ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
УДК 613.6.001.33(049.3)
НУЖНА ЛИ САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА?
(По поводу статьи Ю. В. Жданович1)
С. С. Бадыва (г. Шостка Сумской области)
Отсутствие в ряде случаев необходимой конкретности в установлении разрывов между предприятиями и селитебной частью населенного пункта иногда вызывает противоречия между градостроителями и гигиенистами. Существующие неточности заставляют санитарных врачей длительное время изучать загрязнение приземной воздушной среды и вносить предложения по ее оздоровлению. В качестве примера можно сослаться на проектирование и строительство мясокомбинатов.
Согласно СН245-63, для мясокомбинатов предусматривается санитар-но-защитная зона шириной 100 м, что явно недостаточно. В комплекс их цехов включается и цех сухих кормов. По технологии производства в этом цехе животные отходы и отбросы боенского происхождения перерабатываются и превращаются в корм для животных. При этом следовало бы принимать разрыв между соответствующим классом производств по переработке животных продуктов и селитебной территорией; в действительности же применяют такой разрыв по классу производств для обработки пищевых продуктов и вкусовых веществ.
Мясокомбинаты с цехами сухих кормов построены не только в Шостке, но и других городах Сумской области. Во всех случаях проектирующие организации и гигиенисты руководствовались СН 245-63, СН и ПП-М 1-62.
Повсеместное развитие промышленности и применение в технологии возрастающих количеств новых препаратов требуют соответствующего обновления и уточнения нормативных документов. Ю. В. Жданович утверждает, что «санитарные разрывы устанавливаются каждый раз без каких-либо ограничений». С этим согласиться нельзя. Санитарные врачи в повседневной практике постоянно применяют СН 245-63 и СН 369-67 и др. Проектирующие организации до согласования проектов с органами санитарно-эпидемиологической службы тщательно изучают имеющиеся нормативы, вносят минимальные данные в проектные документы по соблюдению сани-тарно-защитных зон. Неизменно используется классификация производств в соответствии с нормативными документами.
Пункт 1.1 СН 245-63 указывает на то, что эти нормы распространяются на проектируемые, вновь возводимые и реконструируемые промышленные предприятия. Многие предприятия после реконструкции, изменения профиля и технологии становятся по существу новыми заводами и фабриками. В то же время Ю. В. Жданович не затрагивает вопрос о разрыве между промышленными предприятиями и селитебной территорией при их перестройке.
Мы считаем, что при реконструкции промышленных предприятий следует предоставить возможность органам санитарно-эпидемиологической службы вносить соответствующие коррективы в проектные документы, ка-
1 Гигиена и санитария, 1968, № 9, с. 81.
сающиеся строительства объектов, применительно к пункту 2.7 СН 245-63 и др.
Производственные вредности могут выявляться промышленно-санитар-ными врачами с использованием работ, проведенных сетью промышленно-санитарных лабораторий, имеющихся в городских и районных санэпидстанциях.
Поступила 14/Х 1968 г.
УДК 712.11
ПЛОЩАДКИ ОТДЫХА В МИКРОРАЙОНАХ
Канд. архитектуры Ю. Б. Хромов (Ленинград)
Организация мест отдыха в микрорайонах приобретает особое значение в связи с введением второго дня отдыха и увеличением бюджета свободного времени всех возрастных групп населения. По данным исследований, проведенных в Ленинграде в 1964—1967 гг., молодежь и взрослые, одновременно использующие для игр и отдыха площадки микрорайона, составляют в среднем 20% всех жителей, а дети до 14 лет—80%. Около 18% недельного бюджета свободного времени рабочие и служащие Ленинграда проводят на озелененных территориях жилых районов. Пенсионеры, число которых в 1965 г. превысило 12% населения микрорайонов, и домашние хозяйки отдыхают главным образом вблизи домов. Все это требует организации для них широкой сети площадок отдыха, изолированных от транспортных путей, детских, спортивных и хозяйственных площадок. Необходимо также дифференцировать площадки отдыха взрослых по типам и размерам в зависимости от их назначения.
Отсутствие в действующих Правилах и нормах планировки и застройки городов (СНиП 11-К.2-62) научно обоснованных нормативов и рекомендаций по размещению, планировке и оборудованию мест отдыха отрицательно сказывается на практике благоустройства. Так, натурные обследования ряда микрорайонов Ленинграда показали, что наиболее распространены общие грунтовые площадки для отдыха и настольных игр взрослых и детских игр. Такие площадки, размеры которых достигают 600—800 м2, фактически не могут удовлетворить ни одну из взрослых групп населения. Они могут служить лишь местом «шумного» отдыха, отрицательно влияющего на нервную систему и психику людей, в первую очередь пожилых. В большинстве проектов планировки не предусмотрены необходимые типы площадок отдыха, а размещение отдельных площадок по соседству с мусоросборниками не отвечает элементарным санитарным требованиям.
В то же время в нашей стране и за рубежом накоплен опыт планировки, нормирования и размещения площадок отдыха на свободных от застройки пространствах микрорайонов. Уже в 1958 г. в 9-м квартале Новых Черемушек в Москве была удачно решена система организации площадок тихого отдыха. Площадки в этом квартале хорошо озеленены, на них установлены перголы, трельяжные стенки с вьющимися растениями, фонтаны, беседки, скамьи, цветочницы. Размеры площадок от 60 до 150 м2, а общая их площадь из расчета на 1 жителя составляет 0,1 м2 (сюда не входят площадки со скамьями у входов в дома). Эта норма вполне достаточна.
Институт внешнего благоустройства Москвы в 1963 г. разработал ряд типовых площадок тихого отдыха площадью 12—40 м2 и площадок для настольных игр размером 100—150 м2, с частичным или сплошным плиточным замощением. При этом предлагалось определять общие размеры мест отдыха, рассчитывая их на 10—15% взрослого населения, проживающего в микрорайоне, при норме 4,5—5 м2 площадок тихого отдыха на 1 отдыхающего и 5 м2 площадок для настольных игр.