Научная статья на тему 'Нужна стратегия инновационного развития республики Южная Осетия'

Нужна стратегия инновационного развития республики Южная Осетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужна стратегия инновационного развития республики Южная Осетия»

Нужна стратегия инновационного развития Республики Южная Осетия

З.Л. Дзакоев

Постановка проблемы на XXI век. Республика Южная Осетия вошла в новое тысячелетие с надеждой построить самостоятельное обновленное государство с развитой конкурентоспособной экономикой и высоким уровнем жизни своих граждан. И в этом продвижении органам власти, бизнесу и общественности необходимо учитывать особенности и закономерности социально-экономического развития, свойственные передовым странам мира.

В современных условиях, как известно, качество жизни населения и преимущество в конкурентной борьбе не определяется ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни даже мощью финансового капитала. Также совершенно очевидно, что уже процветают и в грядущие годы будут усиливать свое превосходство те государства, которые создали условия для обеспечения наиболее полного проявления профессиональных способностей и талантов своих граждан, способные превзойти другие страны в освоении новых знаний и их практическом применении, воплощении в самые современные технологии и продукцию [1, с.70]. Для этого развитые страны широко используют как государственные возможности, так и сугубо рыночные механизмы, обеспечивающие раскрытие творчески-интеллектуального потенциала общества, быстрое обновление, внедрение и широкое распространение передовых технологий, увеличение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции [2, с.111]. В ряде стран уже давно созданы эффективные национальные инновационные системы, направленные на воспроизводство самых передовых технологий, обеспечивающих научно-технологическое превосходство [3].

Экономический рост отождествляется только с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85%

прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долларов США.

В настоящее время всего семь высокоразвитых стран мира (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) обладают около 80-90% наукоемкой продукции и всем ее экспортом. Эти страны из 50 макротехнологий, которые принадлежат миру и включают полную совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами, владеют 46. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 - Германией, 7 - Японией, по 35 - Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3-4 такие технологии. Такое распределение технологического потенциала показывает истинных властителей современного мира и раскрывает конкурентоспособность наций [4, с.122].

В реальности скрытый смысл и базовая метафора, лежащие в основе термина «современные технологии» развитых стран, означают «отрицание», то есть показывают ненужность или закрытие устаревших технологий и делающих бесперспективными традиционные производства в других странах. Современные технологии - это дезавуирующие и ликвидационные технологии, которые одним фактом своего появления закрывают целые направления экономической деятельности или делают бессмысленным дальнейшее развитие этого направления. Например, появление плоских мониторов и телевизоров фактически закрыло направление традиционных экранов на основе электронно-лучевой трубки.

Экономики современных государств имеют настолько существенные различия, что очень сложно их классифицировать (рис.1).

При изучении представленного разнообразия моделей экономик возникает два естественных

Рис. 1. Некоторые разновидности моделей современных экономик

вопроса: 1) какую модель экономики создают сегодня на территории Южной Осетии? 2) чем обоснован выбор этой модели?

В силу различных причин на современных рынках (региональных, межрегиональных и мировых) практически нет продукции, созданной в Республике Южная Осетия. А это означает, что при сохранении сложившейся ситуации в долгосрочной перспективе не будет достаточных денежных средств, которые должны поступать в республику за счет продажи продукции, обеспечивая жизнедеятельность населения и развитие экономики на должном уровне. В числе организационнотехнических причин подобного положения - последствия этнического конфликта, отсутствие новой стратегии развития страны, устаревший производственно-технологический аппарат, недостаточная подготовка кадров и т.п., что не позволяет выдержать конкуренцию с внешними производителями даже на внутреннем рынке.

Недостаточно обоснованным является распространенное мнение, что в первые 4-5 лет республика должна преимущественно заниматься восста-

новлением разрушенных в ходе войны августа 2008 года объектов или сосредоточиться на строительстве объектов военной, коммунальной, медицинской, воспитательно-образовательной, производственной, сервисной и других инфраструктур. Однако если в ходе восстановления будут использованы устаревшие идеи и технологии, то последующее их исправление может привести к еще большим затратам или потерять всякий смысл.

Обретя государственность, Южная Осетия оказалась в мире, в котором фактически сформировалось новое геоэкономическое пространство, сложилась новая реальность транснациональных потоков ресурсов, товаров и услуг, организационных, финансовых и человеческих капиталов, основанная на новых интеллектуальных и культурных образцах. При этом экономика перестала быть национальной и превратилась в интернациональный феномен, который в силу своей трансграничности и легкости распространения по новым коммуникационным каналам (Интернет, мировые торговые сети и пр.) приобрел характер глобальности и космополитичности. И

в этом мире среди финансовых, производящих и торгующих гигантов и мегарынков молодая республика должна найти свое определенное и достойное место. Вопрос стоит остро: либо экономика республики будет развиваться на самом современном технологическом уровне, для чего необходима новая парадигма управления и требуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности, либо республика будет длительно стагнировать в положении отсталого и зависимого субъекта мирового пространства.

Некоторые понятия инновационной политики. Понятие «инновация» широко используется в рыночной экономике и предпринимательской среде и понимается как результат инновационной деятельности, направленный на удовлетворение все возрастающих потребностей человека и общества, основанный на применении новых знаний, приносящий прибыль и обеспечивающий получение социального и экономического эффекта.

В качестве инновации выступает новая продукция, технология, работа, услуга. Понятия «инновация» и «прибыль» неразделимы. В конкурентной экономике если нет инноваций, то нет и прибыли. В основе инновации находится новое знание, воплощенное в технологию, продукт. По мнению американских специалистов, если технология не коммерциализирована (то есть не предназначена для продажи), то она не создана.

Современный характер инновационного развития государств определяется множеством факторов, среди которых можно выделить следующие: человеческий капитал; технологический форсайт; маркетинг; системность; коммуникация участников инновационного развития; концентрация на долговременном периоде; согласие между участниками инновационного процесса; координация деятельности и интересов; стимулирование положительных эффектов; согласие по сценарию развития общества.

Человеческий капитал представляет собой вложения государства, бизнеса и общества в развитие человека(здравоохранение, образование, доступность к ресурсам и т.д.).

Форсайт - это систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды. Форсайт обеспечивает сценарное прогнозирование и возможные варианты развития экономики, промышленности, общества в 10-20-летней перспективе.

Маркетинг означает направленность инноваций на удовлетворение конкретных или потенциально образуемых потребностей в обществе и экономике.

Системность инновационного процесса основана на структурированных и всеохватывающих действиях по развитию объектов экономики.

Коммуникация участников необходима в обсуждении и сопоставлении долгосрочных прогнозов, стратегий развития, при выработке более полного комплексного видения будущего, достижении консенсуса и согласования путей достижения будущего.

Концентрация на долговременном периоде предполагает сосредоточение ресурсов и интересов на стратегических целях социально-экономического развития государства.

Согласие между участниками инновационного процесса - согласованность интересов и действий инноваторов по кардинальным направлениям инновационного развития государства.

Координация означает, что наука и технология оцениваются в связи с экономическими и социальными достижениями.

Стимулирование положительных эффектов направлено на создание условий по достижению необходимых результатов за счет инноваций в сфере экономики, охраны окружающей среды и социального обеспечения на национальном и региональном уровнях.

Согласие по сценарию развития общества -необходимость слаженной работы бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к консенсусу на основе разработанных специалистами сценариев развития общества.

По оценкам ученых, современный развитый технологический уровень экономики относится к пятому технологическому укладу. Ядро данного технологического уровня - электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.

В настоящее время начинается фундаментальная разработка очередного, шестого, технологического уклада, время которого в передовых странах, вероятно, придет в 30-е годы XXI века. Ядро этого уклада - скоординированное внедрение компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса, дополненное развитием биотехнологии.

Под системой государственного регулирования инновационной сферы понимается условно обособленная совокупность субъектов и объектов регулирования, связанных между собой характером и методологией государственной политики, направленной на развитие инновационной деятельности в масштабах страны.

В рамках системы государственного регулирования инновационной сферы могут применять-

ся разнообразные механизмы: нормативно-правовые; финансово-экономические; институционально-организационные; социальные.

Инновационная политика является важной составной частью государственной социальноэкономической политики и направлена на определение целей инновационной стратегии и механизма поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынка сбыта отечественных товаров.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики РЮО можно отнести:

■ разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, систему институциональных преобразований, защиту интеллектуальной собственности в инновационной сфере;

■ создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта продукции, основанной на новых знаниях. В процессе активизации инновационной деятельности ставка делается на негосударственный сектор экономики и содействие ее развитию со стороны не только органов государственных структур, коммерческих структур, финансовокредитных организаций, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

■ развитие инфраструктуры, обеспечивающей эффективное прохождение инновационных процессов, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансовоэкономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров, развитие малого инновационного предпринимательства, путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования в первую очередь малых и средних инновационных организаций и фирм, оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

■ совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.

Основными рычагами, приводящими в движение инновационную деятельность, являются: а) новые знания и технологии, б) венчурный (рисковый) капитал, в) инновационное предпринимательство. В соответствие с этим решающими положениями инновационной политики являются: гарантия приоритетного инвестирования ин-

новаций, совершенствование инвестиционных механизмов инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, повышение квалификации трудовых ресурсов.

Для РЮО реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит обеспечить стимулирование наиболее перспективных производств и организаций, усилить приток в них частных инвестиций.

Развитие инновационной сферы следует рассматривать в тесной связи с функциями рынка инноваций.

Рынок инноваций — совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация инновационной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок инновационной продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в инновационной продукции.

Концептуальный подход к инновационному развитию республики. Стратегия инновационного развития должна в корне изменить ментальность и традиционный образ мышления государственных служащих и бизнес-элиты. Однако она носит нелинейный характер и трудна для понимания с позиций традиционного управления, которое все еще широко используется руководителями разного уровня на постсоветском пространстве. Обсуждая стратегию инновационного развития, нет смысла вести речь о «жесткой» или «мягкой» политике. Она также не сводится ни к авторитаризму, либерализму или дирижизму, ни к восстановлению производств, продукция которых изначально не имеет реальных потребителей. Власть не должна концентрировать свое внимание на выработке приоритетов текущего периода или частно-государственных проектах, что, собственно, и не должно являться предметами заботы власти или предметами инновационной политики. Следует избегать опасности консервации индустриальной (аграрной или любой другой) структуры «реального сектора» или ориентирования на непроизводящие направления деятельности (туризм, рекреацию и т.д.). В то же время современная экономика не сводится только к производству, а включает в себя и науку, и маркетинг, и систему управления, и рекламу, и финансы и инвестиции, находящиеся в едином воспроизводственном инновационном процессе.

Необходимо отказаться от системы государственного управления по отраслевому принципу с набором массивных и неповоротливых министерств. Направленность на инновационное развитие требует переориентации производителей от нацеленности только на производство продукта. В Южной Осетии все еще есть направленность власти и производителей на индустриальный уклад, для которого целью является количественный рост, добавка к основному - к производству. Вопросы системного обеспечения технологического прогресса и продаж не входят в сферу внимания ни производителей, ни властей, ни в состав системы управления. Между тем в современном наукоемком мире конечным этапом экономической деятельности является не продукт, а - технология, которая создает новый способ употребления, новый стандарт, и в конечном счете - новый стиль жизни. Если даже производители РЮО смогут освоить и продать новые продукты, то все равно уже через несколько месяцев эти продукты будут освоены зарубежными производителями на более высокотехнологичной основе и поступят в республику как товары-конкуренты. В начале XXI века нельзя использовать методы и инструменты прошлого века - это опасная затея, закрепляющая отсталость республики надолго или навсегда. Поэтому если и ставить цель инновационного развития республики, то необходимо изменить, как минимум, весь уклад хозяйствования, что является подлинной задачей органов власти.

Смысл стратегии инновационного развития заключается в прирастании осмысленности жизни населения, и, соответственно, формировании народа; мобилизации его на освоение мирового экономического пространства и определении в нем своего устойчивого места.

Роль государства в инновационной политике. Развитие инновационной деятельности в условиях РЮО (как и в любой другой стране) невозможно без участия государства. Однако государство должно не подменять собой рыночные механизмы, а создавать институциональные условия для активизации творчества населения. Можно сказать, что все суперсовременные социальноэкономические реалии развитого мира являются порождением инновационной политики фирм на рынке, поддержанной государством. Сюда входят: маркетинг, опирающийся на директиву модернизировать производственно-технологические процессы за счет НИОКР; стратегическое управление по целям и точкам роста (инновационным прорывам); поддержка фирм и проектов на региональных и мировых рынках и т.д.

Вот почему, наряду с разработкой основных принципов и направлений стратегии инновационного развития, именно государство призвано взять на себя миссию и функцию обеспечения до-

ступа населения к ресурсам развития. Развитие в современном мире сегодня также оказывается дефицитным ресурсом, что проявляется в форме неравенства в сфере культуры, образования и мобильности и оказывается основным фактором воспроизводства отсталости и бедности. Современной власти и элите РЮО крайне необходимо избегать поляризации населения по принципу доступности к ресурсам развития. Таким образом, развитие человеческого капитала наряду со стимулированием инновационных процессов становится основным приоритетом долгосрочной государственной политики. Добавим к этому, что проект под общим названием «Инновационная Осетия» может стать предметом стратегического партнерства и политического консенсуса между разными силами в республике. Тем самым появляется вероятностьсоциального партнерства властных структур и ключевых элитных групп.

Вместе с тем подобная задача требует кардинального изменения арсенала технологий государственного управления, средств и методов, которыми пользуется государственный служащий практически на любом рабочем месте. В наиболее широкой постановке вопроса, современный государственный служащий должен владеть навыками коммуникации с гражданским обществом, проектного и ситуационного управления, пакетом гуманитарных технологий, методами решения проблем (задач) в условиях неполной информации и коллективного действия, а также методами локального социо-культурного и экономического планирования.

В институциональном плане необходимо отказаться от отраслевой логики планирования и управления, сформировать новую систему долгосрочного пространственного развития территориальных образований и координации крупных инфраструктурных проектов; обеспечить комплексность (согласованность) мер, направленных на капитализацию человеческих ресурсов и обеспечение мобильности социального капитала; рост производительности общественного капитала и обеспечение стратегической занятости населения в интеллектуалоемких сферах деятельности. Речь идет о формировании эффективного партнерского государства, созданного на архитектонике инновационного прогресса - системе институтов, призванных соединить государственное стратегическое видение будущего с реальным обеспечением прав граждан на доступ к ресурсам развития. Необходимо обеспечить открытую дискуссию между основными социальными группами республики на открытых и доступных площадках разного типа, например в форме «круглых столов», дебатов и т.д.

Таким образом, стратегия инновационного развития - это процесс, вовлекающий всех парт-

неров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды и т.д. Ее реализация должна быть организована на нескольких уровнях: международном, национальном, внутрирегиональном.

Механизм стратегии инновационного развития. Разработка и реализация стратегии инновационного развития РЮО требует наличия координирующей структуры в органах власти республики, чтобы добиться системности, большей активности и эффективности. Координация необходима в следующих основных направлениях: нормативно-правовое обеспечение; организационно-экономическое обеспечение; финансовокредитное обеспечение; налоговые льготы и антимонопольное регулирование; инфраструктурное обеспечение; информационное обеспечение; кадровое обеспечение.

Механизм стратегии инновационного развития РЮО включает целостную совокупность ин-

ституциональных основ и методов регулирования, посредством которых инициируются, разрабатываются и осуществляются приоритетные направления инновационной деятельности в рамках социально-экономической политики. Элементный состав механизма разработки и осуществления стратегии инновационного развития РЮО может иметь следующий вид (рис. 2).

Эмпирическая формула инновационного развития республики (Ир) имеет следующий вид:

Государственная социально-экономическая политика РЮО

Стратегия инновационного развития РЮО

Методы и принципы

Институциональные основы

Инфраструк-

тура

Организации и предприятия

Нормативно-

правовые

акты

Ресурсы

Инвестици-

онные

Инструментарий

Программы

Проекты

Планы

Мероприятия

Рис. 2. Элементный состав механизма стратегии инновационного развития РЮО

где Мн — минимизация или полное устранение недостатков развития региона; НВр — создание новых возможностей развития; Ип — максимальное использование потенциала развития (образовательного, научного, природного, производственного, инфраструктурного и т.д.); Су - система управления; Пу - принятая парадигма управления (развития); Му - методы управления; Пру

- пределы управления; Фо - финансовое обеспечение; фб - финансы бюджетные; Фуч - финансы участников (предприятий, организаций); Кр

- кредитные ресурсы; И - инвестиции).

Основные этапы разработки стратегии инновационного развития показаны на рис. 3.

Содержание стратегии инновационного развития РЮО находится в тесной связи с ее финансовыми возможностями, включающими: средства республиканского бюджета; собственные средства предприятий и организаций; кредитные средства; инвестиции.

Некоторые проекты для стратегии инновационного развития. Инновационная деятельность призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта за счет освоения производства новых видов продукции и

технологий, а также расширения на этой основе рынка сбыта отечественных товаров. В этой связи предлагается ряд конкретных проектов по организации инновационных производств в РЮО, продукция которых предназначена как для внутренних нужд Южной Осетии, так и для экспорта в другие страны.

1. Асфальтовый завод. Качественная дорожная инфраструктура является обязательным условием успешного и ускоренного развития экономики всей республики и каждого субъекта хозяйствования.

2. Карьер строительного камня,производство щебня, песка, мраморной крошки. Транспорти-

ровка этих материалов высокозатратна, поэтому их целесообразно производить на месте.

4. Завод по производству строительного шпо-нового бруса (LVL) и большеформатной фанеры для каркасного деревянного домостроения. Целью проекта является создание в Осетии высокотехнологичного предприятия по глубокой и безотходной переработке древесины. В этой сфере одним из самых перспективных строительных материалов является многослойный шпоно-вый брус, известный на мировом рынке как LVL (Laminated Veneer Lumber). Он используется в стропильных системах, в каркасном, панельном домостроении, для изготовления опорных балок для несущих опор и перекрытий большой длины. LVL обладает уникальным набором свойств.

По сравнению с такими традиционными строительными материалами, как металл и железобетон, LVL обладает оптимальным соотношением прочностных и весовых показателей. Этот фактор особенно важен для малоэтажного строительства, поскольку при достаточном запасе прочности конструкции из LVL не требуют устройства усиленного фундамента и удобны при монтаже: они могут перемещаться по земле и подниматься на верхние этажи без применения специальной техники. Мировое потребление LVL растет на 5-10% в год и составляет на сегодняшний день более 3 млн м3. Проектная мощность предприятия может быть 25 или 50 тысяч кубометров в год LVL-бруса и фанеры. Объем необходимых инвестиций в зависимости от выбранной производительности и технологии может составить от 15 до 30 млн евро.

5. Создание научно-производственного технопарка «Современные технологии и теплоэнергетика». Основные задачи: 1) создание научнотехнической, конструкторской и опытно-производственной базы для университета и научного

Рис. 3. Основные этапы разработки программы социально-экономической политики

центра РЮО с целью подготовки кадров в сфере науки, техники, технологий и конструирования, а также планирования и организации производства; 2) организация серийного производства современных котлов отопления на природном газе и СУГе (пропан-бутан), котельных на их основе, арочных конструкций для котельных, емкостей для СУГа и т. д.; 3) компьютерное моделирование инфраструктуры ЖКХ: тепловых узлов и котельных, монтаж и обслуживание блочно-комплектных котельных различной мощности.

6. Внедрение экологических теплоэнергетических комплексов, использующих альтернативный вид топлива - сжиженный углеводородный газ и технологию когенерации.

7. Организация серийного производства энергосберегающего изделия - электронного пускорегулирующего аппарата для ламп уличного освещения. Эта оригинальная разработка (послана заявка на выдачу патента РФ) выполнена в русле современных мировых энергосберегающих технологических тенденций в сфере внешнего освещения. Обеспечивает от 10 до 25 % сбережения электроэнергии, в сравнении с применяемыми в настоящее время лампами внешнего освещения. Продукция прошла испытания в лаборатории «Росстехнадзора» в Москве, налажено серийное производство. Стоимость продукции в 2 раза ниже продукции аналогичного класса, имеющейся на рынке в настоящее время.

8. Разработка серийной технологии и организация производства блока защиты трехфазных электродвигателей и организация серийного производства.

9. Разработка серийной технологии и организация производства блока питания трехфазных электродвигателей от однофазной сети с регулятором скорости.

10. Производство современной, недорогой, качественной мебели, конкурентоспособной на российском и мировом рынках, с использованием технологии ВЧ-нагрева.

11. Высокочастотная технология и установка для получения формованных кормов и топливных брикетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Разработка программного обеспечения для создания виртуальных метрологических лабораторий с целью обучения молодых специалистов профессиональным навыкам в сфере энергетики.

13. Разработка электронных систем управле-

ния работой котельных и когенерационных установок.

14. Разработка малогабаритной, экономичной технологии и установки для малосерийного производства ударопрочных, термостойких стекол, плоского и гнутого профиля.

15.Создание системы современной беспроводной широкополосной связи четвертого поколения WIMAX, а также подразделения для ее обслуживания. Интенсивное развитие беспроводного широкополосного доступа (БШД) в странах Европы и Америки заставляет обратить серьезное внимание отечественных операторов связи на технологию WIMAX. Эти сети разворачиваются быстро, обеспечивая своих абонентов целым комплексом современных телекоммуникационных услуг: высокой скоростью передачи данных (более 10Мб/с) и доступа в Интернет; услугами телефонной связи - фиксированный и мобильный варианты; многопрограммным телевещанием, в т.ч. видео по запросу, интерактивным ТВ- и видеоуслугами и др.;

16. Завод по производству из полимербетона недорогих современных ванн, раковин, унитазов, подоконных досок, шкафчиков, полок и других изделий под оникс, мрамор, гранит.

17. Создание в РЮО промышленного хмелеводства для обеспечения средних и малых пивоваренных заводов ЮФО и России хмелем отечественного производства. Хмель - незаменимое в пивоварении сырье, основным потребителем которого может стать Россия, производящая не более 3% хмеля. Остальное количество хмеля пивоваренные заводы России импортируют из Германии, Чехии, Польши, Словении и других стран. Ежегодные затраты валюты на приобретение хмеля российскими пивзаводами составляют, по оценкам специалистов, не менее 400 млн евро. С 1994 г. в России производство пива выросло почти в 6 раз - с 18 млн галлонов до 105 млн галлонов в год (1 галлон - 100 литров). Это самая высокая в мире динамика роста производства и потребления пива. Ряд зарубежных специалистов подтвердил, что на Кавказе растет лучший в мире дикий хмель, представляющий отличную базу для селекционных и генетических работ и последующего культивирования хмеля.

Конечно, реализация приведенных проектов целесообразна в рамках стратегии инновационного развития РЮО, позволяющей обеспечить высокую их эффективность.

Литература

1. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. -2000. №5. С.70-76.

2. Супян В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления, 1994. № 3. С. 111-114.

3. Васин В.А., Миндели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. - М.: ЦИСН, 2002. 240 с.

4. Грейсон Дж. младший, О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. 542 с.

КОММЕНТАРИЙ

Основная идея доклада Дзакоева З.Л. обусловливает необходимость разработки стратегии инновационного развития Республики Южная Осетия. И с этой идеей трудно не согласиться.

В силу разного рода негативных обстоятельств политического и экономического характера, республике длительное время было не до рассмотрения проблем инновационного развития. Однако, новая ситуация, сложившаяся в нашей республике после августа 2008 года, ставит перед всеми нами задачи обеспечения ускоренного восстановительного роста и определения путей выхода на критерии качества жизни населения развитых стран мира. Ясная национальная концепция развития страны должна стать важнейшим фактором долговременного объединения нашей многострадальной нации для построения благополучного общества и служить направляющим вектором социально-экономического развития на длительную перспективу. Такая стратегия должна являться частью системы государственного макроуправления, пронизывать ее содержание, теоретически обосновывать конкретные практические действия по построению современной экономической базы общества. Поэтому мы считаем, что инновационное развитие является важной частью стратегии социально-экономического развития республики, которую необходимо разработать в самое короткое время.

В докладе Дзакоева З.Л. в целом правильно обозначены основные направления создания в республике инновационной сферы и формы поддержки ее со стороны государства.

Нам крайне необходимо сформировать нормативно-правовую основу инновационной деятельности в республике и механизм ее стимулирования. В новых законах следует в обязательном порядке обеспечить переход от устаревшего индустриального к постиндустриальному, информационному типу общества, созданию новых отраслей экономики, воспроизводящих и применяющих современные знания, в которых задействовано все больше и больше квалифицированных людей и ресурсов. Для Республики Южная Осетия. должны быть характерны высокая роль образования и знаний, широкое внедрение науко- и информационноемких технологий, постоянная минимизация энергетических, сырьевых и других материальных затрат, бережное отношение к экологической среде.

Одной из актуальнейших задач инновационного развития Республики Южная Осетия должно стать соединение науки с предпринимательством. Это требует формирования широкой сети малых предприятий по созданию и доведению инновационных разработок до опытных уровня образцов продукции, венчурных фондов и организаций с целью создания товаров и технологий, конкурентоспособных на мировых рынках. Обеспечить высокую эффективность малых предприятий следует за счет связи образования, науки и производства, их специализации и кооперации, маневренности и быстроты решения насущных социально-экономических проблем республики.

Мы должны также учитывать, что в качестве основного критерия рыночной эффективности принимается не прибыльность, а степень удовлетворения интересов конкретных потребителей. Поэтому инновационные разработки, востребованные конкретными потребителями, нуждаются в качественных маркетинговых исследованиях, что требует создания исследовательских фирм и наличия квалифицированных специалистов в этой области.

Ну и самое главное. Стержневым элементом инновационной системы и любой эффективной экономики являются люди. Республике Южная Осетия нужна когорта профессиональных управленцев, способных вывести ее из кризиса. Они должны обладать принципиально новыми качествами, нацеленными на созидание нового, в отличие рациональных бюрократов, стремящихся минимизировать свои усилия. В первую очередь это умение интегрировать интеллект людей, пробуждать в них инициативу, творчество, новаторство, стремление к успеху, оригинальным, самостоятельным действиям и решениям, а также способность привлекать в организации профессионалов и удерживать их, формировать атмосферу истинной заинтересованности всего персонала в успехе дела, работать на уровне высоких мировых стандартов. Главными требованиями к менеджерам-руководителям становятся высокий профессионализм, знание механизмов функционирования рынка в сочетании с владением современными менеджерскими технологиями. Решение этой задачи связано не только с углублением подготовки в школах и вузах в области экономики, бизнеса и менеджмента, но и с созданием по опыту зарубежных стран общественной структуры и бизнеса, которые нуждаются в инновациях и видят в них источник и саму возможность существования и развития нашей республики.

Можно конечно спорить о необходимости осуществления отдельных проектов, которые были отмечены в докладе. В целом, на мой взгляд, сама идея стратегии инновационного развития Республики Южная Осетия нуждается в положительной оценке и реальном воплощении.

Спасибо за внимание.

Беппиев И.Ю., министр экономического развития РЮО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.