Научная статья на тему 'Нюрнбергский процесс и международное сотрудничество в сфере обеспечения прав заключенных'

Нюрнбергский процесс и международное сотрудничество в сфере обеспечения прав заключенных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРАВА ЗАКЛЮЧЕННЫХ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СФЕРА / NUREMBERG TRIALS / RIGHTS OF PRISONERS / PENAL SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришко Александр Яковлевич

в статье приводится характеристика вопросов, рассмотренных на Нюрнбергском процессе, освещаются причины преступлений против человечества, приводятся формы реализации выводов Нюрнбергского процесса в развитии международного сотрудничества по вопросам исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUREMBERG TRIALS AND INTERNATIONAL COOPERATION ON ENSURING THE RIGHTS OF PRISONERS

in the article the characteristic of items considered on the Nuremberg Trials is provided; the reasons of crimes against humanity are explained; forms of realization of conclusions of Nuremberg Trials concerning the development of international collaboration on execution of punishment are given.

Текст научной работы на тему «Нюрнбергский процесс и международное сотрудничество в сфере обеспечения прав заключенных»

Линза времени

A.Ya. GRISHKO

NUREMBERG TRIALS AND INTERNATIONAL COOPERATION ON ENSURING THE RIGHTS OF PRISONERS

УДК 343.23 ББК 67.911.11 Г85

Аннотация: в статье приводитсяхарактеристикавоп-росов, рассмотренных на Нюрнбергскомпроцессе, освещаются причины преступлений против человечества, приводятся формы реализации выводов Нюрнбергского процесса в развитии международного сотрудничества по вопросам исполнения наказаний.

Ключевые слова: Нюрнбергский процесс, права заключенных, пенитенциарная сфера.

АЛЕКСАНДР

ЯКОВЛЕВИЧ

ГРИШКО*

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Annotation: in the article the characteristic of items considered on the Nuremberg Trials is provided; the reasons of crimes against humanity are explained; forms of realization of conclusions of Nuremberg Trials concerning the development of international collaboration on execution of punishment are given.

Key words: Nuremberg Trials, rights of prisoners, penal sphere.

Общепризнано, что итоги деятельности МеждународногоНюрнбергскоготрибунала оказали непосредственное и существенное влияние на развитие современного международного права в целом и его основных принципов в частности: неприменение силы и угрозы силой и уважение прав человека. Нюрнбергский процесс - первый в истории человечества прецедент привлечения к ответственности военных преступников, заложивший основы формирования института международно-правовой ответственности физических лиц.

На Потсдамской конференции трех держав (СССР, США, Великобритании), состоявшейся в июле-августе 1945 г., было достигнуто соглашение о том, что немецкие военные преступники, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений и организаций должны быть арестованы и преданы скорому и справедливому суду. 8 августа 1945 г. в результате переговоров между представителями Советского Союза, США, Англии и Франции в Лондоне было подписано Соглашение «О судебномпреследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», на основании которого был учрежден Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками стран оси (далее - Трибунал) и принят Устав, определяющий порядок организации Трибунала и принципы его работы1.

В Уставе Трибунала была определена его юрисдикция, а также сформулированы общие

* Доктор юридических наук, профессор, Уполномоченныйпо правам человека в Рязанской области (Правительство Рязанской области).

E-mail: [email protected].

принципы работы. Трибунал имел право судить и наказывать главных немецких военных преступников, которые совершили любое из следующих преступлений:

а) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из названных действий;

б) военные преступления: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

в) преступления против человечности: убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены.

Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или осуществлении общего плана или заговора, подлежали ответственности за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана.

К общим принципам Трибунала Устав отнес роль должностного положения подсудимых, юридическое значение действий виновных по распоряжению правительства или приказу начальника и соотношение индивидуальной ответственности с ответственностью определенной группы или организации, к которой принадлежал подсудимый.

Так, должностное положение подсудимых их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно было рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания. Не освобождал от ответственности (но мог рассматриваться как довод для смягчения нака-

зания) тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника.

При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал мог (в связи с любым действием, за которое лицо будет осуждено) признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной. Если Трибунал признавал ту или иную группу или организацию преступной, компетентные национальные власти каждой из стран - учредителей Трибунала имели право привлекать к суду (включая военные или оккупационные трибуналы) за принадлежность к этой группе или организации. В этих случаях преступный характер группы или организации считался доказанным и не мог подвергаться оспариванию.

Трибунал признал преступными организациями ряд политико-государственных институтов нацистской Германии - СС, СД, гестапо и руководящий аппарат НСДАП.

Пенитенциарная политика фашистской Германии носила антигуманистический характер. Это, в частности, нашло проявление в установлении, в дополнение к тюремному заключению, концлагерного заключения. Германия стала единственной европейской страной, практиковавшей подобный способ репрессий в мирное время.

Заключение в концлагерь допускалось как по судебному приговору так и в административном порядке. В концлагерях в основном содержались не осужденные, а лица, задержанные в превентивном порядке. В отличие от тюремного заключения минимальный срок заключения в лагере был увеличен с 6 месяцев до 3 лет. Узаконеннойпрактикой концлагерной жизни было принудительное привлечение к труду и совместное содержание политических и уголовных заключенных. Узники были лишены права на свидание и переписку.

Единственным позитивным отличием от тюрем являлась возможность условно-досрочного освобождения из лагеря. При этом освобожденные из лагеря поступали под гласный надзор полиции и, как правило, были не вправе поступать на государственную службу, преподавать, не подлежали призыву в вооруженные силы. При совершении любого проступка они подлежали автоматическому возвращению в концлагерь.

Всего за время нахождения нацистов у власти (с 1933 по 1945 год) через тюремное заключение прошло около 100 тыс. человек (в ос-

Линза времени

Линза времени

новном граждане Германии), а через концлагеря - свыше 18 млн человек (из них граждан Германии - около 20 %), то есть в 180 раз больше. В связи с этим становится очевидным, что концентрационное заключение применялось в Германии гораздо чаще традиционного тюремного, превратившись в самый массовый способ политических репрессий.

Подавляющее большинство граждан оккупированных государств содержались вне пределов Германии. С захватом других государств концлагерная система была внедрена и на их территориях (Маутхаузен - в Австрии; Терези-енштадт - в Чехословакии; Освенцим, Треблин-ка, Майданек - в Польше). В то же время наполняемость концентрационных лагерей, находящихся на территории Г ермании, существенно увеличилась к концу войны. Так, в Бухен-вальде количество узников в 1945 г. выросло почти в 40 раз по сравнению с 1937 г. (с 2561 до 80 436 человек). Подобная динамика характерна для Дахау, Заксенхаузена и других лагерей. Основной причиной этого явилось освобождение советскими войсками оккупированных территорий и предварительный перевод части заключенных в германские концлагеря.

Для расследования преступлений, совершенных фашистами, в соответствии с Уставом Трибунала был создан Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников. В этих целях каждая из подписавшихся под Соглашением и Уставом сторон назначала главного обвинителя (главным обвинителем от Советского Союза стал Р. А. Руденко). Последние в качестве членов комитета функционировали для достижения следующих целей: а) согласования плана индивидуальной работы каждого из обвинителей и их штата; б) окончательного определения лиц, подлежащих суду Трибунала;

в) составления рекомендации Трибуналу по проекту регламента его работы.

В Уставе определялись права и обязанности Трибунала, а также порядок его судебных заседаний. Трибунал имел право: вызывать свидетелей на суд, требовать их присутствия и показаний и задавать им вопросы; допрашивать подсудимого; требовать предъявления документов и других материалов в качестве доказательства; приводить к присяге свидетелей; назначать должностных лиц для выполнения указанных Трибуналом задач, включая сбор доказательств по уполномочию Трибунала; потребовать, чтобы ему сообщали о характере любых доказательств перед тем, как они будут представлены, с тем чтобы Трибунал мог определить, относят-

ся ли они к делу. Трибунал не был обязан требовать доказательств общеизвестных фактов и считал их доказанными, он также принимал без доказательств официальные правительственные документы и доклады Объединенных Наций, включая акты и документы комитетов, созданных в различных союзных странах для расследования военных преступлений, протоколыи приговоры военных или других трибуналов каждой из Объединенных Наций.

Вместе с тем Трибунал должен был: строго ограничивать судебное разбирательство быстрым рассмотрением вопросов, связанных с обвинением; принимать строгие меры для предотвращения любых выступлений, которые могут вызвать неоправданную задержку процесса, исключать какие бы то ни было не относящиеся к делу вопросы и заявления; принимать решительные меры во всех случаях неподчинения требованиям суда и налагать надлежащие взыскания, включая лишение любого подсудимого или его защитника права присутствовать на всех или некоторых заседаниях (однако без ущерба для расследования обвинений).

При оценке Устава и регламента Нюрнбергского трибунала следует отметить вклад советских юристов в дело разработки проблем ответственности военных преступников2, что в настоящее время является общепризнанным.

Согласно Уставу первый судебный процесс должен был состояться в Нюрнберге. До начала процесса Трибунал в Берлине провел несколько организационных заседаний, на которых были рассмотрены вопросы, касающиеся регламента Трибунала, организации перевода, защитников, формы одежды судей, принятия присяги членами Трибунала, вручения подсудимым копий обвинительных заключений.

Слушание дела началось 20 ноября 1945 г. Суду были преданы 24 главных немецких военных преступника (Г еринг - рейхсмаршал и ближайший помощник Гитлера; Гесс - заместитель Гитлера по фашистской партии; Риббентроп -министр иностранных дел; Кейтель - фельдмаршал, начальник верховного командования вооруженных сил Германии; Кальтенбруннер - начальник главного имперского управления безопасности и начальник полиции безопасности и службы безопасности (СД); Розенберг - министр по делам оккупированных восточных территорий, идеолог фашизма; Борман - заместитель Гитлера по фашистской партии. Всего состоялось 403 открытых судебных заседания Трибунала. Им было рассмотрено более 3 тыс. подлинных документов, допрошено около

200 свидетелей (и еще несколько сотен были допрошены по его поручению). В ходе судебных заседаний были доказаны чудовищные преступления, инкриминируемые подсудимым. 1 октября 1946 г. был оглашен приговор.

Двенадцать главных военных преступников были приговорены к смертной казни через повешение (Борман - заочно), трое - к пожизненному заключению и четверо - к тюремному заключению на срок от десяти до двадцати лет.

Трибунал признал преступными следующие организации: СС, гестапо, СД и руководящий состав нацистской партии. Трибунал оправдал трех военных преступников (член Трибунала от СССР И.Т. Никитченко заявил о своем несогласии с этим) и отклонил предложение обвинителей не признавать преступными организациями гитлеровское правительство, СА, генеральный штаб и верховное командование германских вооруженных сил (виновность и преступный характер которых были убедительно доказаны обвинителями).

В ночь на 16 октября 1946 г. в тюрьме, расположенной рядом с помещением, в котором происходили заседания Трибунала, приговор был приведен в исполнение. Трупы казненных были сожжены, а их прах развеян с самолета. Осужденные к лишению свободы были помещены в тюрьму Шпандау в Западном Берлине, где под охраной военнослужащих четырех союзных держав они отбывали назначенное им наказание.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 95 (1) от 11 декабря 1946 г. подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала. В этом решении комитету по кодификации международного права было предложено рассматривать в качестве вопроса первостепенной важности проекты, имеющие целью формулировку и внесение принципов, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в его решении, в общую кодификацию преступлений против мира и безопасности человечества или в международный уголовный кодекс. Впоследствии подобные проекты были разра-

международного права были приняты Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его решении.

Грубейшие и массовые нарушения прав человека в период Второй мировой войны, страдания, причиненные миллионам людей, заключенных в немецких тюрьмах и концентрационных лагерях, дали импульс к развитию международного сотрудничества в пенитенциарной сфере. С 1955 г. регулярно каждые пять лет созываются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На I Конгрессе были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), которые с различного рода дополнениями содержат в настоящее время 95 развернутых статей. В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в 1990 г. -Правила по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. В 1990 г. VII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями одобрил, а затем Генеральная Ассамблея ООН утвердила так называемые Токийские стандартные минимальные правила применения к осужденным мер, не связанных с тюремным заключением.

Следует особо отметить интенсивность и эффективность сотрудничества в пенитенциарной сфере на Европейском континенте. В 2006 г. решением Комитета министров Совета Европы были введены в действие новые Европейские пенитенциарные правила. Несмотря на то что правила являются актом рекомендательного характера, они устанавливают общеприменимые европейские стандарты обращения с заключенными.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и с учетом той или иной степени императивности положения указанных международных актов реализуются при проведении уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации.

ботаны. В 1950 г. на второй сессии комиссии

Список использованнойлитературы

1 См.: Действующее международноеправо: в 3 т. М., 1997. Т. 3. С. 761-770.

2 См., напр.: Трайнин А.Н. Защита мира и уголовныйзакон. М., 1937; Его же. Уголовнаяответственность гитлеровцев М., 1944; Пионтковский А.А. Вопросы материального права на Нюрнбергском процессе. М., 1948.

Линза времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.