6.26. НУЖНА ЛИ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ?
Быков Антон Иванович. Должность: научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье структурированы основные показатели, характеризующие состояние служебной деятельности кинологической службы уголовно-исполнительной системы. Автором проанализированы изменения показателей и их влияние на характер служебной деятельности кинологической службы. По итогу проведенного анализа, автором выявлен ряд проблемных вопросов, требующих непосредственного внимания со стороны уголовно-исполнительной системы, помимо этого предложены пути решения возникших проблем.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кинологическая служба, показатели эффективности.
IS THERE A NEED FOR A DOG SERVICE IN THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM?
Bykov Anton Ivanovich. Position: research scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: Development of Methodologies for the Execution of Sentences Associated with Deprivation of Liberty, and the Study of Prison Crimes at the Center for the Study of Security Issues in the Institutions of the Penitentiary System. E-mail: [email protected]
Annotation: This article structured the main indicators characterizing the state of the service activity of the dog service of the criminal performance system. The author analyzed the changes in indicators and their impact on the nature of the service of the dog service. As a result of the analysis, the author identified a number of problematic issues that require immediate attention from the penal system, in addition to this proposed ways to solve the problems.
Keywords: criminal-executive system, dog service, performance indicators.
В современных условиях развития социальных, экономических и других сфер государства и общества, для которых характерны непрерывное совершенствование и изменение, необходимо развивать умение приспосабливаться к постоянно меняющейся действительности и эффективно использовать современные методы управления организацией. В целях формирования наиболее объективной оценки кинологической службы уголовно-исполнительной системы (далее -УИС), для последующего использования в принятии управленческих решений, проанализированы основные показатели кинологической службы УИС за 20132018 годы.
Рассмотрим динамику изменения количества кинологических подразделений службы, представленную в таблице 1.
Как мы видим, в период с 2014 по 2017 год имеет место незначительная тенденция к уменьшению количества кинологических подразделений в УИС, которая колеблется в пределах 1%-2,72% от общей численно-
сти. И только в 2018 году просматривается увеличение. При этом наблюдается изменение соотношения кинологических отделений и групп, что обусловлено моделью тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений УИС, утвержденной пунктом 3.1. протокола Центральной штатной комиссии ФСИН России от 18.11.2016 № 7 [1].
Таблица. 1. Динамика изменения количества кинологических подразделений УИС
Годы Количество кинологических подразделений
2013 880
2014 881
2015 865
2016 857
2017 856
2018 872
Так, например в 2016 году соотношение кинологических отделений (373) и групп (478) составляло 43,84% и 56,16% (1; 1,28) соответственно, то в 2018 году количество групп увеличилось до 542, а отделений сократилось до 311, и соотношение составило 36,46% и 63,54% (1; 1,74).
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 201В год
■ Отдел ени й ■ Групп
Рис. 1. Динамика изменения соотношения и численности кинологических подразделений УИС (отделений и групп)
Рассмотрим изменение численности личного состава кинологических служб в период с 2013 по 2018 год, представленное на таблице 2.
С 2013 года идет снижение фактической численности сотрудников кинологической службы УИС. За пять лет количество сотрудников сократилось почти на 1 500 человек или на 14%, что весьма существенно. Резкие сокращения прослеживаются в периоды с 2014 по 2015 год (на 921 чел.) и с 2016 по 2017 год (на 501 чел.). По данным результатов служебной деятельности кинологических подразделений за 1 полугодие 2018 года фактическая численность специалистов-кинологов равнялась 9128 человек, что составляет 90,9% от штатного количества должностей.
Стоит также отметить, что при этом штатная численность сотрудников кинологических служб за последние пять лет уменьшилась лишь на 861 человека, за счет сокращения должностей ветеринарных фельдшеров и вожатых караульных собак. Также в периоды с 2014 по 2015 год (на 493 чел.) и с 2016 по 2017 (на 231 чел.) год происходит резкое уменьшение численности сотрудников кинологических служб УИС. Исходя из этого, выявляется тенденция к увеличению некомплекта специалистов-кинологов. Так, если в 2013 году некомплект составлял 296,5 единиц (2,72 %), то в 2018 году составил 914,5 единиц (9,11%). [2]
НУЖНА ЛИ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В УИС?
Быков А.И.
Таблица. 2. Динамика изменения численность сотрудников кинологических служб
Годы Фактическая Штатная
численность численность
сотрудников кинологических служб сотрудников кинологических служб
2013 10607 10904
2014 10501 10795
2015 9580 10302
2016 9567 10260
2017 9066 10029
2018 9128 10043
Помимо уменьшения штатной численности сотрудников кинологической службы, стоит отметить, что в период с 2014 по 2015 год произошло резкое уменьшение штатной численности служебных собак на 5 033 единиц (таблица 3).
Таблица 3. Динамика изменения численности служебных собак УИС
Годы Количество служебных собак по нормам положенности Фа ктнчсское количество служебных собак
2013 20548 19943
2014 20338 19066
2015 15305 14047
2016 14871 13389
2017 14401 12339
2018 14287 12197
Количество служебных собак с 2013 по 2018 год снизилось на 7 746 единиц или 38,8%. Рассмотрим более подробно изменение фактической численности собак в зависимости от выполняемых служебных обязанностей и их категорий (таблица 4).
Из представленной выше таблицы мы видим, что в указанный период количество разыскных собак увеличилось на 193 единицы с 2 627 до 2820 (6,8%); количество патрульно-разыскных собак уменьшилось на 169 единиц с 5 272 до 5 103 (3,2%); количество специальных собак по поиску взрывчатых веществ увеличилось на 10 единиц с 147 до 157 (6,8%); количество специальных собак по поиску наркотических средств уменьшилось на 140 единиц с 758 до 618 (18,5%); количество караульных собак на постах уменьшилось на 5 365 единиц с 6 853 до 1 488 (78,3%), количество караульных собак в резерве уменьшилось на 1 171 единицу с 1 520 до 349 (77%) [3].
Табл. 4. Фактическая численность служебных собак УИС в период с 2013 по 2018 год по категориям
Категории собак, применяемых для выполнения оперативно-служебных задач: 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Разыскные 2627 2629 2593 2619 2798 2820
Па трульно -р азыскны е 5272 5254 5254 5115 5037 5103
Специальные 934 945 864 860 792 793
- по поиску ВВ 147 150 100 123 148 157
- по поиску НС 758 769 743 717 633 618
Караульные 8404 8125 3756 3277 2212 1856
-на постах 6853 6673 2961 2670 1783 1488
-резервные 1520 1431 765 586 414 349
Анализ приведенных данных показывает, что основное уменьшение фактической численности служебных собак приходится на категорию караульных собак - на 6 548 единиц с 8 404 до 1 856, что составляет 77,9%.
С 2011 по 2018 год численность караульных собак уменьшилась на 8 142 (81, %) голов (с 9 998 до 1 856 голов), количество постов караульных собак - на 7 176 (83,25%) единиц (с 8 805 до 1 475 единиц). Такое уменьшение численности караульных собак произошло в связи с модернизацией инженерно-технического оснащения охраняемых объектов с применением современных технологий и технических средств, реконструкции комплексов инженерно-технических средств охраны и надзора запретных зон учреждений, позволившей осуществить оптимизацию количества постов караульных собак, как следствие - сокращение численности караульных собак и затрат на их содержание.
В целях оценки эффективности деятельности кинологической службы рассмотрим основные показатели результативности применения служебных собак в учреждениях УИС (таблица 5) [4].
Таблица 5. Динамика изменения основных показателей результативности применения служебных собак в учреждениях УИС
Годы задержанных при помощи служебных совершение побега (чел.) Количество .та, задержанных при помощи служебных собак,при досмотре транспортных средств (чел.) задержанных при помощи служебных собак, при выполнении режимных мероприятии {чел.) Количество наркотических средств, обнаруженных при помпон служебных собак (грамм)
2013 3 3 38 8 862,9
2014 4 8 25 24 127,8
2015 3 5 43 18 936,7
2016 4 0 74 40 089,2
2017 1 0 102 148 273,8
2018 1 3 73 23 372,1
Численность лиц, задержанных при помощи служебных собак, при покушении на совершение побега в последние годы уменьшилась. Предположительно, это связано с уменьшением численности караульных собак. Показатели численности лиц, задержанных при помощи служебных собак при досмотре транспортных средств с 2013 по 2018 года, в целом, имеют тенденцию к уменьшению. Однако в 2018 году наблюдается увеличение задержанных при досмотре транспортных средств в сравнении с 2016 и 2017 годом. Наблюдается тенденция к увеличению результативности применения служебных собак во время режимных мероприятий в последние годы, которая наглядно прослеживается при построении линии тренда. По данным кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) существенное повышение показателей произошло вследствие утверждения модели тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических
подразделений УИС, которая позволила эффективнее использовать силы и средства кинологических подразделений УИС. Полагаю, что в целом, показатели результативности кинологической службы по задержанию лиц, покушающихся на побег и при досмотре транспортных средств, стабильны и имеют положительную оценку.
Согласно предоставленным отчетным данным, в период с 2013 по 2018 год не наблюдается существенного увеличения показателей эффективности использования служебных собак по поиску наркотических веществ.
Также мы видим, что в 2017 году произошло резкое увеличение количества наркотических веществ, обнаруженных при помощи служебных собак. Однако в виду того, что 102 906,8 грамм наркотических веществ или 69,4% от общегодового результата изъятия было обнаружено в рамках одного мероприятия, одной собакой, нецелесообразно говорить об общем повышении результативности деятельности кинологических служб. Скачкообразность графика говорит о нестабильности показателей. В целом количество наркотических средств, обнаруженных при помощи служебных собак в 2018 году ниже, чем в предыдущие годы. Однако данное снижение может характеризоваться усиленной работой сотрудников режима с осужденными.
Анализ данных, представленных в таблице 5, характеризующих результативность применения служебных собак в учреждениях УИС, показывает, что в последние годы общая результативность применения служебных собак имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем динамику увеличения численности лиц, задержанных при помощи служебных собак при выполнении режимных мероприятий, представленную на таблице 5, невозможно характеризовать в качестве объективного критерия, так как повышение показателей произошло вследствие утверждения модели тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений УИС.
Таким образом, стоит отметить, что часть служебных обязанностей, которые выполняет кинологическая служба УИС, может осуществляться исключительно ими и не может быть заменена техническими средствами охраны и надзора: поиск и обнаружение наркотических средств на охраняемых объектах, лиц, осуществляющих покушение на побег, а также выполнение специфических заданий при выполнении режимных мероприятий. Данный факт является основополагающим при определении важности и необходимости данного подразделения для УИС.
Тенденция к снижению количества сотрудников кинологической службы УИС и служебных собак является одним из основных проблемных вопросов. Уменьшение кадрового аппарата, рассматриваемого подразделения, помимо сокращенных должностей, может характеризоваться выполнением служебных обязанностей в особых условиях. Помимо этого, продуктивное выполнение служебных обязанностей зависит от уровня подготовки и квалификации сотрудников, так как именно от них зависит грамотная система дрессировки и выполнения поставленных задач.
Причины сокращения количества служебных собак, помимо приведенных выше, серьезная проблема, на которую необходимо обратить внимание, так как во многом данный факт характеризуется правильным уходом и дрессировкой. В случае если собаке не уделять должного внимания, она не сможет исполнять
служебные обязанности, и как следствие необходимость в ней будет отсутствовать.
Исходя из этого, необходимо провести комплекс мероприятий, как теоретических, так и практических, направленных на обучение сотрудников кинологической службы по уходу и дрессировке за служебными собаками.
Список литературы
1. Сводный отчет о результатах служебной деятельности кинологических подразделений УИС за первое полугодие 2018 года.
2. Письмо ФСИН России от 26.03.2018 № исх-08-20134 «Об итогах служебной деятельности кинологических подразделений учреждений и органов УИС в 2017 году и мерах по ее совершенствованию»;
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СПС Консультант;
4. Приказ ФСИН России № 336 от 29.04.2005 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний // СПС Консультант.
Рецензия
на статью Быкова Антона Ивановича, научного сотрудника отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России на тему: «Нужна ли кинологическая служба в уголовно-исполнительной системе?»
Кинология, как наука, которая изучала собак и собаковедение, возникла в 19 веке и активно развивается в наши дни. Одним из направлений применения знаний данной науки является кинологическая служба в правоохранительных органах, в частности в уголовно-исполнительной системой. Данное подразделение выполняет поставленные руководством задачи с помощью собак. Тема исследования, безусловно, является актуальной, так как одной из задач рассматриваемого подразделения является эффективное обеспечение режима и охраны в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
А.И. Быков проводит исследование основных показателей деятельности кинологической службы уголовно-исполнительной системы: количества сотрудников кинологических подразделений, служебных собак, ветеринаров. Помимо этого выполнен анализ количества лиц, задержанных кинологическими подразделениями с 20132018 гг. Исходя из приведенных статистических данных, автор делает вывод об уменьшении количества, как служебных собак, так и сотрудников кинологической службы. Данный факт является основополагающим при рассмотрении данной проблемы, так как статистические данные могут отражать деятельность нескольких собак, а не всего подразделения. Однако в целом, рассматриваемое подразделение осуществляет специфические задания, которые не могут осуществить как сотрудники, так и технические средства, что обуславливает важность и необходимость развития рассматриваемой службы.
Представленный материал написан доступным языком и логически последовательно изложен, оригинальность текста по системе Антиплагиат составляет 91,87 процентов.
Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук Е.А. Дроздова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93.76%