Научная статья на тему 'О ДИНАМИКЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУСУЛЬМАН В ГОРОДАХ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В 1897-1910 ГГ'

О ДИНАМИКЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУСУЛЬМАН В ГОРОДАХ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В 1897-1910 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ-ГОРОЖАНЕ / СТАТИСТИКА / ГОРОДА ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загидуллин Ильдус Котдусович

На основе сведений Первой всеобщей переписи 1897 г. и подсчета числа горожан Волго-Уральского региона в 1904 и 1910 гг., автор делает вывод о том, что благодаря расширению в начале ХХ в. официального списка городов за счет рабочих поселков и поселений с более 10-тысячным населением, произошло увеличение численности мусульман в средних и мелких городах, хотя их численность в губернских центрах росла быстрее. Конфессиональный принцип подсчета жителей городов, в которых расселялись совместно с татарами башкиры, тептяре и мещеряки, раскрыл подлинный численный и социокультурный потенциал этноконфессиональных общин, особенно Оренбурга и Уфы, которые наряду с Казанью стали ведущими центрами культуры татарской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Загидуллин Ильдус Котдусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DYNAMICS OF THE NUMBER OF MUSLIMS IN THE CITIES OF THE VOLGA-URAL REGION IN 1897-1910

Comparing information of the First General census of population of 1897 and counting the citizens of the Volga-Ural region in 1904 and 1910, the author concludes that due to the expansion in the early twentieth century the official list of cities at the expense of workers ' settlements and the settlements with more than 10-thousand population, there has been an increase in the number of Muslims in secondary and small towns, although their population in the provincial centers grew faster. Confessional principle of counting the inhabitants of the cities, which were settled in conjunction with the Tatars, the Bashkirs and the Meshcheryakv, revealed a genuine numerical and socio-cultural potential of ethnic and religious communities, especially of Orenburg and Ufa, which, along with Kazan were the leading centers of culture of the Tatar nation.

Текст научной работы на тему «О ДИНАМИКЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУСУЛЬМАН В ГОРОДАХ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В 1897-1910 ГГ»

УДК 94(470.4)

И. К. Загидуллин

О динамике численности мусульман в городах Волго-Уральского региона в 1897-1910 гг.

На основе сведений Первой всеобщей переписи 1897 г. и подсчета числа горожан Волго-Уральского региона в 1904 и 1910 гг., автор делает вывод о том, что благодаря расширению в начале ХХ в. официального списка городов за счет рабочих поселков и поселений с более 10-тысячным населением, произошло увеличение численности мусульман в средних и мелких городах, хотя их численность в губернских центрах росла быстрее. Конфессиональный принцип подсчета жителей городов, в которых расселялись совместно с татарами башкиры, тептяре и мещеряки, раскрыл подлинный численный и социокультурный потенциал этно-конфессиональных общин, особенно Оренбурга и Уфы, которые наряду с Казанью стали ведущими центрами культуры татарской нации.

Ключевые слова: мусульмане-горожане, рабочие поселки, статистика, города Волго-Уральского региона в конце XIX - начале ХХ в.

Начало ХХ в. привнесло новые явления в область социальных отношений, оказавших существенное влияние на мобильность населения. Этот период четко делится на два этапа - мирный, когда демографический дискурс определялся промышленным развитием, появлением новых отраслей производства, столыпинской аграрной реформой, общественно-политическими изменениями в стране, и семилетним военным лихолетьем - Первой мировой войной 1914-1918 гг. и Гражданской войной 1918-1920 гг., также оказавших огромное влияние на многие стороны социальной жизни и экономики, в том числе на темпы и направления скрытой и официальной урбанизации населения России.

Вследствие социальных и политических потрясений и расстройства прежней государственной системы статистического учета населения, демографическая история страны в первые годы советской власти остается малоисследованной областью исторических знаний. Счастливое исключение в этой связи представляет позднеимперский период, когда правительственный аппарат исправно фиксировал происходившие перемены в социальном развитии российского общества в целом и этноконфесиональных групп населения страны в частности.

Официально и предвзято установленные властями критерии российского города являются фундаментальным признаком определения урбани-зационной структуры общества. Скажем, в конце XIX в. промышленное население страны уже превышало численность городского населения, поскольку значительная часть фабрично-заводских рабочих, в особенности рабочих горнодобывающих отраслей промышленности, жила в сельской местности (Воробьев, 2001, с.269), однако должным образом не была уч-

тена переписью 1897 г. Обновленный и расширенный список российских городов начала ХХ в. в определенной степени менял социальную структуру и демографическую ситуацию российского общества, зафиксированных переписью 1897 г. Крупнейший специалист по урбанизации В.П. Семенов-Тян-Шанский важнейшими признаками города считал людность населенного пункта, долю населения, незанятого в сельскохозяйственном производстве, бойкость торгово-промышленного оборота, исчисленного на одного жителя. Минимально допустимой людностью городских поселений ученый считал 1000 чел., а минимальным торгово-промышленным оборотом - годовой оборот в 100 тыс. руб., или минимум 100 руб./чел. (Город, 2001, с.24).

Исключительную ценность в комплексном изучении городского населения представляют материалы Первой всеобщей переписи 1897 г., которые дают исчерпывающую характеристику по заложенным в переписных листах вопросам. Однако вне поля зрения современных исследователей остаются материалы губернских статистических комитетов, системное изучение которых позволило бы внеси значительную ясность демографической истории мусульманского и татарского городского населения Вол-го-Уральского региона.

В Российской империи первые исследования городов начались еще до учреждения в 1832 г. при МВД1 статистического отделения2. После организации в 1835 г. местных его органов - губернских статистических комитетов - это направление приобрело определенную системность и плановость3. В 1864-1866 гг. Центральный статистический комитет (ЦСК)

1 Точкой отсчета стал труд «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год» (СПб., 1930). Следующим шагом явилось издание «Обозрения состояния городов Российской империи в 1833-м году» (СПб., 1834).

2 В 1858 г. появился ЦСК МВД, который стал исполнительным органом организованного в 1863 г. Статистического совета, призванного наблюдать за статистическими работами в стране. После реорганизации в 1875 г. ближайшей задачей Совета стало обсуждение способов производства периодических переписей (Статистика, 1909, с. 26-27).

3 В 1840 г. было издано «Статистическое обозрение городов Российской империи», затем в 1842 г. «Статистическое обозрение городов Российской империи, Великого Княжества Финляндии, Царства Польского», в 1852 г. - «Статистическое обозрение городов Российской империи по сведениям, собранным на 1-е мая 1844 года». В них содержались сведения о половом составе горожан, численности каменных и деревянных церквей, духовных и светских учебных заведениях и учащихся в них, «фабриках» и «заводах» (в издании в 1852 г. - и о сумме производства), рабочих в них, лавках, трактирных заведениях, питейных домах и городских доходах. В 1858 г. статистический отдел ЦСК предпринял издание «Статистических таблиц Российской империи за 1856 г.», в котором содержалось описание не только городов, но и губерний и областей. Последующие статистиче-

издал 7 томов обширного труда «Городские поселения Российской импе-

4

рии» и другие исследования .

Эти работы были подготовлены на основании сведений, поступивших от губернских статистических комитетов. Местные органы ЦСК не проводили переписи в общепринятом смысле, а собирали необходимую информацию «механическим» путем, рассылая должностным лицам или местным органам власти бланки с вопросами. Собранные материалы систематизировались и общались в установленном порядке, затем эти сведения поступали в ЦСК. Губернские комитеты, как и ЦСК, вынуждены были проводить «политику доверия», обусловленную отсутствием у них возможности перепроверки представленных сведений (Янсон, 1913, с.169). Одна из основных задач губернских комитетов заключалась в «сопровождении» ежегодных всеподданнейших отчетов начальника губернии, которые состояли из двух частей: собственно отчета и обзора губернии, помещаемого в виде приложения к отчету. К отчету прилагались 16 таблиц, восемь из которых составлялись ежегодно5. Ключевой фигурой, первейшим лицом в сборе необходимых сведений выступали полицейские - становые приставы. В сельской местности, помимо собственного усердия, они опирались на сведения приходского духовенства различных конфессий и волостных правлений, в городской местности - на священнослужителей и городские управы, в структуре управы крупных городах имелись подразделения, отвечающие за статистику.

Согласно новым требованиям 1897 г. к составлению ежегодных отчетов, губернаторы получили определенную автономность и статистические сведения, помещенные в приложении, должны были служить подтвержде-

ние издания о городах размещались «Статистическом временнике» ЦСК (Города, 1906, с.Ш-1У).

4 В 1863 г. МВД издало «Материалы для составления предположений об улучшении общественного управления в городах» и сборник «Экономическое состояние городских поселений Европейской России». Продолжение этого труда увидело свет в 1882 г. В них по каждому городскому поселению представлены сведения по 10 позициям (Города, 1906, с.IV).

5 Ежегодно составлялись таблицы со следующими сведениями: о посеве и урожая хлеба; о фабриках и заводах; о движении населения - по городам и уездам отдельно, число браков, родившихся и умерших, в общих итогах; о поступлении сборов - по городам и уездам; о числе и роде преступлений; о пожарах; о насильственных и случайных смертях; о числе учебных заведений (Янсон, 1913, с.168). Не ежегодно составлялись следующие ведомости: о «народонаселении»: наличное число жителей на 15 декабря по сословиям и вероисповеданию; то же по вероисповеданиям - в городах и уездах; о числе раскольников разных сект - по уездам и городам отдельно и по шести видам сект; о числе разного рода зданий - по уездам и городам; о сельскохозяйственном распределении земель по уездам; о скотоводстве; о землевладении по уездам; об устройстве отставных чинов - по уездам и городам (Янсон, 1913, с.168-169).

нием выводов чиновника, которые заслуживают монаршего внимания (Литвак, 1979, с.160). В этой связи появление в начале ХХ в. в ежегодных обзорах губерний таблиц о численности этнических групп открывает новые возможности для выявления динамики численности татар.

В своей статье, посвященной татарам крупных городов Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале ХХ в. (Исхаков, 1987, с. 82-90), известный татарский этнограф Д.М. Исхаков использовал лишь статистические сведения 1912 г., отложившиеся в фонде Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД РГИА (ф. 821), по сути, данные губернских статистических комитетов. Тем не менее, особенности и основные тенденции формирования и развития татарских общин в малых, средних и крупных городах начала XX столетия остаются нераскрытыми.

В позднеимперский период конфессиональная принадлежность являлась системообразующим элементом в формировании самосознания, стержнем религиозно-духовной жизни горожан и культурного развития этнических общин. Поэтому в контексте изучения социокультурных процессов и тенденций ограничение численности этноконфессиональных городских общин исключительно этническим признаком, татарами, представляется неоправданным и методологически неправомерным подходом. Высокая культура, транслируемая городскими общинами посредством научных трудов и литературных произведений, книг, газет и журналов, театральных представлений, национальной школой и др., служила культурным потребностям и запросам мусульманских народов Нового времени. В Вол-го-Уральском регионе в городских этноконфессиональных общинах по численности доминировали татары, именно они задавали тон общественному развитию городских обществ. В этой связи тема изучения истории городских этноконфессиональных обществ приобретает особую актуальность в понимании внутренней логики распространения джадидидских идей и социального поведения татар и других тюркских народов страны в условиях модернизации.

Наметившееся в начале ХХ в. комплексное изучение правительством различных аспектов городского хозяйства и инфраструктуры было прервано Первой мировой войной. До этого времени ЦСК успел провести в 1904 и 1910 гг. комплексные обследования российских городов. В 1904 г. ЦСК собрал через губернские (областные) статистические комитеты и органы самоуправлений крупных городов сведения о городских поселениях империи (кроме Великого княжества Финляндского), численность жителей которых превышал более 10 тыс. чел. (в списке также появилось поселение «город-село»). Им были представлены ответы на бланках ЦСК с 40 вопросами6, в которых был впервые учтен и этноконфессиональный ком-

6 Составителям вопросника удалось выделить индикаторы социального развития городского организма и условий жизни горожан. В совокупности эти сведения создавали подлинную картину российского городского пространства, опре-

понент (удельный вес этнических (тюрко-татары) и конфессиональных (мусульмане) общин среди горожан).

В циркуляре ЦСК от 24 апреля 1904 г. предписывалось губернским статистическим комитетам указывать в своих ответах источники получения информации (НА РТ. Ф. 359. Оп.1. Д. 410. Л. 1). Делопроизводственная документация Казанского губернского статистического комитета позволяет реконструировать механизм сбора запрашиваемой статистической информации и распространить его и на изыскания 1910 г., о чем речь пойдет далее. Предписание ЦСК было доведено до сведения уездных исправников и полицмейстера крупного города - Казани. Согласно рапорту Лаишевского уездного исправника, например, сведения о числе церквей, библиотек и читален, гостиниц, харчевен, постоялых дворов, фабрик и заводов и рабочих в них; о сумме производства; о числе ремесленных заведений и ремесленников, нищих; о банках и иных кредитных учреждениях, о наемной плате прислуге и чернорабочим, о штате городской полиции были собраны лично полицейским надзирателем г.Лаишева; информация об учебных заведениях получены от инспектора народных училищ, данные о госпиталях и больницах - от уездной земской управы, о тюрьмах и арестантах в них - от начальника уездной тюрьмы (Там же, л. 60 об.). Часть запрошенных сведений предоставила городская управа7.

В 1910 г. по более детализированному вопроснику ЦСК (52 вопроса) было осуществлено новое обследование (РГИА. Ф. 1290. Оп. 2. Д. 753. Л. 1-3). Новое исследование было ориентировано на более детальное выявление особенностей урбанистической структуры Российской империи. Директор ЦСК в циркуляре 29 апреля за №1028 объяснял необходимость комплексного обследования городского хозяйства изменениями экономических и бытовых условий жизни и непрерывным ростом городского населения. Действительно, разработанный вопросник позволял центру систематизировать и представить собранный материал в компактном виде (в формате таблиц), определить общие тенденции развития, особенности социально-экономического профиля и демографических достижений российских городов. В условиях осложнения в империи «национального вопроса» представляются закономерными несколько уточнений, внесенные ЦСК в вопросник 1910 г.8 В частности, по поводу учета численности го-

деляли приоритеты развития отдельных сторон социальной жизни промышленно-торгового и образовательно-культурного центра округи (НА РТ, ф. 359, оп. 1, д. 410, л.2-7).

7 Это - величина заселенной площади, число улиц, переулков и их общая протяженность и т.д., общественные сады, бульвары, улицы, посаженные деревьями; число жилых строений; водоснабжение и канализация, пожарные команды, скотобойни города.

8 Сами составители считали наиболее существенным изменением исключение вопроса об обществах трезвости и включение новой таблицы об общественном управлении, в которой даются сведения о числе душ м.п., имеющих права

рожан было сделано важное дополнение: общая численность, вероиспове-дальный9 и племенной состав населения10 должны быть указаны без численности войска, дислоцирующего в поселении. Также уточнялось, что под «тюрко-татарами» следовало иметь в виду: «татар, башкир, чуваш, мещеряков, тептярей, турок и проч.» (РГИА. Ф. 1920. Оп. 2. Д. 758. Л. 45). Однако, если учесть, что в имперский период практически все тюркские народы властями именовались татарами, то данный критерий позволяет идентифицировать этническую группу лишь в отдельных регионах путем привлечения дополнительных сведений. В целом, внесенное дополнение позволило ЦСК собрать уникальный материал, позволяющий не только предметно рассуждать об этноконфессиональной мозаичности городского населения Российской империи спустя 13 лет после проведения Первой всеобщей переписи населения, сформировать общее представление о степени участия различных этносов в процессе урбанизации, но и провести определенную классификацию сложившихся конфессиональных анклавов в городах. Таким образом, новое исследование было ориентировано на более детальное выявление особенностей урбанистической структуры Российской империи11.

Собранные сведения приурочивались к 1 июля 1910 г., за исключением тех, которые даются за целый год и сданы не позднее 1 ноября. В случае не поступления запрашиваемых сведений по отдельным пунктам, ЦСК воспользовался статистическими данными за 1904 г. и в некоторых случаях и более раннего времени, о чем в каждом таком случае делалось примечание. В некоторые таблицы были внесены несущественные изменения.

Существенным дополнением в формировании представления многообразия разностатусных городских поселений, ставших объектом исследования и в 1904 г., и в 1910 г., являются «Алфавитный список всех городов и негородских поселений, имеющих свыше 10 тыс. жителей»12 и «Список

голоса на выборах, а также о числе гласных (табл. ХХ11); пополнение этой же таблицы данными о городских недвижимых имуществах и капиталах.

9 В вопроснике были указаны следующие представители конфессиональных групп: православные и старообрядцы, мусульмане, римско-католики, иудеи, протестанты, армяне-григориане, и проч.

10 В вопроснике были указаны следующие этнические группы: русские, тюр-ко-татары (татары, башкиры, чуваши, мещеряки, тептяри, турки и проч.), поляки, евреи, финны (эсты, мордва и проч.) и проч.

11 Вопросником 1910 г. также были запрошены сведения о всех городах, не исключая заштатных и безуездных, посадов и местечек, имеющих городское управление; негородских поселений, служащих административными центрами уездов и округов; других городских поселений, имеющих 10 тыс. и более жителей. Всего 1228 поселений (без финляндских городов).

12 Каждая из категорий поселений (губернские областные города; уездные, окружные негородские поселения, служащие административными центрами; безуездные и негородские поселения) обозначены особым шрифтом и символами,

пригородных поселений, включенных в состав городов» - пригородов, посадов, предместий, слобод, хуторов, сел, деревень, селений, «колоний», железнодорожных и рабочих поселков по каждому географическому району и губернии (области) (Города России, 1914, с.ХУП-ХХХП), представленных в конце книги в качестве приложений.

Итак, в 1910 г. ЦСК запросил подробный список пригородных поселений, которые при обобщении сведений были включены в состав того или иного города. Составители этим обстоятельством объясняли некоторое несоответствие численности городского населения по сравнению со сведениями, содержащимися в памятных книжках, в приложениях к всеподданнейшим отчетам губернаторов и т.д. В большинстве случаях наблюдалось соответствие этих сведений, существенные разночтения происходили лишь в тех случаях, когда в основу брались различные критерии определения территории города (Там же, с. II-III).

В статистическом обследовании 1910 г. в географическом отношении территория империи была разделена на десять районов13. Губернии Волго-Уральского региона оказались в составе четырех географических районов14. В книге для каждого из десяти разделов, соответствующего конкретному географическому району, представлена обстоятельная статья, составленная по единой структуре и дающая целостное представление о каждом из аспектов (вопросов анкеты) социальной жизни горожан и городского хозяйства.

В данном издании нас заинтересовала таблица IV «Племенной состав и вероисповедный состав населения» 15. В ней представлены общее коли-

что позволяет легко ориентироваться и идентифицировать каждый населенный пункт в этом списке. Также имеются графы, определяющие территориальное размещение каждого города по губернии или области, по географическому районированию и также дается их нумерация, указанная в таблицах (Города России в 1910 году. Приложение. О^'У!). Такое же приложение имеется и в издании «Города России в 1904 году».

13 I. Северные и Озерные губернии. II. Прибалтийские и Северо-Западные губернии. II. Центральные и Средне-Волжские губернии. IV. Волжско-Донские и Днепро-Донские губернии. V.Заднепровские и Южные Степные губернии. VI. Заволжские губернии. VII. Привислянские губернии. VIII. Кавказ. IX. Сибирь. Х. Средняя Азия.

14 Центральный и Средне-Волжский район - Нижегородская, Казанская, Симбирская, Вятская и Рязанская губернии; Волжско-Донской и Днепро-Донской регион - Саратовская и Пензенская губернии; Заволжье - Пермская, Уфимская, Оренбургская, Самарская губернии; Заднепровский и Южный Степной район -Астраханская губерния.

15 В вопроснике отмечены следующие этнические группы (пункт 16): русские, тюрко-татары (татары, башкиры, чуваши, мещеряки, тептяри, турки и проч.), поляки, евреи, финны (эсты, мордвы и проч.), и проч. (пункт ) и следующие представители конфессиональных групп: православные и старообрядцы, му-

чество населения городов, конфессиональный и этнический состав жителей каждого города и их удельный вес среди горожан (в %).

На рубеже столетий в Волго-Уральском регионе критерию крупного российского города соответствовали лишь Казань, Астрахань, Саратов, в которых проживало более 100 тыс. жителей. Однако с учетом того, что в региональном масштабе губернские центры олицетворяли собой крупные города, мы обобщили сведения о них в отдельную таблицу.

Таблица №1.

Численность и удельный вес мусульман в губернских городах Волго-Уральского региона в 1897, 1904 и 1910 гг.

(Города, 1906, табл.ГУ; Города, 1914, табл.ГУ; Первая всеобщая, т.2,10, 14; 25, тетрадь 1 и 2; 28; 30; 31; 35; 36; 38; 39; 45, тетрадь 1 и 2).

Города 1897 г. 1904 г. 1910 г. Прирост (+) или убыль (-) за 1897-1910 гг. Место по приросту

место по числ. душ об.пола в % в % место по числ. душ об.пола в %

Астрахань 2 16959 15,0 11,1 4 17046 12,9 +111,0 11

Вятка 11 140 0,6 0,5 11 478 1,1 +339,0 4

Казань 1 28348 21,8 14,5 3 29312 16,1 +114,9 10

Оренбург 3 13257 18,3 24,0 2 29,4 тыс.16 29,0 +221,8 7

Пенза 10 522 0,9 1,0 10 576 0,7 +148,8 9

Пермь 9 938 2,1 4,0 8 3117 5,1 +246,8 6

Рязань 12 134 0,3 - 12 92 0,2 -31,3 12

Самара 5 2364 2,6 3,0 5 9880 7,0 +429,4 3

Саратов 7 1746 1,3 1,0 6 4600 2,1 +268,9 5

Симбирск 6 2188 5,2 6,0 7 3970 7,8 +181,2 8

Уфа 4 5884 11,9 15,0 1 32194 33,1 +1275,5 1

Нижний Новгород 8 881 1,0 1,1 9 1145 1,2 +1255,7 2

Всего 73361 131810 +179,7

Среднестат. числ. 6113 10984 +179,7

Как следует из таблицы №1, по динамике численности тюрко-татар ведущие позиции за 1897-1910 гг. занимали Уфа и Нижний Новгород, в которых произошел более десятикратный прирост численности членов этноконфессиональных общин. Высокими показателями выделялись также

сульмане, римско-католики, иудеи, протестанты, армяне-григориане и проч. (с указанием каких именно).

16 Вследствие отсутствия в этой графе данных по Оренбургу эти цифры за 1910 г. взяты: (см.: Денисов, Хабутдинов, 2009, с.230).

мусульмане Самары (429,4%), а также Саратова (268,9%), Вятки (339,0%), Перми (246,8%) и Симбирска (181,2%), что самым непосредственным образом отражалось на росте их удельного веса среди горожан. Так, за период с 1897 г. по 1910 г. удельный вес мусульман в Самаре вырос с 2,6% до 7% , в Саратове с 1% до 2,1%, в Вятке с 0,5% до 1,1% , в Перми с 4,0 до 6,1% , в Симбирске с 6% до 7,8%.

Однако к 1910 г. в вышеназванных городах по-прежнему функционировали относительно небольшие этноконфессиональные общины. В двух из них (Пенза и Вятка) численность общин не превышала 1 тыс. чел. В Симбирске, Саратове, Перми этноконфессиональная община объединяла сообщество из 3-5 тыс. единоверцев. К десятитысячному рубежу приблизились мусульмане г.Самары, к двадцатитысячному - Астраханская община. Лишь в Рязани наблюдается сокращение численности мусульман.

Существенные перемены произошли в списке крупнейших городских этноконфессиональных общин. Так, Оренбургская община с 3-го места переместилась на 2-е (29,4 тыс. чел.), обогнав Казанскую общину (29312 чел.)17, а первую позицию заняла община г.Уфы (32194 чел.), причем она совершила «рывок» между 1904-1910 гг. (удельный вес увеличился с 15% до 33,1%).

К 1910 г. в регионе существовали три крупных «мусульманских города», в которых численность мусульман составляла около 30 тыс. чел. Причем, по удельному весу среди горожан также выделялись Уфимская (33,1%) и Оренбургская (29 %) общины. Последующие позиции занимали Казань (16,1%, в 1904 г. было 14,5%, в 1897 г. - 21,8%,) и Астрахань (12,9%, в 1904 г. - 11,1%, в 1897 г. - 15%). Среднестатистическая численность этноконфесиональной общины в губернских центрах выросла на 179,7% (с 6113 до 10984 чел.).

Итак, Уфимская, Оренбургская и Казанская мусульманские общины как наиболее крупные и экономически сильные городские сообщества стали определять вектор и темпы социокультурного и общественного развития мусульманского населения регионов, став крупными издательскими и передовыми учебно-образовательными центрами, они активно воздействовали на общественное сознание единоверцев. Тандем городской буржуазии и татарских интеллектуалов обеспечил ускоренную модернизацию национальной культуры.

Восторженные отзывы оставили об Уфимской общине современники. Габдерашит Ибрагимов, посетив губернский город спустя 14 лет после отъезда в 1893 г. и побывав во всех мектебе, медресе, мечетях, а также в других общественных зданиях единоверцев, увлеченно писал: «Уфа дос-

17 Следует отметить, что в 1910 г. статисты в качестве отдельного городского поселения посчитали расположенную в черте Казани Пороховую слободу (2236 мус.), в состав Оренбурга не был включен Оренбургский поселок, где расселялось 5408 мусульман.

тойна называться мусульманским городом: если увидите большое и хорошо обустроенное здание - значит, его хозяин мусульманин, у больших магазинов хозяева также мусульмане. Уфимский базар также превратился в мусульманский базар. Помимо больших медресе (в которых учатся в среднем 300-400 шакирдов. - И.З.), имеется порядочное число мектебе. Существуют две школы для девочек. Функционирует большое промышленное училище. ...Мне хочется сказать: «Это является в будущем единственным центром управления и опорой нас, российских мусульман»« (ИбрЛимов, 2017, 62-63 б.), предрекая Уфе высокое положение столицы мусульман всего Волго-Уральского региона ХХ столетия.

Включение в список городов поселений, имеющих более 10 тыс. жителей, привело к изменению соотношения численности мусульман в крупных городах к остальным мусульманам-горожанам Волго-Уральского региона. Если в 1897 г. в крупных городах проживало 60,5% мусульман, то к 1910 г. этот показатель даже немного снизился (48,5%).

Таблица №2.

Численность и удельный вес мусульман в средних и малых городских поселениях Волго-Уральского региона в 1897, 1904 и 1910 гг.

(Города, 1906, табл.^; Города, 1914, табл.^; Первая всеобщая, т. 14; 25; тетради 1 и 2; 10; 25, тетради 1 и 2; 28; 29; 30; 31; 35; 35; 36; 38; 39; 45, тетради 1 и 2)

№ п/п Города 1897 г. 1904 г. 1910 г.

душ об.пола в % душ об.пола в %

1 Александовск-Гай, Самар. губ. Нет в списке Нет в списке 467 2,7

2 Алапаевск 100 1,2 - - -

3 Арск 157 12,8 2,0 467 2,7

4 Белебей 1075 18,4 11,6 1356 17,6

5 Бирск 600 7,0 5,0 398 2,7

6 Бугульма 507 6,7 6,0 443 4,7

7 Бугуруслан 944 7,8 10,0 1640 7,6

8 Бузулук 843 5,9 5,0 1123 6,0

9 Буинск 1583 37,6 34,8 1877 36,0

10 Верхне-Исетский з-д, Пермская губ. Нет в списке Нет в списке 313 2,8

11 Верхне-Кыштымский з-д, Пермская губ. Нет в списке 1,5 257 1,2

12 Верхнеуральск 1070 9,6 16,5 Св. нет

13 Вольск 340 1,3 1,3 966 2,7

14 Воткинский з-д, Вятская губ. Нет в списке 1,0 344 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Екатеринбург 678 1,6 1,5 1079 1,5

16 Елабуга 479 4,9 9,5 325 2,7

17 Златоуст 466 9,6 2,3 750 2,3

18 Ижевский з-д, Нет в списке 2,0 972 2,5

Вятская губ.

19 Илецкая защита 3044 25,9 19,2 3650 23,7

20 Ирбит 1773 8,8 0,9 410 5,1

21 Касимов 1129 8,3 8,2 1642 9,6

22 Красноуфимск 151 2,4 Нет св. 208 3,0

23 Красный Яр 297 5,3 6,2 2883 22,7

24 Кузнецк 131 0,6 0,5 311 1,1

25 Кунгур 231 1,6 2,7 Св. нет

26 Лаишев 103 2,8 1,0 59 1,9

27 Лысьвенский з-д, Пермская губ. Нет в списке Нет в списке 309 2,4

28 Малмыж 405 12,8 30,0 1023 30,1

29 Мамадыш 356 8,5 - 670 13,0

30 Мелекес Нет в списке Св. нет 1729 11,3

31 Мензелинск 841 11,1 2,7 959 11,4

32 Миасский з-д, Оренбургская губ. 1,9 1085 4,3

33 Мотовилиха, з-д, Пермская губ. Нет в списке 6,5 1298 3,9

34 Надеждинский з-д, Пермская губ. Нет в списке Нет в списке 2508 16,8

35 Невьянский з-д Нет в списке 277 1,6

Пермская губ.

36 Николаевск 1770 14,2 15,0 4500 30,0

37 Нижне-Тагильский з-д, Пермская губ. Нет в списке 0,4 274 0,6

38 Новоузенск 586 4,4 2,0 424 2,4

39 Оренбургский пос. Нет в списке 15,0 5408 32,3

40 Орск 3958 28,2 32,5 771918 35,4

41 Ось 220 4,3 4,0 200 2,8

42 Покровская сл., Самар. губ. Нет в списке - 228 0,8

42 Пороховая сл. - - - 2236 15,7

44 Сарапул 449 3,0 759 3,9

45 Саткинский з-д, Уфимская губ. Нет в списке Нет в списке 359 3,0

46 Сеитов Посад - - - 11077 99,8

47 Слободской, 183 1,8 1,5 638 6,3

48 Сорочинское Нет в списке - Нет в списке 436 2,5

49 Спасск 201 7,3 5,4 180 6,2

50 Ставрополь 103 1,7 - 77 1,2

51 Стерлитамак 5302 34,1 35,7 6342 34,1

52 Сызрань 255 0,8 0,7 653 1,6

53 Тетюши 781 3,7 10,0 1040 17,9

54 Троицк 8430 36,2 33,0 1670119 41,9

18 Согласно сведениям Д.Н. Денисова, в 1910 г. в Орске насчитывалось 7719 мусульман, что составляло 35,4% местных жителей (Денисов, 2012, с. 39).

55 Хвалынск 350 2,3 2,3 444 2,4

56 Царев 626 9,0 10,0 827 14,8

57 Царицын 1729 3,1 2,0 2626 2,6

58 Челябинск 897 4,5 2,5 500 0,7

59 Чистополь 4839 24,0 25,0 6887 27,9

Всего 47982 139806

Всего, в % 100 291,4

Среднестат. числ.. 1170 2497

Среднестат. числ., в% 100 213,4

Условным критерием подсчета динамики численности мусульман в средних и малых городах нами взята численность 100 и более душ обоего пола. Забегая вперед, отметим, что на период с 1897 г. по 1910 г. новых городских общин, превышающих 100 мусульман, не зарегистрировано.

Сначала отметим исключения из правил. Как известно, Первой всеобщей переписью учитывалось наличное население поселений на 28 января 1897 г. (Загидуллин, 2000, с. 19-35)' В Ирбите Пермской губернии переписная кампания совпала с популярной среди мусульманских купцов и торговцев Ирбитской ярмаркой, численность которых и была учтена переписчиками. Здесь феноменом стало десятикратное преобладание численности мужчин над женщинами. В последующие годы местным статистическим комитетом фиксировались лишь мусульмане-местные жители. В результате этих особенностей методики подсчета численности населения оказалось, что с 1897 г. по 1910 г. численность мусульман сократилась с 1773 до 410 чел., хотя в рассматриваемый период происходил медленный, но верный рост местной этноконфессиональной общины. Еще одна из издержек различных методик подсчета материалов переписи населения 1897 и 1910 гг. наглядно проявилась в случае с рабочими поселками и городами, которые были спутниками промышленных предприятий. Так, в заштатном городе Алапаевск Пермской губернии (рядом располагался Нейво-Алапаевский завод), где существовало мусульманское кладбище и с 1907 г. действовал молитвенный дом (Загидуллин, 2006, с. 54-65), вследствие занятости на производстве временных рабочих, в 1910 г. оказалось, что здесь отсутствовали мусульмане, что не соответствовало действительности.

Как видно из таблицы № 2, из числа представленных в таблице городов лишь в нескольких из них в рассматриваемый период происходило реальное сокращение численности мусульман: это - города Лаишев (на 42,7%) и Спасск (на 10,4%) Казанской губернии, Новоузенск (на 27,6%), Ставрополь (на 25,2%) и Бугульма (на 12,6%) Самарской губернии, Елабу-га (на 32,1%) Вятской губернии, Бирск (на 43,7%) Уфимской губернии. Причем этноконфесиональные общины в городах Лаишев и Ставрополь

19 По другим сведениям, в 1910 г. в Троицке насчитывалось 16701 мусульман, что составляло 41,9% местных жителей (Денисов, Старостин, Гиззатуллин, 2009, с. 235).

«перешли черту»: в них насчитывалось уже менее 100 мусульман и происходила деградация этнокультурной жизни.

Главной демографической линией рубежа столетий являлось увеличение численности мусульман-горожан. Почти десятикратный рост наблюдается в Красном Яре Астраханской губернии. Более чем в 3,8 раза выросла численность этноконфессиональной общины уездного города Слободской Вятской губернии, 2,5 раза и более - общин уездных городов Вольск и Николаевк Самарской губернии, Сызрань Симбирской губернии, Малмыж Вятской губернии, безштатного города Арск Казанской губернии, более 2 раз - Кузнецка Саратовской губернии, более 1,5 раза - Буин-ска Симбирской губернии и Бугуруслана Самарской губернии, Сарапула Вятской губернии, Екатеринбурга Пермской губернии, Златоуста Уфимской губернии, Мамадыша Казанской губернии и Орск Оренбургской губернии, Троицка Оренбургской губернии, Царицына Астраханской губернии.

Среди общин с контингентом в 100 и более душ обоего пола численность мусульман в средних и малых городах Волго-Уральского региона увеличилась на 291,4%. Так произошло в значительной степени благодаря включению в список городов сел, слобод, пригородов, посадов, предместий, имеющих более 10 тыс. жителей.

Среднестатистическая численность общин в этих городах выросла на 213,4%. Если в 1897 г. мусульманских общин, составлявших более четверти жителей города, насчитывалось всего шесть (Буинск (37,6%), Троицк (36,2%), Стерлитамак (34,1%), Орск (28,2%), Илецкая защита (25,9%)20, то в 1910 г. их численность выросла до 9 общин (Сеитов посад (99,8%), Троицк (41,9%), Буинск (36%), Стерлитамак (34,1%), Оренбургский поселок (32,3%), Николаевск (30%), Малмыж (30,1%), Орск (28,5%) и Чистополь (27,9%).

При условной градации общин по 1 тыс. душ обоего пола также видны существенные перемены. Если в 1897 г. общин, преодолевших тысячный рубеж, насчитывалось 6 (Буинск, Белебей, Верхнеуральск, Касимов, Николаевск, Царицын), трехтысячный рубеж - 2 (Илецкая защита, Орск), четырехтысячный рубеж - 1 (Чистополь), пятитысячный рубеж - 1 (Стер-литамак), восьмитысячный рубеж - 1 (Троицк), то к 1910 г. к общинам с населением более одной тысячи человек добивались: Бугуруслан, Бузулук, Малмыж, Николаевск, Тетюши, а также ранее не считавшимися городами Екатеринбург, Мелекес (община Царицына наряду с Красным Яром и Пороховой слободой (Казанская губ.) «перескочила» двухтысячный, а мусульмане Николаевка - четырехтысячный рубеж). Тысячный рубеж численности рабочих общин к 1910 г. преодолели мусульмане поселений На-деждинского (2508 мус., или 16,8%) и Мотовилихинского заводов (1298

20 Мы в это число включаем и Сеитов Посад, где проживала большая группа мусульман (хотя он в 1897 г. «не считался городом»).

мус., или 3,9%) Пермской губернии и медеплавильного Миасского предприятия Оренбургской губернии (1085 мус., или 4,3%). Итого - 14.

В списке общин с более трехтысячным населением по-прежнему значилась Илецкая защита, а Орск перешел в список общин с более семитысячным населением, Чистополь стал городом, где проживали более шести тысяч мусульман. Среди средних городов самые крупные анклавы мусульман функционировали во вновь включенном в список городов Сеито-вом посаде (более 11 тыс. чел.) и уездном городе Троицк Оренбургской губернии (16701 чел.). Налицо динамичное развитие городских мусульманских общин Оренбургской, Уфимской и Самарской губерний.

Особенностью промышленного развития империи экономисты признавали концентрацию производства в ряде местностях, формирование крупных предприятий с огромным контингентом рабочих. Промышленное производство стало неотъемлемой частью процесса градообразования в России (Водарский, 1972, с. 201). Приметой Центрального, Южного горнопромышленных и Уральского горнозаводского районов явилась сеть «экономических» поселений, не входивших в официальную иерархию городов. На их фоне многие населенные пункты на севере, северо-востоке и северо-западе России, признаваемыми городами исключительно из-за расселения в них административно-полицейских органов, в экономическом отношении оставались обычными селами. В конце XIX в., наконец, законодательство стало именовать промышленные поселения поселками. В зависимости от основной функции, они получали названия поселков городского типа, железнодорожных поселков, заводских, фабричных, дачных поселков.

На Урале почти % всех предприятий, зафиксированных в 1900 г., возникли в эпоху крепостного права. Две трети уральских заводов были сосредоточены в Пермской губернии. В Оренбургском крае, разделенном в 1865 г. на Оренбургскую и Уфимскую губернии, к Уральскому району относились Златоустовский уезд и восточные части Уфимского и Бирского уездов (Положение рабочих, 1960, с. 3).

Как известно, часть рабочих бараков находилась в городе или в черте города, некоторые рабочие поселения получили статус города21. К 1910 г. в рабочих поселках с более 10 тыс. жителей существовали 11 мусульманских общин с контингентом более 100 душ обоего пола (8 - в Пермской губ., 2 - в Вятской губ., по одной - в Оренбургской и Уфимской губерниях). В оружейный Ижевский и Камско-Воткинский железоделательный заводы Вятской губернии государственные татарские крестьяне были приписаны еще сто лет тому назад. В начале ХХ столетия здесь функцио-

21 Перечислим рабочие поселения Волго-Уральского региона, получившие во второй половине XIX в. статус города: это - Златоуст (в 1910 г. - 750 мус., или 2,3%) Уфимской губ. и Соль-Илецк (в 1910 г. 3650 мус., или 23,7%) Оренбургской губ. (Город, 2001, с.70).

нировали полноценные мусульманские общины - 972 мусульман (2,5%) и 344 мусульман (1,3%) соответственно. В Лысьвенском заводе (Пермская губ.) проживало 309 мусульман обоего пола, Верхне-Исетьском - 313, Кыштымском - 257, Кувшинском - 95, Невьянском - 277, НижнеТагильском - 274, в железоделательном и чугуноплавильном Саткинском заводе (Уфимская губ.) - 359 чел. (Города, 1914, с. 714-717).

Таблица №3.

Мусульмане в числе менее 100 душ обоего пола в заводских поселках-городах Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний в 1904 и 1910 гг.

(Города, 1906, табл.ГУ; Города, 1914, табл.1У)

№ Города-заводские поселки 1904 г. 1910 г.

в % об.пола в %

1 Березовский з-д, Пермская губ. - 16 0,2

2 Верхне-Уалейский з-д, Пермская губ. Нет в списке 64 0,6

3 Каслинский з-д, Пермская губ. 0,5 - -

4 Кушвинский з-д, Пермская губ. - 95 0,9

5 Нижне-Сергинский з-д, Пермская губ. - - -

6 Нязе-Петровский з-д, Пермская губ. - 6 0,4

7 Кусинский з-д, Уфимская губ. Нет в списке 40 0,4

8 Белорецкий з-д, Оренбургская губ. ? 22 92 0,6

Таблица №3 представляет несомненный интерес, по ее данным можно предметно рассуждать о численности и удельном весе проживающих в рабочих поселениях мусульманах и «тюрко-татарах». Примечательно, что за исключением Верхне-Уалейского завода в Пермской губернии, где зафиксированы 64 мусульман и 97 тюрко-татар, в других заводских поселениях их численность совпадает. В 1910 г. мусульмане не зафиксированы в Каслинском заводе, хотя в 1904 г. здесь проживала локальная группа рабочих (0,5% всех жителей поселка). В 1910 г. в поселке Белорецкого завода (Оренбургская губ.) проживало 92 чел. (Города, 1914, с.714-717).

В начале ХХ в. продолжалось трудоустройство мусульман на новых предприятиях. Усилению трудовой миграции в чугуноплавительный и железоделательный Кусинский завод Уфимской губернии способствовало открытие в 1904 г. железнодорожной линии Бердяуш-Нязепетровск (Денисов, Старостин, 2009, с. 227). К 1910 г. здесь трудилась группа рабочих-мусульман в числе 40 человек, в поселке Нязе-Петровского завода (Пермская губ.) зафиксировано 6 мусульман. В действительности с учетом временно работающих на предприятиях и по этой причине не попавших в статистический подсчет, мусульман-рабочих в этих предприятиях должно быть больше.

22 В графе поставлен знак вопроса.

Таблица № 3 составлена нами путем выписки заводских поселков с населением более 10 тыс. чел., следовательно в ней зафиксированы далеко все рабочие поселки, в том числе те, в которых проживали мусульмане.

В промышленных предприятиях Урала основная часть мусульманских приходов была зарегистрирована на рубеже Х1Х-ХХ вв., что свидетельствовало о процессе формирования контингента постоянных рабочих. Скажем, в Верхотуринском уезде действовали следующие приходы: в На-деждинском сталерельсовом заводе (с 1898 г.), Кушвинском заводе (имам с 1899 г.), Шуркинском прииске (молитвенный дом с 1905 г.), Троицком прииске (молитвенный дом с 1907 г.), Богословском медном руднике (мечеть с 1906 г.), Платино-промышленном прииске (молитвенный дом с 1915 г.), Верхнетуринске (молитвенный дом с 1917 г.). Один за другим появились зарегистрированные махалли в предприятиях Соликамского уезда: в Кизелевском заводе княгини А.Лазаревой (с 1898 г.), Губахинских каменноугольных копях (с 1905 г.), а также в Чурмазском заводе; в Чер-дынском уезде: Вельсовском заводе (с 1907 г.), селе Усолье (с 1911 г.) и др. В начале ХХ в. исламский молитвенный дом действовал в Березников-ском солодовом заводе. Не позднее 1916 г. мечетью обзавелись мусульмане рабочие в Екатеринбургском прииске. В Чусовском заводе молитвенный дом появился в 1895 г., Лысьвенском и Мотовилихинском заводах - в 1907 г. (Загидуллин, 2006, с. 54-65). К 1912 г. в Пермской губернии мусульмане-рабочие в Верхнеисетском, Нижнетагильском, Чусовском, На-деждинском и Мотовилихинском заводах имели конфессиональные школы (Шамсутдинов, 2009, с. 244).

На рубеже столетий рабочие мусульмане Кусинского завода собирались на общественную молитву в специально купленном в 2-этажном доме, куда для выполнения общественных молитв приезжал имам д. Каски-ной Златоустовского уезда Уфимской губ. (Денисов, 2009, с. 227).

Итак, использование нового, конфессионального, критерия, адекватно отражающего социокультурные и демографические процессы в городах Волго-Уральского региона, раскрывает новые грани жизнедеятельности мусульманских общин. Сопоставление материалов Первой всеобщей переписи населения 1897 г. и обследования ЦСК российских городов 1904 г. и особенно 1910 г. позволило выявить удельный вес мусульман в составе горожан в конце XIX - начале ХХ в., убыль и прирост их численности в рассматриваемый период, установить наиболее активно развивающие в демографическом плане мусульманские общины среди губернских (крупных), средних и малых городов, определить наиболее крупные общины среди городских поселений. Выработанная ЦСК методика сбора информации наводит на мысль о целесообразности комплексного изучения этно-конфессиональных общин, как части городского населения, включая такие маркеры социальных отношений и этноконфессиональной консолидации, как приходы, мечети, школы, кладбища, библиотеки, культурно-просветительские и благотворительные общества, периодика и т.д.

Очевидно, демографический профиль мусульманских общин формировался под воздействием социально-экономического развития региона и благосостояния национальной деревни. В то же время следует отметить, что эти показатели не всегда точно определяют векторы трудовых миграций и формирующуюся урбанистическую структуру мусульманского сообщества. Скажем, главным направлением трудовой миграции и оседания для татар-мусульман Касимовского уезда Рязанской губернии, Симбирской и Нижегородской губерний являлись Санкт-Петербург и Москва, в рассматриваемый период за счет переселенцев Среднего Поволжья формировались устойчивые кооперативы татар-рабочих на Донецком угольном бассейне, в нефтепромыслах Бакинской губернии и т.д.

Таким образом, численность горожан является фундаментальным признаком при определении степени урбанизации и складывания общественных отношений между членами этноконфессиональных общин. Расширение в начале ХХ в. официального списка городов за счет рабочих поселков и поселений с более 10-тысячным населением способствовало увеличению и преобладанию удельного веса мусульман в средних и мелких городах региона, хотя их численность в губернских городах увеличивалась быстрее. Конфессиональный принцип подсчета жителей городов, где расселялись совместно с татарами башкиры, тептяре и мещеряки, раскрывает подлинный численный и социокультурный потенциал общин, особенно Оренбурга и Уфы, которые в начале ХХ в. наряду с Казанью были ведущими культурными центрами татарско-мусульманского сообщества Вол-го-Уральского региона.

Источники и литература

1. НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д. 410.

2. РГИА. Ф. 1290. Оп.2. Д. 753.

3. Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М., 1972. 256 с.

4. Воробьев Ю.Ф. Рынок и предпринимательство в России на рубеже XIX-XX вв. // Экономическая история России XIX-XX вв.: современный взгляд. М., 2001. С.265-278.

5. Положение рабочих Урала во второй половине XIX - начале ХХ века. 1861-1904. Сборник документов. М., Л.: АН СССР, 1960. 668 с.

6. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. М.: ОГИ, 2001. 560 с.

7. Города России в 1904 году. Изд. Центрально-статистического комитета. СПб., 1906. XIII, 462, XV с.

8. Города России в 1910 году. Изд. Центрально-статистического комитета. СПб.: типо-литорафия И.Л. Ныркина, 1914. III, 1137, XXXII с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Денисов Д.Н. Очерки по истории мусульманских общин Оренбургского края XVIII - начлао ХХ в.). М., Нижний Новгород: ИД «Медина», 2012.

10. Денисов Д.Н., Старостин А.Н. Мусульманская община г. Куса // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М., Нижний Новгород, 2009. С. 227.

11. Денисов Д.Н., Старостин А.Н., Гиззатуллин Р.Н. Мусульманская община г.Троицка // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М., Нижний Новгород, 2009. С. 235.

12. Денисов Д.Н., Хабутдинов А.Ю. Мусульманская община г.Оренбурга // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М., Нижний Новгород, 2009. С.230.

13. Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. 200 с.

14. Загидуллин И.К. Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX - начало XX в.) // Татарские мусульманские приходы Российской империи: Материалы всероссийской научно-практической конференции, г.Казань, 27-28 сентября 2005 г. / Редколлегия: И.К.Загидуллин (отв. ред. и сост.), Л.Ф.Байбулатова, Н.С.Хамитбаева. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С.54-65.

15. ИбраЫмов Габдерэшит. Ислам деньясы // Безнец мирас. 2017. №8. 6166 б.

16. Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа: (XVIII -начало XX вв.) / отв. ред. Р.Г. Фахрутдинов. Казань (Набережные Челны: Печатный двор), 1993. 143 л.

17. Исхаков Д.М. Татары в крупных городах Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале ХХ вв. (Этностатистический очерк) // Этнические группы в городах европейской части СССР (формирование, расселение, динамика культуры). М., 1987. С.82-90.

18. Кулбахтин Н.М. Горнозаводская промышленность Башкортостана. XVIII век. Уфа: «Китап», 2000.

19. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации ХК -начала ХХ в. М.: изд-во «Наука», 1979. 294 с.

20. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т.П. Астраханская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. Тетрадь 1. СПб., 1899. II, 51 е.; Тетрадь 2. СПб., 1904. XI, 167 с.

21. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. X. Вятская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. XI, 267 с.

22. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XIV. Казанская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904^^, 282 с.

23. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXV; Нижегородская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. Тетрадь 1 и 2. СПб., 1901. II, 139 с.; Тетрадь 2. СПб., 1904. XVI, 227 с.

24. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII.Оренбургская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. 174 с.

25. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXX. Пензенская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1903. XIX, 257 а

26. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXXI. Пермская губ. СПб., 1904. XI, 299 с.

27. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXXV. Рязанская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1903. XIII, 259 а

28. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXXVI. Самарская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. XI, 201 с.

29. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXXVIII. Саратовская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. XII, 249 с.

30. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXXIX. Симбирская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. IX, 177 с.

31. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. LV. Уфимская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. Тетрадь 1. СПб., 1901. II, 186 е.; Тетрадь 2. СПб., 1904. XI, 189 с.

32. Статистика. По лекциям проф. Каблукова. Казань: типо-литогр. Н.М.Чижовой, 1909. 199 с.

33. Шамсутдинов И.М. Мусульманские общины на фабриках и заводах Урала в XIX - начале ХХ вв. // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М., Нижний Новгород, 2009. С.244.

34. Янсон Ю. Теория статистики. Пятое изд. СПб.: Изд. Юридического книжного магазина Н.К. Мартынова, 1913. 615 с.

И.К. Заhuдуллuн

1897-1910 елларда Идел-Урал тебэге шэhэрлэрендэ меселманнарньщ саны узгэру турында

1897 елгы Беренче Гомумрэсэй халык санын алу hэм 1904, 1910 еллардагы Идел-Урал тебэге шэhэрлэрендэ халык санын алу мэгълуматларын чагыштырып, автор шушы нэтижргэ килэ: ХХ гасыр башында рэсми шэhэр статусы халкы 10 мецнэн арткан эшче поселокларга hэм башка торак пунктларга бирелу сэбэпле кечкенэ hэм урта зурлыктагы шэhэрлэрдэ меселманнарньщ артуы кузэтелэ, шулай да аларныц саны губерна узэклэрендэ тизрэк усэ. Исэпкэ алуныц конфессиональ принципка таянып уткэрелуе татарлар белэн бергэ башкорт, типтэр, мещеряклар яшэгэн шэhэрлэрдэ (аеруча Оренбургта hэм Уфада) милли hэм конфессиональ общиналарныц сан буенча hэм ижтимагый-мэдэни потенциалларын ача. Искэ алынган ике шэhэр Казан белэн беррэттэн татар миллэтенец эйдэп баручы мэдэни узэклэре булып китэ.

Ачкыч сузлэр: шэhэрдэ яшэуче меселманнар, эшче поселоклары, статистика, XIX гасыр ахыры - ХХ гасыр башында Идел-Урал тебэге шэhэрлэре.

I.K. Zagidullin

On the dynamics of the number of Muslims in the cities of the Volga-Ural region in 1897-1910

Comparing information of the First General census of population of 1897 and counting the citizens of the Volga-Ural region in 1904 and 1910, the author concludes that due to the expansion in the early twentieth century the official list of cities at the expense of workers ' settlements and the settlements with more than 10-thousand population, there has been an increase in the number of Muslims in secondary and small towns, although their population in the provincial centers grew faster. Confessional principle of counting the inhabitants of the cities, which were settled in conjunction with the Tatars, the Bashkirs and the Meshcheryakv, revealed a genuine numerical and socio-cultural potential of ethnic and religious communities, especially of Orenburg and Ufa, which, along with Kazan were the leading centers of culture of the Tatar nation.

Keywords: muslim citizens, workers' settlements, statistics, the cities of the Volga-Ural region at the end of the XIX - beginning of the XXth centuries.

Загидуллин Ильдус Котдусович - доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (г.Казань); e-mail: zagik63@mail.ru

Заhидуллин Илдус Котдус улы - тарих фэннэре докторы, ТР ФА Ш.Мэр-ж;ани исемендэге Тарих институты яца тарих бYлereнeц медире (Казан шэhэрe).

Zagidullin Ildus Kotdusovich - Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Modern History, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.