Научная статья на тему 'Христианская архитектура и скульптура европейских городов как объект культурно-познавательного туризма'

Христианская архитектура и скульптура европейских городов как объект культурно-познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ХРИСТИАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА / СОБОР / МУЗЕЙ / CULTURAL TOURISM / SIGHTS / CHRISTIAN SCULPTURE / CATHEDRAL / MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Василенкова-кинас Анастасия Юрьевна, Хакимулина Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме выбора архитектурных и скульптурных достопримечательностей Средневековья и раннего Нового времени как объектов культурно-познавательного туризма. В центре внимания сакральные святыни двух городов Центральной Европы Праги и Будапешта и Таллина как восточного форпоста западноевропейской христианской культуры. Памятники архитектуры и скульптуры являются значимой частью культурно-познавательного туризма и составляют объекты культурного наследия, объединившие в себе исторические, культурные и традиционные особенности народа, проживающего в стране. Христианская скульптура представлена прежде всего в соборах и церквях. Но уже в готический период она широко выплескивается на площади и улицы средневековых городов. Данная тема рассматривается не только в религиозном, но и в историческом, общекультурном аспектах. Большинство средневековых храмов доступно широкой публике благодаря мягкой музеефикации. Среди христианских храмов особое место занимает церковь Нигулисте в Таллине бывший католический костел, а затем лютеранская церковь, ныне музей и концертный зал. Музей Нигулисте является одним из пяти филиалов Эстонского художественного музея историко-художественным музеем церковного искусства. В нем находятся уникальные памятники. Здесь представлены экспонаты, относящиеся к более чем 700-летнему периоду истории Эстонии. В экспозиции можно увидеть старинные гербы и подсвечники, резьбу по дереву и коллекцию драгоценных металлов, алтари и роскошные надгробия. Все эти предметы ранее украшали храмы Эстонии. Памятники искусства своеобразные документы мыслей, верований и надежд людей Средневековья и раннего Нового времени. В большинстве своем уцелела лишь некоторая часть древних строений европейских городов. Но средневековое искусство напоминает о себе: еще виднеются над площадями башни церквей и ратуш, рельефы и статуи на фасадах храмов. Чрезвычайно насыщенные периоды развития европейской художественной культуры Новое и Новейшее время заслонили собой Средневековье, но средневековые произведения и сегодня производят неизгладимое впечатление, поражают грандиозностью замысла. Памятники христианской архитектуры и скульптуры, о которых идет речь в данной работе, выбраны авторами субъективно, в ходе непосредственного знакомства с тремя европейскими столицами. В то же время они точно отражают историческую панораму Праги, Будапешта и Таллина и служат значимыми объектами культурно-познавательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian architecture and sculpture of European cities as an object of cultural and educational tourism

The article explores the subject of European architecture and sculpture of Middle Ages and early modern times as an object of cultural and educational tourism and sightseeing. The sacred shrines of two cities in Central Europe Prague and Budapest are in the center of our attention. We also consider Tallinn as the eastern outpost of Western European Christian culture. Monuments of architecture and sculpture are an important part of cultural and educational tourism and constitute objects of cultural heritage that combine the historical, cultural and traditional features of the people living in the country. Christian sculpture is presented primarily in cathedrals and churches. However, already during the Gothic period, it appeared frequently on the squares and streets of medieval cities. This aspect is considered not only in the religious, but also in the historical, general cultural contexts. Most of the medieval temples are available to the public thanks to the soft museumification. Among the Christian churches, the Niguliste church in Tallinn occupies a special place: a former Catholic church, then a Lutheran church, now turned to a museum and concert hall. The Niguliste Museum is one of the five branches of the Estonian Art Museum the historical and art museum of religious art. In the exhibition, you can see the ancient coats of arms and candleholders, woodcarving and a collection of precious metals, altars and luxurious gravestones. The choice of the monuments of Christian architecture and sculpture considered is the authors’ subjective choice made by visiting the three European capitals. At the same time, the introduction of cultural and educational tourism facilities accurately reflects the historical panorama of Prague, Budapest and Tallinn.

Текст научной работы на тему «Христианская архитектура и скульптура европейских городов как объект культурно-познавательного туризма»

2018

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 9. Вып. 1

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 73.03

Христианская архитектура и скульптура европейских городов как объект культурно-познавательного туризма

А. Ю. Василенкова-Кинас, О. Н. Хакимулина

Смоленский государственный институт искусств, Российская Федерация, 214020, Смоленск, ул. Румянцева, 8

Для цитирования: Василенкова-Кинас А. Ю., Хакимулина О. Н. 2018. Христианская архитектура и скульптура европейских городов как объект культурно-познавательного туризма. Вопросы музеологии, 9 (1), 73-82. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.107

Статья посвящена проблеме выбора архитектурных и скульптурных достопримечательностей Средневековья и раннего Нового времени как объектов культурно-познавательного туризма. В центре внимания сакральные святыни двух городов Центральной Европы — Праги и Будапешта — и Таллина как восточного форпоста западноевропейской христианской культуры. Памятники архитектуры и скульптуры являются значимой частью культурно-познавательного туризма и составляют объекты культурного наследия, объединившие в себе исторические, культурные и традиционные особенности народа, проживающего в стране. Христианская скульптура представлена прежде всего в соборах и церквях. Но уже в готический период она широко выплескивается на площади и улицы средневековых городов. Данная тема рассматривается не только в религиозном, но и в историческом, общекультурном аспектах. Большинство средневековых храмов доступно широкой публике благодаря мягкой музеефикации. Среди христианских храмов особое место занимает церковь Нигулисте в Таллине — бывший католический костел, а затем лютеранская церковь, ныне — музей и концертный зал. Музей Нигулисте является одним из пяти филиалов Эстонского художественного музея — историко-художественным музеем церковного искусства. В нем находятся уникальные памятники. Здесь представлены экспонаты, относящиеся к более чем 700-летнему периоду истории Эстонии. В экспозиции можно увидеть старинные гербы и подсвечники, резьбу по дереву и коллекцию драгоценных металлов, алтари и роскошные надгробия. Все эти предметы ранее украшали храмы Эстонии. Памятники искусства — своеобразные документы мыслей, верований и надежд людей Средневековья и раннего Нового времени. В большинстве своем уцелела лишь некоторая часть древних строений европейских городов. Но средневековое искусство напоминает о себе: еще виднеются над площадями башни церквей и ратуш, рельефы и статуи

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

на фасадах храмов. Чрезвычайно насыщенные периоды развития европейской художественной культуры — Новое и Новейшее время — заслонили собой Средневековье, но средневековые произведения и сегодня производят неизгладимое впечатление, поражают грандиозностью замысла. Памятники христианской архитектуры и скульптуры, о которых идет речь в данной работе, выбраны авторами субъективно, в ходе непосредственного знакомства с тремя европейскими столицами. В то же время они точно отражают историческую панораму Праги, Будапешта и Таллина и служат значимыми объектами культурно-познавательного туризма.

Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, достопримечательности, христианская скульптура, собор, музей.

Памятники архитектуры и скульптуры являются значимой частью культурно-познавательного туризма, объектами культурного наследия, отражающими исторические, культурные и традиционные особенности той или иной страны и народа. Что же такое религиозная скульптура с точки зрения художника? В первую очередь возможность самовыражения, воплощения своего видения того или иного сакрального образа. Представлена такая скульптура прежде всего в соборах и церквях, но уже в готический период она выплескивается на площади и улицы. Освоение городского пространства интенсивно продолжается и в барочный период. Средневековью (романскому и готическому искусству) и барочному периоду принадлежат наиболее выразительные образы религиозной скульптуры.

В позднее Средневековье скульптура эстетически была тесно связана с готическим зодчеством, идеологически — полностью подчинена христианскому мировоззрению, строгим правилам изображения сакральных фигур. Произведения средневекового искусства в целом и готического в частности полны символизма. Они представляют собой своеобразный код, передающий библейские смыслы, доносящий до зрителя значение подвигов святых во имя веры. Как отдельное искусство скульптура в это время фактически не рассматривалась. Она являлась частью архитектурной формы, подчеркивала ее. В барочный период она обретает самостоятельность, наполняется движением, фигуры фиксируются в кульминационный драматичный момент.

Мы сделали попытку посмотреть на религиозную архитектуру и скульптуру трех европейских столиц, городов, сохранивших неповторимый старинный облик: Праги, Будапешта и Таллина.

Сведения о культурных достопримечательностях этих городов широко представлены в путеводителях. Проблемы западноевропейского средневекового искусства наиболее глубоко исследуются в трудах Ц. Г. Нессельштраус1, В. Н. Тяжелова2, В. П. Даркевич3, М. Лумисте4. Имеются обобщающие труды по истории средневекового и барочного искусства, где анализируются особенности архитектуры и скульптуры5. Вопросы скульптурного украшения храмов находят отражение в трудах не только искусствоведов, но и историков. Один из источников хочется отметить осо-

1 Нессельштраус, 1964; Нессельштраус, 2000.

2 Тяжелов, 1981.

3 Даркевич, 1972.

4 Лумисте, 1990.

5 Томан (ред.), 1998б.

бо. Это книга Мерике Курисоо «Музей Нигулисте»6, в которой на основе собранных из разных церквей и соборов Эстонии артефактов (в том числе и уникальной скульптуры) дается достаточно подробная и глубокая характеристика церковного искусства Средневековья и раннего Нового времени.

Первым объектом нашего маршрута стала Прага — столица Чешской Республики, красивейший город Центральной Европы, расположенный на реке Влтава. Этот город заслуженно считается одним из самых живописных в Европе. Каждый культурный период запечатлен в нем замечательными архитектурными памятниками. Именно здесь возникло чудо строительного искусства, отличающееся мощной пластичностью, замечательными контурами и чарующими деталями, — собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Собор Святого Вита является уникальным в истории культурного развития Европы7 объектом и одним из наиболее посещаемых туристических мест8. Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, он притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии. Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов. Здесь же, под скульптурными надгробиями в центре нового хора, покоятся двое из руководивших строительством собора Святого Вита зодчих — Матье из Арраса (13441352) и Петр Парлерж (1356-1399). Это свидетельствует о том, насколько высокое место занимал в общественной иерархии средневековый каменщик. Еще важнее то, что скульптурные портреты обоих мастеров помещены в трифории — рядом с бюстами императора Карла IV, членов его семьи, первых архиепископов Праги и заказчиков собора9.

Следующим символом Праги, безусловно, является Карлов мост, названный в честь императора Карла IV10. Украшающие мост скульптуры, в основном барочные, созданы в период с 1683 по 1714 г., во время правления австрийской династии Габсбургов, которая старалась подавить протестные гуситские настроения. Неудивительно, что скульптурные композиции объединены одной общей идеей — прославлением католической веры. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из наиболее известных скульптур Карлова моста изображает святого Иоанна Непомука (Яна Непомуцкого), небесного покровителя Праги и всей Чехии. Знаменитая статуя была создана в 1683 г. Я. Брокофом; первоначально она была деревянной, позже ее отлили в бронзе. Терракотовый макет фигуры выполнил в 1681 г. Маттиас Раухмиллер (1645-1686), и этот благочестивый образ послужил

6 Курисоо, 2011.

7 Тяжелов, 1981. С. 13.

8 Брук, 2006. С. 63-66.

9 Томан (ред.), 1998б. С. 154, 211.

10 Томан (ред.), 1998а. С. 334-335.

моделью для бесчисленных подражаний11. Ян Непомуцкий являлся духовником королевы Софии Баварской, жены Вацлава IV. По легенде, ревнивый король, подозревавший Софию в неверности, потребовал от священника раскрыть ее тайны. Ян Непомуцкий, свято храня тайну исповеди, даже под мучительными пытками не произнес ни слова, за что и был сброшен с моста. Когда тело святого погрузилось во Влтаву, над водой появились пять звезд, означающих «Т. А. К. и. I. » («Я молчал» на латыни). С тех пор они являются неотъемлемой частью изображений святого. На Карловом мосту Ян Непомуцкий держит в руках пальмовый лист и распятие. Два барельефа на подножии изображают сцены гибели святого и королевы Софии, брошенной на растерзание псам.

Бронзовая скульптура «Голгофа» является самой старой на Карловом мосту (1629). Слева от Христа, распятого на кресте, — Дева Мария, справа — апостол Иоанн Богослов. В 1648 г. шведская армия безуспешно пыталась пробиться со стороны Пражского Града в Старе-Место. Карлов мост, единственная пражская переправа через Влтаву, стал ареной сражения. Предание гласит, что шведское войско никак не могло продвинуться далее креста. Придя к выводу, что отражать многочисленные атаки пражанам помогает именно распятие, захватчики принялись обстреливать его из пушек, но ни один швед не смог его поразить. Удалось это только чешскому перебежчику: первым же залпом он снес крест, и тот упал в воду. Предателю сразу присвоили звание офицера, но в тот же день он был застрелен защитниками Праги у постамента «Голгофы».

Еще одна композиция посвящена Святой Анне, матери Девы Марии, покровительнице брака, младенцев, матерей и вдов. На руках у нее сидит младенец Иисус, держащий земной шар. Юная Мария смотрит на мать с бесконечной любовью и протягивает ей букетик роз.

Скульптура Святого Иоанна Крестителя изображает Иоанна, к которому Христос пришел креститься в водах реки Иордан. В левой руке у святого крест, правой же он словно благословляет каждого, кто проходит мимо, и напоминает, что Господь велел принять христианство.

Святой Августин Блаженный, христианский теолог и философ, ученый и проповедник, один из Отцов церкви, изображен в епископском облачении. В руке он держит пылающее сердце, правой ногой попирает еретические книги.

Следующая скульптурная группа воплощает сюжет о видении Святой Луитгар-ды. Монахиня цистерцианского ордена считается покровительницей людей с ограниченными возможностями. В предании говорится, что, когда ее жизнь и служение подошли к концу, за ней пришел сам Иисус. Он склонился над слепой монахиней, чтобы перед смертью она исцелила его раны.

На скульптурной композиции «Оплакивание Христа, эпизод Страстей Христовых» над телом Спасителя в молитве склонились Богородица, Мария Магдалина (раскаявшаяся блудница, последовавшая за Иисусом после изгнания из нее семи бесов) и его любимый ученик Иоанн Богослов.

В целях защиты от порчи и разрушения скульптурные композиции Карлова моста заменены копиями. Оригиналы размещены в Национальном музее и в зале «Горлице» подземелий Вышеграда.

11 Томан (ред.), 1998а. С. 135.

Переместимся на берега Дуная, в Будапешт. Этот старинный неповторимый город таит в себе много тайн ушедших эпох. Одним из наиболее интересных его уголков считается площадь Святой Троицы. Расположенная на Замковой горе, она служит отправной точкой для многих экскурсий. Именно здесь находится Церковь Святого Матьяша12. В знаменитом соборе проводятся службы, вечерами на концерты собираются поклонники органной музыки. Здесь открыт небольшой музей, собравший украшенные камнями и золотом ризы, атрибуты коронования, оригинальные предметы церковного искусства. Полюбоваться красотой знаменитых витражей, на которых изображены религиозные сцены и гербы королей, приезжают туристы со всего мира.

В 1713 г. в память об эпидемии чумы, охватившей город в 1709 г., перед храмом была установлена колонна «Святая троица», барочный ансамбль, созданный Фю-лепом Унгляйхом и Анталом Хергером. Памятник высотой 15 метров не единожды подвергался реконструкциям, последняя реставрация состоялась в 1960-х годах.

Третий европейский город, сохранивший очарование Средневековья, — Таллин. Средневековье в Эстонии — это длительный, почти трехсотлетний период. К его окончанию на территории Эстонии насчитывалось около сотни сакральных сооружений. Стены церквей украшали роскошные фрески, посвященные библейским преданиям, для алтарей заказывали живописные картины и скульптуры.

Первое письменное упоминание о поселении на месте нынешнего Таллина датируется 1154 годом. Центром города является Ратушная площадь, на которой расположена построенная в XIII в. городская ратуша в готическом стиле. Неподалеку от нее находится церковь Святого Духа13. Возведенная еще в XIV в., она является единственным сакральным сооружением, сохранившим первозданный вид. Именно в ней прозвучали первые проповеди на эстонском языке.

Собор святых Петра и Павла — один из немногих католических храмов в Эстонии. После Реформации на территории современной Эстонии их фактически не осталось. С 1799 г. поляки, проживавшие в Таллине, использовали для богослужения трапезную бывшего доминиканского монастыря святой Екатерины. После того как католическая община возросла до 1500 человек, было решено построить католическую церковь. В 1924 г. в Эстонии была создана Апостольская администратура Эстонии, и церковь святых Петра и Павла стала кафедральным собором этой католической структуры.

Одним из крупнейших культовых сооружений Эстонии является церковь Ка-арли. Название дано ей в честь короля Карла XI. Она служила приходской церковью для эстонцев и финнов, живших на Вышгороде и форштадте и входивших в организованный около 1630 г. приход.

Между улицами Пикк и Лай находится самая высокая из таллинских церквей — Олевисте14. Первое упоминание о ней относится к 1267 г. Это прекрасный образец средневековой архитектуры. Тонкий изящный шпиль ее башни породил множество легенд15. Согласно одной из них церковь нарекли по имени построившего ее мастера Олева. Он поставил условие: если горожане не узнают его имени,

12 Собор Матьяша: Путеводитель. Будапешт, 2014.

13 Тяхепыльд Кадри. Церковь Святого Духа. Путеводитель. Таллин, 2011.

14 Тяжелов, 1981. С. 30.

15 Гольдман (сост.), 1991. С. 14-15.

город должен будет заплатить за строительство 10 бочек золота. Когда строительство подошло к концу и Олев устанавливал на вершине башни крест на шаре, тал-линцы, узнавшие его имя, стали окликать мастера. Руки Олева разжались, он отпустил крест, потерял равновесие и полетел вниз. Когда он ударился оземь, тело его в тот же миг окаменело, а изо рта выскочила жаба и выползла змея. Их можно и сегодня увидеть у церкви — застывшими в камне. Официальная версия гласит, что свое название церковь получила в честь норвежского короля Олафа, после смерти причисленного к лику святых.

Согласно имеющимся данным, высота церкви в начале XVI в. достигала 159 метров, а возвышавшийся над домами шпиль служил ориентиром для моряков. Вместе с тем металлический шпиль неоднократно притягивал к себе молнии. В результате церковь трижды сгорала дотла, но вновь восстанавливалась. Нынешняя высота церкви Олевисте равна 123,7 метрам. По действующим в городе правилам ни одно новое строение в центре не может быть выше шпиля этого храма.

Церковь Нигулисте (Св. Николая), расположенная в Старом городе, была, по всей вероятности, основана немецкими купцами, прибывшими по приглашению Ордена меченосцев в 1230 г. из Вестфалии16. Современный позднеготический облик ее хоры и зал приобрели после обширной перестройки в 1405-1420 гг., когда башня была значительно надстроена. В конце XVII в. на ней установили новый барочный шпиль. Бывший католический костел, позже ставший лютеранской церковью, ныне превращен в музей и концертный зал17. Музей Нигулисте является одним из пяти филиалов Эстонского художественного музея — историко-художественным музеем церковного искусства. В нем собраны уникальные экспонаты, относящиеся к более чем 700-летнему периоду истории Эстонии, большая их часть представляет образцы церковного искусства постреформационного периода. В экспозиции представлены старинные гербы и подсвечники, резьба по дереву, коллекция драгоценных металлов, алтари и роскошные надгробия. Все эти предметы ранее украшали храмы Эстонии. Жемчужинами собрания являются картина «Пляска смерти» любекского художника Бернта Нотке, находящаяся в капелле Святого Антония18, и многостворчатый алтарь церкви Нигулисте. Созданный в 1478-1481 гг. любек-ским мастером Херменом Роде (1430-1504), этот алтарь является одним из самых роскошных и лучше всего сохранившихся северогерманских алтарных образов позднего Средневековья во всей Европе. Он также считается одним из крупнейшим в ганзейских городах XV в.: в раскрытом состоянии его ширина составляет 6 метров, а высота — почти 3,5 метра. В капелле Святого Антония можно также полюбоваться на средневековое распятие и фигуры Богородицы и Святого Иоанна. Скульптуры датируются 1410 и 1430 гг. соответственно, распятие — последней четвертью XIV в.

Как упоминалось выше, церковь Нигулисте является не только музеем, но и концертным залом. Здесь проводятся хоровые пения и концерты органной музыки. В ее стенах можно услышать такие произведения, как "Passacaglia in d, BuxWV 161" Дитриха Букстехуде (Dietrich Buxtehude), "Toccata and fugue D-minor (Dorisch) BWV 538" Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach) и другие.

16 Тяжелов, 1981. С. 22-23.

17 Курисоо, 2011.

18 Курисоо, 2011. С. 21-27.

Средневековая архитектура, шедевры живописи и скульптуры составляют живую душу исторического Таллина. Город богат религиозными достопримечательностями, которые сохранились с глубокой древности до наших дней в прекрасном виде. Таллинцы с большой любовью относятся к своему городу, сохраняя его богатства.

Несмотря на свое периферийное (в сравнении с Прагой и Будапештом) положение по отношению к Западной Европе, Таллин, несомненно, испытал влияние западноевропейских мастеров. Местный готический стиль тесно связан с готическими традициями различных регионов Германии. Так, Герхард Аймер отмечал: «К концу эпохи Средневековья в результате длительного взаимодействия между народами Прибалтики, которые тесно сосуществовали друг с другом, здесь сформировалась самостоятельная культурная область... Важную функцию этого культурного единства выполнял нижненемецкий язык — местная "лингва франка". На нем говорили повсеместно, от Западной Фландрии до Восточной Прибалтики; наряду с местными наречиями его понимали во всех северных городах»19. Особую роль играли Ганзейский союз и Любек как его центр. При этом «прибалтийскую готику невозможно отождествить ни со стилем, типичным для Любека и ганзейских городов, ни даже с кирпичной архитектурой — как явствует из многочисленных образцов средневекового каменного зодчества на территории Эстонии и Швеции, — утверждает исследователь готического искусства Уве Гезе. — Каменные зальные храмы или храмы со ступенчатыми апсидами, которые строились в XIII веке в столице Эстонии, Таллине, возводились под влиянием Вестфалии, а не Любека. В XV столетии в моду вошел более величественный базиликальный стиль. Церкви Нигулисте и Олевисте — это простые, но изящные постройки с прямоугольными в плане опорными столбами»20.

Памятники искусства Средневековья и раннего Нового времени отчетливо отражают доминирующую черту средневековой идеологии — расщепление Вселенной на мир видимый, воспринимаемый чувствами, и мир духовный21. Это своеобразные документы, запечатлевшие мысли, верования и надежды людей того времени. Невозможно не восхититься мастерством художников, не почувствовать взволнованности, исходящий от религиозной скульптуры Средневековья22. В большинстве европейских городов уцелела лишь часть средневековых строений. Средневековое искусство, однако, по-прежнему напоминает о себе: высятся над площадями башни церквей и ратуш, фасады храмов украшают рельефы и статуи.

Чрезвычайно насыщенное в плане развития художественной культуры Новое и Новейшее время заслонило собой Средневековье, и все же наследие Средних веков и сегодня производит неизгладимое впечатление и поражает грандиозностью замысла23.

19 Томан (ред.), 1998б. С. 236.

20 Томан (ред.), 1998б. С. 238.

21 Томан (ред.), 1998а. С. 9.

22 Нессельштраус, 1964. С. 8.

23 Нессельштраус, 1964.

Литература

Бартлетт Р. (ред.) 2002. Панорама Средневековья. Москва.

Бергман Ю. (ред.) 2006/2007. Будапешт и пригороды: Путеводитель. Мюнхен: типография Фарб-

друке Байерляйн. Билкова Г. (ред.) 2006. Прага: Фотопутеводитель. Прага: Артфото.

Брук С. (ред.) 2006. Прага и Чешская Республика: Путеводитель, проверенный временем. Москва: АСТ Астрель.

Будапешт и Сентэндре: Путеводитель. 2010. Будапешт: Джет Сет. Будапешт: Путеводитель. 2015. Будапешт: Simix Print. Будапешт: Фотоальбом. 1976. Будапешт: типография имени Кошута.

Глобил И. (ред.) 2006. Кафедральный собор св. Вита в Праге: Путеводитель. Прага: Opus Publishing Limited.

Гольдман И. (сост.) 1991. Таллин в легендах. Таллин: Периодика.

Дарвис Э. (ред.) 2010. Знакомство с Таллином. Культурная столица Европы. Tallinn: Absurdumn Art Galltry.

Даркевич В. П. (ред.) 1972. Путями Средневековых мастеров. Москва: Наука. Джеймс Л. (ред.) 2007. Прага: Путеводитель. Москва: «Издательство ФАИР».

Курисоо М. (ред.) 2011. Музей Нигулисте. Таллин: Художественный музей Эстонии — музей Нигу-листе.

Куускемаа Ю. (ред.) 2010. Легенды и были Старого Таллина. Tallinn: Fltksandra. Лумисте М. (ред.) 1990. Церковь Нигулисте: Историко-архитектурный обзор. Таллин: Кунст. Нессельштраус Ц. Г. (ред.) 1964. Искусство Западной Европы в Средние века. Ленинград; Москва: Искусство.

Нессельштраус Ц. Г. 2000. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации. Санкт-

Петербург: Аксиома, РХГИ. Плицка К. (ред.) 1960. Прага в фотоснимках. Praga: Orbis.

Поргасаар К. (ред.) Таллин. Старый город: Путеводитель. Таллин: GrenaderGruppOU. Прага. Путеводитель. 2002. Москва: АЯКС-ПРЕСС. Пуллат Р. (ред.) 1999. История Таллина. Таллин: Эстопол.

Собор Матяша: Путеводитель. 2014. Будапешт: Matyas-templom Gondnoksaga.

Староместская ратуша в Праге. Буклет. 2015. Прага: Praque City Tourism.

Томан Р. (ред.) 1998. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Köln: Könemann.

Томан Р. 1998. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Köln: Könemann.

Тяжелов В. Н. 1981. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. Москва: Искусство.

Тяхепыльд К. 2011. Церковь Святого Духа: Путеводитель. Таллин.

Храм Св. Микулаша. 1998. Прага: ВРАЮ.

Статья поступила в редакцию 28 марта 2018 г.; рекомендована в печать 5 июня 2018 г.

Контактная информация:

Василенкова-Кинас Анастасия Юрьевна — студент; n.kinas@mail.ru Хакимулина Ольга Николаевна — канд. ист. наук, доц.; taymirnord@mail.ru

Christian architecture and sculpture of European cities as an object of cultural and educational tourism

A. Yu. Vasilenkova-Kinas, O. N. Khakimulina Smolensk State Institute of Arts,

8, ul. Rumyantseva, Smolensk, 214020, Russian Federation

For citation: Vasilenkova-Kinas A. Yu., Khakimulina O. N. 2018. Christian architecture and sculpture of European cities as an object of cultural and educational tourism. The Issues of Museology, 9(1), 73-82. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.107 (In Russian)

The article explores the subject of European architecture and sculpture of Middle Ages and early modern times as an object of cultural and educational tourism and sightseeing. The sacred shrines of two cities in Central Europe — Prague and Budapest — are in the center of our attention. We also consider Tallinn as the eastern outpost of Western European Christian culture. Monuments of architecture and sculpture are an important part of cultural and educational tourism and constitute objects of cultural heritage that combine the historical, cultural and traditional features of the people living in the country. Christian sculpture is presented primarily in cathedrals and churches. However, already during the Gothic period, it appeared frequently on the squares and streets of medieval cities. This aspect is considered not only in the religious, but also in the historical, general cultural contexts. Most of the medieval temples are available to the public thanks to the soft museumification. Among the Christian churches, the Niguliste church in Tallinn occupies a special place: a former Catholic church, then a Lutheran church, now turned to a museum and concert hall. The Niguliste Museum is one of the five branches of the Estonian Art Museum — the historical and art museum of religious art. In the exhibition, you can see the ancient coats of arms and candleholders, woodcarving and a collection of precious metals, altars and luxurious gravestones. The choice of the monuments of Christian architecture and sculpture considered is the authors' subjective choice made by visiting the three European capitals. At the same time, the introduction of cultural and educational tourism facilities accurately reflects the historical panorama of Prague, Budapest and Tallinn.

Keywords: cultural tourism, sights, Christian sculpture, cathedral, museum. References

Bartlett R. (red.) 2002. Panorama Srednevekov'ia. [Panorama of the Middle Ages]. Moscow. (In Russian) Bergman Iu. (red.) 2006/2007. Budapesht I prigorody: Putevoditel'. [Budapest and the Suburbs: A Guide].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Miunkhen: tipografiia Farbdruke Baierliain. (In Russian) Bilkova G. (red.) 2006. Praga: Fotoputevoditel'. [Prague: Photo Guide]. Praga: «Artfoto». (In Russian) Bruk S. (red.) 2006. Praga i Cheshskaia respublika: Putevoditel', proverennyi vremenem. [Prague and the

Czech Republic: A guide, time-tested]. Moscow: AST Astrel'. (In Russian) Budapesht i Sentendre: Putevoditel'. [Budapest and Szendendre: Guide]. 2010. Budapesht: Dzhet Set. (In Russian)

Budapesht: Fotoal'bom. [Budapest: Photo Album]. 1976. Budapesht: tipografiia imeni Koshuta. (In Russian) Budapesht: Putevoditel'. [Budapest: Travel Guide]. 2015. Budapesht: Simix Print. (In Russian) Darkevich V. P. (red.) 1972. Putiami Srednevekovykh masterov. [Ways of the Medieval Masters]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Darvis E. (red.) 2010. Znakomstvo s Tallinom. Kul'turnaia stolitsa Evropy. [Introduction to Tallinn. The cultural capital of Europe]. Tallinn: Absurdumn Art Galltry. (In Russian) Dzheims L. (red.) 2007. Praga: Putevoditel'. [Prague: A Guide]. Moscow: «Izdatel'stvo FAIR». (In Russian) Globil I. (red.) 2006. Kafedral'nyi sobor sv. Vita v Prage: Putevoditel'. [The Cathedral of St. Vita in Prague: A

guide]. Praga: Opus Publishing Limited. (In Russian) Gol'dman I. (red.) 1991. Tallin v legendakh. [Tallinn in the legends]. Tallinn: Periodika. (In Russian) Khram Sv. Mikulasha. [The Church of St. Mikulas]. 1998. Praga: VRAIu. (In Russian)

Kurisoo M. (red.) 2011. Muzei Niguliste. Khudozhestvennyi muzei Estonii — muzei Niguliste. [The Niguliste

Museum Tallinn]. Tallinn. (In Russian) Kuuskemaa Iu. (red.) 2010. Legendy i byli Starogo Tallina. Legendy i byli Starogo Tallinna [Legends and were

of Old Tallinn]. Tallinn: Fltksandra. (In Russian) Lumiste M. (red.) 1990. Tserkov Niguliste: Istoriko-arkhitekturnyi obzor. [Niguliste Church: Historical and

Architectural Review] . Tallinn: Kunst. (In Russian) Nessel'shtraus Ts. G. (red.) 1964. Iskusstvo Zapadnoi Evropy v Srednie veka. [Art of Western Europe in the

Middle Ages]. Leningrad — Moscow: Iskusstvo. (In Russian) Nessel'shtraus Ts. G. 2000. Nemetskaia pervopechatnaia kniga: Dekorirovka I illiustratsii. [German first-

printed book: Decoration and illustrations]. Saint Petersburg: Aksioma, RKhGI. (In Russian) Plitska K. (red.) 1960. Praga v fotosnimkakh. [Prague in photographs]. Praga: Orbis. (In Russian)

Porgasaar K. (red.) Tallin. Staryigorod: Putevoditel'. [Tallinn. Old town: Guide]. Tallinn: GrenaderGruppOU. (In Russian)

Praga. Putevoditel'. [Prague. Guide]. 2002. Moscow: AlaKS-PRESS. (In Russian) Pullat R. (red.) 1999. Istoriia Tallina. [History of Tallinn]. Tallinn: Estopol. (In Russian) Sobor Matiasha: Putevoditel'. [Cathedral of Matyasha: Guide]. 2014. Budapesht: Matyas-templom Gondnoksaga. (In Russian)

Staromestskaia ratusha v Prage. Buklet. [Old Town Hall in Prague. Booklet]. 2015. Praga: Praque City Tourism. (In Russian)

Tiakhepyl'd K. 2011. Tserkov Sviatogo Dukha: Putevoditel'. [Church of the Holy Spirit: Guide]. Tallinn. (In Russian)

Tiazhelov V. N. 1981. Iskusstvo Srednikh vekov v Zapadnoi I Tsentral'noi Evrope. [Art of the Middle Ages

in Western and Central Europe]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian) Toman R. (red.) 1998. Barokko. Arkhitektura. Skul'ptura. Zhivopis'. [Baroque. Architecture. Sculpture. Painting]. Köln: Könemann. (In Russian) Toman R. 1998. Gotika. Arkhitektura. Skul'ptura. Zhivopis'. [Gothic. Architecture. Sculpture. Painting]. Köln: Könemann. (In Russian)

Received: March 28, 2018 Accepted: June 5, 2018

Author's information:

Anastasia Yu. Vasilenkova-Kinas — student; n.kinas@mail.ru

Olga N. Khakimulina — PhD, Associate Professor; taymirnord@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.