Научная статья на тему 'О бытовании реверсной персонификации в регионах реализованной и нереализованной культур'

О бытовании реверсной персонификации в регионах реализованной и нереализованной культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРЯМАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / РЕВЕРСНАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / CULTURE / CIVILIZATION / DIRECT PERSONIFICATION / REVERSE PERSONIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павловский Игорь Владимирович

В статье обсуждается разница между регионами реализованной и нереализованной культур и рассматриваются способы функционирования в них прямой и реверсной персонификации. Человеческие общества проходят на пути развития разные стадии. Развитие меняет многое не только в их быту, развитие трансформирует их образ мыслей и язык. Большинство форм языка, которые призваны помочь человеку понять окружающий мир, претерпевают изменения. Вместо первоначальной прямой персонификации в языке некоторых обществ возникают формы реверсной персонификации, что является безусловной революцией мировосприятия людей, так как вносит оценочный аспект в механизм персонификации. Тем не менее многие языки в зависимости от свойств региона до сих пор плохо или неохотно воспринимают реверсную персонификацию. Попытки ввести реверсную персонификацию в регионах нереализованных культур, как правило, обретают форму спектакля, который не имеет особого успеха. Есть культуры, вкусившие с Древа познания Добра и Зла, в таких культурах реверсная персонификация не вызывает отторжения. Об этих и связанных с этими моментами сложностях реализации языковых форм и идет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the existence of reverse personification in the regions with realized and unrealized cultures

The article compares regions with “implemented” culture and “wasted” culture, and discusses the functioning of direct and reverse personification in each region. Human societies pass different stages in their development. It is not only the way of life that is changing, but also the language and the way of thinking. Many linguistic forms designed to help people understand the world around them are undergoing certain transformations. In many societies reverse personification appears instead of the direct one. And it is undoubtedly a dramatic change in people’s worldview since it involves judgment and evaluation in the process of personification. Nevertheless many languages, depending in what region they are, reluctantly adopt reverse personification. As a rule, any attempts to imply reverse personification in the regions with “wasted” cultures prove to be unsuccessful, being unnatural and theatrical. Although, there are other cultures which have taken “the fruit” from the tree of the knowledge of good and evil. The adoption of reversed personification faces no obstacles there. The article analyses the main challenges and problems caused by the implementation of linguistic forms.

Текст научной работы на тему «О бытовании реверсной персонификации в регионах реализованной и нереализованной культур»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

И.В. Павловский*

О БЫТОВАНИИ РЕВЕРСНОЙ ПЕРСОНИФИКАЦИИ

В РЕГИОНАХ РЕАЛИЗОВАННОЙ И НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ

КУЛЬТУР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье обсуждается разница между регионами реализованной и нереализованной культур и рассматриваются способы функционирования в них прямой и реверсной персонификации. Человеческие общества проходят на пути развития разные стадии. Развитие меняет многое не только в их быту, развитие трансформирует их образ мыслей и язык. Большинство форм языка, которые призваны помочь человеку понять окружающий мир, претерпевают изменения. Вместо первоначальной прямой персонификации в языке некоторых обществ возникают формы реверсной персонификации, что является безусловной революцией мировосприятия людей, так как вносит оценочный аспект в механизм персонификации. Тем не менее многие языки в зависимости от свойств региона до сих пор плохо или неохотно воспринимают реверсную персонификацию. Попытки ввести реверсную персонификацию в регионах нереализованных культур, как правило, обретают форму спектакля, который не имеет особого успеха. Есть культуры, вкусившие с Древа познания Добра и Зла, в таких культурах реверсная персонификация не вызывает отторжения. Об этих и связанных с этими моментами сложностях реализации языковых форм и идет речь в данной статье.

Ключевые слова: культура, цивилизация, прямая персонификация, реверсная персонификация.

От задуманного до сделанного часто бывает вовсе не один шаг. Иногда пропасть между ними становится непроходимой. Это случается в быту, в человеческих отношениях, нередко — и в политике. Не рискуя вторгнуться в сферы политологии, а только для иллюстрации неких регионально-культурологических проблем, вспомним, что сам термин «политика» со времен Аристотеля воспринимался как искусство управления.

* Павловский Игорь Владимирович — доктор исторических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионове-дения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).

При определении сути политики уточняются детали, кто, кем и как управляет. Но мне всегда было более близко определение политики как искусства возможного или искусства допустимого. Именно искусства — во-первых, а во-вторых, только того, что возможно для реализации в данное время и в данном месте. Конечно, в этом искусстве всегда многое зависит от уровня подготовки правителя для умения различать перемены времен и культур.

Опять и снова вспоминаю разницу между отношением к особенностям регионов создателя древней мировой Ассирийской державы Тиглатпаласара III в VIII в. до н.э. и его потомками, как Ашурбана-пал, невнимание к регионоведению которых позже разрушило эту первую мировую империю. При завоевании и управлении империей Тиглатпаласар III понимал — то что хорошо для жителя Вавилона, не пройдет для жителя Элама или сирийца. Что, как говорится, хорошо для вавилонянина, то для египтянина смерть. Надо уметь различать, какие методы можно применять в политики там и здесь, а какие нельзя. Более того, надо различать и времена возможного. То, что работает сегодня, может перестать работать завтра, и наоборот.

Когда поголовная коллективизация в 1930 г. стала давать сбой и среди крестьян возникло нечто подобное революционной ситуации, была опубликована в газете «Правда» от 2 марта 1930 г. № 60 статья И. Сталина «Головокружение от успехов», в которой он объяснял перегибы в коллективизации усердием местных зарвавшихся руководителей. Фактически он дал добро на частичный выход людей из колхозов. Когда же, спустя самое небольшое время после опубликования статьи, ситуация стабилизировалась, он снова дал отмашку на проведение полной коллективизации, хорошо понимая, что время для революционной ситуации прошло и власти теперь уже ничего не угрожает.

Когда в Израиле умер старый царь Соломон, народ израильский, утомленный налогами государства, пришел к его наследнику и сыну Ровоаму и сказал: «...отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе. Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли перед Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу? Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни. Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним. И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему., "мой мизинец толще чресл отца моего; итак. Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго

ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами". И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня»1.

Иными словами, единое царство Израиль исчезло с лица Земли, потому что царь послушал не мудрых регионоведов, а умных молодых властителей, которые тоже знали людей, владели политическими терминами, но не видели знамения Времен2. Также и случай с провалом жесткой политики Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, императора франков можно частично отнести к неучитыванию темпоральной нетерпимости общества к закручиванию гаек со стороны власти и попыток реализации во всем объеме всех правил и законов, чего Карл Великий не предпринимал, ибо был Великим. В результате же деятельности Людовика единая империя франков навсегда исчезла с лица Земли.

По всей вероятности и в данном случае мы имеет дело с мудростью опытных и усердием молодых. Трудно обучить мудрости молодых. Желание настаивать на соблюдении всех норм часто бывает не только показателем нервозности власти и ее неумении выделить главное направление политики, но и с простым нехитрым желанием соблюдать все правила и сделать попытку реализовать все принципы, которые считаешь правильными, т.е. когда мудрость заменяется тривиальной грамотностью.

Если же, для того чтобы различать времена, видеть темпоральную несовместимость действий с нетерпимостью общества по отношению к закручиванию гаек, нужна неизвестно откуда берущаяся мудрость, то для того чтобы понять региональную несовместимость тех или иных действий власти с отношением к ним общества, существует наука — социокультурное регионоведение, которая хоть частично, в меру своей разработанности, но может дать ответ на реальность или нереальность применения тех или иных шагов по отношению к обществу региона.

Два слова о понятии регион реализованной и нереализованной культуры. Тут нет ничего одобрительного или неодобрительного. Термин не имеет эмоциональной или оценочной окраски. Он просто указывает на степень реализации заложенной в культуре цивилизационной матрицы. Если все компоненты матрицы реализованы и культура достигает совершенства в своих проявлениях, это реализованный тип культуры. Если культура только начинает или еще не начала реализо-вывать заложенный в ней потенциал, то я называю ее нереализованной. Иначе говоря, у нее есть потенции, которые неизвестно как реализу-

1 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2006. С. 352-353.

2 Интересно по этому поводу написал О. Шпенглер в XX веке: «.кто занят дефинициями, тот не ведает судьбы» [Шпенглер, 1993: 125].

ются, но совершенства заложенных в ней талантов такая культура реализует в очень редких случаях.

Если вспомнить знаменитого философа И. Канта, то он красочно сказал о подобной ситуации в сочинении «Антропология с прагматической точки зрения»: «Россия еще не то, что нужно для определенного понятия о природных задатках, готовых к развитию, а Польша уже не то...» [Кант, 1966: 564]. Другими словами, Россия и Польша находятся на разной стадии реализации своих культурных потенциалов. И если у России есть неизвестная Канту возможность развития, то у Польши он не видит возможной динамики к совершенствованию.

Регионы бывают с нереализованной культурой, где пассионарность еще не нашла своей колеи для оптимального варианта заложенных в культуре потенций. В таких регионах человеку легче придумать идею, чем ее реализовать. В таких регионах законодательная деятельность, как правило, является всегда трансформированной копией чужого законодательства. Познание мира в таком регионе скорее созерцательное или пантеистическое, чем аналитически-рациональное. Если примером первой, могу считать Россию, то примером реализованной из древних можно назвать многие, от древнегреческой до современной западноевропейской.

В регионах реализованных культур, как правило, много оригинальных, хорошо разработанных, письменных законов. Искусство достигает в определенных направлениях вершины мастерства. Общественная мысль, как правило, десакрализована, а перспективы развития очерчены заложенной при старте цивилизации моделью будущего. Пересмотреть свою модель развития такая культура не может.

Для нереализованной культуры характерен приоритет интуитивно эвристического способа познания мира. Для реализованной — логически-дедуктивного, стремящегося достичь полной завершенности в логическом обосновании позиций науки и культуры. Достичь дна колодца или вершин Эвереста логики. По достижении полного торжества формально логического познания начинается логическое познание метода познания, затем логическое познание самой логики, что неизбежно приводит к деструкции культуры и обращения логики в свою противоположность.

Шумер, Вавилония демонстрируют нам массу законов и высокое искусство. Соседняя цивилизация Древнего Египта, напротив, не располагает ни письменными памятниками такого уровня, ни законами, хотя существуют они одновременно. В Древнем Египте не найдено ни одного списка древних законов, отсутствовала не только должность судьи, но и термин такого рода. Все судебные вопросы решались исходя из здравого смысла и справедливости. Вот насколько была существенной разница между двумя почти соседними регионами.

Часто регион с нереализованной культурой, пользуясь нормами государственного регулирования или юриспруденции других регионов, с реализованной культурой оказывается в положении неандертальца, заколачивающего гвоздь логарифмической линейкой.

Один пример такого противоречия описан героем Отечественной войны 1812 г. Вот что писал о неприменимости методов царской политики по отношению к казачьим частям в кампании 1807 г. знаменитый Денис Давыдов: «Справедливость требует, чтобы я не умолчал и о собственном нашем неумении извлечь всю пользу, которую представляли нам огромные полчища, прибывшие в армию с берегов Дона, Кубани и Урала. вся служба их ограничивалась сдерживанием передовой стражи и действием на одной черте с линейными войсками, — действием совершенно разнородным с их склонностями, сковывающим и подвижность, и сноровку, и хитрость — сии главные качества всякого воинственного народа, коего методические уставы не заключили еще в графы европейского однообразия»3. Хотя в свое время Иван Грозный под Казанью разрешил казачьим войскам действовать самостоятельно, и результаты такого «либерализма» были весьма успешны для русской армии. Но для того чтобы государству, ставшему на путь европеизации, стандартизации и унификации, пойти на такой шаг, нужна воля диктатора.

Похожее несоответствие описывал Н.С. Трубецкой в работе «О ту-ранском элементе в русской культуре», где противопоставлял как раз ставших на путь государственной регламентации иранцев и не ставших на такой путь туранцев, этих древних казаков. Тут же приходит на ум также поучительная история распространения новой религии Зороастра в XVII в. до нашей эры среди древних арийских народов. Сам Зороастр родился и жил на берегах Волги среди туранцев, а религия его смогла прижиться уже после его изгнания с Родины, только среди иранцев. Кстати, новая религия цементировала иранцев, придала их развитию новый энергетический импульс и способствовала рождению в скором времени новой мировой Персидской державы.

Что произошло с рождающим зороастризмом, и почему он не прижился у нас, а прижился среди родственных иранских народов в совершенно другом регионе? На этот вопрос позволит ответить анализ региональных доминант общества, где Зороастр начал свою религиозную пропаганду и того общества, в котором она все-таки прижилась.

Описывая состояние этих доминант древнеарийского общества на берегах реки Волги, мы придем к важности учитывать употребление в политической практике тех или иных речевых оборотов, лозунгов, клише, которые могут оказаться уместными или неуместными

3 ДавыдовД.В. Военные записки. М., 1982. С. 133.

в зависимости от состояния общества. В качестве примера такой речевой тонкости мы рассмотрим употребление прямой и реверсной персонификации в текстах религиозных и общественно-политических. Но сначала несколько слов про Зороастра.

К тому моменту, когда началось его религиозное служение как священника, у индоариев предведического периода сложилась ситуация, что, как пишет Мэри Бойс, когда они вступили в стадию бурного развития военной демократии, когда сила и власть оружия решали судьбы народов. Священники при совершении богослужения, опираясь на древние священные тексты, не могли не задумываться о смысле происходящего. Задолго до ведического периода, все люди, согласно их поведению, служению истине аша, которой подчинялись и боги, были поделены на ашаван (праведных) и другван (служащих злу) [Бойс, 1988: 15]. Более глубокого дуализма древнеевразийская религия не знала.

Мира богов не касалось это разделение, они были выше классификации подобного рода. Но, разумеется, суть человеческого мышления распространять, экстраполировать термин для явлений одного порядка на явления другого порядка. Вопрос только в том, кто это сделает и будет ли это созвучно мыслям общества. Ясно, что поделить мир богов на Добро и Зло, значит совершить великую интеллектуально-религиозную революцию с масштабными последствиями. Да, есть боги, как Варуна, которые гордятся своей праведностью. Есть, как Индра, гордящиеся своей силой и не взирающие на истину аша. Но нет никаких оценок со стороны текстов для них. Они оба в текстах называются «Вседержитель».

Вспомним Дж. Боккаччо «Декамерон», произведение итальянского гуманизма XIV в., есть священники, предающиеся блуду? Есть. Есть оценка их деятельности? Абсолютно нет, и нет альтернативы таким священникам. Вспомним, что Дж. Чосер, следом написавший свои «Кен-терберийские рассказы» и издавший их в Англии, предлагает альтернативу из праведных священников и уже допускает оценку поведения неправедных священников. Другая культура. Они экзистенциально диаметральны. Вторая предполагает оценочную характеристику священников. Первая не предполагает. Совершенно ясно, что и деятельность политиков и священников не может не учитывать эти особенности.

Неизвестно, что подвело Зороастра, излишняя ли категоричность характера, или просто молодость, категоричная по своей природе, ему к началу служения было около двадцати лет, когда всё, кажется, можешь решить только по проявленному волевому нажиму, но только он согласно полученному им откровению, он поделил весь мир богов на праведных и неправедных. По сути, он поделил весь мир и все его явления на Добро и Зло, положив начало религиозно-догматическому дуализму вселенского масштаба.

В результате туранцы отказались принимать такую революцию традиций, и Зороастр эмигрировал на север Ирана, где жили как раз иранцы, люди уже знающие государственный диктат. Их государю и пришлась по вкусу эта религия, которая помогла вербально обосновать суть необходимости подчинения борьбе с мировым злом. В рождающейся персидской державе, в условиях культуры региона, склонной к дуалистическому восприятию мира, к манихейству, к делению всего миропорядка на черное и белое, зороастризм освободил интеллектуальные силы духовенства и креативной части общества от общего неоценочного мировоззрения ариев ведического толка.

В старом туранском обществе такое произойти вряд ли могло, потому как туранцы как раз и отличались от иранцев своей казачьей вольницей, да и в стремлении развивать оценочный характер воззрений туранцы, как культура, не познавшая Добра и Зла, сильно уступали иранцам. Не беря на себя ответственность за недостатки миропорядка, они просто жили, мирясь с дискомфортом общества, религии, и не пытались привести все явления мира к общему знаменателю. Как это писал А.С. Пушкин о русском старце: «Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева»4 [Пушкин, 1949: 232].

Что сделал Зороастр, какое нововведение принесло его откровение в мир? Реверсную персонификацию. Если вспомнить, что до Зароастра люди знали только прямую персонификацию, то сразу становится понятно, что такая перемена означает нечто важное. «Вместо того, чтобы определять божественную персону изречением типа «Бог — это любовь» (Иоанн. 4.8), индоарийцы начинали свою веру с того, что «Любовь — это бог». [Бойс, 1988:17] Какое значение может иметь такая перемена?

Огромное. Сначала подумаем, что такое персонификация в принципе и какая она бывает. Персонификация — представление природных явлений и сил, объектов, отвлеченных понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы. Психологически в основе персонификации лежит механизм проекции, который в социологии описывается как «стремление индивида переложить на кого-либо вину за события или ситуации, вызывающие фрустрацию» [Фрейд, 1993]. В этом контексте персонификация суть одушевление сил природы либо перенесение, проекция человеческих страстей на божественные или животные персонажи.

Поскольку психологи считают эту форму персонификации первичной, назовем ее «прямой персонификацией». Она как способ приспособления личности к миру будет являться познавательной. С ее помощью

4 ПушкинА.С. Борис Годунов // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. V. М.; Л., 1949. С. 232.

151

человек старается понять, как персонифицируемый объект действует и попытается предвосхитить его действия, чтобы достичь позитивного для себя эффекта. Прямая нужна, чтобы легче было общаться с горем, правдой, кривдой, она направлена на познание явления, открыта для познания и, что самое главное в данном случае — она не содержит оценочного компонента. Это крайне важно, потому что то, что создал Зороастр, реверсная персонификация, не просто такой оценочный компонент содержит, она на нем базируется. И это уже совершенно иная культура.

Разделив мир богов на добрых и злых, поставив во главе одного, именем Ахура-Мазда (Господь мудрости), который сотворил мир видимый и невидимый, и во главе другого — Ангра-Маинйу (Злой Дух), которого сделал ответственным за всё зло, творимое в мире, Зороастр сотворил прецедент не только дуалистического видения мира, но гораздо больше — он сотворил прецедент реверсной персонификации. Теперь можно было сказать не только Любовь есть Бог, но и Бог есть Любовь. Теперь можно было сказать, что другое Божество есть Зло. Зо-роастр открыл ворота в мир, где царила классификация высших существ, да и всех явлений по разряду Добра и Зла. И это был совершенно иной мир.

Что знал мир прямой персонификации? Кстати, на сегодняшний день остались, как памятник этой эпохи только русские и древнеегипетские сказки про Правду и Кривду. Все остальные культуры потеряли этот древний познавательный пласт культуры. Что они знали? Они знали попытку познать мир, попытку одухотворить явления, попытку перенести ответственность с себя на некое иное лицо и облегчить свою совесть от ненужных рефлексий.

Что узнал мир реверсной персонификации? Попытку внедрить оценочный компонент на все уровни познания. Конечно, такая персонификация уже направлена на слушающего или читающего человека, чтобы им управлять. Это не просто высокая стадия развития культуры, а стадия использования интеллектуально накопленного материала. Это культура, для которой прошло время собирать камни, а пришло время разбрасывать камни. Прямая персонификация свойственна, как правило, стадии подъема культуры, раскрытию новых горизонтов. Реверс-ная характеризуется стремлением не увеличить знания, а утилитарно использовать их. Если вспомнить учения о цивилизации К. Ясперса, или О. Шпенглера, да и теорию пассионарности суперэтносов Л.Н. Гумилева, то это стадия, следующая сразу за расцветом. Это начало угасания цивилизации.

Реверсная — всегда скрытая или открытая агрессия, свойственная тем личностям или культурам, которые боятся потерять слушателя или читателя. Часто, это не желание понимать суть вещей, а психологическая проекция, при которой появляется желание исправить внеш-

ний объект, на который спроецировано что-то негативное или вообще избавиться от него. Сразу вспоминается вся межкультурная коммуникация, созданная как будто бы для облегчения общения с иными культурами, но на самом деле являющаяся квинтэссенцией неприятия «другой» культуры...

Рожденная в 1940-е годы в США межкультурная коммуникация чисто теоретически была заявлена Э. Холлом и Г. Хофстеде как наука, которая должна помогать американцам, столкнувшись с представителями Европы или какого иного региона, не могли адекватно с ними контактировать. Но уже заявленная классификация Эдварда Холла, где все страны делятся на понятные (низкоконтекстуальные — западные) и малопонятные (высококонтекстуальные: Россия, Китай — в общем, незападные), делит всех на своих и чужих.

Дело в том, что, являясь вторичной производной от не очень уже молодой европейской культуры, как бы молодая американская культура унаследовала все прожитые европейские годы и столетия. И реверсная персонификация для них уже была естественным явлением. Не только в фильме «Звездные войны» целые политические империи легко ассоциируются исключительно со Злом, или существует Звезда смерти. Рядовой президент США Р. Рейган, не задумавшись, мог объявить СССР империей зла. И это была для американцев вовсе не метафора.

Родившаяся в США в середине XX в., межкультурная коммуникация, заявленная как инструмент для лучшего понимания чужих культур, стала с самого начала инструментом для оценки чужих культур, насколько они не американские. По сути дела, эта так называемая наука явилась с рождения своего инструментом отрицания чужой культуры, средством разделения культур на Добро и Зло. На наших и не наших. В качестве примера такого отношения можно вспомнить книгу Дэборы Сволоу5, изданную в серии Culture Chok! — Финляндия. В книге автор с ужасом описывает привычки и обычаи принимавших ее у себя дома финнов. Ни одной попытки принять или понять финскую культуру не предпринимается. Американская культура демонстрирует свой полный культурный оценочный дуализм.

Конечно, как и в неполитических примерах реверсной персонификации «О спорт, ты мир», так и в политизированных «Империя — это мир», всегда существует настолько большая степень преувеличения, что, собственно говоря, для человека нереализованной культуры нельзя воспринимать их серьезно. Для него ясно, что речь идет о неком политизированном заявлении или просто лозунге, за которым кроме бравурности и модальности ничего не стоит. Мне трудно сказать, как французы воспринимали лозунг Наполеона III «Империя — это мир», но, судя по его популярности, они не подумали, что автор лозунга — просто

5 Swallow D. Finland. Cultureshok. Marshall Cavendish Edition, 2008.

демагог. А значит, высокоразвитая и вполне реализованная французская культура не отторгала такого рода риторику.

В Советском Союзе дуализма такого масштаба, чтобы делить мир на «черное» и «белое», никогда не было. В статье «Социокультурное регионоведение как гуманитарная специальность» я писал в свое время, что если бы большевики не стали опираться в своей пропаганде среди рабочих на идею международного интернационализма, то никогда не смогли бы объединить рабочий класс против отечественной буржуазии [Павловский, 2014]. Никогда у руководства Советского Союза не было сложностей в том, чтобы объяснить трудящимся, что в нацистской Германии плохие — это нацисты и капиталисты, а сам по себе немецкий народ белый и пушистый. Для русской профессуры 1914 г. был шоком не потому, что Германия объявила нам войну, а потому, что 300 немецких профессоров подписали публичную бумагу, что вся территория до Урала — исконно немецкая земля. К тому же представители интеллигенции в рейхстаге все проголосовали за военные кредиты. Вот это был удар! Свои предали. Германия может быть эгоистичной, но свои ребята-профессора никогда. Так устроено сознание представителя неоценочной нереализованной культуры. Такой культуре еще рано подводить итоги — у нее всё впереди.

При этом, конечно, большевистские поиски «врагов народа» и, вообще, классовых врагов в принципе были несвойственны родной культуре. Скорее, это был способ борьбы со своим народом. Сразу вспоминается ответ революционера Лаврова на вопрос: а если половина населения России не захочет строить социализм? — «Тогда эту половину населения надо будет расстрелять». Ответ был спокойным и не эпатажным. Это просто убеждение человека, что его идея социализма, скорее всего, не будет принята населением России. Далеко не надо ходить в поисках примеров. Достаточно вспомнить отношение В.И. Ленина к русскому крестьянству как к основному носителю русской культуры, который всё крестьянство он объявлял источником мелкобуржуазного капитализма. Союз с середняками против кулаков предусматривался только на первом этапе, а дальше ставилась открыто задача борьбы с середняком, т.е. борьба с крестьянством, борьба с культурой и самим народом.

Так что теория и практика большевизма, это болезненный симбиоз западной идеи коммунизма и отечественной культуры, где самой привлекательной частью для родной культуры оказалась идея власти Советов, причем, конечно, эта власть понималась обществом и руководством страны неодинаково. Неслучайно движение «За Советы без коммунистов» получило в 1920 г. такую поддержку народа. Доктрина большевиков, в основании которой лежало западноевропейское оценочное разделение мира на своих и чужих, на правых и неправых, оказалась настолько чужой для отечественной культуры, что крах комму-

низма в нашей стране вообще не вызвал какого-либо сожаления масс трудящихся.

Прямая персонификация всегда свидетельствует о глубокой склонности к абстрактному мышлению и вовсе не о скрытом пантеизме, а о поисках некой духовной сущности в явлениях общения и жизни. Таких, как Правда, или Кривда, Любовь или Ярость. Одним из показателей творческого состояния культуры является прямая персонификация. В регионах прямой персонификации вряд ли целесообразно закручивать гайки норм и требовать четких дефиниций. Творчество, процесс тонкий, креативный, тут больше процесс основан на интуиции, чем на правилах. Это касается и политических методов управления страной.

Можно ли в регионе нереализованной культуры опираться в идеологии на реверсную, оценочную персонификацию, искушение к этому будет испытывать периодически любая власть где угодно, но только там, где реверсная персонификация не приживается, это будет обязательно вызывать к действию всегда один и тот же механизм создания и расширения пропасти между властью и обществом.

Реверсная свидетельствует о невысокой склонности к абстрактному мышлению. Признание того, что Бог есть Любовь, скорее уступка здравого смысла атавистическому желанию человека обожествить Любовь, т.е. свидетельствует о том, что все реализованные культуры когда-то родились в утробе нереализованной. Стремление к персонификации есть последняя пуповина, которая связывает нереализованную культура-прародительницу и родившуюся культуру-вечного подростка. Бывает в регионах реализованной культуры и персонификация — парадоксальное тождество. Например, знаменитое высказывание короля Солнце «Государство — это я». Достижения реализованных культур весьма велики и имеют общечеловеческое значение. Но слабость дочерних реализованных культур в том, что они не способны без энергетической подпитки материнских существовать более срока реализации заложенных культурных кодов.

Прямая персонификация является свидетельством необращенности способа познания культуры к своему знаменателю, свидетельством об отсутствии в культуре стремления к завершенности, эмоциональной, познавательной, логической, любой, вслед за которой наступают стадия опустошения и цивилизационно-суицидные симптомы. Именно о них писал О. Шпенглер в знаменитом «Закате Европы». Большевистская революция материнской культуры России дала новый энергетический приток сил Западу и продлила его агонию. Однако все процессы завершения развития цивилизации Запада, его беспомощность и деструкция основ своей духовной жизни, описанные Шпенглером, она не отменила, и они вступают сегодня в новую фазу своей деструктивной активности.

По сути, реверсная персонификация является логическим завершением грехопадения человека, которое возможно только в стадии развитой реализованной культуры, т.е. окончанием пути, начатого Адамом и Евой, отведавших плод запрещенного древа познания Добра и Зла. С этого момента человек, не имея на то власти, потому как знать — что Добро и что Зло, можно только имея предвидение и власть над Временем, а ее у человека нет, начинает думать, что знает Добро и Зло и понимает разницу между ними. Реверсная персонификация как путь миропознания предполагает не только возможность выносить всему оценочные суждения, она как путь течения мысли не предполагает иного пути познания мира, по сути, обрекая человека на самодовольное высокомерие.

Реализованная культура — это тот субстрат материи, та плазма культуры, которой нужна форма для перехода из газообразного неясного аморфного состояния предчувствия во вполне материально-культурное состояние знания. При этом знания оценочного, а не познавательного. Это тогда, когда я еще не знаю сути явления, но имею уже к нему оценочное отношение. В этом смысле оценочно-реверсная персонификация — это та идеология, которая гармонично поддерживает культуру на стадии ее завершающего этапа развития, когда уже не надо задаваться вопросом «как это работает», а надо искать всегда ответ на вопрос «как я к этому отношусь».

Тяга современной культуры западной цивилизации к вынесению окончательного вердикта всему, что движется и не движется, хорошо проявляется в только что вышедшем на экраны фильме «Боги Египта». Там герой бог Гор убивает в конце фильма бога Сета, что, конечно, полностью противоречит египетскому представлению и ходу Времен, так как бог Сет в Египте — это просто зима. Если убить Зиму, то и сам Гор — Весна окажется без надобности. Такое ощущение, что реализованная цивилизация делает попытки остановить движение Времени и совершить по отношению к себе суицид, разорвав связь с традиционным видением мира.

Список литературы

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. С. 15—17.

2. Давыдов Д.В. Военные записки. М., 1982. С. 133.

3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 564.

4. Павловский. И.В. Социокультурное регионоведение как гуманитарная специальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3—4.

5. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 125.

I.V. Pavlovskiy

THE EXISTENCE OF REVERSE PERSONIFICATION IN REGIONS WITH "IMPLEMENTED" AND "WASTED" CULTURES

Lomonosov Moscow State University, Faculty of Foreign Languages and Area Studies 31 Lomonosovskii prospekt, Bldg. 1, Moscow, Russia, 119192

The article compares regions with "implemented" culture and "wasted" culture, and discusses the functioning of direct and reverse personification in each region. Human societies pass different stages in their development. It is not only the way of life that is changing, but also the language and the way of thinking. Many linguistic forms designed to help people understand the world around them are undergoing certain transformations. In many societies reverse personification appears instead of the direct one. And it is undoubtedly a dramatic change in people's worldview since it involves judgment and evaluation in the process of personification. Nevertheless many languages, depending in what region they are, reluctantly adopt reverse personification. As a rule, any attempts to imply reverse personification in the regions with "wasted" cultures prove to be unsuccessful, being unnatural and theatrical. Although, there are other cultures which have taken "the fruit" from the tree of the knowledge of good and evil. The adoption of reversed personification faces no obstacles there. The article analyses the main challenges and problems caused by the implementation of linguistic forms.

Key words: culture, civilization, direct personification, reverse personification. About the author:

Pavlovskiy Igor Vladimirovich — Doctor of History, Professor of the Department of Regional Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).

References

1. Bojs M.1988. Zoroastrijcy. Verovanija i obychai [Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices]. M. Pp. 15—17. (In Russ.)

2. Davydov D.V 1982. Voennye zapiski [War Papers] M. P. 133. (In Russ.)

3. Kant I. 1966. Antropologija s pragmaticheskoj tochki zrenija [Anthropology from a Pragmatic Point of View ] In Sochinenija v 6 tomah. Vol. 6. M. P. 564. (In Russ.)

4. Pavlovskij I.V 2014. Sociokul'turnoe regionovedenie kak gumanitarnaja spe-cial'nost' [Socio Cultural Area Studies as Humanities Discipline] Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3—4. (In Russ.)

5. Frejd A. 1993. Psihologija Ja i zashhitnye mehanizmy. [The Ego and the Mechanisms of Defence] M. (In Russ.)

6. Shpengler O. 1993. Zakat Evropy. [The Decline of the West] Vol. I. M. P. 125. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.