аспора играет фундаментальную роль в жизни Азербайджана: только в России живут более 3 млн. азербайджанцев. Их вниманием не обделены российские торговые структуры всех уровней. На недоуменный вопрос, почему на российских рынках азербайджанцы продают тамбовскую картошку, липецкие яблоки и подмосковные помидоры, они резонно замечают, мол, никого же не удивляет, что их соотечественники торгуют эквадорскими бананами или бразильскими ананасами. Благодаря заработанным «российскими» азербайджанцами деньгам сегодня исторической родине удается избежать социально-экономических катаклизмов. Даже по самым скромным расчетам самой диаспоры, ежегодно азербайджанцы отправляют из России 2-2,5 млрд. долл. Хотя увеличение числа азербайджанцев в России и приносит Баку экономическую выгоду, но их присутствие привело к созданию негативного имиджа Азербайджана в глазах россиян. Экспансия азербайджанцев на российские рынки и наводнение России криминальными элементами из Азербайджана привели к тому, что людей этой национальности в России перестали уважать.
На мировом рынке в последнее время начинает котироваться черная икра из Азербайджана, продукт, традиционно считающийся русским. Это связано с тем, что легальный экспорт черной икры из России в 2003 г. был запрещен, а место российского поставщика в этом рыночном сегменте автоматически занимают каспийские страны, в том числе и Азербайджан. Черная икра «а ля рус», как известно, давно подается на Западе как устоявшийся бренд, но в связи с неувязкой в перераспределении квот на экспорт иностранцам придется поглощать деликатесный продукт соседей России по Каспию.
«Евразия сегодня», М., 2004 г., № 5, с. 56-58.
Наталья Ратиани,
журналистка
НАЗАРБАЕВ ПРЕДЛОЖИЛ КАЗАХСТАНУ ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о начале масштабной политической реформы в стране, одновременно с этим дав старт предвыборной парламентской гонке. По мнению экспертов, для большинства из них решение Назарбаева начать политическую реформу было неожиданным. Грядущие парламентские выборы в
стране будут сильно напоминать российский сценарий. Президент Казахстана стал идейным лидером пропрезидентской партии «Отан» («Отчизна»), которой прочат большинство в парламенте. Оппозиция убеждена — от того, как пройдут выборы в парламент, будет зависеть и судьба всех предложенных Назарбаевым политических изменений.
Парламентские выборы назначены в Казахстане на 19 сентября 2004 г. Политические противники у президента есть — и справа, и слева, и даже в центре. Многопартийность, говорят в Казахстане, стала реальностью. Оппозиция представлена четырьмя партиями, две из которых борются с флангов: компартия и партия «Демократический выбор Казахстана», объединившая радикальных демократов — ярых, но слабых противников режима. Есть еще умеренно-оппозиционные силы: партия «Ак жол» («Светлый путь»), сильная и организационно, и финансово, а также невнятная, скорее псевдооппозиционная Партия патриотов Казахстана, которая этим напоминает партию Жириновского и тоже держится, кстати, на харизме одного лидера. Остальные семь партий поддерживают Назарбаева, которого все чаще в последнее время называют авторитарным правителем. Именно этот стиль правления вызывает некоторую изжогу у Запада, что, впрочем, странно, учитывая, что он, этот стиль, эффективен для защиты огромных западных инвестиций в Казахстане. Сам Назарбаев этого ярлыка не боится и публично признавался в симпатиях к теории и практике «управляемой демократии».
Главный козырь политических оппонентов Назарбаева —тезис об ущемлении демократии и отставании политических реформ от экономических — собственно, и стал одной из предвыборных «фишек» оппозиционных сил. «Многим оппозиционным изданиям предъявлены иски, мы ощущаем противостояние со стороны властных структур, представители оппозиции практически отлучены от формирования избиркомов», — заявил «Известиям» Алтынбек Сар-сенбаев, сопредседатель демократической партии «Ак жол».
Суть предложений Назарбаева, которые пресса республики как по команде окрестила «масштабной программой либерализации» и «коренным обновлением политической системы», сводится к следующему. Повысится роль парламента в системе государственной власти. Правительство будет формироваться через механизм парламентского большинства, утверждение министров будет проходить через профильные комитеты парламента. (Сейчас президент назначает министров по представлению премьера.) Инициатива автоматиче-
ски стала предвыборной платформой партии президента. Назарбаев не прочь увеличить численность депутатов обеих палат, прежде всего за счет партийных списков. До сих пор в нижнюю палату по партспи-скам избиралось только десять человек. Теперь парламент, как следует из слов Назарбаева, будет заниматься и формированием Счетного комитета (аналог российской Счетной палаты, который раньше также был подконтролен президенту. — «Известия») и не только утверждать государственный бюджет, но и участвовать в контроле за его исполнением. Назарбаев пообещал выверять шаги по либерализации со всеми политическими силами. Для этой цели при президенте образуется Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Таким образом, Назарбаев перехватил идею «общенационального демократического диалога» у оппозиции, сам став ее автором. «Многое из озвученного президентом наша партия представила ему несколько недель назад в виде предложений. У нас суперпрезидентская страна, и для нас важнее изменить общество, —раз он это озвучил, значит, для него это приемлемо. Вектор необходимых Казахстану политических реформ во многом совпадает», — поделился с «Известиями» Сарсенбаев.
Президент Казахстана предостерег тех, кто может легкомысленно посчитать его новую программу по демократизации признаком слабости или неуверенности. «Хочу напомнить всем экономическим и политическим группам: все, что они имеют в смысле финансовых и политических возможностей, состоялось только благодаря политике государства, проводившейся все эти годы. Все достигнуто благодаря политической стабильности в обществе. Любая попытка дестабилизации должна восприниматься как угроза государственности и независимости Казахстана. Поэтому только конструктивное взаимодействие, а не конфликтная модель является приемлемым».
Назарбаев не забыл подметить, что «впервые парламентские выборы в Казахстане состоятся в условиях существенного роста экономики и улучшения уровня жизни населения» — этого удалось достичь благодаря внутриполитической стабильности. Главный предвыборный лозунг пропрезидентской партии «Отан» — «Через удвоение ВВП — к удвоению социальных расходов государства. Через удвоение социальных расходов — к удвоению качества жизни».
Однако, считают в оппозиции, несмотря на то что предложения Назарбаева здравые, сам фон для их озвучания не очень хороший — начало предвыборной кампании. Дело в том, говорит Сарсенбаев, что
мы предлагали уже в июне изменить Конституцию и увеличить количество депутатов, избираемых по партспискам. Но сейчас кампания будет происходить по старому избирательному законодательству. «От того, насколько честно и чисто пройдут выборы, собственно, и будет зависеть судьба реформ, озвученных Назарбаевым, — убежден Сар-сенбаев. — Для всех в Казахстане уже очевидно, что нынешняя политическая конструкция не может обеспечить дальнейшего экономического роста и благосостояния общества ...У власти и общества есть ресурс. И мы готовы сотрудничать с властью и синхронизировать наши усилия, если она действительно пойдет по пути реформ», — заявил он. Однако, по его словам, по формированию избирательных комиссий оппозиция пока этого не увидела.
Эксперты оценивают сейчас шансы на получение назарбаев-ской партией в нижней палате большинства голосов как 50 на 50. Однако цель партии «Отан» — парламентское большинство, как и в нынешнем составе парламента. Скорее всего для других пропрезидентских партий политтехнологами из администрации президента будут определены более локальные задачи. Назарбаев, говорят, сгущает краски, говоря, что этой осенью Казахстан встанет «на пороге серьезных политических испытаний». Неожиданностей быть не должно — поддержав и озвучив идеи оппозиции как программные, Назарбаев сам встал у руля необходимых Казахстану политических реформ. И что-то подсказывает, что пропрезидентские партии смогут одержать убедительную победу на грядущих выборах...
«Известия», М., 23 июня 2004 г.