Эссе | Essay
Ю.С. Сердюк, студент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств Y. Serdyuk, student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Нужны ли городу пешеходные пространства?
Does а city need pedestrian spaces?
В эссе освещаются проблемы и принципы проектирования пешеходных улиц, анализ предпосылок формирования. Выявляется их значение в структуре города: экономика, туризм, место проведения досуга. Подчёркивается необходимость интеграции пешеходных улиц в городскую среду.
Ключевые слова: пешеходная улица, пешеходное пространство, принципы проектирования
This essay covers the problems and features of design of pedestrian precinct, the analysis of the formation prerequisites. Their significance in the structure of the city is revealed: economy, tourism, leisure. The need to integrate pedestrian streets into the urban environment is emphasized.
Keywords: pedestrian precinct, vehicle-free sector, features of the design
Часто ли житель современного мегаполиса задумывается о том, в какой среде он пребывает большую часть своей жизни? Насколько комфортна улица, на которой он живёт, тротуар, по которому он ходит, пешеходные зоны, которые он посещает?
Большинство людей на планете проживают в городах. А согласно прогнозам, к 2050 г. доля городского населения достигнет 66%. C каждым годом города неизбежно разрастаются, и то, какой должна быть улица, насколько она должна отвечать требованиям комфорта современного горожанина — вопросы, беспрестанно волнующие архитекторов-проектировщиков по всему миру.
Пешеходные общественные пространства, какими бы они ни были, занимают в жизни городского жителя особое место. И чем ярче и полнее он ощущает себя причастным к месту, в котором находится, и в котором хочет развиваться, тем серьёзней становится вопрос о развитии и должном функционировании общественных пешеходных пространств.
К сожалению, роль пешехода в процессе планирования городских улич-но-дорожных сетей зачастую игнорируется. Борясь с километровыми проб-
ками, мы расширяем дорожное полотно, и вместе с этим наращиваем объёмы транспортных средств. Так если уж и стоит пророчить городам светлое будущее, может быть, следует начать вкладывать деньги не в увеличение дорожных сетей и обустройство парковочных мест, а в развитие комфортных пешеходных пространств и улиц?
Данная проблема затрагивает ряд существенных вопросов, ответы на которые и должны являться основой для формулировки иных принципов формирования комфортной городской пешеходной среды. Во-первых, это осознание значимости городского центра как своеобразной локальной идентичности, его историчности в системе интеграции пешеходных пространств. Во-вторых, наличие или отсутствие комфортной пешеходной среды в пределах исторического ядра города, а также соподчинённость частей с целью идентификации его целостности.
Очень важно определить основные параметры формирования пешеходных улиц и на основе мирового опыта выработать рекомендации для их принципиального проектирования в будущем. Наиболее важным является выявление предпосылок формирования зарубежных и отечественных пешеходных улиц.
Следует отметить, что возрождение пешеходной улицы, как самостоятельной единицы пешеходного пространства, в целом, — это рефлексивное движение в сторону общечеловеческих ценностей послевоенного периода с целью «спасения» исторического ядра города. Исторически сложилось, что стремление к расцвету культуры и всеобщему процветанию требовало принципиально нового предметно-пространственного комфортного окружения, и ответом на этот вопрос стала пешеходная улица. Она явилась образцом концепции комфортного пребывания человека в городской среде — некой отправной точкой. Эта волна охватила столичные города по всему миру после Второй Мировой войны, а в отечественной среде появилась двадцатью годами позже — как элемент моды или престижа. Именно этот аспект и показывает главное принципиальное отличие возникновения пешеходной улицы в отечественной практике.
По ряду выделенных факторов, формирующих пешеходные улицы, таких как тип улицы или её функциональное наполнение, степень пешеходности, габариты, положение в системе города, крытые или открытые, точки притяжения и их многообразие, наличие или отсутствие озеленения, велоинфра-структуры, был проведён анализ тридцати четырёх зарубежных и отечественных пешеходных улиц.
Выводы, сделанные на основе данного анализа, показали, что приоритетным направлением городских пространств, как за рубежом, так и в России является сфера обслуживания, а именно питания и торговли. А изобилие сувенирных лавок в зарубежных городах говорит об их туристической привлекательности.
НОЭМА | N'OHMA 2019 № 1 (1)
Эссе | Essay
Все пешеходные улицы, как правило, располагаются в центре городской инфраструктуры, вблизи памятников истории и архитектуры.
Развитию пешеходных улиц за рубежом содействует сектор бизнеса, вовлекая человека в пространства своего «общения». Это и активно развивающиеся первые этажи зданий, насыщенные разнообразными функциями, и комфортные площадки отдыха перед ними, включая летние веранды или просто хаотично расставленные столы и стулья, активные пространства фотозон с обилием малых архитектурных форм. Яркие витрины так и просят остановиться и задержаться подольше, взгляд цепляется за композицию пространства, её сопряжённость с городской средой. Дабы разбавить сферу услуг, на территории пешеходных улиц в первых этажах зданий организуются художественные галереи и выставочные залы, устраиваются шоу и уличные развлечения.
Специализированные исторические улицы многих российских городов — торговые и ремесленные — как правило, не являются многофункциональными, и пешеходный трафик на них слишком низок. Они редко насыщаются объектами деловой и коммерческой направленности, поэтому не привлекательны для населения, и имеют своей целью лишь сквозной транзитный проход, и длина их обычно колеблется от 150 до 300 метров.
Самой комфортной и привлекательной пешеходной улицей является бульвар, но, к большому сожалению, подобный тип улицы встречается довольно редко, хотя рейтинги подобных городских пространств, там, где они всё же имеются, превосходят все остальные. Наличие полос деревьев прекрасно сказывается на комфортном пребывании человека в среде: летом они спасают от жары и дождя, в остальные времена года — от ветра и снежных заносов. Такие улицы оборудуются велоинфраструктурой, стоянками отдыха, летними верандами, и являются излюбленными местами семейного отдыха, так как сочетают в себе доступный городской комфорт и природное наполнение.
В Новосибирске, в центре исторического ядра города, расположена улица Ленина, которая уже более тридцати лет претендует на звание пешеходной. Конкурсные проекты. Общественные слушания. Улица неоднократно перекрывалась. Почему идея, зревшая в умах и на бумаге архитекторов -проектировщиков, не нашла своего завершения? Ответом на этот вопрос может послужить ряд причин, основанных на проблемах, затрагивающих данный участок городского центра.
Главной проблемой, которую можно выделить на территории улицы Ленина, являются хаотичные парковки. Автомобили, разбросанные вдоль тротуаров, не дают возможности охватить взором окружающую среду. Двойные ряды припаркованных машин нарушают целостность городской среды, будто разрывают её на две составляющие: проезжая часть и машина на ней или вдоль неё. Загруженности трафика как таковой не наблюдается ни в будние дни, ни в выходные. А если схема городских пробок и подсвечивается жёлтым
цветом, то только потому, что нерегулируемый пешеходный переход в начале улицы является слишком активной точкой площади — людей там всегда предостаточно.
Нынешняя организация жилой застройки тоже имеет ряд проблем. Жители этого района недовольны шумом и загрязнением среды, в которой живут. Улица Ленина в целом некомфортна! Неблагоустроенные тротуары, недостаточное количество террас для отдыха, унылые витрины, отсутствие общего дизайн-кода улицы, как локального пространства, отрицательно сказывается на внимании прохожих.
Какова же всё-таки цель уличных преобразований?
Правильно организованная инфраструктура, ориентированная на пешеходов с разным уровнем доходов и разной возрастной категории должна являться основой для посещения пешеходных общественных пространств.
Важно отметить, что проектирование привлекательной пешеходной улицы в центре города и её создание работает на бренд города, определяет его туристическую привлекательность. Она должна являться комплексной и целостной средой, впоследствии становясь знаковым местом. Мировой опыт и исследования, проводимые в этой сфере, неоднократно доказывают, что создание пешеходных зон, а в частности пешеходных улиц, в городском историческом центре способствует повышению уровня комфорта городской среды, развитию коммуникаций, отправной точкой развития культуры и бизнеса.
Лицензия СС БУ-ЫС 4.0 Материал поступил в редакцию 17.01.2019