Научная статья на тему 'О дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков в законодательстве Кыргызской Республики, стран СНГ и Балтии'

О дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков в законодательстве Кыргызской Республики, стран СНГ и Балтии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КРИМИНОЛОГИЯ / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / КВАЛИФИКАЦИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полонский Максим Анатольевич

Статья посвящена исследованию проблем дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков в законодательстве Кыргызской республики, стран СНГ и Балтии. Автором проведен сравнительный анализ уголовного законодательства стран постсоветского пространства, предусматривающего уголовную ответственность за массовые беспорядки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков в законодательстве Кыргызской Республики, стран СНГ и Балтии»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 343

О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, СТРАН СНГ И БАЛТИИ

Полонский М.А.,

аспирант кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков в законодательстве Кыргызской республики, стран СНГ и Балтии. Автором проведен сравнительный анализ уголовного законодательства стран постсоветского пространства, предусматривающего уголовную ответственность за массовые беспорядки.

Article is devoted to problems of differentiation of subjects of criminal responsibility riots in the legislation of the Kyrgyz Republic, the CIS and Baltic States, The author made a comparative analysis of the criminal laws of the post-Soviet space, criminalizing the riots.

Ключевые слова: уголовное право, дифференциация, криминология, массовые беспорядки, квалификация массовых беспорядков, уголовное право зарубежных стран.

Criminal law, differentiation, criminology, civil disturbances, riots qualifications, criminal law of foreign countries.

Важной предпосылкой совершенствования норм, в том числе и предусматривающих уголовную ответственность за массовые беспорядки, является осмысление и учет, как предшествующего отечественного, так и анализ зарубежного законодательства.

Изучению зарубежного опыта, а также уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки были посвящены труды многих ученых, которые и по сей день вызывают огромный научно-практический интерес [1, с. 14-18; 2, с. 41-48; 3, с. 72-75].

С развалом СССР на территории постсоветского пространства, образовались независимые государства, которые избрали самостоятельный путь развития, в том числе и уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки.

Состав преступления «массовые беспорядки» впервые был сформулирован в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. в разделе «Преступления против порядка управления». Формулировка данного состава в основном была воспринята всеми странами СНГ и Балтии. Во многом этому способствовали исторические предпосылки. Относительному сходству уголовного законодательства стран СНГ также способствовал принятый 17 февраля 2006 года Модельный Уголовный кодекс (далее МК) -рекомендательный законодательный акт для Со-

дружества Независимых Государств [4, с. 92-150]. Согласно МК, уголовная ответственность за массовые беспорядки предусматривалась статьей 186 «Массовые беспорядки» главы 23 «Преступления против общественной безопасности» раздела VIII «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».

Так, согласно ст. 186 МК уголовная ответственность предусматривалась за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием сопротивления представителю власти, сопряженного с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия. Преступление было отнесено к категории тяжких преступлений.

Модельный вариант статьи не предусматривал дифференцированного подхода к ответственности лиц в зависимости от их ролей (организатор, подстрекатель, исполнитель) в массовых беспорядках. Более того, в статье отсутствовало даже упоминание о призывах к массовым беспорядкам.

Ряд стран постсоветского пространства пошли по такому же пути, однако иная, более значительная часть пошла по пути дифференциации уголовной ответственности лиц в зависимости от их

ЛПШРЯиОЕР^СЕ

роли в беспорядках.

Таким образом, уголовное законодательство об ответственности за массовые беспорядки стран постсоветского пространства в зависимости от роли лиц в массовых беспорядках можно разделить на две группы.

К первой группе относятся страны, уголовное законодательство которых предусматривает дифференциацию уголовной ответственности лиц в зависимости от совершенных ими действий (Российская Федерация, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Латвийская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркмения).

Вторая группа - страны, в уголовном законодательстве которых отсутствует указанный дифференцированный подход (Республика Узбекистан, Украина, Эстонская Республика).

Первая группа. Значительное сходство с уголовным законодательством Кыргызской Республики об ответственности за массовые беспорядки (ст. 233 УК КР), наблюдается в соответствующих статьях УК Российской Федерации (ст. 212 УК РФ) [5, с. 508-509] и УК Республики Казахстан (ст, 241 УК РК) [6, с. 578]. Ответственность лиц участвующих в беспорядках дифференцирована в зависимости от их роли (за организацию массовых беспорядков - ч. I, за участие в беспорядках - ч. 2 и за призывы - ч. 3).

Наказание за участие по соответствующим статьям УК КР, УК РФ и УК РК назначается в виде лишения свободы от 3 до 8 лет.

Иной подход у законодателей об ответственности организаторов массовых беспорядков. Так, по ч. 1 ст. 233 УК КР наказание для организаторов назначается в виде лишения свободы от 8 до 10 лет, в то время как по УК РФ и УК РК назначается наказание в виде лишения свободы от 4 до 10 лет. Минимальный предел в нормах УК РФ и УК РК при этом в два раза меньше, чем предусмотренный отечественным законодательством в УК КР.

Также отличия имеются и в нормах, предусматривающих ответственность подстрекателей. Так по ч. 3 ст. 233 УК КР за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над граязданами, наказание назначается в виде лишения свободы на срок от 2

до 5 лет. За подобные действия по ч, 3 ст. 2 !2 УК РФ виновным может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, либо ареста на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3 лет, а по ч. 3 ст. 241 УК РК наказание назначается в виде ограничения свободы до 2 лет, либо ареста от 2 до 4 месяцев, либо лишения свободы до 3 лет.

По Уголовному кодексу Азербайджанской Республики [7, с, 238], ответственность за массовые беспорядки (ст. 220 УК АР) предусмотрена в разделе 10 «Преступления против общественной безопасности». По части 1 законодатель определил ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, либо участие в таких беспорядках, За совершение указанных действий назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 12 лет. По части 2 ответственность наступает за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. В этом случае виновные наказываются к ограничению свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на тот же срок.

Наказание организаторов и участников массовых беспорядков в УК АР предусмотрено единой санкцией. Законодатель выделяет лишь ответственность подстрекателей к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами.

Уголовная ответственность за массовые беспорядки в УК Республики Армения предусмотрена статьей 225 УК РА, которая расположена в главе 23 раздела 9 « Преступления против общественной безопасности, безопасности компьютерной информации, общественного порядка, общественной нравственности и здоровья населения». Частью 1 ст. 225 УК РА предусмотрена ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ либо оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Наказание по данной части предусматривает лишение

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

свободы на срок от 4 до 10 лет. В части 2 установлена ответственность за непосредственное совершение деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Наказание в этом случае предусматривается в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.

Часть 3 ст. 225 УК РА устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, сопряженные с убийством, а наказание здесь предусмотрено в виде лишения свободы на срок от шести до двенадцати лет. В части 4 законодатель предусмотрел ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителя власти во время массовых беспорядков либо призывы к массовым беспорядкам или к насилию над людьми. Наказание за действия указанные в ч. 4 может быть назначено в виде исправительных работ на срок не свыше 2 лет, либо ареста на срок не свыше 2 месяцев, либо лишения свободы на срок не свыше 3 лет.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь [8, с. 335], ответственность за массовые беспорядки (ст. 239 УК РБ) содержится в главе 27 раздела 10 «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». В ч. 1 ст. 293 УК законодателем определена уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти и предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В части 2 уголовная ответственность наступает за участие в массовых беспорядках, выразившиеся в непосредственном совершении действий, названных в части первой настоящей статьи. Действия участников наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Согласно УК Грузии [9, с. 109], ответственность за массовые беспорядки предусмотрена статьей 225 «Массовые беспорядки» главы XXX раздела 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». По ч. 1 ст. 225 ответственность предусмотрена за организацию или руководство массовыми беспорядками, сопровождавшимися насилием, погромами, поджогами, применением оружия или взрывных устройств либо вооруженным сопротивлением представителю власти. Наказание за организа-

цию массовых беспорядков предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. По ч. 2 виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет за участие в деяниях, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Уголовная ответственность за массовые беспорядки по законодательству Латвийской Республики предусмотрена в ст. 225 главы 20 «Преступные деяния против общественной безопасности и общественного порядка» УК Латвийской Республики [10, с. 222]. В части 1 ст. 225 УК предусматривается ответственность за организацию массовых беспорядков, связанных с погромами, разрушениями, поджогами, насилием над личностью, или сопротивлением представителям власти. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 3 до \2 лет. В части 2 законодатель определил ответственность в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет за активное участие в массовых беспорядках, связанных с действиями и последствиями, указанными в части первой настоящей статьи. Законодатель дифференцировал ответственность лишь организаторов и активных участников, причем ответственность исполнителей (активных участников) значительно строже, нежели организаторов массовых беспорядков. Эти особенности существенно отличают отечественное законодательство об ответственности за массовые беспорядки.

В УК Республики Молдова ответственность за массовые беспорядки предусмотрена в ст. 285 «Массовые беспорядки» главы ХШ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Данная статья состоит из четырех частей: ч. 1 предусматривает ответственность за организацию или руководство массовыми беспорядками, сопряженными с нарушением нормального функционирования транспорта, предприятий, учреждений и организаций либо с оказанием сопротивления представителям власти, в виде лишения свободы на срок от 4 до ¡0 лет. В ч. 2 предусмотрена ответственность за те же действия, но сопряженные с насилием или издевательством над людьми; погромами, разрушениями, поджогами или другими подобными действиями; вооруженным сопротивлением власти, в виде лишения свободы на срок от 8 до ¡5 лет. В ч. 3 предусмотрена ответственность за активное

JURISPRUDENCE

участие в совершении насильственных действий либо в издевательствах над людьми, а равно в поджоге или уничтожении имущества во время массовых беспорядков, в виде штрафа в размере от 500 до 1 ООО условных единиц или лишения свободы на срок от 2 до 7 лет. В ч. 4 предусматривается ответственность за призывы к активному неповиновению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к совершению насильственных действий в отношении людей, в виде штрафа в размере от 200 до 500 условных единиц или лишения свободы на срок до 3 лет.

Согласно Уголовному кодексу Республики Таджикистан [11, с. !96], ответственность за массовые беспорядки (ст. 188) предусмотрена в главе 21 раздела VIII «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». В ч. i ст. ¡88 УК уголовная ответственность наступает за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, повреждением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, а также оказанием сопротивления власти, сопряженного с применением оружия или других предметов, а равно участие в этих действиях. Наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет. По ч. 2 к уголовной ответственности привлекаются лица совершающие призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти или к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. За совершение подобных действий лица наказываются ограничением свободы на срок до 2 лет либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Законодатель дифференцированно подходит к уголовной ответственности подстрекателя, однако уравнивает ответственность организаторов и участников массовых беспорядков.

В соответствии с УК Туркмении, уголовная ответственность за массовые беспорядки предусмотрена в ст. 276 «Массовые беспорядки» главы 29 раздела XII «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».

Согласно ч. 1 ст. 276 УК Туркмении ответственность наступает за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывча-

тых веществ, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Наказывались такие действия в виде лишения свободы сроком от 5 до 15 лет. В ч. 2 этой же статьи установлена ответственность за участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Подобные действия согласно санкции статьи наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Вторая группа. Особый интерес представляет Уголовный кодекс Украины [¡2, с. 393], где норма, предусматривающая уголовную ответственность за массовые беспорядки (ст. 294 УК РУ), содержится в разделе 12 «Преступления против общественного порядка и нравственности». В частности в ч. 1 ст. 294 УК РУ установлена ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, а равно активное участие в массовых беспорядках. В отличие от ст. 233 УК Кыргызской Республики в ст. 292 УК Украины объективная сторона характеризуется захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. В части 2 ст, 294 УК законодатель определил квалифицирующие признаки, а именно совершение тех же действий, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия. В этом случае следует наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

Законодатель не дифференцирует ответственность в зависимости от роли участников, установив единую ответственность, как для организаторов, так и для активных участников. Уголовная ответственность за призывы данной нормой не предусмотрена.

Согласно Уголовному кодексу Республики Узбекистан, ответственность за массовые беспорядки предусмотрена в ст. 244 [13]. В указанной статье ответственность наступает за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, повреждением имущества, сопротивлением представителю власти с применением или угрозой

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

применения оружия либо других предметов, а равно активное участие в массовых беспорядках. Законодатель определил единую санкцию в виде лишения свободы от 10 до 15 лет, не дифференцируя ответственность за участие в массовых беспорядках в зависимости от характера и степени участия лиц.

В УК Эстонской Республики [14, с. 99], в главе 2 «Преступления против государства» содержится статья 77 предусматривающая ответственность за массовые беспорядки. Законодатель определил наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся погромами, разрушениями, поджогами или другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение участниками массовых беспорядков указанных преступлений или оказание ими вооруженного сопротивления представителю власти. В данном случае законодателем вообще не дифференцирована уголовная ответственность участников массовых беспорядков в зависимости от роли их участия.

Таким образом, уголовное законодательство большинства стран СНГ и Балтии пошли по пути полной либо частичной дифференциации уголов-

ной ответственности субъектов массовых беспорядков, где в зависимости от их функций (организатор, участник-исполнитель, подстрекатель) наблюдается разная уголовная ответственность. Исключениями являются Республика Узбекистан, Украина и Эстония, уголовное законодательство которых не предусматривает дифференциации уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков. Автору предпочтительна позиция законодателей тех стран, которые пошли по пути дифференцированного подхода к уголовной ответственности субъектов массовых беспорядков. Вместе с тем, подлежит дальнейшему осмыслению вопрос о соотношении общественной опасности организатора и исполнителя, так как в УК ряда стран (Азербайджан, Таджикистан) общественная опасность организатора и исполнителя уравнивается, то есть их действия квалифицируются по одной части, выделяя при этом ответственность подстрекателя. Кроме того, в некоторых зарубежных странах [10, с. 222], ответственность активных участников (исполнителей) массовых беспорядков строже, нежели организаторов. Указанный подход к дифференциации уголовной ответственности и наказанию в корне отличается от уголов-

ного законодательства Кыргызской Республики, Российской Федерации

Библиография

1. Демидов Ю Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты: учебное пособие. - М.: Изд-во Акад. МВД России, 1994. - 84 с.

2. Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. - Киев: Прогресс, 1986. - 509 с.

3. Агапов П.В. Ответственность за массовые беспорядки по Уголовному кодексу РФ // Вестник Волжского университета им. В Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2003, - Вып. 32. - С. 106-116.

4. Модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ // Правоведение. - 1996. - № 3. -С. 92-150.

5. Блохин Ю.И., Воронцов С.А., Гайков В.Т и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / отв. ред. С.И. Улезько, М.Б. Смоленский. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. - 684 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан / под ред. И. Ш. Борчашвили, Г. К. Рахимжанова. — Караганда, 1999. - 960 с.

7. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утвержжден Законом Азербайджанской республики от 30 декабря 1999 г. Вступил в силу с 1 сентября 2001 г.: Перевод с азербайджанского / науч. ред.: Рагимов И.М. (Предисл.); пер.: Аббасов Б.Э. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. - 313 с.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Предисловие проф. Б.В.Волженкина; Обзорная статья А.В.Баркова. - СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001. - 474 с.

JURISPRUDENCE

9. Уголовный кодекс Грузии / Научное редактирование и перевод с грузинского языка В.Я. Ке-тидзе. - СПб,: Изд-во Юридический центр Пресс, 2002. - 409 с.

10. Уголовный кодекс Латвийской Республики / науч. ред. и вступ. статья канд. юрид. наук Э.А, Саркисовой.. - СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001. - 313 с.

1 1. Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. - СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001.-410с.

12. Уголовный кодекс Украины / науч. ред. и предисл. докт, юрид. наук, проф. В.Я. Тация и докт. юрид. наук, проф. В.В, Сташиса: перевод с украинского языка В.Ю. Гиленченко. - СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001. - 393 с.

13. Уголовный кодекс Республики Узбекистан 2001 г. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. -338 с.

14. Уголовный кодекс Эстонской республики - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. -262 с.

Bibliography

1. Y.N. Demidov Riots: criminal law and criminological aspects. Textbook. - M.: Izdatei'stvo Akad. MVD Russia, 1994. - 84 p.

2. Yatsenko S.S. Criminal-law protection of public order. Comparative legal aspect. - Kiev: Progress, ¡986. - 509 p.

3. Agapov P.V, Responsibility for the riots under the Criminal Code of Russia / / Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. - Togliatti: VUiT, 2003, Vol. 32. - P. 106-116.

4. Mode! Penal Code for the States - CIS // Legal. - 1996. - № 1. - P. 92-150.

5. Blokhin Yu.l. Vorontsov S.A. Gaiko V.T. and other commentary to the Criminal Code of the Russian Federation with itemized materials and jurisprudence/Editor. Ed. S.I. Uiezko, M B. Smolensky.

- Rostov-on-Don: March, 2002. - 684 p.

6. Commentary to the Penal Code of the Republic of Kazakhstan / Ans. Ed. I. Sh. Borchashvili, G.K. Rakhimzhanova. - Karaganda, 1999. - 960 p.

7 Criminal Code of Azerbaijan Republic. Utverzhzhden Law of the Azerbaijan Republic on 30 December 1999 Entered into force on 1 September 2001: Translated from Azeri Nauchn. Ed.: Rahimov l.M. (Predisl.) Per.: Abbasov B.E. - SPb.: Legal. Center Press, 2001. - 313 p.

8. Criminal Code of the Republic of Belarus / Adopted by the House of Representatives June 2, 1999. Approved by the Council of 24 June 1999 / Foreword by Professor. B,V. Voizhenkina; review paper A.V. Barkov. - SPb.: Izdatei'stvo «Legal Center Press, 2001. - 474 p.

9. The criminal code of Georgia / Scientific editing and transfer from V.J.Ketidze's Georgian language. - SPb.: publishing house «the Legal centre the Press», 2002. - 409 p.

10 Criminal Code of the Republic of Latvia / Scientific editing and introduction by candidate. JUDr. Science E,A. Sarkisova. Translation from Latvian candidate. JUDr. Sciences A.I. Lukashou. - SPb.: Publishers Legal Center Press, 2001. - 313 p.

11. The Criminal Code 1998 - St. Petersburg.: Publishers Legal Center Press, 200\. - 4 10 p.

12. Criminal Code of Ukraine / Scientific Editing and preface Doctor. JUDr. Sciences, prof. V.J. Tation and the doctor. JUDr. Sciences, prof. V.V. Stashisa: translated from the Ukrainian language V.Y. Gilenchenko. - SPb.: Publishers Legal Center Press, 2001. - 393 p.

13. Criminal Code of Uzbekistan, 200i - St. Petersburg.: Publishers Legal Center Press, 2001. - 338

P

14. Criminal Code of the Republic of Estonia - St. Petersburg.: Publishers Legal Center Press, 2001.

- 262 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.