Нужна ли России «Великая китайская мечта»? Does Russia need the "Great Chinese dream"?
Матюшкин Роман Олегович
Студент 2 курса
Факультет международных отношений и политических исследований
Северо-Западный институт управления Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
Matyushkin Roman Olegovich
Student 2 term
Faculty of International relations and political studies The North-West Institute of management Saint Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Научный руководитель Потапенко Тимофей Геннадиевич
доцент
Северо-Западный институт управления Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
Scientific adviser Potapenko Timofey Gennadievich
assistant professor The North-West Institute of management Saint Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В 2012 году Китай объявил о стремлении к «Великой китайской мечте» - построению социализма с китайской спецификой, знаковым инструментом для достижения данной мечты явился проект «Один пояс, один путь», позволивший запустить новые инфраструктурные проекты, привлечь инвестиции в развивающиеся страны и снизить безработицу. Статья посвящена актуальной теме отношения России к процессам, возникающим в сфере инфраструктурных изменений в рамках реализации проекта «Один пояс, один путь».
Annotation.
In 2012 China announced its desire for the "Great Chinese Dream" - building socialism with Chinese characteristics, a landmark tool for achieving this dream was the "One belt, one road" project, which allowed launching new infrastructure projects, attracting investments to developing countries and reducing unemployment. The article is devoted to the actual topic of Russia's attitude to the processes arising in the field of infrastructure changes in the framework of the project "One belt, one road".
Ключевые слова: Китайская мечта; Один пояс, один путь; инициатива Пояса и Пути; интересы России и Китая; ЕАЭС; Морской Шелковый путь XXI века; Экономический пояс Шелкового пути.
Key words: Chinese dream; One belt, one road; Belt and Road initiative; interests of Russia and China; EEU; Sea Silk Road of the XXI century; The economic belt of the Silk Road.
«Китайская мечта» - «великое возрождение великой китайской нации», иероглиф с таким значением в 2012 году использован руководителем Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпинем. Этаидея возрождения провозглашена, прежде всего, в интересах Китая, однако руководство КНР стало активно продвигать ее далеко за пределы своей страны. Еще 3 года назад было сложно поверить в успешность продвижения идеи, которая казалась ненужной даже ее ближайшим соседям: России, Монголии и Казахстану. Считалось, чтонаселение этих стран очень мало знает о китайской мечте и не стремится ее разделить. Большая разница в менталитете, религии, культуре в целом, не могла дать шансов китайской мечте найти в этих странах
последователей [8]. Однако сейчас мы можем наблюдать, если не абсолютно противоположную картину, то опровергающую вышеназванные доводы. И наиболее ярким инструментом для вывода китайской мечты на весь мир становится проект, предложенный Си Цзиньпинем в 2013 году - «Один пояс, один путь», который также называют инициативой Пояса и Пути. В сущности, эта инициатива воплощается в виде совокупности проектов, направленных на развитие партнерских отношений между Китаем и другими странами. А реализация инфраструктурных проектоввнутри и между этимистранамиспособствует упрощениюторгового оборота в несколько раз. Однако Китаем до сих пор точно не определены географические «пути», по которым воплощается этот проект, что подразумевает его гибкость, но в то же время затрудняет его понимание другими игроками.
Китайский проект «Один Пояс - Один Путь», в глобальном масштабе представляет собой альтернативу западной однополярной политике глобального подчинения мировой экономики американской валюте.КНР имеет серьезные институты для финансирования проекта: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с начальным капиталом $100 млрд. и Фонд Шелкового пути - объемом более $40 млрд.».
В настоящее время Россия в китайском проекте занимает место в большей степени политического, а не экономического характера. Хотя В.В. Путин и поддержал китайскую инициативу Пояса и Пути на форуме в Пекине 2017 году, выступив сразу после председателя КНР Си Цзиньпина, Россия на сегодня не является официальным партнером в данном проекте. Москва не подписала соглашения, имея принципиальный собственный взгляд на сотрудничество в области нового проекта и перспектив, которые он открывает для экономик разных стран [4]. И эта позиция России на наш взгляд имеет основополагающее значение для сохранения в будущем лидирующих позиций в мире. Впрочем, во время встречи лидеров двух стран в мае 2015 года намерение России и Китая к сотрудничеству по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) - части инициативы Пояса и Пути, было подтверждено совместным заявлением.
В то же времядесятки стран по всему миру, подписав соглашения о прямом участии в китайском проекте, в большей степени ожидают экономических выгод от его реализации, в первую очередь от китайских инвестиций в свою транспортную инфраструктуру. Оно и понятно, ведь инфраструктурные проекты инициативы Пояса и Пути планируютсяна протяжении континентальных транспортных коридоров от Китая кдругим странам Азиатско-Тихоокеанского региона и в Западную Европу, что сильно повлияет на расширение рынков сбыта продуктов производства. Возможность воплощения в жизнь этой идеи лежит не только в денежной составляющей, но и в способности Китая на высоком уровне реализовывать инфраструктурные проекты.
В последние годы Китай прославился на весь мир высокоскоростными железнодорожными магистралями, в строительстве и оснащении которых китайцы кроме заимствованных лучших технологий от немецких и японских компаний используют собственные, аналогов которым нет. Благодаря этому Китай смогк началу 2016 года заключить контракты на постройку железных дорог в Соединенных Штатах Америки (США), Великобритании, Европе, в Юго-Восточной Азии(ЮВА) и в других районах мира почти на 25 млрд. долларов. Китайские технологии по прокладке железных дорогпользуются огромным спросом - в 2015 году закупка подвижного состава в КНР выросла на 66,7% (более 4 млрд. долларов), в то время как общий экспорт китайских товаров за рубеж сократился на 6%. По мнению кандидата исторических наук, доцентаНИУ ВШЭ Андрея Виноградова:«если КНР удастся реализовать амбициозный план «Сделано в Китае 2025», который предполагаетростобъема продаж подвижного состава свыше 100 млрд. долларов, тоэто превысит стоимость мирового экспорта вооружений» [2].
Как уже было сказано выше, инфраструктурные проекты способствует упрощению торгового оборота, а в настоящее время борьба за расширение рынков сбыта по значимости опережает борьбу за доступ к ресурсам.
Ограниченность рынков сбыта - главное препятствие для роста экономики любой страны, которое и стремится преодолеть инициатива Пояса и Пути. Не зря выступая в январе 2017 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе, председатель Си Цзиньпин убеждал всех участников в том, что получателем выгод от дальнейших процессов глобализации и либерализации мировой торговли является весь остальной мир, а не только Китай [6]. Такую позицию совместной выгоды Китай объясняет намеренностью имплементировать проект «Один пояс, один путь» с учетом поддержания соблюдения соглашений Организации Объединенных Наций, мировой безопасности, развития отсталых территорий, открытости, справедливости, обоюдного уважения и использования «зеленых» технологий.
Говоря о совместной выгоде, необходимо упомянуть одно из направлений инициативы Пояса и Пути, а именноэкономическую экспансиюпо выводу продукции Китая и стран ЮВА на мировые рынки. Например, только из одной провинции Хэбэй на востоке Китая более 700 компаний по производству стали и цемента перевели мощности в соседние страны Центральной и Юго-Восточной Азии.Одна из китайскихкомпаний выкупила активы убыточного сталелитейного завода в Сербии и намерена инвестировать 300 млн. долларов в его реконструкцию. [2] С 2015 года между Китаем и Казахстаном в рамках инициативы Пояса и Пути осуществляется совместная инвестиционная деятельность по осуществлению 51 проекта на общую сумму свыше 27 млрд. долларов. Инвестиционный перечень состоит из 17 проектов, относящихся к химической промышленности, 9 -горно-металлургическому комплексу, 4 - к машиностроению, 5 - к инфраструктуре, 7 - к электроэнергетике, 4 -к агропромышленному комплексу, по одному - к легкой промышленности и нефтепереработке, 3 - к производству строительных материалов [9]. Производства такого рода, как правило, в обмен на развитие экономики ухудшает экологическую обстановку. По мнению автора статьи, таким образом, Китай, перенося опасные производства в другие страны, решает собственные экологические проблемызагрязнения атмосферы урбанистических районов Китая.
В свете происходящих событий Россия намерена углублять сотрудничество с Пекином и по заявлению президентаРоссиив мае 2017 года «планируются поставки в Китай наших ракетных двигателей, так как страны достаточно успешно сотрудничают в космосе, и есть все шансы, что это сотрудничество будем увеличивать». Кроме этого, Москва и Пекин могут реализовать совместный проект создания широкофюзеляжного самолета. Поэтому рассматривать себя в качестве исключительно транзитной страны, Россия не намерена, ее национальные интересы распространяются дальше.Президент России заявляет о необходимости создания Большого Евразийского Партнерства, включающего в себя Китай, Иран, Индию, Пакистан и т.д., которое свяжет Азию и Европу за счет потенциалов Евразийского экономического союза (ЕАЭС),кудауже входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия; проекта «Один пояс, один путь»; Шанхайской организации сотрудничества (ШОС); Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.По сути, предлагается расширение рамок ЕАЭС для отстаивания Россией своих интересов. Как отметил Путин, интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявляют порядка 50 государств Европы, Азии и Латинской Америки.
Россия своим географическим положением идеально вписывается в концепцию проекта Пояса и Пути. Сегодня в Российской Федерации есть два транспортных маршрута - более ста лет существующая Транссибирская железная дорога, которую планируется реконструировать, и Северный морской путь, которому отводится большая роль с учетом ухудшения геополитической ситуации в Южно-китайском море. Северный морской путь, проходящийот Европейской части к Дальнему Востоку России с помощью ледоколов Российской Федерации,в перспективе способен стать настоящим транспортным коридором через Арктику и в дополнение наиболее выгодным, так как он наиболеекороткий. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив
и Суэцкий канал сейчас занимает 35 дней, тогда как Северный Морской путь укорачивает его на 6,5 тысяч километров и целых две недели.
Китай в своей Белой книге по вопросам Арктики признает, что он не арктическое государство, но это не мешает ему, как говорится в «Политике Китая в Арктике»: «пытаться понять, защитить, развивать и участвовать в управлении Арктикой». Проект Пояса и Путитакже предполагается расширить до Северного полярного круга. Впервые Си Цзиньпин заговорил о Полярном Шелковом пути в Москве в 2017 году, когда рассказывал о совместных российско-китайских планах в Арктике. В отношении роли, которую Китай хочет играть в Арктике, журналистам было сообщено следующее: «Во-первых, мы не будем ни во что вмешиваться, а во-вторых, мы не будем отсутствовать» [3].
Интерес Пекина к Арктике выражен и в переговорах по осуществлению прокладки оптико-волоконного кабеля по днуСеверного Ледовитого океана, который поможет улучшить связь между КНР и финансовыми центрами Европы. Кроме КНР и Финляндии, в проекте стоимостью как минимум 700 млн. долларов участвуют Япония, Россия и Норвегия [3].
Обсуждается ивозможность совместного с китайскими партнерами восстановления Байкало-Амурской магистрали - российскойжелезной дороги в Забайкалье между Владивостоком и Иркутском через китайский Харбин, находящийся на северной части Китая и граничащий с Россией.Такая мера разгрузит заполненную грузопотоком Транссибирскую магистраль. Но китайцы в большинстве затягивают время новыми форматами двустороннего сотрудничества с Россией, и по существу вопросы не обсуждаются [3].
Совпадение интересов России и Китая на глобальном уровне, где страны, во-первых, выступают как союзники в противостоянии с США и в борьбе за новый мировой экономический и финансовый порядок, а во -вторых, Китай в стратегической перспективе рассматривает Россию как надежный источник энергоресурсов в случае крайнего обострения ситуации в мире- отчастикомпенсируют нестыковки интересов в сфере экономики. При этом в январе 2015 года была опубликована Белая книга КНР по сотрудничеству в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском Регионе (АТР). Данная структура в перечне «важных механизмов в сфере безопасности» стоит выше ШОС, в то время как Региональная антитеррористическая структура (РАТС), созданная в рамках ШОС, не упомянута вообще [5].
Как уже было упомянуто, Китай активно лоббирует либерализациюмировой торговли и пропагандирует повсеместное создание разнообразных зон свободной торговли, тем самым стремится к особой геоэкономике -формированию в рамках евразийского континента пространства, в экономическом и финансовом смысле завязанного на Китай, однако в то же время он ратует за равенство всех партнеров. Казалось бы, такой несбыточной мечте в современных условиях повсеместного протекционизма сбыться не суждено, однако не заметно, чтобы Китай это как-то смущало. Уже сейчас он предлагаетнекоторым странам бывшего СССР переходнакитайский размер колеи при железнодорожном строительстве, и пока попутно с такими предложениями рука об руку идут китайские инвестиции, следует признать, что предпосылки для успешного выполнения амбиционных целей у Китая имеются. Изменения такого характера вблизи границ Российской Федерации в недалеком будущем могут вызвать как негативные, так и позитивные последствия, к которым важно быть готовым и создать условия для направления вектора развития общей ситуации преимущественно в позитивное русло для интересов России.
С уверенностью можно говорить об улучшении в последние годыроссийско -китайских отношений: так, например, председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и председатель совета директоров китайской национальной нефтегазовой корпорации Ван Илинь в Пекине подписали документы по сотрудничеству в области подземного хранения газа, электроэнергетики и автодорожной инфраструктуры
[7].Основываясь на концепции внешней политики Российской Федерации, Россия планирует «активно развивать сотрудничество с КНР во всех областях» [1].А фактучастившихся встреч глав государств КНР и РФ на международных форумах и в рамках государственных визитов, в свою очередь показывает не только дружеский настрой, но и приоритетностьразвития отношений между странами.
Проект «Один пояс, один путь» является важной частью борьбы Китая за изменение мирового порядка, в котором все больше стран желает получить кусок пирога китайских инвестиций. В этой борьбе Россия выступает в качестве отдельного от китайского проекта большого и стратегически важного игрока, придерживающегося дружеских отношений со странами-участниками и реализующего свои национальные интересы, в том числепосредством развития ЕАЭС.Таким образом, для России «Великая китайская мечта» может быть интересна в случае сохраненияРоссийской Федерациейпрежнего политического курса с приоритетом национальных интересов, и ее готовности своевременно реагировать на предстоящие мировые вызовы.
Список используемой литературы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 30.11.2016.
2. Виноградов А. (05.09.2017)«Что такое проект «Один пояс, один путь» и каковы перспективы его «сопряжения» с Евразийским союзом». Интернет-журнал«СОНАР-2015». https://www.sonar2050.org/publications/chto-takoe-kitayskiy-proekt-odin-poyas-odin-put-i-perspektivy-ego-sopryajeniya-s-rossiyskim-proekt.
3. Мануков С. (06.02.2018) «Белая книга» Китая: Пекин бросает все силы на освоение Арктики». Интернет-ресурс «ПолитМир».http://poht-mir.ru/quotbelaya-kniga-quot-kitaya-pekin-brosaet-vse-sily-na-osvoenie-arktiki-14807.html.
4. Молчанов А. (15.05.2017) «России грозит китайское порабощение Шелковым путем?». Интернет-газета «Колокол России». http://kolokolrussia.ru/geopolitika/rossii-grozit-kitayskoe-poraboschenie-shelkovm-putem.
5. Шишкина Н.И. (14.07.2015) «Военная стратегия Китая: девятая «Белая книга». Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). http://rusrand.ru/events/voennaja-strategija-kitaja-devjataja-belaja-kniga.
6. Калюков Е. (17.01.2017) «Си Цзиньпин призвал «не запираться в темной комнате протекционизма». Новостной интернет-портал «РБК».https://www.rbc.ru/economics/17/01/2017/587e04829a79476f6224e9dd.
7. Новость без автора (15.05.2017). «Подписаны документы по развитию российско-китайского сотрудничества в области подземного хранения газа, электроэнергетики и автодорожной инфраструктуры». Управления информации ПАО «Газnром».http://www.gazprom.ru/press/news/2017/may/article331070.
8. Скрипкарь М.В. «ЗачемКитаю «Китайская мечта»?»..Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-2. - С. 380-382. https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7505.
9. Иванова Е. (14.06.2018) «Проекты и инвестиции».Новостной интернет-портал «Казахская правда». https://www.kazpravda.kz/fresh/view/proekti-i-investitsii/.