УДК 159.9 ББК 88.4 Р 75
Н.И. Рослякова
Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности
будущего специалиста
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ результатов исследования такого качества, как рефлексивность. Автор приводит количественную и качественную интерпретацию полученных в ходе исследования данных о выраженности рефлексивности в студенческой среде в рамках профессионального образования в вузе.
Ключевые слова:
Рефлексия, профессиональная подготовка, осмысление, личность, форма существования, философия исследования.
Проблема рефлексии обозначалась и в определенной степени решалась в рамках многих философских течений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривалась как важное средство выхода личности за пределы проживания жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего мира, но и самого себя. В философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, и средством взаимодействия с частными областями знаний [2].
Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психолого-педагогического знания, указывается ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации. Существующие на сегодняшний день подходы к пониманию происхождения и развития рефлексивности можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые рассматривают рефлексивность как феномен в мыслительной деятельности человека. Вторая группа понимает рефлексивность как специфическое образование в структуре личности. Однако в современной психологической теории нет единства в рассмотрении рефлексии как психического явления. Наиболее системным, как нам представляется, является подход А. В. Карпова,
И.М. Скитяевой [2], в котором дается целостное понимание рефлексии как качества, однопорядкового сознанию. На основе глубокого системно-функционального исследования авторы определяют место рефлексии в сложной структуре психики человека, рассматривая этот феномен в качестве комплексного синтетического образования, выступающего одновременно как психический процесс, свойство и состояние субъекта. В этом подходе рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» [1, с. 227].
Для профессиональной педагогической деятельности важно учитывать сделанные авторами выводы о том, что существует некая «область оптимальных значений» рефлексивности, задающая границы наиболее эффективного функционирования всей системы психики, являясь показателем адаптивности личности и эффективности профессиональной деятельности в системе субъект-субъект. На основе экспериментальных исследований авторы описывают полярные позиции (низко- и высокорефлексивные личности), так как они имеют своеобразные характеристики психической структуры. Для высокорефлексивных личностей характерна дифференциация и сложность взаи-
модействия когнитивной и личностных подсистем, низкорефлексивные характеризуются большей их интеграцией и неразделимостью в плане поведения. Ведущими интеллектуальными операциями для высокорефлексивной личности являются операции, предполагающие реализацию логической последовательности умственных действий, тогда как для низкорефлексивных личностей, напротив, базовыми являются интеллектуальные операции, связанные с одномоментным пространственным преобразованием ситуации [2].
В профессиональной педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З. Вульфов и В.Н. Хар-кин формулируют определение рассматриваемых нами феноменов таким образом: «Если рефлексия - цепочка внутренних сомнений, обсуждения с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое, то профессиональная рефлексия - та же внутренняя работа: соотнесения себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями... В свою очередь, педагогическая профессиональная рефлексия - то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы, прежде всего, с собственным педагогическим опытом» [4].
Исследователи отводят рефлексии ведущее место в профессиональном самосовершенствовании специалиста по обучению и воспитанию подрастающего поколения, педагогическая
ценность профессиональной рефлексии, в свою очередь, состоит в том, что именно она является непременным компонентом формирования профессиональной индивидуальности как неповторимого, самобытного стиля деятельности конкретного педагога.
Опираясь на теоретические положения, нами была поставлена задача - диагностика рефлексивности у студентов высших учебных заведений Краснодарского края и р. Адыгея.
В исследовании приняли участие 365 студентов 1, 2 курсов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета (ФППК) (122
студента ФППК, из них: 60 студентов 1 курса и 62 студента 2 курса), Адыгейского государственного университета (АГУ) (123 студента, из них: 64 студента 1 курса и 59 студентов 2 курса) и Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) (120 студентов, из них: 59 студентов 1 курса и 61 студент 2 курса).
Методика диагностики рефлексивности представляет собой опросник, включающий 27 вопросов, ответы на которые кодируется баллами от одного до семи, соответствующими степени согласия респондента с предлагаемым утверждением, касающимся его личности и особенностей выполнения деятельности. Ответы оцениваются с применением прямой и обратной шкалы. Полученные баллы суммируются и переводятся в стены. Результаты, равные 13 стенам, характеризуют низкий уровень рефлексивности. Результаты, равные 4-7 стенам, характеризуют средний уровень рефлексивности, результаты, равные 8-10 баллам характеризуют высокий уровень рефлексивности.
Результаты исследования рефлексивности, проведенного в группе студентов 1 курса Кубанского государственного университета (ФППК), позволили установить, что 20% (12 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности. Большинство респондентов 76,6 % (46 человек) имеют средний уровень развития рефлексивности. И всего 3,3% респондентов (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексии. Результаты диагностики студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) выявили 44,8% (28 человек) респондентов, имеющих низкий уровень рефлексивности и 55,2% (34 человека) респондентов со средним уровнем рефлексивности.
Сравнительный анализ данных разных курсов, полученных в группах студентов ФППК показал, что наибольшее число респондентов, имеющих низкий уровень развития рефлексивности, отмечается в группе 2 курса 44,8 %, что в 2 раза больше, чем в группе 1 курса, большее количество студентов, имеющих средний уровень развития рефлексивности, приходится на 1 курс - 76,7 %, что на 21,5 % больше чем в группе второго курса. Высокий уровень развития рефлексивности выражен слабо. В группе студентов второго курса Кубанского государ-
ственного университета (ФППК) нет высокорефлексивных людей.
Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень рефлексивности, что не предполагает ни серьезной увлеченности учебой, ни халатного к ней отношения. Степень учебной вовлеченности варьируется внешними, ситуационными координаторами.
В группе первого курса представлена типичная картина распределения изучаемого признака (нормальное распределение). Есть представители группы низкорефлексивных людей, что предполагает импульсивность действий и поступков, необдуманность решений, частую смену целей, интересов, желание быстрого результата, необходимость внешнего контроля, низкую концентрацию внимания, слабость самоконтроля, что может сказываться на академической успеваемости, снижая, ее уровень. В значительной степени меньше, но представлена и категория высокорефлексивных людей, что предполагает предпочтение работы, а не отдыха, постоянность интересов и целенаправленность, тщательность в подготовке к предстоящей деятельности при больших затратах времени. У высокорефлексивных людей выше устойчивость внимания, они эффективнее используют обратную связь, имеют лучшую зрительную и слуховую кратковременную память. Такие люди доминантны, но они и тревожнее, особенно в отношении качества своей деятельности, боятся ошибок.
Несколько нетипичной ситуацией характеризуется группа второго курса Кубанского государственного университета (ФППК). Принято считать, что по мере взросления на фоне увеличения ответственности за себя и других, в увеличении выполняемых социальных ролей и обязанностей у человека развивается интер-нальность, положительно коррелирующая с рефлексивностью. В группе второго курса ФППК импульсивных студентов в два раза больше, чем в группе первого курса, и их количество почти равно выраженности средней категории изучаемого признака, при абсолютном отсутствии второй крайней категории. Такая концентрация крайнего признака может существенно сказываться на групповой динамике, обусловленной влиянием срединного большинства. В данном случае большое количество им-
пульсивных студентов может привести к дезорганизации учебного процесса и снижению эффективности образовательных воздействий.
Результаты исследования проведенного в группе студентов 1 курса Адыгейского государственного университета (АГУ) позволили установить, что 26,7% (17 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 63,3% (41 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 10% (6 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.
Результаты диагностики студентов второго курса Адыгейского государственного университета позволили установить, что 13,3% (8 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 83,4% (49 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 3,3% (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.
Математический анализ психодиагностических данных студентов разных курсов, полученных в группах Адыгейского государственного университета, показал незначительность различий в выраженности уровней развития рефлексивности: в группе студентов первого курса число респондентов имеющих низкий уровень рефлексии: на 13,4% больше, чем в группе студентов второго курса, респондентов имеющих высокий уровень на 6,7 % больше, а студентов, имеющих средний уровень рефлексивности, больше в группе студентов второго курса на 20,1%
Интерпретируя полученные психодиагностические данные в группах студентов первого и второго курсов Адыгейского государственного университета можно констатировать типичность распределения признака по категориям, а также отсутствие возрастной динамики. В обеих группах доминирующим является средний уровень рефлексивности. Степень учебной ответственности и заинтересованности, эффективность образовательных воздействий достигается внешним стимулированием.
Результаты исследования, проведенного в группе студентов 1 курса Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) позволили установить, что 22,5% (13 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 71,6% (42 человека) респондентов имеют средний уровень развития
рефлексивности и 5,9% (4 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.
Результаты диагностики студентов второго курса Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) позволили установить, что 31,6% (19 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 65,8% (40 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 2,6% (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.
Сравнительный анализ данных разных курсов, полученных в группах студентов Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ), что наибольшее число респондентов, имеющих низкий уровень развития рефлексивности отмечается в группе 2 курса 31,6%, что на 9,1% превышает результаты группы 1 курса. Незначительная разница в 5,8% выявлена между студентами первого и второго курсов в выраженности среднего уровня рефлексивности. Высокий уровень развития рефлексивности выражен слабо, разница между группами также незначительна и соответствует 3,3%.
Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень рефлексивности. Степень учебной вовлеченности варьируется внешними, ситуационными координаторами. В обеих группах зарегистрировано большое количество респондентов с низким уровнем рефлексивности, в связи с чем можно рекомендовать проведение работы по развитию саморегуляции.
Сравнительный анализ данных всех групп показал, что наибольшее число респондентов с низким уровнем развития рефлексии зарегистрировано в группе второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) -44,8%, наименьшее в группе второго курса Адыгейского государственного университета -13,3 %; наибольшее число респондентов со средним уровнем развития рефлексии выявлено в группе 2 курса Адыгейского государственного университета - 83,4% (близко к наибольшему числу респондентов со средним уровнем развития рефлексии на первом курсе Кубанского государственного университета (ФППК) -76,7%), наименьшее - в группе второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) - 55,2%; наибольшее число респон-
дентов с высоким уровнем рефлексии зарегистрировано в группе студентов первого курса Адыгейского государственного университета -10%, наименьшее, а точнее отсутствие респондентов с высоким уровнем развития рефлексии, выявлено в группе студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК).
В результате исследования, с целью выявления уровня развития рефлексивности у студентов различных курсов обучения, было установлено, что во всех группах преобладает средний уровень рефлексивности.
Сравнительный анализ данных разных групп позволил установить, что уровень развития рефлексивности у студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) достоверно ниже, чем у студентов других групп, что должно привлечь дополнительное внимание со стороны педагогического коллектива.
Большое количество студентов с импульсивным поведением может привести к дезорганизации учебного процесса и снижению эффективности образовательных воздействий. В соответствии с особенностями импульсивного стиля познавательной деятельности с целью повышения академической успеваемости в овладении профессиональными знаниями можно рекомендовать использование внешнего стимулирования посредством поощрения, усиление внешнего контроля, предоставление учебной информации в виде заданий, требующих рефлексивных действий, но желательно в наглядном виде с опорой на перцептивно-рельефные признаки. Также повышать рефлексивность можно через развитие интернальности, социальной ответственности посредством привлечения импульсивных студентов к ответственным, но интересным и разнообразным делам (самодеятельность, общественные объединения и т.д.), через обучение анализу педагогических ситуаций, а также посредством включения разнообразных психологических методов комплексного формирования профессионального самосознания.
Примечания:
1. Исаев Е.И., Косарецкий СТ., Слободчиков В И.
Становление и развитие профессионального
сознания будущего педагога//Вопросы психологии. 2000, №3, с. 57-67
2. . ., . . лексии. - М.-Ярославль, 2002
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969
4. . ., . . -
: // психологии. 1985, №3