О ЧИСЛОВЫХ ПРЕВРАЩЕНИЯХ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИЯХ
В.Ю. Ирхин
Институт физики металлов им. М.Н. Михеева УрО РАН Valentin.Irkhin@imp. uran. т
Рассмотрены философская интерпретация и применение символики числовых последовательностей в психологии, духовной этике и практике. Обсуждаются соответствующие этические категории восточной и западной традиций, в том числе Китая и Индии, буддизма и христианства.
Ключевые слова: И Цзин, платонизм, буддизм, христианство, духовный путь.
В целях сравнительного анализа попытаемся связать оригинальную концепцию, изложенную в статье [1], с традиционной символикой, в особенности числовой. В ряде философских и эзотерических трактатов Числа считаются божественными; их тайны сохраняются в сакральных текстах, в народных преданиях и даже в играх (например, в карточных). По древнегреческому преданию, числа были даны смертным людям титаном Прометеем.
Я научил из первой из наук,
Науке числ и грамоте.
(Эсхил. Прометей прикованный)
Платон различал два рода чисел: идеальные (качественно различные и не сводимые друг к другу) и математические. Математические числа понимались как некоторые сущности, промежуточные между идеями и вещами, посредники между идеальным и материальным миром [2].
В пифагорейских записках содержится также вот что. Начало всего - единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них -плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры; из них - чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы - огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир... (Диоген Лаэрций, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. 8, 1,25)
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три - все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. (Дао Дэ Цзин 42)
Как отмечается в начале статьи [1], важнейшими являются символы Инь-Ян и переходы между ними, раскрывающие все многообразие проявлений Единого в двойственности и последующих Числах. От Единого мы переходим к двойственности, от двойки - к динамической троице, творящей мир.
И я знаю, что два не число
и числом не станет,
Это только тоска вдвоем со своею тенью...
Цифра два ненавистна мертвым,
Но она баюкает женщин.
(Ф. Гарсиа Лорка)
Особый смысл пифагорейская традиция приписывала числу четыре, которое символизировало устойчивость, "статическую" целостность (в отличие от динамической целостности тройки). Таким образом, объединяющий принцип тройки - статическая четверка; об этом много писал К. Юнг, связывая ее с женским началом (см. также [3]).
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. (От Матфея 13:33)
Основную роль в восточной философии играют скорее переходы, чем сами числовые значения. Никакое число не существует без следующего состояния. Начиная называть числа, мы вступаем на Путь. Чтобы сохранить хоть какую-то определенность в рассуждениях и классификациях, нужно иметь недостаточность в рассуждении.
Как объясняет буддийская абхидхарма, постоянного числа не существует, а есть переходное состояние к следующему числу (отсюда и некоторая неопределенность в обсуждаемых классификациях). Чтобы описать такие переходные процессы, приходится останавливаться на один шаг раньше и называть число, меньшее на единицу. Примеры можно найти и в священных писаниях:
«Скажут они: "Трое, а четвертый у них - пес", - и скажут: "Пять, а шестой -пес", - гадая о скрытом; и скажут: "Семь, а восьмой - пес". Скажи: "Господь мой лучше знает число их. Знают его только немногие"». (Коран 18:22)
« .И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.» (Откр.17:10-11)
В качестве еще одного психологического подтверждения важности переходов можно привести следующий факт: антропологические исследования показывают, что исторически порядковые числительные предшествуют количественным.
Наиболее подробно переходные процессы рассматриваются в китайской системе И Цзин. Раскрытие символики гексаграмм И Цзин является обширной областью, которой посвящен ряд комментариев и трактатов. Помимо философского, эта тема имеет большое практическое значение для описания переходов как во внешнем мире (включая смену природных явлений и исторические события), так и во внутреннем мире, биологических и психических ритмах человека. Ведь каждая из 64 гексаграмм представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Афоризм при данной гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном или в целом. Каждый афоризм при отдельных чертах гексаграммы представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации [4]. Для «визуализации» внутренней работы с гексаграммами широко используются гадательные техники, включая бросание трех монет. Они помогают выбрать благоприятный момент для начала определенного действия.
В буддизме рассматривается детальная схема механизма причин и следствий, взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). Это двенадцатичленная формула бытия, или 12 нидан, образующих круговорот страдания (сансару). Эти двенадцать звеньев обозначаются как: неведение (авидья - мы не осознаём истинную природу ума, а верим в реально существующее Я); зарождение формирующих факторов, привычек и стереотипов (санскар, или санкхар); распознавание объектов (виджняна); присвоение имен и форм (нама-рупа); пробуждение шести органов чувств, базовое восприятие (шадаятана); связь с предметами, контакт между сознанием и объектом (пхасса); ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (ведана); желание достигать или избегать (тришна); привязанность и присвоение (упадана); становление-воплощение (бхава); рождение (джати) и вся совокупность страдания - старость (джара) и смерть (марана).
В ходе числовых превращений преодолевается двойственность положительного и отрицательного, что хорошо отражено в подходе [1]. На языке игральных фишек - это перевороты в многомерных пространствах. Три яда (жадность, ненависть, неведение -двигатели колеса бытия-сансары) преобразуются в три драгоценности (Будда, дхарма-учение и община-сангха); колесо сансары преобразуется в колесо дхармы.
В Индии различают девять эмоциональных состояний-рас: любовь (sriñgara), героизм (virya), отвращение (bibhatsa), ярость (raudra), весёлость (hasya), ужас (bhayanaka), жалость (karuna), изумление (adbhuta), спокойствие (santa).
Переходы 5-6, 6-7 соответствуют духовному восхождению [5,6]. Стихии (bhuta) -элементы, составляющие материальную основу космоса. Традиционный список включает 5 "великих элементов" (махабхут): акаша (эфир, пространство) - носитель звука, связанный с органом слуха; ветер, связанный с осязанием; огонь - со зрением; вода - со вкусом и земля - с обонянием. При изучении закона человек получает тело закона (в буддизме - дхармакайя), и соответствующие телесные реакции. Объединяющий принцип тела, пяти органов чувств - манас (ум, господин индрий). В библейской традиции ему соответствует Моисей - законодатель и посредник (Гал.3:19), принесший в мир скрижали Торы-Пятикнижия и раздробивший их на осколки -
заповеди и предписания. Манасом управляет буддхи (разум), Христос - седьмой принцип человека; ему соответствует непрерывная водная стихия - благодать, которая лишает закон его блеска и славы.
«Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.» (Захария 3:9)
Семеричная последовательность восхождения не раз встречается как в Библии:
«Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.» (Притч. 24:16)
Тот, кому надлежит сражаться с теми семью племенами хананеян, хеттов, амореян, ферезеев, гергесеев, хевеев и иевусеев (Книга Иисуса Навина 24:11), т.е. со всей когортой пороков, из которых семь считаются смертельными, тот обязан готовить два вида оружия - молитву и знание. Павел, который повелевает беспрерывно молиться, хочет, чтобы мы были всегда вооружены. Чистая молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов; знание укрепляет ум спасительными помыслами, так что не следует лишаться ни того ни другого: Друг за друга держась, всегда и во всем они вместе. (Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина)
По мере своего подъема на гору Чистилища Данте должен стереть семь букв Р, начертанных мечом ангела и символизирующих семь смертных грехов:
И он: "Когда все Р, что остаются
На лбу твоем, хотя тусклей и те,
Совсем, как это первое, сотрутся,
Твои стопы, в стремленье к высоте,
Не только поспешат неутомимо,
Но будут радоваться быстроте".
Так я, широко поводя перстами,
Из врезанных рукою ключаря
Всего шесть букв нащупал над бровями;
Вождь улыбнулся, на меня смотря.
(Данте. Чистилище 12:121-136)
Апокалиптическое путешествие по семи церквям (Откр.1-2) в духовном смысле проходит через эти же семь препятствий.
И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих. (Откр.4:5)
О числовой символике пути личности высокого уровня (благородной личности) говорят и трактаты Абхидхармы:
Устранивший [аффекты] до пятой категории включительно, является претендентом на второй [плод]. Устранивший шестую категорию есть тот, кто возвращается один раз. Уйдя в мир богов, он возвращается в мир людей еще один раз. Устранивший седьмую и восьмую часть порочности... претендует на обретение третьего [плода]. (Абхидхармакоша 6.35,36)
Ибо семь стадий еще осознаются умом, Восьмая же являет собой нечто невообразимое. Две [следующие] стадии суть местопребывание святых. Последняя же стадия - это Моя сущностная природа.
Просветленные проповедовали о семи первых стадиях, Что они познаваемы, будучи подвластны уму, Причем на седьмой стадии тело, речь и ум Уже не оскверняются.
При пребывании же на восьмой стадии даже его сновидение не содержит приятного. (Нагарджуна. Махаяна-Вимщика)
Переход к восьмерке означает обретение чистого блага в высшей форме. К цели устремлений приводит роза ветров - мандала, дающая восемь стран света, то есть все высшие состояния сознания (восьмилепестковый лотос; ветер - поток сознания, свободное мышление). Когда обретены все восемь, происходит переход в следующий высший мир. Это и есть восьмеричный благородный путь - стезя Будды. В христианской традиции "день восьмой" - новое творение после субботы.
«После сего я снова со слезами молился, и также постился семь дней, чтобы исполнить три седмицы, заповеданные мне. В восьмую же ночь сердце мое пришло снова в возбуждение, и я начал говорить пред Всевышним.» (3 кн. Ездры 6:35-36)
«Трижды семь здесь может быть связано с числом гадательных арканов Таро» (21 или 22).
В буддизме тхеравады проходится восемь уровней до обретения состояния святого-архата. В махаяне и ваджраяне выделяют десять уровней бодхисаттвы -последовательных стадий духовного совершенствования. Согласно Нагарджуне ("Даша-бхумика-вибхаша"), это: Радостный, Незапятнанный, Озаряющий, Лучезарный, Трудный для очищения, Проявляющий, Далекого продвижения, Незыблемый, Превосходной мудрости, Облако Дхармы. Им соответствует десять парамит-совершенств: щедрости (дана), этики-дисциплины (шила), терпения (кшанти), усердия (вирья), медитативного сосредоточения (дхьяна), различающей мудрости (праджня), метода, молитв-пожеланий, силы, изначальной мудрости.
Таким образов, техника числовых превращений является эффективным инструментом в духовной практике, который используется во всех традициях. При этом в процессе движения по Пути этика постоянно усложняется: возникают новые категории, а старые теряют свое значение. Как говорят благородные истины Будды, нет ничего постоянного, вечного, неизменного. Перемены неотвратимы, и мы следуем за ними.
То, что вчера еще жило, светясь Духовным светом тайного значенья Для нас теряет смысл, теряет связь, Как будто выпало обозначенье
Диеза и ключа - и нотный ряд Немотствует. Сцепление созвучий Непоправимо сдвинуто, и лад Преобразуется в распад трескучий.
(Г. Гессе)
Тем самым, нельзя дать универсальных рецептов - каждый должен приложить свой собственный труд и пройти путь сам.
Литература
1. В. Томский, Техника символической визуализации философских и психологических понятий, CONCORDE, 2017, N 2
2. В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон, Уставы небес. 16 глав о науке и вере, гл.8, Екатеринбург, У-Фактория, 2000; http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ordinanceshtm.shtml
3. В.Ю. Ирхин, Veni, Vidi, Vici (рассказы о тройке). http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/zerkov1.shtml
4. Ю.К. Щуцкий. Китайская Классическая Книга Перемен И-Цзин. Изд. Феникс,
1988.
5. В.Ю. Ирхин, Динамические архетипы и числовая символика в западной и восточной традициях. В сб.: Новые идеи в научной классификации, Екатеринбург, УрО РАН, 2010, с.577-589; http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/chisla.shtml
6. В.Ю. Ирхин, Книга одинокого меча. http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/mech.shtml
Résumés
SUR LES TRANSFORMATIONS NUMÉRIQUES DANS LES TRADITIONS OCCIDENTALES ET ORIENTALES
Prof. V.alentin Irkhin Institut de physique des métaux (Ekaterinbourg)
Larticle es consacré à l'interprétation philosophique et l'application du symbolisme des séquences numériques en psychologie, éthique spirituelle et pratique sont prises en considération. Les catégories éthiques pertinentes des traditions orientales et occidentales sont discutées, y compris la Chine et l'Inde, le bouddhisme et le christianisme.
Aux fins d'une analyse comparative, essayons de relier le concept original de Technique des pièces philosopales de Vassili Tomski au symbolisme traditionnel, en particulier celui du numéro un. Dans un certain nombre de traités philosophiques et ésotériques, les nombres sont considérés comme divins; Leurs secrets persistent dans les textes sacrés, les légendes folkloriques et même dans les jeux (par exemple, dans les jeux de cartes).
La technique de la transformation numérique est un outil efficace dans la pratique spirituelle, qui est utilisé dans toutes les traditions. En même temps, dans le processus de progression sur le chemin, l'éthique devient de plus en plus compliquée: de nouvelles catégories se posent et les anciennes perdent leur importance. Comme disent les nobles vérités du Bouddha, il n'y a rien de permanent, éternel, immuable. Les changements sont inévitables, et nous les suivons.
Mots clés: I Ching, le platonisme, le bouddhisme, le christianisme, le chemin spirituel.
ON DIGITAL TRANSFORMATIONS IN WESTERN AND EASTERN TRADITIONS
Prof. Valentin Irkhin Institute of Metal Physics (Ekaterinburg)
The article describes the philosophical interpretation and application of the symbolism of digital sequences in psychology, spiritual ethics and practice. Relevant ethical categories of Eastern and Western traditions are discussed, including China and India, Buddhism and Christianity.
For a comparative analysis, let us try to link the original concept of the Technique of the philosophical pieces of Vassili Tomski to the traditional symbolism, especially that of the number one. In a certain number of philosophical and esoteric treatises, the numbers are considered divine; their secrets persist in sacred texts, folk legends and even in games (for example, in card games).
The technique of digital transformation is an effective tool in spiritual practice, which is used in all traditions. At the same time, in the process of advancing on the path, ethics becomes more and more complicated: new categories arise and the old ones lose their importance. As the noble truths of the Buddha say, there is nothing permanent, eternal, immutable. Changes are inevitable, and we follow them.
Key words: I Ching, Platonism, Buddhism, Christianity, spiritual path.
Philosophical books of Valentin Irkhin
Ordinances of the Heavens
V. Yu. Irkhin and M. I. Katsnelson Ekaterinburg, U-Factoria, 2000 http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ordinanceshtm.shtml
This book contains a comparative analysis of scientific and traditional religious concepts that concern the problems which are most actual in the end of millennium (criteria of verity, nature of space and time, consciousness and physical universe, relation of brain and soul, origin and end of the world etc.). Being well-known specialists in the field of theoretical physics, the authors present in a popular form the recent information about progress in the modern science. On the other hand, they extensively use and cite the most important religious, philosophical and esoteric texts, including ones which are hardly accessible for the reader. A review of buddhistic philosophy, occult teachings etc. is given. The role of symbols and laws in the science and religion is investigated. When discussing the difficult scientific and spiritual questions, the authors do not lose a sense of humour.
The magistral aim of the book is to give rise to the personal understanding of each reader by objective demonstrating various (especially traditional) points of view. The book may serve as a rich source of miscellaneous information and facilitate spiritual growth for a wide readership.
Wings of the Phoenix. An Introduction to Quantum Mythophysics
V. Yu. Irkhin and M. I. Katsnelson Ural State University Publishing, 2003 http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/fenix.shtml http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/fenix-engl.shtml
The authors, both distinguished theoretical physicists, discuss the philosophical and ethical problems of modern science. In particular, they attempt to find a correspondence between concepts of spiritual teachings and the scientific worldview, and to consider Ultimate Reality as a quantum reality where classical notions breakdown. To this end they use both the canonical texts of different religions and modern works in quantum mechanics, as well as numerous poetical illustrations. A review of biblical and indo-buddhistic traditions is presented. Various connections between science and developments in psychology, theology and linguistics are investigated. Commentaries on sacred texts are given in terms of "quantum mythology".
A number of problems are treated which are typical for contemporary philosophy of science such as the EPR (Einstein-Podolsky-Rosen) and Zeno paradoxes, Schroedinger's cat, Bohr's complementary principle and the structure of scientific language. Besides that, the authors consider the difference between computer "thinking" and human consciousness and more general "traditional" issues such as freedom and causality, time and eternity, sin and salvation, entropy and death, the world of humans and the World of God, female and male symbols, scripture, and creation. Ethical and axiological problems connected with the impact of modern science on the individual are discussed, as are the personal and social aspects of gaining spiritual experience and intellectual progress for scientists. New interpretations of mythological and poetical symbols might be of interest for humanitarians.
The book can be useful and facilitate spiritual growth for a wide circle of readers who seek truth in any form, or are simply interested in modern science and its relations to psychology, art and religion or just open to new knowledge.
Seed among Thorns
Composed by V. Yu. Irkhin and I. A. Pronin
I. Modern Gospel of Truth
Ural State University Publishing, Ekaterinburg, 2003 http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii01.shtml http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j /thorns l.shtml
This book is intended for all who seek the truth and offers a journey over unknown roads through the text of the Bible. During this thrilling and precarious journey the reader touches the deepest questions of human existence (love, death, salvation...). He also makes acquaintance with primary symbols, which enables him to cognize himself and deeply transforms his identity. Apocryphal texts of the Bible tradition, sacred books of the East, antique sources, and poetical works of various ages are widely used as commentaries, and an effective exegesis technique is developed. In the first volume of the book the reader gradually acquires the experience and tools, and covers the initial stage of a difficult path and gets some information about the forthcoming End of the World.
II. His Day
Ural State University Publishing, Ekaterinburg, 2004 http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii02.shtml
Being not for everyone, but only for those who find the truth, the book, with the permission of the authors, timely conducts the audience on the road of knowledge of Scriptures to the Temple of Knowing Spirit. Maher-Shalal-Hash-Baz (Isaiah 8:3), but you have to be first. The gates are open.
The second part of the book gives a brief historical overview of the problem of Gnosticism, after which the reader moves to the full familiarity with the Gnostic interpretation technique, getting a strong belief in the use of knowledge. Further, trying to figure out his relationship with God, the seeking reader comes face to face with the inexorable law and comforting grace. With the use of authoritative texts and painfully visual illustrations, a number of symbols are clarified, which are required for successful gaining perfection, - light and darkness, mirrors, fire, wine... Familiarity with them not only accelerates personal spiritual growth, but also enables to avoid serious mistakes on the path.
The full edition of the book "Seed among the thorns " can be considered a comprehensive guide of NL-programming for all entities of the other world (demons, ancestors, deities, etc.). This is a clear strength of the book, binding and liberating. And therefore it is available to the whole world, and the need for it is obvious, as the urgent need for decent catechism of any school at any level of any specialization.
III. He Who Overcomes Shall Inherit All Things
Ural State University Publishing, Ekaterinburg, 2004
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii03.shtml
In the third part of the book the reader will learn about the fate of the Jewish people, full of adventures and misfortunes, in particular, about the terrible events in our desert. In addition, he gets an idea about the art of hearing, about biblical yoga and other divine mysteries. He becomes closely acquainted with the patriarch Abraham and is beginning to understand why wealth is so dangerous. Being objective and credible, this information allows the reader to define his religious affiliation and attitude to the problem of personal salvation, and consequently, to take decisive steps in the direction of freedom and happiness.