Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ДОЛГОСРОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ДОЛГОСРОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев Сергей Владимирович

У государства и нации есть собственные интересы. Их называют национальными. Несмотря на то что изучать национальные интересы стали много веков тому назад, до сих пор нет единой методики определения национальных интересов и тем более их количественной оценки. Национальные интересы во многом определяют цели, которые ставит перед собой общество. Так, из национально интереса «сохранение и выживание социума» возникает стратегическая цель человеческого общества, государства и нации - увеличение численности населения и обеспечение его безопасности. Другим национальным интересом является сохранение территориальной целостности, и, соответственно, каждое государство имеет целью сохранение своей территориальной целостности и поддержание территории своего обитания в благоприятном для жизни состоянии. Если цель поставлена, должны быть показатели ее достижения. Так, показателями выполнения такой стратегической цели, как обеспечение социально-экономического благополучия и роста благосостояния, выступают объем и динамика доходов членов общества, уровень безработицы, коэффициенты дифференциации доходов населения и т. д. Взяв за основу шесть общепризнанных национальных интересов, автор данной статьи определил семь отвечающих им стратегических целей общества. Для количественной оценки меры их достижения автор выделил, исходя из возможностей российской статистики, 23 показателя, по которым проследил изменение предложенного им коэффициента динамики жизнестойкости российского общества. Оказалось, что в 2000-2018 гг. этот показатель имел тенденцию к снижению и его колебания затухали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL INTERESTS, STRATEGIC GOALS AND LONG-TERM SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The state and the nation have their interests. They call them “the national interests”. Even though the study of national interests began many centuries ago, there is still no single methodology to determine national interests, let alone quantifying them. National interests largely determine the goals that society sets for itself. Thus, from the national interest “preservation and survival of society” arises the strategic goal of human society, the state, and the nation - to increase the population and ensure its security. The preservation of territorial integrity is one of the national interests, so each state has the goal to preserve its territorial integrity and maintain the territory of its habitat in a life-friendly condition. If a goal is set, there should be indicators of its achievement. For example, for the strategic goal “ensuring socio-economic well-being and growth of well-being” indicators are the volume and dynamics of income of members of the society, the unemployment rate, the coefficients of differentiation of incomes of the population and some other indexes. The author of this paper has identified seven strategic goals of a society that correspond to six universally recognized national interests. To quantify the measure of their achievement, the author selected 23 indicators. The author based his choice according to the state of Russian statistics. It turned out that this indicator had a downward trend in 2000-2018, and its fluctuations were damped.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ДОЛГОСРОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-40-49 УДК 338.1(45) JEL F5

(CC) ]

BY 4.0

национальные интересы, стратегические цели и долгосрочная безопасность российской Федерации*

с. в. казанцев

ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», Новосибирск, Россия

1п«р://о^.огд:/0000-0003-4777-8840

аннотация

У государства и нации есть собственные интересы. Их называют национальными. Несмотря на то что изучать национальные интересы стали много веков тому назад, до сих пор нет единой методики определения национальных интересов и тем более их количественной оценки. Национальные интересы во многом определяют цели, которые ставит перед собой общество. Так, из национально интереса «сохранение и выживание социума» возникает стратегическая цель человеческого общества, государства и нации - увеличение численности населения и обеспечение его безопасности. Другим национальным интересом является сохранение территориальной целостности, и, соответственно, каждое государство имеет целью сохранение своей территориальной целостности и поддержание территории своего обитания в благоприятном для жизни состоянии. Если цель поставлена, должны быть показатели ее достижения. Так, показателями выполнения такой стратегической цели, как обеспечение социально-экономического благополучия и роста благосостояния, выступают объем и динамика доходов членов общества, уровень безработицы, коэффициенты дифференциации доходов населения и т.д. Взяв за основу шесть общепризнанных национальных интересов, автор данной статьи определил семь отвечающих им стратегических целей общества. Для количественной оценки меры их достижения автор выделил, исходя из возможностей российской статистики, 23 показателя, по которым проследил изменение предложенного им коэффициента динамики жизнестойкости российского общества. Оказалось, что в 2000-2018 гг. этот показатель имел тенденцию к снижению и его колебания затухали.

Ключевые слова: национальные интересы; стратегические цели; национальная безопасность; Российская Федерация.

Для цитирования: казанцев с. в. Национальные интересы, стратегические цели и долгосрочная безопасность российской Федерации. Мир новой экономики. 2021;15(1):40-49. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-40-49

original paper

National Interests, Strategic Goals and Long-Term Security of the Russian Federation*

S. V. Kazantsev

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia http://orcid.org:/0000-0003-4777-8840

ABSTRACT

The state and the nation have their interests. They call them "the national interests". Even though the study of national interests began many centuries ago, there is still no single methodology to determine national interests, let alone quantifying them. National interests largely determine the goals that society sets for itself. Thus, from the national interest "preservation and survival of society" arises the strategic goal of human society, the state, and the nation - to

* Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности».

** The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds according to the IEIE research plan, Project "Methods and models for substantiating the strategy for the development of the Russian economy in the changing macroeconomic reality".

© Казанцев С. В., 2021

increase the population and ensure its security. The preservation of territorial integrity is one of the national interests, so each state has the goal to preserve its territorial integrity and maintain the territory of its habitat in a life-friendly condition. If a goal is set, there should be indicators of its achievement. For example, for the strategic goal "ensuring socio-economic well-being and growth of well-being" indicators are the volume and dynamics of income of members of the society, the unemployment rate, the coefficients of differentiation of incomes of the population and some other indexes. The author of this paper has identified seven strategic goals of a society that correspond to six universally recognized national interests. To quantify the measure of their achievement, the author selected 23 indicators. The author based his choice according to the state of Russian statistics. It turned out that this indicator had a downward trend in 2000-2018, and its fluctuations were damped.

Keywords: national interests; strategic goals; national security; Russian Federation

For citation: Kazantsev S.V. National interests, strategic goals and long-term security of the Russian Federation. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy. 2021;15(1):40-49. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-40-49

главные цели

Национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов России1.

Несмотря на то что учение об интересах отдельных государств было разработано еще в XIV-XV вв. Никколо Макиавелли (1469-1527), развито в XVI-XVII вв. Джованни Ботеро (1544-1617) и Жаном Боденом (1530-1596), единой методики определения национальных интересов до сих пор не существует [1]. По-видимому, одной из причин этого является широта и многозначность понятия «интерес». В огромном массиве научных работ по проблемам национальных интересов и безопасности, национальных интересов и политики (прежде всего англоязычных авторов2) наиболее выделяемыми национальными интересами являются: 1) сохранение и выживание нации; 2) территориальная целостность; 3) политическая и хозяйственная независимость, самоуправление; 4) социально-экономическое благополучие и рост благосостояния (материального и духовного); 5) защищенность от враждебных посягательств; 6) достойное место в мировом сообществе; 7) экологическая безопасность.

Национальные интересы, совместная деятельность, взаимоотношения и взаимодействие членов общества, система регулирования их поведения, отношений и деятельности, общая территория проживания создают основу для формиро-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

2 В англоязычной литературе национальный интерес имеет два

значения: а) «государственный интерес»; б) интерес конкретной нации (этноса).

вания стратегических целей социума. Цель — есть образ, который создает человек3. Стратегическая цель общества — это цель, которую ставит перед собой социум на длительную перспективу. По существу, она представляет некоторый идеал, к которому это общество стремится [2].

Во все живое генетически заложено стремление к сохранению и продолжению жизни — своей и своего вида. Сохранение и воспроизводство человеческого общества (далее просто — «общество») есть, прежде всего, увеличение численности и продолжительности жизни людей. Поэтому первой стратегической целью общества и государства является увеличение численности населения и обеспечение его безопасности.

«Судьба России, ее историческая перспектива,— сказано в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2020 г., — зависит от того, сколько нас будет (хочу содержательную часть начать именно с демографии), зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни» (http://www. kremlin.ru/events/president/news/62582). В Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» сказано мягче: национальной целью является «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (Ы^р://риЫкайоп. pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012). Сохранение — это простое воспроизводство. Этого недостаточно.

3 «Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности». Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.onlinedics.rU/slovar/bes/c/tsel.html.

Поскольку в пространственно-географическом плане национальные интересы не ограничиваются пределами территории государства, в интересах Российской Федерации — увеличение численности ее граждан и за пределами России.

Для поддержания и продолжения жизни необходимы ресурсы развития. Их общество берет из природы, создает и воспроизводит. Созданием и воспроизводством ресурсов развития занимается работающее население (Ь1). При прочих равных условиях количество работающих прямо и положительно зависит от численности населения страны: Ь1 = ДЬ), где [ — возрастающая функция; Ь — численность населения.

В формализованном виде прямая линейная зависимость объема создаваемых обществом ресурсов развития (продуктов) от численности работающего населения имеет вид: X(:) = Ь1(:) • р(:), где t — индекс времени; р(Ь) — производительность труда.

В свою очередь, производительность труда прямо зависит от уровня квалификации и профессиональной подготовки работающего, а также от используемых им средств производства — предметов труда, техники и технологий. Связь производительности труда с объемом и качеством средств производства записывается в виде известного соотношения: р(Ь) = к(:) • Ь(Ь). Здесь к(:) обозначает фондовооруженность труда, Ь(:) — фондоотдачу.

фондовооруженность труда и фондоотдача, характеристики используемых обществом средств производства

Производительность и эффективность последних зависят от достигнутых в стране уровней развития образования, культуры, науки, накопленных знаний. Все эти факторы в конечном счете определяют число высокообразованных кадров, характер и качество всех уровней управления в стране — кадровый и организационный потенциал.

Отсюда вывод: стратегическая цель Российской Федерации — увеличение численности дееспособных, высокообразованных, профессионально подготовленных граждан России. Наличие таких кадров, такого человеческого потенциала — одна из главных составляющих научно-технологической безопасности страны.

Кадровый и организационный потенциал зависят от уровня развития и состояния общества. Увеличение численности дееспособного, высокообразованного, профессионально подготовленного населения страны невозможно без успешного социально-экономического, культурного, образовательного, научно-технологического, информационного, идеологического, организационного и политического развития.

Поэтому стратегической целью является обеспечение, по возможности, устойчивого, поступательного развития общества, всех сфер человеческой деятельности (социально-экономической, культурной, образовательной, научно-технологической, информационной, идеологической, организационно-управленческой, политической, оборонной и др. внутри страны и в установленных границах за ее пределами). Реализация этой цель позволит, в том числе, укрепить экономическую безопасность страны.

Потребностью современного общества выступает равенство всех перед законом, возможность участвовать в общественной жизни (в том числе в выработке и принятии решений), повышать свое благосостояние; а также традиционное стремление к справедливости. Поэтому индивиды, социальные группы и органы власти заинтересованы в поддержании социально-экономического равновесия в обществе, недопущении возникновения в нем чрезмерной дифференциации.

Все это ставит перед обществом и государством стратегическую цель: недопущение опасного уровня социальной, экономической, региональной дифференциации; классового, религиозного, этнического и других видов нежелательного противостояния в обществе. Это важная составляющая социальной безопасности.

Люди живут в определенном пространстве, на известной территории. Поэтому стратегической целью любого государства является обеспечение его территориальной целостности и поддержание этой территории в благоприятном для жизни состоянии. Это требует обеспечения территориальной и экологической безопасности общества.

Пока на Земле идет борьба за сферы влияния (экономического, политического, научно-технологического, культурного, информационного, военно-технического и т.д.), за территорию и природные ресурсы (в том числе человеческие) национальным интересом и стратегической

целью общества и государства является обеспечение суверенитета страны и защита ее от всех видов внешних угроз, а также защита населения, имущества и достояния от всех видов стихийных бедствий, техногенных катастроф, новых опасных живых организмов и других чрезвычайных ситуаций.

Реализация национальных интересов, достижение стратегических целей, обеспечение безопасности общества и его социально-политических институтов повышают способность социума успешно преодолевать неблагоприятные условия среды существования, устойчивость к стрессогенным факторам, способность не только существовать, но и развиваться, т.е. жизнестойкость общества, личности, государства. Синонимами жизнестойкости выступают понятия «жизнеспособность» («способность к жизни во всех ее проявлениях, способность не только существовать, адаптироваться к условиям жизни, но и развиваться») [3] и «живучесть» («способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять основные свои функции, несмотря на полученные повреждения» (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36975).

коэффициент жизнестойкости

Национальные интересы, стратегические цели, уровни безопасности обычно выражаются в поддающихся оценке (количественной и/или качественной) показателях. По изменению значений таких показателей судят о продвижении (успехах и неуспехах) в реализации национальных интересов, выполнении поставленных целей, достижении необходимых уровней безопасности.

В 2007 г. сотрудники Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (г. Москва) для оценки жизнеспособности страны предложили коэффициент витальности, учитывающий пять факторов, характеризующих численность и динамику населения страны:

Вф = Нф*[Рф - Сф + ДОПЖф/ОПЖф] + Мф, (1)

где t — индекс отрезков времени; В — коэффициент витальности; Н — численность населения; Р — число родившихся на 1000 чел. населения; С — число умерших на 1000 чел. населения; ОПЖ — ожидаемая продолжительность жизни; ДОПЖ —

прирост ожидаемой продолжительности жизни; М — миграционное сальдо (человек в год) [4].

Известно, что большинство используемых для характеристики объекта показателей подходит только для строго определенного множества (вида, класса) объектов. Расчет показателя В(^ по формуле (1) как всякой аддитивной величины возможен лишь при одинаковых для всех слагаемых физических единицах их измерения4. Желательно также, чтобы по величине показателя можно было судить о его близости или удалении от известной границы (целевого или критического значения). Применительно к показателю В(£) это может быть близость или удаленность от простого воспроизводства населения.

Рассмотрим другой возможный показатель жизнестойкости общества, в котором такие требования соблюдены. Для его получения разделим все множество факторов, которыми общество в состоянии управлять в процессе своего развития, на две группы.

В первую (группа О) включим те из них, увеличение значения которых положительно влияет на целевые индикаторы, например на национальные интересы, стратегические цели, развитие общества и укрепление его жизнеспособности, на безопасность страны и т. д. Факторы данной группы способствуют деятельности, поддержанию и воспроизводству жизни. Это, например, численность населения и продолжительность его жизни.

Ко второй (группа О) отнесем отрицательно воздействующие факторы. Увеличение их значений противоречит национальным интересам, мешает достижению стратегических целей, сдерживает развитие, ослабляет жизнеспособность, снижает уровень безопасности и т.д. Включаемые в эту группу факторы мешают деятельности, затрудняют и пагубно сказываются на жизни (например, загрязнение воздушной среды, исчерпание и отсутствие ресурсов развития)5.

Поскольку увеличение значений факторов группы О повышает жизнестойкость, а группы

4 В выражении (1) это требование нарушено. Единицы измерения показателей различны: человек на фиксированную дату (показатель статики) и человек в год (показатель динамики).

5 «Ресурсы — совокупность известных на данный момент средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно времени использования» [5].

О — снижает ее, предлагается следующий показатель (коэффициент) изменения жизнестойкости в некоторый отрезок времени У(г) [6]:

V ()=

№ ('■') П Q (1 )

(2)

Здесь:

г = 1, 2, ..., Т — индекс отрезков времени;

г = 1, 2, ..., п — индекс факторов группы 0;

; = 1, 2, ..., т — индекс факторов группы О;

0(г", г) = g(i, г) / g(i, г — 1) — скорость изменения фактора г из группы 0 в отрезок времени г;

О(/, t) = ц(), t) / ц(), t — 1) — скорость изменения фактора ) из группы О в отрезок времени г;

g(i, г) > 0 — значение фактора г из группы 0 в отрезок времени г;

ц(}, г) > 0 — значение фактора ) из группы О в отрезок времени г.

Ингредиентами соотношения (1) являются скорости роста, поэтому каждый участвующий в расчете показатель g(i, г) и ц(), г) должен быть отличен от нуля и не бесконечно близок к нему, не менять знак в течение рассматриваемого отрезка времени. Область применения предлагаемого индекса ограничена именно социально-экономическими показателями, удовлетворяющими таким условиям.

Предложенный показатель жизнестойкости выражен в долях единицы, он больше нуля. Величина У(г) не говорит ни о высокой, ни о низкой жизнестойкости субъекта (объекта), т.е. о ее абсолютном уровне. Она показывает направление изменения жизнестойкости — рост или снижение — и дает оценку скорости изменения жизнестойкости.

Равенство коэффициента изменения жизнестойкости единице [У(г) = 1] означает, что в отрезок времени г жизнестойкость осталась на уровне, на котором она была в предыдущий отрезок времени г — 1. В экономике это соответствует простому воспроизводству.

Значение коэффициента, большее единицы [У(г) > 1], указывает на то, что уровень жизнестойкости повысился (расширенное воспроизводство), а меньшее единицы [У(г) < 1] — что жизнестойкость уменьшилась (суженное воспроизводство).

Понятно, что как набор, так и число учтенных в выражении (2) факторов, используемых для оценки динамики исследуемого процесса (в нашем случае жизнестойкости), можно менять.

Отметим также, что задействование для повышения уровня жизнестойкости одних факторов, из числа тех, которые общество в состоянии создавать, воспроизводить, изменять и использовать, может потребовать полного или частичного отказа на какое-то время или навсегда от применения одного или нескольких других факторов. Такая ситуация обычно наблюдается при сопоставлении сиюминутных и будущих, краткосрочных и долгосрочных затрат и результатов, а также при решении вопроса о том, какие средства и источники развития при ограниченных ресурсах (человеческих, временных, материально-технических, информационных и т.д.) расширять, создавать и воспроизводить в фиксированный отрезок времени, а какие — нет. «Для строительства будущего — замечает доктор философских наук А. И. Селиванов — необходимы специальные усилия, которые часто идут в ущерб настоящему, и на это приходится идти сознательно, жертвуя настоящим ради будущего» [7].

подход к оценке динамики реализации национальных интересов

Применим выражение (2) для оценки продвижения Российской Федерации в осуществлении семи названных в начале статьи национальных интересов в 2001-2018 гг. Выбранные для их характеристики показатели приведены в таблице. При формировании представленных в ней показателей учитывалась и возможность получения статистических данных.

Среди представленных в таблице исходных для расчета по формуле (2) параметров есть те, что включены в списки показателей экономической безопасности, содержащееся в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208) и в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». (подписан 21.07.2020). Часть из них взята без изменений, часть модифицирована. К первым относятся, например, доля российского валового внутреннего продукта в мировом вало-

n

Таблица / Table

исходные показатели, выбранные для оценки хода реализации национальных интересов / Baseline indicators selected for assessing the implementation of national interests

обозначение показателя исходный показатель

Национальный интерес: сохранение и выживание нации

G1 Численность населения

G2 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

01 Число зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни

Национальный интерес: территориальная целостность страны

G3 Протяженность железнодорожных путей

G4 Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

02 Неравенство субъектов РФ по размеру ВРП*

03 Неравенство субъектов РФ по уровню реальных располагаемых денежных доходов*

Национальный интерес: Политическая и хозяйственная независимость

G5 Внутренние затраты на исследования и разработки, скорректированные на дефлятор ВВП

G6 Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G7 Объем производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)

04 Доля продукции химической промышленности, каучука, машин, оборудования и транспортных средства в импорте РФ

Национальный интерес: социально-экономическое благополучие и рост благосостояния

G8 Реальные располагаемые денежные доходы населения

G9 Среднегодовая численность занятых в экономике

05 Децильный коэффициент фондов

Национальный интерес: защищенность от враждебных посягательств

G10 Расходы на национальную оборону, скорректированные на дефлятор ВВП

G11 Население в трудоспособном возрасте

G12 Отношение доходов консолидированного бюджета РФ к его расходам

06 Степень износа основных фондов

Национальный интерес: достойное место в мировом сообществе

G13 Доля ВВП РФ в ВВП мира

G14 Доля экспорта РФ в мировом экспорте

Национальный интерес: Экологическая безопасность

G15 Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, скорректированные на дефлятор ВВП

07 Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

08 Объем сброса загрязненных сточных вод

* - величина неравенства рассчитывается как отношение максимального у субъектов РФ значения показателя к минимальному значению этого показателя.

Источник/ Source: составлено автором / compiled by the author.

вом внутреннем продукте, степень износа основных фондов, децильный коэффициент фондов. Ко вторым — отношение доходов консолидированного бюджета к его расходам. В списке показателей национальной безопасности значатся дефицит федерального бюджета и дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Значение показателя дефицита бюджета во времени может менять знак с плюса на минус и с минуса на плюс, а также быть равным нулю. Это не позволяет рассчитывать темпы его роста. Поэтому для вычислений по формуле (2) взято отношение доходов бюджета к его расходам. Также можно поступать в случаях с другими показателями, в динамическом ряде которых есть как положительные, так и отрицательные величины и которые являются суммой двух других величин, имеющих одинаковые знаки (плюс или минус).

Кроме названного выше критерия выбора исходных для вычислений по формуле (2) показателей — возможность рассчитать темпы их роста — в данной работе использован еще один принцип их отбора: показатели не должны выражаться друг через друга. Например, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года есть два неудовлетворяющих этому принципу показателя. Первый — индекс физического объема валового внутреннего продукта, второй — доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте. В их расчете используется один и тот же параметр — валовой внутренний продукт. Посмотрим, как они будут выглядеть в случае включения в формулу (2).

Обозначим через Х(£) валовой внутренний продукт в отрезок времени £ и через /(£) — объем инвестиций в основной капитал. Если оба названных показателя входят в группу О, что вполне логично, то их произведением будет:

Х(:)/Х(: - 1) • т/Х(г) = 1(г)/Х(г - 1).

А это уже совсем другой показатель — доля инвестиций в основной капитал в ВВП предыдущего отрезка времени.

Допустим, что индекс физического объема валового внутреннего продукта входит в группы О (включение его в группу О нелогично), а доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте — в группу О. Тогда их соотношение в выражении (2) будет: Х2(£) / [Х(£ - 1) • /(£)].

Содержательный смысл полученного соотношения неясен.

Во избежание подобных случаев и был принят принцип не включать в расчет показатели, выражающиеся друг через друга. Применение данного принципа в общем случае не отсекает все показатели, прямо или косвенно (опосредованно) влияющие на значения друг друга. Так, естественно предположить, что при прочих равных условиях динамика объемов выпуска промышленной продукции прямо влияет на величину доли валового внутреннего продукта в мировом ВВП и доли российского экспорта в экспорте всех стран мира.

Статистическая проверка показала значимую линейную корреляционную связь индексов роста этих показателей (коэффициенты линейной корреляции равны 0,777 и 0,738 соответственно) в исследуемый период (2001-2018 гг.) с двусторонним уровнем существенности а = 0,01. Значимая линейная корреляционная связь (R2 = 0,9787) обнаружена и для индексов изменения доли валового внутреннего продукта Российской Федерации в ВВП мира и доли российского экспорта в мировом экспорте. Это означает, что исключение из расчета индекса одной из этих долей не окажет заметного влияния на динамику коэффициента V(t), а лишь изменит его величину (в случае исключения из рассмотрения индекса изменения доли экспорта РФ в мировом экспорте значение показателя V(t) изменится в пределах от -2,4 до + 1,7% от его исходной величины).

Важно отметить, что рассматриваемые индексы выбраны в качестве показателей динамики реализации обсуждаемых национальных интересов, а не факторов, обусловливающих достижение последних.

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Оценка динамики осуществления рассматриваемых семи национальных интересов по представленным в таблице исходным показателям и выражению (2) выполнена на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) и Мирового банка (World Bank, Word Development Indicators). Индексы изменения значений этих показателей (в долях единицы) рассчитаны за 2001-2018 гг. Все они отличны от нуля и не бесконечно близ-

Рис. 1 /Fig. 1. Динамика коэффициента V(t) РФ в 2001-2018 гг., долей ед. / Dynamics of the coefficient V(t) in 2001-2018, shares of unit

Примечание: пунктиром обозначена степенная линия тренда (y = 1,1°°9x°°27, R2 = 0,311).

Источник/ Source: рассчитано автором по данным Росстата и Мирового банка / the author's calculation based on data from Rosstat and the World Bank.

ки к нему. Полученная динамика изменения коэффициента V(t) показана на рис. 1.

Высокий уровень зависимости экономики Российской Федерации от состояния мировых товарных и финансовых рынков закономерно обусловил низкие значения показателя ее жизнестойкости в годы наиболее сильного влияния на хозяйство России мировых финансово-экономических кризисов и антироссийских санкций. В 2002 г. экономика Российской Федерации ощутила последствие кризиса доткомов6 (2000-2001 гг.); 2009 г. был годом наиболее сильного воздействия на экономику европейских стран и РФ мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. [8]. В 2012 г. начавшийся в США в сфере недвижимости и финансово-кредитной системе кризис, усиленный последствиями урагана «Сэнди», распространился по миру. В этом же году в государствах еврозо-

6 «Дотком — термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернете. Термин произошел от английского dot-com («точка-ком») — домена верхнего уровня.сот, в котором зарегистрированы преимущественно сайты коммерческих организаций». URL: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/9131.

ны пошла «вторая волна» мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг.7 С 2014 г. экономика Российской Федерации находится под давлением антироссийских санкций, осуществляемых 42 государствами.

В целом значения рассматриваемого показателя динамики реализации национальных интересов России У(г) в 2001-2018 гг. имели тенденцию к снижению, что на рис. 1 представлено линией тренда. При этом амплитуда колебаний этого показателя во времени затухает (рис. 2), и его динамика показывает тенденцию приближения к простому воспроизводству8 (рис. 3), чему соответствует У(г) = 1.

Представляется, что показанная на рис. 2 и 3 динамика коэффициента изменения жизнестойкости российской экономики не может не вызывать беспокойство. После преодоления последствий пандемии COVID-19 такую тенденцию следует решительно преодолевать!

7 European Economic Forecast. Autumn 2012. European Economy 7/2012. Fiscal Sustainability Report. European Economy 8/2012.

8 Расчеты показали, что исключение из формулы (2) одного или нескольких представленных в таблице показателей принципиально не меняет траекторию изменения показателя V(t).

Долей ед. 1,120

1,101

1Д00 1,080 1,060 1,040 1,020 1,000 0,980

0,978 0,979

0,960 0,940

2000-2001 2002 2003-2008 2009 2010-2015 2016 2017 2018

Рис 2/Fig. 2. Среднегодовые изменения V(t) РФ в периоды его роста и снижения, доли ед. / Average annual V(t) changes during periods of its growth and decline, fractions of a unit

Примечание: пунктиром обозначена степенная линия тренда (y = 1,07х"°'°56,R2 = 0,3591). Источник/ Source: рассчитано автором / the author's calculation.

Долей ед.

0,150

0,100 °'091

0,050 0,036 0,029

п ппп

и,иии \ / \ . -0,009

-0,050

/ чУ -0,054

-0,073 -0,100

-0,123

-0,150

2002 г. к 2003-2008 гг. 2009 г. к 2010-2015 гг. 2016 г. к 2017 г. к 2018 г. к

2000-2001 гг. к 2002 г. 2003-2008 гг. к 2009 г. 2010-2015 гг. 2016 г. 2017 г.

Рис. 3/Fig. 3. Затухание колебаний коэффициента V(t) РФ в 2001-2018 гг., долей ед. / The damping of the ratio V(t) fluctuations in 2001-2018, fractions of a unit

Источник/ Source: рассчитано автором / the author's calculation.

список источников

1. Хренов А. Е. Система национальных интересов России: сущность, типология, подходы. URL: https://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=609202

2. Казанцев С. В. О стратегическом целеполагании. Страховое дело. 2020;(7):16-24.

3. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке. Психологический журнал. 2017;38(4):5-16. DOI: 10.7868/S 0205959217040018

4. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. 2-е изд. М.: Экономика; Научный эксперт; 2007. 888 с.

5. Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Баришполец Д. В., Манилов В. Л. Геополитика, международная и национальная безопасность. Словарь-справочник. М.: Пробел; 1999. 374 с.

6. Казанцев С. В. Жизнестойкость общества: показатели и оценка динамики. Экономическая безопасность. 2020;3(4):457-468. DOI: 10.18334/ecsec.3.4.110838

7. Селиванов А. Развитие объектов. Наука управления будущим. М.: Алгоритм; 2016. 848 с.

8. Буторина О. Причины и последствия кризиса в зоне евро. Вопросы экономики. 2012;(12):98-115.

REFERENCES

1. Khrenov A. E. A system of Russia's national interests: Essence, typology, approaches. URL: https://www. bibliofond.ru/download_list.aspx?id=609202 (In Russ.).

2. Kazantsev S. V. About strategic targeting. Strakhovoe delo = Insurance Business. 2020;(7):16-24. (In Russ.).

3. Makhnach A. V. Human resilience as a research object in psychology. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2017;38(4):5-16. (In Russ.). DOI: 10.7868/S 0205959217040018

4. Yakunin V. I., Sulakshin S. S., Bagdasaryan V. E. et al. State policy of bringing Russia out of the demographic crisis. 2nd ed. Moscow: Ekonomika; Nauchnyi ekspert; 2007. 888 p. (In Russ.).

5. Abdurakhmanov M. I., Barishpolets V. A., Barishpolets D. V., Manilov V. L. Geopolitics, international and national security: Dictionary-reference. Moscow: Probel; 1999. 374 p. (In Russ.).

6. Kazantsev S. V. Resilience of society: Indicators and dynamics assessment. Ekonomicheskaya bezopasnost' = Economic Security. 2020;3(4):457-468. (In Russ.). DOI: 10.18334/ecsec.3.4.110838

7. Selivanov A. Development of objects. Science of managing the future. Moscow: Algoritm; 2016. 848 p. (In Russ.).

8. Butorina O. Causes and consequences of the crisis in the Eurozone. Voprosy ekonomiki. 2012;(12):98-115. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Сергей Владимирович Казанцев — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики о организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия

Sergey V. Kazantsev — Doctor of Economics, Chief Researcher, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia

kzn-sv@yandex.ru

Статья поступила 22.10.2020; после рецензирования 10.11.2020; принята к публикации 15.12.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was received on 22.10.2020; revised on 10.11.2020 and accepted for publication on 15.12.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.