Научная статья на тему 'Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ'

Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2492
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВВП / ДЕЦИЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФЛЯЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / NATIONAL SECURITY / FOOD SECURITY / GDP / DECILE FACTOR / STRATEGIC PLANNING / INNOVATION / INVESTMENT / INFLATION / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглая Наталия Сергеевна

Национальная безопасность государства во многом зависит от качества оперативного и стратегического планирования экономики. Оценить эффективность работы возможно только при наличии системы индикаторов национальной безопасности, ряд из которых уже изложен в нормативных документах. Но отсутствие цельной системы показателей делает невозможным полноценный анализ ввиду чего, актуальными становятся исследования критериев оценки уровня национальной безопасности, применяемые на практике. Стратегия национальной безопасности РФ и ее критерии являются составляющими Концепции долгосрочного развития РФ до 2020г. Анализ основных приоритетов Концепции показывает отсутствие правовых норм, обязывающих ведомства, осуществлять деятельность в рамках обеспечения национальной безопасности, отсутствует также и системное планирование на государственном уровне. Ряд критериев в настоящее время показывает достаточно низкую защищенность интересов страны. Значимым показателем негативных социально-экономических явлений выступает постоянно растущая доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. А отсутствие цикличного воспроизводства основных фондов приводит к низкой производительности труда и высокой импортозависимости от высококачественных товаров. Важным для исследования представляется вопрос определения необходимой степени закрытости экономики России, который периодически актуализируется. Но при существующем состоянии оснащенности производства и уровне образованности кадров, эффективность закрытой экономики вызывает сомнения. Стратегически важными, по мнению автора, представляются такие направлениями обеспечения национальной безопасности, как долгосрочное прогнозирование потребностей и трендов развития общества, науки и техники, формирование кадровой политики, нацеленной на соответствие потребностям общества квалификационных характеристик специалистов и восстановление цикличности воспроизводства основных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ESTIMATION OF THE STATE OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

National security depends mostly on the quality of executive and strategic planning of economy. Evaluation of its effectiveness is possible only with national security system of indicators, which are partially listed in the regulatory documents. But the absence of a complete indicators system makes it impossible to conduct a thorough analysis. This is why empirical research of security evaluation criteria is essential. National Security Strategy of Russian Federation and its evaluation criteria is part of a long-term development strategy till 2020. Analysis of main priorities of the Strategy indicates absence of legal norms, which would bind institutions to activities within national security strategy. There is also lack of planning at the domestic level. A number of criteria indicate low level of national interest security. A significant marker of negative social-economical occurrences is ever-increasing fraction of population with a wage below minimum standard of living. Absence of cycle manufacturing of capital funds leads to low labor efficiency and high dependence on high-quality commodities. One of the issues, which is occasionally brought to discussion and is essential to this study, is determination of the degree to which economy of Russian Federation should be closed. But considering the modern manufacturing resources and the level of education of skilled labor the efficiency of closed economy causes doubt. In author’s opinion, strategically important are such aspects of national security as long-term projection of needs and trends of society, science and technology development, formation of employment policies, which aim at adequacy of public needs and specialists’ qualification profiles as well as recovery of reprocessing cyclicity of capital funds.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ»

УДК 338.23 ББК 65.9(2РОС)-98 Б 40

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

(Рецензирована)

Безуглая Наталия Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 135 05 57, е-mail: olimpia_n@mail.ru

Аннотация. Национальная безопасность государства во многом зависит от качества оперативного и стратегического планирования экономики. Оценить эффективность работы возможно только при наличии системы индикаторов национальной безопасности, ряд из которых уже изложен в нормативных документах. Но отсутствие цельной системы показателей делает невозможным полноценный анализ ввиду чего, актуальными становятся исследования критериев оценки уровня национальной безопасности, применяемые на практике.

Стратегия национальной безопасности РФ и ее критерии являются составляющими Концепции долгосрочного развития РФ до 2020г. Анализ основных приоритетов Концепции показывает отсутствие правовых норм, обязывающих ведомства, осуществлять деятельность в рамках обеспечения национальной безопасности, отсутствует также и системное планирование на государственном уровне. Ряд критериев в настоящее время показывает достаточно низкую защищенность интересов страны.

Значимым показателем негативных социально-экономических явлений выступает постоянно растущая доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. А отсутствие цикличного воспроизводства основных фондов приводит к низкой производительности труда и высокой импортозависимости от высококачественных товаров.

Важным для исследования представляется вопрос определения необходимой степени закрытости экономики России, который периодически актуализируется. Но при существующем состоянии оснащенности производства и уровне образованности кадров, эффективность закрытой экономики вызывает сомнения. Стратегически важными, по мнению автора, представляются такие направлениями обеспечения национальной безопасности, как долгосрочное прогнозирование потребностей и трендов развития общества, науки и техники, формирование кадровой политики, нацеленной на соответствие потребностям общества квалификационных характеристик специалистов и восстановление цикличности воспроизводства основных фондов.

Ключевые слова: национальная безопасность, продовольственная безопасность, ВВП, децильный коэффициент, стратегическое планирование, инновации, инвестиции, инфляция, безработица.

SOME ASPECTS OF ESTIMATION OF THE STATE OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

(Reviewed)

Bezuglaya Natalia Sergeevna,

candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Economics of the Southern Management Institute, Krasnodar. Ph.: (918) 135 05 57, e-mail: olimpia_n@mail.ru

Summary. National security depends mostly on the quality of executive and strategic planning of economy. Evaluation of its effectiveness is possible only with national security system of indicators, which are partially listed in the regulatory documents. But the absence of a complete indicators system makes it impossible to conduct a thorough analysis. This is why empirical research of security evaluation criteria is essential.

National Security Strategy of Russian Federation and its evaluation criteria is part of a long-term development strategy till 2020. Analysis of main priorities of the Strategy indicates absence of legal norms, which would bind

institutions to activities within national security strategy. There is also lack of planning at the domestic level. A number of criteria indicate low level of national interest security.

A significant marker of negative social-economical occurrences is ever-increasing fraction of population with a wage below minimum standard of living.

Absence of cycle manufacturing of capital funds leads to low labor efficiency and high dependence on high-quality commodities. One of the issues, which is occasionally brought to discussion and is essential to this study, is determination of the degree to which economy of Russian Federation should be closed. But considering the modern manufacturing resources and the level of education of skilled labor the efficiency of closed economy causes doubt. In author's opinion, strategically important are such aspects of national security as long-term projection of needs and trends of society, science and technology development, formation of employment policies, which aim at adequacy of public needs and specialists' qualification profiles as well as recovery of reprocessing cyclicity of capital funds.

Keywords: national security, food security, GDP, decile factor, strategic planning, innovation, investment, inflation, unemployment.

Третье десятилетие Российская Федерация живет в новом формате развивающейся рыночной экономики. Распад СССР оставил в наследие как богатый экономический потенциал, достигнутый коллективным способом, так и ряд социально-экономических проблем, которые невозможно было решить в формате существовавшего строя.

Самой острой проблемой постсоветского пространства стало обеспечение национальной безопасности государства, его национальных интересов, сохранение национальных границ и т.д. Далеко не все макроэкономические проблемы удалось решить без значительных потерь. Ошибки дорого стоили для спокойствия и процветания страны и значительно снизили ее экономический потенциал, приведя к низкому уровню экономического развития наряду со странами третьего мира.

Снижение экономического потенциала снизило роль России как государства на мировой арене, голос страны в стратегически важных вопросах геополитики перестали слышать страны Западной Европы и США. Проблема экономической безопасности России остается одной из жизненно важных в контексте существования и развития России как суверенного единого государства.

Каким образом защитить национальные интересы, как обеспечить экономическую безопасность государства - проблемы, решение которых должно быть постоянным, позволяющим экономике страны адаптироваться быстрее, чем назреют перемены, несущие угрозы ее стабильному развитию.

Данные аспекты указывают на актуальность проблематики обеспечения экономической безопасности России в условиях открытости и интеграции в мировое сообщество, потому именно эта тематика выбрана автором для исследования, а процессе которого применены методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы и приемы исследования.

Приоритетами национальной безопасности Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» обозначены не только рост обороноспособности, но и улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. Но существует проблема объективной оценки уровня национальной безопасности и степени защищенности интересов его граждан.

Период перехода к рыночным отношениям нашего государства сопровождался спадами и подъемами экономики, которые обычно оценивают цифрами ВВП, темпами его роста, уровнем инфляции и уровнем безработицы. Формально рост экономики виден при наполненных и растущих торговых площадях, оживленных покупателях, что не подтверждается фактами и цифрами.

Основным индикатором национальной и экономической безопасности государства является динамика реального ВВП. (рис. 1)

Опираясь на цифры, приведенные в таблице 1 можно заметить, что падение ВВП в 2009 г. было компенсировано ростом в 2010 г., наиболее значителен был рост в 2009 г. и 2010 г. Далее темпы роста снижаются. Такая тенденция сопровождается аналогичной динамикой индекса потребительских цен, имевшей рост в 2009 г. и 2010 г. Новая волна инфляции в 2014 г. спровоцировала рост номинального ВВП, хоть и не столь значительный, что можно объяснить тем, что основной инфляционный виток был в конце 2014 г.

В этом случае интересным представляется анализ этих показателей в конце 2015 г., когда экономика уже получила инфляционный удар и должна гибко отреагировать ростом производства и ВВП. Но значительное увеличение ИПЦ в 2014-2015гг отражает резкий рост инфляции, за счет которой и произошел рост номинального ВВП. Заметим, что в 2014 году Росстат изменил методику подсчета ВВП, в соответствии с которой ВВП 2015 года и последующих лет невозможно просчитать в ценах 2008

100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

Объем ВВП, млрд.руб.

Объем ВВП в ценах 2008г, млрд.руб.

И-1-1-1-1-1-1-г

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1. Динамика ВВП за период с 2008-2016гг. (данные сайта Росстата)

года, вследствие чего невозможно проиллюстрировать и отследить дальнейшую тенденцию снижения реального ВВП.

На рисунке 2 отражена динамика индекса потребительских цен в России за период 2008-2016 гг., которая лишь подтверждает необходимость корректировки стоимости ВВП в сопоставимых ценах

дляпроведения анализа состояния национальной и экономической безопасности.

Проиллюстрированная выше динамика ВВП и ИПЦ РФ за 2008-2016 гг. показала, что экономика государства при низких инфляционных ожиданиях снижает темпы роста, при высоких - реагирует адекватно увеличению темпов инфляции. Это об-

Таблица 1

Динамика ВВП и индекса потребительских цен

Показатели 2008 2009 2010 2011 2810 2010 20141 2085 8016

Объем ВВП, млрд.руб. 4127В,8 38807,В 40308,5 59В98Д 66926,9 71216,7 70599,7 80232,6 16043,6

Объем ВВП в ценах 2008г, млрд. руб.1 41276,8 38048,6 39762,2 41457,8 42882,1 43447,6 43722,7 - -

ИПЦ,% 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4

Рисунок 2. Динамика уровня индекса потребительских цен за период 2008-2016 гг.

1 Данные, начиная с 2014 г., включают изменения, связанныесвнедрением международной методологии оценки жилищных услуг, производимых и потребляемых собственниками жилья; оценкой потребления основного капитала исходя из его текущей рыночной стоимости; согласованием данных об экспорте и импорте с данными платежного баланса, разработанного по методологии 6 издания «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6); актуализацией данных по итогам разработки базовых таблиц «Затраты-выпуск» за 2011 год, включением оценки услуг домашних работников (домашней прислуги), а также внедрением положений СНС 2008 года относительноучетарезультатовнаучныхисследованийиразработоки системвооружения

условлено стимулирующим эффектом инфляции. Учитывая события 2014-2017 гг., и текущее положение дел в мировой политике и украинский и сирийский кризисы, отечественный производитель хоть и был поставлен западными санкциями в более выгодное положение, чем в условиях конкуренции с западными производителями и открытом рынке, но не мог отказаться от импортных составляющих своего производства. Вследствие чего, импорт комплектующих обусловил рост цен и на отечественные товары. Кроме этого, на российском рынке всегда присутствует и сговор крупных продавцов продовольствия, повышающих цены, получающих сверхприбыль, вносящих свой вклад, таким образом, в рост уровня инфляции. Поэтому социальную обстановку, даже при наличии роста патриотизма трудно назвать благоприятной. В инфляционную игру включились факторы, не учтенные Дж.М.Кейнсом, но занимающие ведущее место в экономических отношениях сегодня - олигархический сговор, ставший возможным в результате растущего разрыва между бедными и богатыми слоями населения.

Поэтому для оценки национальной безопасности в экономическом аспекте важно учитывать значения таких индикаторов как динамика дециль-ного коэффициента, темпов инфляции, безработицы, динамика уровня потребления и производства

продуктов питания на душу населения, уровень выделяемых средств на образование и медицинское обслуживание, а так же сравнение стоимости потребительской корзины с величиной доходов на душу населения, то есть обеспеченности самым необходимым (Жилкина, 2010).

В совершенно секретном, доступным сейчас в интернете Докладе ЦСУ СССР, Института экономики Академии наук СССР и Института питания Академии медицинских наук СССР H.A. Булганину об уровне потребления основных продовольственных и промышленных товаров в СССР на душу населения, зафиксированы цифры производства и потребления основных продуктов питания по состоянию на 01.01.1955 г. Интересно сопоставить уровень потребления того времени с сегодняшним днем для оценки динамики уровня жизни населения России за последние 100 лет.

Анализ уровня потребления продовольственных товаров характеризует и степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

В таблице 2 сопоставлены данные доклада ЦСУ СССР с 1913 по 1954 гг. и данных Росстата, размещенных на официальном сайте за период с 2009 по 2015 гг. Сопоставление данных говорит о том, что изменились потребительские предпочтения и население Российской Федерации потребляет в большей степени более дорогие продукты, такие как мясо и

Таблица 2

Динамика уровня потребления основных продуктов питания в Российской Федерации

(на душу населения)

1913 1928 1937 1940 1950 1954 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа и бобовые) 200 214 192 195 172 180 118 120 119 119 118 118 118

Картофель 75 130 151 118 241 153 112 104 110 111 111 111,0 112

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 40 72 78 67 51 66 102 101 106 109 109 111,0 111

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 27 32 18 24 26 32 66 69 71 74 75 74 73

рыба и рыбные продукты 6,7 3,5 5,6 5,1 7 8,9 23,0 24,8 24,8

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 154 182 138 143 172 175 244 247 246 249 248 244,0 239

Яйца и яйцепродукты -штук 48 60 43 54 60 84 260 269 271 276 269 269,0 269

Масло растительное нет 2,6 2 2,3 2,7 4,8 13,0 13,4 13,5 13,7 13,7 13,8 13,6

Сахар 8,1 7,5 13,8 8,7 11,6 20,9 37 39 40 40 40 40,0 39,0

Фрукты и ягоды 55 58 60 61 64 64,0 61,0

Таблица 3

Объем экспорта минеральных продуктов в товарной структуре экспорта РФ за период 2000-2015 гг. (по данным ежегодника Росстата «Россия в цифрах-2016»)

Продукт 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Минеральные продукты, в млрд. долл.США в фактически действовавших ценах 55,5 156 326 203 272 368 374 377 351 219

Минеральные продукты, в процентах к общему итогу экспорта 53,8 64,8 69,8 67,4 68,5 71,1 71,3 71,6 70,5 63,8

рыба, снизив потребление углеводов, вызывающих быстрое насыщение, но менее питательных.

В целом динамика показывает, что население увеличивает потребление и достаточно удовлетворено необходимыми продуктами питания.

Показателями состояния национальной безопасности государства, а также основными характеристиками экономического роста и развития страны являются развитие промышленности, обновление основных фондов, рост инвестиционной активности и развитие инновационных технологий, что подразумевает цикличность воспроизводства основных фондов. Но современная экономическая ситуация не отражает таких позитивных изменений (см., напр.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник, 2005). Проанализировав все те же статистические сборники, можно заметить, что самая высокая доля в структуре ВВП принадлежит обрабатывающей промышленности, но обновление основных фондов происходит только ради замены вышедшего из строя оборудования, так как динамика обновления очень низка, а степень износа приближается к 50% .

Выходом из нарушения цикличности воспроизводства основных фондов может являться только точно спланированная промышленная политика, основные направления которой изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», принятая в 2008 г. В документе планируется, что в перспективе, «будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития (Данилин, Клоч-

ков, 2014). Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта. Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая должна стать одним из ведущих секторов национальной экономики.

Планирование и прогнозирование экономических процессов

Создана взвешенная концепция развития страны, но требующая прагматичного подхода к ее реализации посредством построения четких планов и постоянного анализа фактического их выполнения.

В рамках реализации Концепции 2020 Президентом РФ В.В.Путиным только 13 мая 2017г. был подписан указ об утверждении «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия), обозначены внутренние и внешние угрозы, поставлены цели, определены задачи, которые уже длительное время нуждаются в решении, перечислены индикаторы. Первый этап реализации Стратегии - разработка и реализация мер организационного характера определен до 2019 года. И только в 2019 году

правительство планирует начать выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз.

В настоящее время процесс обеспечения экономической безопасности РФ имеет лишь оперативный подход и выглядит как сиюминутный поиск защиты, затыкание дыр, решение проблем по мере их поступления. Национальную безопасность без четкой системы приоритетов, целей, прогнозирования, планирования в глобализированном мире, обладающем высоким уровнем интеграции экономик, невозможно обеспечить.

Россия позиционирует себя как серьезный игрок на мировой арене, удивляя всех достижениями в военно-промышленном комплексе. Безусловно, после трагических 90-х, сегодня экономика страны переживает длительный подъем. Но структурные перекосы в национальном хозяйстве, коррупция, расслоение общества на очень богатых и очень бедных не позволяет говорить о системном решении задач, определенных Концепцией за 10 лет ее существования.

Стране необходимо решить последовательно следующие основные задачи, без которых построение эффективной экономики сверхдержавы невозможно, а именно:

1. преодоление коррупции в бюрократической и силовой среде.

2. снижение влияние олигархического капитала на принятие экономических решений в рамках национальных приоритетов.

3. развитие науки и образования.

4. введение государственного планирования развития экономики на основе долгосрочных прогнозов.

5. структурная перестройка экономики согласно Концепции.

Именно последовательное решение указанных задач позволит преодолеть сопротивление тех, кто лоббирует свои интересы и оказывает существенное влияние на темпы и направления экономического развития Российской Федерации.

Отдельно хотелось бы обозначить задачу введения государственного планирования развития экономики на основе долгосрочных прогнозов.

Плановая экономика СССР имела ряд своих недостатков и преимуществ. Полагаю, что спустя двадцать пять лет большинство видит больше плюсов в ее применении, чем минусов. Пятилетка за три года, преодоление нищеты, голода 30-х годов, скачок в экономическом развитии за счет мужества народа-победителя невозможны были бы без построения четких планов развития. Страна стала ядерной сверхдержавой, промышленный и научный потенциал которой мы используем до сих пор.

Системный крах СССР, осуществленный не без участия стран Старого и Нового света, привел к тому, что одна шестая части суши осталась без налаженного экономического механизма, обеспечивающего национальную безопасность. Развал страны должен был обречь ее на раздел и вымирание, желанное для Востока и Запада. Диссиденты и инакомыслящие убеждали верящих им, в возможности построения процветающего капиталистического государства (оно же государство с развитой рыночной экономикой) на обломках Советского Союза, заменив моральные ценности общества и коллектива ценностями индивидуализма и общества потребителя.

Эксперимент не удался ввиду национальных свойств русского характера, склонного к общинному образу жизни, коллективности, духовности и обладающего другим набором нравственных качеств, о которых написано много и историками и литературными классиками.

Это основная причина невозможности применения западного пути развития в российской действительности. Русский менталитет невозможно перекроить в контексте развития рациональной капиталистической экономики.

Концепция социально-экономического развития, положенная в основу детального плана в перспективе могла бы сделать национальную экономику эффективной и сильной, а национальную безопасность привести к оптимуму.

В общих чертах план развития должен охватывать все сферы народного хозяйства, социальную сторону и внешние связи. Расчет сроков реализации должен происходить на основе прогнозов как оптимистичных, так и пессимистичных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие материального производства и нематериальной сферы должно сопровождаться повышением образованности, морально-духовных качеств, заботой о здоровье нации и повышением уровня жизни населения. Эту аксиому можно рассматривать как самостоятельную, так и в контексте обеспечения экономической безопасности государства.

Отсюда проистекает ряд задач:

1. увязать социальное развитие с экономическим, рассчитав темпы роста объемов и качества человеческих ресурсов;

2. обеспечить необходимое качество человеческих ресурсов: здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни, института брака и семьи, пропаганда ценности образования и уважение к науке, знаниям и т.д.;

3. рассчитать оптимальную структуру народного хозяйства на перспективу с учетом планируемой работы человеческого потенциала страны;

4. сделать прогноз возможных вариантов инновационного развития - прогноз развития отраслей знаний и потребностей социума на ближайшие 50 лет, на основе чего сформулировать основные направления обучения и подготовки кадров;

5. создать систему финансирования научных исследований, преследующих цели, определенные в Концепции;

6. подчинить все действия Правительства и бюрократического аппарата долгосрочным целям, изложенным в Концепции.

Анализ и выявление оптимального соотношения отраслей народного хозяйства, ориентация экономики на внутренний рынок, борьба с коррупцией, повышение роли социальной политики государства, введение нормативных ограничений на ряд операций фондового рынка, носящих спекулятивный характер, повышение конкурентоспособности товаров, наряду с повышением образованности населения и его патриотизма - это необходимые меры по обеспечению национальной безопасности нашего государства в постоянно изменяющихся экономических условиях.

ИСТОЧНИКИ:

1. Безуглая Н.С. Комплексное решение проблем обеспечения экономической безопасности РФ в современной геополитической ситуации // Механизм экономико-правового обеспечения экономической безопасности: опыт, проблемы, перспективы. Материалы У11-й международной научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2015. - С. 74-86.

2. Данилин М.Н., Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - №35. - С. 38-50.

3. Дергачев В.А. Геополитическая теория больших многомерных пространств. Монография. (Электронное издание на СЭ + Интернет-гиперссылки).

- Издательский проект профессора Дергачева, 2011.

4. Жилкина Ю.В. Макроэкономические показатели экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - №10.

- С. 65-72.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Сенчагова В.К. -М.: Дело, 2005. - 896 с.

6. Изборский клуб. Доклады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dynacon.ru/content/ аЛ1с1е8/4273/#а13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.