УДК: 24:39
Колдовство с точки зрения христианской традиции
Галина Сергеевна Поповкина,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток E-mail: galina.popovkina@gmail.com
В статье проводится анализ отношения к феномену колдовства в христианстве и традиционной культуре славян. Рассматриваются жития святых, полевые материалы автора, опубликованные материалы. Выяснено, что народная культура разделяет магию на «черную» (вредоносную) и «белую»; христианство такого различения не делает и считает колдовство обращением к падшим духам, которое чревато вселением духов зла в человека. Представление о реальности колдовства отражено в житиях некоторых христианских святых; предлагаются и средства защиты от магического воздействия (праведная христианская жизнь, участие в Таинствах, молитвы). Выявлено, что есть различие в подходах к вопросу о колдовстве в православии и католицизме. Некоторые православные священники считают колдовство выдумкой и суеверием. Другие, напротив, видят взаимосвязь колдовства и одержимости, берут на себя обязанности по совершению чинов запрещения бесам («отчиток»). В православии мастерство экзорцизма представляет собой обычай, не закрепленный в виде церковных нормативных актов, но требующий духовной готовности от решившего стать экзорцистом священника. В католичестве, напротив, более систематизированы представления как о колдовстве, так и о способах борьбы с его последствиями, существуют регламентированные способы подготовки священников-экзорцистов и коммуникации их друг с другом. Христианство видит опасность влияния духов зла на человека в интересе индустрии развлечений к вопросам оккультизма и магии, однако призывает быть внимательными при принятии решения о необходимости вмешательства экзорциста, не путать случаи психических расстройств с одержимостью. Ключевые слова: магия, колдовство, православие, католичество, одержимость, «отчитки», экзорцизм.
Witchcraft from the point of view of the Christian tradition.
Galina Popovkina, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: galina.popovkina@gmail.com
The article analyzes the attitude to the phenomenon of witchcraft in Christianity and the traditional culture of the Slavs. Consider the lives of saints, field materials of the author, published materials. It is found out that folk culture divides magic into "black" (malicious) and "white". Christianity does not make this distinction and regards witchcraft as an appeal to fallen spirits, which is fraught with the infusion of evil spirits into man. The idea of the reality of witchcraft is reflected in the lives of some Christian saints. The means of protection from magical influence (the righteous Christian life, participation in the Sacraments, prayers) are also offered. It is revealed that there is a difference in approaches to the issue of witchcraft in Orthodoxy and Catholicism. Some Orthodox priests consider witchcraft to be fiction and superstition. Others, on the other hand, see the interconnection of
witchcraft and obsession, taking on the responsibility of committing bans to demons ("proofreaders"). In Orthodoxy, the skill of exorcism is a custom that is not fixed in the form of church normative acts, but requires spiritual preparedness from the priest who decided to become an exorcist. In Catholicism, on the contrary, representations are more systematized both about witchcraft, and about ways to combat its consequences, there are regulated ways of preparing exorcist priests and communicating them with each other. Christianity sees the danger of the influence of evil spirits on a person in the interest of the entertainment industry in the issues of occultism and magic, but calls attention to the decision on the need for the exorcist to intervene, not to confuse the cases of mental disorders with obsession.
Keywords: magic, witchcraft, Orthodoxy, Catholicism, obsession, "readings", exorcism.
Известно резко отрицательное отношение христианства к разного рода магическим, оккультным традициям, современным целителям и экстрасенсам. Однако магические практики характерны для духовной культуры разных народов, в том числе и славян. Определим особенности отношения к феномену колдовства в христианстве.
В традиционной культуре славян людей, занимающихся магическими практиками и посвященными в тайное знание, называют по-разному: ведьмак, колдовка, знаткой, портун, «он знает», знахарка - далеко не полный перечень наименования знатоков магической практики. Разнообразие названий — одна из причин, обусловивших в этнографии сложность типологизации сведущих в магии людей. В настоящее время можно выделить три подхода, согласно которым практикующих традиционную магию подразделяют на колдунов, знахарей, реже - ведунов [23, 17, 14]. Основой для типологизации становятся представления о степени магической силы, об излечиваемых болезнях, направленности магических действий («на зло», любовная магия, лечение и т.п.), «силах», к которым апеллирует «знающий» (Бог, «демонические» силы), либо этические составляющие магических практик (вредоносная магия/лечение, делание добра). Однако ни один подход не является универсальным, каждая из представленных классификаций имеет как свои достоинства, так и недостатки, можно легко найти примеры, противоречащие той или иной классификации или случаи «вкрапления» элементов разных типологий в работе одного автора. Даже попытки, на первый взгляд, самой простой типологизации по этическим характеристикам магических занятий сталкиваются с трудностями, связанными, прежде всего, с размытостью представлений о природных силах, к которым обращается знахарь, о направленности магического воздействия, его источника и последствий для исцеляемого.
Отдельная проблема - самоопределение колдуна или знахаря, в котором, как правило, главное - этическая компонента. Если человек понимает, что он ставит себя вне христианской духовной традиции, то чаще всего называет себя колдуном. Если же он стремится придерживаться нравственных норм христианства, то считает себя знахарем. Многочисленные истории о колдунах и «ведьмах», обида лекарей на несправедливое отношение «как к колдовке», отмежевание своей практики («я только на добро
делаю») от практики колдунов, готовых навести порчу, «сделать» присушку и пр. - яркое тому подтверждение.
Однако важно, как практика такого знахаря в действительности соотносится с христианством. Единое внутреннее содержание магических действий (уникальные способности мага, его двойственное положение по отношению к человеческому и потустороннему миру) характерно для практики всех знающих. С этической точки зрения действия как колдунов, так и противопоставляющих им себя знахарей, могут быть оценены по-разному. Как известно, колдуны способны не только «портить», но и лечить, знахари -насылать болезнь и бороться с болезнями, «сделанными» колдуном. Значит, направленность действий знающего зависит лишь от его решения совершать те или иные магические ритуалы. Отечественные исследователи уже обращали внимание на двойственную природу сакрального (магического) знания, что позволяет предположить, что деление ритуальных специалистов на колдунов и знахарей — явление позднее, сложившееся под влиянием христианства [22, 17, 14].
Тем не менее, само христианство не приемлет дифференциацию знающих на знахарей («делающих на добро») и колдунов («делающих на вред») и любую магическую практику, обращение к любым мистическим силам (кроме молитвы к Богу и святым и участия в Таинствах) считает колдовством, вредоносной магией. Рассмотрим подробнее феномен вредоносного магического воздействия с точки зрения народной и христианской традиции.
В традиционной народной культуре вредоносное воздействие, произведенное с помощью магических процедур или требующее их применения для удаления негативного влияния, обобщенно можно представить в виде двух больших категорий: случайного (например, сглаза) и целенаправленного, специального влияния (порчи). Непонятные (без видимой причины), внезапные симптомы болезни, несчастный случай, неприятности -все это может быть рассмотрено как следствие колдовства. При сглазе пытаются установить причину проблемы (недомогания или неурядиц) с помощью разнообразных методов магической диагностики, также пострадавшие вспоминают, кто мог бы их сглазить (посмотреть с завистью, похвалить и т.п.). Иногда за некоторыми людьми устанавливается репутация «глазливых» — способных нанести вред завистливыми словами или взглядом. С такими людьми стараются меньше контактировать, не показывать им маленьких детей (как наименее устойчивых к вредоносным воздействиям) и т.п.
Сознательное нанесение вреда с помощью магии - порча, способно, по мнению знахарей, приводить к тяжелым заболеваниям и даже гибели людей и животных, потере имущества, тяжелым жизненным ситуациям. Факт наведения порчи обнаруживается также с помощью магических процедур. Считается, что особенно тяжелые случаи порчи происходят, если «сделаны» очень сильным колдуном. Поэтому избавление от порчи обязательно требует магического лечения, которое может быть проведено только «сильным» знающим
(знахарем или колдуном). Подробные исследования вопросов колдовства, знахарства можно найти у Л.Н. Виноградовой, И.В. Ильиной, Н.Е. Мазаловой, Г.С. Поповкиной, В.И. Харитоновой, О.Б. Христофоровой и др.
Как видим, реальность магического воздействия в народной традиции вполне ясно осознается: выделены критерии определения причин проблемы и источника воздействия, способы борьбы с ним, а в некоторых случаях и апотропейные (охранительные) процедуры.
Магические ритуалы, явно направленные на причинение зла, имеют однозначно отрицательную оценку христианством. Однако ситуация и с такими, казалось бы, вполне благовидными процедурами, как скрепление законного брачного союза, избавление от разного рода болезней, в том числе и «насланных» колдуном, требует прояснения. Дело в том, что в некоторых случаях при магическом воздействии нарушается свобода воли человека, а христианство - религия свободного человека, который самостоятельно совершает свои поступки и не закрепощен ничьей волей, а волю Бога исполняет добровольно, самостоятельно приняв это решение. Поэтому, например, случаи возвращения в семью ушедшего супруга с помощью к магии неприемлемы с точки зрения христианства, хотя в знахарстве считаются действием на благо людей. Болезнь христианством также не всегда считается злом. Она может быть испытанием, поводом для размышления, избавлением от другого зла и т.д. [24,с. 21]. Поэтому часто болезнь воспринимается как духовно полезное событие. В житийной литературе встречается много историй, когда болели и святые отцы, но не излечивались они не потому, что не могли помочь себе, а потому, что не хотели растрачивать "небесное достояние". Яркий пример представляет нам житие преподобного Агапита Печерского, Преподобного Пимена Многоболезненного, Преподобного Серафима Саровского и мн.др. То есть, болезнь в православном понимании — возможность духовного возрастания. Правильное поведение в болезни (терпение, благодушие, размышления) способно принести духовные плоды и не означает необходимость отказа от лечения: «И лекаря, и лекарство Бог создал... затем, чтоб ими пользовались больные...» [24, с.44]. Однако обращение к магии для христианина есть обращение к нечистым духам: молитвы, использование церковной утвари, святой воды, молитв, свечей и даже возложение рук находят в знахарском обряде лечения несвойственное им применение. Так, молитвы читаются в неподобающей обстановке, сочетаются с заговорами (что является, с точки зрения Церкви, обращением к бесам), а возложение рук и вовсе является присвоением себе права священника. Знахарь в таких действиях как бы «обезьянничает» за церковными обрядами, что вовсе небезобидно, ибо обезьянничание божественного, согласно христианскому учению, — удел сатаны. А знахарская интуиция, или сверхчувственные способности, позволяющие совершать манипуляции некими энергиями, используются без различения на собственно божественные и тварные, в том числе, и демонические. Такая интуиция — «отверзение чувств» — рассматривается христианством как «чувственное
видение» (способности к сверхчувственному восприятию), которое без видения духовного «доставляет... понятия самые ошибочные и их-то наиболее доставляет неопытным и зараженным тщеславием и самомнением. Духовного видения духов достигают одни истинные христиане» [20, с. 91]. Таким образом, с точки зрения Церкви, чувственное видение целителей представляется недостаточным, несовершенным без духовного видения и не может быть одобрено. По ряду вопросов, касающихся соблюдения обрядов, доверия снам, различения энергий и духов, представлений о «мире мертвых» и т.д. знахарская традиция расходится с Православием. Знахари, будучи, в целом, несведущими в богословии людьми, транслируют характерные для современной «народной религиозности» воззрения, представляющие собой измененные и вульгаризованные ключевые понятия учения Церкви о спасении [29, с. 91]. Как видим, у христианства имеются основания с неодобрением и недоверием относиться ко всевозможным магическим занятиям.
В христианстве реальность вредоносных духов и возможность взаимодействовать с ними (магические действия) не отрицаются. Более того, о колдунах и магах упоминается в некоторых житиях святых. Святые либо отвергали предложения стать магом, демонстрируя своей верой силу христианского Бога, либо были колдунами, но, уверовав, приняли христианство и подвижнической жизнью заслужили святость. Так, принято молиться о защите от «колдунов, волшебников, злых людей» Священномученику Киприану и Мученице Иустине. Также об исцелении бесноватых и защите от злых духов молятся Архистратигу Михаилу, Господу, читают некоторые псалмы, молитвы перед иконами Богородицы, а в православии — Преподобному Елеазару Анзейскому, Преподобному Иринарху затворнику Ростовскому, Митрофану Воронежскому. Как правило, такие молитвы можно найти на православных сайтах, иногда — в молитвословах. Как видим, возможность колдовства признается христианской традицией, в качестве одного из средств самозащиты от магического влияния предлагается молитвенное обращение к святым, жизнь которых отмечена успешной борьбой с бесами и колдовством.
Однако в православии существует разное отношение к феномену колдовства. Так, например, протодиакон А. Кураев полагает, что христианин вообще не должен обращать какого-либо внимания на языческие практики, коими являются все виды магии, астрология и т.п. Он отмечает, что «Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду» [16, с. 105]. В своих рассуждениях он приводит мнение отцов Церкви, факты из приходской жизни, текстов Писания, считая, что слова «сглаз» и «порча» пришли «из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок» и «во время повального интереса к магии проникают в мир книг» [16, с. 3]. Это, по мнению А. Кураева, не более, чем суеверие, мешающее людям жить свободной жизнью христианина, так как «маги бессильны навредить чем-либо христианам», а «увлеченность современных приходских пересудов и апокрифических изданий темой "порчи" есть серьезное нарушение норм христианской жизни и веры»
[16, с. 38, 106]. С этим суеверием протодиакон А. Кураев и борется на страницах своих книг.
Несколько иной подход к вопросу о колдовстве и порче мы обнаруживаем в интервью православных священников, практикующих так называемые «отчитки» —обряды изгнания вселившихся в человека бесов. Они отмечают, что многие священники считают обряды экзорцизма выдумкой, колдовство - суеверием, а так называемую одержимость - психическим расстройством, и понимают, что это «совсем не так» [26], и народные названия этих болезней — «испуг, сглаз там и так далее.». В антропологии термины «одержимость» и «беснование» не различаются, но есть отличие с точки зрения проводящих обряды отчитки. Схожесть этих понятий, по мнению священника, наблюдается в овладении человека бесом, но «одержимость» подразумевает полное подчинение человека, подавление его воли, навязываемое состояние [26]. Опровергает анонимный респондент и представление о том, что к «чистому» человеку «плохое не прилипнет», так как «понятно, чистых людей нет. Мы все грешим» [26]. «Стройного представления» о причинах одержимости нет, они могут быть разные, в том числе, например, «если сами колдуют или обращаются к колдунам и долго в этом котле варятся» [26].
Основные признаки одержимости — зевание, икота, издавание разных «животных» звуков, автоматическое покачивание, иногда с большой амплитудой, «вывороты головы. трясучка», страх, тревога, желание убежать из храма [26]. По мнению священника, «случайно ничего не происходит. Всегда должно быть свободное решение человека -.или некоторое испытание для человека. Трудно сказать. В случае, если это колдовство — мы признаем, что оно есть, и что, так сказать, взаимодействуют как-то с людьми, и со многими. Но почему колдун может подселить какого-то духа? У нас у всех грехи есть. А вот к кому-то подселяется, а к кому-то нет» [26]. Кроме того, не всякое особенное поведение в храме однозначно свидетельствует об одержимости: так, «трясучка» может быть эпилепсией, не подлежат отчитыванию и психические заболевания [26].
Мнение священника подтверждаются наблюдениями исследователей практик экзорцизма в православных храмах. Так О.Б. Христофорова зафиксировала десять типов особенностей поведения, воспринимаемых окружающими как проявление одержимости, среди которых вербальные и невербальные признаки отвращения к елею, проявление агрессии, телесные реакции (тошнота, выгибание и т.п.), выкрики, драки, беспокойство при принятии Святых Даров и т.д. [28]. Исследователь также пришла к выводу, что «неадекватное поведение и/или необычные телесные знаки. вне соответствующего мифологического/идеологического контекста недостаточн(ы) для "диагностики"» [28].
Таким образом, можно сказать, что в православной среде имеются представления о колдовстве, которое понимается как обращение к нечистым
духам, порабощающим волю человека. Крайней формой этого болезненного состояния является одержимость.
При рассмотрении вопроса о колдовстве и одержимости в православии следует упомянуть об отсутствии богословской базы, которую отмечают, прежде всего, сами священники, практикующие обряды изгнания бесов: «У нас. нет специальной теории злых духов. Есть общие такие представления, и всё. нету никаких таких ссылок ни на святых отцов, ни на постановления Соборов церковных, которые говорят о том, что бесы такие, такие и такие, что у них там, как они действуют, и прочее. Нет никакой теории» [26]. Представления о внешнем виде, способах воздействия на человека, по словам информанта, черпаются православием из житий святых и церковных преданий [26]. На эту особенность древнерусской демонологии обратили внимание и исследователи: древнерусская книжность и иконография предоставляют множество сведений об обличье и свойствах падших духов. Так, по мнению Д.И. Антонова «демоны наделялись способностью не только оказывать воздействие на материю, но и принимать некую телесность — бесы могут физически поражать человека, но и святой может истязать сатану, явившегося ему в том или ином облике. Бесы имеют иную, отличную от людей природу, и их реальность, "плотскость", материальность не самодостаточны, но в каждом конкретном случае зависят от двух причин: Божьего попущения и состояния души вступившего с ними в контакт человека» [26].
Вероятно, отсутствие канонических положений и оказывает существенное влияние на мнение духовенства о необходимости отчиток (совершения «чинов запрещения бесам»): единой позиции по этому вопросу в Русской Православной Церкви не сложилось [6; 15]. Противники отчиток в числе аргументов указывают на излишнюю массовость и доступность этого церковного чина, и также то, что отчитка не может быть лекарством от греха, основной причины болезни [15], а безблагодатные занятия отчиткой способны ввести отчитывающего в состояние прелести, одного из духовных повреждений человека [6; 18]. Известный религиовед А.И. Осипов отмечает, что изгнанием бесов можно заниматься только, достигнув бесстрастия и получив особый дар Святого Духа [18]. В 1990-2000-е годы такие молебны приобрели большую популярность, став для некоторых священников не только источником известности, но и доходов [9]. В связи с этим в 1997 году Святейший Патриарх Алексий II осудил сложившуюся к тому времени практику отчиток [9]. Пользуются сложившейся ситуацией и мошенники, например, предлагая желающим «заочные курсы экзорцизма», в которые входит «обзор методик энергетической защиты,. обучение старо-православным методам защиты от воздействия внешних темных сил, иномирных сущностей и вредоносных эгрегоров» и т.п. [9]. Конечно же, обучение за плату «методикам энергетической защиты» и используемая терминология свидетельствуют о том, что такие «курсы» не имеют с православием ничего общего.
Но есть в истории РПЦ и многочисленные примеры экзорцизма в жизни святых недавнего прошлого (например, изгнания нечистых духов Св. прав.
Иоанном Кронштадтским и др.). Кроме того, стоит отметить, что и в древнерусской иконографии обнаруживаются элементы изображения экзорцизма [3]. О действии бесов и о возможностях изгнания их повествуют и рассказы современных практикующих православных христиан [5]. Сторонники проведения отчиток полагают, что изгонять духов могут избранные, удостоившиеся благодатных даров от Господа [6]. Возрастающий интерес населения к подобным обрядам не остался незамеченным Церковью. В пункте Х1.5 «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» особо подчеркивается, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника» [19]. Однако вряд ли сформулированное таким образом отношение РПЦ к вопросу психических заболеваний может быть рассмотрено как внутрицерковное предписание об отчитках. Тем не менее, многими священниками осознается практическая необходимость в чинах изгнания: «... мы не объясняем никак, потому что это практическая часть. Мы — практики. Видим, что человеку нужна помощь, можем помочь - мы помогаем» [26].
Отсутствие четких предписаний сказывается и на особенностях выбора и обучения экзорциста в РПЦ. Обычно это спокойный, терпеливый человек, «слегка медлительный такой», «не очень взрывной». Может быть «в возрасте» или 35-40 лет, потому что «нельзя молодого ни в коем случае», «они уже к жизни относятся спокойно», иначе «если он будет реагировать резко, эмоционально, он выгорит, и все» [26]. Нет специальных курсов по подготовке: «Вот тебе сборник, занимайся» [26]. Выбор подходящего для экзорцизма священника происходит «спонтанно. Как-то так случается. Подбирается такой священник, который мог бы. И все». Однако он не назначается — «это некое призвание», и нежелание заниматься отчитками всегда «уважают» [26]. У священника всегда есть разрешение (благословение) «церковного начальства», например, от настоятеля монастыря, на совершение чинов изгнания [26]. А.И. Осипов, опираясь на постановления Лаодикийского собора 364 г., придерживается мнения, что «ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больного» [18]. Последствия проведения обряда изгнания без благословения описаны архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в рассказе «Отчитки» [5]. То есть, при выборе экзорциста, по-видимому, ориентируются на его психологические
особенности, а также на степень его духовной крепости, которую могут определить лишь опытные в духовном отношении люди.
Экзорцисты в православии — явление редкое, поскольку, как уже отмечалось, отсутствуют какие-либо организованные центры подготовки такого рода специалистов и каждый из проводящих отчитки священников может считаться уникальным, почти единичным примером. Существуют известные священники, которые проводят чин изгнания злых духов. Например, отчитывает бесноватых архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре [21], до 1992 г. исполнял это служение архимандрит Адриан (Кирсанов) в Псково-Печерском монастыре [4], отчитки производятся в Церкви Иоанна Воина в Новокузнецке [27] и др. Молва об отчитках в этих храмах очень широка, соответствующие обряды включены в расписание богослужений. Интересный пример к теме экзорцизма представляет собой сайт «Бог — истина. Демоны среди нас» [7], на котором представлены «наиболее полные. доказательства. существования. демонов и бесов. и Божественной благодати». Кроме православных молитв, выдержек из трудов Отцов Церкви, календаря, большого количества аудио- и видеоматериалов, сайт содержит список монастырей и храмов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, где проводятся отчитки. Особенно обращают на себя внимание пометки: «зеленым цветом выделены храмы, где точно проводятся отчитки», «желтым цветом выделены храмы, где принимают прозорливые батюшки», а также просьба сообщать владельцам сайта о невключенных в список храмах и монастырях, где проводятся отчитки. Так же на главной странице сайта нами не обнаружена ссылка на благословение Патриарха или какого-либо иерарха Церкви на создание сайта. По-видимому, этот сайт — инициатива верующего или человека, понимающего возрастающий интерес к этому обряду. Поэтому предлагаемый посетителю сайта список нельзя считать официальным списком зарегистрированных в РПЦ экзорцистов, хотя, возможно, священники этих храмов и имеют благословение вышестоящего духовенства. Нет и какого-либо сообщества священников, проводящих чины изгнания: «У нас это никак не комментируется. Можно поговорить с католиками. У них общества свои есть, сообщества есть экзорцистов» [26].
Действительно, в католичестве ситуация с представлениями о злых духах несколько отличается от православия. Наиболее известным источником, зафиксировавшим воззрения на колдовство и падших духов в католичестве, является «Молот ведьм» [30], трактат времен инквизиции. В качестве средства изгнания вселившихся в человека духов предлагается экзорцизм. Главным критерием для избрания экзорциста является его крепость веры, активность в церковных делах, достойное поведение [13]. Ритуал изгнания регламентирован, проходит планомерно, в несколько этапов, выполняется обычно священником и его ассистентом (обычно это священник, который готовится стать экзорцистом) [13]. Трактат также предусматривает случаи, при которых цель ритуала может быть не достигнута, и выделяет шесть их причин. В такой ситуации прибегают к процедуре повторного крещения [13]. То есть,
«Молот ведьм» утверждает, что колдовство существует и предлагает методы борьбы с ним.
Католическая церковь уделяет внимание обрядам экзорцизма и в настоящее время. Так, в сентябре 1991 г. основана Международная ассоциация экзорцистов, в которую входили священники, которым поместная Церковь поручила это служение. 13 июня 2014 года по решению ватиканской Конгрегации по делам духовенства Международная ассоциация экзорцистов приобрела статус субъекта церковного права, получив таким образом одобрение Святого Престола. К этому моменту в ассоциацию входило около 250 священников из 30 стран [25], в 2017 г. — около 400 католических священников и церковных работников [1].
В 2004 году в Папской академии Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum организованы курсы для католических священнослужителей, занимающихся изгнанием бесов [9], а в 2005 г. было объявлено о расширении набора [8]. В апреле 2018 г. ежегодные курсы состоялись в тринадцатый раз. Как говорится в описании «XIII Annual exorcism and prayer of liberation», курс охватывает антропологические, социальные, богословские, литургические, канонические, пастырские, духовные, медицинские, криминологические, юридические и другие аспекты проблемы экзорцизма. Стоимость курса — 300 евро. Рабочий язык — итальянский. Имеется возможность синхронного перевода на английский, испанский и французский язык (при формировании группы не менее десяти участников) за дополнительную плату в 250 евро. Прослушать курсы могут как священнослужители, которым необходимо предъявить только копию целебрета (выдаваемого епископом разрешения о том, что священник может служить Мессу в другой епархии), так и миряне, предоставившие заявление и разрешение от епископа [33].
В США действует Институт Папы Льва XIII, идея создания которого зародилась в 2005 г. в семинарии в Мандельене (Mundelein Seminary). Там состоялась первая конференция, на которой собрались теологи, психологи, психиатры, врачи и др. для обсуждения вопросов образования для священников-экзорцистов. На одной из этих ежегодных конференций в 2010 г. было решено создать интенсивную специализированную образовательную программу для священников. В 2012 г. Институт был официально признан некоммерческой образовательной организацией. В первом курсе (с февраля 2014 г. по ноябрь 2015 г.) было 55 выпускников, во втором (февраль 2016 г. — ноябрь 2017 г.) — 49. В настоящее время (февраль 2018 г. — ноябрь 2018 г.) там обучается 59 священников и дьяконов [32].
В католичестве, как и в православии, считается, что обряд изгнания духов зла может совершаться только священником, имеющим разрешение епископа, т.к. для священника важно, чтобы «за ним стоял авторитет Церкви» и «демоны признают авторитет епископов и Церкви» [1]. Как видим, православная и католическая Церкви единодушны во мнении по вопросу подкрепления полномочий священника-экзорциста властью Церкви. Перед принятием решения о совершении чина изгнания, священник должен
убедиться, что проблема не является случаем из психиатрической практики. Так, о. Франческо Бамонте, президент Международной ассоциации экзорцистов (в 2014 г.) изгнание демонов назвал актом любви к ближнему. Для своего служения и получения образования экзорцисты нуждаются в поддержке врачей и экспертов психиатрии и психотерапии [12].
Колдовские практики рассматриваются как одна из возможностей вселения злых духов в человека. Так, на XII Международной конференции экзорцистов в Ватикане обсуждались темы «оккультных и сатанинских ритуалов», «колдовства в Африке и афро-американских культов в Латинской Америке», черной магии, распознания случаев бесовской одержимости и т.п. [10]. Католическая Церковь, как и Православная, не приемлет разделение магии на «черную» и «белую», всякий раз подчеркивая, что «каждая магия по своей природе - зло» [11] и более того «... без демона, который провоцирует извращение творения, не был бы возможен весь этот мир оккультизма и магии», и даже «безобидные и "легкие" формы магии и предсказаний, такие, как хиромантия, гадание на картах, гороскопы. недопустимы, поскольку открывают дверь оккультизму. Если кто-то начинает двигаться в этом направлении, есть опасность попасть в более глубокую ловушку» [31].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что народные воззрения на занятия магией весьма лояльны: выделяется черная (вредоносная) и белая (как противодействие вредоносной) магия. В целях исцеления или получения желаемого заказчик магического ритуала может обратиться как к «белому» магу, так и к человеку, известному своим пристрастием к «черной» магии.
Христианство же считает любые формы колдовства (магии) и оккультных практик обращением к падшим духам, занятием, разрушительно действующим как на колдуна, так и на жертву или заказчика процедуры, духовно опасным занятием. Представление о реальности колдовства отражено в житиях некоторых христианских святых; предлагаются и средства защиты от магического воздействия (праведная христианская жизнь, участие в Таинствах, молитвы). Колдовство, с точки зрения христианства, может стать способом (возможностью) для вселения духов зла в человека.
Однако наблюдается некоторое различие в подходах к вопросу о колдовстве в православии и католицизме. Некоторые православные священники считают колдовство выдумкой, суеверием, мешающим христианину. Другие, напротив, видят взаимосвязь колдовства и одержимости, берут на себя обязанности по совершению чинов запрещения бесам («отчиток»). В православии совершение отчиток неупорядочено: отсутствуют четкие критерии выбора священника для совершения этого чина, какие-либо школы или курсы по подготовке, сообщества экзорцистов. То есть, применение экзорцизма регулируется церковным обычаем, не закрепленным в виде канонических актов, но требующим духовной готовности от решившего стать экзорцистом священника.
В католичестве, напротив, более систематизированы представления как о колдовстве, так и о способах борьбы с его последствиями, в частности, с
вселением падших духов. Существуют разнообразные способы подготовки экзорцистов и коммуникации их друг с другом: Международная ассоциация экзорцистов, Ежегодные курсы по подготовке экзорцистов при Папской академии Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum (Ватикан), Институт Папы Льва XIII (в США).
И в православии, и в католичестве совершение чинов запрещения регламентируется установившимся с первых веков христианства обычаем. Для совершения обряда изгнания нечистых духов священник должен иметь благословение епископа — получение такого благословения от старшего, опытного в духовном отношении представителя духовенства является своеобразным разрешением, удостоверением готовности священника-экзорциста к борьбе с падшими духами. Современные священники, проводящие отчитки, должны проявлять особенное внимание к людям, нуждающимся в их помощи, чтобы суметь отличить случаи психических отклонений или болезненных состояний (например, эпилепсии) от случаев, когда необходимо их вмешательство. Для этого они получают специальную медицинскую информацию (самостоятельно или на курсах, как в католичестве) или обращаются к медикам за консультацией.
Интерес индустрии развлечений (фильмы, книги, телепередачи и др.) к вопросам оккультизма, магии и т.п., распространение знаний о колдовских обрядах и внедрение их в повседневную жизнь людей обусловили актуальность темы колдовства для христианства в настоящее время. Христиане видят в колдовстве опасность влияния духов зла на человека. Как видим, христианство предостерегает от легкомысленного обращения к магическим специалистам, предлагает собственные способы борьбы с колдовством. Однако, на наш взгляд, в православии более систематизированный подход к проблеме экзорцизма способствовал бы более четкому пониманию верующими вопросов «отчиток», профилактике связанных с ними суеверий.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Американские экзорцисты: наблюдается тенденция к увеличению демонической активности // Сибирская католическая газета. Издание римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске. URL: http://sib-catholic.ru/amerikanskie-ekzortsistyi-nablyudaetsya-tendentsiya-k-uvelicheniyu-demonicheskoy-aktivnosti/ Дата посещения 2 июня 2018 г.
2. Антонов Д.А. "беса поймав, мучаше...". Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси //Древняя Русь. Вопросымедиевистики. М.: Индрик, 2010, № 1. С. 61-75.
3. Антонов Д.И. Убегающий демон: экзорцизм в древнерусской иконографии // Визуальное и вербальное в народной культуре. Тезисы и материалы Международной школы-конференции по фольклористике и культурной антропологии. М.: РГГУ, 2013. С. 31-37.
4. Архимандрит Адриан (Кирсанов). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. URL: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/paterik/1774-arkhimandrit-adrian-kirsanov-1922-2018 Дата посещения: 10 мая 2018 г.
5. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Отчитки // Несвятые святые и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С. 415-427.
6. Архипова У.О. Современная практика христианского экзорцизма // СНГ: внутренние и внешние драйверы экономического роста. Сборник статей по материалам IV ежегодной международной научно-практической конференции. М.:2017. С. 91-95.
7. Бог — истина. Демоны среди нас. URL: http://bogistina.info Дата посещения 12 мая 2018 г.
8. Ватикан набирает слушателей на курсы экзорцистов. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/40572.html Дата посещения 5 мая 2018 г.
9. В Ватикане начали работу очередные курсы для экзорцистов. URL: http://rublev.com/novosti/v-vatikane-nachali-rabotu-ocherednye-kursy-dlia-ekzortsistov Дата посещения 5 мая 2018 г.
10. В Ватикане состоялась очередная международная конференция экзорцистов // Сибирская католическая газета. Издание римско-католической преображенской епархии в Новосибирске. URL: http://sib-catholic.ru/v-vatikane-sostoyalas-ocherednaya-mezhdunarodnaya-konferentsiya-ekzortsistov/ Дата посещения 3 июня 2018 г.
11. В чем зло оккультизма и магии? (часть 1) // Христианский католический портал Katolik.ru. URL: http://www.katolik.ru/vopros-otvef111026-v-chem-zlo-okkultizma-i-magii-chast-1.html Дата посещения 3 июня 2018 г.
12. Глава Международной ассоциации экзорцистов: интерес к экзорцизму растет, но реальных случаев мало // Katolik.ru. URL: http://www.katolik.ru/mir/119628-glava-mezhdunarodnoj-assotsiatsii-ekzortsistov-interes-k-ekzortsizmu-rastet-no-realnykh-sluchaev-malo.html Дата посещения: 9 июня 2018 г.
13. Голубева М.Ю. Экзорцизм — инструмент врачевания одержимых демоном в средневековой западной Европе // Актуальные проблемы изучения всеобщей и отечественной истории и методик их преподавания. Материалы IV научно-методического семинара студентов, аспирантов и преподавателей кафедр истории России, документоведения и всеобщей истории. Отв. ред. Н.В. Терентьева. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. С. 102-105.
14. Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов европейского северо-востока (конец XIX - ХХ вв.). - Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, 2008. — 236 с.
15. Косых Е.С. Экзорцизм в христианстве: proetcontra // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017, № 10-2 (84). С. 72-74.
16. Кураев А. Почему христиане не боятся порчи. М.: Из-во Московской Патриархии, 2009. -112 с.
17. Мазалова Н.Е. Личность русского «знающего»: этнографические аспекты исследования. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. - 307 с.
18. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины //Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/put-razuma-v-poiskax-istiny Дата посещения: 26 июня 2018 г.
19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. Дата посещения 9 мая 2018 г.
20. Отец Серафим (Роуз). Приношение православного американца. Братство Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского Общества Америки. - М., 2003.
21. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Расписание богослужений. URL: http://stsl.ru/worship/ Дата посещения 10 мая 2018 г.
22. Поповкина Г.С. Знахари и знахарство у восточных славян юга Дальнего Востока России. Владивосток: Дальнаука, 2008. 200 с .
23. Поповкина Г.С. К вопросу о различении фигуры знахаря и колдуна в исследованиях магических практик восточных славян // Журнал исследований Сибири: международный научный журнал. - 2013. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 87-97.
24. ПотрудамСвятителяФеофанаЗатворника. Болезнь и смерть. М.,Сибирская благозвонница, 2011. 95 с.
25. Святой Престол одобрил создание Международной ассоциации экзорцистов. URL: http://www.katolik.ru/vatikan/119562-svyatoj-prestol-odobril-sozdanie-mezhdunarodnoj-assotsiatsii-ekzortsistov.html Дата посещения: 31 мая 2018 г.
26. Севен А. Феномен одержимости в контексте православной культуры и методы духовной помощи нуждающимся // Медицинская антропология и биоэтика, 2014. № 2. (электронныйжурнал)
27. Храм Святого Мученика Иоанна Воина на Зыряновке, г. Новокузнецк. URL: http://ioanna-voina.ortox.ru/raspisanie_bogosluzhenijj Дата посещения: 12 мая 2018 г.
28. Христофорова О.Б. Опознать беса: экзорцизм как визуализация демонического // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации. М.: Издательство Дело, 2015. С. 91-104.
29. Шантаев А. Священник. Колдуньи. Смерть. - М., Благо, 2004. 240 с.
30. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм //История инквизиции: Средневековые процессы о ведьмах. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2002. — 716 с. С. 401-717.
31. 30 вопросов кардиналу Й. Ратцингеру о магии и оккультизме. 12.05.2005 // Христианский католический портал Katolik.ru. URL: http://www.katolik.ru/component/content/article/1016-archive/71226-st3174.html Дата посещения 3 июня 2018 г.
32. Pope Leo XIII Institute. Origins of The Pope Leo XIII Institute. Available at: https://popeleo13institute.org/origins-of-the-pope-leo-xiii-institute (accessed 02.06.2018).
33. XIII Annual exorcism and prayer of liberation. Available at: https://sacerdos.org/en/exorcism-and-prayer-of-lib eration/ (accessed 02.06.2018).
REFERENCES
1. Amerikanskie jekzorcisty: nabljudaetsjatendencija k uvelichenijudemonicheskojaktivnosti [American exorcists: there is a tendency to increase the demonic activity]. Available at: http://sib-catholic.ru/amerikanskie-ekzortsistyi-nablyudaetsya-tendentsiya-k-uvelicheniyu-demonicheskoy-aktivnosti/ (accessed 02.06.2018). (In Russ.)
2. Antonov D.A. "besapojmav, muchashe...".Izbieniebesasvjatym: demonologicheskijsjuzhet v knizhnostiiikonografiisrednevekovojRusi ["besapojmav, muchashe...". Beating the devil with a saint: a demonological plot in the bookishness and iconography of medieval Rus] // DrevnjajaRus'. Voprosymedievistiki [Ancient Russia. Questions of medicine]. Moscow: Indrik publ., 2010, no. 1. (In Russ.)
3. Antonov D.I. Ubegajushhij demon: jekzorcizm v drevnerusskojikonografii [Runaway demon: exorcism in Old Russian iconography]. Vizual'noeiverbal'noe v narodnojkul'ture. TezisyimaterialyMezhdunarodnojshkoly-konferenciipofol'kloristikeikul'turnojantropologii. [Visual and verbal in popular culture. Theses and materials of the International School-Conference on Folklore and Cultural Anthropology]. Moscow, 2013, pp. 31-37. (In Russ.)
4. Arhimandrit Adrian (Kirsanov). Svjato-UspenskijPskovo-Pecherskijmonastyr'. [Archimandrite Adrian (Kirsanov). The Holy DormitionPskovo-Pechersky Monastery]. Available at: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/paterik/1774-arkhimandrit-adrian-kirsanov-1922-2018 (accessed 10.05.2018). (In Russ.)
5. ArhimandritTihon (Shevkunov) .Otchitki. // Nesvyatyye svyatyye i drugiye rasskazy: ekzorsizm [Unholy saints and other stories]. Moscow: Publishing House of the Sretensky Monastery, 2011, pp. 415-427. (In Russ.)
6. Arhipova U.O. Sovremennajapraktikahristianskogojekzorcizma [The modern practice of Christian exorcism] // SNG: vnutrennieivneshniedrajveryjekonomicheskogorosta. Sbornikstatejpomaterialam IV ezhegodnojmezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii [CIS: internal and external drivers of economic growth. Collection of articles on the materials of
the IV annual international scientific and practical conference]. Moscow, 2017, pp. 91-95. (In Russ.)
7. Bog — istina. Demonysredinas [God is the truth. Demons are among us]. Available at: http://bogistina.info (accessed 12.05.2018). (In Russ.)
8. Vatikan nabiraet slushatelej na kursy jekzorcistov [The Vatican is recruiting students for exorcists]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/40572.html (accessed 05.05.2018). (In Russ.)
9. V Vatikane nachali rabotu ocherednyye kursy dlya ekzortsistov [The regular courses for exorcists began in the Vatican]. Available at: http://rublev.com/novosti/v-vatikane-nachali-rabotu-ocherednye-kursy-dlia-ekzortsistov. (accessed 05.05.2018). (In Russ.)
10. V Vatikane sostoyalas' ocherednaya mezhdunarodnaya konferentsiya ekzortsistov [The regular international exorcists conference took place in the Vatican] // Sibirskaya katolicheskaya gazeta [Siberian catholic newspaper]. Novosibirsk: Edition of the Roman Catholic Transfiguration Diocese. Available at: http://sib-catholic.ru/v-vatikane-sostoyalas-ocherednaya-mezhdunarodnaya-konferentsiya-ekzortsistov/ (accessed 03.06.2018).
11. V chem zlo okkul'tizma i magii? (chast 1) [What are the evil of occult and magic? (part 1)] // Khristianskiy katolicheskiy portal Katolik.ru [Christian Catholic portal Katolik.ru]. uRL: http://www.katolik.ru/vopros-otvet/111026-v-chem-zlo-okkultizma-i-magii-chast-1.html (accessed 03.07.18). (In Russ.)
12. Glava Mezhdunarodnoy assotsiatsii ekzortsistov: interes k ekzortsizmu rastet, no real'nykh sluchayev malo [The head of the International Association of Exorcists: interest in exorcism is growing, but there are few real cases] // URL: http://www.katolik.ru/mir/119628-glava-mezhdunarodnoj-assotsiatsii-ekzortsistov-interes-k-ekzortsizmu-rastet-no-realnykh-sluchaev-malo.html (accessed 09.06.18). (In Russ.)
13. Golubeva M.Y. Ekzortsizm — instrument vrachevaniya oderzhimykh demonom v srednevekovoy zapadnoy Yevrope [Exorcism - a tool for healing demon-obsessed in medieval Western Europe] // Aktual'nyye problemy izucheniya vseobshchey i otechestvennoy istorii i metodik ikh prepodavaniya [Actual problems of studying universal and national history and methods of teaching them]. Materials of the IV scientific and methodological seminar of students, graduate students and teachers of the departments of Russian history, document management and general history. Executive Editor Terentyeva N.V. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2015. (In Russ.)
14. Ilina I.V. Traditsionnaya meditsinskaya kul'tura narodov yevropeyskogo severo-vostoka (konets XIX - KHKH vv.) [Traditional medical culture of the peoples of the European Northeast (end of the XIX - XX centuries)]. Syktyvkar: Institute of Language, Literature and History of the Komi Science Center UB RAS, 2008. (In Russ.)
15. Kosykh E.S. Ekzortsizm v khristianstve: proetcontra [Exorcism in Christianity: proetcontra] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. 2017. No. 10-2. (In Russ.)
16. Kuraev A. Pochemu khristiane ne boyatsya porch [Why Christians are not afraid of damage]. Moscow: Moscow Patriarchy publ., 2009. (In Russ.)
17. Mazalova N.E. Lichnost' russkogo «znayushchego»: etnograficheskiye aspekty issledovaniya [The personality of the Russian "knower": ethnographic aspects of the research]. Sant-Petersburg: Petersburg Oriental Studies publ., 2011. (In Russ.)
18. Osipov A.I. Put' razuma v poiskakh istiny [The path of reason in search of truth] // Pravoslavnaya entsiklopediya «Azbuka very» [Orthodox Encyclopedia "Alphabet of Faith"]. URL: https://azbyka.ru/put-razuma-v-poiskax-istiny (accessed 26.06.18). (In Russ.)
19. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The foundations of the social concept of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (accessed 09.05.18). (In Russ.)
20. Father Seraphim (Rose). Prinosheniye pravoslavnogo amerikantsa. Bratstvo Prepodobnogo Germana Alyaskinskogo Platina, Kaliforniya; Rossiyskoye otdeleniye Valaamskogo Obshchestva Ameriki [The offering of an Orthodox American. Brotherhood of St. Herman of Alaska. Platinum, California; Russian branch of the Valaam Society of America]. Moscow,
2003. (In Russ.)
21. Ofitsial'nyy sayt Svyato-Troitskoy Sergiyevoy Lavry. Raspisaniye bogosluzheniy [The official website of the Holy Trinity St. Sergius Lavra. Schedule of worship]. URL: http://stsl.ru/worship/ (accessed 10.05.18).
22. Popovkina G.S. Znakhari i znakharstvo u vostochnykh slavyan yuga Dal'nego Vostoka Rossii [Healers and healers among the Eastern Slavs of the south of the Far East of Russia]. Vladivostok: Dal'nauka, 2008. (In Russ.)
23. Popovkina G.S. K voprosu o razlichenii figury znakharya i kolduna v issledovaniyakh magicheskikh praktik vostochnykh slavyan [To the question of distinguishing the figure of the healer and the sorcerer in the study of the magical practices of the Eastern Slavs] // Zhurnal issledovaniy Sibiri: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [Journal of Siberian Research: an international scientific journal]. 2013. T.1. Issue 3. (In Russ.)
24. Potrudam Svyatitelya Feofana Zatvornika. Bolezn' i smert' [To the burials of St. Theophan the Recluse. Disease and death]. Moscow: Sibirskaya blagozvonnitsa publ., 2011. (In Russ.)
25. Svyatoy Prestol odobril sozdaniye Mezhdunarodnoy assotsiatsii ekzortsistov [The Holy See approved the creation of the International Exorcist Association]. URL: http://www.katolik.ru/vatikan/119562-svyatoj-prestol-odobril-sozdanie-mezhdunarodnoj-assotsiatsii-ekzortsistov.html (accessed 31.05.18). (In Russ.)
26. Seven A. Fenomen oderzhimosti v kontekste pravoslavnoy kul'tury i metody dukhovnoy pomoshchi nuzhdayushchimsya [The phenomenon of obsession in the context of Orthodox culture and methods of spiritual assistance to those in need] // Meditsinskaya antropologiya i bioetika [Medical anthropology and bioethics]. 2014. № 2. (electronic journal). (In Russ.)
27. Khram Svyatogo Muchenika Ioanna Voina na Zyryanovke [Temple of the Holy Martyr John the Warrior on Zyryanovka]. Novokuznetsk. URL: http://ioanna-voina.ortox.ru/raspisanie_bogosluzhenijj (accessed 12.05.2018). (In Russ.)
28. Khristoforova O.B. Opoznat' besa: ekzortsizm kak vizualizatsiya demonicheskogo [To Identify the Devil: Exorcism as a Demonic Visualization] // Oborotni i oborotnichestvo: strategii opisaniya i interpretatsii [Werewolves and werewolves: a strategy of description and interpretation]. Moscow, 2015. (In Russ.)
29. Shantaev A. Svyashchennik. Koldun'i. Smert' [A priest. The Witch Death]. Moscow: Blago publ.,
2004. (In Russ.)
30. Sprenger I., Institoris G. Molot ved'm [Witch Hammer] // Istoriya inkvizitsii: Srednevekovyye protsessy o ved'makh [History of the Inquisition: Medieval processes about witches]. Moscow: ltd AST publ., Kharkov, Folio publ., 2002. (In Russ.)
31. Pope Leo XIII Institute. Origins of The Pope Leo XIII Institute. Available at: https://popeleo13institute.org/origins-of-the-pope-leo-xiii-institute (accessed 02.06.2018).
32. XIII Annual exorcism and prayer of liberation. Available at: https://sacerdos.org/en/exorcism-and-prayer-of-lib eration/ (accessed 02.06.2018).