УДК 316,42:330,34(477,62) JEL А13, 010
О БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЯХ РУССКО-ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ИХ ВОВЛЕЧЕНИИ В ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДНР1
Воловодова Е.В. канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, e-mail: volovodova.ev@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
Биденко Т.В. ведущий экономист отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, e-mail: bidenko.tatyana@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
Аннотация. Установлено, что источником идеальных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации является уникальная православная идея спасения. Она включает ценности, присущие идеальному православному типу человека - целостной творческой личности, сопричастной Миру/Целому, в том числе, другим людям и природе. Показано, что базовые ценности транслируются из поколения в поколение духовным ядром социокультурного кода Русско-Евразийской цивилизации (эмоционально-чувственным, сверхчувственным, рационально-логическим путями) и существуют в массовом сознании преимущественно в непро-явленной форме. Обосновано, что базовые ценности являются уникальными ценностно-смысловыми информа-
ционными ресурсами, которые имеют стратегическую значимость для Русско-Евразийской цивилизации. Аргументировано, что на рационально-логическом научном уровне познания смысл базовых
ценностей Русско-Евразийской цивилизации можно раскрыть лишь частично. Они могут быть представлены в обобщенном виде как взаимосвязанные и взаимообусловленные уникальные идеальные базовые этические принципы жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации. Изложены предложения, предусматривающие создание в ДНР на основе базовых этических принципов жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации реальных возможностей, позволяющих вовлекать уникальные ценностно-смысловые информационные ресурсы цивилизации в процессы социально-экономического развития Республики.
Ключевые слова: Русско-Евразийская цивилизация, социокультурный код цивилизации, православная идея спасения человека, идеальный православный тип личности, идеальные базовые ценности цивилизации, идеальные базовые этические принципы жизнеустройства цивилизации.
ON THE BASIC VALUES OF RUSSIAN-EURASIAN CIVILIZATION AND THEIR INVOLVEMENT IN THE PROCESSES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC
1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123Б000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».
© Е.В. Воловодова, Т.В. Биденко, 2023
Volovodova E.V. Candidate of Sociological Sciences, Leading Research Associate of the Department of Social and Economic Development of Territorial Systems Planning, e-mail: volovodova.ev@yandex.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.
Bidenko T.V. Leading Economist of the Department of Social and Economic Development of Territorial Systems Planning, e-mail: bidenko.tatyana@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.
Abstract. It is established that the source of the ideal basic values of the Russian-Eurasian civilization is the unique Orthodox idea of human salvation. It includes the values inherent in the ideal Orthodox type of a person i.e. a holistic creative personality, partaking of the World / Whole, including other people and nature. It is shown that the basic values are transmitted from generation to generation by the spiritual core of the sociocultural code of the Russian-Eurasian civilization (emotional-sensual, supersensible and rational-logical ways) and exist in the mass consciousness mainly in an unmanifested form. It is substantiated that the basic values are unique value-semantic information resources that are of strategic importance for the Russian-Eurasian civilization. It is argued that at the rational-logical scientific level of cognition, the meaning of the basic values of the Russian-Eurasian civilization can be revealed only partially. They can be presented in a generalized form as interconnected and interdependent unique ideal basic ethical principles of the life order of the Russian-Eurasian civilization. The proposals envisaging the creation of real opportunities in the DPR based on basic ethical principles the life order of the Russian-Eurasian civilization, allowing the involvement of unique value-semantic information resources of civilization in the processes of socioeconomic development of the Republic.
Keywords: Russian-Eurasian
civilization, sociocultural code of civilization, Orthodox idea of human salvation, ideal Orthodox personality type, ideal basic values of civilization, ideal basic
ethical principles of the life order of civilization.
Управление процессами социально-экономического развития ДНР необходимо осуществлять в контексте глобальных изменений и вызовов времени - внешних и внутренних.
Внешние вызовы, влияющие на перспективы социально-экономического развития ДНР, обусловлены, прежде всего, системным кризисом глобального индустриального общества, основанного на западных либеральных моделях, и переходом человеческого сообщества в постиндустриальное общество. Данный переход сопровождается глобальной гибридной войной, которая ведется за передел мировых ресурсов и будущее мироустройство.
Глобальная гибридная война, развязанная Западной цивилизацией, в первую очередь, против Русско-Евразийской цивилизации (в которую входят Россия, Украина и Беларусь), а также Китая и иных локальных цивилизаций, ведется в разных сферах - ценностно-смысловой/информационной, политической, экономической, культурной и других, в том числе, на полях боевых сражений.
В ДНР, где гибридная война идет с применением боевых средств, ее следствиями являются: гибель людей, разрушения производственной и социальной инфраструктуры, отток кадров, разрыв логистических и производственно-технологических цепочек, утрата места, занимаемого ранее промышленным комплексом региона в международной системе разделения труда, потеря партнеров по бизнесу,
освоенных рынков сбыта, а также в значительной мере источников экономического роста и социального развития.
К внешним вызовам, обусловливающим возможности социально-экономического развития ДНР, относится тенденция становления локальных цивилизаций, в т. ч. Русско-Евразийской цивилизации, в качестве суверенных субъектов мирового развития. Это предопределяет необходимость самоорганизации Русско-Евразийской цивилизации на базе собственной цивилизационной идентичности. Данную проблему невозможно решить без вовлечения в процессы воспроизводства на всех уровнях управления, в т.ч. региональном, включая ДНР, в разных сферах воспроизводственной деятельности (информационной, политической, экономической, культурной, образовательной и др.) уникальных ценностно-смысловых информационных ресурсов Русско-Евразийской цивилизации. К ним относятся присущие ее идеальному типу личности традиционные уникальные идеальные смысложизненные/экзистенциальные базовые ценности. Они существуют в значительной мере в латентной форме и транслируются из поколения в поколение социокультурным кодом цивилизации. В предшествовавшие 30 лет всесторонней моде-рнизации/вестернизации общества и некритического заимствования западных институциональных моделей, нормы и правила которых коррелируют с западными ценностями, социокультурный код Русско-Евразийской цивилизации был существенно ослаблен.
В условиях становления субъектно-сти Русско-Евразийской цивилизации перед ДНР стоит сложный внутренний вызов, который влияет на перспективы её социально-экономического развития. Он заключается в том, что Донбасс (согласно распространенному в общественных кругах мнению) является «платформой, с которой задается вектор цивилизационного
самовосстановления России... Через Донбасс и отношение к нему формируются кадры русского (российского) цивили-зационного возрождения». Донбасс сегодня играет «роль цивилизационного фро-нтира». Его люди «в чрезвычайных для цивилизации условиях часто приходят на смену утратившим цивилизационно-иде-нтичные ориентиры моделям центра» [1].
Для ответа на вызовы, стоящие перед ДНР, необходим «запуск» процессов самоорганизуемой воспроизводственной деятельности. Она должна осуществляться за счет вовлечения в воспроизводственные процессы в основном внутренних ресурсов, в первую очередь, ценностно-смысловых - традиционных уникальных смысложизненных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации, определяющих целеориентиры социально-экономического развития Республики.
Вопрос о том, сможет ли ДНР осуществить «запуск» процессов самоорганизуемого воспроизводства на основе идентичности Русско-Евразийской цивилизации и оказать влияние на формирование цивилизационно-ориентированных кадров, моделей экономического и социального развития, в соответствии с общественными ожиданиями, остается открытым. Во многом это связано с тем, что для «запуска» процессов самоорганизуемого воспроизводства на базе цивили-зационной идентичности необходимо коренным образом реформировать заимствованные на Западе институциональные модели (государства, региона, муниципального образования, семьи, школы, промышленной корпорации и др.), а также государственную систему управления, в т.ч. на региональном уровне.
Региональная система управления ДНР должна обрести способность «запускать» процессы самоорганизуемой социально-воспроизводственной деятельности с позиций традиционных уникальных ба-
зовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации и обеспечивать переход Республики в качественно новое состояние. Обретению данной способности (и соответствующих возможностей) препятствует ряд обстоятельств, в том числе следующие.
1. Утвердившаяся практика использования на всех уровнях управления в разных сферах воспроизводства (политической, экономической, культурной, образовательной и других) заимствованных на Западе в предшествовавшие 30 лет в ходе всесторонней вестернизации либеральных институциональных моделей. Их нормы и правила адресованы западному типу личности - автономному/самодостаточному, рационально действующему индивиду, который руководствуется индивидуалистическими ценностями. Из-за несоответствия западных норм и правил традиционным базовым ценностям, присущих идеальному типу личности Русско-Евразийской цивилизации, в рамках заимствованных институциональных моделей возникли реально действующие, во многом деструктивные нормы и правила. Они
были установлены ресурсоемкими субъектными элитными группами в своих инте-ресах1.
2. Несформированная ценностно-смысловая цивилизационно-идентичная целеориентация властных элит.
3. Отсутствие общепринятых ценностно-смысловых целеориентиров общественного развития, обусловленных традиционными базовыми ценностями Русско-Евразийской цивилизации.
4. Доминирование в отечественном обществоведении западноцентричного дискурса, неадекватного тенденциям перехода человеческого сообщества от од-нополярной западной модели глобализации к многополярному мироустройству и становления Русско-Евразийской цивилизации в качестве суверенного субъекта мирового развития. В его рамках:
специфику экономических исследований определяет преимущественно принцип методологического индивидуализма . Он базируется на западном типе атомарного экономически эффективного
1 По данным социологического исследования, в современной России ресурсоемкие субъектные группы образуют 4 сектора: 1) государственно-бюрократический, включающий государственных чиновников, представляющих законодательную и исполнительную власть; 2) либерально-бюрократический, включающий экономическую субэлиту и финансово-промышленные корпорации; 3) олигархический, включающий интегрированные бизнес-группы и финансово-промышленные группы;
4) криминальный, опосредованно он играет существенную роль при принятии управленческих решений. Доминирует в структуре социальных отношений государственно-бюрократический сектор. Все остальные субъекты вынуждены играть по его правилам [2, с. 15]. Согласно результатам нашего исследования, внедрение в Украине на муниципальном уровне англосаксонской модели территориальной общины привело к тому, что вместо общины как первичного субъекта местного самоуправления, реальным субъектом стала корпорация «власть + крупный бизнес», со всеми вытекающими последствиями
(коррупция, присвоение муниципальной собственности, вывоз капитала и т.п.) [3].
2 Согласно принципу методологического индивидуализма, «все экономические феномены анализируются «через призму» индивидуальных действий экономических субъектов. Принцип методологического индивидуализма отождествляется с «парадигмой капитализма»» [4]. Общество рассматривается как рынок, где индивиды принимают решения по максимизации полезности (личного дохода) и минимизации свих издержек. Тем самым они способствуют росту общего благосостояния. Использование в научных исследованиях наряду с принципом методологического индивидуализма принципа методологического холизма (в соответствии с которым общество рассматривается как целостная система, отличающаяся от суммы образующих её частей/индивидов) пока не привело к признанию холизма в качестве проработанного альтернативного направления экономического анализа [4].
индивида и объясняет общественные явления с позиции индивидуального поведения;
использование устаревших социальных теорий, концептуальных моделей, схем и т. п., которые исчерпали свой ресу-рсно-знаниевый потенциал. Например, из научного дискурса и практики управления не исключена атлантическая концептуальная модель региона, которая является составляющей западной концепции глобализации.
5. Отсутствие устоявшегося понятийного аппарата - таких понятий как социокультурный код, базовые ценности, тип социальности цивилизации и др., необходимых для проведения эмпирических исследований и разработки органичных для Русско-Евразийской цивилизации концептуальных и институциональных моделей.
6. Отсутствие общепризнанных научно достоверных данных относительно ценностно-смыслового ядра Русско-Евразийской цивилизации. В значительной мере это связано с тем, что (как отмечают эксперты) уникальность ядра не уловима и не проявлена, а имеющегося понятийного аппарата недостаточно для его описания [5].
Цель работы заключалась в раскрытии содержания присущих идеальному типу личности Русско-Евразийской цивилизации, транслируемых её социокультурным кодом, традиционных идеальных уникальных смысложизненных базовых ценностей, которые существуют в значительной мере в латентной форме, а также в выявлении возможностей их вовлечения в процессы социально-экономического развития ДНР.
► Теоретические предпосылки исследования. Содержание традиционных идеальных смысложизненных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации исследовалось с позиций циви-лизационной теории. В соответствии с
нею, рост цивилизаций рассматривается прежде всего как духовное явление. Под духовно-культурной сферой цивилизации понимается «область, где решается вопрос «для чего жить»». То есть вопрос о смысложизненных базовых ценностях человека. Духовно-культурная сфера отличается от материальной сферы, где решается вопрос «как жить» [6, с. 749].
Идентичность цивилизации рассматривается в исследовании как совокупность объективно присущих ей самобытных/уникальных свойств, качеств, характеристики т.п., то есть идентификационных признаков. Ключевым параметром, обусловливающим наличие тех или иных идентификационных признаков локальных цивилизаций, являются мировые религии. В перечень параметров идентичности - «квадрат идентичности» входят также язык, культурная принадлежность, общая историческая судьба. Ключевым параметром, определяющим идентичность Русско-Евразийской цивилизации, является православная религиозная система.
Раскрытие содержания смысложиз-ненных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации осуществлялось также с позиций понимающей социологии. Свойственный ей подход позволяет осуществлять рациональную реконструкцию типических ценностей, реализуемых людьми в социальном поведении.
Социальные институты рассматриваются в работе согласно концепции неоинституционализма [7, 8]. В соответствии с нею, на переднем плане находятся не сами институты (структуры), а субъекты, которые их поддерживают или изменяют. Это сильноресурсные субъекты. Именно они формируют и закрепляют в своих интересах нормы и правила, регулирующие социальные связи / отношения / взаимодействия [9, с. 40-41].
Теоретическим основанием работы являлются результаты фундаментальных сравнительных исследований радикальных преобразований, осуществлявшихся в течение длительного исторического периода в разных цивилизациях. Они свидетельствуют о том, что успех преобразований во многом зависел от того, насколько присущие культуре смыслы и ценности, транслируемые её кодами (ценностно-смысловым и социальным) были институционализированы в ходе реформ. То есть нашли воплощение в определенных институциональных формах и, тем самым, осуществляли регуляцию социальных взаимодействий субъектов [10].
В исследовании используется понятие «социокультурный код цивилизации». Существует достаточно много определений социокультурного кода [11-18 и др.]. Адекватным представляется его понимание как набора социокультурных программ, ведущим, определяющим аспектом которых является информационный [17]. Эвристично также определение, согласно которому «социокультурный код -это духовная метапрограмма социальной деятельности» [18].
С учетом имеющихся определений, под социокультурным кодом Русско-Евразийской цивилизации понимается уникальная идеальная многомерная программа её духовного воспроизводства, обеспечивающая выживаемость и развитие цивилизационной общности. Данная программа существует в общественном сознании в значительной мере в латентной форме и транслируется из поколения в поколение, прежде всего, эмоционально-чувственным и сверхчувственным путями - через религию, традиции, фольклор, искусство, художественную литературу, нравственные нормы, ценности и др. Рационально-логическим путем трансляция программы осуществляется посредством философии, науки, права и др.
Социокультурный код Русско-Евразийской цивилизации включает духовное ядро и периферийную часть. Духовное ядро кода цивилизации основано на высшей абсолютной (безусловной, не подлежащей сомнению) базовой идее. Периферийная часть кода детерминирована особенностями места развития цивилизации. Она включает также иноцивили-зационные заимствования, которые инкорпорируются в код в процессе генезиса цивилизации. Периферийные элементы кода обеспечивают адаптацию цивилизации к глобальным условиям, внутрици-вилизационное социокультурное многообразие (в том числе, посредством формирования местных кодов/программ) и др. В отличие от ядерной базовой части кода, которая должна оставаться неизменной, периферийные элементы кода являются динамичными. В случае размывания духовного ядра цивилизационного кода и доминирования тех или иных его периферийных элементов, весьма вероятным является возникновение «галицийского синдрома» как на Украине - нарушение преемственности в развитии, сбой программы духовного воспроизводства, хаоти-зация общества, угроза распада государства.
Основанием духовного ядра социокультурного кода Русско-Евразийской цивилизации является уникальная православная идея спасения человека. Она определяет содержательные характеристики традиционных уникальных идеальных смысложизненных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации, транслируемых социокультурным кодом.
Под ценностями в социологии принято понимать определенные объекты, предметы, явления, процессы и их свойства, имеющие значимость для индивидуальных и коллективных субъектов. Единый подход к классификации ценностей не выработан. На основании разных
критериев выделяют различные типы ценностей, в том числе смысложизненные ценности. Общепринятая точка зрения относительно понятия смысложизненных ценностей, которые в научной литературе называют также экзистенциальными, отсутствует.
С учетом имеющихся в ряде публикаций [19-22] определений понятия экзи-стенциальных/смысложизненных ценностей, под традиционными идеальными смысложизненными базовыми ценностями Русско-Евразийской цивилизации понимается совокупность абсолютных/безусловных смысложизненных ориентиров, которые определяют высший смысл жизни идеального типа человека как целостной творческой личности и возможности его постижения.
Идеальные смысложизненные базовые ценности спонтанно проявляются в ситуациях, чаще всего критических, предельных - когда человек выходит за границы возможностей, свойственных ему в обычной жизни, и перед ним открываются некие сакральные высшие смыслы бытия. Эти ценности могут осознаваться людьми лишь в какой-то степени (и описываться на языке культуры, к которой они принадлежат) или вообще не осознаются.
Содержание традиционных уникальных идеальных смысложизненных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации, образующих духовное ядро её социокультурного кода, существующих в массовом сознании преимущественно в латентной форме, можно раскрыть на рационально-логическом научном уровне познания лишь частично. Это предполагает рационализацию уникальной право-
1 В свое время, полемизируя с евразийцами, Г. Флоровский предупреждал, что «государственный максимализм», с позиции которого ««сфера духовного творчества», потенциально и по зада-
славной идеи спасения человека, понимание которой изложено в богословской литературе [23-25 и др.].
Идея спасения является ключом к раскрытию высшего скрытого смысла уникальных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации, присущих её идеальному типу личности и транслируемых духовным ядром социокультурного кода цивилизации.
В публикациях отмечается, что «поскольку спасение человека не зависит . от его социального положения и социальных достижений, . никакое идеальное государство не является основанием для полного и безусловного спасения всех его членов. Самое идеальное государство может лишь создать предпосылки для правильной духовной жизни личности, но не подменить её»1 [26, с.26].
► Православная идея спасения -источник базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации. Рационализацию православной идеи спасения человека следует осуществлять (с учетом ограниченных возможности экспликации её смысла посредством понятий) с позиции богословского догмата о Богочеловеке Иисусе Христе. В соответствии с ним, Божественный первообраз Христа - это не-слиянно-нераздельное единство Божественной и человеческой природы (Божественная целостность). Личность, сотворенную по образу и подобию Божию, также целесообразно рассматривать «как единство раздельности и взаимопроникновения» двух природ [28, с.305]. Она не сводима ни к части - автономному индивиду, ни к безличностному Целому, поглощающему творческую индивидуальность. В человеке, уподобляющемуся Божественному образу, тварная часть и Целое
нию объединяемая в Церкви, занимает место, всецело подчиненное руководящей воле «государственного актива», обладающего ею на началах «безусловного государства»», - это «острый и кощунственный соблазн» [27].
объединяются в некое уникальное несли-янно-нераздельное духовное единство, где часть и Целое сохраняют свои различия и после соединения. При этом тварная часть и Божественное Целое не существует в человеке сами по себе, но только в духовном единстве1,.
Безусловной базовой ценностью-целью, определяющей высший смысл жизни православного типа личности Русско-Евразийской цивилизации, является стяжание Духа Святого, Божественной благодати. То есть обожение, духовное преображение личности как путь к её спасению -включению в Целое в качестве части и достижение духовного единства с Целым при сохранении своей индивидуальности. К ценностям-средствам спасения относятся заповеди Моисея, а также аскетический образ жизни.
Духовное преображение личности, понимаемое в православии в индивидуальном смысле как самоусовершенствование, осуществляется в состоянии спонтанно возникающих у человека чувств любви и духовно-энергийной творческой сопричастности к Богу/Миру/Целому (получения Божественной благодати). Оно происходит в процессе живой взаимосвязи человека с Богом/Миром/Целым, благодаря резонансным отношениям вза-
1 В публикациях отмечается, что догматическая «формула» о неслиянно-нераздельном единстве двух природ Иисуса Христа (Божественной и человеческой) «может (и даже должна) быть применена к эмпирическому существованию культуры... Неслиянно-нераздельное существование -великий духовный принцип тварного бытия, определяющий конкретику любой сущности в мире» [29]. В этой связи, представляет интерес творчество Ф.М.Достоевского. В посвященном ему исследовании акцентируется внимание на том, что «неслиянно-нераздельное единство божественных ипостасей предстоит у Достоевского как образец совершенного взаимодействия личностей, как норма социальных союзов, как модель всеединого человечества, где правда личности примирена с правдой целого» [30].
имообмена, взаимопроникновения и соединения Божественных энергий и энергий человека - Божественной синергии2,3, совместно (коллективно) с другими людьми всех поколений и природой.
Уникальный тип синергийно-резо-нансных отношений - личных (контактных, живых), реализуемых в результате спонтанно возникающих у человека чувств любви и духовно-энергийной творческой сопричастности к Богу/Миру/Целому, - это традиционный идеальный базовый тип отношений (коллективистской социальности) Русско-Евразийской цивилизации.
Синергийно-резонансный тип отношений/социальности имеет духовную природу, прежде всего, сверхчувственную, а также эмоционально-чувственную, и не строится на рационально-логической основе, хотя последняя не исключается. В состоянии синергийно-резонансного духовно-творческого взаимодействия с Богом/Миром/Целым логическое противоречие между внутренним миром человека/части и внешним Миром снимается и сознание расширяется. В результате этого формируются: а) целостное мировоззрение (целостная картина Мира - представления о Мире, в том числе о Высшей реальности - Боге, о человеке, его духовных
2Понятие «синергия» используется в богословии с 643 года. В православии под нею понимается процесс координации, согласованности, сора-ботничества человеческих энергий и Божественной энергии, что открывает путь к преображению человека по образу и подобию Божию и, тем самым, его спасению.
3 В литературных источниках отмечается, что «православная идея синергийного развития и синергетическая концепция отчасти совпадают в аспектах «соработничества», взаимодействия энергий, но различаются направленностью развития: синергетика признает многовекторное развитие макро- и микромира. Богочеловеческая синергия - развитие, направленное к слиянию с Божественными энергиями» [31, с.11-12].
связях/отношениях/взаимодействии с Целым, включающем других людей и природу; б) целостный тип личности как не-слиянно-нераздельной творческой части Мира/Целого, взаимодействующей с Ним на сверхчувственном, эмоционально-чувственном и рациональном уровнях.
С позиций целостной мировоззренческой картины Мира, перед человеком -целостной личностью (и обществом) открываются новые возможности и перспективы, мотивирующие, побуждающие его к соответствующему целеполаганию и реализации творческой деятельности.
Значимость традиционного синер-гийного типа связей/отношений/ взаимодействия для раскрытия творческого потенциала Русско-Евразийской цивилизации подтверждают, в частности, результаты фундаментального культурологического исследования [31]. Согласно его данным, синергийное взаимодействие -это «идеальный тип» «внутрикультурного взаимодействия, при котором ядерные православные идеалы и ценности, в определенной степени адаптированные к культурно-историческим реалиям, существовали в религиозной или светской форме» [31, с.20]. Результатом их взаимодействия было «образование синергийного эффекта в виде творческой деятельности» [31, с.21].
► Реализация базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации в социальном поведении. Синергийно-резо-нансный тип духовных отношений - одухотворенной социальности, являющийся традиционной идеальной смысложизнен-ной базовой ценностью Русско-Евразийской цивилизации, существующий в общественном сознании в значительной мере в латентной форме, в реальной жизни обнаруживает себя в различных сферах и формах. Прежде всего это может происходить во время молитвы, а также в критических ситуациях, когда человек выходит за пределы своих возможностей
и действует в состоянии спонтанно возникающих чувств любви и духовной сверхчувственной сопричастности к Высшей реальности/Миру/Целому, в том числе, к другим людям и природе. Так, например, синергийно-резонансный тип отношений проявляется в актах самопожертвования, в т.ч. в ходе военных действий на Донбассе. Он обнаруживает себя в ситуациях, требующих высоко творческого напряжения (например, в сфере искусства), волевых сверхнормативных усилий (например, в сфере спорта), при созерцании природы, в процессе реализации духоподъем-ного (воодушевляющего людей) общего дела.
Стремление к преодолению границы меры и нормы, присущее человеку, принадлежащему к русской духовной традиции, являлось предметом внимания многих мыслителей. Они называли его по-разному: «тяга к абсолютному во всем» (Бердяев), «стремление к абсолютному добру» (Лосский), готовность действовать «всегда во имя чего-то абсолютного или абсолютизированного» (Карсавин) [32, с. 113].
Синергийно-резонансный тип отношений, видимо, реализовывался при расселении русских на огромных территориях, благодаря возникавшему у них чувству сопричастности к сообществу/Целому, выпоняющему богоугодное государственной важности дело, объединяющего людей и воодушевляющего их к проявлению сверхнормативной мобилизационной активности. В публикациях отмечается, что в отличие от иных цивилизаций, русские при освоении новых земель не погубили ни одной автохтонной культуры. В зоне контакта не происходило «конкуренции, соперничества культурных образцов, а сформировались механизмы проживания в едином физическом
пространстве, но в разных культурных плоскостях»1 [33].
В реальной жизни традиционный идеальный синергийно-резонансный тип духовных связей/отношений/взаимодействия, вероятно, в какой-то степени представляют отношения, строящиеся не с позиции интересов и конкуренции субъектов с целью получения максимальной выгоды, а отношения сотрудничества, предусматривающие объединение их усилий и способностей на основе взаимодополнения, взаимоусиления, взаиморазвития, когда каждый творчески выполняет свою функцию. Эти отношения становятся возможными в случае возникновения у субъектов чувства духовной сопричастности к сообществу/Целому, реализующему духо-подъемное общественно значимое общее дело.
Данные социологического исследования ценностных ориентаций жителей г. Донецка (2012 г.) свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных была ориентирована не на конкуренцию, а на отношения взаимодополняющие, взаимо-усиливающие, взаиморазвивающие
субъектов в процессе реализации деятельности по оказанию помощи социально незащищенным жителям. Эта деятельность оценивалась респондентами как значимая не только для получателей помощи, но и для тех, кто её оказывает, а также для всего местного сообщества [34, с. 408429].
Воодушевляющее, целеориентиру-ющее людей общее дело может осуществляться в рамках трудового коллектива,
1 «Для сравнения, заселение европейцами Северной Америки сопровождалось практически полным уничтожением автохтонных культур. Когда испанцы осваивали южный американский континент, целые цивилизации, культуры . майя, инков были уничтожены необратимо» [33].
2 Духовно-творческий тип синергии отличается от общепринятого понимания синергии. Так, в социологии она рассматривается как «объединенное действие, в котором общий результат
профессионального сообщества (подобно Стахановскому движению), учебной группы, местного сообщества, всей страны (как, например, в СССР во время Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток, в послевоенный период восстановления народного хозяйства и др.). В этом случае, благодаря духовному подъему, духовной сопричастности и сплоченности, объединению способностей и усилий всех участников, творческому исполнению ими своих функций, весьма вероятным является возникновение эффекта духовно-творческой синергии. То есть качественно нового (инновационного) сверхнормативного творческого результата, превосходящего сумму индивидуальных результатов, творчески развивающего как каждого участника общего дела, так и все сообщество/Целое2.
В условиях специальной военной операции, реализуемой в Донбассе, результатом волонтерской деятельности, вероятно, также может быть эффект духовно-творческой синергии (кризисные условия, как известно, обнажают традицию).
Таким образом, можно утверждать, что традиционные уникальные смысло-жизненные базовые ценности Русско-Евразийской цивилизации, транслируемые духовным ядром социокультурного кода из поколения в поколение (эмоционально-чувственным, сверхчувственным, рационально-логическим путями), существующие в значительной мере в латентной форме, являющиеся её уникальным ценнос-
больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности» [35, с. 401]. «Синергия в экономике раскрывается как возрастание эффективности деятельности в результате сочетания, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта или эмерджентности, то есть возникновения новых качеств полученной системы» [36].
тно-смысловыми информационными ресурсами, имеют стратегическую значимость. Они обеспечивают связь поколений, духовно-творческую мотивацию и сплоченность людей, устойчивость и жизнеспособность общества, особенно в чрезвычайных условиях, а также обусловливают место и роль цивилизации в мировой истории.
► О возможностях вовлечения базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации в процессы социально-экономического развития ДНР. Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что традиционные уникальные идеальные смысложизнен-ные базовые ценности Русско-Евразийской цивилизации, транслируемые духовным ядром социокультурного кода, являющиеся ее уникальными ценностно-смысловыми информационными ресурсами, имеют стратегическую значимость. Они обусловливают возможности «запуска» и реализации процессов самоорганизуемой воспроизводственной деятельности на базе идентичности Русско-Евразийской цивилизации, определяют её жизнеспособность, особенно в критических условиях, а также перспективы становления в качестве суверенного субъекта мирового развития.
Источником идеальных базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации является уникальная православная идея спасения человека. Она включает ценности, присущие идеальному православному типу человека - целостной творческой личности, сопричастной Миру/Целому, в том числе, другим людям и природе. Эти ценности определяют: а) высшую цель человеческого существования; б) место человека в Мире/Целом; в) тип связей/отношений/взаимодействия человека с Миром/Целым, в том числе, с Высшей реальностью/Богом, другими людьми и природой; г) результаты взаимодействия человека с Миром/Целым.
На рационально-логическом научном уровне познания раскрыть в полном объеме смысл базовых ценностей Русско-Евразийской цивилизации, транслируемых духовным ядром социокультурного кода (не только рационально-логическим путем, но прежде всего, эмоционально-чувственным и сверхчувственным), существующих в значительной мере в непрояв-ленной форме, не представляется возможным. Их смысл с помощью понятий можно эксплицировать лишь частично.
Традиционные уникальные идеальные смысложизненные базовые ценности могут быть представлены в обобщенном виде как взаимосвязанные и взаимообусловленные уникальные идеальные базовые этические принципы жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации.
1. Принцип понимания личности/субъекта как неслиянно-нераздельной творческой части Мира/Целого. В соответствии с этим принципом, личность - это не автономный/самодостаточный индивид, рационально действующий, как в Западной цивилизации, и не часть среды - природной (согласно даосизму) и социальной (согласно конфуцианству), как в Китае. Целостная творческая личность Русско-Евразийской цивилизации образует с Миром/Целым, в том числе, с другими людьми и природой, ценностно-смысловое духовное единство (эмоционально-чувственное, сверхчувственное, рациональное), но при этом она не унифицируется, а сохраняет творческую индивидуальность. Смысл существования целостной творческой личности заключается в достижении духовно-творческого единства с Миром/Целым, в том числе, с другими людьми и природой. В качестве Целого могут выступать: на низовом уровне - семья, соседское сообщество, учебная группа, первичный трудовой коллектив и т.п.; на мезоуровне - городское, региональное, краевое сообщества, а также сообщество всей страны и др.; на макроуровне - цивилизационная общность; на
мегауровне - Вселенная/Природа; на запредельном/трансцендентальном уровне -Бог/Абсолют. Известным символом России как иерархического Целого является русская матрешка.
2. Принцип реализации резонансно-синергийного типа связей/отношений/взаимодействия личности с Миром/Целым. Согласно этому принципу, для личности как неслиянно-нераздельной творческой части Целого, благодаря её сопричастности к Целому (эмоционально-чувственной, сверхчувственной, рациональной), наиболее приемлем резонансно-синер-гийный тип отношений, который позволяет субъектам действовать с позиции взаимодополнения, взаимоусиления, взаиморазвития, а не конкуренции. Этот тип отношений предполагает участие субъектов в духоподъемном общественно значимом общем деле, интегрирующем и побуждающем их к проявлению творческой активности, объединению творческих способностей и усилий, проявлению ответственности за Целое.
3. Принцип реализации большой цели (решения сверхзадачи). Этот принцип предусматривает достижение, в т. ч. за счет сверхнормативной активности, неординарного или, даже, уникального синер-гийного творческого результата совместной деятельности (превышающего сумму индивидуальных результатов), значимого как для Целого, так и для каждого субъекта.
На основе этических базовых принципов жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации в ДНР необходимо создать возможности для вовлечения уникальных ценностно-смысловых информационных ресурсов цивилизации в процессы социально-экономического развития Республики, посредством использования разных средств, методов, инструментов управления, в том числе следующих.
В рамках стратегии социально-экономического развития ДНР необходимо осуществить постановку цивилизационно-идентичной цели. Высшая цель стратегии должна заключаться в создании в Республике с позиции этических базовых принципов жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации социально-экономических условий, благоприятствующих становлению и развитию человека как целостной творческой личности, сопричастной Миру/Целому (в том числе другим людям и природе), ответственной за Целое.
Актуальной задачей является реализация государственного заказа на выполнение научных работ, предусматривающих разработку и апробацию в рамках пилотных проектов цивилизационно-иденти-чных институциональных моделей в разных сферах воспроизводства - экономической, образовательной, культурной и др.
В этой связи целесообразным представляется выполнение пилотного проекта в области социального предпринимательства в наиболее пострадавших от войны населенных пунктах, предусматривающего обмен услугами на некоммерческой основе. В рамках проекта следует апробировать институциональную модель, нормы и правила которой регулируют реализацию взаимодополняющего, взаимоусили-вающего, взаиморазвивающего типа межсубъектных отношений. Эти нормы и правила должны обеспечивать творческое участие субъектов в общем деле, их сопричастность к местному сообществу, ориентацию на достижение неординарного результата совместной деятельности, а также ответственность за него. Для «запуска» процессов самоорганизуемой воспроизводственной деятельности на основе данной институциональной модели может быть использован механизм внут-
ренних квазиденег, хорошо себя зарекомендовавший в Башкортостане в поселке Шаймуратово [37]1.
Успешная апробация в ДНР в рамках пилотных проектов в разных сферах воспроизводственной деятельности институциональных моделей, включающих нормы и правила, согласованные с идеальными базовыми этическими принципами жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации, обусловленных её традиционными уникальными идеальными базовыми ценностями, может положить начало для проведения широкомасштабных институциональных реформ на основе цивилизационной идентичности и реализации процессов социально-экономического развития в соответствии с собственными идеалами.
Необходимым является внесение в коллективное сознание жителей ДНР ценностно-смыслового содержания базовых ценностей и обусловленных ими этических принципов жизнеустройства Русско-Евразийской цивилизации. В этой связи целесообразно:
разработать специальную учебную программу по цивилизационной идентичности Русско-Евразийской цивилизации для подготовки (переподготовки) госслужащих Министерства образования и науки ДНР, Министерства культуры ДНР, Министерства информации ДНР, Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР, а также других ведомств;
разработать региональную программу социализации молодежи на основе идентичности Русско-Евразийской цивилизации;
подготовить для учебных заведений разного уровня учебные пособия по теме:
«Современная цивилизационная структура мира и уникальность локальных цивилизаций». Особое внимание следует уделить уникальности Русско-Евразийской цивилизации, а также исторической роли Донбасса в её становлении;
выполнять в научных и образовательных учреждениях научно-исследовательские, диссертационные и дипломные работы, проводить научные семинары, «круглые столы» и т.п. по цивилизацион-ной тематике;
создать цивилизационно-ориенти-рованный новостной, аналитический, художественный контекст для теле-, радио-, интернет-вещания в Республике;
разработать программы для теле-, радио-, интернет-вещания, предусматривающие информирование населения региона об уникальности Русско-Евразийской цивилизации, вкладе Донбасса в её становление, исторической и стратегической значимости сохранения и передачи будущим поколениям уникальных базовых ценностей цивилизации.
В заключение, необходимо отметить, что для ДНР - форпоста Русско-Евразийской цивилизации, переход в будущее посредством самоорганизации на основе ци-вилизационной идентичности, является безотлагательной задачей. Ее решение предопределяет возможность адекватных ответов Республики на стоящие перед нею вызовы, а также весьма значимо для становления субъектности Русско-Евразийской цивилизации. Для того, чтобы ДНР начала переход в будущее на основе идентичности Русско-Евразийской цивилизации, Республике необходимо придать статус экспериментальной территории и создать на междисциплинарной основе команду цивилизационно-ориентированных единомышленников-реформаторов.
1 Выполненная в ГБУ «ИЭИ» на эту тему работа «Развитие социальной и солидарной экономики - направление улучшения социально-эконо-
мической среды в Донецкой Народной Республике», в 2020 г. на республиканском конкурсе молодых ученных заняла призовое место.
► Литература
1. Багдасарян В. Фактор Донбасса [Электронный ресурс] // Завтра. 2022. 13 июня. URL: https: //zavtra. ru/blogs/faktor_donbassa (дата обращения: 01.04.2023 г.).
2. Ситнова И.В. Институциональные изменения в современной России: активис-тско-деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. социол. наук.: М. Институт социологии РАН. 2006. 16 с.
3. Воловодова О.В. Тип сощальних зв'язюв у громад як основа оргашзацшно! мо-делi взаемодп оргашв мюцевого самовряду-вання та громадського сектору сощальних по-слуг // Управлшня людським та сощальним розвитком у регюнах Украши: моногр. / под. ред. О Ф. Новiкова, О.1. Амоша, Л.В. Шауль-ська та ш.; НАН Украши, 1н-т економiки пром-т1. Донецьк. 2010. №3. С. 444-453.
► References
1. Bagdasaryan V. (2022, June 13). Donbass factor. Tomorrow. [In Russian] https://zavtra.ru/blogs/factor_donbassa
2. Sitnova I.V. (2006). Institutional Changes in Modern Russia: An Activist-Activity Approach [Extended abstract of candidate dissertation]. Moscow. Institute of Sociology RAS. [In Russian]
3. Volovodova O.V. (2010) The type of social links in the community as the basis of the organizational model of interdependence between the organs of mass self-alignment and the community sector of social services. Management of human and social development in the regions of Ukraine, 3, 444-453. [In Russian]
4. Кирдина С.Г., Павленко Ю.Г. Методологический индивидуализм и холизм: особенности междисциплинарных исследований // Вестник института экономики Российской академии наук. 2014. №3. С. 34-44.
5. Мнение экспертов. Руководитель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов - о том, вернется ли Россия в европейское пространство [Электронный ресурс] // Платформа. URL: https://pltf.ru/author/firsov/ (дата обращения: 21.02.2023 г.).
6. Пирогов Г.Г. Цивилизационный подход / Социологическая энциклопедия: В 2-х томах. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 749-751.
7. Кроуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 224 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).
8. Норт Д. Институты и экономический рост. Историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69-91.
9. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций / Курс лекций для студентов по социологии. Изд. 2-е, исправл. и дополн. СПб.: Интерсо-цис, 2009. 138 с. Предназначено для социологов, студентов магистратуры и аспирантов.
4. Kirdina S.G., Pavlenko Yu.G. (2014). Methodological individualism and holism: features of interdisciplinary research. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 3, 34-44. [In Russian]
5. Expert opinion. Aleksey Firsov, head of the Platforma social design center, on whether Russia will return to the European space. Platform. [In Russian] https://pltf.ru/author/firsov/
6. Pirogov G.G. (2003). Civilization approach. Sociological encyclopedia: In 2 volumes. M.: Thought, T. 2, 749-751. [In Russian]
7. Coase R. (2007). Firm, market and law. Per. from English. M.: New publishing house. [In Russian]
8. North D. (1993). Institutions and economic growth. Historical introduction. THESIS, T.1, 2, 69-91.
9. Yadov V.A. (2009/ Modern Theoretical Sociology as a Conceptual Basis for Research into Russian Transformations. Course of lectures for students in sociology. Ed. 2nd, corrected. and additional St. Petersburg: Intersotsis. [In Russian]
10. Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В. Гордона; Науч. ред. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.
11. Матвеева И.В. Понятие социокультурного кода как ядра культуры // Сборник научных трудов НГТУ. 2005. № 1. С. 1-7.
12. Синицын И.В. Интерпретация социально-культурных смыслов: проблемы декодирования знаний // Мировая перспектива: Ежегодник научных обозрений: 2005 год. М. 2006.
13. Попов Е.А. Социокультурная ситуация в современном российском регионе и муниципальном образовании: социально-экономическая, национально-культурная, духовно-консолидирующая и этносоциальная специфика // Социодинамика. 2013. № 2. С. 269-321.
14. Канашевич Н.К. К вопросу о методологии исследования социокультурной самобытности в контексте политики модернизации // THESAURUS. 2019. № 6. С. 63-85.
15. Щипков А.В. Понятие «код» в рамках современного цивилизационного подхода // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 28-34.
16. Федосеева В.А., Горюнов Д.В. Социокультурный код российской молодежи и его роль в развитии экономики страны (на примере студентов вузов г. Перми) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Экономика». 2020. № 2 (44). С. 82.
17. Завьялова А.Н. Социокультурный код как системообразующий фактор структурирования и функционирования города // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9 (28). С. 139-140.
18. Бочарова Е.В. Социокультурный код и рекламные сообщения в российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 50-52.
19. Черняховская Ю. Народная культура и национальные традиции. Минск: Изд-во «Беларусь». 2000.
20. Мельников А.С. Социологическая интерпретация экзистенциальных ценностей // Соцюлопчш дослщження: Збiрник наукових праць. Луганськ: Вид-во СНУ iм.. В.Даля. 2008. № 10. С. 130-142.
10. Eisenstadt Sh.N. (1999). Revolution and transformation of societies. Comparative study of civilizations. Per. from English. Gordon A.V.; Erasov B.S. (ed.). Moscow: Aspect Press. [In Russian]
11. Matveeva I.V. (2005). The concept of socio-cultural code as the core of culture. Collection of scientific papers of NSTU, 1, 1-7. [In Russian]
12. Sinitsyn I.V. (2006). Interpretation of Socio-Cultural Meanings: Problems of Knowledge Decoding. World Perspective: Yearbook of Scientific Reviews. [In Russian]
13. Popov E.A. (2013). Socio-cultural situation in the modern Russian region and municipality: socio-economic, national-cultural, spiritual-consolidating and ethno-social specificity. Sociodynamics, 2, 269-321. [In Russian]
14. Kanashevich N.K. (2019). To the question of the methodology for the study of socio-cultural identity in the context of the policy of modernization. THESAURUS, 6, 63-85. [In Russian]
15. Shchipkov A.V. (2018). The concept of "code" in the framework of the modern civiliza-tional approach. Questions of Philosophy, 7, 2834. [In Russian]
16. Fedoseeva V.A., Goryunov D.V. (2020). Socio-cultural code of Russian youth and its role in the development of the country's economy (on the example of university students in Perm). Bulletin of the Ivanovo State University. Series "Economics", 2 (44), 82. [In Russian]
17. Zavyalova A.N. (2020). Socio-cultural code as a system-forming factor in the structuring and functioning of the city. International Scientific Research Journal, 9 (28), 139-140. [In Russian]
18. Bocharova E.V. (2012). Socio-cultural code and advertising messages in the Russian society. Theory and practice of social development, 1, 50-52. [In Russian]
19. Chernyakhovskaya Yu. (2000). Folk culture and national traditions. Minsk: Publishing house "Belarus". [In Russian]
20. Melnikov A.S. (2008). Sociological interpretation of existential values. Sociological studies: Collection of scientific practice. Lugansk: Type of SNU named after V.Dal., 10, 130142. [In Russian]
21. Казанов Х.М., Цеева З.А. Экзистенциализм и теория ценностей // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4(22). С. 220-224.
22. Кокоева Р.Т. Экзистенциальная ценность в ее социологическом аспекте // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 7. С. 165-166.
23. Евдокимов П. Православное богословие. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2002. 500 с.
24. Диокликийский Каллист (Уэр), епископ. Понимание спасения в православной традиции // Учение о спасении в разных христианских конфессиях. Сост. Алексей Бодров / (Серия «Диалог»). 2-е изд. М.: Библейско-бо-гословский институт св. апостола Андрея. 2007. С.10-35.
25. Капсанис Г., архимандрит. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. М.: «ДАРЪ». 2008. 240 с.
26. Величко А.М. Христианство и социальный идеал (философия, право, социология индустриальной культуры): Научное издание / Под ред. В.П.Сальникова. Спб., М.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. 544 с.
27. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн. [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи». URL: https://www.vehi.net/florovsky/ evraziistvo.html (дата обращения 20.02.2023 г.).
28. Франк С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии / Семен Франк. М.: АСТ: АСТМОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 506 с.
29. Варава В.В. Русская самобытность. К вопросу о месте "культуры" в русской душе [Электронный ресурс] // Русский переплет. URL: http: //www .pereplet.ru/text/varava03aug 06.html (дата обращения 16.03.2023 г.).
30. Гачева А.Г. Богословие Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата в русской богословской и философской мысли XIX-XX вв. // Богословие Достоевского. М. Издательство: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. 2021. С. 21-156.
31. Берсенева Т.П. Идея синергии в русской культуре: Автореф. дис... докт. культурологии. Екатеринбург: ФГОАУ ВО
21. Kazanov Kh.M., Tseeva Z.A. (2012). Existentialism and the theory of values. Proceedings of the Sochi State University, 4(22), 220-224. [In Russian]
22. Kokoeva R.T. (2016). Existential value in its sociological aspect. Health and education in the XXI century, 7, 165-166. [In Russian]
23. Evdokimov P. (2002). Orthodox theology. Moscow: Biblical and Theological Institute of St. Apostle Andrew. [In Russian]
24. (2007). Calliasts (Ware) of Dioclycia, Bishop. Understanding salvation in the Orthodox tradition. The doctrine of salvation in different Christian denominations. Comp. Alexei Bodrov. (Series "Dialogue"). 2nd ed. Moscow: Biblical and Theological Institute of St. Apostle Andrew. [In Russian]
25. Kapsanis G., archimandrite. (2008). God became man so that man might become god. Moscow: "DAR". [In Russian]
26. Velichko A.M. (2000). Christianity and the social ideal (philosophy, law, sociology of industrial culture): Scientific publication. Salni-kova V.P. (ed.). Moscow: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. [In Russian]
27. Florovsky G.V. (2023). Eurasian temptation. Library "Milestones". [In Russian] http: //www.vehi .net/florovsky/evrasiistvo.html
28. Frank S.L. (2007). The Incomprehensible: An Ontological Introduction to the Philosophy of Religion. Moscow: AST: ASTMOSCOW: GUARDIAN. [In Russian]
29. Varava V.V. (2023). Russian identity. On the question of the place of "culture" in the Russian soul. Russian binding. [In Russian] http://www.pereplet.ru/text/varava03aug06.html
30. Gacheva A G. (2021). Theology of F.M. Dostoevsky and the problem of moral interpretation of dogma in Russian theological and philosophical thought of the 19th-20th centuries. Theology of Dostoevsky. Moscow: Institute of World Literature. A.M. Gorky of the Russian Academy of Sciences. [In Russian]
31. Berseneva T.P. (2018). The idea of synergy in Russian culture. [Extended abstract of
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.М. Ельцина». 2018. 42 с.
32. Шемякин И.Г., Шемякина О.Д. Россия-Евразия: специфика формообразования в цивилизационном пограничье: Статья 1 // Общественные науки и современность. 2004. №4. С. 108-119.
33. Кузнецов И.М. Россия как контактная цивилизации [Электронный ресурс] // По-лит.ру. URL: https://polit.ru/article/2007/01/29/kuznezov/ (дата обращения 25.01.2023 г.).
34. Воловодова О.В. Базюш цшносп украшського сустльства як ресурс сталого ро-звитку на мюцевому рiвнi // Сощальний поте-нщал сталого розвитку: шновацшш мехашзми формування та використання / шд ред. О.1. Амоша, О.Ф. Новшова, В.П. Антонюк та ш.; НАН Украши, 1нститут економiки проми-словостi. Донецк. 2014. С. 408-429.
35. Горностаева М.В. Синергетика (Синергия) / Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль. 2003. Т2. С. 401-402.
36. Абдокова Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления // Фундаментальные исследования. 2016. №103. С. 581-584.
37. Давлетбаев Р. Эксперимент с «шай-муратиками»: квазиденьги или товарные талоны? [Электронный ресурс] // REALNOEVREMYA.. URL: https://realnoevremya.ru/articles/ 33807 (дата обращения 15.03.2023 г.).
doctoral dissertation]. Yekaterinburg: Ural Federal University named after the first President of Russia B.M. Yeltsin. [In Russian]
32. Shemyakin I.G., Shemyakina O.D. (2004). Russia-Eurasia: the specifics of shaping in the civilizational frontier: Article 1. Social sciences and modernity, 4, 108-119. [In Russian]
33. Kuznetsov I.M. Russia as a Contact Civilization. Polit.ru. [In Russian] https://polit.ru/article/2007/01/29/kuznezov/
34. Volovodova O.V. (2014). Basic values of Ukrainian industry as a resource for steel development on the railway. In: Amosha O.I., Novikova O.F., Antonyuk V.P. et al. (ed.). Social potential of steel development: innovative mechanisms for molding and victoria. 408-429. Donetsk: National Academy of Sciences of Ukraine, Institute of Industrial Economics. [In Russian]
35. Gornostaeva M.V. (2003). Synergetics (Synergy). Sociological Encyclopedia: In 2 vols. Moscow: Thought. Vol. 2.[In Russian]
36. Abdokova L.Z. (2016). Synergetic effect as a result of effective management. Fundamental research, 10-3, 581-584. [In Russian]
37. Davletbaev R. (2023). Experiment with Shaimuratics: quasi-money or trade coupons? REALNOEVREMYA. [In Russian] https://real-noevremya.ru/articles/ 33807
Статья поступила в редакцию 25.05.23