Научная статья на тему 'Нуминозность как институциональное условие взаимодействия бизнеса и политической власти в современной России'

Нуминозность как институциональное условие взаимодействия бизнеса и политической власти в современной России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ / НУМИНОЗНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / УСЛОВИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РАСКОЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / POLITICAL POWER / THE BUSINESS COMMUNITY / STAKEHOLDERS / NUMINOUSNESS / INSTITUTIONAL / CONDITION / SOCIO-CULTURAL DIVISIONS / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сукиасян А. Х.

В данной статье автор рассматривает нуминозность как институциональное условие взаимодействия российского бизнеса с политической властью на современном этапе сквозь призму социокультурного раскола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the author considers the numinousness as the institutional condition of interaction of Russian business with political power in modern Russia in terms of socio-cultural divisions.

Текст научной работы на тему «Нуминозность как институциональное условие взаимодействия бизнеса и политической власти в современной России»

УДК 159.9 ББК 88.4 Р 75

Н.И. Рослякова

Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности

будущего специалиста

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ результатов исследования такого качества, как рефлексивность. Автор приводит количественную и качественную интерпретацию полученных в ходе исследования данных о выраженности рефлексивности в студенческой среде в рамках профессионального образования в вузе.

Ключевые слова:

Рефлексия, профессиональная подготовка, осмысление, личность, форма существования, философия исследования.

Проблема рефлексии обозначалась и в определенной степени решалась в рамках многих философских течений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривалась как важное средство выхода личности за пределы проживания жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего мира, но и самого себя. В философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, и средством взаимодействия с частными областями знаний [2].

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психолого-педагогического знания, указывается ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации. Существующие на сегодняшний день подходы к пониманию происхождения и развития рефлексивности можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые рассматривают рефлексивность как феномен в мыслительной деятельности человека. Вторая группа понимает рефлексивность как специфическое образование в структуре личности. Однако в современной психологической теории нет единства в рассмотрении рефлексии как психического явления. Наиболее системным, как нам представляется, является подход А. В. Карпова,

И.М. Скитяевой [2], в котором дается целостное понимание рефлексии как качества, однопорядкового сознанию. На основе глубокого системно-функционального исследования авторы определяют место рефлексии в сложной структуре психики человека, рассматривая этот феномен в качестве комплексного синтетического образования, выступающего одновременно как психический процесс, свойство и состояние субъекта. В этом подходе рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» [1, с. 227].

Для профессиональной педагогической деятельности важно учитывать сделанные авторами выводы о том, что существует некая «область оптимальных значений» рефлексивности, задающая границы наиболее эффективного функционирования всей системы психики, являясь показателем адаптивности личности и эффективности профессиональной деятельности в системе субъект-субъект. На основе экспериментальных исследований авторы описывают полярные позиции (низко- и высокорефлексивные личности), так как они имеют своеобразные характеристики психической структуры. Для высокорефлексивных личностей характерна дифференциация и сложность взаи-

модействия когнитивной и личностных подсистем, низкорефлексивные характеризуются большей их интеграцией и неразделимостью в плане поведения. Ведущими интеллектуальными операциями для высокорефлексивной личности являются операции, предполагающие реализацию логической последовательности умственных действий, тогда как для низкорефлексивных личностей, напротив, базовыми являются интеллектуальные операции, связанные с одномоментным пространственным преобразованием ситуации [2].

В профессиональной педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З. Вульфов и В.Н. Хар-кин формулируют определение рассматриваемых нами феноменов таким образом: «Если рефлексия - цепочка внутренних сомнений, обсуждения с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое, то профессиональная рефлексия - та же внутренняя работа: соотнесения себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями... В свою очередь, педагогическая профессиональная рефлексия - то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы, прежде всего, с собственным педагогическим опытом» [4].

Исследователи отводят рефлексии ведущее место в профессиональном самосовершенствовании специалиста по обучению и воспитанию подрастающего поколения, педагогическая

ценность профессиональной рефлексии, в свою очередь, состоит в том, что именно она является непременным компонентом формирования профессиональной индивидуальности как неповторимого, самобытного стиля деятельности конкретного педагога.

Опираясь на теоретические положения, нами была поставлена задача - диагностика рефлексивности у студентов высших учебных заведений Краснодарского края и р. Адыгея.

В исследовании приняли участие 365 студентов 1, 2 курсов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета (ФППК) (122

студента ФППК, из них: 60 студентов 1 курса и 62 студента 2 курса), Адыгейского государственного университета (АГУ) (123 студента, из них: 64 студента 1 курса и 59 студентов 2 курса) и Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) (120 студентов, из них: 59 студентов 1 курса и 61 студент 2 курса).

Методика диагностики рефлексивности представляет собой опросник, включающий 27 вопросов, ответы на которые кодируется баллами от одного до семи, соответствующими степени согласия респондента с предлагаемым утверждением, касающимся его личности и особенностей выполнения деятельности. Ответы оцениваются с применением прямой и обратной шкалы. Полученные баллы суммируются и переводятся в стены. Результаты, равные 13 стенам, характеризуют низкий уровень рефлексивности. Результаты, равные 4-7 стенам, характеризуют средний уровень рефлексивности, результаты, равные 8-10 баллам характеризуют высокий уровень рефлексивности.

Результаты исследования рефлексивности, проведенного в группе студентов 1 курса Кубанского государственного университета (ФППК), позволили установить, что 20% (12 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности. Большинство респондентов 76,6 % (46 человек) имеют средний уровень развития рефлексивности. И всего 3,3% респондентов (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексии. Результаты диагностики студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) выявили 44,8% (28 человек) респондентов, имеющих низкий уровень рефлексивности и 55,2% (34 человека) респондентов со средним уровнем рефлексивности.

Сравнительный анализ данных разных курсов, полученных в группах студентов ФППК показал, что наибольшее число респондентов, имеющих низкий уровень развития рефлексивности, отмечается в группе 2 курса 44,8 %, что в 2 раза больше, чем в группе 1 курса, большее количество студентов, имеющих средний уровень развития рефлексивности, приходится на 1 курс - 76,7 %, что на 21,5 % больше чем в группе второго курса. Высокий уровень развития рефлексивности выражен слабо. В группе студентов второго курса Кубанского государ-

ственного университета (ФППК) нет высокорефлексивных людей.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень рефлексивности, что не предполагает ни серьезной увлеченности учебой, ни халатного к ней отношения. Степень учебной вовлеченности варьируется внешними, ситуационными координаторами.

В группе первого курса представлена типичная картина распределения изучаемого признака (нормальное распределение). Есть представители группы низкорефлексивных людей, что предполагает импульсивность действий и поступков, необдуманность решений, частую смену целей, интересов, желание быстрого результата, необходимость внешнего контроля, низкую концентрацию внимания, слабость самоконтроля, что может сказываться на академической успеваемости, снижая, ее уровень. В значительной степени меньше, но представлена и категория высокорефлексивных людей, что предполагает предпочтение работы, а не отдыха, постоянность интересов и целенаправленность, тщательность в подготовке к предстоящей деятельности при больших затратах времени. У высокорефлексивных людей выше устойчивость внимания, они эффективнее используют обратную связь, имеют лучшую зрительную и слуховую кратковременную память. Такие люди доминантны, но они и тревожнее, особенно в отношении качества своей деятельности, боятся ошибок.

Несколько нетипичной ситуацией характеризуется группа второго курса Кубанского государственного университета (ФППК). Принято считать, что по мере взросления на фоне увеличения ответственности за себя и других, в увеличении выполняемых социальных ролей и обязанностей у человека развивается интер-нальность, положительно коррелирующая с рефлексивностью. В группе второго курса ФППК импульсивных студентов в два раза больше, чем в группе первого курса, и их количество почти равно выраженности средней категории изучаемого признака, при абсолютном отсутствии второй крайней категории. Такая концентрация крайнего признака может существенно сказываться на групповой динамике, обусловленной влиянием срединного большинства. В данном случае большое количество им-

пульсивных студентов может привести к дезорганизации учебного процесса и снижению эффективности образовательных воздействий.

Результаты исследования проведенного в группе студентов 1 курса Адыгейского государственного университета (АГУ) позволили установить, что 26,7% (17 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 63,3% (41 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 10% (6 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.

Результаты диагностики студентов второго курса Адыгейского государственного университета позволили установить, что 13,3% (8 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 83,4% (49 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 3,3% (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.

Математический анализ психодиагностических данных студентов разных курсов, полученных в группах Адыгейского государственного университета, показал незначительность различий в выраженности уровней развития рефлексивности: в группе студентов первого курса число респондентов имеющих низкий уровень рефлексии: на 13,4% больше, чем в группе студентов второго курса, респондентов имеющих высокий уровень на 6,7 % больше, а студентов, имеющих средний уровень рефлексивности, больше в группе студентов второго курса на 20,1%

Интерпретируя полученные психодиагностические данные в группах студентов первого и второго курсов Адыгейского государственного университета можно констатировать типичность распределения признака по категориям, а также отсутствие возрастной динамики. В обеих группах доминирующим является средний уровень рефлексивности. Степень учебной ответственности и заинтересованности, эффективность образовательных воздействий достигается внешним стимулированием.

Результаты исследования, проведенного в группе студентов 1 курса Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) позволили установить, что 22,5% (13 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 71,6% (42 человека) респондентов имеют средний уровень развития

рефлексивности и 5,9% (4 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.

Результаты диагностики студентов второго курса Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) позволили установить, что 31,6% (19 человек) респондентов имеют низкий уровень развития рефлексивности, 65,8% (40 человек) респондентов имеют средний уровень развития рефлексивности и 2,6% (2 человека) имеют высокий уровень развития рефлексивности.

Сравнительный анализ данных разных курсов, полученных в группах студентов Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ), что наибольшее число респондентов, имеющих низкий уровень развития рефлексивности отмечается в группе 2 курса 31,6%, что на 9,1% превышает результаты группы 1 курса. Незначительная разница в 5,8% выявлена между студентами первого и второго курсов в выраженности среднего уровня рефлексивности. Высокий уровень развития рефлексивности выражен слабо, разница между группами также незначительна и соответствует 3,3%.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень рефлексивности. Степень учебной вовлеченности варьируется внешними, ситуационными координаторами. В обеих группах зарегистрировано большое количество респондентов с низким уровнем рефлексивности, в связи с чем можно рекомендовать проведение работы по развитию саморегуляции.

Сравнительный анализ данных всех групп показал, что наибольшее число респондентов с низким уровнем развития рефлексии зарегистрировано в группе второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) -44,8%, наименьшее в группе второго курса Адыгейского государственного университета -13,3 %; наибольшее число респондентов со средним уровнем развития рефлексии выявлено в группе 2 курса Адыгейского государственного университета - 83,4% (близко к наибольшему числу респондентов со средним уровнем развития рефлексии на первом курсе Кубанского государственного университета (ФППК) -76,7%), наименьшее - в группе второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) - 55,2%; наибольшее число респон-

дентов с высоким уровнем рефлексии зарегистрировано в группе студентов первого курса Адыгейского государственного университета -10%, наименьшее, а точнее отсутствие респондентов с высоким уровнем развития рефлексии, выявлено в группе студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК).

В результате исследования, с целью выявления уровня развития рефлексивности у студентов различных курсов обучения, было установлено, что во всех группах преобладает средний уровень рефлексивности.

Сравнительный анализ данных разных групп позволил установить, что уровень развития рефлексивности у студентов второго курса Кубанского государственного университета (ФППК) достоверно ниже, чем у студентов других групп, что должно привлечь дополнительное внимание со стороны педагогического коллектива.

Большое количество студентов с импульсивным поведением может привести к дезорганизации учебного процесса и снижению эффективности образовательных воздействий. В соответствии с особенностями импульсивного стиля познавательной деятельности с целью повышения академической успеваемости в овладении профессиональными знаниями можно рекомендовать использование внешнего стимулирования посредством поощрения, усиление внешнего контроля, предоставление учебной информации в виде заданий, требующих рефлексивных действий, но желательно в наглядном виде с опорой на перцептивно-рельефные признаки. Также повышать рефлексивность можно через развитие интернальности, социальной ответственности посредством привлечения импульсивных студентов к ответственным, но интересным и разнообразным делам (самодеятельность, общественные объединения и т.д.), через обучение анализу педагогических ситуаций, а также посредством включения разнообразных психологических методов комплексного формирования профессионального самосознания.

Примечания:

1. Исаев Е.И., Косарецкий СТ., Слободчиков В И.

Становление и развитие профессионального

сознания будущего педагога//Вопросы психологии. 2000, №3, с. 57-67

2. . ., . . лексии. - М.-Ярославль, 2002

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969

4. . ., . . -

: // психологии. 1985, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.