Научная статья на тему 'О датировке нового года в древнеегипетском календаре'

О датировке нового года в древнеегипетском календаре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1199
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Е. Н.

Подтверждая верность периодизации древнеегипетских месяцев в сельскохозяйственных сезонах, предложенной Г. Масперо, мы утверждаем, что первый месяц Тоот сезона Ша («Разлив Нила») начинался 21-22 июня, в день летнего астрономического солнцестояния, а не 29 августа, как предполагал французский египтолог. Что сдвиг календарных дат на два месяца назад делает периодизацию более точной. Об этом свидетельствует представленная в статье «Климатологическая модель Древнего Египта», составленная на основе сопоставления данных Г. Масперо и Г. Роллена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О датировке нового года в древнеегипетском календаре»

Библиографический список

1. Хокинс, Дж. Кроме Стоунхенджа: [пер. с англ.] / Дж. Хокинс. - М. : Мир, 1977. - С. 170.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. М.А. Коростовцева [и др.]. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 90-92.

3. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. - М.; Л. : Искусство, 1961. -С. 326-327.

E.N. POLYAKOV

THE DEVELOPMENT OF SOLAR CULT TRADITIONS IN ANCIENT EGYPTIAN ARCHITECTURE OF NEW KINGDOM PERIOD

The main reasons of religious confrontation among Pharaohs of XVIII dynasty and priests of fivan Amona-Ra God were presented in the paper. The elements of Solar cult demonstration at Dgosera and Hafra times in ancient Egyptian architecture of XVI-XIII centuries B.C. were considered.

УДК 72. 032.6

Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент

О ДАТИРОВКЕ НОВОГО ГОДА в Древнеегипетском календаре

Подтверждая верность периодизации древнеегипетских месяцев в сельскохозяйственных сезонах, предложенной Г. Масперо, мы утверждаем, что первый месяц Тоот сезона Ша («Разлив Нила») начинался 21-22 июня, в день летнего астрономического солнцестояния, а не 29 августа, как предполагал французский египтолог. Что сдвиг календарных дат на два месяца назад делает периодизацию более точной. Об этом свидетельствует представленная в статье «Климатологическая модель Древнего Египта», составленная на основе сопоставления данных Г. Масперо и Г. Роллена.

Древнеегипетская цивилизация прекратила свое существование более двух тысячелетий назад, оставив после себя немало тайн и загадок. Одной из них является солнечный календарь, а точнее - дата празднования Нового года. В литературе по Древнему Египту не существует единого мнения по данному вопросу, поэтому материал этой статьи следует рассматривать в качестве рабочей гипотезы.

Поскольку египтяне являются изобретателями солнечного календаря, естественно предположить, что в качестве исходной точки отсчета годичного цикла они могли принять одну из дат солнечных равноденствий (21 марта, 21 сентября) или солнцестояний (21 июня, 21 декабря). Однако встречающиеся в трудах отечественных и зарубежных египтологов даты Нового года довольно противоречивы и не всегда соответствуют перечисленным выше.

К примеру, известный французский египтолог Г астон Масперо считает датой начала солнечного цикла 29 августа по старому (юлианскому) стилю [1], что приблизительно соответствует 12 сентября по новому, григорианскому, стилю. Американский ученый Джеральд Хокинс уверен, что новогодней датой в Древнем Египте был день зимнего солнцестояния - 21 декабря, когда Солнце находилось в южном полушарии над тропиком Козерога [2]. В комментариях к «Истории» Геродота указана еще одна дата - 19 июля [3]. Очень многие ученые, не указывая конкретной даты, связывают начало солнечного года с восходом Сириуса и началом разлива Нила. Понятно, что эта проблема достаточно спорна и требует специального рассмотрения.

Познакомимся с древнеегипетским календарем поближе. Страбон дал следующую оценку астрономическим познаниям египтян: «В Гелиуполе (Гелиополе. - П.Е.) я видел большие дома, в которых жили жрецы, которые занимались философией и астрономией.... Эти жрецы научили Платона и Евдокса применять доли дня и ночи, которые, набегая сверх 365 дней, наполняют время «истинного» года.» [4]. Страбон побывал в Египте в конце I века до н. э., когда тот был уже римской провинцией. В этот период в стране была проведена календарная реформа, утвердившая високосные годы. А до этого, начиная с 2700 г. до н.э., солнечный календарь египтян не совпадал с астрономическим. Он насчитывал 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 дней, которые считались днями рождения наиболее популярных богов Обеих Земель. Столь серьезную погрешность в летоисчислении можно объяснить несовершенством календарной системы египтян, поскольку летоисчисление они вели обычно по периодам правления своих фараонов (списку Манефона и др.). В 238 году до н.э. Птолемей III Эвергет стал прибавлять в конце каждого четвертого (високосного) года еще одни, 366-е сутки, но столкнулся с оппозицией в лице жречества, которое придерживалось старинных традиций. Лишь император Август решительно пресек консерватизм египетских жрецов и утвердил поправку Эвергета.

В связи с этим интересно отметить, что вавилонские жрецы-халдеи, которые проводили наблюдения за сменами лунных фаз с вершин многоярусных башен (зиккуратов), создали более совершенный лунный календарь. Их год насчитывал 365 дней 6 часов 11 минут, что составляет разницу с астрономическим годом всего в три минуты. Этим календарем пользуются в наше время жители мусульманских стран и Израиля.

Поскольку древнеегипетский солнечный календарь был недостаточно совершенен для точного летоисчисления, египтяне были вынуждены связывать свою календарную систему с какими-либо повторяющимися природными явлениями, приняв их за исходные точки отсчета.

В конце июня обитатели Та-Кемт (Черной Земли) могли наблюдать сразу четыре природных явления, связанных с началом разлива Нила. Два из них -гелиакальный восход Сириуса и летнее солнцестояние - можно отнести к разряду астрономических. Вполне возможно, что обнаружение этих примет на небосклоне было прерогативой ученых-жрецов, которые держали свое знание в глубокой тайне от непосвященных. Зато две другие приметы - прилет священных ибисов (Ibidae) и первое появление мутной «красной» воды - были из-

вестны каждому египтянину. Если считать, что материя первична по отношению к сознанию, то логично будет предположить, что древние египтяне были стихийными материалистами, воспитанными на культах Природы. Поэтому они могли воспринимать подобные природные феномены безо всякой связи с астрономическим календарем. То есть прилет ибисов и гелиакальный восход Сириуса перед самым рассветом воспринимался ими в качестве вестников начинающегося нильского разлива независимо от календарной даты. А если быть точнее, то эти явления брались в качестве исходных точек отсчета годичного цикла, а общая продолжительность года измерялась временными периодами между двумя солнцестояниями или восходами Сириуса. То есть египетский календарь намеренно подстраивался под эти природные явления.

Рассмотрим теперь эти четыре приметы начала нильского разлива более детально.

Гелиакальный восход Сириуса

Сириус (а Большого Пса) - самая яркая звезда северного полушария из созвездия белых карликов. Ее размеры и яркость не могли не привлечь внимания людей еще в глубокой древности. Греки назвали эту звезду «знойной, сверкающей», индийцы - «Вождем звезд», персы - «Стрелой», китайцы -«Небесным Волком». Египтяне отождествляли эту звезду с богиней Исидой (греч. Сотис). Помимо чисто внешних характеристик, Сириус привлекал к себе внимание относительно редким появлением на небосклоне, как это и подобает «звездному королю». В ГУ-Ш тысячелетиях до н.э. появление Сириуса, действительно, совпадало по времени с началом разлива Нила. Тогда Сириус впервые появлялся ранней весной в вечерние часы на западе. С каждым днем звезда появлялась на горизонте все позже, пока не исчезала совсем. В действительности Сириус в этот период восходил после Солнца и поэтому оставался невидимым. Примерно через два с половиной месяца в конце июня «король звезд» появлялся уже на востоке. Едва сверкнув в предрассветном небе, звезда тотчас же угасала в лучах восходящего Солнца. Одновременно с этим начинала прибывать вода в Ниле.

Долгое время гелиакальный («выходящий из лучей Солнца») восход Сириуса происходил в конце июня. Впоследствии из-за прецессий он начал понемногу запаздывать, но египтяне упорно продолжали отождествлять три явления - восход Сириуса (Сотис), солнцестояние и начало разлива Нила. На Дендерском Зодиаке, составленном при Птолемеях, рядом с изображением Сириуса поместили изображение богини с двумя змеями (символ наводнения). Зная о несовершенстве своего календаря, египетские жрецы перестали обращать внимание на «опоздания» Сириуса. В конце концов, он через каждые 1460 лет «совпадал по фазе» с началом разлива - чего еще желать? Ведь египтяне с их идеей вечного существования не привыкли куда-либо спешить. Этот временной отрезок греки назвали софическим, по имени Сотис (Исиды). Согласно математическим расчетам, в 4236-м, 2776-м, 1318-м годах до нашей эры и в 138-м году после рождения Христа восход Сириуса идеаль-

но совпадал с началом разлива Нила. О последнем таком явлении сообщил в своей реляции императору Адриану прокуратор Египта Цензорин.

Как видно из упомянутого выше, восходы Сириуса доставили в свое время немало хлопот египетским жрецам. В этом плане Солнце было более надежным ориентиром для астрономических наблюдений и предсказаний всякого рода.

Летнее солнцестояние (солнцеворот)

Приблизительно к 21 июня Солнце завершает свое «триумфальное шествие» на север и зависает над тропиком Рака (23027' северной широты). В северном полушарии это разгар лета, сутки с самой короткой ночью. Точки восхода и захода Солнца в этот день видны под углами, приблизительно равными широте данной местности. В Фивах этот угол составляет приблизительно 25°40', в Мемфисе - около 30°. Поскольку Нил несет свои воды на север, египтяне вполне могли предположить, что само Солнце, неуклонно склоняясь в том же направлении к точке своего стояния, увлекает наводнение за собой. Или, согласно старинной легенде, заставляет разомлевшего от жары бога Ха-пи все ниже склонять к земле два своих волшебных кувшина, наполненных живительной влагой - Голубым и Белым Нилом. После солнцеворота светило возвращается на юг и, оказавшись за экватором, забирает обратно излишки нильской воды. К концу ноября река входит обратно в свои берега.

Примечательно, что жрецы старались держать свои познания о восходах Сириуса и о солнцестояниях в тайне. Не сохранилось ни одного памятника архитектуры, который был бы ориентирован на точки летних солнцестояний. Можно, однако, допустить, что на парапетах пилонов или в небольших святилищах Солнца, откуда жрецы вели свои наблюдения, сохранились фрагменты визирных отметок астрономического назначения. Возможно также, что величина «священных азимутов» была зафиксирована тайнописью на листах папируса, не дошедших до наших дней. По крайней мере, каменных текстов, подтверждающих или опровергающих наши догадки, пока не обнаружено.

Если результаты астрономических наблюдений для простого египтянина были тайной за семью печатями, то он мог при определении сроков начала нильского разлива руководствоваться чисто земными приметами.

Прилёт священных ибисов

Священный ибис (Ibididae) - крупная птица из семейства аистообразных. Она имеет длинный, загнутый книзу клюв, красные глаза и ярко-белое оперение с черными отметинами. Её голова и шея полностью лишены перьев, что придавало птице сходство с древнеегипетским жрецом. Большую часть года ибисы проводят на территории Судана и Эфиопии (рис. 1).

Рис. 1. Священный ибис (К^(!ае) - олицетворение бога Тота (по А.Э. Брэму)

Ибисы - птицы перелетные. После уборки урожая, не дожидаясь пустынных суховеев, они мигрируют на юг, к тропическим болотам. В конце же июня, с началом нильского разлива, вновь собираются в громадные стаи и возвращаются на север (рис. 2).

Рис. 2. Священный ибис в полёте

В Египте ибисы появляются с приходом «красной» воды. Река оставляет на берегах плодородный ил, и люди связали появление этих птиц с благотворным влиянием наводнений. Считалось, что именно ибис заставляет Нил выходить из берегов. Естественно, что за убийство птицы очень строго наказывали. В честь неё возводили храмы, а после смерти мумифицировали.

Скорее всего, именно это обстоятельство, совпавшее по времени с прилетом птиц в канун очередного сельскохозяйственного года, дало наименование первому месяцу древнеегипетского календаря (Тоот). Орнитологи отмечали появление священных ибисов в этот период даже на побережье Каспийского моря. Причиной подобных массовых перелетов является появление громадного количества лягушек, ящериц и змей, которые, спасаясь от наводнения, покидают свои норы. Ибис считался священной птицей бога мудрости Тота, хотя по природе своей она «довольно глупа и очень прожорлива» (А.Э. Брэм).

И наконец, четвертая примета начинающегося разлива - появление «красной» воды. Имеется в виду буро-красная, похожая на кровь, первая партии воды, прибывающей с юга. Подобную окраску воде придают минеральные частицы, вымываемые летними дождями с Абиссинского нагорья. Смешиваясь с органическими добавками, эти частицы образуют геф - плодородную «черную землю» нильской долины.

По мнению М.Э. Матье [5], появление «красной» воды легло в основу древнеегипетского мифа о триумфальном возвращении богини-львицы Теф-нут в Египет из Нубии. Прекрасная дочь Ра, олицетворявшая женский дух растительности и плодородия земли, ежегодно уходит на юг и возвращается с водами Нила. Праздник Хатхор-Тефнут («Встреча вод Хапи») был наполнен весельем и радостью. В честь богини танцевали и пели песни, совершали возлияния в Нил вина и пива. Фараон бросал в воду свиток папируса с привязанным золотым бруском, содержавший просьбу обеспечить полям плодородие. В праздничной процессии участвовали все жители прибрежных поселений во главе со жрецами. Женский хор славил возрождение природы, грядущее изобилие и богатый урожай. Красный цвет первой нильской воды связывался также с мифом об истреблении людей, главным персонажем которого выступала Тефнут. Разгневанная дочь Ра в облике львицы несла людям смерть и разрушения до тех пор, пока ее не догадались напоить хмельным суррогатом. Напиток приготовили из смеси ячменного пива и красного минерального порошка, за которым срочно послали в далекую Элефантину (или Абиссинию?). Поэтому не случайно возвращение радости в этом сказании связывается с «красной» водой, заливающей поля Египта.

Итак, приблизительно в одно и то же время - в конце июня - происходит несколько знаменательных событий: гелиакальный восход Сириуса, летнее солнцестояние, прилет священных ибисов и появление в Ниле потока «красной» воды. Если учесть, что перед этим природа Обеих Земель находилась в могильном оцепенении, переживая пятидесятилетний цикл песчаных бурь, то становится понятным праздничное ликование земледельцев по поводу возвращения живительной влаги, надежд на богатый урожай и очередное возрождение природы.

Интересно, что сама природа как бы подтверждает правдивость событий, изложенных в мифах. Богиня-львица Тефнут, насытившаяся человеческой кровью и подкрашенным пивом («красная» вода), возвратилась в Египет из Нубии благодаря уговорам богов Шу и Тота, обратившихся для этой цели в павианов. Павиан - одна из ипостасей бога Тота. Его же основное обличье -священный ибис, прилет которого связывали с разливом Нила. То есть Тот, обратившийся в птицу, действительно возвращается в Египет вместе с Тефнут («красной» водой)! Но продолжим наш анализ.

По свидетельству профессора Г. Роллена, «в начале июня и четырех последующих месяцев ветры от норд-оста веют постоянно, дабы изгнать воду и не допустить, чтобы она шла в море, в которое они ей, так сказать, запирают ворота.» [6]. Возвращение Тефнут в Египет завершается ее браком со спутником Тота, богом Шу (северо-восточными ветрами) и «священным зачатием» - удержанием плодоносной воды на полях и в каналах. Согласно древней гелиопольской версии о сотворении мира, бог Шу является олицетворением Воздуха, его супруга Тефнут - божественной Влаги. В результате их союза рождаются Осирис (бог растительности и земного плодородия), Исида (звезда Сириус), Сет (бог песчаных бурь) и Нефтида, его супруга. Что же касается летнего солнцестояния, совпадающего по времени с началом разлива Нила, то это ничто иное, как олицетворение отца Тефнут - бога солнца Ра, который, находясь в зените своей славы и могущества, обратил свое лицо в сторону возвратившейся любимой дочери (летний солнцеворот) (рис. 3).

Рис. 3. Возвращение богини Тефнут в Египет (Ра - солнечный диск с уреем, Тефнут -львица, Шу - павиан, Тот - ибис)

В эпоху Среднего царства этот миф постепенно трансформировался в легенду о ежегодном умирании и воскресении бога Осириса. Следует отметить, что мифы об умирающей и воскресающей природе (культы древнеегипетского Осириса, месопотамского Думузи-Таммуза и др.) четко увязывали деятельность этих богов с ежегодным возрождением природы и началом разлива рек. Таким образом, конец июня вполне можно считать исходной точкой отсчета древнеегипетского солнечного года.

А теперь, определив оптимальный вариант даты начала календарного года в Древнем Египте, попытаемся разобраться со структурой древнеегипетского календаря. Для этого, вновь опираясь на данные Г. Роллена, составим общую схему календаря сельскохозяйственных работ.

Итак, Роллен утверждает, что начало разлива Нила совпадает с летним солнцеворотом - «окончанием Июня месяца». Эту же версию подтверждает вышепроведенный анализ. Если придерживаться списка месяцев египетского календаря, составленного Г. Масперо [1], то получаем следующую схему (рис. 4).

— рлглиь Нила

ЯЯЯП ----- ПОСЕВНЫЕ РАБОТЫ

- ВЫПАС СКОТА

ЙКЯ-ТгДЗ — ПЧСТЫННЫЕ вмги

Рис. 4. Климатологическая модель Древнего Египта. Реконструкция

Сезон Ша («Разлив» - месяцы Тоот (с 21 июня), Паофи, Атир, Шояк)

В этом сезоне в течение ста дней (по Геродоту и Страбону) происходит постепенное повышение уровня воды в Ниле на 12-16 локтей. Верхний уровень достигается к концу месяца Атир (сентябрь). Вода начинает незаметно прибывать еще в мае (Епифи), но только к концу месяца Мезори (июнь) подъем воды становится заметным, появляется «красная» вода. Профессор Г. Рол-лен пишет: «Нет ничего столь увеселительнее видения, как Египет в два времени года. (В Июле-Августе это) ... великое море, на котором стоит множество городов и сел, со многими насыпными валами, которые ведут с одного места на другое. Все сие имеет, по местам, рощи и плодородные деревья, которых токмо видны вершины, что чрезмерно увеселяет глаза. Сия перспектива окружена горами и лесом, которые в отдалении открывают самый приятный горизонт на свете.» [6, с. 27]. И далее: «Места, которые Нил напаивает, столь пространны и столь глубоки, также и число каналов столь велико, что из всей воды, которая приходит в Египет в месяцах Июне, Июле и Августе, думаю, не доходит десятой части в море.». В начале октября вода начинает постепенно убывать, обнажая насыщенную илом почву.

Сезон Про («Посев» - месяцы Тоби (с 21 октября),

Мешир, Фаменот, Фармути)

На эти четыре месяца приходится основной объем сельскохозяйственных работ. К концу ноября Нил окончательно входит в свои берега, полностью обнажая поля. Но уже в октябре на еще влажных от ушедшей воды участках начинаются посевные работы. По свидетельству Геродота, они несложны, так как египтяне «никогда не обрабатывают землю плугом». Зерно или семена разбрасываются по полю, после чего прогоняется стадо свиней - посев окончен! Плодородие гефа (черной илистой почвы) настолько велико, что его хватает на три-четыре урожая. Роллен: «Сеют там салат и огурцы, потом хлеб, а вскоре и собирают плоды, а также различную зелень, которая особливо родится только в Египте. Не менее подает Нил и корма скоту - другому источнику благосостояния Египта. Начинают выпускать скотину на траву в Ноябре, что продолжается до самого конца Марта. Стада отъедаются в очень короткое время.» [6, с. 25]. Урожаи зерновых в Египте были настолько велики, что это государство в течение столетий оставалось главным экспортером пшеницы в Средиземноморье.

Солнце в конце декабря стоит над тропиком Козерога - зимнее солнцестояние. Погода сравнительно прохладная: «Зимой, около месяцев Генваря и Февраля все то поле подобно есть преизрядному лугу, которого зеленость, украшенная цветами, весьма веселит видение. Видимы по всем сторонам света, рассыпавшиеся по полю, также великое множество земледельцев и садовников. На воздухе тогда бывает великое благосостояние от множества померанцевого, цитронного и других дерев. Оный есть столь чист, что не можно вдыхать в себя более приятнейшего.» [6, с. 27].

Сезон Шему («Жатва, засуха» - Памом (с 21 февраля),

Паини, Епифи, Мезори)

Этими месяцами завершается древнеегипетский календарный год. Жатва, согласно Г. Роллену, происходит «в месяцах Марте и Апреле». Это период интенсивных уборочных работ - нет смысла оставлять что-либо на полях или на деревьях, так как все будет уничтожено грядущими суховеями. К концу апреля весь урожай ссыпается в амбары. На Празднике Жатвы приносятся благодарственные жертвы хранительнице амбаров Рененутет (богине в облике кобры). Скот загоняется в стойла.

В начале мая на Египет обрушиваются смертоносные песчаные бури. Они не прекращаются в течение пятидесяти дней («50 злых слуг бога Сета»). Пустынные бури (хамсин) сопровождаются высокими певучими звуками, напоминающими игру серебряных труб. Египтяне называют их «песнями смерти» («В пустыне все боги злы»). В мае-июне жизнь в Египте замирает. Поля покрываются толстым слоем песка, русло Нила сужается до минимальных пределов, прекращается судоходство. Злой бог Сет одерживает временную победу над Осирисом. Но это кажущееся могущество враждебных сил. Египетские земледельцы не теряют надежды на скорое окончание бедствий, - в Абиссинии в апреле уже начались тропические ливни. В урочный час накопившаяся за три месяца избыточная влага Голубого Нила хлынет на высушенные солнцем поля «Возлюбленной Земли». Начинается новый отсчет времени.

Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1. Наиболее вероятной датой празднования Нового года в Древнем Египте ІУ-ІІІ тысячелетий до н.э. следует признать конец июня - день летнего солнцестояния. В этот период в южных номах наблюдается заметное повышение уровня воды; оно вызвано муссонными дождями над Абиссинским (Эфиопским) нагорьем.

2. Учитывая то, что начало разлива Нила сопровождалось массовыми перелетами священных ибисов (ипостась бога Тота), можно предположить, что самый первый месяц древнеегипетского календаря (Тоот) назван именем этого бога.

3. Подтверждая правильность периодизации древнеегипетских месяцев в сельскохозяйственных сезонах, предложенной Г. Масперо, мы утверждаем что первый месяц Тоот сезона Ша («Разлив Нила») начинался 21-22 июня, в день астрономического солнцестояния, а не 29 августа, как предполагал французский египтолог. Сдвиг календарных дат на два месяца назад делает периодизацию более точной. Об этом свидетельствует представленная в статье «Климатологическая модель Древнего Египта», составленная на основе сопоставления данных Г. Масперо и Г. Роллена.

Библиографический список

1. Масперо, Г. Древняя история. Египет, Ассирия: [пер. с франц.] / Г. Масперо. - СПб. :

Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1892. - С. 4.

2. Хокинс, Дж. Кроме Стоунхенджа: [пер. с англ.] / Дж. Хокинс. - М. : Мир, 1977. - С. 169.

3. Геродот. История в девяти книгах / Геродот / пер. Г.А. Стратановского. - Л. : Наука,

1972. - С. 81.

4. Страбон. География в 17 книгах / Страбон / пер. Г.А. Стратановсного. - М. : Наука, 1964. - С. 743.

5. Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы / М.Э. Матье. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1956. -С. 48-51.

6. Ролен, Г. Древняя история. Об египтянах. Т. 1 / Г. Ролен. - СПб. : Изд-во Императорской академии наук, 1749. - С. 26.

E.N. POLYAKOV

ABOUT NEW YEAR DATE IN ANCIENT EGYPTIAN CALENDAR

The paper considers the faithfulness to division into periods of ancient Greece months in agricultural seasons, suggested by G. Maspero. The authors of the paper confirm, that the first month of Toot season Sha («Nile flood») started on 21-22 June in the day of summer astrology solstice and not on 29 August as French Egyptologist supposed. Displacement of calendar dates on two months back makes division into periods more accurate. «Climatological model of Ancient Egypt» composed on the basis of comparison of G. Maspero and G. Rollen’s data is the confirmation of more accurate division into periods.

УДК 728.2:691.11:72.035/.036

И. В. КУЛИКОВА, аспирант

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕРЕВЯННОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В ТОМСКЕ (конец XIX - начало XX века)

На примере Томска в статье рассматриваются формирование и развитие городского деревянного дома, организованного по принципу доходности. Рассматривается трансформация планировочной структуры жилого дома от крестьянского городского жилья до многоквартирного дома, площади которого сдавались внаем. Обозначается многообразие планировочных и объемно-пространственных решений такого типа жилого дома.

Город Томск, отпраздновавший свое 400-летие в 2004 году, является уникальным крупным российским городом Западно-Сибирского региона. Он принадлежит к числу исторических городов, сохранивших до настоящих дней на редкость целостную архитектурно-планировочную структуру центральных районов. И это в отличие от других крупных городов Сибири, где в процессе реконструкции и развития нового строительства была почти утрачена исторически сложившаяся застройка, сохранившаяся до нашего времени лишь фрагментарно. Особенно остро проблема сохранения исторической застройки в виде целостных городских районов обозначилась в последние годы. Ведь известно, что в исторической застройке Томска до сих пор преобладает деревянная архитектура. И этим, собственно, она привлекает к себе специалистов по архитектуре как предмет для проведения практических исследований и работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.