6.27. КИНОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
Быков Антон Иванович. Должность: научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемные вопросы кинологической службы уголовно-исполнительной системы в условиях действующего финансирования. Автором проанализированы основные показатели эффективности деятельности кинологической службы уголовно-исполнительной системы, а также выявлена зависимость между финансированием кинологической службы УИС и ее деятельностью. По итогу автором сделаны выводы по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кинологическая служба, материально-техническая база, показатели эффективности, финансирование кинологической службы.
DOG SERVICE OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM: QUESTION OF ECONOMIC FEASIBILITY
Bykov Anton Ivanovich. Position: research scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: Development of Methodologies for the Execution of Sentences Associated with Deprivation of Liberty, and the Study of Prison Crimes at the Center for the Study of Security Issues in the Institutions of the Penitentiary System. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the problematic issues of the dog service of the criminal-executive system in the conditions of the current financing. The author analyzed the main indicators of the efficiency of the dog service of the penal correction system, as well as the dependence between the financing of the dog service of the criminal-executive system and its activities. As a result, the author made conclusions on the topic under consideration. Keywords: criminal-executive system, dog service, material and technical base, performance indicators, funding a service dog.
Кинологическая служба уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) имеет многолетнюю историю. В УИС как самостоятельная структура она начала формироваться в период передачи функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов от внутренних войск МВД России учреждениям и органам УИС МВД России в 1995-1996 годах.
В настоящее время кинологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), являясь одной из самых многочисленных, среди аналогичных служб других силовых ведомств Российской Федерации, имеет в своем составе 872 кинологических отделения и группы, личный состав которых насчитывает более 9 100 человек и 12 197 служебных собак, в состав учебно-материальной базы кинологической службы ФСИН России входит 823 городка для содержания служебных
собак, 4685 павильонов для размещения служебных собак и 783 кинодрома [1]. Подготовка специалистов-кинологов осуществляется на циклах кинологической службы в десяти учебных центрах территориальных органов УИС и на кафедрах кинологии и зоотехнии специального факультета ФКОУ ВО Пермского института ФСИН России.
В 2017-2018 годах внедрена в практическое применение утвержденная руководством ФСИН России модель тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений УИС, системы подготовки и использования специальных собак. Требования, предъявляемые к служебным собакам, утверждены предназначенными для них функциями и условиями службы. Интенсивность использования служебных собак при выполнении поставленных задач в последние годы увеличилась. К примеру, в сравнении с 2017 годом в учреждениях УИС количество случаев результативного применения служебных собак выросло на 43,3%. В 2017 году (в сравнении с 2016 годом) выросли показатели: пресечение побегов с использованием служебных собак из-под надзора в 2 раза (с 2 до 4 случаев); количество изъятий запрещенных предметов - на 43% (с 386 до 553 случаев); количество задержанных нарушителей - в 2,7 раза (с 78 до 210 человек); количество изъятых средств сотовой связи и их комплектующих - на 63,2% (с 1376 до 2246 единиц); количество изъятых наркотических средств -в 3,7 раза (с 40 до 148 килограммов); количество рзультативных применений служебных собак УИС для пресечения и раскрытия преступлений в интересах органов внутренних дел - на 71,4% (с 7 до 12 случаев). Выросла укомплектованность кинологической службы УИС вещевым имуществом: дрессировочными костюмами на 7,9% (с 81,5% до 89,4%); рукавами для дрессировки - на 6,6% (с 82,8% до 89,4%); намордниками -на 1,8% (с 96,5 до 98,3). Особое внимание руководство ФСИН России уделяет внимание разведениюи развитию собак служебных пород в учреждениях УИС. Разработана концепция разведения и выращивания собак служебных пород в учреждениях УИС, предусматривающая увеличение количества племенных питомников с размещением их по территориальному принципу и устанавливающая нормативы штатной численности питомников, а также систему распределения собак, выращенных на племенных питомниках, в территориальных органах ФСИН России. В 2017 году на 81,8% увеличилось количество племенных питомников служебного собаководства (с 11 до 20), в 3,4 раза (с 43 до 145 единиц) выросла численность персонала занятого племенной работой, в 2 раза (с 94 до 193) численность выращенных щенков, на 10,7% (с 60,8% до 71,5%) показатель выполнение планов племенной работы [2].
Результаты исследования показали, что за последние годы в целом наблюдается небольшое снижение количества городков для содержания служебных собак и кинодромов. Однако, процентное соотношение количества кинодромов, соответствующих нормам в 2018 году (83,8%), превышает количество кинодромов, соответствующих нормам в 2013 году (76,6%), что говорит о повышении качества учебно-материального обеспечения. Вместе с тем, детальная проверка состояния объектов кинологической службы, с точки зрения наличия элементов, предусмотренных приказом ФСИН России № 336 от 29.04.2005 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний», свиде-
2'2019
Пробелы в российском законодательстве
тельствует, что из 846 городков для содержания служебных собак:
- в 24 (2,8%) отсутствуют ограждения;
- в 37 (4,4%) отсутствуют кладовые для хранения снаряжения и инвентаря;
- в 60 (7,1%) отсутствуют кормокухни для кормления служебных собак;
- в 83 (9,8%) отсутствуют классы для служебной подготовки;
- в 209 (24,7%) отсутствуют ветеринарные пункты;
- 647 (76,5%) соответствуют установленным нормам на 80% и лишь 317 или 37,5% городков соответствуют нормам на 100%;
Важным аспектом при дрессировке служебных собак является качество и укомплектованность кинологической службы имуществом и инвентарем для дрессировки служебных собак.
Динамика изменения количества имущества и инвентаря кинологической службы, предназначенного, для дрессировки служебных собак показывает, что общее их количество не претерпело существенных изменений. Вместе с тем в период с 2016 по 2018 год наблюдается небольшое снижение численности отдельных элементов снаряжения:
- количество рукавов для дрессировки собак снизилось на 69 единиц (2,64%);
- количество ошейников снизилось на 2 202 единицы (9,03%);
- количество поводков снизилось на 830 единиц
(2,61%);
- количество намордников снизилось на 1 056 единиц
(6,46%);
- количество имитаторов наркотических средств снизилось на 152 единицы (13,16%);
Данные опроса территориальных органов ФСИН России по вопросам качественного состояния и финансирования материально-технической базы кинологической службы для подготовки служебных собак в период с 2013 по 2018 год (данные представлены 80% территориальных органов) показали следующее:
- 28,6% опрошенных ответили, что качество и финансирование материально-технической базы является удовлетворительным и позволяет обеспечить выполнение поставленных перед кинологической службой задач;
- 32,6% опрошенных ответили, что качество и финансирование материально-технической базы улучшилось, однако заявленного финансирования достаточно, только для поддержания существующей материально-технической базы и нет возможности для дальнейшего усовершенствования в пределах действующего финансирования.
- 38,8% опрошенных ответили, что качество и финансирование материально-технической базы находится в неудовлетворительном состоянии и поддержание существующей материально-технической базы осуществляется за счет внебюджетной деятельности и силами сотрудников.
Рассмотрим более подробно динамику денежных средств, выделенных в период с 2013 по 2018 год на экипировку и снаряжение для дрессировки служебных собак и на содержание, ремонт и обустройство кинологических городков (рисунок 1, 2).
Наглядно видим, что график не имеет четко выраженной тенденции к росту или снижению, что говорит о наиболее стабильных или идентичных суммах выделяемых в разные периоды времени. Можно заметить, что суммы, выделяемые в 2013 и 2018 годах, имеют
разницу в 200 тысяч рублей, однако и уровень инфляции существенно повысился за этот же период.
Показатели изменения количества денежных средств, выделяемых на содержание, ремонт и обустройство кинологических городков и кинодромов, указывают на небольшую тенденцию к увеличению бюджетного финансирования, однако рост является незначительным и согласно данным опроса недостаточным для поддержания материально-технической базы в удовлетворительном состоянии.
Рис. 1. Динамика изменение количества денежных средств, выделяемых для приобретения экипировки и снаряжения служебных собак
Рис. 2. Динамика изменение количества денежных средств, выделяемых на содержание, ремонт и обустройство кинологических городков и кинодромов (тыс. руб.)
Рис. 3. Динамика изменения количества денежных средств, выделяемых для приобретения служебных собак и имитаторов взрывчатых веществ и наркотических средств
Из рисунка 3 видно, что с 2015 года происходит снижение финансирования на закупку служебных собак и имитаторов взрывчатых веществ и наркотических средств. Часть денежных средств на эти цели была получена за счет модернизации инженерно-технического оборудования охраняемых объектов и оптимизации объемов задач, выполняемых подразделениями охраны, что позволило сократить числен-
ность караульных собак, а соответственно и расходы на их обеспечение.
Данные, представленные территориальными органами ФСИН России, о потребности и фактически выделенных денежных средствах на кинологическую службу отражены на рисунке 4.
100000,0
50000 г0--
0.0
2013 г. 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г. 201В г.
-Потребность б финансировании кинологической службы (тыс. руб.} I Очкгич^г г./ выделено денежны* средств {тыс. руб.}
Рис. 4. Динамика изменения разницы потребности в финансировании кинологической службы и фактически выделенных средствах (данные представлены территориальными органами ФСИН России)
Начиная с 2015 года, наблюдается дефицит средств, выделяемых кинологическим подразделениям территориальных органов ФСИН России. При этом разница между фактически выделенными бюджетными ассигнованиями и потребностями в них с 2016 года в среднем увеличивалась на 30% ежегодно и к 2018 году составила 45 402,7 тыс. рублей.
Вместе с тем, объем службы с 2016 по 2018 год в среднем снижался на 1,3% ежегодно, что говорит о несоответствии снижения объемов финансирования относительно снижения объемов службы.
2013 с. 2014 г. 2015 с. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рис. 5. Динамика изменения объема службы (данные представлены территориальными органами ФСИН России)
Изучив проблематику и принимая во внимание анализ данных, характеризующих современное состояние кинологической службы УИС и основываясь на актуальных данных, которые отраженны кинологическими подразделениями территориальных органов ФСИН России, можно сделать вывод, что объем бюджетного финансирования деятельности кинологической службы в последние годы имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь может отрицательно сказаться на выполнении должностных обязанностей службы.
Таким образом, в целях организации служебной деятельности кинологических подразделений УИС и по-
вышения эффективности ее функционирования, необходимо рассмотреть возможности повышения нормативов финансирования с учетом прогнозируемых потребностей в бюджетных средствах.
Список литературы
1. Сводный отчет о результатах служебной деятельности кинологических подразделений УИС за первое полугодие 2018 года.;
2. Письмо ФСИН России от 26.03.2018 № исх-08-20134 «Об итогах служебной деятельности кинологических подразделений учреждений и органов УИС в 2017 году и мерах по ее совершенствованию»;
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // СПС Консультант;
4. Приказ ФСИН России № 336 от 29.04.2005 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний // СПС Консультант.
5. И.С. Цаплин, Р.Р. Сайфуллин «Социально-правовые вопросы функционирования кинологической службы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы» // Журнал «Пробелы в российском законодательстве» № 5. 2018. с.124-127
Рецензия
на статью Быкова Антона Ивановича
научного сотрудника отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России на тему: «Кинологическая служба в уголовно-исполнительной системе: вопрос экономической целесообразности»
Кинологическая служба - является одной из фундаментальных подразделений силовых структур, осуществляющих охрану правопорядка и пресечение противоправных действий, в частности в уголовно-исполнительных учреждениях. Не вызывает сомнений актуальность исследований в этой области, поскольку эффективное обеспечение режима в местах лишения свободы отражает суть уголовно-исполнительной политики.
В статье автор подробно рассматривает вопросы, касающиеся кинологической службы уголовно-исполнительной системы, ее развития, эффективности деятельности, а также финансирования в условиях действующей экономической обстановки. Опираясь на статистические данные ФСИН России в 2013-2018 гг. по выделению денежных средств на обеспечение рассматриваемой службы, автор делает прогноз и выводы. В статье проведен анализ рассмотренной темы, обозначены проблемы, которые, безусловно, сказываются на эффективности деятельности кинологических службы УИС.
Статья написана логично, выводы в статье присутствуют, оригинальность текста по системе Антиплагиат составляет 87,68 процентов, что свидетельствует о проработанности материала.
Данная статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Пробелы российского законодательства» и будет интересна как для сотрудников правоохранительных органов, так и научного сообщества.
Старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук Е.А. Дроздова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,59%