ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Степанова В.С., Миронова И.Б.
О ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА»
На современном этапе образование является неотъемлемой частью процесса формирования человеческого капитала. Учитывая возрастание роли последнего в тенденциях экономического и научно-технического развития, следует подчеркнуть значимость образовательной услуги и образовательной деятельности в целом, как главной движущей силы развития современного общества. Тем не менее, в отношении определения понятий «образование», «образовательная услуга», «образовательная деятельность» в научной среде не сформировалось единое мнение. Обусловлено это не только многовариантностью сущности данных понятий, но и их спецификой. В связи с этим, мы решили провести анализ и систематизацию предлагаемых трактовок.
Согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённого объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3]. То есть образование - это, в первую очередь, процесс воспитания и обучения. Также, согласно педагогическому словарю «в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей» [8].
Действительно, образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов [11].
В Кратком педагогическом словаре пропагандиста отмечено, что «образование -процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» [1].
Некоторые авторы, например, А.В. Хуторской выделяет несколько аспектов данного понятия:
- образование как система образовательных структур;
- образование как процесс и образование как результат;
- образование по отношению к различным субъектам личности, коллективу, обществу, человечеству;
- образование как воздействие на личность (формирование) и образование как развитие личности (формирование её субъективных возможностей);
- образование как воспитание и образование как обучение [7].
В данном контексте нас интересует несколько аспектов - образование как воспитание и как обучение, а также образование как процесс и результат.
Рассмотрим сущность понятия «образование» с точки зрения воспитания и обучения.
Воспитание осуществляется с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, «социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3].
Обучение же - это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей...» [3]. То есть обучение - это организация деятельности самих обучающихся. В тоже время А.Е. Сатунина утверждает, что это «процесс совместной деятельности преподавателя и студента, имеющий своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков по определённой учебной дисциплине..». А вот образование - «есть результат этого процесса» [6].
Российская педагогическая энциклопедия также отмечает, что обучение - «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание» [5].
Такую же трактовку мы наблюдаем у ряда авторов:
- обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [11];
- обучение определяется как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися [10];
- обучение - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. [12];
- обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия двух сторон и овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков [13].
На основании вышеизложенного делаем вывод: обучение - управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего.
Таким образом, образование - процесс, в ходе которого личность развивается нравственно, духовно, физически, а также овладевает определёнными знаниями, умениями, навыками (компетенциями). Но, в тоже время, образование - результат образовательного процесса, характеризующий уровень нравственного, духовного, физического развития личности, а также уровень развития компетенций личности или её компетентности.
На наш взгляд, «образование» включает в себя и образование как социальное явление, и как социальную ценность для каждого, и как особую функцию общества и государства по отношению к своим гражданам, и как процесс и результат социализации
членов общества, и как результат образовательной деятельности [2].
Образовательная деятельность представляет собой процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности [9]. То есть образовательная деятельность - это деятельность, реализующая процессы обучения и воспитания.
Значит, для реализации образовательной деятельности необходимо оказывать не только образовательные услуги, но и услуги по воспитанию и развитию личности. Для реализации качественной образовательной деятельности необходимо наличие сопутствующих услуг: общежитие, спортивные комплексы, комплексы общественного питания, медицинское обслуживание, аудитории для проведения культурно-массовых мероприятий, наличие аудиторий для проведения лекционных, практических и т.д. занятий и т.д.
Следовательно, образовательная деятельность включает в себя .... действия по организации образовательного процесса [4] или процесса образования.
В ходе реализации образовательной деятельности оказывается ряд услуг:
1. Основные услуги:
1.1) образовательные (формируют определённые общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Реализуются в процессе проведения лекционных, практических, лабораторных и т.д. занятий, всех видов практик, итоговой государственной аттестации и т.д.);
1.2) методические (предоставление обучающемуся методических указаний по изучению курса дисциплины, по выполнению курсовых, контрольных, выпускных квалификационных работ, программ всех видов практик, учебников, учебных пособий и т.д.);
1.3) научные (консультирование, руководство научно-исследовательской работой обучающихся);
1.4) связанные с духовно-нравственным, творческим воспитанием и развитием обучающихся (организация и проведение культурно-массовых мероприятий и т.д.);
1.5) связанные с физическим развитием обучающихся (руководство и предоставление условий для занятий спортом, в том числе участие в спортивных мероприятиях различного уровня и т.д.).
2. Дополнительные (сопутствующие) услуги:
2.1) по рекламе образовательных программ;
2.2) по организации и проведению подготовительных курсов для будущих абитуриентов;
2.3) по организации и проведению приёмной кампании по набору студентов;
2.4) по зачислению абитуриентов на первый курс;
2.5) медицинские;
2.6) по организации питания;
2.7) по организации проживания;
2.8) информационные (например, доступ к сети Интернет, наличие библиотеки, читального зала и т.д.);
2.9) по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
2.10) по предоставлению соответствующего качества инфраструктуры (учебные аудитории, лаборатории, наличие соответствующего оборудования и т.д.);
2.11) по выдаче документа о квалификации.
Учитывая вышеизложенное можно выстроить следующую взаимосвязь понятий:
Образование
обучение Л _ основные услуги
> образовательная ^^ воспитание У деятельность ^^^ дополнительные
услуги
Следовательно, образовательная деятельность более широкое понятием, чем образование (процесс обучения и воспитания), в ходе реализации образовательной деятельности оказываются основные и дополнительные услуги. То есть это деятельность по организации и осуществлению процесса образования.
Таблица 1 - Схема организации и реализации процесса образования
Образовательная деятельность
Организация процесса образования Реализация процесса образования
Оказание дополнительных (сопутствующих) услуг Оказание основных услуг
Процесс образования можно схематично изобразить следующим образом:
Вход
Студент первого курса
Обучение Воспитание
Реализация основных услуг
Выход -►
Компетентный специалист Рисунок 1 - Схема процесса образования
С точки зрения авторов:
- образовательная деятельность - организация и реализация процесса образования;
- образование - процесс обучения и воспитания, результат образовательной деятельности;
- обучение - процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего;
- воспитание - процесс интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и т.д. развития человека;
- образовательная услуга - один из видов основных услуг, оказываемых образовательной организацией в ходе обучения.
Литература
1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Издательство политической литературы, 1984. 320 с.
2. Миронова И.Б. Гарантирование качества образования в системе управления образовательной услугой : монография / И.Б. Миронова, В.С. Степанова; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Ю. В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. - 132 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 [сайт]. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 28.08.2014).
4. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3 (147). С. 139 - 150.
5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 560 с.
6. Сатунина А.Е. Технология обучения, технология образования, образовательная услуга: диалектика понятий // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 4. С. 73 - 74.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
544 с.
8. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Obrazovanie-1186.html (дата обращения 02.09.2014).
9. URL: http://kodeksy-kz.cOm/ka/dictionary/o/obrazovatel_naya_deyatel_nost.htm (дата обращения 10.09.2014).
10. URL: http://www.pedpro.ru/termins/107.htm (дата обращения 21.09.2014).
11. URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения 23.11.2014).
12. URL: http://tolkslovar.ru/o2264.html (дата обращения 29.09.2014).
13. URL: http://uchebnikionline.com (дата обращения 18.10.2014).