Научная статья на тему 'К концепции развития образования и науки в республике Южная Осетия (десять тезисов)'

К концепции развития образования и науки в республике Южная Осетия (десять тезисов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К концепции развития образования и науки в республике Южная Осетия (десять тезисов)»

52

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Огромно число не вступивших в брак людей обоего пола детородного возраста - 40-45% по различным данным.

И здесь надо особо подчеркнуть, что отставание в данном вопросе не связано лишь с материальной стороной жизни.

В целом же хочется сказать, что социальная сторона политики любого государ-

ства, без сомнения, должна быть в центре внимания, ибо любое общество ценят не по количеству танков и гаубиц, а по уровню социального обеспечения, качеству и продолжительности жизни,численности населения, структуре заболеваемости и другим параметрам общественной и социальной сферы общества.

а.г. Краев* К концепции развития образования и науки в Республике Южная Осетия (десять тезисов)

1. Необходимо разработать и принять инновационную стратегию социально-экономического развития Республики Южная Осетия на долгосрочный период, концептуальной основой которой является формирование экономики знаний. Такую стратегию могли бы разработать совместно югоосетинские специалисты и российские эксперты.

2. Концепция развития образования зависит от экономической стратегии страны и, конечно же, должна быть ее составной частью. Поэтому обсуждение Концепции развития образования Республики Южная Осетия, так или иначе, явно или по умолчанию, подразумевает определенную экономическую модель развития. Соображения, которые я приведу, основаны на положениях, озвученных в послании Президента Республики Южная Осетия к Парламенту и народу «О стратегии развития Республики Южная Осетия до 2012 года» от 26 декабря 2008 года. В этом документе говорится, что научный и образовательный потенциал республики должен быть ориентирован на развитие и распространение новых знаний и технологий, т.е., по сути, на построение экономики инновационного типа или, как еще говорят, экономики знаний.

3. Принимая этот тезис за отправную точку, мы вслед за этим должны признать ключевую роль системы образования и научных исследований в экономической стратегии республики. Такая констатация означает, что формирование независимого государства ставит перед научно-образовательным сообществом в качестве главного вопроса: каковы конкурентные преимущества Республики Южная Осетия и как их превратить в экономический и социально-политический успех?

4. Таким образом, научно-образовательное сообщество Республики Южная Осетия не может ограничиться решением чисто академических задач, т.е. организацией исследований и обучения. В свете упомянутой стратегии задача меняется принципиальным образом. Представ-

ляется, что в основу обсуждаемой Концепции развития образования РЮО должен лечь следующий тезис: исследования и разработки должны быть нацелены на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и политики, а профессиональное образование призвано обеспечить соответствующее качество интеллектуальных ресурсов как ведущих ресурсов экономики и социальной сферы.

5. В соответствие с этим необходимо создать систему поддержки прикладных исследований, имеющих перспективу коммерциализации с конечным социально-экономическим эффектом. Для достижения этой цели необходимо задействовать комплекс нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических механизмов.

6. Организационным и интеллектуальным центром прикладных исследований и инновационной активности должен стать Юго-Осетинский государственный университет, а точнее сформированный на его базе университетский комплекс. Считаю целесообразным на базе ЮгоОсетинского государственного университета создавать малые инновационные предприятия и развивать инновационную инфраструктуру. Принцип непрерывности профессионального образования предполагает создание при университете специализированных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Кроме того, в Республике имеется научно-исследовательский институт. Все это должно составить единый научно-образовательный комплекс, способный обеспечить высокое качество образования и исследований, стать базой инновационного развития республики.

7. Профессиональное образование, наиболее пострадавшее в республике, нуждается в срочной реконструкции. Начальное и среднее профессиональное образование должны обеспечить подготовку рабочих профессий и специальностей, необходимых для развития отраслей

* Председатель ВНЦ РАН и РСО-А, д.ф.-м. н.

ВЕСТНИК №з

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО иЕНТРЯ 2 0 10

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 53

экономики республики. Но и здесь целесообразно в концепции зафиксировать, что профессиональное образование должно быть ориентировано на инновации, нацелено на повсеместное внедрение новых знаний и технологий.

8. В Концепции необходимо обозначить планомерную работу органов государственной власти Республики Южная Осетия по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, формированию предпринимательской среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию новых знаний и технологий.

В частности, для формирования механизмов финансирования научно-образовательной и инновационной деятельности в РЮО необходимо диверсифицировать источники финансирования. Бюджет республики не может и не должен быть единственным источником финансирования научно-исследовательского учреждения. Необходимо освоить механизмы частичного самофинансирования путем участия в международных программах, конкурсах грантов; привлечения средств российских и зарубежных фондов, осуществляющих финансирование научных исследований; создания совместных проектов и предприятий, и т.п.

9. За счет только внутренних ресурсов создать систему образования и исследований, адекватную инновационной экономике, не удастся. Поэтому в Концепции необходимо положение о наращивании интеграционных связей с российскими вузами, Российской академией наук, российскими государственными фондами (в частности, Российским фондом фундаментальных

исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.) с целью активизации совместных российско-югоосетинских исследований и разработок в интересах социально-экономического развития Республики Южная Осетия.

10. Для Республики Южная Осетия чрезвычайно актуально развитие инфокоммуникаци-онных технологий и ресурсов, обеспечение эффективного доступа к мировым информационным ресурсам посредством выхода в сеть Интернет, развитие научных и образовательных телекоммуникаций и дистанционного образования.

Широкомасштабное внедрение в республике мультимедийных телекоммуникаций позволит достичь продвижения в решении как минимум следующих трех капитальных проблем:

■ научному сообществу будет обеспечен доступ к российским и мировым информационным ресурсам (а тем самым к новым подходам, методикам, технологиям и т.п.) посредством выхода в мировую сеть Интернет;

■ дистанционные образовательные технологии позволят частично снять острую нехватку педагогических кадров всех уровней образования и проблемы малокомплектных удаленных школ;

■ все участники образовательного и инновационного процесса в Республике Южная Осетия получат возможность виртуального объединения в международные формальные и неформальные консорциумы, ассоциации и т.п. для сотрудничества в области образования и науки.

В.Ф. Гобозов*. Некоторые политико-правовые аспекты строительства независимого государства

20 лет назад была провозглашена Республика Южная Осетия и состоялись выборы депутатов первого Парламента РЮО. Накануне юбилея этих исторических событий мы выступили с инициативой проведения ряда мероприятий, посвященных проблеме построения независимого демократического государства - Республики Южная Осетия. Участие в них, по нашему мнению, должны принимать представители органов власти, политических партий, общественных организаций, научной и творческой интеллигенции, политологи, экономисты, журналисты Северной и Южной Осетии, а также выходцы из Осетии, проживающие за ее пределами.

Первым из этих мероприятий стал «круглый стол» «Республика Южная Осетия - общеосетин-

'Председатель социалистической партии «Фыдыб&ст&».

ский проект: проблемы и перспективы строительства независимого демократического государства», который состоялся 4 февраля 2010 года во Владикавказе. Тогда же было решено, что следующим нашим мероприятием будет научнопрактическая конференция в городе Цхинвале.

Именно такой - общеосетинский - формат дискуссий является, по моему мнению, наиболее верным, так как построение независимого государства РЮО - это грандиозная историческая задача всего осетинского народа, которая может быть положительно решена лишь совместными усилиями. Естественно, при всесторонней поддержке такого могущественного союзника, как Россия. По моему глубокому убеждению, построение независимого демократического осе-

ВЕСТНИК № 3

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО иЕНТРЯ 2 0 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.