Научная статья на тему 'О БУДУЩЕМ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕАТРА'

О БУДУЩЕМ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
сценография / интермедиальный театр / трансмедиа / новации / театральные медиа.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мантуш Александр Сергеевич

В начале XXI в. произошли серьезные изменения в технологиях обработки видео и аудио материала, имеющих высокий художественный потенциал. Дискурс новых медиа в театре – вопрос перманентный. В центре внимания постановщиков всегда оказываются как актуальные тенденции из мира искусства, так и новые технологии, которые позволяют привнести на сцену новые возможности для постановочной практики. Не смотря на то, что вопрос прогнозирования эстетических доминант сцены театра будущего – дискурс не абсолютно точный, прогнозирование внедрения конкретных сценических технологий позволит постановщикам быстрее адаптироваться к среде постоянно меняющегося театрального процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О БУДУЩЕМ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕАТРА»

УДК 792.01, 792.02

О БУДУЩЕМ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕАТРА

МАНТУШ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела театрального искусства ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук

Беларуси», Минск, Беларусь.

Аннотация: В начале XXI в. произошли серьезные изменения в технологиях обработки видео и аудио материала, имеющих высокий художественный потенциал. Дискурс новых медиа в театре - вопрос перманентный. В центре внимания постановщиков всегда оказываются как актуальные тенденции из мира искусства, так и новые технологии, которые позволяют привнести на сцену новые возможности для постановочной практики. Не смотря на то, что вопрос прогнозирования эстетических доминант сцены театра будущего - дискурс не абсолютно точный, прогнозирование внедрения конкретных сценических технологий позволит постановщикам быстрее адаптироваться к среде постоянно меняющегося театрального процесса.

Ключевые слова: сценография, интермедиальный театр, трансмедиа, новации, театральные медиа.

Summary: Significant changes have occurred in high artistic potential technologies for processing video and audio in the early 21st century. The discourse of theatrical new media is a permanent question. Producers' and directors' attention is always focused on both current artistic trends and new technologies that allow bringing new edges of production practice onto the stage. Despite the fact that predicting the aesthetic dominants of the future theatre isn't absolutely accurate, forecasting the introduction of specific stage technologies will allow directors to adapt to the environment of the constantly changing theatrical process rapidly.

Keywords: scenography, set design, intermedial theatre, transmedia, innovations, theatrical

media.

Современное театральное искусство - сложный многогранный и многомерный процесс, который активно и оперативно реагирует как на изменения творческих парадигм, так и на эволюцию технологий сцены. Ярким явлением современного театрального процесса являются интермедиальные постановки. Безусловно, современный театр не ограничивается только интермедиатизацией, однако таковая видится весьма перспективной в свете роста интереса к последней как со стороны зрителей, так и со стороны постановщиков и исследователей театрального искусства. Отсюда задача спрогнозировать возможные пути развития интермедиального театра видится полезной с точки зрения как исследователя, так и с точки зрения развития образовательного процесса в рамках творческих специальностей.

Дефиниция интермедиальности - относительно молодое понятие, тем не менее, как бы подобное утверждение ни казалось странным, интермедиальная сценическая практика насчитывает практически столько же лет, сколько и само театральное искусство. Менялись передающие информацию носители, но взаимодействие между традиционными и инновационными театральными средствами привлекало постановщиков во все эпохи. Активное взаимодействие различных художественных кодов и информационных носителей всегда сопутствовало театру во все периоды его истории, и можно утверждать, что у интермедиального театра будущее будет ровно столько, сколько будут появляться принципиально новые сценические медиа. Вопрос же развития театрального синтеза будет скорее фокусироваться на том, как будет выстраиваться взаимодействие между привычными театральными и будущими инновационными медиа.

С позиции сегодняшнего дня наиболее вероятными медиа обозримого будущего выглядят нейросети, технологии удаленной коммуникации и дополненной реальности. Опыт

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

пандемии 2020 года продемонстрировал важность удаленной коммуникации, когда зрители не могли физически присутствовать в зале. Тем не менее, большинство театрального контента не несло кардинальных изменений для традиционной постановочной практики, разница заключалась в том, что из реального зрительного зала зритель перенесся в удаленное пространство. Большинство спектаклей формально перешло из сценического действа в форму своей киноверсии - фильма-спектакля. Тем не менее, параллельно с достаточно конвенциональной формой фильма-спектакля возникли онлайн спектакли, доступные зрителям только в формате трансляции через интернет, а также ZOOM-спектакли (осуществляющие не только показ, но и предполагающие взаимодействие актеров онлайн).

Впрочем, интернет-театр - это малая часть того, что могут предложить современные цифровые технологии театру. Наиболее перспективными для сцены видятся нейросети. На сегодняшний день контент от нейросетей на театральных подмостках во многом тождественен экрану на сцене вековой давности: технология не слишком распространена, имеет ряд существенных ограничений технического и творческого характера, и пока еще является в большей степени аттракционом, нежели полноценным инструментом. Тем не менее, нейросети - наиболее прорывная из технологических новаций. До недавнего времени системы машинного интеллекта были не более чем дорогостоящей игрушкой в руках немногочисленных исследователей компьютерных технологий, но на сегодняшний день уже свершившимся фактом являются написанные искусственным интеллектом дипломная работа, ряд театральных пьес и музыкальных произведений, и даже сгенерированная нейросетью «фотография», одержавшая победу на престижном фотоконкурсе. Не будет преувеличением предположить, что нейросетевой контент все чаще будет появляться на театральной сцене.

Если фокусироваться на возможном месте творчества нейронных сетей непосредственно в театральном искусстве, видятся четыре основные направления, в которых искусственный интеллект сможет найти (а в ряде экспериментальных постановок уже находит) свое применение: драматургия, генерирование эскизов сценического оформления, генерирование видео для синтетического театра и генерирование речи в режиме реального времени. Ситуация с нейросетевой драматургией скорее всего будет напоминать перипетию из повести Клиффорда Саймака «Сила воображения», где в мире будущего, в котором писатели стали операторами машин-сочинителей, уникальным оказался писатель, который втайне писал свои произведения как и литераторы прошлых эпох от руки. В вопросах сценографии ИИ пока используется как инструмент для тренировочных решений пространства сцены. Сценограф Михаэль Швайкардт акцентирует внимание на отсутствии проработки материала нейросетями: «То, что происходит с течением времени в пространстве [сцены], настолько же важно, как и то, как пространство выглядит. Анализ сценария и драматургии - ключевой подход к сценографии [и чего пока не умеют делать нейросети]. Сценография, без разбора сценария и драматургии, - это украшательство [...] в том смысле, что [подобная нейросетевая] сценография становится чем-то, на фоне чего актеры играют, но не населяют [эту сценическую среду]» [5].

Хотя создание видео-контента для сцены видится также крайне интересным, и наиболее вероятно, что в процессе совершенствования ИИ-систем видео (например, в сфере «захвата движения» с проецированием его в реальном времени на синтезируемый видеообраз) технология сможет найти применение в «живом кино», на сегодняшний день нейросетевые статичные и движущиеся изображения требуют присутствия значительного объема работ человека-ретушера. А вот работа ИИ с человеческой речью видится наиболее вероятной для скорейшего внедрения в театральную практику. Так актеры иностранных театров, приезжая на гастроли в другую страну, смогут играть спектакль на родном языке, но при этом зрители смогут слышать реплики артистов на своем языке, однако голосами и с интонациями артистов на сцене. Уже сегодня ИИ генераторы голосов способны не только превращать письменный текст в устную речь, но и предлагать дополнительные опции, имеющие художественный потенциал. Так, система «11-Labs» позволяет «клонировать» голос актера, генератор голоса

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

«Murf» способен воспроизводить специфические акценты, а также превращать запись одного голоса в другой (женский в мужской), «WellSaid» позволяет озвучить печатный текст в режиме реального времени со скоростью набора текста, а «Sonatic» способен воспроизводить эмоции (благодаря чему этот инструмент уже сегодня используется в кинопроизводстве). Не будет преувеличением предположить, что в обозримом будущем можно будет создать постановку, в которой будет задействован только один актер, но при этом на сцене будут присутствовать множественные голоса для разных персонажей, в исполнении одного и того же актера.

Как отмечает Д. Блюдов: «Микрофонный звук - закономерный компонент театра, существующего на стыке искусства и технологии, активно применяющего звукового дизайна и проекции» [1, С. 155]. Звуковая картина современного театра все чаще прибегает к микрофонному усилению и обработке звука, также все чаще используются и средства саунд-дизайна. В постановочной практике современного театра используются практически все доступные в звукорежиссуре динамические, частотные, модуляционные и пространственные эффекты звуковой обработки, а большинство громоздких шумовых приспособлений уступило место аудиосемплерам. Поэтому предположение о том, что ИИ речевые аудио-эффекты найдут широкое применение в постановочной практике драматического театра - вполне логичное суждение, так как устная речь - основная форма коммуникации между зрительным залом и сценой в драматическом спектакле.

Еще один потенциальный медиум - это, как ни странно, маска. Правда, речь идет не о традиционной маске, а о маске, являющейся рир-проекционным экраном. Естественно, что подобная маска требует специального проектора, из-за чего ее ношение будет проблематично, однако если разместить такую маску на сложном костюме, манекене, или роботе, то на ее поверхность можно проецировать, например, прямую трансляцию реального лица актера, который может находиться даже в другой стране.

Также видится вполне перспективным то, что театр может приобрести от индивидуальных камер, размещенных на артистах. В подобном сценарии зритель получит возможность посмотреть на историю глазами разных персонажей, выбирая от лица которого героя он захочет увидеть сцену.

Также следует ожидать увеличения экспериментов по «соединению» удаленных друг от друга актеров, когда зритель сможет лицезреть композитную среду, в которой удаленные географически артисты будут без проблем выступать на общей виртуальной сцене.

Исходя из сказанного выше, логично рекомендовать уделять повышенное внимание подобным технологическим аспектам в образовательных программах профильных творческих вузов. Первые цифровые аудио-эффекты без преувеличения во всем уступали аналоговым эффектам звуковой обработки, абсолютное же большинство звукорежиссерской работы сегодня производится на цифровой аппаратуре. Показательно в этом примере то, что творческие вузы, обратившие три десятилетия назад пристальное внимание на изучение технологий цифровой звукозаписи и звукообработки, накопили заведомо большую практико-ориентированную эмпирическую базу, благодаря чему выпускники этих вузов на протяжении почти полутора десятков лет были законодателями мод в сфере звукорежиссуры.

В современном мире обмен информацией приобрел колоссальные объемы. В XXI веке можно перенимать самый передовой опыт, буквально не выходя из дома. Ценное для развития театра соударение постановочных традиций и инноваций видится как наиболее перспективная форма практической работы для творческих вузов, а также для независимых и любительских коллективов, ведь современные средства художественной выразительности часто дешевле и зрелищнее привычных постановочных средств.

В изданной в 2008 г. статье «Эволюция современного белорусского театра и зрительской аудитории на рубеже XXI столетия», Р.Бузук отмечал: «[...] следует понимать, что при всех издержках, которые несет замена живого контакта с театром его телевизионным вариантом, выбор в пользу телевидения может быть продиктован и мотивами эстетического порядка. Ибо художественный уровень лучших спектаклей, транслируемых по ТВ, заведомо

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

выше многих местных постановок» [2, C.270]. Пятнадцать лет спустя, когда качественный театральный контент стал еще более доступен благодаря развитию сети Интернет, вопрос артистического качества стоит еще более остро. Безусловно, пользователям сети интернет интересны разные спектакли, однако успешность постановок в сети обусловлена либо известным артистом в главной роли, либо нетривиальным ярким визуальным решением инсценировки, которые чаще всего достигаются за счет создания сложной видео-среды на сцене. М. Ерома резюмирует свою статью «Поколение Z как театральный зритель» тем, что особенности восприятия современной молодежи делают целесообразным создание театрального представления при помощи цифровых технологий [3, C. 404-405]. Закончить же эту мысль будет уместно цитатой креативного директора Satore Studio Т. Мартира: «Хореографы, режиссеры, сценаристы должны понимать возможности новых технологий -тогда они смогут создавать новые [...], более рисковые типы [спектаклей]» [4].

Естественно, интермедиальный театр будущего будет отличаться от того образа, который видится с позиции технологий и художественных средств сегодняшнего дня. Тем не менее, именно интермедиальный и иммерсивные векторы развития сценического искусства выглядят наиболее интересными для современной аудитории, что позволяет смотреть на них, как на наиболее перспективные сценические формы недалекого будущего.

1. Блюдов, Д.В. Микрофоны в современном драматическом театре // Философия и культура. -2023. - №6. - С. 152-165

2. Бузук, Р.Л. Эволюция современного белорусского театра и зрительской аудитории на рубеже XXI столетия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 268-271.

3. Ерома М. В. Поколение Z как театральный зритель (к проблеме социального партнерства школы и театра) // KANT. - 2020. - № 4. - С. 400-405.

4. Традиционный театр vs. виртуальный. Нужно ли противопоставлять? // Форум объединенных культур. - URL: https://culturalforum.ru/news/tradicionnyy-teatr-vs-virtualnyy-nuzhno-li-protivopostavlyat

5. Schweikardt, M. Imagine. Artificial Intelligence comes to Theatrical Design // The Theatre Times. - URL: https://thetheatretimes.com/imagine-artificial-intelligence-comes-to-theatrical-design/

ЛИТЕРАТУРА

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.