Научная статья на тему 'О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга»'

О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12495
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Вера Сергеевна, Миронова Ирина Борисовна

В последние годы понятия «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» неоднократно подвергались комплексному анализу, но, не смотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к раскрытию их сущности. В связи с этим, мы решили провести анализ и систематизацию предлагаемых трактовок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DEFINITION OF THE TERMS «EDUCATION», «EDUCATIONAL ACTIVITY», «EDUCATIONAL SERVICE»

In recent years, the concepts of “education”, «educational activities», «educational service» has repeatedly subjected to complex analysis, but, despite this, there is still no unified approach to the disclosure of its essence. Consequently, we decided to try to analyze and systematize the interpretations of the term «educational service», and explain our understanding of the concept, formed as a result of the analysis.

Текст научной работы на тему «О дефиниции понятий «Образование», «Образовательная деятельность», «Образовательная услуга»»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Степанова В.С., Миронова И.Б.

О ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА»

На современном этапе образование является неотъемлемой частью процесса формирования человеческого капитала. Учитывая возрастание роли последнего в тенденциях экономического и научно-технического развития, следует подчеркнуть значимость образовательной услуги и образовательной деятельности в целом, как главной движущей силы развития современного общества. Тем не менее, в отношении определения понятий «образование», «образовательная услуга», «образовательная деятельность» в научной среде не сформировалось единое мнение. Обусловлено это не только многовариантностью сущности данных понятий, но и их спецификой. В связи с этим, мы решили провести анализ и систематизацию предлагаемых трактовок.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённого объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. То есть образование - это, в первую очередь, процесс воспитания и обучения. Также, согласно педагогическому словарю «в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей» [8].

Действительно, образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов [11].

В Кратком педагогическом словаре пропагандиста отмечено, что «образование -процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» [1].

Некоторые авторы, например, А.В. Хуторской выделяет несколько аспектов данного понятия:

- образование как система образовательных структур;

- образование как процесс и образование как результат;

- образование по отношению к различным субъектам личности, коллективу, обществу, человечеству;

- образование как воздействие на личность (формирование) и образование как развитие личности (формирование её субъективных возможностей);

- образование как воспитание и образование как обучение [7].

В данном контексте нас интересует несколько аспектов - образование как воспитание и как обучение, а также образование как процесс и результат.

Рассмотрим сущность понятия «образование» с точки зрения воспитания и обучения.

Воспитание осуществляется с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, «социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3].

Обучение же - это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей...» [3]. То есть обучение - это организация деятельности самих обучающихся. В тоже время А.Е. Сатунина утверждает, что это «процесс совместной деятельности преподавателя и студента, имеющий своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков по определённой учебной дисциплине..». А вот образование - «есть результат этого процесса» [6].

Российская педагогическая энциклопедия также отмечает, что обучение - «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание» [5].

Такую же трактовку мы наблюдаем у ряда авторов:

- обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [11];

- обучение определяется как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися [10];

- обучение - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. [12];

- обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия двух сторон и овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков [13].

На основании вышеизложенного делаем вывод: обучение - управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего.

Таким образом, образование - процесс, в ходе которого личность развивается нравственно, духовно, физически, а также овладевает определёнными знаниями, умениями, навыками (компетенциями). Но, в тоже время, образование - результат образовательного процесса, характеризующий уровень нравственного, духовного, физического развития личности, а также уровень развития компетенций личности или её компетентности.

На наш взгляд, «образование» включает в себя и образование как социальное явление, и как социальную ценность для каждого, и как особую функцию общества и государства по отношению к своим гражданам, и как процесс и результат социализации

членов общества, и как результат образовательной деятельности [2].

Образовательная деятельность представляет собой процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности [9]. То есть образовательная деятельность - это деятельность, реализующая процессы обучения и воспитания.

Значит, для реализации образовательной деятельности необходимо оказывать не только образовательные услуги, но и услуги по воспитанию и развитию личности. Для реализации качественной образовательной деятельности необходимо наличие сопутствующих услуг: общежитие, спортивные комплексы, комплексы общественного питания, медицинское обслуживание, аудитории для проведения культурно-массовых мероприятий, наличие аудиторий для проведения лекционных, практических и т.д. занятий и т.д.

Следовательно, образовательная деятельность включает в себя .... действия по организации образовательного процесса [4] или процесса образования.

В ходе реализации образовательной деятельности оказывается ряд услуг:

1. Основные услуги:

1.1) образовательные (формируют определённые общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Реализуются в процессе проведения лекционных, практических, лабораторных и т.д. занятий, всех видов практик, итоговой государственной аттестации и т.д.);

1.2) методические (предоставление обучающемуся методических указаний по изучению курса дисциплины, по выполнению курсовых, контрольных, выпускных квалификационных работ, программ всех видов практик, учебников, учебных пособий и т.д.);

1.3) научные (консультирование, руководство научно-исследовательской работой обучающихся);

1.4) связанные с духовно-нравственным, творческим воспитанием и развитием обучающихся (организация и проведение культурно-массовых мероприятий и т.д.);

1.5) связанные с физическим развитием обучающихся (руководство и предоставление условий для занятий спортом, в том числе участие в спортивных мероприятиях различного уровня и т.д.).

2. Дополнительные (сопутствующие) услуги:

2.1) по рекламе образовательных программ;

2.2) по организации и проведению подготовительных курсов для будущих абитуриентов;

2.3) по организации и проведению приёмной кампании по набору студентов;

2.4) по зачислению абитуриентов на первый курс;

2.5) медицинские;

2.6) по организации питания;

2.7) по организации проживания;

2.8) информационные (например, доступ к сети Интернет, наличие библиотеки, читального зала и т.д.);

2.9) по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

2.10) по предоставлению соответствующего качества инфраструктуры (учебные аудитории, лаборатории, наличие соответствующего оборудования и т.д.);

2.11) по выдаче документа о квалификации.

Учитывая вышеизложенное можно выстроить следующую взаимосвязь понятий:

Образование

обучение Л _ основные услуги

> образовательная ^^ воспитание У деятельность ^^^ дополнительные

услуги

Следовательно, образовательная деятельность более широкое понятием, чем образование (процесс обучения и воспитания), в ходе реализации образовательной деятельности оказываются основные и дополнительные услуги. То есть это деятельность по организации и осуществлению процесса образования.

Таблица 1 - Схема организации и реализации процесса образования

Образовательная деятельность

Организация процесса образования Реализация процесса образования

Оказание дополнительных (сопутствующих) услуг Оказание основных услуг

Процесс образования можно схематично изобразить следующим образом:

Вход

Студент первого курса

Обучение Воспитание

Реализация основных услуг

Выход -►

Компетентный специалист Рисунок 1 - Схема процесса образования

С точки зрения авторов:

- образовательная деятельность - организация и реализация процесса образования;

- образование - процесс обучения и воспитания, результат образовательной деятельности;

- обучение - процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего;

- воспитание - процесс интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и т.д. развития человека;

- образовательная услуга - один из видов основных услуг, оказываемых образовательной организацией в ходе обучения.

Литература

1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Издательство политической литературы, 1984. 320 с.

2. Миронова И.Б. Гарантирование качества образования в системе управления образовательной услугой : монография / И.Б. Миронова, В.С. Степанова; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. - 132 с.

3. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 [сайт]. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 28.08.2014).

4. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3 (147). С. 139 - 150.

5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 560 с.

6. Сатунина А.Е. Технология обучения, технология образования, образовательная услуга: диалектика понятий // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 4. С. 73 - 74.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

544 с.

8. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Obrazovanie-1186.html (дата обращения 02.09.2014).

9. URL: http://kodeksy-kz.cOm/ka/dictionary/o/obrazovatel_naya_deyatel_nost.htm (дата обращения 10.09.2014).

10. URL: http://www.pedpro.ru/termins/107.htm (дата обращения 21.09.2014).

11. URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения 23.11.2014).

12. URL: http://tolkslovar.ru/o2264.html (дата обращения 29.09.2014).

13. URL: http://uchebnikionline.com (дата обращения 18.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.