Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 1. С. 52-59.
УДК 373.31
О ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
Шимкович Е. Д.1, Махмутова Г. Ф.2, Залялова Р. Р.3
123Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
E-mail: [email protected],[email protected], [email protected]
В статье рассматриваются особенности применения дистанционной формы обучения в период самоизоляции во время пандемии COVID-19. В статье проведено социологическое исследование, в котором участвовали иностранные учащиеся подготовительного факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, обучающиеся до основных программ специалитета и бакалавриата. В результате опроса выявлены преимущества и недостатки дистанционного обучения. В анкетировании были предъявлены вопросы, связанные с организацией учебного процесса, проблемами технического обеспечения, а также эмоциональным состоянием учащихся. Анализ результатов проведенного социологического опроса выявил ряд важных задач для преподавателей / методистов: объяснение теоретического материала в доступной форме для иностранных слушателей на начальном этапе обучения; разработка качественных учебных материалов, онлайн-курсов, приложений для асинхронного взаимодействия слушателей и преподавателей в долгосрочной перспективе; выбор оптимальной платформы для размещения разработанных онлайн-курсов.
Ключевые слова: дистанционное образование, иностранные учащиеся, довузовская подготовка, предспециалитет, предбакалавриат.
ВВЕДЕНИЕ
В марте 2020 года с целью ограничения распространения COVID-19 среди населения учебные заведения всего мира вынужденно перешли от аудиторной к дистанционной форме обучения [1-3]. В связи с небольшим количеством информации о передовых методах обучения в иноязычной аудитории, а также незапланированный, резкий переход от одной формы обучения к другой и неопределенная продолжительность дистанционного обучения создали сложности в обучении, что сказалось на обучающихся и преподавателях [1].
На сегодняшний день с большинством стран у Российской Федерации закрыты границы, поэтому дистанционное образование сможет помочь сохранить контингент иностранных учащихся и дать им необходимые знания и умения.
Изучением вопроса о внедрении в учебный процесс дистанционной формы обучения занимаются исследователи, методисты, преподаватели с конца ХХ в. По мнению исследователей, организация дистанционного обучения включает в себя комбинацию лучших методик традиционного обучения и передовых информационных / телекоммуникационных технологий [4-6].
Преподаватели, применяющие дистанционный формат обучения, отмечают следующие положительные стороны данной формы: - возможность применения
52
передовых информационных технологий [7]; - интерактивность; - возможность обучения без длительных перерывов [7]; - параллельность [8]; - независимость от места проживания [8]; - асинхронность [8]; - комфортность; - возможность повторного просмотра занятия; - возможности для самообучения.
Также отмечаются и недостатки дистанционного обучения: - трудоемкость в разработке качественного дистанционного курса учебной дисциплины; - не всегда достаточная компьютерная грамотность педагогов; - техническая оснащенность; -высокая самоорганизованность / самодисциплина учащегося; - нехватка личного контакта с преподавателем и одногруппниками; - отсутствие языковой среды для иностранных учащихся, что является важным условием для успешного изучения неродного языка.
В данной статье представлены результаты опроса о влиянии перехода к дистанционному обучению на иностранных учащихся довузовской подготовки медико-биологической направленности.
Цель исследования состояла в определении академических, эмоциональных и технических сложностей у иностранных слушателей во время дистанционного обучения, а также в выявлении методов и форм дальнейшего применения данного формата обучения в иноязычной аудитории на основании полученных результатов.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Респондентами в проведенном исследовании являлись 150 слушателей предбакалаврской подготовки подготовительного факультета для иностранных учащихся Казанского (Приволжского) федерального университета, обучавшихся в 2019/2020 учебном году и планировавших продолжить свое обучение в российских университетах по программам бакалавриата и специалитета.
География испытуемых охватывает 18 стран (Колумбия - 21%, Эквадор - 17%, Иран - 10%, Китай - 10% и др.). Возраст - от 17 до 30 лет, основной контингент при этом слушатели 18-20 лет (75,9%). Гендерные показатели: мужчин - 56,1%, женщин - 43,9%. Статистические данные качественных показателей представлены в процентных долях.
Переход к дистанционной форме обучения большинство слушателей предбакалаврской подготовки восприняли весьма негативно: у 12,3% респондентов отмечены плохое настроение и низкая степень адаптации к такому режиму обучения; 42,1% слушателей испытывают дискомфорт при обучении в таком режиме, им не хватает живого общения. Лишь 14% иностранных учащихся интересно заниматься дистанционно, у них приподнятое настроение и высокая степень адаптации к измененным условиям обучения.
Аналогичная ситуация наблюдается и с мотивацией: у 38,6% слушателей отмечается снижение мотивации к обучению в дистанционной форме, что связано с возникновением у них ряда сложностей в процессе обучения, которые касаются как освоения учебного материала, так и определенных технических проблем. Повышение уровня мотивации к обучению наблюдается у 15,8% респондентов.
Отметим, что у части иностранных учащихся не отмечено изменений в настроении (31,6%) и уровне мотивации (36,8%). Такие слушатели смогли легче
53
адаптироваться к синхронному дистанционному формату обучения, как и те слушатели, у которых отмечен подъем настроения и уровня мотивации.
Что касается уровня самоорганизации в режиме дистанционного обучения, 35,1% респондентов может легко организовать свое время: они составляют план работы на день, придерживаются его в течение дня, таким образом, успевают сделать запланированные дела (рис. 1). 31,6% слушателей составляет план работы на день, но у них не всегда получается его придерживаться. При этом 24,6% иностранных учащихся не могут организовать свое время и завершить дела, касающиеся учебного процесса.
Рис. 1. Уровень самоорганизации слушателей в период дистанционного обучения.
Значительная часть слушателей предбакалаврской подготовки (77,2%) отметила, что в результате введения дистанционной формы обучения им сложнее обучаться в такой форме по сравнению с занятиями в аудитории. При этом 15,8% респондентов, наоборот, считает, что им стало легче обучаться, 7% - никаких изменений не заметили.
Более трети иностранных учащихся (38,6%) дали удовлетворительную оценку комфортности дистанционного режима обучения. Приблизительно столько же слушателей (42,1%) считают дистанционное обучение недостаточно комфортным. Лишь 19,3% предбакалавров оценили комфортность дистанционной формы обучения на «хорошо» и «отлично».
Однако, слушатели предбакалаврской подготовки выделили следующие преимущества дистанционного режима обучения: отсутствуют временные затраты на дорогу в университет (47,4%) и можно обучаться в комфортной обстановке в общежитии (31,6%) (рис. 2). Соответственно, больше времени остается на самообразование (40,4%), при этом можно использовать современные технологии обучения (31,6%), пересмотреть видеозаписи занятий (36,8%), скачать материалы лекций, презентаций и работать с ними самостоятельно (26,3%). Треть слушателей (33,3%) не отметили преимуществ в дистанционном режиме обучения.
Каков Ваш уровень самоорганизации в период дистанционного обучения?
затрудняюсь ответить мне легко организовать свое время, я составляю план работы на день, придерживаюсь его и все успеваю
я не могу организовать свое время,ничего не успеваю
составляю план работы на день, но не могу придерживаться его
54
Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме?
мне не нравится учиться в дистанционном формате не нужно тратить время на дорогу можно обучаться в комфортной обстановке можно скачать лекции, презентации можно повторно посмотреть видеозапись занятий можно повысить качество обучения использование современных технологий обучения много времени для самообучения
Рис. 2. Преимущества дистанционного режима обучения.
Среди сложностей, возникших у слушателей предбакалаврской подготовки в процессе дистанционного обучения, большинство опрошенных отметило сложности при восприятии новой информации при объяснении преподавателя в новом формате (43,9%) и выполнении заданий без подробных объяснений преподавателя (36,8%) (рис. 3).
Какие у Вас возникли сложности в процессе дистанционного обучения?
10.5 %
сложности не возникли, все понятно много времени проходит за компьютером не хватает "живого" общения с одногруппниками не хватает "живого" общения с преподавателем сложно понимать новую информацию много домашней работы сложно выполнять задания без объяснений преподавателя мало теоретического материала от преподавателя
Рис. 3. Сложности, возникшие у слушателей предбакалаврской подготовки в процессе дистанционного обучения.
Следует учитывать, что на момент прохождения анкетирования иностранные слушатели изучали русский язык лишь семь-восемь месяцев. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что учащимся сложно изучать русский язык как иностранный и общеобразовательные дисциплины на неродном языке в дистанционной форме. Отсутствие прямого контакта с преподавателем, языковой среды, работы слушателей «у доски», возможности задавать вопросы - всё это ведёт к снижению коммуникативных навыков. Значительная часть иностранных учащихся отметили, что им не хватает «живого» общения с преподавателем и одногруппниками (33,3 и 28,1% соответственно). Так, отсутствие возможностей для консультации с преподавателями, выступлений перед аудиторией и навыков строить отношения в коллективе «вживую» - главные недостатки дистанционного образования, отмеченные в работе Кузнецовой О. И. «Дистанционное обучение: за и против» [9].
Большой объем самостоятельной работы и домашних заданий, как сложность дистанционного обучения, отметило 28,1% респондентов, а недостаточное количество теоретического материала от преподавателей - 15,8%.
55
Трудность для слушателей представляет длительность нахождения за компьютером или телефоном во время занятий: как правило, оно составляет восемь академических часов каждый день с понедельника по субботу. Безусловно, такая нагрузка достаточно велика для дистанционной формы обучения, но она была обусловлена необходимостью 100%-ного выполнения учебного плана для полного освоения образовательных программ слушателями подготовительного факультета. Длительное нахождение за компьютером или мобильным устройством вызывает повышенную утомляемость слушателей, требует длительного периода восстановления и, как следствие, может способствовать снижению мотивации к обучению.
Отметим, что у небольшой части слушателей (10,5%) не возникло сложностей в процессе дистанционного обучения, им понятен весь учебный материал.
При дистанционном формате обучения трудности могут коснуться не только процесса обучения, но и его технического обеспечения. Большинство опрошенных слушателей подготовительного факультета (64,9%) используют во время занятий телефоны, 29,8% - компьютеры и ноутбуки, 5,3% - планшеты.
Конечно же, просматривать лекции, презентации и выполнять задания для самостоятельной работы менее удобно на телефоне из-за небольшого размера диагонали экрана смартфона [10], что подтверждают результаты опроса. В дистанционном формате обучения у значительной части иностранных учащихся (78,9%) такие проблемы возникали при использовании различных устройств, а также были связаны с нестабильностью сети Интернет. Часть слушателей отметили проблемы с низкой компьютерной грамотностью у себя (12,3%) или преподавателей (15,8%). Лишь у 12,3% респондентов технических проблем в процессе дистанционного обучения не возникло.
При переходе на дистанционную форму обучения в условиях пандемии для проведения занятий Казанский университет предложил использовать корпоративную платформу Microsoft Teams. По результатам опроса слушатели факультета единогласно сочли данную платформу довольно простой и интуитивно-понятной для использования в образовательном процессе.
Большинство иностранных учащихся (59,6%) отметили увеличение учебной нагрузки в период самоизоляции. Это могло быть обусловлено необходимостью значительную часть времени проводить за компьютером или мобильным устройством как во время учебных занятий в онлайн-форме (лекций, практических и лабораторных занятий, контрольных работ), так и при выполнении домашних заданий и заданий для самостоятельной работы (при подготовке докладов, презентаций, рефератов и т.д.). Некоторые слушатели (19,3%) не заметили тенденций в изменении учебной нагрузки, а 12,3% респондентов даже отметили ее уменьшение. Большая часть иностранных учащихся высоко оценили работу преподавателей подготовительного факультета в период дистанционного обучения: 14,3% на «отлично» и 46,4% на «хорошо». Данным слушателям понятен учебный материал, который подается в дистанционной форме, им интересно заниматься в таком формате. Часть слушателей (25%) не полностью понимают учебный материал, они оценивают работу преподавателей как удовлетворительную.
56
Отметим, что совсем не понимают материала занятий лишь 3,6% опрошенных, соответственно, оценка работы преподавателей неудовлетворительная. Затруднились ответить на данный вопрос 10,7% респондентов.
При этом учащиеся удовлетворены либо полностью (52,6%), либо частично (33,3%) обучением на подготовительном факультете для иностранных учащихся КФУ. Только 7% отмечают неудовлетворенность, а 7% затруднились ответить. Большинство респондентов (96,5%) планировали продолжить обучение в Казанском (Приволжском) федеральном университете. По имеющимся данным, 80% слушателей предбакалаврской подготовки подготовительного факультета для иностранных учащихся КФУ успешно прошли вступительные испытания и стали студентами университета 2020/2021 учебного года.
Оценив в целом процесс обучения в дистанционной форме, мнения иностранных учащихся разделились: практически половина слушателей (47,4%) отметили, что им нравится обучаться в таком формате, другая половина (45,6%), -что не нравится; 7% респондентов затруднились ответить на данный вопрос (рис. 4).
Нравится ли Вам процесс обучения в дистанционном режиме?
Рис. 4. Мнение слушателей о дистанционном обучении.
Но значительная часть респондентов (57,9%) не хотели бы использовать даже элементы дистанционного обучения после выхода из карантина, «за» высказались 31,6% слушателей, 10,5% затруднились ответить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты опроса позволяют сделать вывод, что большинство иностранных учащихся считают дистанционную форму обучения неприемлемой для получения образования в Российской Федерации. Безусловно, использование элементов дистанционного обучения может разнообразить процесс обучения иностранных граждан, но для иностранных студентов очень важны коммуникативное общение с преподавателями и одногруппниками, индивидуальная и командная работа в аудитории, а также объективная и качественная оценка их деятельности преподавателями. Однако стоит сказать, что методы работы, применяемые при дистанционной форме обучения, совершенствуются, адаптируются, поэтому перед преподавателями / методистами стоят следующие задачи: - объяснение теоретического материала в доступной форме для иностранных слушателей на начальном этапе обучения; - разработка качественных
57
учебных материалов, онлайн-курсов, приложений для асинхронного взаимодействия слушателей и преподавателей в долгосрочной перспективе; - выбор оптимальной платформы для размещения разработанных онлайн-курсов.
Список литературы
1. Armstrong-Mensah E. COVID-19 and Distance Learning: Effects on Georgia State University School of Public Health Students / E. Armstrong-Mensah, K. Ramsey-White, B. Yankey, Sh. Self-Brown // Frontiers in Public Health. - 2020. - Vol. 8. - P. 1-10. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.576227
2. Jesionkowska J. Pandemic-Induced Constraints on Rapid Transformation to Digital Education / J. Jesionkowska, M. Fominykh, F. Wild, J. Molka-Danielsen. - 2020. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2676/paper3.pdf
3. Unger Sh. Student Attitudes Towards Online Education during the COVID-19 Viral Outbreak of 2020: Distance Learning in a Time of Social Distance / Sh. Unger, W. Meiran // International J. of Technology in Education and Science. - 2020. - Vol. 4, No 4. - P. 256-266.
4. Вишшвський В. В. Оргашзацш дистанцшного навчання. Створення електронних навчальних курив та електронних теспв / В. В. Вишшвський, М. П. Гшденко, Г. I. Гайдур, О. О. 1льш // Навчальний поибник. - Кшв: ДУТ. - 2014. - 140 с.
5. Fidalgo P. Students' perceptions on distance education: A multinational study / P. Fidalgo, J. Thormann, O. Kulyk, J. A. Lencastre // International J. of Educational Technology in Higher Education. - 2020. -Vol. 17, No 18. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00194-2
6. Havrylenko K. M. Distance learning introduction into the modern educational environment / K. M. Havrylenko // Восточно Европейский Научный Журнал. Педагог. науки. - 2019. - Т. 6, № 6. - С. 4-8.
7. Иванова Т. И. Из опыта дистанционного преподавания русского языка как иностранного слушателям разных стран / Т. И. Иванова, С. Н. Железнякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-4. - С. 27-29.
8. Малько А. И. О дистанционном обучении русскому языку как иностранному учащихся подготовительных курсов / А. И. Малько // Актуальные проблемы довузовской подготовки. - 2020. - С. 140-143.
9. Кузнецова О. В. дистанционное обучение: за и против / О. В. Кузнецова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-2. - С. 362-364.
10. Агапов И. И. Дистанционное обучение с помощью мобильных устройств / И. И. Агапов // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - 2015. - С. 446-450.
ABOUT DISTANCE LEARNING AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY PREPARATION OF FOREIGN STUDENTS
Shimkovich E. D.1, Makhmutova G. F.2, Zalyalova R. R.3
12 3
' ' Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation
E-mail: [email protected],[email protected], [email protected]
Peculiarities of distance learning implementation during self-isolation period of pandemic COVID-19 are taken in consideration in the article. Academic, emotional and technical issues during distance learning are defined among foreign students. Methods and forms of further implementation of this format of studies for foreign students basing on obtained results are also highlighted. Social research has been carried out where foreign students of Preparatory faculty of Kazan (Volga region) Federal University have taken part. Primary these students continue studies to obtain bachelor degree or specialist degree. Questions connected with organization of study process, issues of technical support and emotional state of students have been offered. Pros and cons of distance
58
learning have been revealed as a result of the survey. The majority of students of pre-bachelor degree program have perceived the transfer to distance learning in negative key. Significant part of them has marked that as a result of distant form of studies it became harder for them to study in such format in comparison to auditorium classes. In addition the majority of students have been satisfied to study at Preparatory faculty for foreign students of KFU. The majority of foreign students have highly evaluated the work of Preparatory faculty teachers during the period of distance learning. In order to organize the studies in distant format Kazan University uses corporate platform Microsoft Teams. As a result of the survey students of the faculty in one voice have marked this platform rather simple and intuitively comprehensible to use in educational process. Obtained results of the survey have allowed making the conclusion that the majority of foreign students consider distance learning unacceptable to obtain education in the Russian Federation. It goes without saying that use of elements of distant format of studies can diverse educational process for foreign students. However communication is of high importance for foreign students: with teachers, with group-mates. Individual and team work, objective and quality rating of their activity with teachers play principal role. Results analysis of carried social survey have revealed several important problems for teachers/ materials developers: theoretic material explanation in convenient form for foreign students at the beginning stage of studies; development of qualitative study materials, on-line courses, apps for asynchronous interaction between students and teachers in long-term period; choice of best possible platform to distribute developed online courses.
Keywords: distance learning, foreign students, pre-university training, pre-specialist program, pre-bachelor program.
References
1. Armstrong-Mensah E., Ramsey-White K., Yankey B., Self-Brown Sh., COVID-19 and Distance Learning: Effects on Georgia State University School of Public Health Students, Frontiers in Public Health, 8, 1 (2020). https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.576227
2. Jesionkowska J., Fominykh M., Wild F., Molka-Danielsen J., Pandemic-Induced Constraints on Rapid Transformation to Digital Education (2020). URL: http://ceur-ws.org/Vol-2676/paper3.pdf
3. Unger Sh., Meiran W., Student Attitudes Towards Online Education during the COVID-19 Viral Outbreak of 2020: Distance Learning in a Time of Social Distance, International J. of Technology in Education and Science, 4, 4, 256 (2020).
4. Vyshnivsky V.V., Gnidenko M.P., Tangyp G.I., Ilyin O.O., Organization of distance learning. Creation of electronic training courses and electronic tests, Textbook, 140 p. (Kiev, 2014).
5. Fidalgo P., Thormann J., Kulyk O., Lencastre J.A., Students' perceptions on distance education: A multinational study, International J. of Educational Technology in Higher Education, 17, 18 (2020).
6. Havrylenko K.M., Distance learning introduction into the modern educational environment, East European Scientific Journal. Pedagogical sciences, 6, 6, 4 (2019).
7. Ivanova T.I., Zheleznyakova S.N., From the experience of distance teaching of Russian as a foreign language to listeners from different countries, Actual problems of the humanities and natural sciences, 1, 4, 27 (2016).
8. Malko A.I., On distance learning Russian as a foreign language for preparatory students, Actual problems of pre-university training, p. 140 (2020).
9. Kuznetsova O.V., Distance learning: pros and cons, International J. of Applied and Fundamental Research, 8, 2, 362 (2015).
10. Agapov I.I., Distance learning using mobile devices, New information technologies in automated systems, 18, 446 (2015).
59