication on 20.12.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.