Научная статья на тему 'Об основных направлениях модернизации Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова'

Об основных направлениях модернизации Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях модернизации Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова»

К 85-ЛЕТИЮ ЮОГУ

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮГО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.А. ТИБИЛОВА*

(выступление на заседании Ученого Совета ЮОГУ им. А.А. Тибилова 5 марта 2009 года)

75

А.Г. Кусраев

26 декабря Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты обратился к народу и парламенту Южной Осетии с государственным посланием «О стратегии развития Республики Южная Осетия до 2012 года». В этом документе сформулированы пять основных стратегических направлений развития республики: 1) международные отношения, 2) оборона и государственная безопасность, 3) инфраструктура (энергетика, связь, коммуникации), 4) реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, природные ресурсы), 5) социальная сфера (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт).

Успешное продвижение в каждом из стратегических направлений зависит от обеспеченности квалифицированными кадрами, серьезной аналитической проработки и обоснованности принимаемых управленческих решений. В наше время знания выдвинулись в число основных экономических ресурсов, а образование стало ведущим механизмом воспроизводства человеческого капитала, т. е. трудовых ресурсов, обогащенных знаниями. Исходя из этого, наше научно-образовательное сообщество не может ограничиться чисто академическими задачами. Оно должно стать главным инициатором обновления, центром подготовки кадров высочайшей квалификации, источником новейших знаний и технологий, и тем самым внести весомый вклад в решение насущных политических и социально-экономических задач, стоящих перед республикой.

Таким образом, Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова оказывается в сфере жизненно важных интересов нашей республики, и задача его модернизации проистекает из стратегии развития Республики Южная Осетия. Коротко охарактеризуем основные направления модернизации. Начнем с того, каковы роль и ответственность ЮОГУ и Министерства образования и науки РЮО в этом процессе.

Государственное регулирование и автономия. Министерство образования и науки РЮО осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; в частности, формирует государственный заказ на подготовку специалистов, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области высшего образования. ЮОГУ находится в ведении Министерства образования и науки РЮО. Следовательно, Ми-нобрнауки РЮО определяет цели и задачи модернизации, обеспечивает необходимыми ресурсами, осуществляет контроль.

Вместе с тем ЮОГУ обладает автономией и не-

сет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся и республикой. Автономия - это свобода в выборе конкретных путей обновления, но это и обязательство совершать такой выбор в интересах социально-экономического развития республики. Автономия реализуется посредством утверждения принципа «академических свобод» как неотъемлемой части научного и образовательного процесса. Идейный плюрализм, терпимость и сотрудничество, свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях обеспечивает наибольшую гарантию точности и объективности результатов научных исследований.

Доступность высшего образования. Организация системы высшего образования в Республике Южная Осетия исходит из его доступности для всех граждан республики, его массовости, обеспечения равных прав населения на получение высшего образования независимо от социальной дифференциации. Недопустима дискриминация населения по образованию. Это положение реализует принцип социальной справедливости, но также и имеет экономическое содержание: чем выше средний уровень образованности народа, тем больше имеется шансов для успешных социальных, политических и экономических инноваций, а значит и больше возможностей для устойчивого социально-экономического развития. Главным источником финансирования высшего образования является республиканский бюджет.

Обновление номенклатуры специальностей. Высшее образование способно внести серьезный вклад в восстановление и развитие республики. Но для этого мы должны готовить кадры, востребованные задачами социально-экономического развития. Роль высшего образования определяется его способностью обеспечивать экономику интеллектуальными ресурсами — кадрами, технологиями, исследованиями и т. п. Нам придется пересмотреть номенклатуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров в ЮОГУ. Но обстоятельства подпирают, времени на раскачку у нас нет. Считаю, что уже в этом году необходимо и возможно начать формирование следующих специализаций:

• конфликтология (на базе исторического факультета);

• строительство (на базе экономического факультета);

• медицина (на базе медучилища, кафедр химии и биологии);

• информационные технологии (на базе фи-

' Материал публикуется ввиду того, что его общее содержание не утратило актуальности, а частные аспекты дают представление о сложном пути реформ, пройденном ЮОГУ за эти 9 лет.

** Кусраев Анатолий Георгиевич - д.ф.-м. н., профессор, директор Владикавказского научного центра РАН._

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA

76

КУСРАЕВ А.Г. ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

зико-математического факультета);

• геология и геофизика (на базе физико-математического факультета);

• рациональное природопользование (на базе географического факультета),

Подготовка педагогических кадров. Сегодня ЮОГУ, как и вся система образования республики, испытывает настоящий кадровый голод. Какими кадровыми ресурсами будем решать задачу обновления номенклатуры специальностей? Существует лишь два способа: первый - приглашать готовых специалистов высокой квалификации, создавая для них привлекательные условия, второй - готовить свои собственные кадры, как в университете, так и в зарубежных университетах и научных центрах. Будем использовать оба подхода.

Интеграция высшего образования и науки. Научно-исследовательская деятельность - неотъемлемая составляющая высшего образования, необходимое условие его высокого качества. В то же время, высшее образование - основа воспроизводства кадрового потенциала науки. Сокращение разрыва между учебными пособиями и передовыми рубежами современной науки достигается путем развития интеграции высшего образования и научных исследований. Поэтому фундаментальные исследования в республике должны быть организованы в тесном взаимодействии ЮОГУ и ЮОНИИ. На базе ЮОГУ будут организованы также совместные с Российской академией наук и российскими университетами научно-исследовательские лаборатории, центры коллективного пользования, полигоны и т. п. Будут привлечены в Южную Осетию Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Все это существенно усилит исследовательскую составляющую ЮОГУ.

Непрерывность образования. Функционирование динамичной наукоемкой экономики инновационного типа требует постоянного совершенствования человеческих ресурсов, вследствие чего необходимы образовательные циклы разной длины. Необходимо обеспечить возможность выбора разных образовательных траекторий. Образовательная система должна обеспечивать народнохозяйственный комплекс республики кадрами нужной квалификации и в необходимом количестве. Высшая школа должна чутко реагировать на любые изменения в требованиях к качеству трудовых ресурсов в виде гибкой и мобильной системы подготовки и переподготовки кадров.

Университетский комплекс - одна из форм реализации принципа непрерывного образования. Университетский комплекс может быть создан на базе ЮОГУ и может объединить образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Это приведет к повышению качества образовательного процесса, более эффективному использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов.

Международные связи. Важной задачей яв-

ляется расширение и укрепление международных связей ЮОГУ. Этот процесс будет способствовать притоку в республику новых идей и технологий, оригинальных методик принятия решений, а также инвестиций в научно-техническую и образовательную сферы. Наиболее принципиальное значение имеет интеграция с российской системой образования.

Инновационная направленность. Цель, на которую мы ориентируемся в процессе обновления ЮОГУ, - университет инновационного типа. Такой университет постоянно открыт для новых достижений науки и техники, несет в себе современный дух новаторства и перемен, культивирует творческие способности и научный поиск. Происходит систематическая ликвидация устаревшего, постоянный поиск нового и иного. Инновационный дух, культивируемый в высшем учебном заведении, выходит за его пределы и существенно влияет на инновационные процессы в экономике. Университет создает пояс инновационных предприятий, которые вовлекают в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок.

Информационно-телекоммуникационные ресурсы. Развитие человеческого капитала в современном обществе связано с информационными технологиями. Доступ к мировым информационным ресурсам через глобальные компьютерные сети Интернет позволяет вытянуть уровень технологической культуры на уровень международных стандартов, создает принципиально новые возможности для деятельности как отдельных граждан, так и для организаций, в области торговли, транспорта, образования, здравоохранения, культуры, экономики. Богатейший опыт человечества, заключенный в информационном ресурсе, может быть использован эффективно для целей социально-экономического развития. Эти возможности должны быть сполна использованы и в ЮОГУ. Важнейшее направление здесь - развитие новых форм массового образования на основе новых информационных технологий, развитие научных и образовательных телекоммуникаций.

Обозначенные контуры обновления нуждаются в детальной проработке, и такая работа уже начата. На этом пути нас ждут большие трудности: достаточно упомянуть наши потери в августе 2008 года и материальное положение студенчества и профессорско-преподавательского состава. Но мы не можем ждать, когда существенно улучшится положение, чтобы приступить к реализации детально разработанного плана модернизации ЮОГУ. Необходимо делать все одновременно.

Наш выдающийся соотечественник Григорий Александрович Токати, выступая от Лондонского городского университета (City University London) на съезде, посвященном модернизации британских университетов, изложил некоторые идеи по предмету обсуждения и заключил свою речь словами: «Лондон никогда не был кладбищем новых идей!» Цхинвал, разумеется, не Лондон, но мы также полны надежд на то, что в нашем городе новые идеи не умирают, а живут и способствуют возрождению республики. И наш университет сделает это!

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA

ТОМ 17

№ 4

2 0 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.