Научная статья на тему 'О деятельности Исторического музея в городе Москве в конце xix - начале XX в'

О деятельности Исторического музея в городе Москве в конце xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МОСКВА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК / АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / УРБАНИСТИКА / STATE HISTORICAL MUSEUM / MOSCOW / CULTURAL SPACE / CULTURAL HERITAGE / MONUMENT / ARCHITECTURE / CONSTRUCTION / URBANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бызова Ольга Михайловна

Статья посвящена актуальным проблемам сохранения историко-культурного наследия и формирования городского культурного пространства. С применением комплексного подхода и архивных документов проанализированы особенности создания, эксплуатации, просветительской и издательской деятельности на рубеже XIX-ХХ вв. Исторического музея уникального архитектурного памятника в культурном пространстве Москвы. Показаны основные этапы строительства музея, особенности его богатого внутреннего декора, в создании которого принимали участие видные архитекторы и художники, такие как И.К. Айвазовский, И.Е. Бондаренко, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Репин, В.А. Серов и др. Отмечено особое место здания музея в исторически ценной городской среде, придавшего завершенность архитектурному ансамблю Московского Кремля и Красной площади, ныне включенному в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Historical Museum Activities in Moscow in the Late 19th - Early 20th Centuries

The study discusses the current problems of preserving historical and cultural heritage and establishing urban cultural space. Based on an integrated approach and archival documents, the author analyzes the aspects of creation, operation, educational and publishing activities of the State Historical Museum, a one-of-a-kind architectural monument in the cultural space of Moscow, at the turn of the 20th century. The paper demonstrates the main stages of the museum’s construction and describes its rich interior decorated by the prominent architects and artists such as I.K. Aivazovsky, I.E. Bondarenko, V.M. Vasnetsov, A.P. Popov, I.E. Repin, V.A. Serov and others. The museum is located in the urban environment of historical value and fits perfectly the ensemble of the Moscow Kremlin and Red Square which is now a UNESCO World Heritage Site.

Текст научной работы на тему «О деятельности Исторического музея в городе Москве в конце xix - начале XX в»

УДК 93/94:069(470-25)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.18

Бызова Ольга Михайловна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Национального исследовательского Московского государственного строительного университета

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Byzova Olga Mikhailovna

PhD in History, Associate Professor, History and Philosophy Department, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)

THE STATE HISTORICAL MUSEUM ACTIVITIES IN MOSCOW IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация:

Статья посвящена актуальным проблемам сохранения историко-культурного наследия и формирования городского культурного пространства. С применением комплексного подхода и архивных документов проанализированы особенности создания, эксплуатации, просветительской и издательской деятельности на рубеже Х1Х-ХХ вв. Исторического музея - уникального архитектурного памятника в культурном пространстве Москвы. Показаны основные этапы строительства музея, особенности его богатого внутреннего декора, в создании которого принимали участие видные архитекторы и художники, такие как И.К. Айвазовский, И.Е. Бондаренко, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Репин, В.А. Серов и др. Отмечено особое место здания музея в исторически ценной городской среде, придавшего завершенность архитектурному ансамблю Московского Кремля и Красной площади, ныне включенному в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ключевые слова:

Исторический музей, Москва, культурное пространство, культурное наследие, памятник, архитектура, строительство, урбанистика.

Summary:

The study discusses the current problems of preserving historical and cultural heritage and establishing urban cultural space. Based on an integrated approach and archival documents, the author analyzes the aspects of creation, operation, educational and publishing activities of the State Historical Museum, a one-of-a-kind architectural monument in the cultural space of Moscow, at the turn of the 20th century. The paper demonstrates the main stages of the museum's construction and describes its rich interior decorated by the prominent architects and artists such as I.K. Aivazovsky, I.E. Bondarenko, V.M. Vasnetsov, A.P. Popov, I.E. Repin, V.A. Serov and others. The museum is located in the urban environment of historical value and fits perfectly the ensemble of the Moscow Kremlin and Red Square which is now a UNESCO World Heritage Site.

Keywords:

State Historical Museum, Moscow, cultural space, cultural heritage, monument, architecture, construction, urbanism.

Город представляет собой сложный организм, который немыслим без своего культурного пространства, включающего определенную территорию, где сосредоточены памятники архитектуры и учреждения культуры - театры, музеи, библиотеки, выставки, галереи, концертные залы, парки, сады. Достойный уровень содержания и развития культурного пространства обеспечивается эффективностью деятельности учреждений, конкретных лиц и групп по созданию, сохранению и использованию культурных ценностей.

Комплексному изучению культурно-исторического пространства города в отечественной историографии большое внимание уделяли Н.П. Анциферов [1], Ю.М. Лотман [2], В.Н. Топоров [3]. Формирование исторической среды города отражено в трудах иностранных ученых Л. Мамфорда [4] и П. Слотердайка [5]. Исторические, социокультурные и философские аспекты урбанистики, коммуникации, городского пространства, сохранения культурного наследия рассматриваются в работах современных исследователей [6].

Ключевую роль в формировании городского ландшафта и культурного пространства города играет уровень развития архитектуры, строительного искусства и технологий. Как заметил Ч. Лэндри, с точки зрения архитектуры город можно рассматривать как систему пространственно-временного выражения человеческого творчества [7]. В свою очередь, архитектурные решения и строительное мастерство во многом являются отражением уровня культуры, приоритетных направлений государственной политики, общественных настроений своего времени. Культурное пространство таких городов, как, например, Москва, Петербург, которые играют особую роль в историческом развитии страны, имеет свои особенности, определяющие их архитектурный образ. Городское пространство создается путем планирования и зонирования города, строительства уникальных зданий и ансамблей для размещения в них государственных учреждений, театров, библиотек, музеев, социальных и культовых объектов. Эти сооружения возводятся, чтобы стать архитектурными символами города и олицетворением эпохи. Так, Т. Беннетт полагал, что

общественный музей представляет собой соединение показа власти населению и утверждения власти в правящем классе [8].

Одним из самых впечатляющих архитектурных памятников - символов Москвы является здание Государственного исторического музея (далее - Исторического музея) на Красной площади. Новизну работы составили материалы документов Центрального государственного архива города Москвы из фондов Исторического музея (Ф. 2188) и Московской контрольной палаты (Ф. 175), часть из которых впервые вводится в научный оборот.

9 февраля 1872 г. император Александр II одобрил идею ученого, общественного деятеля, собирателя русских древностей графа А.С. Уварова о создании Исторического музея. 3 января 1873 г. государь утвердил «Общие основания музея», принципы его устройства и основную цель -служить наглядной историей главных эпох Русского государства. Здание возводилось как воплощение русской народности, памятник эпохи, олицетворение России. 16 апреля 1874 г. Московская городская дума выделила под него участок на Красной площади. 2 августа 1874 г. был принят первый Устав музея, составленный графом А.С. Уваровым. 20 августа 1875 г. в присутствии Александра II состоялась торжественная закладка здания. Строительство велось в 1875-1883 гг. по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Деятельное участие в создании и оформлении музейного хранилища принимал историк, археолог И.Е. Забелин.

Контроль за постройкой здания и отделкой залов Исторического музея был поручен Московской контрольной палате, которая осуществляла надзор за работой Строительной комиссии, использованием рабочей силы и материалов, составлением отчетности. Палата производила ревизии исполнения договоров, расходования кредитов, средств, выделенных на приобретение художественных картин, и пр. Ревизии выполнял отдел младшего ревизора М.П. Хирина.

В 1882-1884 гг. руководство Московской палаты направило в столичный Санкт-Петербург для передачи государственному контролеру пять представлений с отчетом о постройке Исторического музея. Представления, подготовленные по итогам ревизионной работы, указывали на необходимость разработки основных правил для руководства при предварительной и фактической ревизии расходов Строительной комиссии Исторического музея, назначения в состав комиссии техника по строительной части. В представлениях госконтролеру излагался принятый к исполнению указанным отделом Московской контрольной палаты порядок ревизии строительных операций комиссии и докладывалось о результатах его ревизионной деятельности в 1881-1883 гг. [9]. О встрече с М.П. Хириным 4 декабря 1887 г. упомянул в своих дневниках И.Е. Забелин [10, с. 136], что свидетельствует о взаимодействии руководства музея и органа контроля.

В качестве строительного материала использовался красный кирпич, чтобы здание гармонировало со стенами и башнями Кремля, дополняя архитектурный облик Красной площади. В отделке залов участвовали именитые зодчие и художники И.К. Айвазовский, И.Е. Бондаренко, В.М. Васнецов, С.А. Коровин, А.П. Попов, И.Е. Репин, Г.И. Семирадский, В.А. Серов и др. Благодаря их таланту интерьер каждого зала музея стал уникальным произведением искусства. В облике здания были широко использованы шатры, скульптура, а также детали, характерные для русской архитектуры XVII в.: кокошники, рундуки, гирьки, прапоры, оконные переплеты и пр.

По окончании строительства, завершении отделочных и декоративных работ Исторический музей прочно занял место на Красной площади, стал уникальным архитектурным и музейным памятником. Богатые коллекции музея отражали историю России с каменного века до эпохи правления Александра II. Экспозиции каждого зала, его художественный декор освещали определенный исторический период и соответствовали конкретной эпохе. Главный вход в здание со стороны Красной площади открывали Парадные сени, роспись их сводов включала «Родословное древо государей российских».

Исторический музей был официально открыт 27 мая 1883 г. после церемонии коронации императора Александра III. Со 2 июня 1883 г. в первые 11 залов была допущена публика. Отделка, оформление интерьера других залов выполнялись и после открытия музея. В 1889 г. был построен корпус с лекционным залом. В начале ХХ в. работа по комплектованию музейных фондов продолжалась за счет приобретения новых экспонатов, получения в дар отдельных артефактов, целых коллекций предметов искусства и библиотек от частных лиц и учреждений. В 1910 г. лекционный зал был разобран из-за нехватки помещений для хранения. В 1914 г. архитектором И.Е. Бондаренко были выстроены архив, библиотека, отдел рукописей и старопечатных книг.

С целью охраны экспонатов были изготовлены железные ставни на окна второго музейного этажа, выходившие на крышу здания Воскресенских ворот, и филенчатая железная дверь из зала императора Петра Великого в аудиторию, где читались лекции по искусству, истории, археологии, проходили заседания различных товариществ и обществ. Для размещения книг в боковых помещениях и на верхнем ярусе библиотеки сделаны деревянные дощатые полки в 360 квадратных аршин (182,1 м2). Чтобы обеспечить пожарную безопасность здания, была полностью заменена

электропроводка; в квартирах служителей, прежде освещавшихся пиронафтом (осветительным маслом из нефти), установлено 37 электроламп; отремонтированы системы отопления и вентиляции, исправлены калориферы. На регулярной основе осуществлялся мелкий ремонт сливов крыш и водосточных труб. Производился необходимый ремонт полов подвальных помещений в связи с повторявшимся оседанием грунта между некоторыми поперечными стенами здания, что, по мнению управления музеем, могло быть вызвано осушением почвы у основания здания для переустройства трубы, в которую заключена река Неглинная, а также городской канализации. Для контроля за оседанием грунта был заведен особый журнал. Также был перестроен и частично расширен асфальтовый тротуар у здания музея общей площадью 110 квадратных саженей (500,8 м2).

В начале XX в. Исторический музей занял важное место в культурной жизни Москвы и всей страны. Его просветительская деятельность отличалась большой активностью. Прежде всего следует отметить обилие посетителей. Среди них выделяются представители царской семьи: московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна; внук Николая I, председатель Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины, Русского исторического общества, Русского географического общества великий князь Николай Михайлович. Представители молодого поколения императорского дома внуки Александра II великий князь Дмитрий Павлович и великая княжна Мария Павловна знакомились с историческими экспозициями в сопровождении воспитателя и воспитательницы. Члены императорской фамилии неоднократно осматривали открытые ранее и вновь открываемые залы музея, а также выставки, например Московский отдел Художественной исторической выставки в 1903 г. При этом Елизавета Федоровна проявляла интерес к работам по подготовке к выставке.

Видные иностранные и русские ученые посещали музей в начале ХХ в., знакомились с его богатыми коллекциями. Так, Карл Ватцингер (1877-1948), известный немецкий археолог и историк искусства, хранитель Королевского музея в Берлине, занимался в фондах Исторического музея фотографированием древних вещей из Керчи. Барон Жозеф де Бай (1853-1931), французский археолог, историк, этнограф, коллекционер, неоднократно посещавший Россию по заданию Министерства народного просвещения Франции, в Историческом музее изучал и копировал древние предметы западного средневекового искусства. Х.Х. Гиль (1837-1908), известный нумизмат, один из родоначальников научной систематизации российских монет, по поручению великого князя Георгия Михайловича делал слепки с редких монет Петра I из фондов музея. В.Н. Щанкин (1876-1930), художник, автор пейзажей и плакатов, изучал орнаменты русских рукописей. М.В. Леблан (1875-1940), художник и график, снимал копию с портрета сенатора Н.Е. Муравьева. О.С. Чириков (?-1903), иконописец, художник и реставратор, рисовал с деревянных вещей из фондов музея.

Художники, рисовальщики и иконописцы занимались изучением коллекций музея, копированием и зарисовкой экспонатов: картин, портретов, икон и особенно часто деревянных вещей, например для Кустарного музея, а также для образцов кустарных мастерских в Харькове, Сергиевском Посаде.

Исследователи пользовались уникальными коллекциями Исторического музея, делая фотографии экспонатов для их публикации, в частности, в журналах «Художественные сокровища России», «Мир искусства».

Ученики и ученицы Строгановского училища, а также Училища живописи, ваяния и зодчества регулярно занимались копированием экспонатов музея, предметов русской старины, рисованием деревянных резных вещей.

Наиболее многочисленную часть посетителей составляли учащиеся. Число групп учеников доходило до 110 в год. Они в сопровождении преподавателей и воспитателей знакомились с фондами под руководством ученого секретаря или хранителей музея. В перечень учреждений образования входили мужские и женские гимназии, лицеи, реальные, технические, железнодорожные, ремесленные училища, торговые, земские и церковно-приходские школы, кадетские корпуса, приюты. Музей посещали студенты Московского учительского института, Петербургских женских педагогических курсов и др. География образовательных заведений была весьма разнообразна и включала такие города, как Петербург, Москва, Варшава, Екатеринбург, Киев, Нижний Новгород, Орел, Ревель, Смоленск, Сухум, Тверь и многие другие [11].

Так, в 1912 г. 45 учениц 4-го и 5-го классов Павлово-Посадской женской гимназии в сопровождении преподавателя истории А.А. Зарудина совершили экскурсию в Москву с посещением Кремля и Исторического музея [12].

С музеем знакомились группы рабочих фабрик и заводов Москвы.

Неотделанные и запасные залы музея предоставлялись для организации выставок, например картин Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, Петербургского общества художников и др. Издательская деятельность музея включала подготовку и публикацию описаний его экспонатов. I выпуск вышел под названием «Императорский

российский исторический музей. Описание памятников». II выпуск, изданный на средства князя

H.С. Щербатова, включал 350 цветных миниатюр из Жития святого Нифонта XVI в., краткое изложение их содержания, анализ композиции, стиля рисунка и техники красок. III выпуск содержал издание «Горе от ума» по единственной подлинной рукописи А.С. Грибоедова, принадлежащей музею, на средства московской благотворительницы А.К. Медведниковой.

Таким образом, возведенное в конце XIX в. здание Исторического музея органично дополнило архитектурный ансамбль Красной площади в Москве.

Государственные власти уделяли пристальное внимание сооружению Исторического музея, осуществлению контроля за его строительством, о чем свидетельствуют архивные документы Московской контрольной палаты.

При активном участии императорских особ, видных ученых музей стал крупнейшим собранием предметов русской истории и культуры, его фонды постоянно пополнялись новыми экспонатами за счет приобретений и даров. В разные годы 160 владельцев передали в музей 236 своих коллекций, среди которых собрание П.И. Щукина [13]. Свод сметных исчислений по Российскому историческому музею и по отделению Музея им. П.И. Щукина на 1918 г. составлял 760 376 р., из них на оплату труда служащих - 456 780 р. (60 %), на расходы по ученой части -80 000 р. (10,5 %), на хозяйственные нужды - 131 964 р. (17,4 %), на возмещение позаимствова-ний и долгов - 69 632 р. (9,2 %), на дополнительные ассигнования - 22 000 р. (2,9 %), что было немаловажно в трудное военное время [14].

По архивным данным, в ходе эксплуатации здания для обеспечения сохранности коллекций производились необходимые ремонтные и отделочные работы за счет сбережений, оптовых договоров, строительного и хозяйственного кредитов.

Научная, просветительская, издательская деятельность стали значимыми составляющими работы музея, что подтверждают архивные документы.

Следует подчеркнуть, что в начале XX в. Исторический музей занял исключительно важное место в культурном пространстве Москвы, стал широко известен и популярен в стране и за рубежом. Ежегодно его залы посещали более 27 тыс. человек, библиотеку музея - около 2 тыс. читателей.

Сегодня Государственный исторический музей является уникальным памятником в составе архитектурного ансамбля Московского Кремля и Красной площади, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ссылки:

I. Анциферов Н.П.: 1) Душа Петербурга. М., 2014. 397 с. ; 2) Проблемы урбанизма в русской художественной литературе: опыт построения образа города - Петербурга Достоевского - на основе анализа литературных традиций. М., 2009. 581 с.

2. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 208-220.

3. Топоров В.Н. Петербургский текст русской культуры. Избранные труды. СПб., 2003. 616 с.

4. Mumford L.: 1) The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. N. Y., 1961. 657 p. ; 2) The Culture of Cities. N. Y., 1938. 586 p.

5. Слотердайк П.: 1) Сферы. Микросферология. Т. 1. Пузыри / пер. с нем. К.В. Лощевского. СПб., 2005. 650 с. ; 2) Сферы. Макросферология. Т. 2. Глобусы / пер. с нем. К.В. Лощевского. СПб., 2007. 1021 с. ; 3) Сферы. Плюральная сферо-логия. Т. 3. Пена / пер. с нем. К.В. Лощевского. СПб., 2010. 920 с.

6. Архитектурные памятники Москвы: прошлое и настоящее (к 870-летию основания столицы) / под общ. ред. Т.А. Молоковой. М., 2017. 356 с. ; Колокольчикова Р.С. Теоретико-методологические основы изучения города в трудах И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Н.К. Пиксанова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). С. 24-26 ; Молокова Т.А. Сохранение культурного наследия в России: исторический обзор // Общество: философия, история, культура. 2019. № 4 (60). С. 83-86. https://doi.org/10.24158/fik.2019A14 ; Палий И.Г. Отражение пространства и времени в социокультурных мирах городской архитектуры // Там же. 2017. № 10. С. 67-70. https://doi.org/10.24158/fik.2017.10.14 ; Памятники архитектуры. Инженерные обследования / Н.М. Алмазова, А.Н. Воронин, Т.А. Молокова, В.П. Фролов. Вып. 2. Исторический музей. Московская городская дума. XIX век. М., 2004. 163 с. ; Krivykh E.G. The Formation of New Community - Problem of Urban Design and Philosophy of Communication [Электронный ресурс] // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании : сборник материалов междунар. науч. конф. М., 2017. С. 181-182. URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/iz-daniya-otkr-dostupa/2017/integr pt1.pdf (дата обращения: 14.08.2019).

7. Landry Ch. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. 2nd ed. Abingdon ; N. Y., 2008. 352 p. https://doi.org/10.4324/9781849772945.

8. Bennett T. The Birth of the Museum. History, Theory, Politics. L. ; N. Y., 1995. P. 89-105. https://doi.org/10.4324/9781315002668.

9. ЦГА Москвы (Центральный государственный архив города Москвы). Ф. 175. Оп. 1. Д. 41. Л. 8-9.

10. Забелин И.Е. Дневники. Записные книжки. М., 2001. 384 с.

11. ЦГА Москвы. Ф. 2188. Оп. 1. Д. 1. Л. 73-78.

12. ЦГА Москвы. Ф. 670. Оп. 1. Д. 72. Л. 8 об.

13. Каргаполова Н.А. Предисловие // Забелин И.Е. Указ. соч. С. 20.

14. ЦГА Москвы. Ф. 2188. Оп. 1. Д. 2. Л. 11.

References:

Almazova, NM, Voronin, AN, Molokova, TA & Frolov, VP 2004, Monuments of Architecture. Engineering Surveys, vol. 2, Historical Museum. Moscow State Duma. XIX Century, Moscow, 163 p., (in Russian).

Antsiferov, NP 2009, Problems of Urbanism in Russian Literature: The Experience of Building the Image of the City -St. Petersburg of Dostoevsky - Based on the Analysis of Literary Traditions, Moscow, 581 p., (in Russian).

Antsiferov, NP 2014, The Soul of St. Petersburg, Moscow, 397 p., (in Russian).

Bennett, T 1995, The Birth of the Museum. History, Theory, Politics, London, New York, pp. 89-105, https://doi.org/10.4324/9781315002668.

Kargapolova, NA 2001, 'Introduction', in IE Zabelin, Diaries. Notebooks, Moscow, p. 20, (in Russian).

Kolokolchikova, RS 2014, 'Theoretical and Methodological Foundations of the Study of the City in the Works of I.M. Grevs, N.P. Antsiferov, N.K. Piksanov', Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6 (59), pp. 24-26, (in Russian).

Krivykh, EG 2017, 'The Formation of New Community - Problem of Urban Design and Philosophy of Communication', Integratsia, partnerstvoiinnovatsii vstroitelnojnaukeiobrazovanii:sb. materialovmezhdynar. nauch. konf., Moscow, pp. 181-182, viewed 14 August 2019, <http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2017/integr_pt1.pdf>, (in Russian).

Landry, Ch 2008, The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators, 2nd ed., Abingdon, New York, 352 p., https://doi.org/10.4324/9781849772945.

Lotman, YuM 2002, 'Symbols of St. Petersburg and the Problems of Semiotics of the City', in History and Typology of Russian Culture, St. Petersburg, pp. 208-220, (in Russian).

Molokova, TA (ed.) 2017, Architectural Monuments of Moscow: Past and Present (on the 870h Anniversary of the Founding of the Capital), Moscow, 356 p., (in Russian).

Molokova, TA 2019, 'The Preservation of Russian Cultural Heritage: A Historical Overview', Obshchestvo: filosofia, istoria, kultura, no. 4 (60), pp. 83-86, https://doi.org/10.24158/fik.2019A14, (in Russian).

Mumford, L 1938, The Culture of Cities, New York, 586 p.

Mumford, L 1961, The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects, New York, 657 p.

Paliy, IG 2017, 'A Reflection of Time and Space in the Social and Cultural Worlds of Urban Architecture', Obshchestvo: filosofia, istoria, kultura, no. 10, pp. 67-70, https://doi.org/10.24158/fik.2017.10.14, (in Russian).

Sloterdijk, P & Loshchevsky, KV (trans.) 2005, Bubbles: Spheres, Vol. I: Microspherology, St. Petersburg, 650 p., (in Russian).

Sloterdijk, P & Loshchevsky, KV (trans.) 2007, Globes: Spheres, Vol. II: Mascrospherology, St. Petersburg, 1021 p., (in Russian).

Sloterdijk, P & Loshchevsky, KV (trans.) 2010, Foams: Spheres, Vol. III: Plural Spherology, St. Petersburg, 920 p., (in Russian).

Toporov, VN 2003, Petersburg Text of Russian Culture. Selected Works, St. Petersburg, 616 p., (in Russian).

Zabelin, IE 2001, Diaries. Notebooks, Moscow, 384 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.