О.А. Ефремов
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ*
Одним из компонентов среды, в которой осуществляется предпринимательство, можно считать этничность, которая накладывает, а порой и в чем-то формирует отдельные варианты моделей предпринимательства. Этничность реализуется в национальной экономической ментальности, которая, в свою очередь, через сформировавшиеся стереотипы хозяйственного поведения оказывает влияние на способы предпринимательской деятельности и личность самого предпринимателя.
Естественно, что на ранних этапах развития предпринимательства в нем реализуются стереотипы хозяйственного поведения, сложившиеся в предшествующие эпохи. Однако далеко не все из этих стереотипов жизнеспособны в новых условиях. Некоторые приживаются хорошо, облегчая «освоение» предпринимательства общественной средой и делая его более эффективным. Другие могут быть относительно нейтральны и сообщают предпринимательству не опасный, но и не «полезный» национальный колорит. Третьи могут противоречить императивам предпринимательской деятельности, что неизбежно оборачивается конфликтами как социальными, так и внутриличностными. Само формирующееся, а тем более сформировавшееся, предпринимательство, в свою очередь,
* Ефремов О.А. Современное российское предпринимательство: Проблема этнических особенностей // Личность. Культура. Общество: Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - М., 2011. - Т. 13, Вып. 4 (№ 67-68). -С. 90-94. 226
Современное российское предпринимательство
меняет национальную экономическую ментальность, являющуюся существенным компонентом этничности, а та, соответственно, оказывает трансформирующее воздействие на этничность в целом.
Современная ситуация в России не позволяет рассчитывать на существование стереотипов, соответствующих эффективному предпринимательскому поведению в готовом виде просто потому, что история русского предпринимательства не является непрерывной. В советский период предпринимательство было уничтожено, а возрождение предпринимательских стереотипов дореволюционного образца невозможно, поскольку капитализм с тех пор существенно изменился и данные стереотипы не могут сегодня оказаться эффективными. Вряд ли также удастся сформировать эффективные предпринимательские стереотипы на базе существующей ныне национальной экономической ментальности, включающей коллективизм, государственный патернализм и традиционализм. Российский предприниматель, таким образом, существует в условиях конфликта с окружающей средой и, возможно, в условиях конфликта с самим собой.
Однако на периферии национальной экономической мен-тальности существуют определенные черты, которые при определенных условиях и с очень существенной трансформацией могут способствовать развитию предпринимательства, особенно в современных постиндустриальных условиях. Это, например, креативность, а также интуитивное принятие решений. Но креативность нужно научиться совмещать с уважением к закону, а интуитивность с принципами рационального расчета. Подобные усилия потребуют существенных изменений в национальной экономической ментальности, а через нее и в этничности.
Т.А. Фетисова