Научная статья на тему 'О девизе герба Мариинского посада «Необиженно жить» с исторической и философской точки зрения'

О девизе герба Мариинского посада «Необиженно жить» с исторической и философской точки зрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРАЛЬДИКА / HERALDRY / ДЕВИЗ / MOTTO / СИМВОЛИКА / SYMBOLS / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / IDEOLOGY / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белова Герта Витальевна

Исследована проблема философского смысла изречения на гербе города Мариинский Посад с исторической и философской точки зрения. Показаны истоки благотворительности, которые отражают жизненную философию девиза как духовный посыл потомкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Белова Герта Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MOTTO OF EMBLEM MARIINSKY POSADA «NEOBIZHENNO LIVE» FROM A HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL PERSPECTIVE

We study the problem of philosophical sense sayings on the arms of the Mariinsky Posad from a historical and philosophical point of view. Showing the origins of charity that reflect the philosophy of life as a spiritual motto promise of descendants.

Текст научной работы на тему «О девизе герба Мариинского посада «Необиженно жить» с исторической и философской точки зрения»

АСАНИН Владимир Ювенальевич - доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна - доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна - старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

АГЕЕВА Ульяна Павловна - старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich - Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

DEVERINSKAYA, Aleksandra Timofeevna - Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

BONDAREVA, Elena Vlysurovna - Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

AGEEVA, Ulyana Pavlovna - Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

уДк 929.62

о девизе герба МАриинского посада «необиженно жить» с исторической и философской точки зрения

г.В. Белова

Исследована проблема философского смысла изречения на гербе города Мариинский Посад с исторической и философской точки зрения. Показаны истоки благотворительности, которые отражают жизненную философию девиза как духовный посыл потомкам.

Ключевые слова: геральдика; девиз; символика; благотворительность; нравственность; мировоззрение; историческое наследие.

G.V. Belova. ABOUT THE MOTTO OF EMBLEM MARIINSKY POSADA «NEOBIZHENNO LIVE» FROM A HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL PERSPECTIVE

We study the problem of philosophical sense sayings on the arms of the Mariinsky Posad from a historical and philosophical point of view. Showing the origins of charity that reflect the philosophy of life as a spiritual motto promise of descendants.

Keywords: heraldry; motto; symbols; charity; morality; ideology; historical heritage.

Представление о геральдике в обыденном сознании наших современников отнюдь не соответствует тому уровню культурного явления, которое было достигнуто в дореволюционной России. При советской власти эта наука практически была забыта и не придерживалась геральдических правил. Обыденное наше созна-

ние устроено так, что в простом ищет сложное, а сложное упрощает до примитива. При въезде в город Мариинский Посад нас встречает вывеска с гербом города и девизом «Необиженно жить». Откуда взялось это странное, с глубоким философским смыслом изречение на гербе Мариинского Посада?

Что такое девиз в геральдике? Это выразительное изречение, афоризм на гербе. Девиз служит напоминанием о славных деяниях предков или побуждает к ним. В гербе города, который увенчан малой императорской короной, отражено его историческое прошлое. Город назван в честь императрицы Марии Александровны, супруги российского императора Александра II, правившего в 1855-1881 гг. и вошедшего в историю как «Царь - Освободитель». Мария Александровна была достойна своего супруга. Дочь великого герцога гессенского Людовика II, приехав в Россию, она приняла православие и христианское имя Мария. Императрица ясно осознавала, какая ответственность за судьбу России возложена и на ее плечи. Всю свою жизнь она посвятила семье, родила восьмерых детей, много занималась просветительской и благотворительной деятельностью. Благотворительность во все времена была сложным человеческим действием, мотивация которого обусловливалась социальными и психологическими факторами. С одной стороны, призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении государства. С другой стороны, расслоение общества и наличие в нем бедных, больных, калек, сирот вызывало сострадание и побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия. Благотворительная деятельность царских особ в России была широко распространена. Крупной благотворительной организацией в первой половине XIX в. становится Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла I). В память о своей матери Николай I создал специальное IV (Мариинское) отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, ведавшее благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Основным в деятельности Мариинского ведомства оставалась работа по призрению, т.е. помощь сиротам, увечным, больным.

Особенно широкое распространение благотворительная деятельность Мариинского общества получила во второй половине XIX в., и в этом большая заслуга теперь уже другой императрицы - Марии Александровны. В этот период расширяется деятельность Мариинского ведомства, под патронажем императрицы находилось призрение младенцев и сирот, опека над подростками (176 детских приютов), призрение слепых и глухонемых, призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях находилось на попечении ведомства до 5 тыс. чел. Под контролем Ведомства работало 40 больниц на 4200 мест, ежегодно их

услугами пользовались до 25 тыс. неимущих больных [3]. Она оказывала большое внимание развитию женского образования. Важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. она положила много труда и своих расходов. Все это вызывает глубокое уважение к императрице Марии Александровне, которая была наделена чувством христианского сострадания и человеколюбия, обусловленным высокими нравственными человеческими качествами. Недаром жители села Сундырь в своем обращении к царю просили: «...разрешения именовать вновь образуемый город или посад Мариинским, в честь имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны, и, в случае соизволения, построить на свой счет богадельный дом на двадцать человек, для призрения бедных, престарелых и увечных своих общежителей, с тем, чтобы дом Всемилостивейше дозволено было также украсить высоким именем Ея Императорского Величества. 18 июня 1856 г. Государь Император Александр II высочайше разрешить соизволил: «вновь учреждаемый посад и богаделенный в оном дом наименовать Мариинскими, в честь Высокого имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны» [5]. Состоятельные граждане посада Мариинский готовы были заниматься благотворительной деятельностью, возложить на себя ответственность и финансовые расходы на содержание богадельни в поддержку неимущих. Будущие «отцы города» заложили прочный фундамент нравственности и добродетели для развития города. Одним из таких людей был купец Лаврентий Арефьевич Матвеевский - пожизненный попечитель храма во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1889 г. на его средства были построены левый придел во имя священномученика Архидьякона Лаврентия и пятиярусная колокольня, а над папертью колокольни - придел во имя равноапостольного великого князя Владимира. При приходе на средства Матвеевского содержалась богадельня для престарелых на 15 человек обоего пола [2]. Его брат купец Павел Арефьевич Матвеевский тоже был попечителем, но другого храма - Успения Божией Матери, не сохранившегося до наших дней. Как мы видим, состоятельные люди города жертвовали средства на храмы, богадельни, заботились о духовном благочестии горожан. В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда

забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа и благотворительность.

Раскрыв преемственность и историческую связь времен, попробуем перейти к самой важной части - внутренней составляющей -смыслу девиза. Многие пытаются осмыслить девиз на обывательском уровне: почему необиженно? «Нет в словаре такого слова, «не» несет только отрицательную силу», вплоть до обвинения, что «у автора девиза отсутствует словарный запас». Геральдика - наука, сформировавшаяся в средние века, в эпоху рыцарства, и поэтому многие девизы начертаны с точки зрения современного человека высокопарно. Например, девиз города Симбирска звучит так «Подперта честию», или девиз графов Воронцовых - «Верность всегда непоколебимая». Давайте разберемся с частью «НЕ» в слове «необиженно» с грамматической точки зрения. В данном слове «НЕ» является приставкой (префиксом по-современному), а не частицей. Читаем в правилах правописания: «НЕ как частица относится к сказуемому и придает ему отрицательное значение, всегда пишется раздельно». Например, не понимаю, не могу, не хочу и т.д. Дальше находим в словаре русского языка определение приставки: «Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова. С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи». В русском языке используются разные приставки: раз-, из-, под-, при-, пре- и др. В данном случае мы возьмем приставку «нЕ» и найдем примеры: необиженно, непоколебимо, несокрушимо, непобедимая, несравненная, неотразимая, ненаглядная и т.д. Здесь мы ясно видим созидательное свойство приставки НЕ в образовании новых слов. Никакого отрицания в данном случае не происходит, а наоборот, происходит усиление смысловой нагрузки слова: степени стойкости (непоколебимо, несокрушимо, непобедимая), или степени красоты (несравненная, неотразимая, ненаглядная), или глубины духовного начала (необиженно). Можно привести много положительных примеров с приставкой «НЕ»: неуязвимо, ненавязчиво, непостижимо, неистребимая рать, неуклонный рост, необозримая даль, нестандартное мышление.

Еще один важный момент хотелось бы обозначить в нашей статье. Поговорить о наличии высокой степени нравственности и духовности в человеке. Чем измеряется эта планка:

образованностью или социальным статусом, вероисповеданием или уровнем культуры в семье и обществе. Наверное, всеми факторами, взятыми в совокупности. Императрица Мария Александровна отличалась кротким нравом, ровным настроением, одухотворенностью, искренней и глубокой религиозностью. Чужое горе не могло оставлять ее равнодушной - она сама слишком хорошо знала, что значит страдание и боль. Этот образ прекрасной женщины, императрицы Марии Александровны, несущей в мир добро и тихое очарование. Образ покровительницы города также служит ярким примером житейской мудрости, христианского смирения, высокой человеческой нравственности.

Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности владельца герба. Девиз «Необиженно жить» заключает в себе особую мудрость, отражающую в предельно лаконичной форме жизненную философию. Попытаемся сформулировать эту жизненную философию с мировоззренческих позиций. Будущее зависит от каждого из нас, поэтому сегодня очень важен единый посыл на духовное единение. Важно, чтобы мы осознали, что, только духовно объединившись, можно создать мощный стимул для творческого созидания и преобразования своей Родины, того жизненного пространства, где мы живем. К материальному благополучию, нравственным взаимоотношениям и правильному восприятию жизни ведет духовный рост и преображение человеческой личности. Познание духовных законов мира, а не зависть и обида, сделает нашу жизнь достаточной во всех отношениях. Сегодня, как никогда раньше, человеку необходимо научиться мыслить положительно. Положительная мысль не просто не дает совершаться злу, нежелательной ситуации для человека, она нейтрализует зло, в чем бы оно ни проявлялось, максимально гармонизирует нежелательную ситуацию. Она не переносит плохое событие во времени и пространстве, не отдаляет его в будущее, а гармонизирует его. Когда человек рождает добро в ответ на зло, он подставляет вторую щеку, но не для удара, а для того, чтобы своей неозлобленностью, необиженностью, добром погасить зло. Этот поступок имеет очень большое божественное значение и не важно, как обидчик среагирует на этот жест, важно то, что человек,

обладающий в душе мощной силой прощения, в конечном счете остается победителем. Чем больше человек будет осознавать свою связь с событиями Прошлого, Настоящего и Будущего, тем лучше он будет разбираться в самых сложных жизненных ситуациях и принимать правильные решения. Чем быстрее он пройдет путь Покаяния и Прощения, тем меньше у него будет повода для огорчения и страдания, так как он добивался этого, рождая положительные, жизнеутверждающие мысли, добиваясь счастья своим трудом [4]. Счастье - это гармония в Душе, которая создается гармоничными мыслями и действиями человека в ладу с собой и окружающим миром. Счастливый человек умеет радоваться восходу солнца и вечернему закату, пению птиц и дуновению ветерка, прохладе волн и небесной сини. Счастливый человек умеет испытывать радость, когда его соседу живется хорошо, а у его друга дела идут отлично. Важно научится умению испытывать душевную радость, видя благополучие и счастье других людей. Падение человеческого сознания началось в тот момент, когда в человеке проснулась и начала расти зависть и обида. Радуясь радости других людей, человек увеличит свое благостное восприятие жизни, т.е. улучшит и свою жизнь. Ведь жизнь такова, как человек воспринимает ее через свое Сознание. Человек должен понять, что его радостная жизнь, увеличенная радостью за жизнь другого человека, станет вдвое радостней. Когда человек начнет понимать, что чем больше будет радостных счастливых людей на Земле, тем лучше будет и сама планета, он начнет бережно относиться и к Природе. Господь создал Природу долго-терпимой к проявлениям жестокости людей, но не вечнотерпимой. Природа, действительно, проявляет материнские качества к человечеству: поит, кормит, умывает и одевает его. Но есть конец и ресурсам Земли. Это не значит, что они вот-вот закончатся. Природа - это часть самого человека, и поэтому необходимо научиться восстанавливать ее чистоту, так как не может быть здоровым человек в больной Природе. Наступило время не только беречь Природу, но и возвращать ей первичную чистоту и гармонию. С глубокой древности человек осознавал себя частью природы и часто обожествлял ее. По верованиям многих народов все в природе было живым: ветер, дерево, дождь, небо, солнце. Люди понимали, что живут благодаря природе и за счет жизни растений и животных. Поэтому чуваши также всегда бережно относились к природе. При этом отношение к природе как к частице

самого Творца предполагало и соответствующее отношение к ней. Человеку, для того чтобы сохранить себя в Природе, придется взять ответственность не только за судьбы общества, но и биосферы в целом. И человек должен проникнуться ответственностью за грядущее. Это единственный путь сохранения человечества. Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей. Человечество стоит перед неизбежной цивилизационной перестройкой, перестройкой всех привычных нам начал. По-видимому, и менталитет человека уже не соответствует новым условиям жизни и должен быть изменен утверждением новой нравственности. Думаем, что основа нравственности человека XXI в. как раз и зиждется на умении понимать друг друга, терпимом отношении к точке зрения другого, на чувстве ответственности за свои мысли и поступки, ответственном отношении к окружающему миру.

Один из основателей отечественной научной геральдики Ю.В. Арсентьев в книге «Геральдика» пишет, что «геральдика включает в себя обширную область разнообразных знаний. Геральдика есть нечто сходное с энциклопедией. Она имеет свою особую теологию, объясняющую ее таинственные символы; свою философию, рассматривающую свойства ее фигур; свою юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом. Ее геометрия рассматривает геральдические фигуры и их расположение на гербовом щите; ее арифметика - их число; история - их происхождение и причины; география - те страны и местности, откуда известные фамилии ведут свое начало. Наконец, ее грамматика дает объяснение всех принятых в ней специальных терминов» [1]. В данной статье мы рассмотрели девиз как изречение на гербе, который несет духовный посыл к единению, к объединению наших душевных порывов в лучшем преобразовании жизни города и района, и наказ потомкам: «жить необиженно, в мире и согласии, созидая с любовью и добром». В заключение хотелось бы пожелать современникам быть более компетентными при своих суждениях о геральдических знаках и эмблемах, относиться с должным уважением к официальной символике своей малой Родины, так как это часть нашего исторического и культурного наследия, чем нужно и должно гордиться.

список литературы

1. Арсентьев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институ-

98

вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2(12)

те в 1907-1908 году. М.: Тера - Книжный клуб, 2001. 383 с.

2. Благотворительные учреждения Российской Империи / сост. по высочайшему повелению Собственного Его Императорского Величества по учреждениям императрицы Марии. Благотворительные учреждения; общества и заведения. Казанская губерния. СПб., 1900. Т. 2.

3. Гаврюшин С.И. Организационное устройство и деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии: 1797-1917 гг.: автореф. дис., 2002 // URL: http://www.dissercat.com/content/or-ganizatsionnoe-ustroistvo-i-deyatelnost-vedomstva-uchrezhdenii-imperatritsy-marii-1797-191.

4. Моисеев H.H. C мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. 218 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XXXI. Ст. 30699. С. 551553. СПб., 1857. Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; O переименовании села Сундыря Чебоксарского уезда Казанской губернии, и прилегающих к нему деревень в посад, и наименовании сего посада и богаделенного в оном дома «Мариинским»: Указ Правительствующего Сената от 7 июля 1856 г.

БЕЛОВА Герта Витальевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ger.belowa@yandex.ru

BELOVA, Gerta Vitalyevna - Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ger.belowa@yandex.ru

УДК 94 (470.344) «20/21»

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И КРЕСТЬЯНСТВО ЧУВАШИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х - 1990-е гг.)

В.С. Григорьев, И.Е. Ильин

Проанализированы аграрные преобразования российского села на примере Чувашской Республики. Рассмотрены социальные результаты либеральных преобразований в сельском хозяйстве региона: материально-техническая база, человеческий потенциал сельского социума, некоторые аспекты социальной структуры, социальные ожидания крестьянства.

Ключевые слова: российское село; социальные процессы; аграрная реформа; крестьянство; социальная структура; безработица; социальная политика.

V.S. Grigorev, I.E. Ilyin. AGRICULTURE AND PEASANTRY IN THE CHUVASH REPUBLIC IN CONDITIONS OF MODERNIZATION (LATE EIGHTIES AND NINETIES YEARS OF XX CENTURY)

The article deals with the problems of agrarian reforming in Russian rural economy based on statistic data and sociological approach, the Chuvash Republic being taken as a model. The analysis reveals social results of the liberal modernization of regional agriculture: material and technical basis, human potential of rural socium, some aspects of social structure, social hopes of the peasantry.

Keywords: Russian countryside; social processes; agrarian reform; social structure; peasantry; unemployment; social policies.

Происходящая трансформация всех сфер общественной жизни в стране требует глубокого анализа аграрных преобразований и их социальных последствий в различных субъектах Российской Федерации. Исторический опыт показывает, что социальные изменения более многообразны, нежели их теоретические модели. Выделение только одного направления вектора развития как решающего для всех времен

и состояний является определенным тормозом на пути прогресса.

Перед учеными стоит задача поиска оптимальных экономически и социально значимых форм и средств аграрных преобразований. Это необходимо для достижения одной большой цели - разработки концепции корректировки политики аграрных преобразований и механизмов ее реализации для социального возрожде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.