Научная статья на тему 'О действии фасцинации в молитвах христианского экзорцизма'

О действии фасцинации в молитвах христианского экзорцизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1087
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСЦИНАЦИЯ / ЭКЗОРЦИЗМ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МОЛИТВА / RITUALE ROMANUM / ГИПНОЗ / РИТМИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ / FASCINATION / EXORCISM / ROMAN CATHOLIC CHURCH / PRAY / HYPNOSES / RHYTHMIC REPETITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлова Лидия Владимировна

Статья посвящена действию фасцинации в молитвах экзорцизма Римско-католической церкви. Мы рассматриваем молитвенные тексты, представленные в чине изгнания бесов из «Rituale Romanum» 1614 г., который в настоящее время разрешено использовать в Церкви наравне с новым чином 1999 г. «De exorcismis et supplicationibus quibusdam». Существует гипотеза, что обряд изгнания бесов оказывает на одержимого такое же воздействие, как и гипноз. В данной статье мы полагаем, что эффект освобождения от демонической одержимости достигается за счет фасцинации, присутствующей в молитвах экзорцизма. Здесь нужно обратить особое внимание на ритмические повторы, которые несут фасцинацию. Непрерывные ритмические повторы затормаживают и спутывают мышление, в результате чего достигается гипнотический эффект и как следствие освобождение одержимого от прежних раздражителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About fascination in the Christian exorcism prayers

The article dedicated to a fascination in the Roman Catholic exorcism prayers. We consider prayers from exorcism rite «Rituale Romanim» (1614) is used in Church as well as a new exorcism rite «De exorcismis et supplicationibus quibusdam» (1999). There is a hypothesis that the exorcism rite affects obsessed like a hypnoses. We suppose that fascination in the exorcism prayers help obsessed to be free from demonic dependence. It needs to pay special attention to rhythmic repetitions its carry the fascination. The continuous rhythmic repetitions brake and confuse the obsessed thinking. That is why the hypnoses effect is done and the obsessed is free from previous stimulus.

Текст научной работы на тему «О действии фасцинации в молитвах христианского экзорцизма»

УДК 2.26.264-66

Л. В. Орлова

О ДЕЙСТВИИ ФАСЦИНАЦИИ В МОЛИТВАХ ХРИСТИАНСКОГО ЭКЗОРЦИЗМА*

Статья посвящена действию фасцинации в молитвах экзорцизма Римско-католической церкви. Мы рассматриваем молитвенные тексты, представленные в чине изгнания бесов из «Rituale Romanum» 1614 г., который в настоящее время разрешено использовать в Церкви наравне с новым чином 1999 г. «De exorcismis et supplicationibus quibusdam». Существует гипотеза, что обряд изгнания бесов оказывает на одержимого такое же воздействие, как и гипноз. В данной статье мы полагаем, что эффект освобождения от демонической одержимости достигается за счет фасцинации, присутствующей в молитвах экзорцизма. Здесь нужно обратить особое внимание на ритмические повторы, которые несут фасцинацию. Непрерывные ритмические повторы затормаживают и спутывают мышление, в результате чего достигается гипнотический эффект и как следствие освобождение одержимого от прежних раздражителей.

Ключевые слова: фасцинация, экзорцизм, Римско-католическая церковь, молитва, Rituale Romanum, гипноз, ритмические повторы.

L. V. Orlova

About fascination in the Christian exorcism prayers

The article dedicated to a fascination in the Roman Catholic exorcism prayers. We consider prayers from exorcism rite «Rituale Romanim» (1614) is used in Church as well as a new exorcism rite «De exorcismis et supplicationibus quibusdam» (1999). There is a hypothesis that the exorcism rite affects obsessed like a hypnoses. We suppose that fascination in the exorcism prayers help obsessed to be free from demonic dependence. It needs to pay special attention to rhythmic repetitions — its carry the fascination. The continuous rhythmic repetitions brake and confuse the obsessed thinking. That is why the hypnoses effect is done and the obsessed is free from previous stimulus.

Keywords: fascination, exorcism, Roman Catholic Church, pray, Rituale Romanum, hypnoses, rhythmic repetitions.

* Орлова Лидия Владимировна — аспирантка Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, ЗАО «Редакция «Независимой газеты», обозреватель отдела «Интернет» (НГ-ОпИпе), lidia.v.treiman@gmail.com.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4

255

Швейцарский историк медицины Г. Элленбергер предположил, что обряд христианского экзорцизма оказывает на одержимого такое же воздействие, как и гипноз. Он положил практику изгнания бесов в основу традиционной динамической психиатрии. Тезис Г. Элленбергера нельзя считать безосновательным, поскольку симптомы демонической одержимости идентичны проявлениям многих психических расстройств, например, истерии и шизофрении. Мы полагаем, что ожидаемый эффект — освобождение одержимого от злых духов — может достигаться за счет фасцинации, имеющей место в текстах молитв экзорцизма.

Понятие фасцинации в переводе с латинского означает зачаровывать, околдовывать, завораживать и представляет собой качество формы, в которой сообщается информация, но не сама информация [4, с. 38]. Фасцинация может быть связана с ритмом, с повторениями, которые обладают завораживающим характером, и могут быть представлены ключевыми словами и словами, значимыми для получателя сообщения. Ю. В. Кнорозов отмечал, что сигнал не только передает некую команду, но является физическим раздражителем [3, с. 331]. Так, ритмические повторы приводят к затормаживанию, за счет этого достигается эффект гипноза.

В. М. Бехтерев отмечал, что внушение — это прививание к психической сфере человека, помимо его «я», идей, чувств, эмоций и других психофизических состояний [1, с. 25-26]. Что касается гипнотических внушений — их сущность заключается в состоянии пассивности загипнотизированного человека, что позволяет вводить внушение в подсознание [1, с. 35-36]. Но внушение можно ввести и при состоянии бодрствования человека и при наличии воли.

Понятие экзорцизм происходит о греческого глагола — заклинать

и означает религиозный обряд изгнания злых духов из одержимого ими человека посредством чтения специальных молитв и совершения определенных действий. Практика экзорцизма достигла расцвета в Римско-католической церкви и оказала влияние на аналогичную практику в восточном христианстве (чин изгнания злых духов в «Евхологионе», или «Большом требнике» митрополита Петра Могилы). В 1614 г. при Папе Римском Павле V был издан «Rituale Romanum» (RR), в котором содержался первый унифицированный чин экзорцизма. В результате литургической реформы II Ватиканского Собора чин экзорцизма был пересмотрен и преобразован в новый документ «De exorcismis et supplicationibus quibusdam» (DESQ). Старый чин из RR разрешалось использовать только с согласия правящего епископа, однако эти ограничения продлились до конца 2011 г., с тех пор чин из RR 1614 г. может быть использован священником-экзорцистом наравне с DESQ.

Чин экзорцизма из RR состоит из трех разделов: «De exorcizandis obsessis a daemonio» («Об изгнании демонов из одержимых»), «Ritus exorcizandi obsesses a daemonio» («Обряд изгнания демона из одержимого»), «Exorcismus in satanam et angelos apostaticos» («Изгнание сатаны и мятежных ангелов»). В первом разделе представлены рекомендации священнику-экзорцизсту о проведении обряда, различении истинно одержимых и психически больных. Второй раздел содержит собственно чинопоследование обряда изгнания бесов, а третий раздел включает экзорцизм, который совершает епископ.

Рассмотрим структуру чина:

— начальный антифон;

— молитва «Отче наш»;

— Пс 53;

— молитвенный диалог;

— молитва-просьба Богу избавить одержимого от дьявола;

— повеление дьяволу оставить одержимого;

— евангельские чтения (Ин 1: 1-14; Мк 16: 15-18; Лк 10: 17-20; Лк 11: 1422);

— молитвенный диалог;

— молитва-просьба Богу дать экзорцисту силу изгнать дьявола из одержимого;

— молитвенный диалог;

— молитва-просьба Богу оказать экзорцисту необходимую помощь для изгнания дьявола из одержимого;

— первая молитва экзорцизма, разделенная на две части молитвенным диалогом;

— вторая молитва экзорцизма, разделенная на две части молитвенным диалогом;

— третья молитва экзорцизма;

— евангельская песнь «Магнификат», завершающаяся малым славословием;

— евангельская песнь «Бенедиктус», завершающаяся малым славословием;

— Афанасьевский символ веры;

— Пс 90, 67, 69, 53, 117, 34, 30, 21, 3, 10, 12, завершающиеся малым славословием;

— молитва по освобождении.

Также чин содержит ряд рубрик, объясняющих экзорцисту его дальнейшие действия.

В начале обряда экзорцизма священнослужителю предписывается исповедоваться или, как минимум, иметь в своем сердце стойкое отвращение ко грехам. Также экзорцисту рекомендуется отслужить мессу. Рубрикой регулируется облачение священнослужителя: стихарь и стола фиолетового цвета (аналог епитрахили в восточной христианской традиции), который символизирует покаяние. При обряде изгнания бесов могут присутствовать свидетели. Это необходимо в тех случаях, когда одержимый ведет себя буйно. Требование также актуально, если бес изгоняется из женщины. Осенив присутствующих крестным знамением, экзорцист коленопреклоненно читает литанию всем святым (католическая молитва, состоящая из воззваний к Богу, Богородице или святым), исключая прошения. Молитва завершается антифоном, затем тайно читается «Отче наш», за исключением слов «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Далее читают Пс 53 «Боже! Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня», после чего совершается молитвенный диалог экзорциста с присутствующими, в котором у Бога испрашивается помощь для одержимого. Евангельские чтения, за исключением Ин 1: 1-14 (Пролог Евангелия от Иоанна), повествуют об изгнании злых духов.

Молитвы экзорцизма, как и другие молитвенные тексты, содержат следующие смысловые части:

— призыв;

— обращение;

— предъявление нужды;

— прошение;

— заключение, которое обычно выражается формой «аминь» [2, с. 151].

Формулы молитв, которые составляют чин экзорцизма 1614 г., можно

разделить на три типа. Первый — просительные, в них у Бога испрашивается милость освобождения одержимого от уз дьявола. Второй тип — повелительные молитвы, которые адресованы непосредственно злому духу. Их отличительная особенность — повеление дьяволу оставить тело одержимого во имя Господа. Такие формулы выражены глаголом praecipio — приказываю. Третий тип составляют собственно императивные формулы экзорцизма — приказы злому духу покинуть одержимого. Они выражаются глаголами exorcizo, adjuro — заклинаю. Мы будем анализировать именно императивные формулы. Важно отметить, что призывание Бога в молитве оказывает персонализирующее воздействие и становится своеобразным путем для нисхождения благодати на человека [2, с. 147-151].

Все три типа молитвенных формул изобилуют аллюзиями на борьбу Бога с дьяволом в истории спасения и полны отсылками к новозаветным текстам. В данных молитвах упоминается низвержение дьявола в геенну огненную; зверь, разоряющий виноградник Господа. Дьявол называется змием и сравнивается с египетским фараоном, который отказывался отпускать из Египта народ Израиля. Бесу напоминаются воплощение Иисуса Христа, Его страдания, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, второе пришествие. Подобные аллюзии и отсылки на библейские тексты играют, на наш взгляд, немаловажную роль в обряде экзорцизма, поскольку внушают доверие: это канонические тексты, повествующие о победе Бога над дьяволом. Также положительное воздействие на одержимого оказывает, по нашему убеждению, фасцинация в формулах экзорцизма, а точнее тесно связанный с ней семантический ритм.

Теперь рассмотрим первую молитву экзорцизма.

Exorcizo te, immundissime spiritus, omnis incursio adversarii, omne phantasma, omnis legio, in nomine Domini nostri + Jesu Christi eradicare, et effugare ab hoc plasmate Dei. + Ipse tibi imperat, qui te de supernis caelorum in inferiora terrae demergi praecepit. Ipse tibi imperat, qui mari, ventis, et tempestatibus impersvit. Audi ergo, et time, satana, inimice fidei, hostis generis humani, mortis adductor, vitae raptor, justitiae declinator, malorum radix, fomes vitiorum, seductor hominum, proditor gentium, incitator invidiae, origo dolorum: quid stas, et resistis, cum scias.

Заклинаю тебя, нечистый дух, всяческая вражья сила, всяческий призрак, всяческий легион во имя Господа нашего + Иисуса Христа, да будешь искоренен и беги из этого Божия творения. + Сие тебе повелевает Тот, Кто повелел тебе низвергнуться с высших небес в преисподнюю земли. Сие повелевает тебе Тот, Который правит морем, ветрами и бурями. Итак, слушай и трепещи, Сатана, неприятель веры, враг рода человеческого, привноситель смерти, похититель жизни, нарушитель справедливости, корень зол, поджигатель пороков, совратитель людей, предатель народов,

Christum Dominum vias tuas perdere? Illum metue, qui in Isaac immolatus est, in joseph venumdatus, in sgno occisus, in homine crucifixus, deinde inferni triumphator fuit. (Sequentes cruces fiant in fronte obsessi). Recede ergo in nomine Pa+tris et Fi+lii, et Spiritus+Sancti: da locum Spiritui Sancto, per hoc signum sanctae + Cruci Jesu Christi Domini nostri: Qui cum Patre et eodem Spiritu Sancto vivit et regnat Deus, Per omnia saecula saeculorum. Et cum spiritu tuo. Amen.

возбудитель зависти, источник происхождения зависти, причина разногласия, возбудитель скорбей. Почему ты стоишь и сопротивляешься, когда знаешь, что Господь Иисус Христос сокрушит твою силу? Убойся Его, принесенного в жертву в Исааке, проданного в Иосифе, умерщвленного в агнце, распятого в человеке, а затем Он был триумфатором над адом. (Следующие крестные знамения совершаются на лбу одержимого). Итак, изыди во имя От+ца, и Сы+на, и Святого+Духа, уступи место Святому Духу, чрез это знамение святого креста + Иисуса Христа, Господа нашего, Который с Отцом и Святым Духом живет и царствует, Бог во веки веков. Аминь.

Как мы видим, данная молитва экзорцизма носит императивный характер, который выражается в глагольных формулах «заклинаю тебя», «да будешь искоренен», «тебе повелевает», «слушай и трепещи», «убойся Его», «изыди».

Для того чтобы выявить семантический ритм в данной молитве, разделим ее текст на семантические отрывки: первый от слов «exorcizo te» до слов «ipse tibi imperat», второй — от «ipse tibi imperat» до «audi ergo», третий — от «audi ergo» до «recede ergo», четвертый — от «recede ergo» до «amen». Обозначим семантическими символами предикаты и субъекты высказываний [4, с. 48]: Ex (Exorcizo), Imp (Imperat), Aud (Audio), D (Dominus), S (Satan). Получаем следующие формулы высказываний:

Ex (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Aud (S, D) Ex (S, D)

Обозначим первые три формулы и последнюю как сильные — p, четвертую формулу отметим как слабую — q. Таким образом, получаем следующее ритмическое чередование:

p pp q p.

Для наглядности объединим повторяющиеся формулы и получаем ритмическое чередование

pqp.

Рассмотрим вторую молитву экзорцизма.

Adjuro te, serpens antique, per judicem vivorum et mortuorum, per factorem tuum, per factorem mundi, per eum, qui habet potestatem mittendi te in gehennam, ut ab hoc famulo Dei (N), ad Ecclesiae sinum recurrit, cum metu, et exercitu furoris tui

Я заклинаю тебя, древний змий, Судией живых и мертвых, Создателем твоим, Создателем мира, Тем, Кто имеет власть сослать тебя в ад, чтобы ты из этого раба Божия (имя) [из этой рабы Божией (имя)], возвращающегося (-йся) в лоно

festinus discedas. Adjuro te iterum + (in fronte) non mea infirmitate, sed virtute Spiritus Sancti, ut exeas ab hoc fámulo Dei (N), quem omnipotens Deus ad imaginem suam fecit. Cede igitur, cede non mihi, sed ministro Christi. Illius enim te urget potestas, qui te Cruci suae subjugavit. Illius brachium contremisce, qui devictis gemitibus inferni, animas ad lucem perduxit. Sit tibi terror corpus hominis + (in pectore), sit tibi formido imago Dei + (in fronte). Non resistas, nec moreris discedere ab homine isto, quoniam complacuit Christo in homine habitare. Et ne contemnendum putes, dum me peccatorem nimis esse cognoscis. Imperat tibi Deus. + Imperat tibi majestas Christi + Imperat tibi Deus Pater +, imperat tibi Deus Filius, + imperat tibi Deus Spiritus Sanctus. + Imperat tibi sacramentum Crucis. + Imperat tibi fides sanctorum Apostolorum Petri et Pauli, et ceterorum Sanctorum. + Imperat tibi Martyrum sanguis, Imperat tibi contentia Confessorum. + Imperat tibi pia Sanctorum et Sanctarum omnium intercessio, + Imperat tibi christianae fidei mysteriorum virtus. + Exi ergo, transgressor. Exi, seducor, plene omni dolo et fallacia, virtutis inimice, innocentium persecutor. Da locum, dirissime, da loocum, impiissime, da locum Christo, in quo nihil invevisti de operibus tuis: qui te spoliavit, qui regnum tuum destruxit, qui te victum ligavit, et vasa tua diripuit: qui te projecit in tenebras exteriores, ubi tibi cum ministris tuis erit praeparatus interitus. Sed quid truculente reniteris? Quid temerarie detrectas? Reus es omnipotenti Deo, cujus statuta transgressus es. Reus es Filio ejus Jesu Christo Domino nostro, quem tentare ausus es, et crucifigere praesumpsisti. Reus es humano generi, cui tuis persuasionibus mortis venenum propinasti. Adjuro ergo te, draco nequissime, in nomine Agni + immaculati, qui ambulavit super aspidem et basiliscum, qui conculavit leonem et draconem, ut discedas ab hoc homine + (fiat signum crucis in fronte), discedas ab Ecclesia Dei + (fiat signum crucis super circumstantes): contremisce, et effuge,

Церкви, со страхом и трепетом вышел. Я заклинаю тебя снова + (на лбу) не своею немощью, но силою Духа Святого, чтобы ты вышел из этого раба Божьего, которого Всемогущий Господь создал по Своему образу; покорись же не мне, но служителю Христову. Ибо на тебя давит власть Того, Кто подчинил тебя кресту Своему. Трепещи пред мышцею Его, которая ведет к свету души, испытавшие стенания ада. Да убоишься ты тела человеческого + (на груди), да ужаснешься образа Божьего + (на лбу). Ни сопротивляйся, ни замедли бежать из этого человека, потому что благоугодно Христу обитать в человеке. И да не сочтешь меня презренным, если знаешь, что я великий грешник. Повелевает тебе Бог. + Повелевает тебе Величество Христово. + Повелевает тебе Бог Отец. + Повелевает тебе Бог Сын. + Повелевает тебе Бог Дух Святой. + Повелевает тебе таинство святого креста. + Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих святых. + Повелевает тебе кровь мучеников. Повелевает тебе стойкость исповедников. + Повелевает тебе благое предстательство святых музей и жен. + Повелевает тебе сила тайн христианской веры. + Итак, изыди, преступник. Изыди, соблазнитель, полный лукавства и лжи, враг добродетели, преследователь невинных, уступи место, проклятейший, уступи место, нечестивейший, уступи место Христу, в Котором ничего не обретается из дел твоих, Который поверг тебя, Который разрушил твое царство, Который связал тебя, побежденного, и разбил сосуды твои, Который заключил тебя во тьму внешнюю, где для тебя и твоих служителей уготована гибель. Но зачем ты резко сопротивляешься? Зачем легкомысленного уворачиваешься? Повинен ты перед Всемогущем Господом, чьи установления ты нарушил. Повинен ты перед Иисусом Христом, Сыном Божиим, Которого ты дерзнул искушать и посмел распять. Повинен ты перед человеческим родом, которому ты увещаниями своими дал испить яду. Итак, я повелеваю тебе,

invocato nomine Domini illius, quem inferi tremunt: cui Virtutes caelorum, et Potestates, et Dominationes subjectae sunt: quem Cherubim et Serpahim indefessis vocibus laudant, dicentes: Sanctus, sanctus, sanctus Dominus Deus Sabaoth. Imperat tibi Verbum + caro factum. Imperat tibi natus ex Virgine. Imperat tibi Jesus + Nazarenus, qui te, cum disciplulos ejus contemneres, elisum atque prostratum exire praecepit ab homine: quo praesente, cum te ab homine serparasset, nec porcorum gregem ingredi praesumebas. Recede ergo nunc adjuratus in nomine ejus + ab homine, quem ipse plasmavit. Durum est tibi velle resistere. + Durum est tibi contra stimulum calcitrare, Quia quanto tardius exis, tanto magis tibi supplicium crescit, quia non homines contemnis, sed illum, qui dominatur vivorum et mortuorum, qui venturus est judicare vivos et mortuos, et saeculum per ignem. Amen.

окаяннейший змий, во имя Агнца + Непорочного, Который попрал аспида и василиска, льва и дракона, да выйдешь ты из этого человека + (крестное знамение на лбу), выйдешь из Церкви Божией + (крестное знамение над стоящими вокруг). Трепещи и беги при призывании имени Господа, от Которого трепещет ад, Которому подчинены силы небесные, господства и власти, и Которого непрестанно голосами славят херувимы и серафимы, взывающие: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!». Повелевает тебе Слово, + ставшее плотью. Повелевает тебе Девой Рожденный. Повелевает тебе Иисус + Назарянин, Который, когда ты посмеялся над Его учениками, повелел тебе, разбитому и поверженному, покинуть тело человека и, когда Он отделил тебя из этого тела, в присутствии Его ты не посмел никуда войти, кроме как в стадо свиней. Итак, изыди теперь ты, заклинаемый во имя Его, + из человека, которого Он сотворил. Тяжко тебе противиться рожну. + Тяжко тебе идти против рожна. И чем медленнее ты будешь выходить, тем сильнее будет наказание, поскольку ты оказываешь пренебрежение не человеку, но Господу живых и мертвых, Грядущему судить живых и мертвых, и мир огнем. Аминь

Для анализа второй и самой пространной молитвы экзорцизма обозначим семантическими символами новые предикат и субъект: Pot (Urget potestas и т. п.), E (Ecclesia). Получаем следующие формулы высказывания:

Ex (S, D) Ex (S, D) Pot (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, E) Imp (S, E) Imp (S, E) Imp (S, E)

Imp (S, E) Ex (S) Ex (S) => Ex (D) Ex (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Imp (S, D) Ex (S, D)

Все формулы, кроме третьей, можно обозначить как сильные. Многократное повторение сильных формул в данном случае напоминает барабанную дробь и является сильным раздражителем. Однако обратим особое внимание на повторение формул с предикатом imperat. В третьей смысловой части данной молитвы экзорцизма мы видим одиннадцать повторений фраз с таким предикатом. Подобная повторяемость (в частности, ударений) и краткость самих фраз усиливает ритм и, как следствие, действие фасцинации в данной молитве. Кроме того, непрерывные ритмические повторы затормаживают и спутывают мышление, в результате достигается гипнотический эффект [3, с. 331]. Таким образом, благодаря раздражительному воздействию сигнала фасцинации человек (одержимый), освобождается от прежних раздражителей (демонической одержимости), ранее принятая информация полностью или частично стирается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерев В. М. Гипноз и внушение: Избранные статьи. — СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 224 с.

2. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). — М.: Смысл, 2005. — 191 с.

3. Кнорозов Ю. В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики. Этнография. История. Филология. — М.: Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, 1973. — С. 324-334.

4. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Некоторые замечания к психологии молитвы: когнитивный аспект // Московский психотерапевтический журнал, № 1. — 1998. — С. 31-55.

5. Элленбергер Г. Ф. Открытие бессознательного. — Ч. 1. — СПб.: Академический проект, 2001. — 560 с.

6. Rituale Romanum Pauli V Pontificis Maximi. Jussu editum aliorumque pontificium cura recognitum atque auctoritate SSMI D. N. Pii Papae XI. Ad normam codis juris canonici accommodatum edition juxta typicam Vaticanam. — p. 326-347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.