Научная статья на тему 'О девятой международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (рецензия)'

О девятой международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (рецензия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О девятой международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (рецензия)»

О ДЕВЯТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

(РЕЦЕНЗИЯ)

В начале июня 2011 г. в Санкт-Петербурге прошла ежегодная, девятая по счету, Международная научная конференция «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития»1. Эти конференции с 2003 г. организует Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина в сотрудничестве, в частности, с Российским национальным центром ЮНЕСКО, Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования, Институтом проблем региональной экономики Российской академии наук и другими образовательными и научными организациями.

Научный комитет конференции возглавлял профессор Вячеслав Николаевич Скворцов - ректор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, а в состав комитета в качестве его постоянного сопредседателя входит профессор Николай Андреевич Лобанов - директор Научноисследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования в том же университете.

Конференция объединила учёных, представляющих различные образовательные и научно-исследовательские центры Албании, Австрии, Белоруссии, Болгарии, Чехии, Дании, Финляндии, Голландии, Казахстана, Литвы, Латвии, Македонии, Норвегии, Польши, России, Швеции, Украины, Узбекистана и Италии. А представленные на ней доклады группировались вокруг следующих актуальных для современного международного образования проблем:

• духовно-нравственные основы непрерывного образования, место воспитания в образовательном процессе, формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования;

• проблемы истории и теории непрерывного образования, непрерывное образование как предмет исследований;

• непрерывное образование и инновационная среда: проблемы взаимосвязей;

• национальные и региональные особенности формирования системы непрерывного образования;

• непрерывное образование как многоуровневая система, непрерывное педагогическое образование;

• особенности непрерывного образования отдельных социальных и профессиональных групп населения, проблемы качества образования и др.

1 Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; лГу им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. 750 с.

310

В центре внимания организаторов и участников конференции в этом году оказались вопросы, связанные с теорией, методологией и методикой непрерывного образования, с отчетливо выделяющимся историческим аспектом непрерывного образования как самостоятельного предмета исследования. В частности, профессор М. И. Вишневский (Республика Беларусь) представил значение инновационного мировоззренческого образования взрослых, которое предполагает реконструкцию прежних, уже укоренившихся мировоззрений взрослых людей. Такой синтез мировоззрений, как подчеркнул профессор М. И. Вишневский, на первый взгляд, может казаться консерватизмом, но в сущности выражает важный для культуры момент постоянства, продолжения и связи времен1. К проблеме стратегии развития современного высшего образования обратились О. В. Плахотник и О. Вит. Плахотник (Республика Украина). Они подчеркнули необходимость повышения качества образования за счет глубокой гуманизации образования и его непрерывности2. И. Н. Емельянова (Российская Федерация) обратила внимание на факт, что, несмотря на некоторые позитивные изменения, система обучения в классическом университете не соответствует сущности университета, что ведет к его кризису. Одним из путей преодоления кризиса должно быть осознание новой социальной роли классического университета3. Много внимания участники конференции уделили также моральным и религиозным аспектам образовательного процесса в системе непрерывного образования. В докладах подчеркивалось, что хотя на формирование и развитие непрерывного образования и оказывает влияние процесс глобализации, но новые образовательные технологии не должны подменять собой духовные и моральные принципы образования. Независимо от контекста непрерывного образования в высказываниях участников конференции возникала тема, связанная с заметным в последние годы явлением ограничения гуманитарного содержания в процессе университетского образо-вания4. Представленные на конференции тексты докладов были опубликова-

1 Вишневский М. И. Мировоззренческое образование взрослых в контексте постиндустриального общества / Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. С. 61-64.

2 Плахотник О. В., Плахотник О. В. Перспективные стратегии непрерывности обучения в высшей школе / Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. С. 621-624.

3 Емельянова И. Н. Классический университет в системе непрерывного образования Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. С. 560-562.

4 Эта проблема затронута в дискуссии о роли и месте университета в научной среде Европы. В Польше в последнее время этот вопрос подняла проф. Калина Бартницка в статье „Przemiany idei uniwersytetu europejskiego w XVIII-XXI wieku”, w: Przetomy edukacyjne. Dziedzictwo polskiej teorii i praktyki, pod red. W. Szulakiewicz, Torun 2011, s. 34-63. Об аналогичном явлении в белорусских университетах говорил проф. М. И. Вишневский во время конференции "Украинская педагогическая наука в контексте современных цивилизационных процессов", проходившей 20-21 октября 2011 г. в Прикарпацком национальным университете им. Василия Стефаника в г. Ивано-Франковске.

311

ны на русском языке и в параллельном издании на английском языке; они будут также доступны в электронной версии на сайте http://www.lifelong-education.ru/

Во время пленарного заседания состоялась презентация монографии «Непрерывное образование как социальный факт», которая явилась результатом плодотворного сотрудничества российских и польских исследователей в области непрерывного образования1. Это первый опыт российско-польского научно-педагогического сотрудничества в области непрерывного образования. В монографии непрерывное образование представлено как предмет и как результат эволюции образования и процессов глобализации. Авторами раскрыта новая роль университетов и образовательных центров в становлении и развитии непрерывного образования в России и Польше, тем самым они, как представляется, подтверждают целесообразность осуществляемых в обеих странах научных поисков. Стоит особо подчеркнуть важность созданной таким образом возможности для польских ученых ознакомиться с подходами и достижениями российских теоретиков и практиков непрерывного образования, возможности, которая после трансформации строя в Польше оказалась существенно ограниченной. В презентации монографии приняли участие ректор Университета Яна Кохановского в Кельце, проф. Регина Ренц и проректор этого университета проф. Яцек Семаняк.

Цели конференции были достигнуты, а ее программу организаторы сделали очень богатой и привлекательной. Контакты, завязавшиеся во время конференции, несомненно, приведут к дальнейшему сотрудничеству, в чем можно будет убедиться уже скоро, во время юбилейной, десятой конференции в июне 2012 г.

Доктор Ева Куля

1 Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / сост. Н.А. Лобанов, Е. Куля и

M. Пэнковска; под науч. ред. Н.А.Лобанова, В.Н.Скворцова, Санкт Петербург 2011; Continuous education as a social fact; monogr.: paral.ed./arr. N.A.Lobanov, E. Kula and M. Penkowska; sci.ed.

N. A. Lobanov, V.N. Skvortsov, Saint-Petersburg, 2011.

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.