Научная статья на тему 'Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы'

Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6649
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ИУДАИЗМ / КОРАН / БИБЛИЯ / ОДЕРЖИМОСТЬ / ЭКЗОРЦИЗМ / БЕСЫ / ДЖИННЫ / ISLAM / CHRISTIANITY / JUDAISM / THE KORAN / THE BIBLE / POSSESSION / EXORCISM / DEMONS / DJINNS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гримсолтанова Разет Эльбрусовна

В данной статье рассматривается особенности интерпретаций понятия одержимости в контексте наиболее авторитарных мировых религий (ислам, христианство, иудаизм). Взаимосвязь религиозного объяснения и научного обоснования явления одержимости. Рассмотрение понятия одержимости со стороны психиатрии и анализ данного вопроса в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious possession as a subject of psychological analysis: problem statement

The article considers features of the possession concept interpretations in the context of the most authoritative world religions (Islam, Christianity, Judaism), interrelation of a religious explanation and scientific grounds of the possession phenomenon. We consider the concept of possession from the point of view of psychiatry and analyze the subject in psychology.

Текст научной работы на тему «Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы»

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Гримсолтанова Р.Э.

Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы

В данной статье рассматривается особенности интерпретаций понятия одержимости в контексте наиболее авторитарных мировых религий (ислам, христианство, иудаизм). Взаимосвязь религиозного объяснения и научного обоснования явления одержимости. Рассмотрение понятия одержимости со стороны психиатрии и анализ данного вопроса в психологии.

Ключевые слова: ислам, христианство, иудаизм, Коран, Библия, одержимость, экзорцизм, бесы, джинны.

Понятие одержимость является существенной составляющей в контексте исторического анализа самых различных духовных практик.

Основной интерес вызывают религии ислам, христианство, иудаизм, так как являются самыми крупнейшими.

Также существует научная попытка объяснения такого явления в рамках психических нарушений (шизофрения, расстройства центральной нервной системы и т. п).

С точки зрения медицины, причины возникновения шизофрении до конца не выяснены. Известно только, что такие люди имеют богатый внутренний мир, психику более тонкую, способны чувствовать более остро и глубоко, чем другие, нередко обладают сверхъестественными способностями. Именно поэтому они легче выходят из душевного равновесия. Как следствие, они оказываются практически безоружны перед темными силами, которые беспрепятственно внедряются в жертву [5].

К примеру, заболевание невроз, которое известно уже несколько столетий, не становится яснее в теоретическом плане и излечимее на практике. Выздоровление больных не происходит чаще, чем это было многие годы тому назад [6].

Хотя в настоящий момент понятием одержимости занимаются в рамках психиатрии, в рамках психологии данное понятие также имеет широкое использование, так как и с точки зрения психологии есть анализ данного понятия. Однако анализ одержимости в рамках психологии осуществляется в контексте существующих разных мировых религий.

В Исламе говорится, что, когда человек находится в состоянии стресса, то ему надо прочитать аяты и хадисы, также можно применять лекарства из растений. Когда человек находится в состоянии стресса, он является слабым и духом и умом, а значит, становится легкой «добычей» для сект, криминальных и других негативных сил [7].

Кардави: «Утверждения об одержимости человека бесами - абсурд». Известный мусульманский ученый Юсуф Кардави не видит оснований верить рассказам об одержимости человека джинами (бесами). Об этом он сказал, отвечая в прямом эфире телеканала «Аль-Джазира» на вопрос телезрителя: «Правда ли джинны овладевают человеком, вселяются в него и говорят его устами?»

Кардави: «Я не нахожу в этом ничего достоверного, а лишь вижу, что Коран отрицает это. Всевышний Аллах говорит: «Мы почтили сынов Адама...». Аллах сделал человека властелином на Земле, Божьим рабом и наместником. Может ли быть так, что Всевышний, подчинив человеку Землю, сделав его на ней наместником, одновременно подчинил самого человека джиннам, дав последним возможность овладевать человеком, вселяться в него, говорить его устами и т. д.? Это же абсурд».

Из Корана мы знаем, что человек может управлять джиннами; такими способностями обладал Соломон (Сулейман), которому Бог дал в подчинение джиннов от «строителей» до «ныряльщиков» «и прочих, связанных оковами». «Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы.» и т. д.

Что касается возможности кого-либо (из джиннов) управлять человеком, то Коран сообщает, что скажет самый великий шайтан в Судный день: «У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня.». То есть у меня нет над вами никакой власти, за исключением «наущения» («... который наущает в груди людей»). Я позвал вас к греху - и вы ответили [2].

Практика экзорцизма существует во всех монотеистических религиях. Несмотря на то, что религии в целом осуждают контакты человека с демонами, последним это ничуть не мешает вселяться в выбранную ими жертву. И, как показывает практика, случаи эти нередки. Такие тяжелые заболевания психики, как, скажем, шизофрения, связаны с подселением невидимых инфернальных сущностей.

В исламе, как и в христианстве, вера в доброго Бога-Творца неразрывно связана с верой в Дьявола и демонов Ада. В исламе служители Аллаха практикуют так называемую рукью, т. е. изгнание бесов посредством Корана. Повсеместно насаждаются дикарские представления о потустороннем мире, обитатели которых вселяются в людей, творя злые дела. Отсюда практика экзорцизма в исламе - маджнуна.

Так называемые «народные верования» объясняют различные расстройства психики тем, что духи (джинны) якобы ударяют человека, а затем овладевают им. Кстати, в Коране существует четкое представление того, что джинны делятся на две категории: неверных (капыр-джинн) и мусульман. Вред людям приносят только неверные джинны, и если человек стал дэли, т. е. психически больным, значит, им овладели капыр-джинны, постоянно находящиеся рядом с несчастным и мучающие его. Для того, чтобы человек вернулся в нормальное состояние, нужно прогнать капыр-джиннов, и сделать это могут находящиеся в распоряжении ходжей джинны-мусульмане. Они ведут войну с неверными джиннами и побеждают их [5].

Библия дает несколько примеров людей, одержимых демонами или находящихся под их влиянием. В некоторых случаях, описанных в стихах, одержимость приводила к физическим недугам, выраженным в потере дара речи, эпилептических симптомах, слепоте и пр. В других случаях она побуждала человека к плохим поступкам (Иуда - главный пример).

Таким образом, существует много возможных симптомов одержимости демо -нами. Это могут быть физические расстройства, которые невозможно объяснить реальными физиологическими проблемами; изменения личности, такие как: глубокая депрессия или нехарактерная агрессия, сверхъестественная сила, пренебрежение благопристойностью или «нормальным» социальным поведением, а также, возможно, способность владеть информацией, которую человек не в состоянии узнать естественным путем. Важно обратить внимание, что почти, а может и полностью, все эти характеристики могут иметь другие объяснения, поэтому необходимо быть предельно осторожным в определении человека в подавленном настроении или эпилептика одержимым демоном. С другой стороны, мы все же недостаточно серьезно воспринимаем сатанинское вмешательство в жизни людей.

По поводу вмешательства демонов в жизнь христиан иллюстрацией того факта, что верующий может находиться под влиянием дьявола, является апостол Петр. Некоторые считают одержимыми христиан, находящихся под сильным демоническим влиянием, но в Священном Писании нигде не приводится примеров того, чтобы верующий был одержим демоном. Большинство теологов соглашается, что христианин не может быть одержимым, т. к. в нем пребывает Святой Дух.

Сатана и его злые духи не могут кому-то что-то сделать, пока не получат разрешение от Господа. В этом случае сатана, полагая, что воплощает свои собственные намерения, на самом деле исполняет благие Божьи планы (даже в случае с предательством Иуды). Некоторые люди придают оккультным и демоническим ритуалам нездоровое очарование, но это не соответствует здравому уму и Библии [8].

С точки зрения Ислама, лучшее средство излечения от всех бед и бедствий -священный Коран.

Самая последняя и самая совершенная религия Ислам подробно разъяснила мусульманам, как надо вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Пророк Мухаммад сам практиковал это, и был образцом для мусульман на всех этапах своей жизни, начиная с периода «Мухаммада - сироты» до периода «Мухаммада - главы государства». Подчиняться ему и следовать за ним стало неукоснительным божественным законом. «Так берите же то, что даровал вам посланник, и сторонитесь того, что воспретил он вам» (Сура «аль-Хашр», аят 7).

«Скажи (Мухаммад): Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) возлюбит вас Аллах» (Сура «Алю Имран», аят 31).

Также в исламе отводится большое внимание колдовству и гаданию как греховному деянию. Существование учения о колдовстве - это правда, о которой говорится в аятах и хадисах. Но из-за того, что колдовство вредит вере в Единобожие,

разрушает нравственность и принципы Ислама, учить, обучаться и заниматься колдовством запрещается.

Лучшее средство излечения от всех бед и бедствий - священный Коран. Излечение Кораном возможно и от колдовства, и от одержимости джиннами, и от сердечной или телесной болезни. Для этого необходима искренность и знание способа излечения Кораном.

Всевышний Аллах говорит: «Скажи: для тех он (т. е. Коран), кто уверовал, - руководство к пути прямому и (средство) исцеления (духовного)» (сура «Фуссилат», аят 44). «Ниспосылаем мы Коран как исцеление и милость верующим» (сура «аль-Исра», аят 82). Пророк говорит: «Лучшее излечение от болезней - Коран», «В двух вещах для вас исцеление от всех болезней - Коран и мед».

Необходимо, чтобы больной был уверен в том, что посредством аятов Корана и дуа (молитвы), которые читал Пророк, Аллах поможет ему и излечит его. А также он должен знать, что Коран и мольбы к Аллаху - это всего лишь способ, а исцеление дает только Аллах.

Абдулла бин Масуд прочитал кое-что на ухо одному одержимому джинном и больной выздоровел. Пророк спросил: «Что ты прочитал?» Он сказал, что прочитал конец суры «Муъминун» («Верующие»). Пророк сказал: «Если кто-то с искренним убеждением (верой) прочтет эти суры, стоя перед горой, она расколется пополам».

Другим способом является написание талисманов (сабаб). Разрешено написать талисман, соблюдая известные условия Ислама для написания и ношения талисманов. Чтобы талисман (сабаб) стал дозволенным, написанное в нем должно быть из Корана или из хадисов. Нельзя писать непонятные фразы. Надо писать на чистом листе и чистыми чернилами. Надо точно знать, что сабаб написан искренне. И тот, кто написал, и тот, кому написали, должны помнить, что сабаб - всего лишь способ, но все излечение от Аллаха [3].

Все религии признают существование нечистой силы. В иудаизме бесов называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы.

Бесы бывают женского и мужского пола, а «руководит» ими падший ангел Асмодей.

Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому жизнь демонам дали Адам и Ева.

Если верить Боруху Горину, число бесов постоянно растет. Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, - объясняет Горин.

Разумеется, существуют и способы оградить себя от демонов. Для защиты жилища иудеи прикрепляют к косякам дверей мезузу - капсулу со словами молитвы, написанными на пергаменте. А рядом с кроватью рекомендуется ставить чашу с водой, чтобы утром, проснувшись и еще не встав с постели, омыть кончики пальцев от ночной нечисти.

Экзорцизм (религиозная практика ритуального изгнания дьявола) характерен не для всех направлений иудаизма. Борух Горин пояснил, что хасиды уже давно не заклинают демонов, поскольку считают, что двести лет назад раввин Бал Шем Тов изгнал их с лица земли. А вот сефарды заклинают.

По словам Горина, обращения в синагогу людей, считающих себя одержимыми бесами, случаются, но, как правило, это связано с психофизическими заболеваниями, и им нужен не столько раввин, сколько врач.

Православные также признают наличие бесов. Но считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами. Сами бесы невидимы, как инфракрасные лучи.

Профессор Осипов выступает против экзорцизма, в православной традиции называемого отчиткой или отчитыванием.

Молитвы об изгнании бесов возникли еще в IV в., а соответствующий чин (порядок богослужения) составлен был митрополитом Киевским Петром Могилой в XVII в. на основе католических источников.

Но, как говорит Осипов, Русской православной церковью этот чин никогда не использовался. И распространение отчитки в некоторых храмах Алексея Осипова очень беспокоит. Экзорцизм он считает видом прелести - высокого самомнения, невидения своего духовного убожества теми священниками, которые этим занимаются.

Изгнание бесов - это чудо, его совершал сам Спаситель, апостолы, святые люди, получившие Дары Духа Святого. Сейчас им занимаются отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.

Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника) превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Так считает профессор Осипов.

По словам Алексея Осипова, даже преподобный Сергий Радонежский, когда к нему привели бесноватого, не проводил отчитки, а собрал монахов на коллективную молитву, и они молились об исцелении больного.

Профессор Осипов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего, следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.

Официальная позиция Московского патриархата не столь однозначна, как точка зрения профессора Осипова. Как сказал заведующий службой коммуникаций

священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, не обращаясь к полноценной церковной жизни. Он также сообщил, что верующий может уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки, и есть ли у него благословение на это.

Согласно исламскому учению, Аллах создал ангелов, людей и джиннов. Джинны были созданы из огня. Как рассказывает заведующий отделом науки Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, джинны полагали, что должны быть по своему положению выше людей. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие - это бесы во главе с дьяволом Иблисом, падшим ангелом, вступившим в борьбу с Всевышним. Джинны могут принимать человеческий облик и будут существовать до конца света. Неверующие джинны пытаются всячески совратить правоверных, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они влияют на души.

Живут злые духи в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи. Но они могут вселяться и в человека. Для борьбы с ними, говорит шейх Фарид Асадуллин, мусульманин может прочитать азан - это призыв к молитве.

Звуки азана заставляют сатану покидать верующего. Также исламские богословы рекомендуют мусульманам, испытывающим дискомфорт, считающим, что в них вселился злой дух, читать аят Аль-Курси и суру Аннас.

Есть у мусульман и свои обереги - рукья. Это кожаные мешочки с текстами сур и аятов [•].

Процесс изгнания духа, называют экзорцизмом, либо очисткой. Этот процесс - достаточно опасный ритуал, но порой его проведение неизбежно. В любом случае этот ритуал должен проводиться только профессионалами во избежание негативных последствий. Но, прежде чем говорить об изгнании бесов, следует упомянуть о вселении бесов. Существует мнение, что вселиться бес может только в человека, ведущего разгульный образ жизни, грешника или неверующего. Практика показывает, что это вовсе не так. Совершение грехов, разгульный образ жизни - это последствия влияния беса. Но страшно даже не это, а изменение в поведении человека. Нередко люди сами не могут объяснить, почему они поступили именно так. Всем известна фраза: «Бес попутал». Она возникла не зря. В древности негативные действия человека объясняли именно вселением беса в человека. Жертвой может стать любой человек. Вот почему существуют обереги, талисманы и другие предметы, призванные защищать человека от зла. Вселение бесов процесс достаточно быстрый и незаметный. Овладев человеком, бес начинает совершать свои грязные дела. Так и возрастает число преступников и грешников.

Чаще всего одержимый человек не предпринимает никаких действий, чтобы избавиться от влияния беса. Тут уже дело близких и родственников выявить,

что на самом деле происходит с человеком и попытаться ему помочь. Сегодня изгнание беса - процедура достаточно распространенная. Есть специалисты, которые качественно выполняют свою работу. Это не безнадежный случай и, чем раньше обратятся к специалисту, тем больше у человека шансов вернуться к прежней, нормальной жизни. Часто резкое изменение в поведении человека мы объясняем у него наличия порчи. Но это не всегда так. Самое страшное то, что во время помутнения человек может совершить страшные преступления. У него появляются маниакальные склонности, агрессия, нежелание изменить свое поведение и непонимание окружающих. Бес, овладевая человеком, не обращает на его тело внимание. Человек очень просто может изуродовать себя и других. Но успокаивает то, что эта проблема решаема. Только очень важно обратиться за помощью к правильному человеку, т. к. беса важно не просто изгнать из человека, но и не дать ему возможности вселиться в другого. Возможно, со времен вселение бесов станет самой большой проблемой человечества. Но, если правильно с ней бороться, то можно одержать победу над темными силами [1].

Рассматривая явление одержимости с позиции трех религий, видно, что во всех религиях практически одно объяснение данного явления.

Все религии признают существование нечистой силы. В Исламе они делятся на злых и добрых, верующих и неверующих. В Иудаизме духи делятся на мужские и женские. В Христианстве считается, что изначально они были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами.

В Исламской религии есть предположение, что человек может управлять джиннами, т. к. джинны даны в помощь человеку.

Во всех трех религиях абсолютно общим является то, что человеком овладевают злые духи в состоянии психологического ослабления (стресс, депрессия). Расстройство психики непременно влечет за собой одержимость человека духом, которая сопровождается проявлениями физических недугов, нехарактерной агрессии, глубокой депрессии.

Излечение одержимостью возможно только с помощью писаний из священных книг: Коран, Библия, Тора. А практически главным условием успешного излечения является уверенность больного в том, что чтение святых молитв освободит его от злого духа. Это общее во всех трех религиях и представляет интерес для психологии.

Литература

1. Вселение бесов. Маг Аркрас. - URL: http://arkras.com/demony-i-dyavol/vselenie-besov/ (08.07.12.).

2. Кардави: Утверждения об одержимости человека бесами - абсурд. - URL: http:// www.shianet.ru/articles/mardzhijat/ka rdavi_utverzhdenija_ob_oderzhimosti_ cheloveka_besami_-_absurd/?action=print (07.07.2012).

3. Как защитить себя от колдовства и одержимости? - URL: http://www.islamdag. ru/vse-ob-islame/7749 (07.07.12.).

•. Как справиться с нечистой силой. Борис Клин. - URL: http://www.manwb.ru/ articles/simbolon/mith_and_simbol/Devil_BorClin/ (07.07.2012).

5. Маг Скорвол. - URL: http://skorvol.com/praktika/ekzorcizm-v-islame/ (07.07.2012).

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие. 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.

7. Психические расстройства в исламе. Можно ли обращаться к психиатру?=-URL: http://yourallah.ru/zapretyi/psihicheskie-rasstrojstva-v-islame-mozhno-li-obraschatsya-k-psihiatru1/ (07.07.12.).

8. Что Библия говорит об одержимости демонами? Возможно ли это сегодня? -URL: http://www.gotquestions.org/Russian/Russian-demon-possession.html (30.06.2012).

THEYOUNG SCHOLARS

Grimsoltanova R. E.

Religious possession as a subject of psychological analysis: problem statement

The article considers features of the possession concept interpretations in the context of the most authoritative world religions (Islam, Christianity, Judaism), interrelation of a religious explanation and scientific grounds of the possession phenomenon. We consider the concept of possession from the point of view of psychiatry and analyze the subject in psychology.

Keywords: Islam; Christianity; Judaism; the Koran; the Bible; possession; exorcism; demons; djinns.

The concept of possession is an essential component in the context of the historical analysis of the most various spiritual practices.

Being the largest religions, Islam, Christianity, and Judaism cause the main interest.

There is also a scientific attempt of this phenomenon explanation within the framework of mental disorders (schizophrenia, central nervous system disorders, etc.).

From the point of view of medicine the etiology of schizophrenia is still not clear. It is only known that such people have a rich inner world, subtler psyche; they are capable to feel keener and deeper than others, quite often possess supernatural abilities. For this reason they lose their mental equilibrium easier. As a result, they become defenseless before the power of darkness which penetrates the victim without hindrance [5].

For example, neurosis, which is known over a period of some centuries, doesn't become clearer in a theoretical aspect and more curable in practice. Patients' recovery doesn't occur more often than it was many years ago [6].

Though at the moment the possession concept is treated within the framework of psychiatry, within the psychological framework this concept is also widely used as from the point of view of psychology there is an analysis of this concept. However the analysis of possession in psychology is carried out in the context of various world religions.

In Islam they say that when a person is in a stress condition, it is necessary to read ayahs and Hadithats. It is also possible to take plant medicines. When a person is in a stress condition, he/she is weak in spirit and mind, so, becomes an easy "prey" for sects, criminal and other negative powers [7].

Al-Qaradawi said, "Statements about demonic possession of a human being are absurd". A well-known Muslim scientist Yusuf al-Qaradawi doesn't see the bases to trust the stories about possession of a human being by djinns (demons). He told about it, answering a question of a televiewer when appeared live on television at Al Jazeera TV channel. The televiewer asked, "Is it true that djinns take possession of a person, get into them and put words into their mouth?"

Al-Qaradawi said, "I don't find it reliable, but I only see that the Koran denies it. Allah, the most High and Great, says, "We have honored sons of Adam... Allah made the man the lord on the Earth, the servant of God and the vicar. Could the Most High, having subordinated the Earth to a human being, having made the man his vicar, at the same time subordinate the man to djinns, having given them a possibility to take possession of the man, get into him/her and put words into his/her mouth? It is absurdity".

From the Koran we know that a human being can control djinns; these are abilities of Solomon (Suleiman). God gave him djinns from "builders" to "divers" and "others, connected with fetters" to keep in submission. "They created beautiful building, sculptures, bowls similar to basins, and motionless caldrons ..." etc.

As of the possibility of someone (from djinns) to control a person, the Koran reports what the greatest shaitan will say at the great inquest, "I had no power over you. I called you, and you obeyed me ..." That is I have no power over you, with the exception of "instigation" ("... who instigates in people's breast"). I called you for a sin, and you have answered [2].

The practice of exorcism exists in all monotheist religions. In spite of the fact that generally religions condemn the person's contacts with demons, it doesn't prevent demons from entering the body of the victim chosen by them. And, as practice shows, these cases are frequent. Such serious mental maladies, as schizophrenia, for example, are connected with invisible infernal essences' entering.

In Islam, as well as in Christianity, belief in kind God Creator is inseparably linked with belief in the Devil and demons of hell. In Islam the votaries of Allah practise a so-called rukya, i.e. driving out demons by means of the Koran. Savage ideas of the other world, which inhabitants enter people, creating malicious affairs, are spread everywhere. From here there is an exorcism practice in Islam - majnun.

The so-called "folk beliefs" explain various mental disorders by that spirits (djinns) allegedly hit a person and then enter his/her body. By the way, in the Koran there is a clear idea of division of djinns into two categories: infidels (kapyr-djinn) and Muslims. Only infidel djinns harm people and if a person becomes daly, i.e. mentally diseased, it means that kapyr-djinns, who are constantly near, tormenting the wretched person, entered him/her. In order to return the person into a normal state, it is necessary to drive away kapyr-djinns and Muslim djinns, being at the disposal of khodjas, can do it. They fight against infidel djinns and win a victory over them [5].

The Bible gives some examples of people possessed with demons or being under their influence. In certain cases, described in verses, possession led to physical

illnesses, expressed in loss of the power of speech, epileptic symptoms, blindness and so forth. In other cases it induced a person to bad deeds (Judas is the main example).

Thus, there are many possible symptoms of possession with demons. These can be physical disorders which it is impossible to explain by real physiological problems; personality changes, such as deep depression or unrepresentative aggression, supernatural force, neglect of decency or "normal" social behavior, and also, probably, knowledge of the things that a human being can't know in a natural way. It is important to pay attention that almost all, or probably all, these characteristics can have other explanations, it is necessary therefore to be extremely careful in definition of a person in depression or a demon-possessed epileptic. On the other hand, all of us perceive satanic interference on people's life insufficiently seriously.

Concerning interference of demons in life of Christians, the Apostle Peter is an illustration of the fact that the believer can be under the Devil's influence. Some consider as the possessed Christians being under strong demonic influence, but in the Sacred Writings there are no examples that a believer was possessed by a demon. The majority of theologians agree that Christian can't be possessed since the Holy Spirit is in him/her.

Satan and his evil ghosts can't do something to someone, until they obtain permission from the Lord. In this case Satan, believing that embodies own intentions, actually executes God's good plans (even in the case with the treachery of Judas). Some people attach unhealthy charm to occult and demonic rituals, but it doesn't correspond to right brains and the Bible [8].

From the point of view of Islam, the sacred Koran is the best cure for all troubles and disasters.

The latest and the most perfect religion, Islam, explained to Muslims how they should behave in various life situations.

The Prophet Muhammad himself practiced it and was a model for Muslims at all stages of his life, since the period of "Muhammad - orphan" till the period "Muhammad - head of the state". A strict divine law is to submit to him and to follow him. "So take that the envoy granted to you, and avoid that he prohibited you" (sura "Al-Hashr", ayah 7).

"Tell (Muhammad), if you love Allah, follow me, (and then) Allah will love you" (sura "Aal-e-Imran", ayah 31).

In Islam the great attention is also paid to witchcraft and fortunetelling as to a sinful act. A witchcraft doctrine existence is the truth about which it is told in ayahs and Hadithats. But since witchcraft harms belief in monotheism, destroys moral and Islam principles, it is forbidden to learn, be trained and be engaged in witchcraft.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The sacred Koran is the best cure for all troubles and disasters. The Koran can treat for witchcraft, possession by djinns, heart and corporal disease. Sincerity and knowledge of a way of treatment by the Koran is necessary for this purpose.

Allah, the most High and Great, says, "Say, it is for those (i.e. the Koran) who have believed, - guide for a direct way and (means) of (spiritual) healing" (sura "Fussilat",

ayah 44). "We send down the Koran as healing and favor for believers" (sura "Al-Isra", ayah 82). The Prophet says, "The Koran is the best cure for diseases", "The Koran and honey are your healings of illnesses".

The patient should believe that by means of the ayahs of the Koran and dua (prayers) which were said by the Prophet, Allah will help and cure him/her. And also he/she should know that the Koran and supplications are just a way; it is Allah who gives healing.

Abdullah bin Mas'ud whispered something to the possessed by djinn and the patient recovered. The Prophet asked, "What did you say?" He told that read the end of sura "Muminun" ("The Believers"). The Prophet said, "If someone with sincere conviction (belief) reads these suras facing the mountain, it will cleave in two".

The other way is writing of talismans (sabab). It is permitted to write a talisman, meeting known conditions of Islam for writing and carrying of talismans. The words written on the talisman (sabab) should be taken from the Koran or from Hadithats. It is impossible to write unclear phrases. It is necessary to write on a clean sheet of paper in pure ink. It is necessary to know precisely that the sabab is written sincerely. And the one who wrote and the one to whom it is written should remember that sabab is just a way, it is Allah who treats [3].

All religions recognize existence of evil spirits. In Judaism they call demons as mazikim (evil spirit). They are bodiless, but possess the ability to take the shape of a human being. Nevertheless they can be recognized by hoofs on feet. However, there are demons preferring cock legs.

There are female and male demons, and the fallen angel Asmodeus "directs" them.

Concerning demons' nature there are some supposition. One of them is that they were created by witchcraft of Asmodeus. According to another Adam and Eve brought demons into the world.

If Borukh Gorin is to be trusted, the number of demons grows constantly. Gorin explains that demons are eternal, they don't die, their quantity increases constantly.

Certainly, there are another ways to put self beyond the reach of demons. For dwelling protection the Jews fix a mezuzah to doorposts; it is a capsule with words of a prayer written on parchment. Near a bed it is recommended to put a bowl with water so that in the morning, being awakened and without leaving the bed, to wash finger-tips from night evil spirits.

Exorcism (religious practice of ritual driving out of the devil) is characteristic not for all directions of Judaism. Borukh Gorin explained that the Hasidim don't conjure demons for a long time as they consider that Rabbi Ba'al Shem Tov exorcised them from the face of the earth two hundred years ago. But the Sephardim do conjure.

According to Gorin, people considering to be possessed by demons address to the synagogue but, as a rule, it is connected with psychophysical diseases, and they need a doctor, not a rabbi.

Orthodox believers also recognize the existence of demons. But it is considered that initially they were created as kind ones, but became proud and perverted their moral nature, became spiteful beings. Demons are invisible as infrared rays.

Professor Osipov opposes exorcism, which is called as reading out (exorcism) in the orthodox tradition.

Prayers for driving out demons appeared in the IV century, and the corresponding order of services was made in the XVII century by Peter Mogila, Metropolitan of Kiev, on the basis of catholic sources.

But, as Osipov says, the Russian Orthodox church never used this order of services. Alexey Osipov worries very much about prevalence of exorcism in some temples. He considers exorcism as a type charm; it is a matter of self-importance, disinclination to see own spiritual wretchedness by those priests who are engaged in it.

Driving out demons is a miracle; it was made by the Savior, apostles, saint people, who received the gifts of the holy Spirit. Now it is realized by certain priests who do not have a blessing from a bishop without which a priest has no right to execute any religious rite.

Modern exorcists' references to blessing from a confessor are undisguised self-justification as without blessing from a bishop any religious rite, and especially exorcism (as an exclusive case, not entering into usual duties of a priest), turns into an anticanonical sinful act, having baneful consequences for both an exorcist, and patients. Professor Osipov thinks so.

According to Alexey Osipov, even St. Sergius of Radonezh, when he had an experience of work with the demon-possessed, didn't carry out exorcism, but brought together monks for a collective prayer, and they prayed for healing of the patient.

Professor Osipov pays attention to one more important circumstance: christ and saints drove out demons only when the Lord pointed to certain persons, but not in large numbers as it happens today, bringing together a huge number of people to temples on exorcism. Osipov considers that people who think that they are possessed by demons should consult a doctor and not let themselves get away with the stories about curse and witchcraft. But if a demon has really entered the body, one shouldn't go for exorcism, but lead the christian life.

The official position of the Moscow patriarchy isn't so unequivocal, as the point of view of Professor Osipov. As the communication service head, priest Mikhail Proko-penko, told, there is no consensus concerning the order of services at exorcism among the pastors of church. Father Mikhail noted that, unfortunately, many people consider the order of services at exorcism as a certain magic ritual which allows to get rid of a real or imaginary devilish possession, without the full-blown church life. he also reported that at the diocesan government a believer can specify whether a bishop is informed that one or another priest practices the order of services of exorcism, and whether there is a blessing to it.

According to the Islamic doctrine, Allah created angels, people and djinns. Djinns were created from fire. As the head of the department of science of the council of Muftis of Russia, the Sheikh Fareed Asadullin, says, djinns believed that should be above people according to their position. As a result djinns were divided into believers and non-believers. Non-believers are demons led by the devil Iblis, the fallen angel who

has come to grips with the Most High. Djinns can take the shape of a human being and will exist till the end of the world. Non-believing djinns try to seduce the faithful in every possible way, to distract them from a prayer, to force to forget own duty to the Most High. They influence souls.

Evil spirits live in ruins, desert places and in baths where people wash away their sins. But they can enter the body of a person. The Sheikh Fareed Asadullin says that the Muslim can read azan to struggle against them; this is an appeal to a prayer.

Azan sounds force Satan to abandon the believer. Also Islamic theologians recommend to the Muslims, who feel discomfort and consider that an evil spirit have entered, to read ayah Al-Kursi and sura Annas.

Mussulmans have their amulets - rukya. These are leather sacks with texts of ayahs and suras [4].

The process of driving out demons is called exorcism or purification. This process is a rather dangerous ritual, but sometimes its carrying out is inevitable. In any case this ritual should be carried out only by professionals in order to avoid negative consequences. But, before speaking about driving out demons, it is necessary to mention demons' entering the body. There is an opinion that a demon can enter the body of a person who hells around, the sinner or the faithless. Practice shows that it is not so at all. Commissions of sins, racketing are a demon's influence. But this is not terrible; changes in a person's behavior are terrible. Quite often people can't explain why they acted in that way. Everyone knows the phrase: "It's the devil's work". It appeared not for one's health. In ancient times a person's negative actions were explained by demon's getting into a person. Any person can become a victim. That is why there exist amulets, talismans and other things used for personal protection from evil. Demons' entering is a rather fast and unapparent process. Demons take possession of a person and start to do bad things. Thus, the number of criminals and sinners increases.

More often the demon-possessed don't undertake any actions to get rid of a demon's influence. It is already the business of family and friends to reveal what actually happens to a person and to try to help. Today driving out of evil spirits is a rather widespread procedure. There are experts who perform the work qualitatively. It not a hopeless case and the earlier one addresses to an expert, the more chances a person has for returning to former, normal life. Sharp changes in a person's behavior we often explain by evil curse existence. But it is not always so. The most terrible is that a person can commit terrible crimes during distraction. They have maniacal tendencies, aggression, unwillingness to change own behavior and misunderstanding of people around. A demon, entering a person's body, doesn't pay any attention to his/her body. People can mutilate themselves and others easily. But the fact that there is a solution to this problem calms. It is very important to address for the help to a right person since it is necessary not only to exorcise demons, but also not to let them enter another person. Probably, demons' entering will become the greatest problem of mankind with the lapse of time. Nevertheless, it is possible to win a victory over the powers of darkness, if to struggle against them correctly [1].

Considering the possession phenomenon from a position of three religions, it is obvious that there is nearly one explanation of this phenomenon in all religions.

All religions recognize existence of evil spirit. In Islam they are divided into bad and good, believers and non-believer. In Judaism spirits are divided into male and female. In Christianity it is considered that initially they were created as good, but became proud and perverted their moral nature, became malicious beings.

In Islamic religion there is a supposition that a person can control djinns since djinns are made to help people.

In all three religions it is absolutely common that a person is possessed by evil spirits in a condition of psychological debilitation (stress, depression). By all means mental disorder involves a person's possession by a spirit which is accompanied by manifestations of physical illnesses, uncharacteristic aggression, deep depression.

Possession treatment is possible only by means of the writings from sacred books: the Koran, the Bible, the Torah. And almost the main condition of successful treatment is the patient's confidence in possibility of releasing from evil spirits by reading of sacred prayers. This is common for all three religions and it is of interest for psychology.

References

1. Possession by demons. The Magician Arkras. - URL: http://arkras.com/demony-i-dyavol/vselenie-besov/ (accessed 8 July 2012) [in Russian]

2. Al-Qaradawi: Statements about demonic possession of a human being are absurd. -URL: http://www.shianet.ru/articles/mardzhijat/kardavi_utverzhdenija_ob_oder-zhimosti_cheloveka_besami_-_absurd/?action=print (accessed 7 July 2012) [in Russian]

3. How to protect self from witchcraft and possession? - URL: http://www.islamdag. ru/vse-ob-islame/7749 (accessed 7 July 2012) [in Russian]

4. How to cope with devildom. Boris Klin. - URL: http://www.manwb.ru/articles/sim-bolon/mith_and_simbol/Devil_BorClin/ (accessed 7 July 2012) [in Russian]

5. The Magian Skorvol. - URL: http://skorvol.com/praktika/ekzorcizm-v-islame/ (accessed 7 July 2012) [in Russian]

6. Mendelevich V .D. Clinical and medical psychology: textbook. 6th edition. - Moscow, MEDpress-inform, 2008. - 432 p. [in Russian]

7. Mental disorders in Islam. Is it possible to consult a psychiatrist? - URL: http:// yourallah.ru/zapre1yi/psihicheskie-rasstrojstva-v-islame-mozhno-li-obraschatsya-k-psihiatru1/ (accessed 7 July 2012) [in Russian]

8. What does the Bible say about possession by demons? Is it possible today? - URL: http://www.gotquestions.org/Russian/Russian-demon-possession.html (accessed 30 June 2012) [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.