Научная статья на тему 'О деятельности специализированных комиссий по защите прав несовершеннолетних в Республике Татарстан'

О деятельности специализированных комиссий по защите прав несовершеннолетних в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПОДРОСТОК / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENCY / CRIME / CRIME PREVENTION / TEENAGER / THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косорукова Елизавета Викторовна

В данной статье рассматривается деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан. Приведены статистические данные, проанализированы результаты работы данных комиссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the activity of the commissions on affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan

This article examines the activity of the commissions on Affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan. The statistical data, analysis of the results of the work of these commissions.

Текст научной работы на тему «О деятельности специализированных комиссий по защите прав несовершеннолетних в Республике Татарстан»

Косорукова Елизавета Викторовна

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России

(тел.: 89047608933)_

О деятельности специализированных комиссий по защите прав несовершеннолетних в Республике Татарстан

В данной статье рассматривается деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан. Приведены статистические данные, проанализированы результаты работы данных комиссий.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, преступность, предупреждение преступности, подросток, комиссия по делам несовершеннолетних.

E.V. Kosorukova, Master of law, senior teacher of the chair of criminology and penal law of Kazan law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89047608933.

On the activity of the commissions on affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan

This article examines the activity of the commissions on Affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan. The statistical data, analysis of the results of the work of these commissions.

Key words: juvenile delinquency, crime, crime prevention, teenager, the Commission on Affairs of minors.

В настоящее время одной из актуальных государственных проблем, привлекающих внимание, как средств массовой информации, так и представителей государственных структур, является преступность несовершеннолетних и, в частности, преступность беспризорных детей и социальных сирот. Предупреждение преступлений среди детей и подростков, устранение причин, этим преступлениям способствующих, уже давно провозглашено одним из главных направлений правоохранительной деятельности.

Дети — это будущее любого государства. К сожалению, такие негативные общественные процессы, как обнищание большей части населения, рост преступности, потеря духовных ориентиров, в значительной степени затронули подростков, привели к нарушениям их прав, свобод и законных интересов. Уже не один год ждут своего решения проблемы, связанные с ростом и «омоложением» подростковой преступности. В Российской Федерации ежедневно совершаются тысячи краж, грабежей, разбойных нападений, угонов автомобилей, хулиганских действий и иных преступлений, испол-

нителями которых являются несовершеннолетние.

ХХ столетие принято называть «веком ребенка». Подобное определение вполне применимо и к настоящему времени. Этому способствовало усиление признания ценности феномена детства вследствие разноплановых международных исследований. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что несовершеннолетние дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Период глубоких социальных и экономических преобразований, переживаемых Россией в последние десятилетия, породил в стране такие почти забытые социальные явления, как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность детей. Трансформация современного российского общества особенно болезненно отразилась на мире детства — наименее защищенной части населения. К сожалению, сохраняющиеся тенденции дестабилизации социально-экономического положения, безработицы усугубляют тяжелое положе-

148

ние детей [1]. Все это говорит об огромной значимости института социальной защиты детства и предъявляет весьма высокие требования к подготовке социальных педагогов, социальных работников, общественных деятелей и всех тех, кому небезразлична судьба детей.

Защита прав детей на жизнь и развитие является задачей, объединяющей устремления и усилия всех здоровых сил общества независимо от идеологических, религиозных, культурных и иных установок. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии, экологического равновесия и общего благосостояния напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того, в каких условиях они будут жить и воспитываться. Учитывая значимость проблем детства для общества, его настоящего и будущего, их необходимо ставить в центр внимания при формировании основных направлений социально-

экономической политики государства [2]. Но, к сожалению, органы государственной власти только несколько лет назад начали предпринимать целенаправленные меры по защите прав и законных интересов детей, хотя это необходимо было сделать значительно раньше, во избежание того негатива, который проявился в этом вопросе на сегодняшний день.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, так же как и предупреждение преступности в целом, представляет собой определенную систему, состоящую из субъектов, осуществляющих эту деятельность, объектов, на которые направлено воздействие , а также непосредственно тех мер, с помощью которых происходит соответствующее воздействие.

Применительно к несовершеннолетним, субъекты предупреждения преступлений могут быть классифицированы следующим образом: специализированные государственные органы и организации, осуществляющие функцию профилактического надзора за несовершеннолетними правонарушителями; государственные и негосударственные органы, общественные организации и граждане, осуществляющие функцию профилактического контроля за несовершеннолетними с отклоняющимся поведением [3].

К первой группе специализированных субъектов относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации и ее регионах, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центры временного содержания несовершеннолетних, входящие в их структуру, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием [4].

Ко второй группе можно отнести органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием и образовательные учреждения (за исключением специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа), органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы культуры, досуга, спорта и туризма, а также общественные организации, например, Общественное объединение «Совет общественных воспитателей несовершеннолетних муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан» и Общественная организация приемных семей города Казани «Мы вместе!».

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан регулируется Законом Республики Татарстан от 20.05.2011 № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан».

Положения о Республиканской и муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 20.05.2011 № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» от 24.09.2012 № 789.

Состав Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 № 575 «О Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

В Республике Татарстан созданы и постоянно действуют 52 муниципальных комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии), в том числе 4 районных отделения комиссий при исполнительном комитете муниципального образования г. Казани и 3 - при исполнительном комитете муниципального образования г. Набережные Челны. На постоянной штатной основе работают 70 сотрудников, в том числе 4 - заместителя председателя, 52 - ответственных секретаря, 14 - специалистов комиссий. Стаж работы ответственных секретарей и специалистов комиссий составляет до 2 лет - 23 человека, от 2 до 5 лет - 15, свыше 5 лет - 32 человека. Из них 41 сотрудник имеет высшее педагогическое образование, 13 - высшее юридическое образование.

В 2012 г. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав продолжена работа по предупреждению насилия в отношении детей и подростков, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, активизации форм ранней профи-

149

лактики с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и находящимися в социально-опасном положении, организации досуговой деятельности несовершеннолетних, внедрению инновационных форм работы по профилактике подросткового алкоголизма, наркомании, табакокурения, повышению эффективности деятельности по социальной реабилитации судимых несовершеннолетних, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Координация деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляется Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Одной из основных форм данной работы является подготовка и проведение заседаний комиссий.

На заседаниях Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав были рассмотрены наиболее актуальные вопросы - о состоянии преступности среди несовершеннолетних и принимаемых органами и учреждениями профилактики мерах по предупреждению и пресечению подростковой преступности; о социальной адаптации выпускников детских домов и несовершеннолетних, вернувшихся из специальных образовательных учреждений закрытого типа; об эффективности межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению суицида среди несовершеннолетних; о деятельности учреждений культуры, направленной на личностное развитие и художественно-эстетическое воспитание детей и подростков; о профилактике преступных посягательств в отношении несовершеннолетних; о развитии кадетского образования в республике и др. По каждому вопросу приняты постановления, реализация которых находится на постоянном контроле секретариата Республиканской комиссии.

С целью повышения эффективности работы муниципальных комиссий, разъяснения различных нормативно-правовых актов, а также повышения правового уровня специалистов комиссий Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проведены 13 семинаров - совещаний, в том числе 3 выездных семинара в гг. Набережные Челны, Альметьевске и Зеленодольске.

Для осуществления контроля и оказания методического содействия, распространения передового опыта Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с выездом проверена деятельность 22 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (г. Казани, Ак-

субаевского, Алексеевского, Арского, Балта-синского, Бугульминского, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Камско-Устинского, Кукмор-ского, Лаишевского, Лениногорского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского, Нижнекамского, Нурлатского, Пестречинского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Тетюшского, Ютазинского муниципальных районов). Итоги проверки рассмотрены на расширенных заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Председателям комиссий даны рекомендации по повышению координирующей роли комиссий. По результатам выездов в указанных муниципальных образованиях наблюдается положительная динамика сокращения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

В текущем году Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав продолжена работа по реализации ранее принятых республиканских законов: от 14 октября 2010 г. № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан» и от 21.01.2009 г. № 7-ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних».

В этих целях Республиканской комиссией проводится еженедельный мониторинг проведенных мероприятий в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан. Результаты мониторинга ежеквартально рассматриваются на совещании в режиме видеоконференции с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств.

За 9 месяцев 2012 г. проведено более 3 тыс. профилактических рейдов, в ходе которых выявлено 3 638 несовершеннолетних, в местах, в которых их нахождение запрещено или ограничено. В отношении родителей и иных лиц составлены и рассмотрены на заседаниях муниципальных комиссий 2 823 административных протоколов. По результатам рассмотрения вынесены 1 736 предупреждений, в отношении 1 050 правонарушителей наложены административные штрафы. Всего взыскано 1 млн 377,9 тыс. рублей. С каждым несовершеннолетним и его родителем проведена профилактическая работа.

В рамках реализации Закона Республики Татарстан от 21.01.2009 г. № 7-ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» за несовершеннолетними, состоящими на учете в муниципальных комиссиях, а также за подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, закреплены 3 657 общественных воспитателей. Из них 259 являются депутатами представительных органов муни-

150

ципальных образований, 177 - членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В целях стимулирования деятельности общественных воспитателей по инициативе Республиканской комиссии в рамках реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на

2011 - 2014 гг. с прошлого года проводится ежегодный республиканский конкурс среди общественных воспитателей несовершеннолетних «Лучший общественный воспитатель Республики Татарстан». Конкурс призван способствовать совершенствованию социальной политики в области предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также реализации конституционных норм по защите семьи и детства.

При участии Республиканской комиссии в Татарстане реализуется экспериментальный проект «Молодежный сертификат», направленный на вовлечение трудных несовершеннолетних в физкультурно-спортивную деятельность. Проектом определено 6 спортивных площадок в г. Казани, Альметьевском, Зеленодольском, Нижнекамском, Чистопольском, Ма-мадышском муниципальных районах. Задействовано 380 несовершеннолетних. Работа по реализации данного проекта на местах осуществляется при координации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На Республиканскую комиссию возложен контроль за организацией отдыха, оздоровления и занятости в летний период несовершеннолетних, состоящих на учете в муниципальных комиссиях. Бесплатными путевками в санатории был обеспечен 531 несовершеннолетний данной категории. Кроме того, 1 000 детей, находящихся в социально опасном положении, отдохнули в палаточном лагере «Звездный десант».

Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав за 9 месяцев 2012 г. проведены 1 155 заседаний, на которых рассмотрены 1 300 вопросов воспитательно-профилактической работы, рассмотрены материалы на 7 678 несовершеннолетних и свыше 6 тысяч — в отношении родителей. С каждым подростком и лицами, ненадлежащим образом исполняющими родительские обязанности, проведена индивидуально-профилактическая работа. По результатам проведенной работы за 9 месяцев 2012 г.взято на профилактический учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 932 родителя. По состоянию на 1 октября

2012 г. на учете в муниципальных комиссиях состоит 3 565 социально-неблагополучных

семей, в которых воспитываются 6 543 несовершеннолетних ребенка.

По инициативе муниципальных комиссий 526 родителей лишены прав на воспитание и обучение несовершеннолетних детей. Дальнейшее определение детей в приемные семьи и государственные учреждения контролируется также муниципальными комиссиями. В отношении 50 родителей по ходатайствам муниципальных комиссий возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ [5] (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

В целях реализации административно-юрисдикционных функций муниципальными комиссиями рассмотрены 15 264 административных материала, в том числе по правонарушениям, предусмотренным ст. 5.35 КоАП РФ -8 701, ст. 20.20 КоАП РФ, ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.22 КоАП РФ - 1 539, ст. 20.1 КоАП РФ [6] - 166 (иные - 4 314).

В соответствии с планом работы муниципальными комиссиями проведены 1 580 проверок условий обучения и воспитания несовершеннолетних в образовательных и иных детских учреждений. По результатам в органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также иные учреждения направлено 3 355 информаций и представлений.

По вопросам защиты прав несовершеннолетних муниципальными комиссиями приняты 2 688 граждан, рассмотрено 1 718 жалоб и заявлений. По результатам подготовлены и направлены в суд 156 исковых заявлений.

Принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних положительно отражаются на состоянии подростковой преступности в республике. На протяжении последних 5 лет наблюдается снижение количества преступлений с участием несовершеннолетних. По итогам 9 месяцев 2012 г. подростковая преступность сократилась с 1 204 до 989 преступлений (-18 %). Ее удельный вес составил 5,3 % (самый низкий показатель за последние 20 лет), что свидетельствует о возросшей эффективности мер, направленных на превенцию этого негативного социального явления. Следует признать, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проявили себя в качестве одного из важнейших инструментов реализации государственной политики предотвращения преступности и иных противоправных проявлений среди несовершеннолетних.

1. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. Ростов-на-Дону, 2005. С. 3.

151

2. Бондова М. Программа «Дети России»: планы и возможности ее осуществления / М., Бондова // Закон и право. 2003. № 4. С. 42.

3. Лаушкин А.С. Основные проблемы совершенствования координации деятельности субъектов предупреждения преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних / А.С. Лаушкин // Российский судья. 2007. № 1. С. 34.

4. К этой же группе субъектов можно отнести и воспитательные колонии Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, где содержатся отбывающие уголовное наказание несовершеннолетние.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 28.07.2012) -собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012) - Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.

1. Poddubnaya T.N., Poddubny S.A. The Office for the system of social protection of children. -Rostov Don, 2005. P. 3.

2. Bondova M. A program "Children of Russia": plans and the possibility of its implementation / M., bonded//Law and Order. 2003. № 4. P. 42.

3. Lyaushkin A.S. The main problems ofim-proving the coordination of crime prevention subjects unemployed non-students and juvenile / A.S. Lyaushkin // Russian judge. 2007. № 1. P. 34.

4. This group of subjects can-carry and juvenile correctional Federal Penitentiary Service of the Ministry of Justice of the Russian Federation, are serving a criminal sentence minors.

5. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 28.07.2012) - a collection of Russian legislation. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.

6. Code of the Russian Federation on administrative offenses on 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 10.02.2012) - Collection of the legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (Part 1). Art. 1.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.