Научная статья на тему 'Некоторые политико-правовые аспекты строительства независимого государства'

Некоторые политико-правовые аспекты строительства независимого государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые политико-правовые аспекты строительства независимого государства»

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 53

экономики республики. Но и здесь целесообразно в концепции зафиксировать, что профессиональное образование должно быть ориентировано на инновации, нацелено на повсеместное внедрение новых знаний и технологий.

8. В Концепции необходимо обозначить планомерную работу органов государственной власти Республики Южная Осетия по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, формированию предпринимательской среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию новых знаний и технологий.

В частности, для формирования механизмов финансирования научно-образовательной и инновационной деятельности в РЮО необходимо диверсифицировать источники финансирования. Бюджет республики не может и не должен быть единственным источником финансирования научно-исследовательского учреждения. Необходимо освоить механизмы частичного самофинансирования путем участия в международных программах, конкурсах грантов; привлечения средств российских и зарубежных фондов, осуществляющих финансирование научных исследований; создания совместных проектов и предприятий, и т.п.

9. За счет только внутренних ресурсов создать систему образования и исследований, адекватную инновационной экономике, не удастся. Поэтому в Концепции необходимо положение о наращивании интеграционных связей с российскими вузами, Российской академией наук, российскими государственными фондами (в частности, Российским фондом фундаментальных

исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.) с целью активизации совместных российско-югоосетинских исследований и разработок в интересах социально-экономического развития Республики Южная Осетия.

10. Для Республики Южная Осетия чрезвычайно актуально развитие инфокоммуникаци-онных технологий и ресурсов, обеспечение эффективного доступа к мировым информационным ресурсам посредством выхода в сеть Интернет, развитие научных и образовательных телекоммуникаций и дистанционного образования.

Широкомасштабное внедрение в республике мультимедийных телекоммуникаций позволит достичь продвижения в решении как минимум следующих трех капитальных проблем:

■ научному сообществу будет обеспечен доступ к российским и мировым информационным ресурсам (а тем самым к новым подходам, методикам, технологиям и т.п.) посредством выхода в мировую сеть Интернет;

■ дистанционные образовательные технологии позволят частично снять острую нехватку педагогических кадров всех уровней образования и проблемы малокомплектных удаленных школ;

■ все участники образовательного и инновационного процесса в Республике Южная Осетия получат возможность виртуального объединения в международные формальные и неформальные консорциумы, ассоциации и т.п. для сотрудничества в области образования и науки.

В.Ф. Гобозов*. Некоторые политико-правовые аспекты строительства независимого государства

20 лет назад была провозглашена Республика Южная Осетия и состоялись выборы депутатов первого Парламента РЮО. Накануне юбилея этих исторических событий мы выступили с инициативой проведения ряда мероприятий, посвященных проблеме построения независимого демократического государства - Республики Южная Осетия. Участие в них, по нашему мнению, должны принимать представители органов власти, политических партий, общественных организаций, научной и творческой интеллигенции, политологи, экономисты, журналисты Северной и Южной Осетии, а также выходцы из Осетии, проживающие за ее пределами.

Первым из этих мероприятий стал «круглый стол» «Республика Южная Осетия - общеосетин-

'Председатель социалистической партии «Фыдыб&ст&».

ский проект: проблемы и перспективы строительства независимого демократического государства», который состоялся 4 февраля 2010 года во Владикавказе. Тогда же было решено, что следующим нашим мероприятием будет научнопрактическая конференция в городе Цхинвале.

Именно такой - общеосетинский - формат дискуссий является, по моему мнению, наиболее верным, так как построение независимого государства РЮО - это грандиозная историческая задача всего осетинского народа, которая может быть положительно решена лишь совместными усилиями. Естественно, при всесторонней поддержке такого могущественного союзника, как Россия. По моему глубокому убеждению, построение независимого демократического осе-

54

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

тинского государства должно стать сегодня осетинской национальной идеей.

Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо, в первую очередь, провести серьезный, объективный, системный анализ происшедшего и сложившейся сейчас ситуации, не избегая, в том числе, разговора о своих упущениях и ошибках. Это нужно для того, чтобы разработать эффективную программу действий, обеспечить внутреннее согласие в РЮО и планировать свои дальнейшие шаги в кардинально изменившихся условиях.

Не будем лукавить или приукрашивать действительность. Сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в нашей республике трудно охарактеризовать иначе, как очень сложную. Можно, конечно, в этом винить конкретных высокопоставленных чиновников. Однако это будет только часть правды. Ибо те негативные явления, которые реально проявляются сегодня в республике, носят системный характер, а значит, их нельзя нейтрализовать одними только отставками высокопоставленных чиновников, пусть даже самыми громкими, их перемещениями из одного кресла в другое, заполнением органов власти приглашенными специалистами. «Лечение» должно быть адекватным «болезни», т.е. - системным.

Необходимы кардинальные государственные реформы. Серьезные структурные перемены нужны практически во всех сферах, однако подробный разговор о них явно выходит за рамки настоящего доклада. Поэтому я хочу ограничиться только теми политико-правовыми аспектами строительства нашего государства, которые мне кажутся первоочередными. Думаю, что это вполне оправданно, так как именно реформы в политико-правовой сфере приведут, в свою очередь, к изменениям и в других сферах, а значит, могут стать фактором, который даст нам возможность начать строить не светлое будущее, которое, думается, мы все уже устали ждать, а нормальное настоящее.

Напомню, что политическая система Республики Южная Осетия складывалась в весьма специфических условиях. Непризнанность, постоянная угроза военного вторжения и многие другие негативные факторы не могли не наложить свой отпечаток и во многом обусловили те недостатки системы, которые особо ярко проявились в период с августа 2008 года по сегодняшний день.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, поэтому строить государственную систему в Южной Осетии нужно на принципиально иной основе.

В первую очередь необходимо движение в сторону создания реальной системы сдержек и противовесов в органах власти, ограничивающей полномочия каждой из ветвей власти, не позволяющей одной ветви власти подмять под себя другие.

Необходимо усиление роли Парламента. Парламент в Южной Осетии должен быть профессиональным. Это, конечно, дорогое удовольствие, однако, как показывает практика, «любительщина» в данном вопросе обходится нашей республике гораздо дороже. К тому же в мире практически нет признанных государств, позволяющих себе роскошь иметь в законодателях «любителей».

Надо также изменить критерии подхода к формированию правительства. Правительство республики должно формироваться исключительно с согласия законодательной власти и по результатам парламентских выборов. Именно партии, составившие парламентское большинство, должны предлагать кандидатуры членов правительства и нести ответственность перед избирателями за его работу.

В связи с этим необходимо внести серьезные изменения в избирательные механизмы, чтобы ограничить влияние административного ресурса на ход и результаты выборов.

К примеру, кто в конечном итоге выиграл от того, что первые в условиях признанности парламентские выборы оказались фактически первыми и по степени скандальности, с беспрецедентно «грязной» избирательной кампанией и сомнительными результатами? Улучшился ли имидж нашего государства в мире в результате этих выборов? Продвинулись ли мы к международному признанию? Нет;

Наша партия, как известно, не признала и не признает результатов этих выборов, пока мы не получим ответы на поставленные нами перед органами власти вопросы. Эти вопросы поставлены почти год назад, но ответов на них мы не получили до сих пор.

Но более важно даже не это, не проценты и не мандаты, а совсем другое. А именно то, что подобного рода скандальные выборы приводят к тому, что общество начинает сомневаться в степени легитимности избранных таким образом органов власти. Южная Осетия - слишком маленькая страна, чтобы здесь можно было что-то скрыть или кого-то ввести в заблуждение.

В этом плане, если доверять итогам признаваемого властями Южной Осетии недавнего социологического опроса, 6% доверия к Парламенту -достаточно тревожный показатель. Показатель, ставший, по моему мнению, не столько результатом отношения респондентов к нынешним депутатам Парламента РЮО, сколько реакцией общества на те процессы, которые сопровождали последнюю избирательную кампанию в республике. Думаю, в наших общих интересах исправить ситуацию и не допустить, чтобы подобное повторялось впредь.

Необходимы также законодательное обеспечение и ряд практических шагов для того, чтобы создать достаточные предпосылки для независимо-

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 55

сти судебной власти и формирования компетентного Конституционного суда.

Надо в ближайшем будущем начать формирование выборного местного самоуправления. Причем должны избираться населением, а не назначаться сверху, не только депутаты муниципальных Советов, но и главы местных администраций.

Жизненно важным является создание полноценной экономической системы с учетом специфики РЮО. Честно признаемся, сегодня Южную Осетию все чаще характеризуют как своеобразную экономическую «черную дыру», где исчезают гуманитарная помощь, внешние инвестиции, финансовая помощь. Пока что действия наших властей в экономической сфере особо эффективными не назовешь, а громкие скандалы, в основе которых лежат именно финансовые вопросы, отнюдь не способствуют созданию положительного имиджа республики.

Между тем не думаю, что в ближайшее время на нас прольется золотой дождь внешних инвестиций и начнется осуществление крупных проектов. Поэтому, по моему глубокому убеждению, основой экономической системы республики должны стать малый и средний бизнес, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и туризм. Именно туда и надо направлять государственные инвестиции, именно предпринимателям, работающим в указанных сферах, надо создавать максимально благоприятные условия.

Немаловажное значение для построения независимого демократического государства имеет и то, какой будет модель взаимоотношений власти и оппозиции. Это особенно важно сегодня, когда уже очевидно, что в Южной Осетии безвозвратно ушел в прошлое период безальтернативного политического комфорта для власть предержащих. Сегодня нет разумной альтернативы пути демократизации государственно-политической системы РЮО.

Власть может, конечно, попытаться подавить оппозицию, может заняться созданием ручных, псевдооппозиционных организаций, может наклеивать на своих оппонентов различные ярлыки, но все это деструктивный путь, чреватый непредсказуемыми последствиями.

Странно также слышать и тезис о том, что наша власть готова помочь создать оппозицию, заполнить, цитирую, «пустую оппозиционную нишу». Странно, во-первых, потому, что оппозиционная ниша в Южной Осетии пусть и слабо структурирована в настоящее время, однако отнюдь давно уже не пуста. Во-вторых, нигде, никогда, ни одна вменяемая власть не будет создавать себе оппозицию. Имею в виду, конечно, оппозицию реальную, а не псевдооппозиционные организации.

Минимум, что делает в такой ситуации вменяемая власть, - это терпит оппозицию, не препятствует ей высказывать свое мнение публично, в том числе и через средства массовой информации, не

грозит ей поминутно правоохранительными органами. Максимум - ведет с ней серьезный диалог, разрабатывает вместе с ней общие «правила игры», и обе стороны строго соблюдают их.

В связи с этим хочу напомнить, что в начале года участники упомянутого выше «круглого стола» призвали власть и оппозицию Южной Осетии начать диалог. Недавно президент Южной Осетии публично заявил, что он готов к диалогу.

Я не буду сегодня подробно останавливаться на этом вопросе, потому что наше мероприятие - это отнюдь не начало официального диалога между властью и оппозицией. Это вообще не политическая, а научно-практическая конференция, излишняя политизация которой вряд ли приведет к положительным результатам.

Поэтому могу лишь тезисно высказать свое, подчеркиваю, личное мнение по данному вопросу. Я считаю, что, для того чтобы начался реальный диалог между властями и оппозицией, нужен прежде всего соответствующий благоприятный фон. Надо научиться не видеть в своем оппоненте врага, агента вражеских спецслужб, уголовника, если, конечно, его вина не доказана судом, а также исключить любую возможность преследования оппонента по политическим мотивам. Кроме того, необходимо четко определиться с тем, какими конкретно должны быть предмет возможного диалога и механизмы реализации достигнутых договоренностей. Есть и другие моменты, но они выходят за рамки нашего мероприятия, и о них подробно мы будем говорить, если все же станет возможным диалог между властью и ее оппонентами.

В конечном итоге все предлагаемые выше шаги позволят уменьшить излишнюю концентрацию полномочий в одних руках, рамках одной из ветвей власти, и будут способствовать тому, что власть будет поставлена под реальный, более эффективный контроль общества, а значит, ей придется тщательнее учитывать мнение людей.

Эти меры также повысят ответственность избирателей при голосовании в ходе выборов. Одно дело, когда избиратель голосует за депутатов, которые трудно сказать, на что могут влиять. Совсем другое - когда он будет знать, что от того, какую политическую силу он предпочтет на выборах, зависит и то, кто будет руководить им в ближайшие пять лет.

В результате будут созданы неплохие условия для развития партий, реальной многопартийности, гражданского общества, свободного функционирования независимых СМИ. А выборы на любом уровне постепенно превратятся в рутинную демократическую процедуру, а не в войну не на жизнь, а на смерть, после которой победитель стремится политически, порой и не только политически, уничтожить соперника.

56

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Тем самым будут созданы условия, при которых во власть все больше будут приходить люди, умеющие эффективно работать, брать ответственность на себя, вне зависимости от их политических взглядов и отношения к ним действующей власти, а не только те, с кем начальству «удобно» работать. Одновременно это позволит избежать проявлений «болезни легионеров», когда власть приглашает специалистов из-за пределов республики, а потом начинает предпринимать титанические усилия для того, чтобы избавиться от них.

Естественно, все предлагаемые здесь шаги носят не одномоментный характер, однако их реализацию нельзя откладывать и в долгий ящик. Особо отмечу, что большинство из них вполне осуществимо путем принятия соответствующих законов, без изменения Конституции РЮО. Для их проведения в жизнь вполне достаточно политической воли президента и других органов власти республики.

Хочу также подчеркнуть, что проведение указанных выше, а также других политико-правовых реформ будет, по моему мнению, способствовать решению одной из важнейших задач, стоящих перед нашей страной, - международному признанию Республики Южная Осетия. Не будем обманывать себя: этот процесс не будет ни быстрым, ни легким. Однако уверен: чем больше политическая система РЮО будет соответствовать общепризнанным в мире критериям, по которым определяется демократическое государство, тем больше шансов будет у РЮО получить признание.

Кстати, как раз в этом вопросе между властью и оппозицией нет разногласий, а потому взаимодействие между ними в данной сфере не только возможно сегодня, но и жизненно необходимо для республики. Ни для кого не секрет, что за рубежом, в тех же западных странах, государственные и политические деятели порой с большим доверием относятся к словам и действиям оппозиционных сил, чем официальных структур. Кроме того, там действуют довольно влиятельные общественные организации, к мнению которых прислушиваются и власти. Учитывая это, оппозиционные силы имели бы больше шансов, чем представители властей РЮО, быть услышанными ими и наладить с ними сотрудничество на неофициальном уровне, которое бы могло в будущем способствовать международному признанию нашего государства. Думаю, это в интересах Южной Осетии.

Однако еще раз хочу подчеркнуть: не надо забывать, что при прочих равных условиях государство с эффективно функционирующей политической системой имеет больше шансов на признание со стороны остального мира. Уже не говорю о том, что оно может позволить себе роскошь ждать этого признания столько, сколько понадобится. Поэтому главный вопрос сегодня - построить полноценное, жизнеспособное, демократическое государство - Республику Южная Осетия. И тогда признание со стороны остального мира не заставит себя долго ждать.

М.М. Зассеев*. Проблемы соотношения внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия

Уважаемые друзья! Сегодняшнюю встречу можно смело назвать первой ласточкой в деле сближения позиций, выработке единого подхода и начала продуктивного диалога между оппонирующими до сегодняшнего дня сторонами и всеми теми, кому небезразлична судьба нашего государства. Это не разделяющая во многом позиции действующего руководства оппозиция, представители руководства республики и представители нашей интеллигенции, которые могут пролить свет на самые специфические составляющие сегодняшнего дня.

Процесс необходимый и востребованный временем, так как без нормального сотрудничества, без вовлечения в диалог самых разных, самых рациональных сил, позиции все больше поляризуются, а это абсолютно не отвеча-

' Начальник управления внутренней политики РЮО.

ет требованиям сегодняшнего дня. Сегодня как никогда востребована их консолидация.

Мы прошли через горнило жестокой войны, активная фаза которой длилась более двадцати лет. Именно эти годы показали непоколебимость нашего народа в своем выборе, и именно наш народ продемонстрировал всему миру, что он по праву является основным созидательным ресурсом в дальнейшей нашей истории. А ведь это все на фоне нескончаемых, разного характера и происхождения испытаний. Тем большая ответственность лежит на тех, кто выступает от имени народа, к какой бы стороне они себя не относили. Тем более недопустимы во взаимном общении необъективность, злопыхательство и порой использование нечистоплотных технологий, которым не место в цивилизованном политическом диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.